| |||||
МЕНЮ
| Полномочия России как суверенного федеративного государстваp> Правовое регулирование интеллектуальной собственности охватывает широкий комплекс отношений, связанных с созданием, использованием, защитой произведений науки, литературы и искусства, открытий, изобретений и т.д. п) федеральное коллизионное право. Федеральное коллизионное право выделено в самостоятельный исключительный предмет ведения федерации в силу приоритетности федеральной Конституции и федеральных законов в правовой системе страны, включающей правовые системы всех 89 субъектов федерации. Коллизионное право устанавливает принципы, правила, процедуры, полномочия субъектов, последствия рассмотрения и преодоления расхождений между законами федерации и ее субъектов либо между законами субъектов Российской Федерации, использования предусмотренных Конституцией институтов преодоления возникающих коллизий в виде согласительных процедур, принципов рассмотрения споров и определения первичности правового регулирования, надзора и контроля, в том числе конституционного. Коллизионное право имеет непосредственное отношение к статьям 70, 85, ч.4 ст.105, ст. 125 Конституции РФ, а также к ч.4 ее ст.15 о порядке применения норм международного договора при возникновении расхождений с правилами, предусмотренными законом. р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет. К ведению федерации относится метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени – жизненно важные основы обеспечения единства общефедеральных служб прогнозирования в сфере метеорологии, оповещения о природных явлениях, катаклизмах и аномалиях, контроля и надзора за состоянием экологии. Сюда же относится деятельность по установлению норм и правил в целях обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, ее качества, единства измерений, экономии всех видов ресурсов; избежания риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны. Официальная статистическая отчетность и бухгалтерский учет –
прерогативы федерации, требующие единых классификаторов общеобязательных
данных и единых форм документирования, информирования, ведения отчетности. с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации. Механизм разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Часть 3 ст. 11 Конституции РФ воспроизводит положения о разграничении
предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Конституция РФ играет решающую роль в рассматриваемой сфере. Она
очерчивает предметы ведения Российской Федерации, предметы совместного
ведения и формулирует общий принцип о том, что вне пределов ведения Предметы ведения и полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов
федерации разграничиваются федеративным договором, подписанным 31 марта Для субъектов федерации, не присоединившихся к договору, или принятых в федерацию и вновь образованных в ее составе, регулятором отношений по разграничению предметов ведения и полномочий между органами государственной власти по вертикали в полном объеме выступает Конституция РФ и заключенные на ее основе договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов. Разграничение предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъектами осуществляются также с помощью договоров. Договор представляет собой юридический акт, выработанный в результате согласованных усилий названных сторон, содержанием которого являются их взаимные права и обязанности. Конституция РФ не предусматривает каких-либо ограничений для
заключения подобных договоров. Однако складывающаяся практика
свидетельствует, что в первую очередь они используются только в тех
случаях, когда субъект федерации обладает определенной спецификой. Договоры заключаются между органами государственной власти –
федеральными, и субъекта федерации. Иметь названный договор или нет –
вопрос, находящийся на усмотрении субъекта федерации, который, как правило
и является инициатором его подписания. Процедура заключения договоров и
требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Положением о порядке
работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными
органами государственной власти и органов государственной власти субъектов Основными задачами Комиссии являются: организация и проведение экспертизы проектов договоров, а также
дополняющих их соглашений, представление заключений на данные проекты При работе над проектами договоров Комиссия исходит из следующих
положений: Подготовка проектов договоров и соглашений осуществляется в
следующем порядке: Устанавливается, что договоры вступают в силу после их официального опубликования. Конституции и уставы субъектов федерации, как правило, предусматривают ратификацию данных документов соответствующим законодательным (представительным (органом. Непосредственно в текстах договоров фиксируются конкретные механизмы и гарантии их реализации. Так, в Договоре о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и Свердловской области (от 12 января 1996г.)[15] записано, что настоящий договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке; подобное возможно только по взаимному согласию сторон путем заключения нового договора (ст.16). В части 3 ст. 11 Конституции РФ не назван федеральный закон как правовой инструмент, обеспечивающий разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации. Вместе с тем, Конституция не исключает его использования в качестве средства, детализирующего предметы ведения и полномочий названных органов государственной власти. Часть вторая ст. 78 вводит новый правовой инструмент регулирования в системе исполнительной власти – соглашения между федеральными органами и органами и органами субъектов федерации. Подобное представляет собой одну из форм реального федерализма, отражает стремление полнее учесть своеобразие природных, демографических, этнических и экономически условий субъектов Российской Федерации. Данные соглашения не замещают традиционные способы управомочивания органов государственной власти с помощью федеральных законов и иных правовых актов и дополняют их. Названные соглашения не должны противоречить конституциям и уставам
субъектов федерации, а также договорам, заключенным в порядке ч.3 ст.11 Конституция РФ придает принципиальное значение договорной форме
распределения полномочий между федерацией и ее субъектами. Заключенные в
последнее время в рамках ст. 78 Конституции РФ подтверждают асимметричный
характер российского федерализма, разнообразие двухсторонних отношений
между субъектами федерации и федеральными органами исполнительной власти. Федеративный договор поставил условием принятия федерального закона по вопросам совместного ведения обязательный учет мнения субъектов РФ, для чего соответствующий проект должен предварительно направляться им для обсуждения. Кроме того, общее положение о недопустимости противоречий принятых субъектами законов и иных правовых актов федеральным законам по предметам исключительной или совместной компетенции федерации сочетается с новым конституционным правилом о юридической силе нормативных правовых актов субъектов РФ в случае, если федеральный закон противоречит им по вопросам, не отнесенным к ведению федерации или совместному ее ведению с субъектами. Если к этому добавить, что в Конституции не предусмотрено право федеральных органов на отмену каких-либо актов субъектов федерации, принятых ими по предметам своей компетенции, то станет ясно, что круг властных законодательных полномочий субъектов в достаточной степени защищен юридическими гарантиями. Заключение. Труднейшей проблемой федеративного устройства является разделение
компетенции между федеральной властью и властью в субъектах федерации. Проблема определения компетенции федеральных органов власти является
главной и наиболее сложной в любом федеративном государстве. Федерация не
может обладать неограниченными полномочиями по управлению страной, она
обязана делится этими полномочиями с субъектами Федерации, без чего
государственная власть не может носить демократический характер. Субъекты
федерации заинтересованы в существовании сильной федеральной власти,
наделенной широкими полномочиями для защиты и обеспечения общих интересов. Исключительные полномочия федеральных органов государственной власти
затрагивают далеко не все сферы деятельности граждан и общественной жизни. Мировая практика выработала форму решения этой проблемы, которая
состоит в установлении: а) исключительной компетенции федеральных органов
власти, б) совместной компетенции органов власти федерации и ее субъектов,
в) исключительной компетенции субъектов федерации. Такое решение проблемы
характерно для США, ФРГ, Австралии и других федераций. Российская Федерация
следует по этому испытанному пути: ст. 71 Конституции Российской Федерации
содержит перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции Разграничение предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Федерации и ее субъектами возможно только на основе Список используемых нормативно-правовых актов и исследований.
1. Конституция РФ принятая на всенародном референдуме 12.12.1993 2. Декларация о государственном суверенитете РСФСР: принята I съездом народных депутатов РСФСР 12.06.1990г. 3. ФКЗ «О правительстве РФ» от 17.12.1997г. 4. Гражданский кодекс РФ от 21.10.1994г. 5. ФЗ «О федеральном железнодорожном транспорте» от 20.07.1995г. 6. Закон РФ «О государственной границе РФ» от 01.04.1993г. 7. ПОЛОЖЕНИЕ «О порядке работы по разграничению предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и о взаимной передаче осуществления части своих полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации» от 12 марта 1996 года 8. Указ Президента «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.08.1999г. 9. Устав Краснодарского края в ред. ЗКК от 18.07.1997г. 2. ИССЛЕДОВАНИЯ Федерация., 1998г. №21. Федерации., М., 1996г. Государство и право, 1998г. №3. М., 1995г. 6. Комментарий к Конституции Российской Федерации./под ред. Кудрявцева Ю.В., М., 1996г. 7. Сахаров А.Н., История России ХХ век., М.,1997г. 8. Хропанюк В.Н., Теория государства и права., М., 1998г. 9. Чиркин Б.Е., Модели современного федерализма: сравнительный анализ., Государство и право, 1994г., №8-9. Приложение. Конституция Российской Федерации Принята на всероссийском референдуме 12.12.1993г. (Извлечения) Статья 71 В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно - процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации; т) федеральная государственная служба. Статья 72 1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации. 2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Статья 73 Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти. Статья 78 1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. 2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. 3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. 4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Федерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации ч.1 от 21.10.1994г. (извлечения) Статья 125. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством 1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. 2. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. 3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. Статья 214. Право государственной собственности 1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). 2. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. 3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса. 4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. 5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом. -----------------------
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|