| |||||
МЕНЮ
| Полномочия России как суверенного федеративного государстваПолномочия России как суверенного федеративного государствасмотреть на рефераты похожие на "Полномочия России как суверенного федеративного государства" МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра государственного и международного права КУРСОВАЯ РАБОТА По Конституционному праву РФ Тема: КОМПЕТЕНЦИЯ РОССИИ КАК СУВЕРЕННОГО ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА Выполнил: Студент I курса 6 группы Юридического факультета Отделения заочного обучения Шинкаренко Сергей Алексеевич Научный руководитель: Краснодар – 2000г. Содержание. Содержание. 2 Введение. Проблема определения компетенции федеральных органов власти является
главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не
может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она
обязана делится этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего
государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты
федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти,
наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Мировая практика выработала форму решения этой проблемы, которая состоит в установлении: а) исключительной компетенции федеральных органов власти, б) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов, в) исключительной компетенции субъектов федерации. Такое решение проблемы характерно для США, ФРГ, Австралии и других федераций. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Актуальность этой проблемы в Российской Федерации очевидна. Распад В настоящее время появилось много научных трудов по этой теме. 1. Комментарий к Конституции РФ под общей редакцией кандидата юридических наук Кудрявцева Ю.В. Третий по счету, но первый практический комментарий к Конституции РФ. При его написании максимально привлечено текущее законодательство, судебная и административная практика. Авторы комментария – известные правоведы, сочетающие научную деятельность с практической (в частности, с работой в Конституционном Суде РФ). Год издания – 1996. 2. Конституционное право Российской Федерации. Авторы – Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Эти известные российские правоведы исходят из факта создания в России нового конституционного права, опирающегося на принципы демократического правового и социального государства. Здесь подробно излагаются основы конституционного строя посттоталитарного общества, подчеркивается приоритет прав и свобод человека и гражданина, исследуется взаимосвязь институтов власти, соответствующих установленной Конституцией форме правления. В книге очень четко дано представление о полномочиях Российской Федерации как суверенного федеративного государства. Законодательные материалы приведены по состоянию на декабрь 1995г. 3. Конституционное право Российской Федерации. Авторы – Козлова Е.И., Кутафин О.Е. – активно используют историко-правовой и сравнительные методы. При написании данной работы использовалась также периодическая
печать: журналы «Государственное право и местное самоуправление», Понятие компетенции Российской Федерации. Среди многоаспектных, многогранных элементов федерализма, как демократического принципа государственного устройства, распределение предметов ведения между федерацией и ее субъектами, разграничение полномочий между их органами государственной власти имеют ключевое значение. Российская Федерация следует по испытанному пути, который состоит в
установлении: а) исключительной компетенции федеральных органов власти, б)
совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов, в)
исключительной компетенции субъектов федерации. Ст. 71 Конституции РФ
содержит перечень вопросов, находящихся в ведении Федерации; ст.72 Отнесение Конституцией РФ тех или иных вопросов к числу предметов
ведения Федерации (компетенция Российской Федерации) означает установление
исключительной компетенции федеральных органов (Президента РФ, Федерального Свое конкретное юридическое выражение в предметах ведения Российской Предметы ведения и полномочия органов Федерации, закрепленные в 18 пунктах ст. 71 Конституции РФ, можно условно разделить на семь групп. 1. Вопросы государственного строительства: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их исполнением; федеративное устройство и территория Федерации; регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, гражданство в Российской Федерации, регулирование и защита прав национальных меньшинств; установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности, формирование федеральных органов государственной власти; федеральная государственная служба. 2. Вопросы регулирования экономики и социального развития: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Федерации; установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития; федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы, федеральный транспорт, пути сообщения, информация и связь, деятельность в космосе. 3. Вопросы внешней политики и внешнеэкономической деятельности: внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения Российской Федерации. 4. Вопросы обороны и охраны границы: оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. 5. Вопросы создания правоохранительных органов и правовой системы: судоустройство, прокуратура, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование, гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство, правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право. 6. Вопросы метеорологии, статистической отчетности и др.: метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени, геодезия и картография, наименования географических объектов, официальный статистический и бухгалтерский учет. 7. Государственные награды и почетные звания Российской Федерации.[3] Из этого перечня вопросов, составляющих предметы ведения Российской . только на федеральном уровне можно изменять Конституцию, принимать законы о гражданстве и др.; . на территории субъектов Федерации могут располагаться объекты федеральной собственности; . только на федеральном уровне решаются вопросы ядерной энергетики, развитие путей сообщения и деятельности в космосе; . только федеральные органы власти вправе осуществлять внешнюю политику, объявлять войну и заключать мир; . Вооруженные Силы являются едиными для всей страны, ни один субъект Федерации не вправе создавать собственные вооруженные формирования; . судоустройство и прокуратура являются едиными для всей страны, только на федеральном уровне можно объявлять об амнистии и помиловании и др. Исключительные полномочия федеральных органов затрагивают далеко не
все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Но именно в этих
сферах проявляется суверенитет и территориальное верховенство Российской Необходимо учесть, что в принципе только федеральные органы
государственной власти, перечисленные в ст. 11 Конституции РФ, могут
обладать полномочиями по этим предметам ведения. Вместе с тем, наличие в В Конституции РФ имеется статья о совместных предметах ведения Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Содержание компетенции Российской Федерации и ее правовая основа. Статьи 71 и 72 Конституции РФ отражают принятую в стране концепцию распределения предметов ведения и полномочий на находящиеся в собственно ведении Российской Федерации (ст.71 Конституции РФ) и в совместном с ее субъектами велении (ст. 72 Конституции РФ). Названные статьи содержат перечни предметов ведения и полномочий в целом, без указания на то, какими федеральными или субъектов федерации органами государственной власти они реализуются, поскольку это решается сферой компетенции в отношении предметов ведения. Поэтому ст. 71 Конституции РФ дает ответ на вопрос, что находится в ведении Российской Федерации, а какой федеральный орган государственной власти несет нагрузку по ведению перечисленных предметов, - дело самих федеральных органов, кого наделять соответствующей компетенцией в отношении этих предметов.[5] Итак, по Конституции РФ, к исключительной компетенции Российской Отнесение к исключительному ведению Федерации принятия и изменения федеральных законов обусловлено их ролью и значением, местом в системе права страны. Именно федеральные законы обладают наибольшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам. Это связано, прежде всего, с местом той ветви власти, которая вправе принимать законы, а также установлением особого порядка их принятия, регламентацией законотворческой процедуры. Конституция, как известно, делит федеральные законы на конституционные и просто федеральные (их можно назвать обыкновенными). В ст.71 Конституции РФ какого-либо различия не проводится, так как данный предмет ведения охватывает все законы. Поскольку Россия является федерацией, следует отличать федеральные законы от законов субъектов федерации, действующих только на территории соответствующего субъекта федерации. Контроль федерации за соблюдением Конституции и федеральных законов выступает как форма осуществления власти. Он направлен на реализацию, соблюдение всеми установленных правовых норм, содержащихся в них предписаний. Включение данного предмета ведения в перечень ст.71 направлено на реализацию положения о верховенстве Конституции и федеральных законов на всей территории России. Рассматриваемый предмет ведения одновременно выступает в виде
полномочия, права и в то же время обязанности и получает развитие и
конкретизацию в компетенции различных органов всех ветвей государственной
власти – законодательной, исполнительной и судебной. Ему соответствует
положение Конституции о том, что ее гарантом является Президент Российской Федеративное устройство изначально предполагает децентрализацию осуществления единой государственной власти посредством распределения полномочий между центром и регионами. В условиях подлинно федеративного устройства федерация в целом не обладает монополией на власть, благодаря чему открываются возможности для ее субъектов действовать более самостоятельно, в своих интересах, с учетом особенностей своей территории, населения и т.д. Обозначение в п. «б» данной статьи территории России как предмета
ведения, призвано подчеркнуть ее значение как материальной базы
государства, без которой оно не может существовать, определить
пространственные пределы государственного суверенитета. Полномочия
федерации в отношении территории связаны с осуществлением суверенной власти
на ней. Отнесение территории к исключительным предметам ведения федерации
означает, в частности, что федерация в лице своих органов исполнительной
власти охраняет свою территорию, не допускает посягательств на нее,
осуществляет свое верховенство над ней путем установления надлежащего
правового режима государственной границы, а также путем территориального
разделения населения и регулирования организации осуществления власти по
территориальному принципу. в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;
гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав
национальных меньшинств. Указанные в этом пункте предметы ведения связаны с
одной из основ конституционного строя – «человек, его права и свободы
являются высшей ценностью»[7]. Здесь записано исключительное полномочие
федерации регулировать права и свободы человека и гражданина, а также права
национальных меньшинств. Защита же этих прав, согласно п. «б» ст.72 В ведении федерации находится и гражданство Российской Федерации. Регулирование и защита прав национальных меньшинств – особый предмет
ведения федерации, наличие которого обусловлено многонациональным составом
населения России, необходимостью гарантировать равноправие и
самоопределение всех населяющих ее народов и этнических групп. г) установление системы федеральных органов законодательной,
исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;
формирование федеральных органов государственной власти. К ведению
федерации относится установление системы, порядка организации и
формирования федеральных органов всех трех ветвей власти. В Конституции
содержится их перечень (Президент, Федеральное Собрание, Правительство, |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|