| |||||||||||||||
МЕНЮ
| Основы конструированияЭстетическим анализ можно выполнить лишь после серьёзного изучения объекта анализа и определения всех его утилитарных качеств и особенностей. Эстетическим анализ требует знания основ теории композиции , тенденций развития объектов данного вида , особенностей восприятия цвета , наличие чувства материала и стиля , профессионального художественного вкуса и т.д. Принципы “нравится – не нравится” , ”красиво – не красиво” – неприемлемы. В общем смысле эстетическим анализ позволяет для конкретного объекта выявить : - объёмно-пространственную структуру ; - тектонику ; - гармоничность формы ; - цветовое решение Далее , мы вначале рассмотрим основы композиции. Прежде отметим , – всё , что мы будем говорить далее относится к понятию “техническая форма” , т.е. применительно к объектам утилитарного назначения : производственно-технического и бытового. В отличие от понятия “декоративная форма” , которая относится к объектам исключительно или преимущественно декоративного назначения. Итак , композиция (лат. Compositio – составление , расположение , сочинение) – структура , взаимосвязь важнейших элементов объекта , которыми определяется его смысл , выражается замысел. В основе композиции технического объекта лежит выбор элементов (или их группы) соподчинённости этих элементов. В качестве элементов выделяют геометрические , светотеневые или цветовые свойства формы объекта. Композиция характеризуется – - категориями , - свойствами и качествами , - средствами. Перечислим : I. Общие категории : тектоника и объёмно-пространственная структура объекта. II. Свойства и качества : A. гармоническая целостность формы ; B. соподчинённость ; C. композиционное равновесие ; D. симметрия , асимметрия и их сочетание ; E. динамичность и статичность формы ; F. единство характера формы. III. Средства композиции : A. определяющий композиционный приём ; B. пропорции и масштаб ; C. контраст и нюанс ; D. метр и ритм ; E. тени и пластика. Число сочетаний множества композиционных факторов очень велико : например , взяв только 6 основных свойств и качеств композиции , мы получим – Поэтому знание категорий , свойств , качеств и средств композиции позволяет выбрать рациональные приёмы и методы работы над композицией объекта. Рассмотрим основные категории композиции и их взаимосвязь. Тектоника есть зримое отражение работы конструкции и материала в форме. В тектонике выражается связь формы и содержания изделия. Например , литая конструкция имеет такую форму , чтобы однозначно было видно – это литьё , а не сварная или какая-либо иная конструкция. Поэтому говорят о тектонике “литой формы” , о тектонике “штампованных несущих элементов” , о тектонике “пластмассовых конструкций” и т.д. Т.к. конкретный материал конструкции предопределяет композицию всякого изделия , то тектоника – одна из основных категорий. Понятие “тектоника” неразрывно связывает две важнейшие характеристики объекта – - его конструктивную основу (материал) ; - и форму во всех её проявлениях (в целом и частном). Конструктивная основа , кроме материала включает силовых элементов конструкции , характер распределения усилий (силовые потоки) , соотношение масс и т.п. Форма должна четко отражать всё это. Объёмно-пространственная структура. Всякая форма обладает двумя свойствами : она материальна и пространственна. Материальная форма – это объём , ограничивающий часть пространства определённых размеров и конфигурации. Объём и пространство – равноправные элементы композиции. Объёмно-пространственная определяет характер взаимодействия объёма с пространством. Можно сказать , что – - с одной стороны – объём должен выражать внутренние закономерности , свойственные объекту , отражать его функционально-конструктивную основу ; - а с другой – в определённой закономерности развиваться в пространстве , в идеале – таким образом , чтобы видя форму изделия в одной проекции , можно было представить , как она выглядит в других. Основные категории композиции тесно взаимосвязаны : материал « тектоника « ОПС
Нарушение тектоники – ложное отражение работы конструктивной основы , нарушает органическую связь элементов ОПС объекта , и наоборот. Такие нарушения возникают , когда (инженер-конструктор) рассматривает форму только от её технической основы – как бы “изнутри” или (оформитель) – только “снаружи”. Дизайнер идёт к форме одновременно “изнутри” и “снаружи” – в итоге создаёт целостное , гармоничное изделие. Пример : мост однопролётный балка
мост многопролётный º неразрезная балка
Свойства и качества композиции Свойства и качества композиции позволяют выделить следующие эстетические показатели объекта : - гармоническую целостность формы ; - соподчинённость элементов ; - композиционное равновесие элементов ; - симметрию и асимметрию элементов и их комбинации ; - динамичность и статичность элементов , их характер. Тем самым мы перечислили основные свойства и качества композиции объекта. Их можно , достаточно условно , разделить на главные , определяющие данную форму , и второстепенные. Однако оценка качества композиции не может быть результатом механического суммирования оценок по отдельным её свойствам , что иногда “непрофессионалы” пытаются делать. Определения. Гармоническая целостность формы – отражает логику и органические связи конструктивного решения с его композиционным воплощением. Ю.С. Сомов “Композиция в технике” : Композиция МРС может быть построена контрасте между сложной , насыщенной тенями структурой открытой части : направляющие , элементы суппорта , ходовые и тяговые винты , органы управления различных наружных элементов: оребрений и т.п. И лаконичными , чистыми объёмами несущей части станины , опор станка и крупных формообразующих элементов : коробки подач и скоростей , несущие стойки , столы и др. Основное качество – контраст – противопоставление простого и сложного начал. Соподчинённость элементов – определяется закономерностями композиции , которые зависят от вида (характера) объекта. Например : в технологическом оборудовании определяющими являются базовые элементы , несущие основную нагрузку. Их форма определяется материалами (прочностью и жесткостью). Лицевая панель сложного пульта управления является фоном , на котором в определённой последовательности и сочетаниях расположены индикаторы и органы управления. Их форма должна иметь определённую информационную сущность : что наблюдать , как нажать , как переключить. Поэтому соподчинённость элементов должна базироваться на схеме связей и необходимой последовательности действий управления. Композиционное равновесие элементов и формы — такое состояние композиции объекта , при котором все элементы сбалансированы между собой. Зрительная композиционная уравновешенность. Композиционное равновесие не есть простое равенство величин, оно зависит от : – распределения основных масс относительно центра конструкции (ЦК – смысловой центр предмета) ; – характера организации пространства , определяемого пропорциями и расположением осей , пластикой формы , цветовыми и тональными отношениями. Классические примеры : Прибор на стойке – Зрительное уравновешивание уравновешенная конструкция цветом. Симметрия , асимметрия и их комбинации. Под симметрией (греч. Symmitria – соразмерность) в эстетике понимают гармоничное расположение в пространстве отдельных частей целого , соразмерность и соответствие между ними. Симметрия : зеркальная , центральная , плоскостная и осевая – простейшие виды , которые при ХК применяют редко. Г. Вейль (математик) : “ симметрия ... является той идеей , посредством которой человек на протяжении веков пытался постичь и создать порядок , красоту и совершенство”. Нельзя утверждать , что симметричная композиция заведомо лучше асимметричной. Гармония симметричной формы видна сразу. Уловить гармонию в асимметричной форме значительно сложнее , но условие целостности асимметричной формы – это её композиционная уравновешенность , которая может быть достигнута за счет комбинаций симметрии и асимметрии. Динамичность и статичность формы. Динамичной называют форму активно односторонне направленную , как бы вторгающуюся в пространство.
Статическая форма – подчеркнутое выражение состояния покоя, незыблемости , устойчивости. Здесь следует отметить , что динамичность и статичность формы оценивают по горизонтальной оси , что связано с особенностями восприятия , например :
Единство характера формы – важное свойство композиции , которое определяет единичный подход к формообразованию всех элементов данной формы. Вот почему все объекты одного назначения , в общем мало отличаются друг от друга. Композиция воспринимается как целое если она построена из относительно небольшого числа элементов. Некоторые исследователи утверждают , что здесь применимо магическое число Миллера : МЧМ = 7 ± 2 (5...9). Однако это относительно , т.к. меньшее число элементов композиции не всегда упрощает её оценку. Поэтому важнее , чтобы композиция укладывалась в угол зрения , не превышающий 40°. На основании этого , плоскостные композиции с прямоугольными очертаниями мы должны рассматривать с удаления , примерно равного диагонали для её целостного восприятия. При работе над формой необходимо учитывать оптические иллюзии, т.е. ложное истолкование размеров и конфигурации предметов при их зрительном восприятии. Для обеспечения гармоничности формы вводятся соответствующие коррективы в композицию. Оптические иллюзии объясняются главным образом устройством зрительного аппарата человека , его связями с мозгом – чисто физиологическими причинами. Горизонталь–вертикаль Рис.0. Иллюзия Мюллера–Лиера Рис.1. Иллюзия Вундта Рис.2. Иллюзия Хайринга Рис.3. Иллюзия Цёлльнера Рис.4 Психологические факторы восприятия – колебания внимания , воображение , глазомер , наблюдательность , абстрактное мышление. Рис 5 : острые углы треугольника “ломают” окружность. Эффект иррадиации света : белая фигура на черном фоне кажется больше, чем такая же черная на белом фоне. Поэтому чередующиеся черные и белые полосы нужно выполнять разной ширины : черные шире белых. Это касается штрихов шкал. Двойные изображения. [ Голландский художник Мауриц Корнелис Эсхер ]. Психологические особенности восприятия. Глаз “охотнее” просматривает горизонтали нежели вертикали; отдаёт предпочтение линиям восходящим слева направо, чем справа налево – нисходящим. ... точнее оценивает ширину предметов , нежели их высоту или глубину. Контраст может привести к ошибкам в оценке размеров. Рис 6. Правильный учет физиологических и психологических особенностей восприятия позволяет дизайнеру добиваться желаемого воздействия формы и её согласования в композиции.
Средства композиции. Определяющий композиционный приём – принимается в начале ХКР , затем последовательно развивается различными средствами композиции , выявляя тем самым идею композиции. К ним можно отнести варианты ХК компоновки объекта : радиусные , лекальные , или плоские рубленные формы образующих поверхностей ; нюансное или контрастное решение формы ; материалы и стыки элементов формы и т.п. Пропорции и масштаб. Пропорции – “классическое” средство композиции , стоящее на первом месте – средство гармонизации формы. Они определяются размерными отношениями элементов формы, на них строится вся композиция. II в.д.н.э. Витрувий “пропорции есть соответствие между членами всего произведения и его целым по отношению к части , принятой за исходную , на чем и основана вся соразмерность”. Художники-конструкторы используют в своей работе системы пропорционирования , выработанные многовековой практикой архитектуры. Каноническое соотношение для пропорционирования – закон “золотого сечения” , использующий иррациональные отношения. “Золотое сечение” характеризуется таким отношением неравных частей , при котором целое так относится к большей части (майору) , как большая часть к меньшей (минору). Обозначив Найдя решение уравнения x2 + ax – a2 = 0, получим при а=1 Используют и другие закономерности,– арифметическую пропорцию. H1–H2=H2–H3=H3–H4=a –® геометрическую –¯ гармоническую Масштаб (масштабность) –особый вид пропорционирования объекта по отношению к человеку. Масштаб – это мера соответствия предмета размерам человеческого тела , выявляемая в процессе непосредственного использования предмета человеком. Масштабность – это соизмеримость предмета с человеком , предметно-образное восприятие отдельных предметов в их конкретной величине и форме. Контраст – противопоставление композиционных элементов изделия в виде формы , текстуры , цвета , светотени и т.п. друг другу. Нюанс – постепенное , тонкое и взаимосвязанное изменение свойств композиционных элементов. Контраст активизирует форму , и часто определяется функциональной компоновкой изделия. Его следует применять осторожно. Нюансы формы воспринимаются слабее , почти не зависят от функциональной компоновки и ОПС объекта. Поэтому они являются , в основном , сферой чисто художественного осмысления формы и материала изделия , имеют богатейшие возможности и сложности реализации. Метр (метрический повтор) и ритм – определённые закономерности повторения элементов композиции. Метр имеет постоянный (или зрительно кажущийся постоянным) шаг повторов. Ритм – закономерное изменение порядка структуры элементов : например, постепенное изменение шага повторов – ритмика. Тени определяют собой пластичность (пластику) формы , под которой понимают её рельефность , скульптурность , мягкость переходов основных образующих линий (поверхностей). Недостатки формы можно в какой-то степени скрыть тенями , тогда как свет (блики) безжалостно их выявляют. Леонардо да Винчи : “Тень укрепляет форму, свет разрушает её“ Элементы цветоведения. Цвет широко используется в художественном конструировании. Цвет характеризуется двумя группами параметров : – физическими (объективные) – психологическими (субъективные). Психологические : светлота , насыщенность , цветовой тон. Светлота (степень ахроматичности) – эквивалент некоторого ахроматического серого поля. Цвет поверхности , – – ахроматический (бесцветный) белый , оттенки серого , черный ; – хроматический (цветной) – воспринимается глазом человека только при достаточном уровне освещенности (ночью все кошки серы) Яркость – сила света , излучаемого с единицы площади поверхности (формула !!!) Светлота изменяется медленнее яркости , поэтому контраст между двумя цветными поверхностями определяется разностью их светлоты , а не яркости. Цветовой тон – характеризуется численно длиной волны преобладающего излучения. Цветовой тон можно охарактеризовать – чистотой цвета (степень монохроматичности) : долей спектрального цвета (весь цвет состоит из белого и спектрального) – насыщенностью – степенью контрастности между рассматриваемым цветом и белым цветом. На восприятие цвета , кроме уровня освещенности , влияют и виды отражения световых и цветовых потоков от поверхностей. Экстремальные случаи : Но это в идеале , на практике имеет место смешанное отражение. Связь между физическими и психологическими параметрами цвета устанавливается с помощью цветовых моделей. Простейшая цветовая модель – линейная : спектр полученный Ньютоном при разложении солнечного луча трехгранной призмой. В практике ХК используется трехмерная модель цветового тела , разработанная Мекселлом. В которой используется математическое описание цвета на основании экспериментально установленной закономерности (цветовое уравнение). C = X * x + Y * y + Z * z где С – любой нужный нам цвет ; X,Y,Z – основные цвета (R,G,B) ; x,y,z – относительные количества основных цветов – x+y+z=1. Из последнего условия следует , что для геометрической интерпретации цветового уравнения можно использовать любую из трех плоскостей координат : XY , YZ или ZX , т.к. например x = 1 – ( y + z ). Общепринятой является система координат XY , в которой построен цветовой график. Этот график имеет вид : Все спектральные цвета расположены на плоскости ХУ по дуге, имеющей показанный вид. По прямой стягивающей эту дугу, расположены пурпурные цвета, не являющиеся спектральными. –центр контура – Б(белый цвет). Каждая точка внутри замкнутого контура отвечает определенной цветности, т.е. сочетание цветового фона и насыщенности. Это позволяет обозначать все цвета координатами Х и У, соответствующие данной цветности. Эта система является предпочтительнее, чем использование цветов, например, — шаровый, маренго, карий, фисташковый, слоновой кости и т.п. На цветном графике ХК видно, чем он располагает и какие из цветов образуют пары взаимно дополнительные. Особенности психологического восприятия цвета связаны в основном с,– – с практическим опытом человека – и ассоциативным мышлением человека Характеристика основных цветов: Красный цвет – цвет огня (опасность) и крови. Он ассоциируется с теплом и поэтому увеличивает напряжение мышц, кровяное давление и ритм дыхания; имеет стимулирующее влияние и вызывает эмоции. Оранжевый цвет–одновременно и согревающий и стимулирующий; очень яркий; при различной насыщенности может и успокаивать, и раздражать. Желтый цвет–имеет наибольшую светимость в спектре и стимулирует зрение–цвет солнца, хорошего настроения и веселья. Некоторые тона (желт- зеленые) действуют успокаивающе. Зеленый цвет–цвет природы, успокаивающий; способствует некоторому отдыху ума и пробуждает в человеке терпение; действует освежающе и успокоительно, уменьшает слишком яркое солнечное освещение. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||||||||||||
|