| |||||
МЕНЮ
| Правовые основы государственного антимонопольного регулирования в республике Казахстанp> Кроме того, платные услуги в области пожарной безопасности, вневедомственной охраны, статистики переданы в конкурентную среду. Регулирование цен на услуги, монопольно или эксклюзивно осуществляемые государственными предприятиями, регламентировано Правилами, утвержденными приказом Агентства Республики Казахстан от 25 августа 1999 г. № 61-ОД. Должностные лица организаций, допустившие нарушение данных Правил, привлекаются к ответственности в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан. Исключение составляют цены на платные услуги сверх гарантированных объемов, оказываемые медицинскими организациями, зарегистрированными в организационно-правовой форме «государственное учреждение», так как цены на данные услуги подлежат согласованию антимонопольными органами.
Один из основополагающих принципов рыночной экономики - свободная конкуренция. Основное содержание конкуренции – борьба за потребителя, полное удовлетворение его потребностей. Конкурентная сфера экономики – рынки, где в силу технологических, экономических и социальных причин наиболее целесообразной формой организации рыночного пространства являются отношения свободной конкуренции хозяйствующих субъектов. Основными признаками конкурентной сферы экономики являются: - наличие множества самостоятельных субъектов - производителей товаров и услуг и их потребителей, строящих свои отношения в рамках действующего в республике законодательства; - полная либерализация цен на товары и услуги, обеспечивающая их свободное формирование на основе принципов рыночной экономики с учетом складывающихся спроса и предложения. К конкурентной сфере экономики в Казахстане относятся: добывающая промышленность, черная и цветная металлургия, химическая, нефтехимическая, пищевая и легкая промышленность, агропромышленный комплекс, производственная и рыночная инфраструктура: строительство, транспорт (за исключением трубопроводного и железнодорожного), торговля, все виды бытовых услуг, банки, страховые компании, биржи и др. Несмотря на то, что рынок еще не создан и технологически невозможно создать конкуренцию, к конкурентной сфере экономики отнесено производство тепловой и электрической энергии. Антимонопольное регулирование в конкурентной сфере экономики
предполагает соответствующую ценовую политику – либерализацию цен,
поощрение конкуренции. В отличие от категории естественной монополии в
конкурентной сфере экономики провозглашен принцип свободы
предпринимательской деятельности. Конституция и Гражданский кодекс РК
исходят из принципа свободы предпринимательской деятельности, однако, не
исключают ограничений тех правомочий хозяйствующих субъектов, которые
вытекают из этого принципа. При этом предполагается, что такие ограничения В конкурентной сфере экономики имеются хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение на рынке и не занимающие доминирующее положение. Монополия — это ситуация на рынке с абсолютным преобладанием единоличного производителя или продавца продукции, при которой отсутствует конкуренция. Одним из способов ограничения монополизма является развитие конкурентных рынков товаров, работ и услуг, которые можно подразделить на следующие типы: рынок свободной конкуренции, где производители, продавцы и покупатели имеют равные права и возможности; рынок несовершенной конкуренции, который, в свою очередь, подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции1. На первых этапах развития рыночных отношений конкуренция отсутствовала. Государственное регулирование в конкурентной сфере сводится лишь к ограниченному набору действий, направленных на обеспечение соблюдения правил свободной конкуренции всеми субъектами рынка независимо от форм собственности и структурно-правовых форм организации деятельности. Механизм предотвращения и устранения недобросовестной конкуренции, а также юридическая ответственность за недобросовестные действия предусмотрена Законами Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 11 июня 1999г. за № 657–ХII, «О недобросовестной конкуренции» от 9 июня 1998г. за № 232–ЗРК и другими правовыми актами межведомственного характера. Один из методов регулирования поведения структур, занимающих монопольное положение на рынке, является включение их в Государственный реестр хозяйствующих субъектов – монополистов с целью наблюдения за их поведением на рынке на предмет выявления и пресечения нарушений антимонопольного законодательства. В соответствии со ст.3 Закона Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» доминирующее положение - это исключительное положение хозяйствующего субъекта на республиканском рынке, оказывающее отрицательное влияние на конкуренцию, затрудняющее доступ на рынок других хозяйствующих субъектов или иным образом ограничивающее свободу их экономической деятельности. Доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара, превышает 35%. Существуют различные приемы определения границ рынка. В этих целях Определение границ товарного рынка необходимо в целях: 1) установления доминирующего положения на соответствующем рынке; 2) расчета показателей концентрации республиканских и местных рынков товаров и услуг. При анализе экономического положения хозяйствующего субъекта необходимо рассчитывать как абсолютную, так и относительную его долю, определяемую путем сопоставления с долей конкурентов. Доминирующее положение хозяйствующего субъекта может устанавливаться только на основе анализа конкретной ситуации в отрасли и на товарном рынке. Типичными признаками доминирующего положения являются: - хозяйствующий субъект не имеет конкурента на рынке соответствующего товара; - хозяйствующий субъект, не являясь единственным производителем - хозяйствующий субъект путем монополизации рынка способен ограничивать конкуренцию других предприятий, организаций, производящих соответствующие товары. Для признания доминирующего положения хозяйствующего субъекта необязательно одновременное присутствие всех признаков, достаточно наличия одного из них. Правила формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих
субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю свыше 35%, утверждены
приказом Агентства Республики Казахстан по регулированию естественных
монополий и защите конкуренции 30 апреля 1999г. № 25 – ОД и
зарегистрированы Министерством юстиции Республики Казахстан 27 мая 1999 г.. Решения о включении хозяйствующих субъектов в Реестр, его
исключении, принимаются антимонопольными органами на основании данных Государственный реестр является средством предупреждения и пресечения монополистической деятельности. В течение всего периода нахождения хозяйствующего субъекта в Реестре к нему применяется особый режим государственного контроля и регулирования: систематически наблюдают за его поведением на рынке, осуществляют контроль за слияниями, передачей и продажей его акций, контроль за договорами, которые заключены с потребителями, контроль за ценами на монопольную продукцию с целью недопущения ценового сговора, ценовой дискриминации и применения монопольно высоких цен для получения сверхприбыли и др. Согласно ст.7 Закона РК «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» незаконными признаются следующие действия хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение: 1) уменьшение и прекращение производства, а также изъятие из обращения товаров с целью создания или поддержания искусственного дефицита на рынке, либо повышение цен; 2) нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования; 3) создание препятствий доступу на рынок (выхода с рынка) другим хозяйствующим субъектам; 4) навязывание контрагенту условий договора, которые не относятся к предмету договора и (или) ставят контрагентов в невыгодное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами, в том числе включая навязывание гражданам и юридическим лицам принудительных условий продажи товаров. Государственное регулирование цен в конкурентной сфере экономики вводится в следующих случаях: 1) при невозможности или нецелесообразности разукрупнения 2) при наличии решения Правительства Республики Казахстан о введении государственного регулирования цен. Жесткий режим государственного регулирования введен Правительством на производство и снабжение тепловой энергии, услуги по газоснабжению, электроснабжению, водоснабжению, эксплуатации подъездных путей, оказываемые хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на рынках и использующими для необоснованного повышения цен и тарифов1. В целях недопущения прерывания в обеспечении электроэнергией и газом
регионов, закупающих электроэнергию и газ за пределами Республики Казахстан
и не имеющих альтернативных поставок от казахстанских производителей,
изменение тарифов для потребителей осуществляется ежемесячно. Тарифы
устанавливаются исходя из динамики среднего биржевого курса доллара США за
месяц, в порядке, устанавливаемом Антимонопольным Агентством. Хозяйствующие субъекты, включенные в Реестр, обязаны один раз в полугодие представлять в Антимонопольное Агентство отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности, сведения о продаже и передаче в управление акций предприятия, объемы производства, отпускные цены и доходность производства по монопольным видам продукции. Кроме того, хозяйствующие субъекты обязаны уведомить о предстоящем повышении отпускной цены монопольно производимой продукции и о причинах их повышения. При установлении фактов нарушения хозяйствующими субъектами, включенными в Государственный реестр, норм антимонопольного законодательства, уполномоченным органом принимаются меры антимонопольного воздействия, предусмотренные ст.14 Закона Казахской ССР «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности». В соответствии со статьей 14 Закона Антимонопольный комитет имеет
право давать обязательные для исполнения предписания о разукрупнении Экономическая целесообразность реорганизации и разукрупнения признается в следующих случаях: - если в рамках республиканской или региональных программ демонополизации предполагается демонтаж прежних хозяйствующих структур; - если хозяйствующий субъект – монополист, допускает систематические нарушения антимонопольного законодательства, и отсутствуют иные способы пресечения злоупотреблений доминирующим положением на рынке; - если способы регулирования деятельности хозяйствующего субъекта - монополиста оказываются неэффективными и продолжающаяся его деятельность на товарном рынке наносит ущерб потребителям (клиентам). При неисполнении субъектами предписаний об устранении нарушений антимонопольного законодательства уполномоченный орган в соответствии со ст.19 указанного закона принимает меры юридической ответственности, в частности административного воздействия. Кроме того, за злоупотребление доминирующим положение на рынке, выразившееся в не предоставлении комитету в установленный срок документов, справочных материалов или предоставлении заведомо недостоверных или ложных сведений предусмотрено наложение штрафов в следующих размерах: 1) с организационно-управленческих образований и хозяйствующих субъектов и хозяйствующих субъектов – юридических лиц от 10000 до 1000000 рублей; 2) с хозяйствующих субъектов – граждан – от 200 до 1000 рублей; 3) с должностных лиц органов государственной власти и управления, организационно-управленческих образований и хозяйствующих субъектов – от 100 до 500 рублей. Наложение штрафов осуществляется в судебном порядке. Если в результате монополистической деятельности, злоупотреблений
доминирующим положением или недобросовестной конкуренции получена
необоснованная прибыль, то с хозяйствующего субъекта взыскивается штраф в
трёхкратном размере этой прибыли. По решению суда прибыль, полученная в
результате монополистической деятельности, злоупотребления доминирующим
положением на рынке и недобросовестной конкуренции, подлежит изъятию в На первый взгляд первый антимонопольный закон содержит все приемы и способы по предупреждению и ограничению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, однако, это не так. Так, например, при более детальном рассмотрении вопроса о включении
хозяйствующего субъекта монополиста, занимающего доминирующее положение на
рынке в Государственный реестр, мы сталкиваемся с юридическими коллизиями. Статьёй 14 Закона определены полномочия Антимонопольного комитета при
выполнении возложенных на них задач в соответствии, с которыми В частности, согласно Положению об Агентстве РК, к полномочиям отнесено: право давать предписания органам государственной власти и управления, хозяйствующим субъектам и их должностным лицам обязательные для рассмотрения предписания и предостережения на предмет устранения нарушений государственной дисциплины цен, антимонопольного законодательства и защиты прав потребителей. Таким образом, Положение об Агентстве дополнительно дает право на вынесение предписаний хозяйствующим субъектам конкурентной сферы экономики, занимающим доминирующее положение на рынке, что антимонопольным законом не предусмотрено. Применение штрафных санкций, предусмотренных ст.19 Закона является
недостаточной мерой, так как при пересчете на национальную валюту Таким образом, в целях пресечения монополистической деятельности необходимо либо внести изменения в Закон «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности», либо его переработать. В поле зрения Антимонопольного комитета находятся и субъекты конкурентной сферы экономики, не занимающие доминирующее положение на товарном рынке. Законом «О развитии конкуренции и ограничении монополистической деятельности» запрещены пять форм недобросовестной конкуренции. Недобросовестная конкуренция выражается в совершении любого противоправного действия (бездействия), направленного на получение преимуществ в конкурентной борьбе недозволенными методами, а именно: 1)распространение ложных или неточных сведений, способных нанести ущерб имуществу и деловой репутации другого субъекта рыночных отношений; 2) введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, свойств, пригодности к применению или качества товаров; 3) некорректное сравнение товаров в процессе рекламной деятельности; 4) самовольное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование фирмы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта; 5) получение, использование или разглашение конфиденциальной научно- технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия её владельца. С принятием Закона Республики Казахстан «О недобросовестной конкуренции» данный перечень значительно расширен и предусматривает следующие виды недобросовестной конкуренции: 1) навязывание продавцом, не имеющим конкурентов, покупателю дополнительных условий продажи, которое по своему характеру или коммерческому назначению не относится к предмету договора; 2) копирование конкурента путем прямого воспроизведения внешнего оформления товара конкурента, его фирменного наименования, маркировки товара, товарного знака, другого коммерческого обозначения, а также рекламных материалов, фирменной упаковки, формы иного внешнего оформления товара, которые могут ввести потребителя в заблуждение относительно производителя или продавца товара (работ, услуг); 3) заключение и исполнение любых соглашений между конкурентами о ценах, разделе рынков, устранении других предпринимателей и об иных условиях деятельности, направленных на устранение или существенное ограничение конкуренции; 4)горизонтальное слияние субъектов рыночных отношений, приводящее к существенному ограничению или устранению конкуренции. Субъектами рыночных отношений являются: юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность и выступающее участником оборота товаров, работ, услуг. В случае совершения противоправных действий (бездействия), нарушающих свободу конкуренции, Антимонопольное Агентство наделено определенными правами: 1) принимать обязательные для исполнения субъектами рыночных отношений решения о прекращении недобросовестной конкуренции и устранении ее последствий; 2) запрашивать и получать информацию, в том числе письменные и устные объяснения от юридических и физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, необходимую для рассмотрения фактов недобросовестной конкуренции; |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|