| |||||
МЕНЮ
| Основные направления реформирования российского уголовно- процессуального законодательстваp> Процесс управления включает следующие основные типовые документируемые операции: сбор и обработку документной информации; подготовку решения; принятие и документирование решения; доведение решений до исполнителей; исполнение решения; контроль исполнения; сбор информации об исполнении; передачу информации по вертикальным и горизонтальным связям; хранение и поиск информации. Аппарат управления реализует свои функции главным образом
посредством универсальных и полномочных организационно-распорядительных
документов, создаваемых и циркулирующих вне зависимости от специфики
деятельности во всех отраслях народного хозяйства и государственного
управления. В судебном делопроизводстве также используется ряд разнообразных по содержанию документов, таких, как исковые заявления, процессуальные и организационно-распорядительные документы судебного производства, документы исполнительного производства, материалы, собранные в период досудебной подготовки, протоколы. Органы государственной власти и государственного управления РФ, все учреждения, организации и предприятия отражают свою деятельность в распорядительных документах. Они классифицируются в соответствии с положениями о государственных органах. К распорядительным документам, отражающим административно- управленческую деятельность учреждений, относятся: постановления, решения, распоряжения, уставы, положения, приказы, инструкции, протоколы, докладные и объяснительные записки, акты, отчёты и др. Постановление - правовой акт, принимаемый высшими и некоторыми
центральными органами коллегиального управления в целях разрешения
наиболее важных и принципиальных задач, стоящи перед данными органами, и
установления стабильных норм правил поведения. Распоряжение - акт управления государственного органа, имеющий властный характер, изданный в рамках присвоения должностному лицу, государственному органу компетенции, имеющий обязательную силу для граждан и организаций, которым распоряжение адресовано. Распоряжения являются подзаконными актами и делятся на две группы: распоряжение общего, длительного действия и распоряжения, касающиеся конкретного узкого вопроса, разового случая. Приказ издается для решения основных оперативных задач, стоящих перед данным органом. По юридической природе приказ может быть нормативным актом управления, содержащим нормы права, регулирующие определенные сферы общественных отношений, и актом применения норм права (например, о назначении на должность). Приказ является самым распространенным видом распорядительного документа, применяемого в практике управления. Он издается по вопросам создания, ликвидации, реорганизации учреждений или их структурных частей; утверждения положения, инструкций, правил и т. п. документов, требующих утверждения; по всем вопросам внутренней жизни учреждения, организации, предприятия, а также по кадровым вопросам приема, перемещения, увольнения работников и т.д. Посредством приказа руководитель ставить основные задачи перед работниками, указывает пути решения принципиальных вопросов. Приказ обязателен для всех работников данной организации или отрасли. В отдельных случаях приказ может касаться широкого круга организаций и должностных лиц независимо от их подчиненности. Все распорядительные документы должны строго соответствовать закону, ни один из них не может содержать положений, противоречащих закону. Работа с документацией должна организовываться по следующей схеме: Служба ДОУ должна систематически вести учет количества обрабатываемых документов, включая все их виды и размноженные экземпляры. Результаты учета документооборота обобщаются службой ДОУ и доводятся до сведения руководителя учреждения для выработки мер по совершенствованию работы с документами. Регистрации подлежат все документы, требующие учета, исполнения и
дальнейшего использования. Регистрация документов - фиксация факта создания
или поступления документа путем проставления на нем индекса с последующей
записью необходимых сведений о документе в регистрационных формах. Регистрация документов должна быть только однократной. Поступающие
документы регистрируются в день поступления, отправляемые и внутренние - в
день подписания или утверждения. Для обеспечения правильного формирования и учета документации должна составляться номенклатура дел, систематизированный перечень заголовков дел с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке. В номенклатуру дел включаются все документы, образующиеся в деятельности учреждения. Процесс делопроизводства состоит из операции сбора исходной информации, изготовления документа (подготовки текстовых, цифровых данных и печатания их на бланке), придания документу юридической силы. Все эти операции могут быть автоматизированы. Широкое распространение в документообороте получают документы, ориентированные на обработку средствами вычислительной техники и создаваемые средствами ВТ на бумажном и машинном носителях. Рационализация формы и содержания документов на бумажном носителях с последующим их вводом в базу данных ЭВМ фиксацией на машинный носитель или отображением на экране видеотерминала осуществляется в процессе унификации. В качестве одного из средств регулирования документопотоков выступают документные государственные стандарты, классификаторы и унифицированные системы документации. Эти и другие нормативы признаны стабилизировать документооборот в стране, создать оптимальную технологию ведения делопроизводства. Унификация документов направлена на их сокращение и приведение к единообразию (имеется в виду единообразное размещение показателей на формах, а также обеспечение сопоставимости информации во взаимосвязанных документах). Сокращение достигается путем исключения документов, не имеющих существенного значения, и дублируемых показателей. Унификация форм документов осуществляется на основе единой графической модели их построения-формуляра-образца. С 1987 г. Введен ГОСТ 6.10.5-87, который может рассматриваться как основа для проектирования формуляров-образцов на единых методологических принципах. Унификация формы и содержания документов проводится уже много десятилетий с целью совершенствования процессов управления и технологии их выполнения управленческим аппаратом. Как общегосударственная проблема унификация документов осуществляется с 1971г. Итогом этой работы стало то, что подготовка основных видов служебных документов в основном аналогична. Она представляет собой достаточно сложный процесс, имеющий различия в конечной стадии оформления документов, отражающих результат коллегиальной деятельности (постановления и решения) и единоналичие (приказ, распоряжение). Эти документы – исковые заявления, жалобы, определения о работе с
заявлениями (отказ о принятии заявления, оставление заявления без движения,
принятие зявления, о подготовке дела к судебному разбирательству, о
принятии дела к производству суда и т.д.), извещения, резолютивная часть
решения суда, протоколы судебных заседаний, частные определения и т.д. В целом же текст служебных документов документов содержит введение в существо вопроса, дается пересказ акта вышестоящего органа, во исполнение которого издается данный документ. В этом случае приводится вид акта, его автор, полное название (заголовок), номер и дата, т. е. приводятся все поисковые (ссылочные) данные. Эта часть необязательна, она может и отсутствовать, если нет необходимости давать разъяснения. Основную нагрузку несет распорядительная часть, которая излагается в
повелительной форме. Вид распорядительного документа предопределяет и
характер изложения его текста. Слова «постановляет», «решает» («решил»), Если распорядительная часть предполагает различные по характеру
действия и нескольких исполнителей, она делиться на пункты, которые
нумеруются арабскими цифрами. В каждом пункте указываются исполнитель Следует учитывать время доведения информации до-конкретных
исполнителей. Распорядительный документ может иметь общий для всех пунктов
исполнительный срок. Однако чаще срок исполнения устанавливается для
каждого задания в отдельности. В конце текста распорядительного документа
помещается перечень документов, утративши силу или подлежащих изменению с
изданием данного акта. Последним пунктом в приказах, решениях, распоряжения
указывается лицо на которое возлагается контроль за исполнением документа. Текст документа должен иметь заголовок. Для ряда типовых ситуаций, разработаны унифицированные формы документов, в которых предопределен не только состав, но и порядок расположения информации. Унифицированную форму имеют также кадровые приказы по приему на работу, перемещению, переводу на другую работу, освобождению от должности, вынесению поощрений, наложению дисциплинарных взысканий, изменению фамилий. Подготовив текст документа, приступают к его оформлению, Завершающим этапом работы является согласование и подписание документов. Согласование осуществляется путем визирования при постановления грифа согласования. Так, проект приказа, решения, распоряжения визируется составителем проекта и руководителем структурного подразделения, вносящего проект, всеми указанными в проекте исполнителями, должностными лицами, ответственными за исполнение документа в целом, юрисконсультантом. Характеристика и требования к оформлению приказов по личному составу. К распорядительной документации относятся приказы по личному составу. Распорядительная часть содержит предписываемые действия, фамилии должностных лиц, ответственных за их выполнение и сроки исполнения. Она, как правило, делится на пункты, которые нумеруются арабскими цифрами с точками. Каждый пункт распорядительной части начинается с указания конкретного действия, выраженного глаголом в неопределенной форме, далее в пункте указываются исполнители /должностное лицо или структурное подразделение/ и срок исполнения. Последний пункт приказа содержит указание о должностном лице, ответственном за исполнение приказа в целом. Отдельные задания /например, задание, содержащее цифровые данные/, могут быть оформлены в виде приложения к приказу со ссылкой на них в соответствующих пунктах приказа, что указывается на первом листе приложения в правом верхнем углу. Если приложений несколько, каждое из них нумеруется. Знак "№" перед
цифровым обозначением не ставится. Страницы приказа и приложений нумеруются
как единый документ. Различают простые (индивидуальные) и сложные (сводные)
приказы по личному составу. В индивидуальных содержится информация только
об одном сотруднике, в сводных - о нескольких сотрудниках независимо от
того, под какие управленческие действия они подпадают (прием, перевод,
увольнение, изменение фамилии и др.). При составлении сводных приказов
следует учитывать, что один документ не должен содержать информацию с
разными сроками хранения. Поэтому рекомендуется выделять приказы о
предоставлении отпусков и командировании сотрудников, которые имеют краткий Приказы по личному составу обязательно регистрируются (отдельно от
приказов по основной деятельности). В качестве регистрационной формы
используют книгу (журнал) регистрации (при сравнительно небольшом
количестве кадровых приказов, издаваемых в течение календарного года) или
регистрационные карточки (при больших массивах приказов для удобства
справочно-поисковой работы). В регистрационной форме указываются: дата и
номер приказа, содержание, кем подписан приказ. К порядковому номеру кадрового приказа добавляется буквенное обозначение, чтобы отличить его по номеру от приказа по основной деятельности. Целесообразно ввести разные буквенные обозначения для разных по содержанию кадровых приказов, например: № 28-к - приказ о движении кадров (прием, перевод, увольнение, изменения кадровой информации), № 12- км - о командировании, № 45-о - об отпуске, № 32-п - о поощрении. Информация, содержащаяся в приказах по личному составу (сведения о работе и поощрениях), фиксируется в трудовых книжках работников. Подготовка дел к архивному хранению. Сроки хранения документов в
архиве. Документы учреждения, отложившиеся в делопроизводстве, в дальнейшем
либо остаются на длительное архивное хранение, либо хранятся краткие сроки
и затем выделяются к уничтожению. Отбор документов на хранение или
уничтожение является результатом проведения экспертизы ценности документов. Экспертиза ценности документов постоянного и временного сроков
хранения должна проводиться ежегодно. Отбор документов постоянного хранения
проводится на основании номенклатуры дел учреждения с обязательным
полистным просмотром дел. При полистном просмотре дел постоянного хранения
подлежат изъятию дублирующие экземпляры документов, черновики,
неоформленные копии документов и документы с временными сроками хранения. На дела постоянного, долговременного сроков хранения и по личному
составу составляются отдельные описи. Дела временного хранения (до 10 лет
включительно) подлежат частичному оформлению: дела допускается хранить в
скоросшивателях, листы не нумеровать, заверительные надписи не составлять,
не проводить пересистематизацию документов в деле, располагая их в прямом 6. Использованная литература. 1. Конституция РФ 1993г. 2. Декларация прав человека и гражданина от 22.11.1991. // Сов. Государство и право. 1992. №2. 3. Байтин М.И.// Вестник СГАП. 1995. №2. 4. Бойцова В.И.// Правоведение. 1991. №3. 5. Власенко Н.А.// Сов. Государство и право. 1990. №12. 6. Воротилин Е.А.// Политология: курс лекций. М. – 1993. 7. Демидов А.И. // Правоведение. 1995. №3. 8. Кистяковский Б.А.// Вопросы философии. 1996. №6. 9. Козулин А.И. // Государство и право. 1994. №2. 10. Малько А.В. // Теория политики. Саратов. 1994. 11. Малько А.В. // Правоведение. 1997. №3. 12. Мартышкин О.В. //Государство и право. 1996. №5. 13. Матузов Н.И. Право и мораль в их взаимодействии. Саратов. 1969. 14. Матузов Н.И. Право в системе социальных норм // Правоведение. 1996. №2. 15. Неволин К.А. Энциклопедия законоведения. СПб. 1997. 16. Нормы советского права. / Под редакцией М.И. Байтина, В.К. Бабаева. Саратов, 1987. 17. Плахов В.Д. Социальные нормы. Философские основания общей теории. М. 1985. 18. Сенякин И.Н. Специальные нормы советского права. Саратов. 1987. ----------------------- [2] Уголовно-процессуальное право: Учебник / Под общ. ред. проф. П.А.
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|