| |||||
МЕНЮ
| Основные производственные средства дорогиОсновные производственные средства дорогиВведение 2 Введение Основные производственные фонды составляют значительную часть богатства страны. Это овеществленный труд миллионов людей, аккумулированный в орудиях и условиях труда. Главная задача в современных условиях – это обеспечение расширенного воспроизводства основных фондов. В период реформ железнодорожный транспорт почти не получал средств из федерального бюджета на обновление основных фондов. Вследствие этого износ основных фондов значительно возрос. Устаревшая и изношенная техника не обеспечивает снижения себестоимости перевозок, а в рыночных условиях величина затрат является одним из главных показателей оценки работы предприятия. Поэтому главная задача в современных условиях является – мобилизация средств для обновления основных фондов. В дипломном проекте на основе отчетных данных N-ской железной дороги выполнен комплексный анализ технического состояния и использования основных фондов с тем, чтобы выработать реальные меры по обновлению основных фондов. В процессе работы над дипломным проектом были использованы методические рекомендации МПС, железной дороги, а также литературные источники по оценке основных производственных фондов. 2. Технико-экономическая характеристика N-ской железной дороги Железнодорожный транспорт в Российской федерации имеет важное значение в жизнеобеспечении многоотраслевой экономики и реализации социально значимых услуг по перевозке пассажиров. На его долю приходится более 70% грузооборота и 40% пассажирооборота, выполняемых транспортом общего пользования. Структурная перестройка российской экономики, изменение масштабов и географии экономических связей России существенно откорректировали межотраслевые и межрегиональные связи для всех субъектов рынка. Резко сократился уровень промышленного производства. Значительно сократился также торговый оборот России с государствами СНГ. Снизились реальные доходы населения, что привело к сокращению его подвижности. Эти обстоятельства предопределили сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров, которые снизились за последние пять лет на 53% и 48% соответственно. В то же время железнодорожный транспорт оставался наиболее доступным
видом транспорта, что обусловило увеличение его доли в перевозках грузов,
выполняемых транспортом общего пользования. В 1996 г. удельный вес железных
дорог в грузообороте всех видов транспорта общего пользования увеличился по
сравнению с 1991 г. с 76,2% до 78,3%, а пассажирооборот – с 38,6% до 40,8%. Октябрьская магистраль – одна из крупнейших на сети (вторая по
протяженности после Московской), эксплуатационная длина дороги составляет В состав дороги входит восемь отделений: 1)Московское, Крупнейший на узел – Петербург, в котором действуют две сортировочные
станции – Петербург-Сортировочный Московский (одна из самых больших на
дороге и решающих по объему грузовых перевозок на европейской части
железнодорожной сети страны) и Шушары. Большие объемы работ выполняет
станция Ховрино (в пределах Московского узла), а также Волховстрой, Несмотря на высокие объемы перевозок, протяженность двух путных
участков составляет всего 26,5% эксплуатационной длины, что на 10,2% ниже,
чем в целом по сети. Причиной этому послужило то, что в период Великой Наличная техническая вооруженность дороги и значительный износ
основных фондов оставляют желать лучшего. Почти 10% парка пассажирских
вагонов эксплуатируются с превышением нормативных сроков. При ежегодной
потребности в 12-14 составов на дорогу поступает не более шести. В работе N-ской железной дороги преобладает ввоз, как из других
областей России, так и из-за рубежа. Вместе с морскими портами Октябрьская
железная дорога играет существенную роль в экспортно-импортных операциях. Таблица 2.1. |Показатель |Удельный вес. | В последние годы на дороге происходит падение объемов работы, о чем говорят данные табл.2.2. Падение же объемов работы приводит к увеличению себестоимости транспортной продукции, что находит отражение в увеличении тарифов. А это в свою очередь стимулирует дальнейшее сокращение перевозок. В свою очередь наблюдается падение пассажирооборота более быстрыми
темпами, чем грузооборота. Это влияет на структуру приведенной работы. Важнейшим условием совершенствования пассажирских перевозок является
сокращение времени, затрачиваемого пассажиром на поездку, основным
параметром здесь выступает повышение скорости движения. На октябрьской
дороге уже преодолен барьер в 200 км/ч – на напрвлении Санкт-Петербург – Таблица 2.2. Динамика Объемных показателей на N-ской железной дороге
Из табл.2.2. и приведенных диаграмм следует, что по N-ской дороге
объем предъявления грузов к перевозкам снижается. Это объясняется резким
падением объемов добычи и производства сырьевых товаров в целом по России. В последнее время в России из-за кризисной ситуации и высоких темпов инфляции, которые привели к высоким ценам на импортные товары появилось стремление к развитию собственных производств. Исходя из этого, можно прогнозировать, что при сохранении тенденции в развитии промышленности в ближайшие годы будет повышаться доля перевозок в прямом сообщении. Это говорит об увеличении межрайонных связей предприятий находящихся в районе тяготения рассматриваемой дороги. Исследуя динамику структуры рынка транспортной продукции в грузовом сообщении (рис.1) можно придти к выводу о том, что основными конкурентами железнодорожного транспорта являются трубопроводный и автомобильный транспорт. Причем можно предположить, что в ближайшие годы трубопроводный транспорт может “захватить” значительную долю рынка принадлежащую железнодорожному транспорту. [pic]Рис.1 Динамика структуры транспортного рынка России в грузовом сообщении Резкое обнищание населения за годы проводимых “реформ” привело к
уменьшению пассажирских перевозок, о чем говорят данные, приведенные в
табл.2.2. Падение количества перевезенных пассажиров в пригородном
сообщении происходит более медленными темпами, чем в дальнем следовании. [pic] Динамика качественных показателях использования вагонов и локомотивов представлена в табл.2.3. Из таблицы 2.3. видно, что улучшилось использование грузоподъемности вагонов, соответственно вырос вес поезда, но в то же время с уменьшением грузооборота и увеличением простоев под грузовыми операциями и транзитных простоев наблюдается снижение среднесуточного пробега, и в итоге оборот вагонов стал более долгим. Производительность вагона от суммарного воздействия рассмотренных показателей снизилась. Таблица 2.3. Динамика качественных показателей использования вагонов на Октябрьской железной дороге |Показатели |Годы |1998 к| Из-за сокращения грузооборота необходимость в большом парке локомотива отпала и его существенно сократили. За счет этого качественные показатели использования локомотивов удалось сохранить на приемлемом уровне и даже увеличить производительность локомотива. Сокращение объемов перевозок грузов и пассажиров в 1994-96гг. привело к уменьшению доходов железной дороги, при резком увеличении цен на потребляемую дорогой продукцию. Это привело к уменьшению рентабельности издержек производства. Правда в последние два года падение рентабельности было приостановлено и прогноз позволяет судить о возможности дальнейшего улучшения рассматриваемого показателя. Рост экономических показателей в абсолютном выражении обусловлен очень высоким темпом инфляции в рассматриваемом периоде. Одним из основных качественных показателей работы дороги является производительность труда. Изучение динамики производительности труда позволяет сделать вывод о том, что на N-ской железной дороге в последние годы падение производительности труда было приостановлено. Это может стать базой для улучшения других экономических показателей. Таблица 2.4. Динамика экономических показателей на N-ской железной дороге
Производственный процесс транспорта требует большого объема основных средств, поэтому хотя и железная дорога осуществляет работу во вспомогательных отраслях их доля в общих основных фондах дороги очень мала. Из таблицы 2.5. видно, что удельный вес ОС других отраслей и непроизводственных ОС очень низок. За исследуемый период среднегодовая стоимость всех основных средств уменьшается, причину этого можно увидеть в низких темпах внедрения новых ОС и сокращении существующих основных средств. Таблица 2.5. Динамика среднегодовой стоимости Основных средств. |Показатели |Годы |
Таблица 2.6. Динамика состава основных средств N-ской железной дороги. |Состав Основных средств |Годы | Рис. 3. Наблюдая состав основных средств в динамике, можно сделать следующие выводы: Строительство зданий производилось незначительными темпами, впрочем никаких масштабных строек дорога в последние 7 лет не проводила; Доля сооружений возросла, а транспортные средства из-за ненадобности и истечения срока службы списывались, поэтому их доля в составе основных средств значительно упала. Непроизводственные фонды тоже значительно повысили свой удельный вес, можно предположить, что железная дорога стала уделять больше внимания жилищным и социальным вопросам. Удельный вес машин и оборудования, передаточных устройств, инвентаря, инструмента, производственных средств других отраслей практически не изменились. 3. Методика анализа основных фондов железной дороги Основными задачами анализа основных фондов является: изучение состава и динамики основных фондов, технического состояния и темпов обновления, технического перевооружения, внедрение новой техники, модернизации; определение показателей использования основных производственных фондов, а также факторов, влияющих на них; установление степени эффективности использования активной части основных фондов; выявление влияния использования основных фондов на объем перевозок, себестоимость, производительность труда и другие показатели; выявление резервов повышения эффективности использования основных фондов. В качестве источников информации используют отчет о движении основных
фондов и амортизационного фонда приложение к Ф6-жел, отчет о движении
уставного фонда , инвентарную картотеку основных фондов и технические
паспорта. Кроме того, привлекают информацию, содержащуюся в отчетах формы В отчете приложения к Ф6-жел содержатся сведения о наличии и движении
основных фондов в целом по предприятию и с выделением основных
производственных фондов транспорта, других отраслей народного хозяйства,
непроизводственных основных фондов и фондов жилищного хозяйства. Возрастной состав активных основных фондов характеризует технический
уровень основных фондов и степень их морального износа, что дает выявить
устаревшие транспортные средства, оборудование, требующие замены. При анализе важно изучить состав основных фондов не только по их
отношению к производственному процессу или по их видам, но и по другим
признакам (например, всех основных фондов – по характеру их эксплуатации,
по отраслям железнодорожного хозяйства и т. д.). Тенденции изменения
структуры или размещения основных фондов могут быть установлены только при
изучении соответствующей информации за 4-5 и более лет. Рисунок 3.1. Важное значение имеет анализ движения и технического состояния основных производственных фондов. Движение основных фондов изучают по данным приложений к бухгалтерским отчетам Ф6-жел с привлечением справок, составляемых к этим отчетам. Для характеристики роли различных видов поступления или выбытия основных фондов в формировании их величины на конец года определяют долю: поступивших основных фондов (по видам поступления) в общем их наличии на конец года (исчисляют коэффициенты общего, нового и безвозмездного поступления основных фондов); выбывших основных фондов (по видам выбытия) в общем их наличии на начало года (исчисляют коэффициенты общего выбытия, ликвидации и безвозмездной передачи основных фондов). При необходимости может быть дана более подробная характеристика движения основных фондов по данным справок к бухгалтерскому балансу, ведомости учета ликвидированных основных фондов. Для характеристики технического состояния ОПФ рассчитываются следующие показатели: коэффициент обновления (Кобн): [pic] коэффициент выбытия (Кв): [pic][pic] коэффициент прироста (Кпр): [pic] коэфициент воспроизводства основных средств (Квосп): [pic] Обобщающими показателями технического состояния основных фондов являются коэффициенты износа и годности. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|