реферат, рефераты скачать
 

Административно-правовое регулирование управления административно-политической сферой


Основаниями для осуществления этой деятельности являют­ся: наличие данных о признаках разведывательной и иной дея­тельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности стране; необходимость обеспечения защиты сведе­ний, составляющих государственную тайну; необходимость изу­чения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам безопасности на конфиденциальной основе; необходимость обеспечения собственной безопасности.

Борьба с преступностью. Органы безопасности в соответст­вии с законодательством осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, дознание и предвари­тельное следствие по делам, которые отнесены законом к их ведению. Эта деятельность осуществляется в соответствии с за­коном «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», уголовным и уголовно-процессуальным законода­тельством, а также законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».

На органы безопасности федеральными законами и иными нормативными актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с орга­нами внешней разведки Российской Федерации. Порядок прове­дения разведывательных мероприятий, а также использования негласных методов и средств при осуществлении разведыватель­ной деятельности определяется нормативными актами ФСБ Рос­сии. Сведения об организациях, тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют госу­дарственную тайну.

Обязанности органов федеральной службы безопасности. В соответствии с поставленными перед ними задачами органы безопасности обязаны:

- информировать Президента и Председателя Правительства Российской Федерации по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной вла­сти субъектов федерации об угрозах безопасности России;

- выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность спецслужб, организаций иностранных го­сударств, отдельных лиц, направленную на нанесение ущер­ба безопасности страны; добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности России, повышения ее экономического, научно-технического и обо­ронного потенциала;

- выявлять, предупреждать и пресекать преступления, осуще­ствлять дознание и предварительное следствие по делам, отнесенным законодательством к их ведению; осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или по­дозреваемых в их совершении; выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма; разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью не­законных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

- обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внутренних войсках МВД России, Войсках гражданской обороны Российской Федера­ции, иных воинских формированиях и в органах управления, а также в органах внутренних дел, федеральных органах нало­говой полиции, федеральных органах правительственной связи и информации, таможенных органах Российской Федерации;

- обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объ­ектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных.

Основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности. Деятельность органов ФСБ России осуще­ствляется по следующим направлениям: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью; разведывательная дея­тельность.

Контрразведывательная деятельность — это деятельность по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций ино­странных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности России.

Основаниями для осуществления этой деятельности являют­ся: наличие данных о признаках разведывательной и иной дея­тельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности стране; необходимость обеспечения защиты сведе­ний, составляющих государственную тайну; необходимость изу­чения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам безопасности на конфиденциальной основе; необходимость обеспечения собственной безопасности.

Борьба с преступностью. Органы безопасности в соответст­вии с законодательством осуществляют оперативно-розыскную деятельность, направленную на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, дознание и предвари­тельное следствие по делам, которые отнесены законом к их ведению. Эта деятельность осуществляется в соответствии с за­коном «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», уголовным и уголовно-процессуальным законода­тельством, а также законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».

На органы безопасности федеральными законами и иными нормативными актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ в пределах своих полномочий и во взаимодействии с орга­нами внешней разведки Российской Федерации. Порядок прове­дения разведывательных мероприятий, а также использования негласных методов и средств при осуществлении разведыватель­ной деятельности определяется нормативными актами ФСБ Рос­сии. Сведения об организациях, тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют госу­дарственную тайну.

Обязанности органов федеральной службы безопасности. В соответствии с поставленными перед ними задачами органы безопасности обязаны:

- информировать Президента и Председателя Правительства Российской Федерации по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной вла­сти субъектов федерации об угрозах безопасности России;

- выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность спецслужб, организаций иностранных го­сударств, отдельных лиц, направленную на нанесение ущер­ба безопасности страны; добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности России, повышения ее экономического, научно-технического и обо­ронного потенциала;

- выявлять, предупреждать и пресекать преступления, осуще­ствлять дознание и предварительное следствие по делам, отнесенным законодательством к их ведению; осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или по­дозреваемых в их совершении; выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма; разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью не­законных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

- обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, Пограничных войсках Российской Федерации, внутренних войсках МВД России, Войсках гражданской обороны Российской Федера­ции, иных воинских формированиях и в органах управления, а также в органах внутренних дел, федеральных органах нало­говой полиции, федеральных органах правительственной связи и информации, таможенных органах Российской Федерации;

- обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объ­ектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопас­ность в сфере космических исследований, приоритетных на­учных разработок, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации.

Органы безопасности обязаны участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государст­венную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохран­ности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на пред­приятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну.

Органы ФСБ во взаимодействии со Службой внешней раз­ведки Российской Федерации должны проводить мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан России за ее пределами; осуществлять во взаимодействии с Пограничными войсками меры по обеспечению охраны Государственной грани­цы Российской Федерации; обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств ино­странных государств на территории России; участвовать совме­стно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории России общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий.

На органы безопасности возлагается обязанность осуществлять регистрацию и централизованный учет радио данных и радиоизлучении, передающих радиоэлектронных средств; выявление на тер­ритории России радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, работа которых представляет угрозу безопасности России, а также радиоизлучения передающих радиоэлектронных средств, используемых в противоправных целях.

Органы безопасности участвуют в соответствии с законода­тельством в решении вопросов, касающихся приема в россий­ское гражданство и выхода из него, въезда на территорию России и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации и др.

Права органов федеральной службы безопасности. Органам ФСБ для выполнения возложенных на них обязанностей предо­ставляется право:

- устанавливать на конфиденциальной основе отношения со­трудничества с лицами, давшими на то согласие; осуществ­лять оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений; производить дознание и предварительное следствие по уго­ловным делам, которые отнесены законодательством к веде­нию федеральной службы безопасности;

- осуществлять шифровальные работы в органах ФСБ, а также контроль за соблюдением режима секретности при обраще­нии с шифрованной информацией в шифровальных подразде­лениях государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности; получать без­возмездно от них необходимую информацию;

- использовать в предусмотренных в Законе об органах ФСБ случаях средства связи и транспорта, принадлежащие государ­ственным органам, предприятиям, учреждениям и организа­циям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств, которые законодательством освобожде­ны от такого использования), а также гражданам;

- в установленных Законом об органах ФСБ случаях беспрепят­ственно входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения предприятий, учреждений и орга­низаций независимо от форм собственности; проверять у граж­дан и должностных лиц документы, удостоверяющие их личность; осуществлять административное задержание право­нарушителей; производить их личный досмотр, досмотр и изъ­ятие вещей и документов; применять физическую силу, специальные средства и оружие в случаях и порядке, предус­мотренных законодательством и иными правовыми актами Российской Федерации для сотрудников милиции.

Федеральным законом об органах ФСБ органы безопасности и их сотрудники наделены и иными правами для выполнения возложенных на них задач и служебных обязанностей.

§3 Лица, содействующие органам федеральной службы безопасно­сти.

Как уже отмечалось, органы ФСБ могут привлекать отдель­ных лиц с их согласия к содействию в решении возложенных на органы обязанностей на гласной и негласной (конфиденциаль­ной) основе, в том числе в качестве внештатных сотрудников. Их полномочия определяются нормативными актами ФСБ Рос­сии.

Лица, оказывающие содействие органам безопасности, име­ют право: заключать контракт с органами ФСБ о конфиденциаль­ном сотрудничестве; получать от сотрудников ФСБ разъяснения своих задач, обязанностей и прав; использовать в целях конспира­ции документы, зашифровывающие личность; получать вознаг­раждение, компенсацию за ущерб, причиненный их здоровью либо имуществу в процессе содействия органам ФСБ.

Указанные лица обязаны: соблюдать условия заключенного с органами безопасности контракта или договоренности о сотруд­ничестве; выполнять поручения органов безопасности, направлен­ные на осуществление возложенных на них обязанностей; не допускать умышленного предоставления необъективной, непол­ной, ложной или клеветнической информации; не разглашать сведения, составляющие государственную тайну, и иные сведе­ния, ставшие им известными в процессе оказания содействия органам ФСБ.

Запрещается использовать конфиденциальное содействие на контактной основе депутатов, судей, прокуроров, адвокатов, не­совершеннолетних, священнослужителей и полномочных офи­циально зарегистрированных религиозных организаций.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ содействие на конфиденциальной основе, составляют госу­дарственную тайну и могут быть преданы гласности только с письменного согласия этих лиц и в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Контроль и надзор за деятельностью органов федеральной службы безопасности. Контроль за деятельностью органов ФСБ осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и судебные органы в пределах полномочий, опреде­ляемых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Депу­таты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы в связи с осуществлением ими депутатской деятельности вправе получать сведения о деятельности органов ФСБ в поряд­ке, определяемом законодательством Российской Федерации.

Надзор за исполнением органами ФСБ законов Российской Федерации осуществляет Генеральный прокурор Российской Фе­дерации и уполномоченные им прокуроры.

Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам ФСБ содействие на конфиденциальной основе, а также об орга­низации, тактике, методах и средствах осуществления деятель­ности органов ФСБ в предмет прокурорского надзора не входят.

Кроме органов ФСБ функции по обеспечению безопасности и охране государственной тайны осуществляют и иные органы. Так, функции охраны Президента Российской Федерации и чле­нов его семьи осуществляет Служба Безопасности Президента Российской Федерации.

Указанная Служба безопасности в своей деятельности руко­водствуется Конституцией Российской Федерации, федеральны­ми законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, Положением о Службе безопасности Президента Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 1996 г.

Основными задачами службы безопасности Президента яв­ляются:

- обеспечение безопасности Президента Российской Федера­ции в местах постоянного или временного пребывания, в том числе на трассах проезда;

- прогнозирование и своевременное выявление угроз безопас­ности Президента России, осуществление мер по их предуп­реждению и нейтрализации;

- осуществление государственной охраны членов семьи Прези­дента Российской Федерации и др.

Общее руководство Службой безопасности осуществляет не­посредственно Президент. Службу возглавляет Директор, на­значаемый Президентом.

Функции по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране (объекты государственной охраны), осу­ществляет Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) — федеральный орган государственной охраны. ФСО России входит в структуру федеральных органов исполни­тельной власти. Руководство ФСО России осуществляют Президент России, а также Правительство России. В ФСО России предусматривается военная служба.

ФСО России в своей деятельности руководствуется Консти­туцией Российской Федерации, Федеральным законом от 24 апреля 1996 г. «О государственной охране», иными федеральными законами, указами и распоряжениями Президен­та Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными дого­ворами Российской Федерации, Положением о Федеральной службе охраны Российской Федерации .

Согласно Положению основными задачами ФСО России яв­ляются:

- прогнозирование и выявление угрозы жизненно важным ин­тересам объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этой угрозы; обеспечение безопасности объектов государственной охраны в местах их постоянного и временного пребывания и на трассах проезда;

- выявление, предупреждение и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны;

- защита зданий, строений и сооружений, в которых размеще­ны федеральные органы государственной власти, прилегаю­щих к указанным зданиям и сооружениям территорий и акваторий в целях обеспечения безопасности объектов госу­дарственной охраны, а также зданий, строений, сооружений, прилегающих к ним территорий и акваторий, находящихся в оперативном управлении ФСО России;

- обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования президентской связи;

- участие в пределах своих полномочий в борьбе с террориз­мом и др.

ФСО России возглавляет руководитель в ранге Председателя государственного комитета Российской Федерации, который подчиняется Президенту Российской Федерации. Руководитель

Службы назначается на должность и освобождается от должно­сти Президентом Российской Федерации. Первый заместитель и заместители руководителя ФСО России, командир Президент­ского полка назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представле­нию руководителя ФСО России.

В состав ФСО России входит Служба безопасности Президен­та Российской Федерации.

Вопросами обеспечения правительственной связи и инфор­мации, а также сохранения их тайны ведает Федеральное агент­ство правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, которое подчиняется непосредственно Президенту России.

К органам обеспечения безопасности относится также Меж­ведомственная комиссия по защите государственной тайны., основной функцией которой является координация деятельно­сти федеральных органов государственной власти и органов го­сударственной власти субъектов Российской Федерации по защите государственной тайны в интересах разработки и выпол­нения государственных программ, нормативных и методических документов, обеспечивающих реализацию федерального законо­дательства о государственной тайне.

Правовую основу деятельности Межведомственной комиссии составляют Конституция Российской Федерации, Законы Россий­ской Федерации «О безопасности», «О государственной тайне», Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», указы и распоряжения Президента Российской Фе­дерации, постановления и распоряжения Правительства Россий­ской Федерации, регулирующие отношения в области защиты государственной тайны. Специальным правовым актом, определя­ющим статус межведомственной комиссии по защите государст­венной тайны, является Положение о ней, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 20 января 1996 г.

Органы государственной власти в соответствии с Законом от 21 июня 1993 г. «О государственной тайне» в пределах своей компетенции обеспечивают защиту сведений, составляющих го­сударственную тайну. Перечень этих сведений утвержден Ука­зом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г.


§4 Внешняя разведка и ее правовой статус


Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов — органов внеш­ней разведки Российской Федерации — является составной час­тью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государ­ства от внешних угроз с использованием определенных законо­дательством методов и средств.

Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки посредством: добывания и обработки инфор­мации о затрагивающих жизненно важные интересы России реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (разве­дывательная информация; оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения без­опасности Российской Федерации.

Целями разведывательной деятельности являются: обеспече­ние Президента Российской Федерации, Федерального собрания и Правительства Российской Федерации разведывательной инфор­мацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, обороннной, научно-технической и экологической областях; обеспечение условий, способствующих успешной реали­зации политики Российской Федерации в сфере безопасности; содействие экономическому развитию, научно-техническому про­грессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Правовой статус органов внешней разведки. Правовую осно­ву разведывательной деятельности составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон Российской Федера­ции от 8 декабря 1995 г. «О внешней разведке», определяющий статус, основы организации и функционирования внешней разведки, порядок контроля и надзора за ее деятельностью, а также иные акты федеральных органов государственной власти, касаю­щиеся внешней разведки Российской Федерации. Органы внеш­ней разведки в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством издают нормативные правовые акты, регули­рующие их деятельность.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.