реферат, рефераты скачать
 

Оперативно-розыскная деятельность в борьбе с организованной преступностью


Часто именно обнаружение фактов совершения преступлений конкретными лицами, состоящими в преступных формированиях, дает ключ к конкретизации оперативных проверок.

В оперативно-розыскной тактике борьбы с организованной преступностью обостряются проблемы наступательности, полноты, объективности сбора информации и особенно конспирации, т.е. реализации важнейших принципов оперативно-розыскной деятельности.

Если традиционные тактические рекомендации чаще всего строятся на основе исследования механизма развития преступного поведения, способов совершения преступлений, типологии преступников, то в борьбе с организованной преступностью учитываются иные факторы: дислокация основных позиций, занятых лицами, входящими в преступные формирования, их социальное положение, деловые, служебные, политизированные связи на разных уровнях, в различных ведомствах. Моделируются не типичные ситуации совершения преступлений (эти проблемы тактики достаточно полно решены), а вероятные ситуации противоборства, прогнозируются возможные «ходы» представителей преступных формирований, их покровителей. Эти модели и прогнозы приводят к выводам о необходимости, образно говоря, «двойной» конспирации для достаточно длительной зашифровки оперативного интереса не только к лидерам, но и к второстепенным деятелям преступных формирований.

Естественно, такие условия оператизно-розыскной деятельности требуют новых тактических решений при работе в сфере преступных формирований в окружении входящих в них лиц.

Принцип полноты информации в борьбе с организованной преступностью реализуется путем широкого охвата всех возможных видов документов, в которых отражены события, казалось бы, непосредственно не относящиеся к преступной деятельности. Поэтому необходимо иное отношение к учетам как средству оперативно-розыскной деятельности. Имеется в виду не только выход за временные и территориальные параметры, то есть обращение к архивам, учетам других служб и органов внутренних дел, но и выход за ведомственные рамки. В этом отношении поучителен опыт ФБР США, где активно используются сведения на граждан, сосредоточенные в канцеляриях концернов и фирм, страховых компаниях, совместных с иностранцами предприятиях, делах о разделе имущества и оспариванни наследства.

По мере углубления экономических преобразований в России появляются новые варианты документального отражения многих событий, знание которых может быть полезным в документировании, изучении биографий проверяемых лиц, получении их личностных характеристик. Традиционными источниками такой информации являются материалы кадровых аппаратов предприятий, учреждений и учебных заведений, военкоматов, данные учета оружия, охотников, автомотосредств, регистрации нотариальных контор, адвокатур, судебных коллегий по гражданским делам и т.д. Появляются новые документы: регистрации малых и совместных предприятий, фондов, акционерных обществ, финансовых компаний, оформления арендных отношений и др. Все это должно включаться в объекты изучения информации.

Особое внимание должно быть уделено учету информации о правонарушениях тех участников организованной преступности, квалификация действий которых (например имеющиеся признаки подстрекательства) встречает затруднения. В архивных, уголовных и оперативных делах, «отказных материалах», в материалах об административных правонарушениях как раз и могут быть обнаружены факты подстрекательства, укрывательства недоносительства, которые в свое время не получили должной юридической оценки, так как исследовались изолированно, не в контексте вскрытой позже организованной преступной деятельности.

Аналогичный «поворот» могут получить ранее зафиксированные и оставленные без реагирования угрозы убийства, изнасилования (покушения), побои, истязания, причинение телесных повреждений, хранение и изготовление оружия, боеприпасов, наркотиков и другие «побочные» преступления. Насильственные действия могут оказаться элементами устрашения, расправы за нарушение правил преступной среды, принуждения «непослушных» к совершению преступлений. Подделка и подлог документов могут быть элементами реализации более опасных преступных планов или входить в технологию крупного мошенничества, хищений, легализации преступников, действующих под чужим именем.

Как уже отмечено, полнота сбора информации об организованной преступности достигается применением средств оперативной техники для негласной аудио- и видеозаписи по возможности во всех местах, где может возникнуть информация, представляющая оперативный интерес. Причем в оперативно-розыскной деятельности с таким противоборствующим «противником», как участники организованной преступной деятельности, трудно заранее предположить, каково содержание вероятно ценной информации.

Полезными для тактики и последующего доказывания могут оказаться любые факты: встречи с ранее известными и ранее неизвестными лицами (досуговые, деловые, интимные), приобретение ценностей, оружия, валюты, передача документов, денег, посылок, посещение притонов разной окраски и поведение в них и т.д.

Широкие возможности для совершенствования организации и тактики оперативно-розыскной деятельности заложены в Федеральном законе «Об оперативно-розыскной деятельности». Б соответствии с этим Законом в дополнение к ранее определенному Законом Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» перечнем оперативно-розыскных мероприятий (опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, наблюдение, контроль почтовых отправлений, подслушивание телефонных и иных переговоров и т.д.) дополнительно введены следующие оперативно-розыскные мероприятия: оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент; проверочная закупка.

Закон предполагает, что процесс и результаты проведения указанных оперативно-розыскных мероприятий отражаются в делах оперативного учета для последующей оценки и использования в уголовном судопроизводстве.

Оперативное внедрение предполагает внедрение штатных сотрудников специализированных подразделений по борьбе с организованной преступностью либо лиц, содействующих этим органам в осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, в организованные группы, банды, преступные организации и сообщества.

Закон не содержит запрещение о том, что оперативное внедрение в целях борьбы с организованной преступностью не может применяться в государственных органах, органах местного самоуправления, а также на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности либо в общественных объединениях.

В то же время в ст. 5 Закона органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности.

По существу, это оперативно-розыскное мероприятие давно известно (достаточно вспомнить кинофильмы «Место встречи изменить нельзя», «Джентельмены удачи» и др.), но Закон придает этому мероприятию легитимность. Следует отметить, что кроме указанного закона оперативное внедрение предусмотрено п. 14 ст. 11 Закона Российской Федерации «О федеральных органах налоговой полиции». В соответствии с этим законодательным актом органы налоговой полиции имеют право осуществлять при наличии достаточных оснований внедрение своих оперативных сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности в случаях, когда получение иными способами необходимой информации о формах и методах сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно.

Для дальнейшего развития правового регулирования оперативного внедрения интерес представляет опыт США. Здесь проведение секретных операций Федеральным бюро расследований, Управлением по борьбе с наркотиками, другими спецслужбами и правоохранительными органами США, использование в них негласных сотрудников (иногда термин «негласный сотрудник» переводится как «тайный сотрудник» или «тайный агент». Агент в США означает кадрового сотрудника спецслужб) и осведомителей регламентируется в основном нормативными актами, изданными президентом и генеральным атторнеем (министром юстиции) США.

В этих актах подробно регламентируется порядок использования негласных сотрудников и осведомителей в секретных операциях. Например, Инструкция «О порядке проведения операций под прикрытием» предусматривает использование негласных сотрудников лишь для следующих целей:

получение информации или доказательств в интересах судебного преследования по делам первостепенной важности;

установление и поддержание доверительных отношений с лицами, связанными с преступной деятельностью, по которой ведется расследование;

предотвращение серьезной опасности, угрозы смерти или нанесения тяжких телесных повреждений сотруднику или другому лицу.

Контролируемая поставка предполагает поставку, покупку, продажу, перемещение денег, ценных бумаг, предметов, находящихся в легальном и нелегальном обороте. Могут проводиться иные контролируемые операции с предметами, являющимися орудием или средством совершения преступления, либо предметами, добытыми преступным путем, либо предметами, операции с которыми образуют состав преступления.

Это специализированное оперативно-розыскное мероприятие также не ново для российского законодательства. В соответствии со ст. 227 Таможенного Кодекса Российской Федерации в целях пресечения международного незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и выявления лиц, участвующих в таком обороте, таможенные органы Российской Федерации в каждом отдельном случае в соответствии с договоренностями с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств или на основе междунардных договоров Российской Федерации используют метод контролируемой поставки, то есть допускают под своим контролем ввоз в Российскую Федерацию, вывоз из Российской Федерации или транзит через ее территорию наркотических средств и психотропных веществ, включенных в незаконный оборот.

В случае принятия решения об использовании метода контролируемой поставки, если страной назначения наркотических средств и психотропных веществ является иностранное государство, уголовное дело в Российской Федерации не возбуждается, а о принятом решении таможенный орган Российской Федерации немедленно уведомляет прокурора в установленом порядке,

Согласно ТК РФ метод контролируемой поставки может использоваться в отношении других предметов, являющихся орудием или средством совершения преступления, либо предметов, добытых преступным путем, либо предметов, противоправные деяния с которыми являются контрабандой, применительно к порядку, предусмотренному ст. 227 ТК РФ.

Денежные средства, конфискованные судами Российской Федерации и иностранных государств по делам о преступлениях, при раскрытии и пресечении которых использовался метод контролируемой поставки, а также вырученные от реализации конфискованного при этом имущества, на основании ст. 29 ТК РФ распределяются между государствами, таможенные и иные компетентные органы которых участвовали в использовании указанного метода, в соответствии с договоренностью между Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств.

Проверочная закупка — оперативно-розыскное мероприятие, широко применяемое в деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, особенно на потребительском рынке.

Оперативный эксперимент предполагает создание или воспроизведение условий для проявления преступных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в принадлежности к организованной группе, банде, преступной организации и сообществу, а также для обнаружения возможных объектов их преступных посягательств в целях своевременного выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия преступлений либо снижения их общественной опасности и возможного вреда. При этом в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативного эксперимента допускается только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжкого преступления, а также в целях выявления и установления лиц. их подготавливающих, совершающих или совершивших.

По существу, указанное мероприятие всегда составляло суть ОРД отечественных правоохранительных органов и называлось термином «оперативная комбинация». В зарубежных странах спецслужбы называют этот метод «секретная операция».

Обращаясь вновь к нормативному регулированию этого мероприятия в США. следует отметить, что вышеназванными инструкциями этой страны провокация правонарушения («ловушка») запрещена. Провокация определяется в инструкциях как «склонение или подстрекательство лица к совершению противозаконных действий, которые он при иных обстоятельствах не был бы склонен совершить».

Однако инструкциями допускается, что секретная операция может включать «приглашение к совершению противозаконных действий», «создание возможностей для противозаконных действий». При утверждении плана секретной операции, включающей подобного рода оперативные мероприятия, соответствующий руководитель должен убедиться в том, что:

противоправный характер деятельности будет в «разумной степени очевиден» потенциальным объектам;

существуют разумные основания предполагать, что планируемая операция выявит противозаконную деятельность;

склонение лица к совершению противоправных действий «не является неоправданным» ввиду характера противозаконной сделки, в которой лицо приглашают участвовать.

Любая секретная операция, предполагающая склонение лица к участию в незаконной деятельности, должна быть в письменном виде санкционирована директором ФБР после того, как Комитет по контролю над секретными операциями определит, что:

существуют разумные основания (базирующиеся на информации, сообщенной осведомителями или полученной иными оперативными методами) предполагать, что объект операции занимается, занимался или, по всей вероятности, будет заниматься противозаконной деятельностью, сходной с той, к которой его предполагается склонить:

оперативные мероприятия по созданию возможностей для противозаконной деятельности спланированы так, что есть основания полагать, что лица, которым предполагается предложить эти возможности, сами по себе уже склонны к участию в такого рода противозаконной деятельности.

Кроме того, Комитет по контролю над секретными операциями и директор ФБР при утверждении предлагаемых операций должен, как указывается в Инструкции, «тщательно оценить предполагаемую выгоду от секретной операции, памятуя о материальных и иных издержках». Комитет, оценивая целесообразность операции, обязан рассмотреть следующие факторы:

степень риска для жизни и здоровья участвующих Б операции секретных сотрудников ФБР и частных лиц;

возможность и масштабы финансового ущерба частных лиц, вероятность гражданско-правовой ответственности государства за этот ущерб; риск нанесения ущерба репутации граждан;

риск нанесения ущерба тайне отношений между гражданами, которая охраняется законом (адвокат - клиент, врач - пациент; священник - прихожанин и др.); риск нарушения тайны личной жизни граждан;

степень приближенности правомерных действий секретных сотрудников (или соответствующих частных лиц) к противозаконной провокации;

пригодность секретных сотрудников (или содействующих частных лиц) к конкретному виду деятельности, который предусмотрен «легендой».

Принятый Государственной Думой Федеральный закон «О борьбе с организованной преступностью» предусматривает, что в борьбе с организованной преступностью наряду с оперативно-розыскными мероприятиями, предусмотренными федеральном законом «Об оперативно-розыскной деятельности», используется специальное оперативно-розыскное мероприятие — создание и использование юридических лиц.

Хочу оговорить в дипломной работе, что на мой взгляд Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности” в ст. 15 «Права органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность» дает более широкие возможности по применению такого оперативно-розыскного мероприятия как создание и использование юридических лиц. В частности, дано право:                    

использовать в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий по договору пли устному соглашению служебные помещения, имущество предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, а также жилые и нежилые помещении, транспортные средства и иное имущество частных лиц;

использовать в целях конспирации документы, зашифровывающие личность должностных лиц, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций, подразделений, помещений и транспортных средств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также личность граждан, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе;

создавать в установленном законодательством Российской Федерации порядке предприятия, учреждения, организации и подразделения, необходимые для решения задач, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Вновь обращаясь к опыту США, медлят подчеркнуть, что создание и функционирование фиктивных организаций, корпораций, фирм, снабженных соответствующей «легендой», является стержнем «секретных операций», регламентированных инструкциями.

Такого рода подставные организации и фирмы юридически являются собственностью ФБР, они имеют свой бюджет, осуществляют все деловые операции, необходимые для поддержания «легенды», функционируют под контролем ФБР. Задача этих организаций — создание видимости заинтересованности в противозаконных сделках, торговых операциях, финансовых махинаций и т. п„ установление доверительных отношений с лицами, подозреваемыми в правонарушениях (в сферах «беловоротничковой» или организованной преступности), внедрение в сеть операций этих лиц и сбор обвинительных доказательств. Под «крышей» подставных организаций действуют секретные (кадровые) сотрудники ФБР.


§2. Оперативно-розыскное прогнозирование, применяемое в                                борьбе с  организованной преступностью.


По мере того как оперативно-розыскная деятельность получает правовую и теоретическую базу, ее функции становятся все более многогранными, появляются возможности углубленного исследования явлений, составляющих ее предмет. Одна из таких возможностей реализуется в прогнозировании. Прогностической оценкой охватываются явления, комплексы явлений, факторы, предопределяющие выбор оперативно-розыскной тактики в решении задач борьбы с организованной преступностью.

Возможность предвидения заложена в самой природе человеческих понятий, которые складываются даже в процессе стихийно-эмпирического познания. Прогнозу как средству управления социальными процессами и регулятору тактических решений в сфере оперативно-розыскной деятельности присущи те же функции, что и прогнозу вообще. К такого рода функциям обычно относят:

1) выявление характера изменения определенной ситуации в условиях, когда на нее действуют стихийно складывающиеся влияния;

2) анализ изменения ситуации в условиях, когда на нее оказывается определенное действие и когда известны цели и средства его осуществления;

3) определение характера ситуации, из которой необходимо исходить для достижения поставленной цели;

4) выявление изменения частных целей и средств при достижении главной цели. В качестве самостоятельных можно выделить следящие виды оперативно-розыскного прогнозирования:

а) прогнозирование вероятного поведения членов ОПФ после совершения преступлений, что необходимо для выбора тактических приемов их обнаружения и задержания;

б) прогнозирование вероятной ситуации, которая может (итожиться в период оперативной проверки, чем определяется выбор и расстановка новых сил, подбор средств и избрание тактики оперативной проверки;

в) прогнозирование вероятного поведения негласных сотрудников в определенных условиях при выполнении заданий оперативных работников, что необходимо для их специальной подготовки, общения и информационно-тактического обеспечения их деятельности;

г) прогнозирование поведения неформальных групп с антиобщественной направленностью — для определения необходимости, форм и методов профилактического вмешательства (в целях предотвращения их перерастания в ОПФ);

д) прогнозирование индивидуального преступного поведения, осуществляемое в тех же целях, что и прогнозирование поведения неформальных групп.

Все эти виды прогнозирования — не что иное, как получение информации о явлениях, которые не существуют в момент, когда делается прогноз. Происходит устранение неопределенности, причем это устранение качественно отличается от подобного процесса, характерного для познания прошлого и настоящего. И прошлое, и настоящее имеют свойство отражаться в сознании людей в виде материальных следов или идеальных моделей, в которых многие элементы непосредственно воспринимаются человеком. Будущее же не может быть воспринято по законам отражения и передачи отражаемой информации. Оно представляется как мысленная логическая модель вероятного развития какого-либо процесса или возникновения какого-либо явления.

Возникает вопрос, правомерно ли применение понятия и методов прогнозирования в данной специфической области деятельности? Этот вопрос не случаен, он вызван некоторыми взглядами, согласно которым метод прогнозирования «недоступен» для решения частных задач правовой деятельности, напрямую не связанных с научными.

На наш взгляд, обычное предсказание так же, как и научный прогноз, основывается па анализе прошлого опыта, имеющихся в наличии факторов, учете тенденций развития прогнозируемого явления. В нем присутствует один из наиболее распространенных инструментов прогноза — экспертная оценка факторов. А может быть, и ряд экспертных оценок. Достаточно все это систематизировать, «привязать» к какой-либо системе значимости (весомости) отдельных факторов, привлечь дополнительных «экспертов» и их оценки, и «обычное» предсказание, несомненно, будет выглядеть как прогноз. Если к тому же исследовать алгоритм рассуждения опытного специалиста, летающего «обычное» предсказание, и выявить логические связи между исходными данными и выводами, то сомнений в том, что это научно обоснованнный прогноз, не останется. Применение средств современной науки, в данном случае — суть научно разработанной методики прогнозирования, не обязательно порождает научную информацию. Эти средства с успехом могут и должны применяться для решения конкретно практических задач, в результате чего научной информации не возникает, однако прогноз указывает наиболее эффективные пути решения этих задач. Может возникнуть вопрос о необходимости дополнения традиционных методов построения версий методами прогнозирования. И этот вопрос решается в пользу прогнозирования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.