реферат, рефераты скачать
 

Основные производственные средства дороги


p> Поэтому важным моментом анализа основных фондов является определение коэффициента их обновления.

1993г. [pic]

[pic]

1997г [pic]

[pic]

1998г. [pic]

[pic]

Коэффициент износа определяется путем деления износа на первоначальную стоимость ОФ

1993г. [pic]

[pic]

1997г. [pic]

[pic]

1998г. [pic]

[pic]

Коэффициент износа, исчисленный по данным, характеризующим основные фонды в целом по предприятию, показывает лишь среднюю степень их износа.
Разные группы основных средств могут быть изношены неодинаково, поэтому приведем таблицу об износе основных производственных фондов.

Износ основных производственных средств по группам за 98 год представлен в таблице 4.2.

Таблица 4.2.


Процент износа основных производственных средств по группам.

|наименование |Первоначальная |Остаточная |Сумма |% |
| |стоимость |стоимость |износа |износа |
|Здания |3984395 |2518124 |1466271 |5,2 |
|Сооружения |28327610 |13102588 |15225022 |53,6 |
|Передаточные |3785774 |2048663 |1737111 |6,1 |
|устройства | | | | |
|Машины и |4301454 |2262687 |2038767 |7,2 |
|оборудование | | | | |
|Транспортные |16555574 |8796560 |7759014 |27,3 |
|средства | | | | |
|Инструмент, |302939 |146204 |156735 |0,6 |
|инвентарь и др.| | | | |
|виды основных | | | | |
|средств | | | | |
|Итого |57257746 |28874826 |28382920 |100 |

Из таблицы видно, что наибольший износ у группы «сооружения», который составляет 53,6% от общего износа, у транспортных средств износ составил
27,3% - второй по величине. У остальных групп удельный вес износа в общей сумме износа незначителен.

Улучшение технического состояния основных фондов происходит за счет ввода в эксплуатацию новых объектов, ликвидации основных средств, износившихся или пришедших в ветхое состояние, поступление основных фондов, имеющих сумму износа меньшую, чем основные фонды, переданные другим предприятиям. Под влиянием этих факторов изменяются как величины основных фондов, так и сумма износа.

На уменьшение суммы износа основных фондов наибольшее влияние оказывает капитальный ремонт, выполняемый за счет средств амортизационного фонда.

Важное значение имеет выявление основных фондов, подлежащих ликвидации, а также излишних и неиспользуемых основных фондов, которые следует передать другим предприятиям или реализовать в установленном порядке. Списание таких основных фондов, наряду с улучшением общего показателя технического состояния основных фондов, остающихся в распоряжении отделения дороги, ведет, во-первых, к уменьшению суммы амортизационных отчислений, а следовательно, к снижению себестоимости перевозок, во-вторых, к уменьшению суммы взносов из прибыли в виде платы за производственные фонды. Все это приводит к повышению прибыли и уровня рентабельности.

Коэффициент годности [pic] определяется, как

[pic]

1993г. [pic]

[pic]

1997г. [pic]

[pic]

1998г. [pic]

[pic] коэффициент выбытия [pic] рассчитывается, как

[pic]

1993г. [pic]

[pic]

1997г. [pic]

[pic]

1998г. [pic]

[pic]

Показатель оборачиваемости основных фондов исчисляется путем отношения величины перенесенной стоимости (амортизации) за год к среднегодовой стоимости основных фондов. Длительность одного оборота То в днях определяется по формуле:

[pic] где: [pic] - среднегодовая стоимость основных фондов;

А – амортизационные отчисления за год.

1997г. [pic] дней = 34,5 года

1998г. [pic] дней = 34,2 года

Все эти коэффициенты дают оценку состояния и движения основных фондов, которая имеет непосредственную связь с показателями использования основных фондов.

Улучшение использования основных фондов выражается натуральными и стоимостными показателями. Оценка использования основных фондов натуральными показателями производится главным образом показателями подвижного состава. Денежная оценка этих показателей позволяет судить о степени использования основных фондов.

На самом деле основные фонды железных дорог используются не в отрыве друг от друга, а комплексно, в тесной связи друг с другом. Особое значение при этом имеет наиболее полное использование подвижного состава. Чем полнее используются локомотивы и вагоны, тем лучше используются и постоянные устройства железных дорог.

Рассмотрим движение основных производственных фондов в таблице 4.3.

Таблица 4.3.

|годы |Коэффициент |Коэффициент |Коэффициент |
| |ввода[pic] |выбытия[pic] |замены[pic] |
|1993 |22,8 |8,5 |37,3 |
|1997 |10,63 |10,5 |98,8 |
|1998 |2,72 |2,98 |109,56 |

Анализ расчета приведенный в таблице показывает, что в начале анализируемого периода поступление основных фондов превышает выбытие – вывод, причем в 2,5 раза. Но в 1997 году введение основных производственных фондов примерно сравнялось с их выбытием, что связано с значительным сокращением объем введения новых основных фондов, разница составляет всего
0,13%, в 1998 году общее количество введенных и выбывших основных фондов значительно сократилось из-за снижения введения новых основных фондов
(замораживание многих проектов, инфляционные процессы в стране и сокращение объемов перевозок)и выбытия старых, срок службы которых продляется.

Соотношение коэффициентов выбытия и ввода показывает долю новых основных фондов, идущую на простое воспроизводство. Коэффициент замены
[pic] , характеризующий эту долю, определяется по формуле

[pic]

Анализ расчета в таблице показал, что доля новых основных производственных фондов, идущая на простое воспроизводство, увеличилась, причем почти в три раза.

Можно сказать, что процесс ввода опережает выбытие основных фондов.
Это свидетельствует о стратегии основных фондов, о наполнении изношенного и ветхого оборудования, которое ухудшает экономические показатели железной дороги, эксплуатационные расходы за счет амортизационных отчислений возрастают. Как свидетельствует анализ литературных источников, процесс выбытия основных фондов должен осуществляться примерно такими же темпами, как процесс обновления.

В то же время этот процесс можно объяснить, как увеличение индекса физического объема основных фондов, так и особенностями их учета. Как правило, выбывающие по износу фонды, учитываются по восстановительной стоимости после последней переоценки. А вводимые основные фонды, учитываются по первоначальной стоимости, в ценах последних лет.

А в1998 году количество выбывших основных фондов превысило количество поступивших основных фондов, которых теперь не хватает для простого воспроизводства, как следствие общее сокращение основных фондов и снижение темпов развития железной дороги.

Оценку движения основных фондов и определение их направленности можно оценить с помощью показателя, характеризующего отношение новых основных фондов, введенных в действие в течение исследуемого периода, к полной стоимости выбывших основных фондов вследствие их ветхости и износа за этот же период.

Внедрение такого показателя в практику работы дороги позволит установить: во-первых, степень превышения новых основных фондов, поступивших за изучаемый период, по сравнению с основными фондами выбывшими вследствие ветхости и износа за этот же период, во-вторых, направление движения основных фондов. Этот показатель принято называть коэффициентом воспроизводства основных фондов.

[pic]

Известно, что в течение срока службы потребительная стоимость и стоимость средств труда не остается неизменной.

Наиболее часто употребляемым показателем характеризующим техническое состояние основных фондов, является коэффициент износа основных фондов, который определяется по следующей формуле:

[pic] где: [pic] - сумма износа ОФ;

[pic] - стоимость фондов на начало (конец) года, или среднегодовая стоимость.

Кроме того, рассчитывается коэффициент годности [pic], который показывает, какую долю составляет остаточная стоимость основных производственных фондов от первоначальной.

[pic]

Приведем расчет коэффициента [pic] и [pic], по анализируемой дороге.
|годы |Коэффициент износа |Коэффициент годности |
|1997 |45,72 |54,28 |
|1998 |48,99 |51,01 |

Расчет показал, что на дороге за период с 97 года по 98 год наблюдается рост износа основных фондов, за год он возрос на 3,27%.
Следовательно наблюдается процесс старения основных фондов.

Износ основных фондов тесно связан со сроком их службы. Если известна полная стоимость всех основных фондов и сумма амортизационных отчислений, то можно определить средний срок службы основных фондов.

Определение полного срока службы исчисляется по формуле:

[pic], где: [pic] - расходы на полное восстановление за истекший срок службы:

[pic]; оставшийся срок службы:

[pic]

Расчет среднего срока службы ОФ
|годы |Полный срок |Истекший срок службы,|Оставшийся срок|
| |службы, лет |лет [pic] |службы, лет |
| |[pic] | |[pic] |
|1997 |34,5 |15,8 |18,7 |
|1998 |34,2 |16,8 |17,4 |

Из таблицы видно, что полный срок службы основных производственных фондов составил в 97 34,5 года, в 98 34,2 года, оставшийся срок службы в 97 году 18,7 лет, а в 98 году 17,4 года. Представленные данные еще раз говорят о том, что на дороге наблюдается усиленный процесс старения основных производственных фондов, а это естественно вызывает значительные затраты на текущий и капитальные ремонты.

5. Анализ использования основных фондов

Для оценки эффективности использования основных производственных фондов, применяется система экономических показателей, среди которых важное значение имеет показатель фондоотдачи. Значение показателя фондоотдачи заключается не только в том, что он является обобщающим показателем эффективности использования комплекса разнородных средств труда, но и в том, что его изменение указывает на качественные сдвиги в структуре основных производственных фондов и в структуре продукции транспорта.

Уровень показателя фондоотдачи определяется соотношением эффекта, полученного в результате производства транспортной продукции, к стоимости основных фондов. При этом эффект использования основных фондов может быть выражен величиной приведенной продукции (условно-натуральное выражение), доходов, а также прибыли (денежное выражение).

Показатель фондоотдачи в условно-натуральном выражении характеризует съем приведенной продукции на один рубль стоимости основных производственных фондов по величине реализованной продукции транспорта.

Однако этот показатель чувствителен к изменениям тарифов, цен на продукцию и услуги подсобных производств.

Показатель фондоотдачи по прибыли - рентабельность, характеризует финансовые результаты использования основных фондов. Но величина прибыли зависит не только от использования средств труда, но и других ресурсов и затрат производства. Вследствие чего, рентабельность является обобщающим показателем эффективности производственной деятельности.

Кроме того показатель фондоотдачи можно определить по чистой продукции, которой будем характеризовать эффект использования основных фондов по величине вновь созданной стоимости. Однако вследствие специфических особенностей транспорта, связанных с невещественным характером продукции, данный показатель не нашел широкого применения.

Рассмотрим динамику фондоотдачи приведенную в таблице 5.1.

Таблица 5.1.
|годы |Фондоотдача по |Фондоотдача по |Фондовооруженно|
| |объему |доходам, Ко |сть, |
| |продукции, |[pic] |млн.руб./чел. |
| |ткм/руб | |[pic] |
| |[pic] | | |
|1993 |0,592 |2,293 |- |
|1997 |0,0017 |0,156 |589,12 |
|1998 |0,00168 |0,178 |588,3 |

Из приведенной таблицы видно, что Фо по объемам продукции на протяжении c 1993г. по 1997г. падает, что говорит о падении объемов производства, и отставании роста объемов производства от роста основных фондов, в 1998 году
Фондоотдача осталась почти неизменной, при условии соотношения цен в одном порядке. Фондоотдача по доходам снизилась с 1993 г по 1997 г. почти в 15 раз (уменьшение доходов связано с сокращением объемов перевозок) и незначительно повысилась в 1998г.

Фондовооруженность за период с 97 по 98 сократилась на 0,82 млн.руб./чел. Произошло одновременное небольшое сокращение численности рабочих и основных фондов.

Для определения влияния фондовооруженности на фондоотдачу, необходимо определить производительность труда и сопоставить ее с фондовооруженностью.
В структуре показателей производительности труда и фондоотдачи общий компонент – объем приведенной продукции (или доходы – стоимостном методе определения этих показателей). То есть эти два показателя тесно связаны между собой, как по своей сущности, так и по структуре.

Математическая зависимость между этими показателями имеет определенное экономическое содержание. Производительность труда увеличивается в результате действия различных факторов, основными из которых являются внедрение новой технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, рост квалификации работников, сокращение доли непроизводственной работы, совершенствование организации труда, то есть факторы, связанные с капитальными вложениями и с ростом основных фондов, и факторы с ними не связанные.

Взаимосвязь между фондоотдачей (Фо), производительностью труда (Пт), и фондовооруженностью (Фв) может быть выражена следующей формулой:
[pic] или [pic] ; где
[pic] - приведенные ткм;
ОПФ – средняя стоимость основных фондов;
Ч – среднесписочная численность работников;
Д – доходы.

Из данного соотношения следует, что Фондоотдача повышается, когда темпы роста производительности труда опережают темпы роста его фондовооруженности, или темпы снижения фондовооруженности труда опережают темпы снижения его производительности, или наконец, если фондовооруженность труда повышается, а производительность снижается, показатель фондоотдачи падает.

Расчеты приведены в таблице 5.2.

Таблица 5.2.
|показатели |1997 |1998 |Разница |
|Доходы млрд. руб. |10059 |11242 |+ 1183 |
|ОПФ млн. руб. |64525720 |63161755 |-1,363965 |
|Фондовооруженность труда млн. |589,12 |588,3 |- 0,82 |
|руб./чел. | | | |
|Производительность труда |1,015 |0,985 |- 0,03 |
|млн.ткм./чел | | | |
|[pic] | | | |
|Фондоотдача | | | |
|в натуральном выражении ткм/руб |0,0017 |0,00168 |-0,00002 |
|в стоимостном выражении коп./руб | | | |
| |0,156 |0,178 |+0,022 |

Данная таблица свидетельствует о высоких темпах роста доходов на дороге за анализируемый период более чем на 1183 млрд. руб. В сопоставимых ценах стоимость основных производственных фондов сократилось, что вызвано сокращением существующих основных фондов более высокими темпами нежели введение новых основных фондов, как следствие этого - сокращение фондовооруженности труда, правда не очень значительного т.к. одновременно с сокращением основных производственных фондов происходило сокращение численности работающих на дороге. Как было отмечено, на фондоотдачу оказывает влияние производительность и фондовооруженность труда. На дороге в 1998 году по сравнению с 1997 годом фондовооруженность упала на 0,82 млн. руб./чел., а производительность труда снизилась на 0,03 млн. ткм./чел. В результате показатель фондоотдачи снизился на 0,015 Ткм./руб в натуральном соотношении, и увеличился на 0,022 коп./руб. в стоимостном выражении.

Количественную оценку влияния различных факторов на показатель фондоотдачи можно провести различными методами. Проведем анализ влияния отдельных факторов на уровень фондоотдачи выраженной в стоимостной формуле:
[pic]

В таблице 5.3. представлено, что покажет анализ факторов фондоотдачи в несопоставимых ценах.

Таблица 5.3.
|показатели |1997 |1998 |Коэффи-циент|Расчетное |Абсолют-ное|
| | | |динамики |значение |значение Фо|
| | | |(гр3/гр2) |фондоотда-чи|под |
| | | | | |влиянием |
| | | | | |ф-в |
|Фондоотдача Фо |15,6 |17,8 |1,14 |- |+ 2,2 |
|коп./руб | | | | | |
|Доля транспортных |46,4 |43,6 |0,940 |14,664 |- 0,936 |
|средств в общей | | | | | |
|стоимости ОПФ % | | | | | |
|Фондоотдача Фо |0,0041|0,0042|1,024 |15,016 |+ 0,352 |
|транспортных | | | | | |
|средств ткм/руб | | | | | |
|Средняя доходная |90,52 |107,26|1,185 |17,794 |+ 2,778 |
|ставка dср коп./1 | | | | | |
|ткм | | | | | |

Увеличение показателя фондоотдачи и средней доходной ставки за последний год связано с увеличением доходов железной дороги.

Далее использование основных фондов дороги оценим по показателю фондоотдачи в натуральном выражении, который определяется, как отношение объема перевозок в приведенных ткм к среднегодовой стоимости основных фондов.
[pic] ткм./руб. в таблице 5.4. приведены данные, характеризующие использование основных фондов по анализируемой дороге за 97-98гг.

Рассмотрим влияние двух факторов приведенной работы и изменение среднегодовой стоимости основных фондов на изменение фондоотдачи. Для этого приведем факторный анализ кольцевым способом по формуле:
[pic], [pic], [pic] [pic] где [pic] - сложный показатель (в данном случае Фо);

[pic] - приращение факторов;

[pic] - факторы.

Таблица 5.4.
|Сложные |Базисное |Отчетное |Приращение |
|показатели и |значение |значение |[pic] |
|факторы | | | |
|Фо млн./ руб. |0,00172 |0,0016 |- 0,0001 |
|[pic] млрд. ткм|111,119 |105,721 |- 5,398 |
|ОПФ млрд. руб. |64525,720 |63161,755 |- 1363,965 |
|1 / ОПФ |0,0000155 |0,0000158 |+0,0000003 |


Фо ([pic]) = 0,5*(-5,398)*(0,0000155+0,00000158)= - 0,000085
Фо (1/ОПФ) = 0,5*(-0,0000003)*(111,119+105,721)= - 0,000033
Как видно по результатам расчетов за счет снижения [pic], Фондоотдача снизилась на 0,000085 ткм./руб и за счет снижения основных фондов снизилась на 0,000033 ткм./руб.
Относительная экономия основных фондов равна:
Эопф = 63161755 - 64525720*0,951= 1797795 (тыс. руб.)
Далее проанализируем взаимосвязь между фондоотдачей, фондовооруженностью и производительностью труда.
[pic]
[pic]
[pic]

В работе использования транспортных средств дороги, в первую очередь вагонов и локомотивов, оценивается с помощью факторного анализа сложных обобщающих показателей, таких как среднесуточная производительность локомотива, позволяющих установить и измерить, как изменились эти показатели за определенный период времени (1997-1998гг.) и, как повлияли на изменение некоторые факторы, связанные со сложными показателями функционально.

Производительность грузовых вагонов – комплексный показатель, характеризующий использование вагонов не только по времени, но и по грузоподъемности и вместимости. Этот показатель определяет размеры полезной перевозочной работы в ткм нетто, выполненным грузовым вагоном за определенный период времени, например за сутки.

Функциональная связь производительности грузового вагона устанавливается прежде всего с тремя укрупненными факторами – показателями, и может быть представлена в таком виде:
[pic]

6. Анализ приростных показателей


Экономическая оценка вновь вводимых основных фондов

При анализе основных фондов важно знать не только, как используются действующие основные фонды, но и какой эффект дают вновь вводимые основные фонды. Для оценки вновь вводимых основных фондов рассчитываются своеобразные коэффициенты эффективности за каждый год и в динамике за ряд лет, которые исчисляются, как отношение прироста показателя (например, приведенные ткм), к приросту производственных фондов. Такие коэффициенты определяются для объема продукции, производительности труда, себестоимости продукции, прибыли и рентабельности.
Для современного периода характерен опережающий рост объемов работы по сравнению с основными фондами. Эта закономерность вытекает из роста производительности труда машин и оборудования, следовательно, повышение объема продукции с 1 рубля основных фондов.
Однако в отдельные периоды такая закономерность может нарушаться следующими факторами: в период научно-технической революции происходит быстрое обновление основных фондов, создание автоматизированных систем.
Комплексная механизация и автоматизация производственных процессов требуют больших единовременных вложений в основные фонды, что на первых порах снижает съем продукции с 1 рубля основных фондов. Поэтому при анализе эффективности капитальных вложений нужно учитывать разрыв во времени (лаг) между осуществленными капитальными вложениями и получением эффекта.
Величина полного лага по железнодорожному транспорту в целом составляет около двух лет, в том числе лаг отдачи (освоения) около одного года. Все же этот фактор носит временный характер, основная тенденция – опережающий рост объемов работы по сравнению с ростом стоимости основных фондов.

Социально-экономическая оценка действующих основных фондов.

На современном этапе развития нашей страны каждое усовершенствование производства должно оцениваться как с экономических, так и с социальных позиций. Развитие нашей экономики, тем самым повышает материальный и духовный уровень человека. Следовательно с ростом экономического потенциала страны одновременно должны улучшаться условия труда и быта трудящихся, а это в свою очередь влияет на экономические показатели производства.
С повышением технической оснащенности железных дорог произошли большие изменения в структуре рабочих кадров, ликвидированы в основном тяжелые и опасные профессии (кочегары, башмачники и др.).
При социальной оценке нужно учесть скорости движения пассажирских и грузовых поездов. Повышение скорости движения пассажирских поездов уменьшает время, затрачиваемое на транспорт, увеличивая при этом производительное время и время для отдыха. Увеличение скорости движения грузовых поездов сокращает грузовую массу «на колесах» и снижает величину нормируемых оборотных средств по народному хозяйству в целом. При социально- экономической оценке необходимо также учитывать общеобразовательный и профессиональный уровень работников и др. факторов.
Результаты изменения показателей работы железной дороги в таблице 6.1.

Таблица 6.1.
| |1997 |1998 |[pic] |
|[pic] млн. руб.|64525720 |63161755 |- 1363965 |
|[pic] 10 прив. |847,65 |858,68 |+ 11,03 |
|ткм. | | | |
|Пт тыс. |1014,51 |984,71 |- 29,8 |
|ткм./чел. | | | |
|[pic] млрд. |111,119 |105,721 |- 5,398 |
|ткм. | | | |


Показатели прироста:
[pic]
[pic]
[pic][pic]
Из таблицы видно, что приращение основных показателей не наблюдается.
Поэтому определение приростных коэффициентов не имеет смысла.

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.