| |||||
МЕНЮ
| Политико-правовые основы Всеобщей Декарации прав человекаp> Почему и сегодня Всеобщая декларация прав человека остается в центре внимания? Думаю, что причин здесь несколько. Во-первых, Декларация была самым первым[6] международным документом, в котором государства попытались описать (очертить) правовой статус личности, зафиксировать перечень прав, принадлежащих каждому человеку, которые государства должны уважать и обеспечивать. Закрепление в Уставе ООН обязанности уважать права личности с
неизбежностью заставляло дать ответ на вопрос о том, о каких именно правах
идет речь, т.е. о перечне прав человека. При разработке Устава ООН
вносились предложения включить в него перечень прав человека. Но указанные
предложения не получили поддержки прежде всего потому, что в Уставе как
учредительном акте международной организации это не вполне уместно. К тому
же установление перечня предполагало бы необходимость регламентировать
процедуру предоставления прав, гарантии их осуществления, механизм контроля
и т.д. Наконец, в случае дополнения списка прав человека возникла бы
необходимость вносить изменения в Устав, что достаточно сложно. Поэтому
было решено, что нужен самостоятельный документ. Таким документом стала Во-вторых, весьма разумным было то, что самый первый документ, в
котором государства попытались очертить контуры своих совместных действий
по правам человека, был принят именно как рекомендация[7], а не как
юридическое обязательство[8]. Почему? Надо полагать, что если бы ООН стала
сразу разрабатывать соответствующий международный договор, то эта работа
растянулась бы на несколько десятилетий. К формулированию юридически
обязательных положений государства подходят гораздо осторожнее, нежели к
принятию рекомендаций. На разработку Пактов по правам человека ушло 18 лет Следует отметить, что двухступенчатая работа, т.е. принятие сначала
определенной декларации, а потом на ее основе соответствующего договора,
вообще характерна для деятельности ООН в сфере прав человека[9]. Можно
считать, что выработка какой-либо декларации по правам человека — это
предварительное согласование позиций, своеобразный пробный шар, который
должен показать необходимость разработки того или иного договора. Правда,
не всегда принятая декларация превращается впоследствии в соответствующее
соглашение. Но это может означать, что предпосылок для установления норм в
какой-то области либо вообще нет, либо государства на данном этапе не
готовы к установлению четких, юридически обязательных положений. Возможен и
противоположный вариант, когда международный договор по правам человека
принимается без предварительной разработки декларации по этому же вопросу. В-третьих, Всеобщая декларация прав человека стала ориентиром для внутригосударственного законодательства. Причем она была положена не только в основу конституций многих государств, но и национального законодательства в широком смысле слова. Это очень важно, ибо национальный закон — это то, с чем в первую очередь сталкивается индивид в сфере прав человека. Не случайно в преамбуле Всеобщей декларации отмечено: «...необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона». Таким образом, сразу же был определен магистральный путь международного взаимодействия по правам человека: главное — внутригосударственные меры, разработка национальных норм, а также деятельность компетентных государственных органов по претворению в жизнь установлений закона и осуществление необходимых мер в случае его нарушения. В-четвертых, мы полагаем, что Всеобщая декларация заложила основы
унификации в сфере прав человека. В преамбуле Декларации было отмечено: Представляется, что термин «стандарты» применительно к обязательствам в сфере прав человека не вполне корректен. Под стандартом обычно понимается типовой «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов». Им должно соответствовать что-либо по своим признакам, свойствам, качествам[10]. В этом смысле нормы по правам человека едва ли можно считать эталоном, поскольку в них положения, относящиеся к тому или иному правомочию человека, регулируются, как правило, в самом общем виде. Иное просто немыслимо: если бы государства попытались регламентировать какие-либо положения по правам человека исчерпывающим образом, они с неизбежностью вошли бы в противоречие с теми положениями, которые уже существуют в законодательстве отдельных государств по этому вопросу. Возможность достигнуть согласия при создании норм по правам человека собственно и базируется на том, что государства регламентируют правовой статус личности самым общим образом, оставляя за национальным законодателем право уточнять и детализировать данные положения, вписывая их в уже существующую систему национального права. И в этом смысле говорить о стандартах по правам человека, т.е. о полном совпадении правового статуса личности, не приходится. Вместе с тем нельзя не сказать о влиянии, которое международное право оказывает в данной области на национальное нормотворчество, когда внутреннее право постепенно изменяется, трансформируется в направлении, очерченном в международных соглашениях. Однако это — длительный процесс, и говорить сегодня о полном совпадении установлений, касающихся прав человека различных государств, не приходится. Но рассматривая перспективы сотрудничества в гуманитарной области, с неизбежностью приходишь к выводу, что именно в сближении национальных правовых систем в вопросах обеспечения прав личности состоит сверхзадача взаимодействия государств по правам человека. Об унификации в международно-правовой литературе чаще всего говорится
применительно к единым (т.е. одинаковым) внутригосударственным нормам по
тому или иному вопросу, которые создаются государствами путем заключения
международных конвенций или выработки типовых (модельных) законов. О единых
по содержанию нормах применительно к сотрудничеству по правам человека
говорить не приходится. Различие политических, экономических, правовых
систем, разные верования, обычаи, исторические традиции — все это приводит
к тому, что правовой статус граждан двух государств может существенно
отличаться, невзирая на то что оба государства участвуют в одних и тех же
международных соглашениях по правам человека. И все же мы рискнем
утверждать, что задача государств в сфере защиты прав человека состоит в
том, чтобы сблизить, унифицировать правовое поле для индивида, сделать
сопоставимыми, сопрягаемыми в данном вопросе национальные правопорядки. Предпосылки и история создания Всеобщей Декларации прав человека Формирование концепции прав человека Современная система защиты прав человека является результатом длительного поэтапного исторического развития. Всеобщую декларацию прав человека 1948 г. называют “выдающимся документом в истории человечества”, “Хартией вольностей для всего человечества”[11]. Таких высочайших оценок не удостаивался ни один международный документ. Причину столь беспрецедентного всеобщего признания следует искать в содержании Всеобщей декларации, компактно и доступным языком излагающей современную концепцию прав человека. Декларация, явившись итогом и воплощением многовековых устремлений и
борьбы народов и их отдельных представителей-гуманистов за признание и
закрепление всеобщего равенства, свободы и других естественных прав
человека, прошла через почти трехлетние острейшие споры и согласование
своего текста в Комиссии по правам человека ООН, а затем в течение еще трех
месяцев на Третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН стала предметом
ожесточенной борьбы делегаций различных стран. Драматизм борьбы наглядно
иллюстрирует и тот факт, что по тексту проекта Декларации (относительно
небольшому по объему — преамбула и 30 статей) голосование проводилось свыше Права человека — неотъемлемый элемент человеческой личности и
человеческого бытия. Поэтому процесс формирования концепции прав человека
прошел длительный путь, тесно связанный с историей развития общества. По словам итальянского профессора Черони, для первой характерно выведение прав человека “из области морали, критериев справедливости, безотносительно к юридическим порядкам”, вторая “подчеркивала позитивную природу современного права как права, установленного или гарантированного государством”[12]. В современной юридической науке права концепция естественного права
уже не отвергается, как раньше, а, напротив, всячески отстаивается и
пропагандируется. Давно преодолен взгляд, согласно которому права человека Идеи естественного равенства людей — равенства по природе, столь
существенные для понимания прав человека, были высказаны древнегреческими
софистами (Протагор, Антифонт, Ликофрон) и китайскими мыслителями (Мао-Цзы, Древнеримским юристам принадлежит заслуга в разработке понятия субъекта права и равенства перед законом. “Под действие закона должны подпадать все”, — утверждал Цицерон[14]. Следует отметить, что философские идеи не получали адекватного отражения в законодательстве в условиях классового общества в Древней Греции и Римском государстве. Права человека рассматривались законом как привилегия только рабовладельцев, исключая огромную массу рабов. Аналогичная тенденция характерна для периода средневековья, с его сословно-иерархической структурой, где права человека являлись привилегией отдельных сословий, а равенство прав обусловливалось принадлежностью к одному и тому же сословию. Вместе с тем сословная ограниченность прав человека не умаляет значения английского документа — “Великой хартии вольностей” 1215 г., впервые закрепившей право на неприкосновенность личности. Статья 39, провозгласившая: “Ни один свободный человек не будет арестован или заключен в тюрьму, или лишен владения, или каким-либо способом обездолен... иначе, как по законному приговору... и по закону страны”[15], создает непреходящую славу этому документу. Однако ключевую роль в формировании естественно-правовой концепции
прав человека играли философы-просветители XVI—XVIII вв.: англичанин Локк,
американцы Пэйн и Джефферсон; французы Руссо, Монтескье, Вольтер; голландец Особое место среди названных документов занимает французская Согласно Декларации права человека объявлялись естественными, неотъемлемыми и священными[17]. Причем термин “священный” использовался, чтобы подчеркнуть наивысшую степень значимости декларируемых прав. Целью государства (“политического союза”) провозглашалось “обеспечение естественных и неотъемлемых прав. Таковые — свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению” (ст. 2). Среди свобод человека на первое место выдвигалась свобода выражения мыслей и мнений, которая определялась “как одно из драгоценнейших прав человека” (ст. 11). Признавая неотъемлемость прав и свобод как обязательных для
полноценной жизнедеятельности человеческой личности, Декларация отрицала их
абсолютный характер. “Осуществление естественных прав каждого человека
ограничено теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества Несомненная значимость Декларации заключается в том, что она не только содержала основные права и свободы, обусловив необходимость государственной власти для их гарантии, но и сформировала принципы ее организации, весьма созвучные с принципами современного правового государства. К ним относятся: а) верховенство закона (все, что не запрещено законом, то дозволено; никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом (ст. 5); наказание и задержание лица, лишение собственности возможно только на основании закона) (ст. 7, 8, 17); б) представительная форма правления (все граждане имеют право лично или через своих представителей участвовать в создании закона; все граждане имеют равный доступ ко всем должностям согласно их способностям (ст. 6); с) подотчетность всех органов и должностных лиц (“общество может требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности” (ст. 15). Таким образом, несмотря на более чем 200-летнюю давность, положения Следует отметить, что, хотя приоритет западноевропейских стран и США в
формировании общей концепции прав человека и их правовом регулировании
неоспорим, Советский Союз внес важную лепту в расширение содержания прав и
свобод человека. Ему принадлежит авторство в законодательном закреплении и
детальной трактовке социально-экономических прав, что нашло отражение в Итак, к началу разработки Всеобщей декларации прав человека имелась сложившаяся концепция прав и свобод человека, получившая закрепление в конституционном законодательстве наиболее развитых государств того времени. Что касается реализации концепции прав и свобод человека, то она имела весьма ограниченное территориальное действие, не распространяясь на огромное количество населения, проживающего в регионах Африки и Азии, являющихся колониальными владениями развитых цивилизованных государств. Этому способствовало и классическое международное право, признававшее в качестве своих субъектов только цивилизованные народы. Международное сотрудничество государств в области защиты прав человека начало складываться только после Первой мировой войны и выражалось в заключении ряда договоров о защите национальных меньшинств под эгидой Лиги Наций[18]. Разработка концепции прав человека в ходе принятия Всеобщей декларации прав человека Вопрос о необходимости разработки Декларации прав человека был поднят Почему именно в этот период проблема создания механизма международной защиты в области прав человека стала столь актуальной, и насколько правомерно было связывать ее с созданием новой международной организации? Причины были впоследствии сформулированы в преамбуле Всеобщей декларации прав человека. Они сводятся к следующему: 1. “Пренебрежение и презрение к правам человека привели к варварским актам, которые возмущают совесть человечества”. 2. “Стремлением людей” является создание такого мира (общества), где люди “будут иметь свободу слова и свободу убеждений и будут свободны от страха и нужды” (иначе, для нормальной жизнедеятельности человека нужно обладание всем комплексом прав, как гражданских и политических, так и социально-экономических). 3. Права человека должны иметь надежную правовую защиту 4. Устав ООН накладывает обязанности на государства “содействовать в
сотрудничестве с ООН всеобщему уважению и соблюдению прав и свобод
человека”. “Огромное значение для выполнения этой обязанности” имеет 5. Закрепление прав и свобод в едином документе создаст условия для просвещения и образования в области прав человека, содействуя таким образом их уважению, принятию национальных и международных мер для их “всеобщего и эффективного признания и осуществления”[19]. Инициатива США в постановке вопроса о разработке Декларации прав
человека объяснялась активной деятельностью американских
неправительственных организаций (Американский институт права, Комиссия по
обеспечению мира, Американская группа планирования), которым принадлежала
идея разработки Декларации прав человека и включение ее в текст Устава ООН
либо в качестве приложения к нему[20]. Такой же позиции придерживались
латиноамериканские государства. Под давлением американских организаций
правительство США на конференции по выработке Устава ООН в Думбартон-Оксе в |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|