| |||||
МЕНЮ
| Полномочия России как суверенного федеративного государстваp> Конституция регламентирует данный предмет ведения либо непосредственно в своем тексте, либо отсылая к федеральному закону: так, порядок выборов Президента определяется федеральным законом (ч.4 ст.81), полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов определяется федеральным конституционным законом (ч.3 ст.128). Что касается палат федерального собрания – Государственной Думы и Совета Федерации, то детальная регламентация порядка их организации и деятельности содержится прежде всего в регламентах палат, разрабатываемых и принимаемых каждой из палат самостоятельно. Система федеральных органов исполнительной власти возглавляется Правительством. Конституция определяет его структуру (ст.110), порядок назначения Председателя, полномочия правительства, издаваемые им акты, порядок отставки (ст.111-117). Что касается иных федеральных органов исполнительной власти, то согласно Указу Президента от 17 августа 1999г. №1062 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» они, как правило, находятся в ведении Правительства, за исключением случаев обеспечения конституционных полномочий Президента либо отнесения к его полномочиям соответствующего предмета ведения (например, ФСБ, ФАПСИ). 17.12.1997 года принят Федеральный Конституционный Закон «О Правительстве РФ». д) федеральная государственная собственность и управление ею. Лаконичная формулировка п. «д» «федеральная государственная собственность и управление ею» содержит в себе указание как на субъект права собственности (федеральная), так и на публично правовой ее характер (государственная) как объекта управления. В роли субъекта государственной собственности выступают Российская Федерация (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты – республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Критерии отнесения государственной собственности к федеральной или к собственности субъектов федерации устанавливается законом. Субъектом права федеральной государственной собственности является Управление федеральной государственной собственностью не сводится
только к вещным правам хозяйственного ведения или оперативного управления. Финансовое регулирование охватывает как правоотношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, так и организационно-финансовую деятельность по аккумуляции, распределению и использованию государством денежных средств. Эта сфера – одна из наиболее централизованных: в ней господствуют федеральные нормы, создана единая финансовая система и т.п. Для финансового регулирования характерны проявление принципа верховенства закона, жесткая финансовая дисциплина и финансовый контроль. Финансовые отношения, вытекающие из договоров отдельных субъектов права, регулируются гражданским правом. Валютное регулирование распространяется на валюту Российской Таможенное регулирование основано на единой таможенной политике, являющейся частью внутренней и внешней политики России, и направлено на создание правовых, экономических и организационных основ таможенного дела, защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела. Таможенное дело относится к исключительной компетенции федеральных органов государственной власти. Отнесению к ведению федерации денежной эмиссии вытекает из юридического статуса национальной валюты – рубля как основного платежного средства на территории страны. Денежная эмиссия тесно связана с условиями и сферой обращения национальной валюты, содержанием и платежеспособностью рубля, определением его официального курса по отношению к валютам других стран. Эмиссия российских денежных знаков является исключительной компетенцией Центрального банка РФ. Государственное регулирование тарифов обусловлено существованием естественных монополий на товары, услуги, продукцию, работы и осуществляется в целях защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов, создания механизма согласования интересов производителей и потребителей товаров, формирования конкурентной среды в экономике и минимизации тарифов и т.д. Федеральные экономические службы, включая федеральные банки как
предмет ведения федерации, отражают ее потребности в обеспечении управления
и контроля в сфере экономики. Это достигается путем формирования
федеральных органов, осуществляющих управление различными отраслями
экономики, а также федеральных банков. з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды
регионального развития. Бюджетная, финансовая, налоговая, денежно-
кредитная, ценовая и валютная политика Российской Федерации представляют
собой взаимосвязанный комплекс отношений, которые регулируются и проводятся
согласовано друг с другом, требуют взаимодействия всех их участников. Ядерная энергетика и расщепляющиеся материалы также находятся в исключительном ведении Российской Федерации не случайно. Основными задачами, связанными с этими сферами, являются создание правовых основ и принципов регулирования отношений, возникающих при разработке, эксплуатации и утилизации ядерных материалов при использовании прежде всего атомной энергии, обеспечение радиационной безопасности населения, защита окружающей среды, собственности, развитие атомной науки и техники, содействие укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии, недопущение распространения ядерных материалов и т.д. Федеральный транспорт играет важнейшую роль в экономике и социальной сфере Российской Федерации. Государство осуществляет регулирование и контроль за деятельностью всех видов транспорта, регламентирует их отношения между собой, а также с пассажирами, отправителями и получателями грузов и багажа. При этом осуществляемые, например, железнодорожным транспортом перевозки отнесены к естественной государственной монополии[8], а имущество предприятий, учреждений и объекты железнодорожного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности. Все иные виды транспорта подверглись в последние годы акционированию. Федерация регулирует отношения, связанные с информацией,
информатизацией и защитой информации, которые возникают при формировании и
использовании информационных ресурсов. Государственная политика в сфере
информатизации направлена на обеспечение единого информационного
пространства страны и создание условий для развития и защиты всех форм
собственности на информационные ресурсы, формирование и защиту
государственных информационных ресурсов, создание и развитие федеральных и
региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и
взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации. Связь отнесена к ведению Российской Федерации в тех ее частях, которые осуществляются под ее юрисдикцией и являются неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры Российской Федерации. Деятельность в космосе – исключительная сфера ведения, целиком
осуществляемая только федерацией. Российская Федерация определяет задачи,
устанавливает принципы, организует, обеспечивает экономические условия
космической деятельности, регулирует вопросы и финансирует создание
космической инфраструктуры, систем обеспечения безопасности космической
деятельности и международного сотрудничества. к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации,
международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира. Все вопросы, связанные с заключением, прекращением и приостановлением
действия международных договоров, отнесены совершенно правомерно к ведению К предметам ведения Российской Федерации Конституцией отнесено также
производство ядовитых, отравляющих, наркотических средств, как и порядок их
использования. Эта сфера регулирования, управления, контроля связана с
охраной жизни и здоровья 7населения, экологической безопасности. Она
централизуется в масштабе всего государства, обеспечивается единым
порядком, правилами, процедурами их использования в промышленных и иных
целях. Законодательством жестко регулируется производство, хранение,
транспортировка, применение, экспорт-импорт указанных веществ на всей
территории страны, устанавливаются специальные правовые режимы их покупки и
продажи, организуются системы и создаются органы надзора, контроля,
обеспечения безопасности и мер по ликвидации чрезвычайных, аварийных и иных
ситуаций, угрожающих населению, природе и экономике страны. н) определение статуса и защита Государственной границы,
территориального моря, воздушного пространства, исключительной
экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации. Охрана границы является частью государственной системы обеспечения безопасности Российской Федерации. Она осуществляется политическими, правовыми, экономическими, военными, оперативными, организационными, техническими, экологическими, санитарными и иными мерами и средствами.[10] Целью всех указанных в Законе мер является недопущение противоправного изменения прохождения Госграницы, обеспечение соблюдения юридическими и физическими лицами режима Госграницы, пограничного режима, защита жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Внешнеполитические аспекты установления прохождения режима Госграницы регулируются международными договорами Российской Федерации с соседними государствами. Действие Закона «О государственной границе» распространяется и на
территориальное море и воздушное пространство Российской Федерации. Российская Федерация вправе заключать международные договоры о
сотрудничестве в области защиты и охраны Государственной границы. Защита
территориального моря, воздушного пространства, являющихся частью В целом для этого предмета ведения федерации характерны единство
задач, территориальный принцип построения, детальная регламентация
требований, условий, гарантий выполнения функций судьи, наличие органов
судейского сообщества с широким набором полномочий выражения и защиты
интересов судей, выполнением функций отбора кандидатов в судьи, их
аттестации, в реализации гарантий неприкосновенности судей и т.д. Отнесение к исключительному ведению Российской Федерации части законодательства, указанного в п. «о» Конституции РФ обусловливается как важностью регулируемых ими общественных отношений, их предназначением в деле обеспечения внутренней политик государства, так и заинтересованностью всех субъектов федерации и самой федерации в принципиально едином правовом пространстве в сфере уголовной политики, гражданско-правового регулирования, едином порядке судопроизводства на всей территории страны. Особенностью рассматриваемых предметов ведения является наличие во всех этих отраслях общефедеральных кодексов. Реализация этого предмета ведения включает как принятие новых кодексов, так и внесение дополнений, изменений в уже принятые. Амнистия и помилование отнесены к ведению федерации ввиду как их взаимосвязанности с уголовной и уголовно-исполнительной политикой государства, так и с исключительной социальной важностью этих прерогатив федеральной власти. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|