реферат, рефераты скачать
 

Административно-правовое регулирование управления административно-политической сферой


На военную службу призываются граждане в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете и не имеющие право на освобождение от призыва на военную службу или его отсрочку.

Призыв граждан на военную службу организует глава адми­нистрации района или города совместно с военным комиссаром района или города. Для организации и проведения призыва в районах и городах образуются призывные комиссии, на которые возлагается организация медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву, и принятие в отношении каж­дого из них индивидуального решения. Такими решениями мо­гут быть: о призыве гражданина на военную службу; о направлении на альтернативную службу; о предоставлении от­срочки от призыва; об освобождении от призыва на военную службу; об освобождении от воинской обязанности. В случае уклонения гражданина от призыва на военную службу призыв­ная комиссия направляет соответствующие материалы в следст­венные органы.

Призывная комиссия принимает также решение о виде, роде войск Вооруженных Сил или других войск, в котором гражда­нин будет проходить военную службу. Решение комиссии может быть обжаловано в призывную комиссию субъекта Российской Федерации или в суд.

Комплектование Вооруженных Сил посредством контракта предполагает добровольное заключение письменного договора о прохождении военной службы между гражданином и Министер­ством обороны Российской Федерации (министерством, ведомст­вом, в которых законодательством предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы.

Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать граждане мужского пола в возрасте от 18 до 40 лет и граждане женского пола в возрасте от 20 до 40 лет. Предвари­тельно желающие служить по контракту подлежат медицинскому освидетельствованию. Их данные: общеобразовательный ценз; уро­вень профессиональной подготовки; морально-психологические качества; физическая подготовка должны соответствовать также требованиям, установленным законом. При соответствии предъ­являемым требованиям граждане могут заключить контракт о прохождении военной службы. Отказ в заключении с граждани­ном контракта может быть обжалован в суд.

Законом о воинской обязанности и военной службе установ­лены три вида контрактов: а) контракт о прохождении военной службы в кадрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, органов внешней разведки или в органах феде­ральной службы безопасности; б) контракт о прохождении воен­ной службы в кадрах конкретной воинской части; в) контракт о прохождении военной службы на конкретной должности в кон­кретной воинской части.

Контракт о прохождении военной службы заключается на срок 3, 5 или 10 лет, а также на меньший срок. Он может быть расторгнут досрочно с согласия подписавших его сторон в случае заключения военнослужащим иного вида контракта о прохожде­нии военной службы.

Таким образом, комплектование Вооруженных Сил осуществля­ется: военнослужащими путем призыва граждан России на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан России на военную службу. Комплектование Вооруженных Сил осуществляется также гражданским персоналом — путем добровольного поступления на работу.

Успешное комплектование Вооруженных Сил Российской Фе­дерации во многом зависит от организации подготовки граждани­на к военной службе. Эту подготовку, которая предусматривает получение необходимых знаний по вопросам обороны, воинской обязанности граждан, приобретение навыков в области граждан­ской обороны, занятия военно-прикладными видами спорта, овла­дение военными специальностями и т.д., граждане могут получить в образовательных учреждениях. Порядок подготовки молодежи к военной службе определен Законом Российской Федерации «Об образовании» в редакции Закона Российской Федерации от 12 июля 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании».

Военная служба. Статья 35 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» определяет воен­ную службу как особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах службы без­опасности. Порядок организации и прохождения военной служ­бы в Вооруженных Силах определен вышеуказанным законом, Законом Российской Федерации «Об обороне». Законом Россий­ской Федерации от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих» , воинскими уставами и другими нормативными актами органов государственной власти. Особенности прохождения во­енной службы в других войсках, органах внешней разведки, федеральных органах службы безопасности определяются зако­нами, регулирующими их деятельность.

Военная служба подразделяется на действительную службу и службу в запасе. Действительная служба — это служба граж­дан в Вооруженных Силах Российской Федерации, других вой­сках, частях, подразделениях, учебных заведениях и других военных органах. Лица, проходящие действительную военную службу, являются военнослужащими. Их правовой статус определя­ется военным законодательством, в частности Законом Российской Федерации от 22 января 1993 г. «О статусе военнослужащих». Граждане, состоящие в запасе, именуются военнообязанными. Ли­ца, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы для подготовки или переподготовки к военной службе. Продол­жительность каждого военного сбора не может превышать двух месяцев. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев. Порядок прохождения военных сборов опре­деляется законом «О воинской обязанности и военной службе» и Положением о порядке проведения военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Военнослужащие и военно­обязанные приносят Военную присягу.

Военнослужащие и военнообязанные подразделяются на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов и офицерский состав. Последний подразделяется на младший офицерский состав (от младшего лейтенанта до капитана вклю­чительно и им равные), старший офицерский состав (от майора до полковника включительно и им равные), высший офицер­ский состав (генералы, адмиралы и маршалы).

Прохождение действительной военной службы предполагает исполнение военнослужащими воинских обязанностей, к кото­рым относятся: участие в боевых действиях; исполнение долж­ностных обязанностей, установленных в соответствии с воинскими уставами; несение боевого дежурства (боевой служ­бы); участие в учениях и походах кораблей; выполнение прика­зов, распоряжений, отданных командиром; нахождение на территории воинской части в течение установленного распоряд­ком дня служебного времени или дольше если это вызвано служебной необходимостью; нахождение в служебной команди­ровке; прохождение военных сборов; следование к месту служ­бы; лечение; оказание помощи правоохранительным органам в обеспечении законности и правопорядка; защита жизни, здо­ровья, чести и достоинства личности и др.

Законом Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О воинской обязан­ности и военной службе» от 7 апреля 1995 г. для военнослужа­щих определены следующие сроки службы: для проходящих военную службу по призыву — 24 месяца; для имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву — 12 месяцев; для проходящих военную службу по контракту — на срок контракта.

Военнослужащие по окончании срока службы и достижении установленного законом предельного возраста увольняются из рядов Вооруженных Сил Российской Федерации и зачисляются в запас, получая правовой статус военнообязанного запаса.

Военнообязанные, пребывающие в запасе и достигшие пре­дельного возраста пребывания в запасе либо признанные не годны­ми к военной службе по состоянию здоровья, переводятся военным комиссариатом в отставку и снимаются с воинского учета.

Правовой статус военнослужащих. Права, свободы, обязан­ности и ответственность военнослужащих определены Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих», а также иными нормативными актами.

Граждане Российской Федерации приобретают статус воен­нослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием этой службы. На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренных вышеуказанным законом и иным законодательством Российской Федерации. На членов семей во­еннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и чле­нов их семей распространяются льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные пользуются политическими, социально-экономическими права­ми и свободами и несут обязанности граждан Российской Феде­рации. Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимо­стью беспрекословного выполнения поставленных задач в лю­бых условиях, в том числе с риском для жизни.

Права и льготы военнослужащих. С учетом особенностей военной службы им предоставлены определенные льготы. Так, военнослужащие получают за счет государства денежное доволь­ствие, продовольственный паек (денежную компенсацию вместо выдачи пайка), обеспечиваются вещевым имуществом. Они име­ют право на бесплатный проезд и почтовые отправления, пользу­ются льготами по налогам, имеют льготы по оплате жилья. Для военнослужащих предусмотрены льготные условия при трудо­устройстве. Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом поступления в государственные об­разовательные учреждения.

Обязанности военнослужащих подразделяются на общие, должностные и специальные. К общим обязанностям относятся: защита суверенитета и территориальной целостности России, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения и другие, которые составляют существо воинского долга. Военнослужащий обязан: быть верным Военной присяге, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы, требования общевоинских уставов Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, беспрекословно выполнять приказы команди­ров (начальников); совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; быть бдительным, хранить государственную и военную тайну и др.

Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются законодательными актами, воински­ми уставами и другими нормативными документами. Военнослу­жащие, находящиеся на боевой службе (дежурстве), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоя­тельствах. выполняют специальные обязанности. Для выполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться до­полнительными правами (на применение оружия, силы, предъяв­лять требования, обязательные к исполнению, и др.), которые определяются законодательством.

Ответственность военнослужащих. В зависимости от харак­тера и тяжести совершенного правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Военнообязанные и призывники за нарушение правил воин­ского учета, неявку по вызову в военный комиссариат без уважи­тельных причин, за умышленную порчу или небрежное хранение военных билетов, повлекшие их утрату, привлекаются к админи­стративной ответственности. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы влечет уголовную ответст­венность по ст. 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

§5 Взаимоотношения органов управления обороной с органами внутренних дел


Взаимоотношения органов управления обороной с органами внутренних дел базируются на основе сотрудничества и взаимодей­ствия. Органы внутренних дел участвуют в организации террито­риальной обороны Российской Федерации, организуют совместные действия с Вооруженными Силами, другими войсками и воински­ми формированиями по осуществлению обороны. МВД России производит в установленном порядке согласование с Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации размещение основных видов вооружения, подлежащих ограничению (контро­лю) в соответствии с международными договорами России.

Органы внутренних дел обязаны оказывать военным комиссариатам помощь и содействие в проведении призыва граждан на действительную военную службу (военные сборы), в контроле за соблюдением гражданами правил воинского учета. Органы внутренних дел организуют и осуществляют розыск лиц, укло­няющихся от призыва на военную службу.

Граждане Российской Федерации приобретают статус воен­нослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием этой службы. На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренных вышеуказанным законом и иным законодательством Российской Федерации. На членов семей во­еннослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и чле­нов их семей распространяются льготы, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Военнослужащие и призванные на сборы военнообязанные пользуются политическими, социально-экономическими права­ми и свободами и несут обязанности граждан Российской Феде­рации. Особенности правового статуса военнослужащих в обществе определяются возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимо­стью беспрекословного выполнения поставленных задач в лю­бых условиях, в том числе с риском для жизни.

Права и льготы военнослужащих. С учетом особенностей военной службы им предоставлены определенные льготы. Так, военнослужащие получают за счет государства денежное доволь­ствие, продовольственный паек (денежную компенсацию вместо выдачи пайка), обеспечиваются вещевым имуществом. Они име­ют право на бесплатный проезд и почтовые отправления, пользу­ются льготами по налогам, имеют льготы по оплате жилья. Для военнослужащих предусмотрены льготные условия при трудо­устройстве. Граждане, уволенные с военной службы, пользуются преимущественным правом поступления в государственные об­разовательные учреждения.

Обязанности военнослужащих подразделяются на общие, должностные и специальные. К общим обязанностям относятся: защита суверенитета и территориальной целостности России, обеспечение безопасности государства, отражение вооруженного нападения и другие, которые составляют существо воинского долга. Военнослужащий обязан: быть верным Военной присяге, строго соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы, требования общевоинских уставов Вооруженных Сил Россий­ской Федерации, беспрекословно выполнять приказы команди­ров (начальников); совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество; быть бдительным, хранить государственную и военную тайну и др.

Должностные обязанности военнослужащих и порядок их исполнения определяются законодательными актами, воински­ми уставами и другими нормативными документами. Военнослу­жащие, находящиеся на боевой службе (дежурстве), в суточном и гарнизонном нарядах, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоя­тельствах, выполняют специальные обязанности. Для выполнения специальных обязанностей военнослужащие могут наделяться до­полнительными правами (на применение оружия, силы, предъяв­лять требования, обязательные к исполнению, и др.), которые определяются законодательством.

Ответственность военнослужащих. В зависимости от харак­тера и тяжести совершенного правонарушения военнослужащие несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Военнообязанные и призывники за нарушение правил воин­ского учета, неявку по вызову в военный комиссариат без уважи­тельных причин, за умышленную порчу или небрежное хранение военных билетов, повлекшие их утрату, привлекаются к админи­стративной ответственности. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы влечет уголовную ответст­венность по ст. 328 Уголовного Кодекса Российской Федерации.

2. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ

§1 Понятие, содержание и особенности управления безопасностью

Безопасность — это неприкосновенность государственного суверенитета, территориальной целостности и обороноспособно­сти Российской Федерации, ее конституционного строя, прав, свобод и законных интересов личности.

Управление безопасностью представляет деятельность госу­дарственных органов по обеспечению безопасности личности, общества и государства, состоящую в осуществлении контрраз­ведывательных и разведывательных мероприятий; в предупреж­дении, пресечении и раскрытии деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильст­венное изменение конституционного строя Российской Федера­ции и предусмотренных законом других преступлений; в обеспечении защиты сведений, составляющих государственную тайну; в охране Государственной границы России.

Управление безопасностью имеет свои особенности. Во-пер­вых, оно не ограничивается пределами отрасли управления, ибо защита прав, свобод граждан, государственных интересов, госу­дарственной тайны является функцией всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. Во-вторых, органы, обеспечивающие безопасность, помимо управленческой деятельности осуществляют оперативно-розыскные мероприя­тия, проводят дознание и предварительное следствие по дела, которые отнесены законом к их ведению. В-третьих, для управ­ления безопасностью, так же как и для управления обороной, характерны централизация, единоначалие, особый порядок про­хождения службы в органах безопасности, строгая дисциплина.

Управление безопасностью отнесено Конституцией Россий­ской Федерации к ведению России. Федеральные органы пред­ставительной и исполнительной власти образуют органы и службы безопасности, определяют их правовой статус, а также решают другие вопросы по обеспечению безопасности. Так, Фе­деральное Собрание Российской Федерации принимает законы по вопросам безопасности. Президент России издает указы, осуществляет руководство деятельностью органов безопасности, Правительство Российской Федерации принимает меры по обес­печению безопасности России.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся защита прав и свобод челове­ка и гражданина, режим пограничных зон и др.

К органам исполнительной власти, непосредственно осуще­ствляющим управление безопасностью, относятся: Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Служба безопасно­сти Президента Российской Федерации, Федеральная служба охраны Российской Федерации, Служба внешней разведки Рос­сийской Федерации. Федеральная пограничная служба Россий­ской Федерации и др.

 

§2 Система и правовое положение органов федеральной службы безопасности и других служб безопасности


Органы федеральной службы безопасности являются состав­ной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают без­опасность личности, общества и государства.

Руководство деятельностью органов федеральной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Система органов федеральной службы безопасности. Органы федеральной службы безопасности представляют собой единую централизованную систему. В состав этой системы входят: Феде­ральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ Рос­сии); управления (отделы) ФСБ России по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); управления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных военных форми­рованиях, а также в их органах управления (органы безопасно­сти в войсках). Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчинении Феде­ральной службе безопасности России.

Органы Федеральной службы безопасности в своем подчине­нии имеют предприятия, учебные заведения, научно-исследова­тельские, экспертные и военно-медицинские учреждения и подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения и др.

Возглавляет систему органов безопасности Федеральная служба безопасности Российской Федерации, которая является органом исполнительной власти. Она создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осущест­вляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные и иные акты, непос­редственно реализует основные направления деятельности орга­нов безопасности.

Структура и организация деятельности ФСБ России опреде­ляются Положением о ней, утверждаемым Президентом Россий­ской Федерации. ФСБ России возглавляет директор на правах федерального министра.

Деятельность органов ФСБ осуществляется на основе принципов: законности; уважения и соблюдения прав и свобод чело­века и гражданина; гуманизма; единства системы органов федеральной службы безопасности и централизма управления ими; конспирации, сочетания гласности и негласных методов и средств деятельности.

Административно-правовой статус органов федеральной службы безопасности. Правовую основу деятельности органов ФСБ составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 22 февраля 1995 г. «Об органах феде­ральной службы безопасности в Российской Федерации», Поло­жение о федеральной службе безопасности Российской Федерации. Деятельность органов ФСБ России осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Феде­рации.

Федеральный Закон об органах федеральной службы без­опасности в Российской Федерации определяет назначение, сис­тему, правовые основы, принципы, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов ФСБ, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.

Основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности. Деятельность органов ФСБ России осуще­ствляется по следующим направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью; разведывательная дея­тельность.

Контрразведывательная деятельность — это деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций ино­странных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.