реферат, рефераты скачать
 

Организационно-технологическое обеспечение анимационных программ в молодежном туризме


Организационно-технологическое обеспечение анимационных программ в молодежном туризме


                Министерство культуры и массовых коммуникаций

                                     Российской Федерации                        

    Санкт – Петербургский государственный университет культуры и искусств

      


                    Кафедра социально-культурной деятельности

                                  Калининградский филиал


                        



                                 




       Организационно – технологическое обеспечение

                       анимационных программ

                         в молодежном туризме

                     

                            Дипломная работа

         



                               








                                                                                     Исполнитель: Гарбарук

                                                                                     Марина Александровна

                                                                                     Студентка 4 курса

                                                                                     Заочного отделения

                                                                                     Факультета СКД


                                                                                     Научный руководитель:

                                                                                     Кандидат пед. наук, доцент

                                                                                     Рябова Т. В.


                                                                              

                                                     Советск

                                                       2006                                                         

                                                                                    


                                                СОДЕРЖАНИЕ


Введение_______________________________________________________ 3


Глава 1. Теоретическое обоснование роли анимационных

                технологий в современном молодежном туризме____________8

                

          

1.1.          Сущность, специфика и виды туризма в структуре

молодежного досуга_____________________________________    8

1.2.          Возможности использования анимационных

программ в молодежном туризме_________________________    23

     1.3.    Организация анимационных программ

в различных видах молодежного туризма__________________    42


Глава 2. Совершенствование организации анимационных

                программ в молодежном туризме в

                Калининградской области______________________________  53


 2.1.     Характеристика инфраструктуры и

 опыта организации молодежных туров

 в Калининградской области______________________________    53

     2.2.     Проект анимационной программы молодежного тура на базе

                турбазы «Лесное» и ее организационно-технологическое

                обеспечение____________________________________________  67

          2.2.1.  Характеристика турбазы «Лесное»______________________   67

          2.2.2.  Идейно-тематическое обоснование тура «Загадки

                     Янтарной комнаты»__________________________________

          2.2.3.  Программа тура « Загадки Янтарной комнаты»____________  70

          2.2.4.  Калькуляция (расчет стоимости тура)____________________  74

          2.2.5.  Анимационная программа тура__________________________ 77


Заключение__________________________________________________     80


Список использованной литературы_____________________________  85


Приложения__________________________________________________    91



                     



                                            Введение

         Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность,  насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового.    Молодежь активна, динамична и привыкла к активному отдыху и необходимо разрабатывать такие анимационные программы, которые бы вовлекали молодежь в различные виды социально-культурной активности.

       Но ПРОБЛЕМА в том что, при организации молодежных туров не всегда уделяется должное внимание именно содержанию этих программ. Не проработаны соответствующие методики организации анимационных программ. Это делает туры менее привлекательными, либо побуждает молодежь самостоятельно организовывать свой досуг, не всегда с пользой.

      Актуальность данной проблемы обусловила постановку ЦЕЛИ исследования -  выявление технологических особенностей организации анимационных программ для молодежных туров.

     В соответствии с целью исследования определяем следующие ЗАДАЧИ исследования:

  - Выявить сущность, специфику и виды туризма в структуре молодежного досуга.

  - Охарактеризовать возможности использования анимационных программ в  молодежном туризме.

  - Выявить особенности организации анимационных программ в различных видах молодежного туризма.

  - Охарактеризовать инфраструктуру и опыт организации молодежных туров в Калининградской области.

  - Разработать проект анимационной программы тура для молодежи  на базе туристического лагеря и определить основные условия ее организации.

    ОБЪЕКТОМ данного исследования стали анимационные программы в молодежном туризме.

    ПРЕДМЕТОМ исследования является организационно технологическое обеспечение анимационных программ в молодежном туризме.

     БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Предприятия инфраструктуры молодежного туризма в Калининградской области, в частности турбаза «Красное», молодежный лагерь «Огонек», турбаза «Приморье», Турбаза «Дюны», турфирма «Визави», база отдыха «Балтика», турбаза «Аист», турбаза «Досуг», база отдыха «Балтия», база отдыха «Заостровье», спортивно-оздоровительный лагерь «Отрадное», турбаза «Лесное».

     ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: Анимационные программы в молодежном туризме будут способствовать активному включению молодежи в различные виды культурно-досуговой деятельности, если при их создании и организации будут учтены следующие условия:

     - дифференцированный подход к выявлению и учету социокультурных потребностей и интересов разных групп молодежи;

     - включение в анимационные программы туров популярных в молодежной среде форм досуговой деятельности;

     - стилевое единство между основной экскурсионной программой тура и его анимационной частью.

     Степень научной разработанности проблемы исследования.

Интерес к проблемам молодежи носит постоянный и устойчивый характер в отечественной философии, социологии, психологии, педагогике.

Теоретическое осмысление основных положений и понятий настоящей дипломной работы осуществлялось на основе изучения необходимого массива специализированной литературы. Так, для раскрытия вопроса об особенностях молодежи, как особой социально-психологической группы использовались труды Вербина А.А., Андреевой Г. М., Бестужева-Лады И.В.,

Кулагина И. Ю.и других. Выявлению особенностей молодежного туризма способствовали труды Егорычевой В., Квартального В.А., Бирженюка М. Б.,

Александрова А. Ю. и других. Понятия «анимация», «анимационная программа», определение роли туристской анимации в молодежном туризме представлены в трудах Приезжевой Е. М., Гаранина Н. И., Курило Л. В.  Кроме того характеристика организационных особенностей анимационных программ осуществлялась на основе публикаций в специализированных журналах: « Туризм», «Весь мир», «Турбизнес», «Курортные ведомости».

     Отдавая должное тому, что уже сделано другими исследователями, надо признать недостаточною разработанность некоторых важных теоретико-методических проблем, связанных с организационно-технологическим обеспечением анимационных программ именно в молодежном туризме.

         Методика  исследования включает три этапа.

1.Теоретический этап. Методом теоретического анализа раскрыта сущность понятия «анимационная программа», выявлена двойственность потребности в анимационном мероприятии: стремление молодежи к насыщенному отдыху и желание приобщиться к тому, что престижно.

2. Диагностический этап. С помощью метода анкетирования изучались основные социокультурные потребности и интересы молодежи, предпочитающих туризм. На основании анализа Интернет ресурсов и специализированных справочных изданий была охарактеризована характеристика инфраструктуры и опыта организации молодежных туров в Калининградской области.

3. Методический этап. С учетом выводов, полученных в ходе теоретико-эмпирического исследования были разработаны рекомендации по совершенствованию организации анимационных программ в молодежном туризме в Калининградской области. На данном этапе использовался метод социокультурного проектирования.

       Теоретическая новизна исследования заключается в обосновании значимости анимационных программ в молодежном туризме как важного средства активного включения молодежи в культурно - досуговую деятельность, в выявлении и раскрытии основных организационно-технологических требований к организации анимационных программ в молодежном туризме.

     Практическая значимость исследования заключается в том, что на основании изученной теории, а также опыта организации молодежных анимационных программ были разработаны методические рекомендации по совершенствованию организации такого  рода программ для молодежных турбаз Калининградской области. Это позволило повысить интерес молодежи к выбору именно Калининградской области для проведения туристического досуга.

     Положение, выносимое на защиту:

1.          Организационно-технологические условия использования анимационных программ в молодежном туризме; дифференцированный подход к выявлению и учету социокультурных потребностей и интересов разных групп молодежи, включение в анимационные программы туров популярных в молодежной среде форм досуговой деятельности, стилевое единство между основной экскурсионной программой тура и его анимационной частью.

2.          Проект анимационной программы молодежного тура на базе турбазы «Лесное» и ее организационно-технологическое обеспечение.























     Глава 1. Теоретическое обоснование роли анимационных   

       технологий в современном молодежном туризме

   1.1.Сущность, специфика и виды туризма в структуре молодежного досуга


      Молодость охватывает период жизни от  14 до примерно 29 лет, когда человек более менее прочно утверждается во взрослой жизни. Верхняя граница молодости может существенно сдвигаться, особенно в сторону следующей за ней взрослости. Некоторые авторы продлевают ее до 35-ти лет. Молодость – это, прежде всего, время создания семьи и устройство семейной жизни, время освоения выработанной профессии, определения отношения к общественной жизни и к своей роли в ней. Молодости свойствен оптимизм. Человек приступает к реализации своего жизненного замысла, он полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы.

    В молодости наиболее доступны самые сложные виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношение дружбы и любви. Молодость считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности  не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей.

Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?» молодой человек формирует:

-самосознание — целостное представление о самом себе, эмоциональное отношение к самому себе, самооценку своей внешности, умственных, моральных, волевых качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

-собственное мировоззрение как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

-стремление заново и критически осмыслить все окружающее, самоутвердить свою самостоятельность и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т п.

         Молодежный возраст представляет собой как бы «третий мир», существующий между детством и взрослостью, так как биологическое ~ физиологическое и половое — созревание завершено (уже не ребенок), но в социальном отношении это еще не самостоятельная взрослая личность [31, с.163].

 Молодость выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: выбор профессии и своего места в жизни, выбор смысла жизни, выработка мировоззрения. Важнейший психологический процесс -  становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я»[23, с.252].

     В молодости человек максимально работоспособен, выдерживает наибольшие психические и физические нагрузки, наиболее способен к овладению сложными способами интеллектуальной деятельности. В молодости легче всего приобретаются все необходимые выбранные профессии, знания, умения и навыки, развиваются требуемые специальные личностные и функциональные качества (организаторские способности, инициативность, мужество и находчивость, четкость и аккуратность и т.д.).

       Молодёжь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют её как самостоятельную социально- демографическую группу. Молодёжь имеет ряд особенностей, вытекающих, прежде всего из самой её объективной сущности. Социальные особенности молодёжи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодёжных проблем.

Молодежь имеет подвижные границы своего возраста, они зависят от социально-экономического развития общества, уровня культуры, условий жизни.

       Молодежь – это социально- демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, адаптации к миру взрослых и будущие изменения.[24, с.22]

     Определив, кто такая молодежь и выделив ее, как отдельную социально-демографическую группу, рассмотрим досуг молодежи, его особенности и популярные формы.

    Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности [15, с.5]. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой, творческо-экспериментальной активности. Молодежь более склонна к игровой деятельности, захватывающей психику целиком, дающей постоянный приток эмоций, новых ощущений, и с трудом приспособляется к деятельности однообразной, специализированной [8, с. 20]. Игровая деятельность носит универсальный характер, она притягивает к себе людей практически всех возрастов и социального положения. Интерес к игровой деятельности у молодежи носит достаточно выраженный характер. Диапазон этих интересов широк и многообразен: участие в телевизионных и газетных викторинах, конкурсах; компьютерные игры; спортивные состязания. Феномен игры порождает огромный, невероятно быстро  разрастающийся мир, в который молодежь погружается безоглядно. В сегодняшних непростых социально-экономических условиях мир игры оказывает серьезное влияние на молодежь. Этот мир обеспечивает молодежи прерывание повседневности. По мере потери ориентации на труд и другие ценности, молодежь уходит в игру, перемещается в пространство виртуальных миров. Многочисленные наблюдения за практикой  подготовки и проведения, молодежных культурно-досуговых мероприятий свидетельствует о том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих у молодых людей стремление к состязательности, импровизации и изобретательности.[37, с.125,248]

   К другим особенностям молодежного досуга относится своеобразие среды его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых людей предпочитают проводить свободное время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления родителей, но в области специфических досуговых интересов, то есть при выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев - Лада: «..для молодежи «посидеть компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение  в молодежной компании – это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически» [3 , с 16]. Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как:

- необходимое условие жизнедеятельности человека и общества;

- источник творческого преобразования индивида в личность;

- форму передачи знаний и социального опыта;

- исходный пункт самосознания личности;

- регулятор поведения людей в обществе;

- самостоятельный вид деятельности;

   Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало ярко выраженное стремление к психологическому комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие ее потребности:

в эмоциональном контакте, сопереживании;

в информации;

в объединении усилий для совместных действий.

Потребность в сопереживании удовлетворяется, как правило, в малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе  организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая, имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных действий молодежи возникает не только в производственно – экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим основным признакам:

по содержанию (познавательные, развлекательные);

по времени (кратковременные, периодические, систематические);

по характеру (пассивные, активные);

по направленности контактов (непосредственные и опосредованные).

Обзаведение собственной семьей в значительной степени стабилизирует временный бюджет, сокращает свободное время молодого человека и делает его досуг близким по структуре к досугу взрослого. До появления детей молодые супружеские пары еще сохраняют многие привычки молодости. С рождением детей свободное время резко сокращается, с особенности у женщин. Возрастает тенденция к семейному проведению досуга, в котором усиливается рекреативная функция.

Надо подчеркнуть, что характеристика  молодежного досуга с точки зрения культуры его организации и проведения охватывает многие стороны данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно и  с пользой проводить свободное время [8, с.28,29]. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания – все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию на личность досуг.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.