| |||||
МЕНЮ
| Принципы работы редактора над статьями в энциклопедическом издании (на примере детских энциклопедий издательства Дорлинг Киндерсли)Принципы работы редактора над статьями в энциклопедическом издании (на примере детских энциклопедий издательства Дорлинг Киндерсли)Оглавление: I. Введение.…..………………………………..………………………..2 3.1. Предварительное планирование энциклопедического издания как условие последующей работы редактора над статьями энциклопедии……………………………………………………………..6 3.2. Работа редактора над статьями в энциклопедическом издании (в
том числе в энциклопедическом издании для
детей)………………………………………………………………………7 2.1. Работа над статьями в переводных детских энциклопедиях «Древний I. Введение. В данной работе будут рассмотрены принципы работы редактора над
статьями в энциклопедическом издании на примере переводного
энциклопедического издания для детей. А точнее, на примере двух переводных
энциклопедических изданий для детей британского издательства «Дорлинг Структура данной курсовой работы будет выглядеть следующим образом:
сначала нами будут рассмотрены типология энциклопедических изданий в целом,
особенности энциклопедических изданий для детей и юношества, общие принципы
работы редактора над статьями в энциклопедическом издании, в том числе в
переводном энциклопедическом издании для детей (среди них – оценка
читательского адреса и целевого назначения статей, внутренняя структура
энциклопедических статей, их емкость, лаконичность, оценка фактического
материала, языка и стиля статей, оценка адекватности перевода переводных
статей, оценка иллюстраций в их неразрывной связи с текстом, и так далее). В практической части работы все вышеуказанные принципы работы редактора
над энциклопедическими статьями будут рассмотрены нами применительно к
переводным детским энциклопедиям «Древний Египет» и «Китай». Сначала мы
выявим общие черты изданий компании «Дорлинг Киндерсли», а затем
непосредственно приступим к оценке статей вышеуказанных энциклопедий. II. Принципы работы редактора над статьями в энциклопеди-ческом издании, в том числе в переводном энциклопедическом издании для детей: 1. Типология энциклопедических изданий. “Энциклопедия – однотомное или многотомное справочное издание,
содержащее в обобщенном виде основные сведения по одному или всем отраслям
знаний и практической деятельности, изложенные в виде кратких статей,
расположенных в алфавитном или систематическом порядке”[1]. Энциклопедия Будучи одним из подвидов справочных изданий, энциклопедии различаются в зависимости от целевого назначения, читательского адреса, характера информации, структуры издания, художественно-технического оформления и полиграфического исполнения[3]. Целевое назначение энциклопедического издания означает его ориентированность на определенные потребности. Большинство энциклопедий ориентировано в равной мере и на специалистов, и на широкие круги читателей, поэтому они сочетают в себе признаки научного и научно- популярного издания. И чем уже круг читателей энциклопедии, тем точнее она отвечает своему целевому назначению. Энциклопедии различаются и по своему читательскому адресу. Читателей энциклопедии можно дифференцировать по возрастному, половому, национальному, профессиональному признаку, а также по интересам и увлечениям (к примеру, английская детская энциклопедия “Teddy Bears” полностью посвящена плюшевым медведям). В зависимости от категории читателей меняется само построение энциклопедии. По характеру информации энциклопедии делятся на универсальные, отраслевые, специализированные, региональные. Универсальная энциклопедия содержит сведения по всем отраслям знания и практической деятельности. Отраслевые энциклопедии посвящены отдельным областям знания и практики. Специализированные энциклопедии по сравнению с отраслевыми характеризуются более узким профилем представленных в них знаний. В массиве этих энциклопедий выделяются тематические (раскрывающие одну локальную тему) и персональные (раскрывающие жизнь и творчество выдающегося деятеля науки, литературы, искусства). Региональные энциклопедии содержат сведения о какой-либо части света, стране, ее административном или географическом районе. В зависимости от расположения материала энциклопедии могут быть
алфавитными и систематическими. Для универсальных энциклопедий традиционным
является алфавитное построение. Издаются также энциклопедии с расположением
материала в соответствии с системой той или иной отрасли знания и практики. По объему энциклопедии делятся на многотомные и однотомные, по формату С точки зрения художественного оформления и полиграфического исполнения выделяют энциклопедии с черно-белыми и цветными иллюстрациями; с приложением фонофотодокументов (слайдов, магнитных лент, грампластинок и пр.). Кроме того, существуют «непрерывные» энциклопедические издания с разъемными замковыми соединениями, предусматривающими периодическую замену устаревшего материала новым[4]. Теперь рассмотрим более детально отличительные черты энциклопедий для детей и юношества. 2. Особенности энциклопедий для детей и юношества. Энциклопедии для детей и юношества призваны помочь детям в овладении
знаниями, умениями и навыками во всех областях науки, культуры и
практической деятельности. Они формируют интересы, ориентируют в
профессиях, способствуют художественному и эстетическому развитию личности. Общей особенностью всех энциклопедий для детей является то, что они, в отличие от «взрослых» изданий этого вида, в значительно большей степени реализуют познавательную функцию, приближаясь к научно-популярной книге для чтения. Так, если «взрослая» энциклопедия рассчитана на эпизодические, кратковременные к ней обращения, то детская энциклопедия предполагает последовательное чтение. Кроме того, энциклопедии для детей обычно богато иллюстрированы, поскольку иллюстрации помогают ребенку лучше уяснить смысл прочитанного. Нередко почти целиком энциклопедическое издание для малышей строится на изобразительном материале. Язык детских энциклопедий отличается образностью, он менее, чем во В детской энциклопедии, как и в любой другой детской книге, утвердились определенные методы подачи знаний. Наиболее эффективно дети усваивают знания в процессе игры, поэтому игровые элементы являются одним из лучших методов усиления воздействия на читателя. Значительно активизируют обучающую, познавательную функцию элементы настольной игры, викторинные вопросы, задачи, приложения, таблицы и тому подобное. Редактор должен учитывать также, что для детского восприятия противопоказано однообразие, которое вызывает у детей ощущение скуки. А это связано со снижением уровня освоения содержания энциклопедии: когда читателю скучно, он отвлекается от смысла статьи, не понимает, о чем в ней говорится. Следовательно, необходимо искать способы поддержания внимания юного читателя. 3. Принципы работы редактора над статьями в энциклопедическом издании, в том числе в энциклопедическом издании для детей. 3.1. Предварительное планирование энциклопедического издания как условие последующей работы редактора над статьями энциклопедии. Работа редактора над энциклопедической статьей невозможна без предварительного планирования издания. К нему относятся определение читательского адреса, тематики, структуры издания, составление словников, планов типовых статей, ссылочного и библиографического аппаратов. В зависимости от этих данных будет оцениваться структура и содержание статей. Первое, на что необходимо обратить внимание редактору, – соответствие материала читательской категории. Последняя определяет тематику издания, порядок отбора сведений, степень свертывания информации (размер статей), форму и методы изложения материала. Особенно важно данное условие для детских энциклопедий, поскольку несоответствие определенной возрастной группе может оттолкнуть юного читателя и сделать издание попросту ненужным. Выбор структуры издания производится исходя из его целевого назначения Основным этапом предварительного планирования энциклопедии является
составление ее словника. Словником называют полный алфавитный или
систематический перечень названий статей с указанием их объема в печатных
знаках, наличия пристатейных списков литературы, карт и иллюстраций. Для энциклопедии, как и для любого другого справочного издания, очень
важна удобопоисковость, зависящая от способа расположения фактического
материала (в этом отношении выигрывает алфавитный порядок расположения). Удобству поиска также способствует система внутритекстовых ссылок и ссылочных статей, о которых мы поговорим более подробно в следующей главе, как и о пристатейных библиографических списках, также значительно упрощающих поиск необходимой информации. 3.2. Работа редактора над статьями в энциклопедическом издании (в том числе в энциклопедическом издании для детей). Формой подачи материала в любой энциклопедии служит энциклопедическая статья, отличающаяся особой структурой и стилем изложения. Основной задачей статьи является раскрытие содержания той или иной проблемы и освещение ее важнейших аспектов. Главными требованиями к энциклопедической статье являются: полнота представленной информации, соответствие читательскому и целевому назначению издания, научность и вместе с тем доступность широкому кругу читателей при любой сложности темы. Стиль изложения энциклопедической статьи обычно характеризуется сжатостью, лаконичностью изложения сущности того или иного предмета или явления. При этом статья не должна повторять содержание смежных по тематике статей. На что редактору необходимо обратить внимание в первую очередь? Сначала нужно решить формальный вопрос: отвечает ли авторская рукопись (а значит, и составляющие ее статьи) условиям заказа, то есть предварительному плану, который мы рассмотрели в предыдущем разделе. Основными требованиями здесь являются соответствие читательскому адресу и целевому назначению. Читательский адрес статьи характеризует ту категорию читателей, которой оно предназначено и свойство которой учитывают в общем при подготовке энциклопедии. Это сложная категория, знание которой особенно важно при работе над статьями детской энциклопедии. Читательская аудитория детской литературы, в том числе энциклопедической (а значит, и энциклопедической статьи), представлена целой системой отдельных групп читателей с самостоятельными определенными качествами. Детского читателя принято подразделять на четыре возрастные группы: дошкольный возраст (от 3 до 7 лет), младший школьный возраст (от 7 до 11-12 лет), средний или подростковый возраст (13-15 лет), начало юности (16-18 лет). Энциклопедические издания для каждой из этих читательских групп имеют свои отличительные черты. Нужно учитывать, что читатели каждой возрастной категории развиваются, меняя свои интересы и пристрастия под воздействием постоянно меняющейся действительности. Это ставит перед редактором задачу постоянно изучать запросы юных читателей и совершенствовать содержание статей энциклопедии в соответствии с этими запросами. Целевое назначение детской энциклопедической статьи в целом заключается в том, чтобы в доступной для определенного возраста форме раскрыть читателю сведения из различных областей культуры, науки и техники с целью формирования и структурирования системы знаний ребенка. От целевого назначения статьи зависит ее содержание; за этим соответствием обязан следить редактор. То есть если энциклопедия спланирована как универсальная детская по целевому назначению и предназначена для читателя младшего школьного возраста, в тексте ее статей не должны встречаться слишком сложные для понимания малыша дефиниции, узкоспециализирован-ные термины и тому подобное. Также должно соблюдаться одно из главных требований к энциклопедической статье – краткость и четкость изложения строго научных фактов. Не стоит забывать и об оценке оригинальности статьи – для этого нелишне сравнить ее с одноименными статьями других энциклопедий, особенно выпущенных в том же издательстве. Следует также оценить, соответствует ли тип (а, следовательно, и объем) статьи данному виду энциклопедии. Статьи в энциклопедиях бывают следующих типов: статьи-обзоры, статьи-справки, статьи-толкования (последние содержат только дефиницию и – в случае заимствования слова из другого языка – этимологию). Первые два типа статей, различающиеся преимущественно объемом, являются определяющими: они содержат основную информацию по существу вопроса. Поэтому в энциклопедии, состоящей, к примеру, из статей-обзоров, статья-толкование будет выглядеть неуместной. Следовательно, редактор должен уделить особое внимание оценке внутренней структуры статей энциклопедии: при аналогичном построении равнозначные статьи должны иметь примерно равный объем и нести одинаковую информационную нагрузку. Следует отметить, что даже чисто информационные энциклопедические статьи для детей зачастую имеют большой объем. Это объясняется тем, что детям нужно более детально расшифровывать некоторые термины и понятия, чем взрослым, имеющим уже достаточно большой багаж знаний. Иногда в тексте одной статьи приходится пояснять сразу несколько определений, не значащихся в ее названии, но необходимых для раскрытия сущности описываемого явления или предмета. Поэтому условие краткости изложения, лаконичности не всегда выполнимо для детских энциклопедических статей, хотя о нем, конечно, не следует забывать. Следующий этап – оценка представленного в статье фактического материала, его информационной емкости. Статьи в энциклопедии должны быть подлинно научными и актуальными, то есть соответствовать современному уровню отечественной и мировой науки, отражать глубокие изменения, происходящие в мире. Повышенная плотность информации, обилие фактического, в том числе и статистического материала – важные качественные критерии энциклопедической статьи. Статья не должна включать фактические данные, носящие случайный, частный или конъюнктурный характер. Нельзя перегружать энциклопедическую статью фактами ради фактов, а также материалами, быстро устаревающими[5]. Фактический материал для статей детской энциклопедии должен отбираться по принципу популяризации, то есть соответствовать комплексу понятий и явлений, окружающих определенную возрастную группу на данном жизненном этапе. Внимание при отборе материала должно концентрироваться на узловых моментах современности, позволяющих создать целостную картину всеобщей связи и взаимосвязи явлений в материальном мире. При этом авторитетность помещаемых в статье фактических данных, естественно, не должна вызывать ни малейшего сомнения. Редактор должен обратить внимание на качество определений термина в статье – даже если этот термин не входит в состав заглавных слов статьи, но встречается в ее тексте. С другой стороны, не все термины даже в составе названия статьи могут нуждаться в расшифровке. Раскрытию содержания термина способствуют и этимологические справки. В энциклопедической практике их считают обязательными для всех слов иностранного происхождения, входящих в название статьи. Это правило не распространяется на названия химических соединений, медицинских препаратов и биологической систематики. Выделение и описание существа проблемы – прямая задача автора, пишущего энциклопедическую статью. Однако специалисту далеко не всегда удается самому справиться с ней. Нередко он опускает очевидные (по его мнению) сведения, иногда, наоборот, перегружает изложение деталями. Выявить и устранить эти недочеты – обязанность редактора. Поскольку энциклопедия является концентрированным отражением свода знаний, накопленных человечеством за время своего существования, фактические ошибки в тексте энциклопедических статей совершенно недопустимы. Редактор должен четко выявлять и устранять подобные оплошности автора, а значит – хорошо разбираться в редактируемом фактическом материале. К сожалению, даже в лучших энциклопедиях встречаются порой поверхностные определения, перечисляются случайные, нехарактерные признаки описываемого предмета или явления, попадаются досадные фактические неточности и логические ошибки. Такие определения, вместо того чтобы объяснить читателю суть незнакомого или малознакомого явления или понятия, вводят его в заблуждение, превращая энциклопедию в целом и энциклопедическую статью в частности в источник ложной информации. И наоборот, точное раскрытие значения описываемого понятия способствует более глубокому усвоению материала. Энциклопедическая статья в этом случае становится важным инструментом научного познания. Исходя из представленного в энциклопедической статье фактического материала, оценивается ее информационная емкость, полнота. Если она определяется редактором как недостаточная, рукопись возвращается автору на доработку. Выше речь шла о подготовке отдельной энциклопедической статьи. Но
зачастую в энциклопедиях статьи составляют целые циклы, и рассматривать их
приходится в комплексе. Циклы статей выделяются на межотраслевом и
внутриотраслевом уровне. Для универсальной энциклопедии это весьма
существенно, поскольку в ней часто сочетаются крупные обзорные статьи с
многочисленными материалами, дополняющими ведущую статью и образующими
вместе с ней «дерево знания». Задача редактора в этой ситуации – снять |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|