| |||||
МЕНЮ
| Правовые основы государственного антимонопольного регулирования в республике КазахстанПравовые основы государственного антимонопольного регулирования в республике Казахстан
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Специальность Правоведение УСТЬЯНЦЕВА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Научный руководитель Работа допущена к защите Усть-Каменогорск, 2000 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 7 1.1 Возникновение антимонопольного законодательства (история вопроса) 7 1.2 Формирование нормативно-правовой базы антимонопольного законодательства в Республике Казахстан 15 2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ АНТИМОНОПОЛЬНЫХ ОРГАНОВ 20 2.1 Структура государственных антимонопольных органов 20 2.2 Юрисдикция Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса 22 3 СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО АНТИМОНОПОЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ 29 3.1 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере естественных монополий 29 3.2 Система государственного антимонопольного регулирования в сфере государственных монополий 50 3.3 Система государственного антимонопольного регулирования в конкурентной сфере экономики 55 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71 Список литературы 74 ПРИЛОЖЕНИЕ А 81 ВВЕДЕНИЕ Восемь лет назад Казахстан, как и другие государства СНГ, вступил на путь рыночной экономики. Переход к рыночной экономике привел к существенным изменениям в правовой среде. Для повышения эффективности рыночной экономики необходимо антимонопольное регулирование со стороны государства, без которого невозможно достичь свободы предпринимательства и конкуренции. В этих целях в 1991 г. Верховным Советом Казахской ССР принят Закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», во второй половине 1998 г. Парламентом Республики Казахстан приняты Законы «О естественных монополиях» и «О недобросовестной конкуренции». Актуальность темы исследования. Появление антимонопольного законодательства в нашей республике обусловлено необходимостью создания прочной юридической базы для реализации комплекса мер по предотвращению и ограничению монополистической деятельности, поощрения конкуренции и закреплению механизмов, позволяющих регулировать деятельность субъектов естественных монополий. Антимонопольное регулирование включает в себя весь комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством. Такое законодательство призвано регулировать отношения между субъектами предпринимательской деятельности всех сфер экономики и между субъектами и государственными органами. Практическое значение имеет проблема эффективности реализации норм антимонопольного законодательства, то есть соотношение между результатом их действия и целями, для достижения которых эти правовые нормы были приняты. Антимонопольное законодательство в Республике Казахстан имеет недолгую историю и находится в стадии постоянного совершенствования. Реализация антимонопольного законодательства возложена на специально созданный государственный орган – Агентство Республики Казахстан по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса и его территориальные органы – Департаменты, деятельность которых носит функциональный характер. Государственная политика перехода к рыночным отношениям
предопределила изменение форм и методов управленческой деятельности. Вместо
прямого властного воздействия стали применяться методы согласования и
контроля за исполнением нормативных актов общегосударственного значения[1]. Эти меры явились своего рода первым шагом в том комплексе мер по развитию конкурентной среды и ограничению монополистической деятельности, которые Правительство наметило осуществить в дальнейшем. В программе стратегического развития 2030 Президент Казахстана Н.А. Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является изучение правовой основы государственного антимонопольного регулирования, практики работы Антимонопольных органов, осуществляющих надзорные функции за соблюдением законодательства во всех сферах экономики, раскрытие механизма реализации антимонопольного законодательства. Реализация намеченной цели осуществляется путем решения следующих задач: 1) Исследование основ антимонопольного законодательства Республики 2) Раскрытие сущности и содержания антимонопольной политики 3) Исследование деятельности антимонопольных органов Республики 4) Раскрытие механизма реализации антимонопольного законодательства. Теоретическому осмыслению данной проблемы как социально-правового
явления предшествовала практика работы автора дипломной работы в Комитете Предмет и метод исследования. Предметом настоящего исследования является анализ правовых основ государственного антимонопольного регулирования с точки зрения теории и практики. В связи с тем, что в дипломной работе рассматриваются вопросы антимонопольного законодательства, включавшего в себя нормы нескольких отраслей права: административного, уголовного, гражданского, автором использовались такие методы, как формально-юридический, сравнительно-правовой, системного анализа, единства теории и практики. В работе использованы нормативные акты, регулирующие деятельность
монополий в Республике Казахстан, среди которых основными являются - 1 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 1 1.1 Возникновение антимонопольного законодательства (история вопроса) Антимонопольное правовое регулирование в той или иной форме имеет место практически во всех странах, где присутствует частная форма собственности и свобода ценообразования. Оно имеет более чем вековую историю1. В отраслях, где монополистическая власть может возникнуть в результате создания объединений фирм, государство при желании способно предупредить ее формирование или, если уже монополистическая власть сформировалась - ликвидировать ее. Так, начало развитию монопольного законодательства США положил
институт штата Алабама (1883 г.). В 1889 г. штат Канзас и ещё пять штатов,
приняли законы, которыми объявлялись противозаконными и наказуемыми всякие
союзы с целью ограничения торговли. К моменту принятия первого Федерального
закона антитрестовские законы действовали уже в 18 штатах. Первый
антитрестовский закон США, известный как закон Шермана («хартия
экономической свободы»), был принят Конгрессом в 1890 году и открыто
провозглашен в качестве средства против "сдерживания торговли и обмена
между несколькими штатами". Однако в более ранних решениях Верховного суда Закон Шермана имеет два главных положения: Статья 1 запрещает « любой контракт, союз … или сговор с целью ограничения торговли или коммерции между несколькими штатами». Статья 2 закона гласит, что «каждое лицо, монополизирующее или пытающееся монополизировать любую отрасль торговли или коммерции между штатами, или с иностранными государствами, или вступающее с этой целью в союз или сговор с любым другим лицом или лицами, будет считаться виновным в совершении уголовного преступления»1. В 1914 году как дополнение к Закону Шермана был принят Акт Клейтона,
который содержал положения, направленные против слияния конкурирующих фирм,
которые могли быть частью процесса создания «трестов» или монополий. Статья Контроль за соблюдением антимонопольного законодательства,
производился двумя федеральными агентствами – с 1890 года Департаментом В настоящее время основным антимонопольным органом США является Департамент юстиции Соединенных Штатов имеет полномочия по контролю
за соблюдением уголовно наказуемых положений антимонопольных законов, а
именно: параграфов 1 и 2 Акта Шермана, параграфа 3 Акта Робинсона-Патмана, параграфа 14 Акта Клейтона. Из этих законов только параграфы 1 и 2 Акта Федеральная торговая комиссия (ФТК) защищает потребителей от Более 90% дел по нарушению антимонопольного законодательства - это гражданские иски частных лиц, большинство из которых начинаются в федеральных районных судах. В параграфе 4 Акта Клейтона говорится о возмещении убытков в тройном размере тому, кто сможет доказать, что его предприятие или собственность потерпела убыток из-за нарушения антимонопольного законодательства. В США действуют административные запреты на высокую степень монополизма. При монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится под контроль государства. Можно сделать вывод, что в антимонопольном регулировании США особую роль играют суды. Если компания признается виновной в нарушении антитрестовского закона, то к ней применятся либо уголовные, либо гражданско-правовые санкции. Используются и штрафы, однако, это менее действенное средство, так как сумма штрафа составляет лишь незначительную часть прибыли, полученной в результате фиксирования цен. Чаще всего используются гражданско-правовые санкции, направленные на регулирование договорных отношений. Среди них: - аннулирование или изменение существующих соглашений с конкурентами, поставщиками или покупателями; - принудительная ликвидация филиалов компаний или даже роспуск самих компаний и т.д. Нередко применяются и «согласованные решения», которые являются компромиссом сторон в целях приведения деятельности компаний в соответствие с антитрестовским законодательством. Принятие «согласованных решений» связано со сложностью ведения судебных дел и значительными сопутствующими расходами. Судебные расследования длятся в среднем 17 месяцев. В отдельных случаях требуется значительно больше времени. Например, расследование по делу IBM велось 13 лет. Претворение в жизнь антимонопольного законодательства способствовало защите американских потребителей и производителей от монополистических злоупотреблений и содействовало успешному развитию экономики США. Для государственного регулирования естественных монополий в США
созданы центральные органы, действующие в масштабе государства или крупных
регионов. Средством государственного регулирования цен естественных
монополий является: применение схем налогообложения, регулирование прибыли
или допустимой нормы прибыли на активы, «ценовые ограничители», т.е.
установление ежегодно верхнего предела увеличения цен в течении пятилетнего
периода. Главные федеральные регулирующие комиссии1 - это комиссия по
торговле между штатами (1887 г.), сфера полномочий которой - железные
дороги, грузовые и автобусные перевозки, водные пути, морской флот,
транспортные конторы и т.д. Например, тарифы на услуги, оказываемые
железной дорогой формируются близкими к себестоимости или даже с учетом
бюджетных дотаций. Комиссия по управлению энергетикой (1930 г.)
осуществляет регулирование электрической энергии, газа, газовых
трубопроводов, нефтепроводов, гидроэнергетических сооружений. В полномочия Традиционно различают американскую и европейскую модели
антимонопольного законодательства. Первая исходит из принципа
противоправности всех монополий с включением норм о недобросовестной
конкуренции. Американская модель действует, помимо США, в Канаде, Японии, Европейская модель антимонопольного законодательства направлена на
борьбу со злоупотреблениями монополистического характера, обеспечение
контроля за монополиями. Нормы о недобросовестной конкуренции выделены в
европейской модели в самостоятельную отрасль. Эту модель применяют В Германии основным органом, осуществляющим контроль за действием
предприятий, занимающих монопольное положение, является Федеральное
управление по делам картелей, созданное в 1958 году. Федеральное управление
действует в рамках закона против ограничения конкуренции и закона о
недобросовестной конкуренции и кроме функции контроля за предприятиями,
имеющими монопольное положение, ведет также контроль за ценами. Работу по антимонопольному регулированию во Франции возглавляет министр по делам экономики при содействии Совета по делам конкуренции (16 человек, срок полномочий – 6 лет). Совет - правительственный орган, который подотчетен министру и тесно сотрудничает с судебными органами. При Совете действуют постоянные комиссии (по конкретным вопросам). К решению вопросов концентрации производства и сбыта продукции привлекаются министры соответствующих отраслей. В стране функционирует также Национальный совет потребителей, осуществляющий защиту прав потребителей. Иски в общегражданский или Торговый суды могут предъявляться любым,
имеющим законный интерес лицом, Прокуратурой, министром по делам экономики,
а также председателем Совета по делам конкуренции. Протесты по решениям Национальный совет потребителей дает консультации по установлению контроля за ценами. Совет по делам конкуренции делает заключения по вопросам правительства, парламентских комиссий и т.д. Правительство должно запрашивать мнение Совета по любым новым законопроектам, касающимся возможных ограничений доступа к определенным профессиям или рынку, установления исключительных прав, подчинения цен или договорных отношений единым правилам. Совет имеет право принимать охранные меры к тем или иным хозяйствующим субъектам, испытывающим давление со стороны монополизированных структур. Можно еще много страниц посвятить перечислению особенностей
законодательства и способов соблюдения его в отдельных развитых странах. Распад "социалистического лагеря" поставил перед новыми странами одну из необходимых задач: создать свое антимонопольное законодательство, обеспечить его соблюдение с тем, чтобы дать простор для развития конкуренции и ограничения монополизма. Закон "О противодействии монопольной практике" был принят в Польше 24 февраля 1990 г. и вступил в силу через 30 дней после опубликования. В том же году был принят венгерский "Закон о запрещении недобросовестной рыночной практики". С марта 1991 г. стал действовать Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Эти законодательные акты характеризуются значительным структурным сходством: их основные положения концентрируются на межфирменных соглашениях, деятельности доминирующих компаний, слияниях и организационных структурных изменениях. Законы Венгрии и Российской Федерации включают также положения,
направленные против "недобросовестной" или "нечестной" конкурентной
практики. Закон Польши такого положения не содержит. В законах Польши и Эти законы по духу и содержанию ближе к законам Европейского |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|