| |||||
МЕНЮ
| Основы конструированияШкалы – по форме , подвижности . Основные требования – различимость делений и знаков. Светопланы – электронно–лучевые трубки , люми– и газоразрядные индикаторы , жидко–кристальные индикаторы (ЖКИ) и светоизлучающие диоды (СИД), выполняемые часто в виде комбинированных дисплеев . Для облегчения работы рекомендуется использовать мнемосхемы . Например , проекция на лобовое стекло в летательных аппаратов . Слуховой анализатор , основной элемент которого – ухо , воспринимает звуковые колебания простые (чистые тона ) и сложные (речь , музыка ) в широком диапазоне частот и уровней сигнала ( 20.....2000 Гц , 0,002 Н/м2 ...... 100 Н/м2 ) . Слух обеспечивает стереоэффект (~ 0..... 120 Дб) , биноуральный слух имеет незначительную разрешающую способность по углам , но обеспечивает приём сигналов из любой точки сферы , в центре которой Человек–оператор . Основные рекомендации по акустическим индикаторам : tзвучания сигнала ≥ 0,3.....0,5 с . ; если используется несколько АС угол между ними должен быть 15....20°(без поворота головы) или 3.....4° (при возможности повернуть голову на источник звука ) ; учитывать биноуральность слуха и эффекты адаптации ; наличие шума ( мешающих сигналов ) , модуляцию сигнала . Тактильный (осязательный) анализатор – даёт возможность на ощупь определять характерные формы органов управления и облегчать или ускорять процесс управления . Тактильные индикаторы – различимые на ощупь : рукоятки , кнопки , тумблеры . Для лучшей различимости – размеры должны различаться между собой ≥ 20 % . NB : когда органы управления рядом – но результат воздействия разный : цвет и форма ! На основании сказанного рекомендуется (общие рекомендации) : использовать зрительные анализаторы – для решения задачи само ориентации ; снятия искажений с много шкальных приборов ; сравнения быстро следующих друг за другом сигналов ; наблюдения за источником информации и получения точной количественной информации ; оценки движения . Лучшая различимость – у дискретных сигналов ; использовать слуховые анализаторы – для обеспечения индивидуальной одноканальной связи ; передачи кратких сообщений ; сигнализации о завершении ряда следующих друг за другом операций; для дублирующих сигналов. Для различимости– один уровень , но разная частота ; использовать тактильные анализаторы– для тех случаев , когда зрение или слух заняты ; когда требуются подтверждающие сигналы или когда формируются простые команды управления. Конкретно , смотреть Вудсон У. , и другие « Справочник по инженерной психологии для инженеров и художников–конструкторов . « Москва , «Мир» , 1968 год . Основные характеристики рабочей среды .Характер физической и нервно–психологической нагрузки делят на четыре категории : ¬ лёгкая (комфортная ) рабочая среда ; средняя ( относительно дискомфортная ) рабочая среда ; ® тяжёлая ( экстремальная ) рабочая среда ; ¯ очень тяжёлая (сверхэкстремальная ) рабочая среда . смотри сборник стандартов безопасности труда (ССБТ) ® «Техника безопасности и охрана труда»; «Основы безопасности жизнедеятельности» . Формирование сигналов управления – осуществляется регуляторами с применением эффекторного аппарата Человека–оператора . Можно сказать , что в этом случае возможно два режима работы : Человек–инструмент (источник сигнала ) и Человек–машина (источник энергии ) . При выборе или конструировании регуляторов необходимо соблюдать два основных правила : нельзя пренебрегать двигательными навыками человека. В противном случае затрудняется процесс управления ; для достижения максимального эффекта управления , усилия , прилагаемые человеком к регуляторам , должны соответствовать характеру действия регулятора . По конструкции все регуляторы можно разделить на : нажимные ( кнопки , клавиши , педали ). Для кнопок : чем реже используется и чем меньше прилагаемое тем меньше диаметр поверхности нажатия – вогнутая , для облегчения фиксации пальца . движковые ( ручельные ) – это устройства управления простыми переключателями , которые ( как и нажимные ) должны иметь два чётко фиксируемых крайних положения ( нежелательное исключение – трёх позиционные ) . рычажные – головки тумблеров и качающихся рычагов : должны иметь чётко различимый угол отклонения и размеры ( форму ) головки для захвата пальцами или всей рукой . вращательные – разнообразные ручки управления с плавным или дискретным движением рабочего элемента . Рукоятки управления могут быть тактильными индикаторами , что даёт возможность определять характерные формы рукояток и облегчать или ускорять процесс управления. Замечание . Большое влияние на точность и темп работы Человека– оператора оказывает степень обученности , натренированности и профессиональной пригодности ; необходимость и желание выполнять поставленную задачу . Для обеспечения универсальности обслуживания объектов операторами с различными параметрами должен соблюдаться принцип максимальной стабильности характеристик объекта. Поэтому индикаторы и органы управления группируются на панелях Панели управления (прибора) по их функциональному применению . ¬ Наиболее важные и часто используемые индикаторы и органы управления размещают в оптимальной зоне ; аварийные – в легкодоступных местах вне оптимальной зоне ; ® второстепенные , периодически используемые – вне оптимальной зоны , руководствуясь правилами группировки и взаимосвязи между ними . Последние правила состоят в следующем : 1. При групповом размещении индикаторов для контрольного считывания : ¬ при наличии в группе шести и более индикаторов – их располагают в виде двух параллельных рядов (вертикальных или горизонтальных ) ; не делать более пяти – шести разрядов ; ® при наличии 25–30 и более индикаторов комплектовать их в 2–3 зрительно различимые группы . Лицевые поверхности индикаторов следует располагать перпендикулярно к линии взора оператора , находящегося в рабочей позе . 2. При размещении органов управления : ¬ органы управления необходимо располагать в зоне досягаемости (Человек–оператор не должен менять рабочую позу , и не требуется перекрещивать руки (ноги ) или закрывать рукой при включении индикатор ). Важные и часто используемые – в зоне лёгкой досягаемости . органы управления необходимо располагать в последовательности , соответствующей последовательности действий (например, включения (выключения )) , и группироваться таким образом , чтобы действия оператора осуществлялись слева–направо и сверху– вниз . 3. При правильно размещённых органах управления Человек–оператор, работая , не должен думать о предстоящих манипуляциях управления : ¬ расположение функционально одинаковых органов управления должно быть единообразным во всех группах ; это расположение должно обеспечивать равномерность нагрузки обеих рук и ног Человека–оператора ; ® поверхности , на которых располагаются Индикаторы и Органы управления не должны быть монотонными , зоны расположения их должны быть хорошо освещены . В заключении , некоторые общие требования к органам управления : 1. Размеры их должны соответствовать прилагаемым усилиям . 2. Форма и фактура поверхности должна обеспечивать удобный захват . 3. Цветовое оформление должно быть согласовано с общим цветовым решением объекта . Не следует использовать «накладной» цвет , т.е. краски , применяют материалы соответствующего цвета , химические или гальванические покрытия . 4. Форма не должна затруднять удаление загрязнений . 5. Конструкция должна гарантировать безопасность оператора , например , от поражения электрическим током или травм эффекторов. Лекция 16. Основы конструирования Эргономическая отработка конструкций – общие положениячасть процесса художественного конструирования . Эргономика изучает функциональные возможности человека в процессах труда с целью создания совершенных изделий и оптимальных условий труда. ГОСТ 16456–70 устанавливает четыре группы комплексных эргономических показателей :– гигиенические ; антропометрические ; физио– и психофизио– логические ; психологические . По этим показателям оценивается качество продукции в целом и в частности , конструкции . ¬ Гигиенические показатели : уровни освещённости ; вентилируемости ; температуры ; влажности ; запыленности и давления воздуха –микроклимат ;механические и физические факторы : напряжённость магнитного и электрического полей ; радиация ; токсичность ; шум и вибрации ; гравитационные перегрузки и ускорения Ô эти показатели предмет Охраны труда и техники безопасности . Антропометрические показатели определяются соответствием конструкции объекта размерам и форме тела человека , распределению массы его тела . Эти показатели проверяют сравнением определяющих размеров тела человека при различных рабочих позах с соответствующими размерами изделия . В ряде случаев необходимо учитывать размеры головы и кисти рук человека . ® Физиологические и психофизиологические показатели определяются соответствием конструкции объекта следующим возможностям человека : n силовым ; n скоростным ; n энергетическим ; n зрительным ; n слуховым ; n осязательным ; n обонятельным и вкусовым. Для проверки этих показателей анализируют : ¬ размеры органов управления , их форму и прилагаемые усилия ; зоны обзора
1. 30....40° 2. 50....60° 3. 90° ® рабочие зоны Человека–оператора при управлении ручными и ножными регуляторами ; ¯ анализируют характер движений . Зона обзора : 30....40° соответствует максимальной – разрешающей способности ; 50....60° – чёткому цветному , а 90°– черно– белого зрения . Наиболее удобное расположение индикаторов –по горизонтали 30° ниже линии взора , но не более 30° (вверх) или 40° (вниз) . При рассмотрении рабочих зон следует иметь в виду , что величина усилия, прилагаемого к Объекту управления , зависит : n от направления : вверх, вниз , в сторону ; n высоты расположения : от 300 до 1800 мм ; n и руки : у большинства людей правая рука сильнее левой в 1,2 раза . Если Человек–оператор должен часто выполнять переключение , то величины усилий должны быть уменьшены в 2....3 раза . Во всех случаях усилия больше 150 Н – для рук и более 250Н –для ног при продолжительности нажатия более 3 секунд – УТОМИТЕЛЬНЫ . ¯ Психологические показатели конструкции изделия определяются соответствием закреплённых и вновь формируемых рабочих навыков человека его возможностям по восприятию и переработке информации . Лекции 17. Основы конструирования Эргономический анализ и отработка конструкций . 1.0 В основе эргономической отработки конструкции лежит полная совокупность эргономических параметров , что позволяет найти оптимальное художественно–конструкторское решение . Эргономическая отработка производится на основе эргономического анализа . Эргономический анализ применяет разнообразные методы исследования , такие как : n социологические методы (опрос) ; n визуальные (органометрические) методы ; n составление циклограмм работы Человека–оператора с применением хронометража и фотохронометража (фотосъёмка , кино– , видео– граммы ) ; n электрофизиологические методы . Виды исследований : n электроэнцефолография (мозг) ; n электроокулография (движения глазного яблока ) ; n электромиография (мышцы) ; n электрокардиография (сердце) ; n динамометрия и т.д. 1.1 Основные этапы эргономической отработки определяются стадиями разработки : 1) на стадии Технического предложения – предварительный эргономический анализ аналогов и прототипов разрабатываемого объекта ( не только лучших , но и заведомо «плохих» ) , а также детальный анализ конкретных условий функционирования объекта и выявления наиболее важных эргономических показателей ; 2) на стадии Эскизного проектирования – поисковый этап эргономического анализа , на котором рассматривают несколько вариантов конструкции объекта ( художественно–конструкторское решение ) ; 3) на стадии Технического проекта – окончательная художественно–конструкторская компоновка объекта с тщательной эргономической отработкой панелей и пультов управления с индикаторами и регуляторами ; 4) на стадии Рабочего проектирования – авторский надзор за реализацией принятых художественно–конструкторских решений . При эргономическом анализе учитывают следующие основные группы факторов : 1) насколько учтены антропометрические , психофизиологические , биомеханические и гигиенические данные Человека–оператора ; 2) обеспечивает ли рабочее место Человеку–оператору простую и естественную позу , достаточное рабочее пространство , возможность смены рабочей позы (например, сидя–стоя ) , удобный обзор всех функционально важных узлов и элементов объекта , условий для оперативного обслуживания и профилактики ; 3) создаёт ли цветовое решение объекта положительные эмоции у Человека–оператора и компенсирует ли неблагоприятные воздействия трудового процесса ; 4) является ли информация , поступающая к Человеку–оператору, наглядной и соответствующей сложившимся у него представлениям и стереотипам действий . Часто при Эргономическом анализе применяют контрольные карты , содержащие перечень вопросов по этим группам факторов , влияющих на трудовой процесс. NB : Пример д/MPC , смотри Варламов Р. Г. , Струнов О. Д. «Элементы Художественного конструирования и Теория Эргономики» М : 1980 год , стр. 39...40 . При эргономическом анализе необходимо учитывать : 1) климатические условия местности ; 2) микроклимат помещения и его интерьер ; 3) требуемый ритм работы оператора , частоту выполнения и точность рабочих операций ; 4) характеристику основных ( типовых ) поисковых маршрутов оператора , необходимость и возможность смены рабочей позы , взаимодействие с другими операторами . На основании этого необходимо : 1) провести анализ габаритов объекта ; 2) определить оперативные рабочие зоны и границы рабочего места в целом и установить их соответствие антропометрическим данным ; 3) определить объём и качество оперативной информации , представляемой на панелях объекта , и проанализировать их соответствие психофизиологическим возможностям Человека–оператора ; 4) определить состав органов управления и проанализировать их с точки зрения хиротехники . Хиротехника – отрасль эргономики , которая занимается разработкой наиболее рациональной формы рукояток управления ( или ручного инструмента ) ; 5) проанализировать взаимодействие сенсорных и моторных зон : логику соответствия Органов управления и Индикаторов ; 6) проанализировать соответствие типовых оперативных маршрутов биомеханическим требованиям . Результаты Эргономического анализа дают возможность обеспечить : 1) равномерное распределение психофизиологических нагрузок на Человека– оператора : 2) естественность , плавность и последовательность рабочих операций. 1.2 Оценка результатов принятого художественно– конструкторского решения . Для объективной оценки выполнения эксплуатационных , компоновочных , эстетических ( в т.ч. социально–экономических и эргономических ) , конструктивно–технологических требований применяют специальные методики . Например , такие как : ¬ Групповые или экспертные методы оценки (баллы: 0...1–плохо; 1...2–удовлетворительно; 2...3–хорошо; 3...4–отлично ) . Можно применять, когда есть квалифицированная группа экспертов , но тем не менее оценка «субъективная» . Метод неполных интегральных аналогов . Более объективен , т.к. он использует теорию инвариантов , критерии оценки и критериальные уравнения .....þ Системный анализ . Эргономический анализ тесно связан с анализом эстетическим: к примеру, создание цветового климата в интерьере и цветовое решение оборудования – должны рассматриваться не только с позиций красоты и гармонии , но в аспектах создания определённого эмоционального настроя Человека–оператора и закономерностей его зрительного восприятия . Согласно методике РД–50–149–79 для оценки художественно–конструкторского решения применяют показатели : 1. Информационная выразительность характеризует способность объекта отражать в своей форме действующие в обществе эстетические представления и культурные нормы , такие как , например : оригинальность ( отличие от аналогов ) ; стилевое соответствие (устойчивые признаки формы соответствующие определённому периоду ) ; соответствия моде ( внешний вид , соответствие временно господствующим эстетическим вкусам ) ; рациональность формы (соответствие назначению , конструкции , технологии изготовления и применяемым материалам ) . 2. Целостность композиции характеризует гармоническое единство частей и целого , органическую взаимосвязь элементов формы объекта и его согласованность с формой окружающих объектов . 3. Совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида характеризуются чистотой выполнения контуров , округлений и сочленений элементов , тщательность нанесения покрытий и отделки поверхностей , чёткость исполнения фирменных знаков и указателей , комплекта Эскизно–технологической документации и информационных ( рекламных ) материалов , устойчивость к повреждениям . Можно сказать , что внешние поверхности объекта , их отделка и окраска являются основными элементами , создающими его эстетическое восприятие. При художественно–конструкторской отработке этих элементов необходимо выполнять следующие требования : к форме 1) внешние очертания объекта должны быть простыми и строгими : например, единство формы и содержания для внешних рабочих органов ; предпочтительная форма – ■ , █ ; острые углы скругляются, но большой радиус скругления визуально «утяжеляет» конструкцию . Простая форма облегчает удаление загрязнений . 2) пропорции отдельных частей обеспечивают выделением в конструкции вертикальных или горизонтальных линий . При этом учитывают : вертикальные линии делают объект визуально «выше», а горизонтальные «ниже» . 3) форма объекта в целом должна быть гармонически увязана с формой пультов управления . 4) элементы внешней поверхности объекта : петли и ручки крышек (люков , дверей ) , крышки и кожухи для подвижных частей не надо выделять на фоне наружной поверхности . Петли и ручки должны быть тщательно обработаны . к отделке и окраске 1) окраска объекта должна соответствовать его конструкции , и не совпадать с окраской помещения ( или окружающей среды ) ; 2) пёстрая окраска вносит впечатление беспорядочности и «дробности» конструкции ; 3) тёмная окраска создаёт впечатление тяжести и грязи , светлые – впечатление лёгкости : тёмные – только для окраски фундаментов и несущих конструкций ; 4) травмоопасные детали и части изделий окрашивают в яркие , предупреждающие цвета ; для движущихся элементов оборудования (столы , салазки ) , подвижных объектов следует применять «растигровку» , которая активизирует окружающих ; 5) органы управления окрашивают в яркие , хорошо различимые цвета ; 6) внутренние поверхности корпусных деталей окрашивают для облегчения сборки в светлые цвета ; дверей , люков , откидных панелей – в яркие цвета , чтобы они отчётливо выделялись в открытом положении ; 7) объекты , излучающие тепло , окрашивают в серебренный или голубой цвета . На восприятие формы и цвета значительно влияет освещение . Основные требования к освещению рабочих мест , (искусственному): 1) предпочтительны индивидуальные светильники , расположенные посередине длины рабочей зоны на высоте 1900 ...2000 мм от пола и на расстоянии 150...200 мм от переднего края рабочей зоны (работа стоя ) . При других работах индивидуальные светильники устанавливаются оператором в желаемом положении относительно рабочей зоны ; 2) блестящие предметы следует освещать рассеянным светом ; мелкие тёмные предметы лучше видны на фоне , светлые – на тёмном ; 3) свет должен падать на поверхность предмета под небольшим углом , это лучше выявляет фактуру ; 4) прозрачные предметы должны быть освещены сзади ; 5) необходимо избегать резкой контрастности освещённости объекта рабочей операции и окружающего фона ( местное + общее освещение ) ; 6) необходимо исключать источники блёсткости , а также – ритмическое чередование тёмных и светлых поверхностей в поле зрения . Это снимает у работающих так называемые послеобразы, человек видит какой–то яркий предмет , в то время как он уже ушёл из поля зрения . Послеобразы также снимаются применением дополнительных цветов . Основы композиции. Мы рассмотрели ранее инженерно-психологический и эргономический этапы художественного конструирования (ХК) объекта. Мы установили , что ЭА и О конструкций тесно связаны с эстетическим анализом. Здесь следует отметить : эстетический этап ХК объекта может (и должен) выполняться только квалифицированным дизайнером! Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|