| |||||
МЕНЮ
| Административно-правовое регулирование управления административно-политической сферойСогласно закону «О внешней разведке» разведывательная деятельность осуществляется на основе принципов: разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации; законности; уважения прав и свобод человека и гражданина; подконтрольности Президенту Российской Федерации и Федеральному Собранию; сочетания гласных и негласных методов и средств. Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки предоставляются следующие полномочия: установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие; осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности; использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств внешней разведки; организация и обеспечение защиты государственной тайны в учреждениях России, находящихся за пределами ее территории; обеспечение безопасности сотрудников учреждений России, находящихся за пределами Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания. Внешняя разведка заключает с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашения, необходимые для осуществления разведывательной деятельности; взаимодействует с федеральными органами, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны; взаимодействует с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном законом «О внешней разведке». Органы внешней разведки и их сотрудники осуществляют связь с общественными объединениями, средствами массовой информации и гражданами. В процессе разведывательной деятельности органы внешней разведки могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Применение методов и средств разведывательной деятельности в отношении граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации не допускается. Органы внешней разведки для достижения целей разведывательной деятельности вправе использовать информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку, снятие информации с технических каналов связи, а также другие методы и средства, не причиняющие вред жизни и здоровью людей и не приносящие ущерб окружающей среде. Порядок использования негласных методов и средств разведывательной деятельности определяется федеральными законами и нормативными правовыми актами органов внешней разведки. Содержание правовых актов по вопросам применения негласных методов и средств разведывательной деятельности составляет государственную тайну. Обеспечение собственной безопасности осуществляется органами внешней разведки в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». Разведывательная информация предоставляется Президенту Российской Федерации, палатам Федерального Собрания, Правительству Российской Федерации и определяемым Президентом России федеральным органам исполнительной и судебной власти, предприятиям, учреждениям и организациям. Руководители и другие должностные лица федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, предприятий, учреждений и организаций, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, которым предоставляется разведывательная информация, несут установленную федеральным законом ответственность за разглашение содержащихся в ней сведений, составляющих государственную тайну или раскрывающих источники указанной информации. §5 Организация деятельности органов внешней разведки. Разведывательная деятельность осуществляется как самостоятельными, так и входящими в структуру других федеральных органов исполнительной власти органами внешней разведки. Создание, организация и упразднение самостоятельного органа внешней разведки Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном федеральным законом, регулирующим образование федеральных органов исполнительной власти. Решение о создании, реорганизации и об упразднении органа внешней разведки в составе федерального органа исполнительной власти принимается Президентом Российской Федерации по представлению руководителя соответствующего федерального органа исполнительной власти. Положения об органах внешней разведки утверждаются Президентом России. Сферы деятельности органов внешней разведки следующие: 1) Службой внешней разведки Российской Федерации осуществляется разведывательная деятельность в политической, экономической, военно-стратегической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории России, и командированных за пределы территории России граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну; 2) органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации разведывательная деятельность осуществляется в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах; 3) органом внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации разведывательная деятельность осуществляется в политической, экономической, военной и научно-технической сферах путем использования радиоэлектронных средств; 4) органом внешней разведки Федеральной пограничной службы Российской Федерации разведывательная деятельность осуществляется в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации. Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки и в соответствии с Федеральным законом «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации». Общее руководство органами внешней разведки осуществляет Президент Российской Федерации, который определяет задачи разведывательной деятельности, контролирует и координирует деятельность органов внешней разведки; назначает руководителей органов внешней разведки; осуществляет и другие функции по руководству органами внешней разведки. Кроме Президента Российской Федерации контроль за деятельностью органов внешней разведки осуществляет Парламент Российской Федерации. Парламентский контроль осуществляется в порядке, устанавливаемом федеральными законами, а также путем проверки Счетной палатой Российской Федерации исполнения утвержденных Государственной Думой и Советом Федерации смет расходов на содержание органов внешней разведки. Надзор за исполнением органами внешней разведки федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры. Сведения о лицах, оказывающих или оказывавших органам внешней разведки Российской Федерации конфиденциальное содействие, а также об организациях, методах и средствах осуществления деятельности органов внешней разведки в предмет прокурорского надзора не входят. §6 Охрана государственной границы Российской Федерации Государственная граница — есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Охрана государственной границы является составной частью государственной системы обеспечения безопасности России и заключается в осуществлении политических, правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и иных мер по: - недопущению противоправного изменения прохождения государственной границы; - обеспечению соблюдения юридическими и физическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через границу; - защите на этой границе иных жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Законодательство о государственной границе Российской Федерации базируется на Конституции Российской Федерации, международных договорах России и состоит из закона «О Государственной границе Российской Федерации» , Положения о федеральной пограничной службе Российской Федерации и других нормативных актов. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законе “О Государственной границе Российской федерации» и других законодательных актах о государственной границе, то применяются правила международного договора. Закон о Государственной границе устанавливает режим государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через государственную границу, полномочия государственных органов в сфере охраны государственной границы, полномочия пограничных войск, войск противовоздушной обороны, военно-морского флота, иных войск и воинских формирований Российской Федерации в сфере охраны государственной границы. Режим государственной границы включает правила содержания границы; ее пересечения: перемещения через границу грузов, товаров и животных; пропуска через границу лиц, транспорта, товаров и животных; ведения на границе хозяйственной и иной деятельности; разрешения с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением указанных правил. Пограничный режим — режим пограничной зоны, территориальных вод Российской Федерации служит интересам создания необходимых условий для охраны государственной границы. Пограничный режим включает правила въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств, хозяйственной и иной деятельности в пограничной зоне. В эту зону включаются: зона местности шириной до 5 км вдоль государственной границы на суше, морского побережья России, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и островов на указанных водоемах. Исходя из характера отношений России с сопредельным государством на отдельных участках государственной границы пограничная зона может не устанавливаться. Режим в пунктах пропуска через государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые исключительно в интересах создания условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля. §7 Полномочия органов государственной власти Российской Федерации. Федеральное Собрание Российской Федерации, Президент России и Правительство России издают, соответственно, законы, указы, постановления по вопросам охраны государственной границы. Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции участвуют в охране государственной границы. Так, Министерство иностранных дел России ведет переговоры по установлению государственной границы, установлению режима государственной границы и другим вопросам. Министерство обороны несет ответственность за охрану государственной границы в воздушном пространстве и подводной среде, обеспечивает участие Вооруженных Сил в охране границы, оказывает содействие пограничным войскам. Соответствующие федеральные министерства и ведомства осуществляют на государственной границе таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный и иные виды контроля. В охране государственной границы участвуют органы федеральной службы безопасности, органы внутренних дел и др. Головным (координационным) федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны государственной границы является Федеральная пограничная служба Российской Федерации (ФПС России). ФПС России обеспечивает реализацию государственной пограничной политики Российской Федерации в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны России. ФПС России подведомственна Президенту Российской Федерации по вопросам, закрепленным за ним Конституцией, и подчиняется Правительству России. ФПС России возглавляет систему органов пограничной службы (Пограничные войска, органы пограничного и иных видов контроля, оперативные органы, органы обеспечения безопасности, учебные заведения, предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчинении ФПС России) и координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны государственной границы. ФПС России возглавляет директор в ранге федерального министра. Он же является главнокомандующим Пограничными войсками Российской Федерации. Директор ФПС России назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Директор руководит деятельностью коллегии ФПС России и Главного военного совета Пограничных войск. Основные задачи и функции ФПС России: • руководство органами пограничной службы и организация охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоной России; • организация охраны государственных границ государств СНГ на основе двусторонних договоров (соглашений); организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации; • организация разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности органов пограничной службы Российской Федерации и обеспечение взаимодействия с органами, осуществляющими эти виды деятельности; участие в охране дипломатических представительств Российской Федерации за границей. ФПС России участвует в разработке и реализации государственной пограничной политики России и федеральных пограничных программ, в подготовке законодательных актов. Разрабатывает нормативные акты по вопросам охраны государственной границы, меры по предупреждению и пресечению незаконного изменения прохождения границы, соблюдению пограничного режима в пунктах пропуска через границу и осуществляет контроль за их реализацией. На ФПС России возлагаются также обеспечение добывания и обработки информации об угрозах безопасности России в сфере охраны государственной границы, предоставление ее Президенту Российской Федерации, Правительству Российской Федерации; обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну; обеспечение безопасности военнослужащих и гражданского персонала органов пограничной службы и др. ФПС России организует информационно-аналитическое и научное обеспечение деятельности органов пограничной службы Российской Федерации, проведение аналитических исследований в сфере охраны государственной границы, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, представляет информационно-аналитические материалы по этим вопросам Президенту Российской Федерации, Федеральному Собранию, Правительству Российской Федерации, а также другим заинтересованным органам государственной власти Российской Федерации. ФПС России руководит пограничными представителями, которые назначаются Правительством Российской Федерации на определенные участки государственной границы Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Согласно Положению о пограничных представителях Российской Федерации, которое утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 1995 г. пограничные представители осуществляют контроль за соблюдением режима государственной границы, принимают меры для недопущения нарушений порядка содержания границы, ее пересечения лицами и транспортными средствами, перемещения через границу грузов, товаров и животных, ведения на границе хозяйственной, промысловой и иной деятельности. Пограничные представители имеют право: пересекать государственную границу Российской Федерации в порядке, установленном соответствующими договорами Российской Федерации; проводить встречи с пограничными представителями сопредельных государств; привлекать в случае необходимости к расследованию пограничных инцидентов специалистов; требовать от должностных лиц и граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства соблюдения законодательства Российской Федерации о государственной границе Российской Федерации и договоров России с сопредельными странами о государственной границе и ее режиме. §8 Полномочия пограничных войск. Войск противовоздушной обороны, Военно-Морского Флота, иных войск и воинских формирований в сфере охраны государственной границы. Пограничные войска охраняют границу, обеспечивают военно-техническими мерами недопущение противоправного изменения прохождения границы на местности; проводят оперативно-розыскную, разведывательную и контрразведывательную деятельность; осуществляют производство по делам об административных правонарушениях; ведут дознание по делам, отнесенным законодательством к их компетенции; проводят при необходимости пограничные поиски и операции и др. Пограничные войска имеют право проверять документы у лиц, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов; осуществлять административное задержание за нарушение пограничного режима на срок до трех часов, а в необходимых случаях для установления личности и выяснения обстоятельств правонарушения — до трех суток с сообщением об этом прокурору в течение 24 часов с момента задержания или на срок до десяти суток с санкции прокурора, если правонарушитель не имеет документа, удостоверяющего личность; подвергать задержанного личному досмотру; досматривать и изымать вещи и документы; задерживать с санкции прокурора иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение границы, в отношении которых приняты решения о передаче их властям сопредельных государств или выдворении из пределов России; содержать лиц, подвергнутых административному задержанию, а также лиц, задержанных в уголовно-процессуальном порядке, в помещениях пограничных войск; приглашать лиц в подразделения пограничных войск и получать от них объяснения об известных им обстоятельствах незаконного пересечения границы. В случае неявки по приглашению такие лица могут быть подвергнуты приводу. Пограничные войска могут задерживать в отсутствие таможенных органов незаконно перемещаемые через государственную границу оружие, боеприпасы, наркотики, валюту и валютные ценности и другие товары; входить в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, на территории и в помещения предприятий, учреждений и организаций (кроме имеющих дипломатический иммунитет), осматривать их. Вход в жилое помещение может осуществляться без согласия проживающих в нем лиц. Об этом в течение 24 часов уведомляется прокурор. Пограничные войска имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие, боевую технику и служебных собак. §9 Полномочия Войск противовоздушной обороны. Войска ПВО охраняют государственную границу в воздушном пространстве: осуществляют контроль за соблюдением правил пересечения государственной границы; пресекают полеты и принимают меры к посадке на территории России воздушных судов, незаконно пересекших границу или нарушивших порядок использования воздушного пространства России; полностью запрещают или ограничивают полеты воздушных судов в отдельных районах воздушного пространства России при возникновении угрозы незаконного пересечения границы; применяют боевую технику и оружие в соответствии с Законом. Полномочия Военно-Морского Флота. Силы ВМФ осуществляют охрану государственной границы в подводной среде; контролируют пересечение границы; осуществляют противолодочную, в том числе подводно-диверсионную, оборону; принимают меры по прекращению или предупреждению действий обнаруженных объектов; применяют боевую технику и оружие в соответствии с Законом. Охрана государственной границы на отдельных участках в части воспрещения незаконного пересечения границы в местах дислокации военных объектов, гарнизонов Вооруженных Сил, внутренних войск МВД России, иных войск и воинских формирований, закрытых для прохода (проезда) посторонних лиц, транспортных средств, возлагается на командование указанных военных объектов, гарнизонов. Органы местного самоуправления, предприятия, учреждения и организации, а также общественные объединения и их должностные лица оказываю помощь пограничным и иным войскам, государственным органам, осуществляющим контроль на государственной границе, предоставляют необходимую для их деятельности информацию, а также создают условия для участия граждан на добровольной основе в охране границы. Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» предусматривает возможность граждан участвовать на принципе добровольности в охране государственной границы. Граждане участвуют в охране границы в составе добровольных народных дружин по охране Государственной границы Российской Федерации либо в качестве внештатных сотрудников Пограничных войск. Членами народных дружин и внештатными сотрудниками могут быть совершеннолетние граждане, добровольно изъявившие желание оказывать помощь Пограничным войскам. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г., которым был утвержден «Порядок привлечения граждан к охране Государственной границы Российской федерации» , дружинники могут привлекаться для контроля за соблюдением режима на границе, особенно в пунктах пропуска. Дружинникам разрешено участвовать в розыске лиц, пытающихся совершить или совершивших нарушение границы. Они участвуют также в разъяснении действующих правил режима границы. Члену дружины выдаются удостоверение и нагрудный знак, образцы которых устанавливает Федеральная пограничная служба. Народные дружины создаются при структурных подразделениях Пограничных войск (при заставах, отрядах). Для координации деятельности дружин образуются штабы. В них входят представители органов местного самоуправления, исполнительной власти субъектов Российской Федерации, соответствующих подразделений пограничных войск и командиры народных дружин. §10 Взаимоотношения органов внутренних дел с органами федеральной службы безопасности, федеральной пограничной службы и пограничными войсками Органы внутренних дел в пределах своей компетенции оказывают содействие органам федеральной службы безопасности в выполнении возложенных на них функций. Они взаимодействуют в предупреждении, пресечении и раскрытии ряда преступлений (организованная преступность, коррупция, незаконный оборот оружия и наркотических средств и др.). Органы федеральной службы безопасности обеспечивают в пределах своих полномочий безопасность в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России. С органами федеральной пограничной службы и пограничными войсками органы внутренних дел сотрудничают в поддержании пограничного режима, в деле обеспечения общественного порядка и борьбе с правонарушениями в приграничной территории. Органы внутренних дел оказывают содействие пограничным войскам в проведении мероприятий по охране государственной границы, борьбе с нелегальной деятельностью через нее, розыске лиц, нарушивших режим государственной границы, в выяснении и проверке обстоятельств правонарушений граждан, задержанных в административно-процессуальном или уголовно-процессуальном порядке; информируют пограничные войска о состоянии правопорядка в приграничных районах; в необходимых случаях обеспечивают участие внутренних войск МВД России в охране государственной границы; обеспечивают участие внутренних войск в контроле за соблюдением пограничного режима и режима в пунктах пропуска через границу; обеспечивают по представлениям пограничных войск временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи государственной границы во время поиска нарушителей государственной границы, отражения вооруженного вторжения или массовых переходов граждан сопредельного государства на территорию Российской Федерации. Органы внутренних дел обеспечивают правопорядок при проведении на границе и приграничных районах массовых мероприятий федерального или международного характера, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения. Литература: Основная: 1. Коренев А.П. Административное право России. Часть 1. Учебник. М., 2001. 2. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РФ. Учебник. М., 2001. 3. Бахрах Д.Н. Административное право. Общая часть. Учебник. М., 2002. 4. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. Учебник. М., 1996. 5. Попов Л.Л., Административное право. Учебник. М.,2002г. Дополнительная: 1. Конституция Российской Федерации. 2. Федеральный Конституционный Закон РФ “ О чрезвычайном положении “ (в редакции ФКЗ от 30.06.2003 №2 – ФКЗ). 3. Федеральный Конституционный Закон “ О военном положении” от 27 декабря 2001. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|