| |||||
МЕНЮ
| Правовые основы государственного антимонопольного регулирования в республике Казахстанp> В 1992-1994 гг. регулирование цен было ослаблено. К концу 1994 г. возникли ценовые перекосы, значительно возросли цены на электроэнергию, природный газ при сравнительно низком среднем индексе роста цен в индустрии, легкой и пищевой промышленности, где уже была конкуренция. Только остановив рост цен у предприятий-монополистов, можно было решать вопрос финансовой стабилизации экономики Казахстана. С выходом постановления Правительства от 19 октября 1994 года № 1171 Эти меры позволили замедлить темпы роста цен в отраслях,
относящихся к сфере естественной монополии, и в экономике в целом. В 1995- Правовую основу государственного антимонопольного регулирования в
сфере естественных монополий составляют: Закон Республики Казахстан "О
естественных монополиях", принятый во второй половине 1998 года Парламентом Естественная монополия - состояние рынка услуг (товаров), при котором создание конкурентных условий для удовлетворения спроса на определенный вид услуг невозможно или экономически нецелесообразно в силу технологических условий производства и предоставления данного вида услуг1. Правоотношения, возникающие на рынке услуг субъектов естественных
монополий, регулируются Законом «О естественных монополиях» от 09.07.1998,
в соответствии со статьей 4 которого к сфере естественных монополий в - транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; - транспортировка газа и газового конденсата по магистральным и распределительным трубопроводам; - передача и распределение электрической и тепловой энергии; - эксплуатация железнодорожных магистралей; - услуги аэронавигации, портов, аэропортов; - услуги телекоммуникаций с использованием сети местных линий; - услуги водохозяйственной и канализационной систем; - услуги почтовой связи; - иные виды, установленные законодательными актами Республики В сфере естественной монополии действует особый субъектный состав участников правоотношений, который включает потребителей и субъектов естественной монополии. К потребителям относятся физические и юридические лица, приобретающие товар, производимый (реализуемый) субъектом естественной монополии. Субъект естественной монополии - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, занятый производством товаров, работ и (или) предоставлением услуг потребителям в условиях естественной монополии. Стороны правоотношений наделены взаимными юридическими правами и
обязанностями, закрепленными в законодательном порядке. В данном случае,
потребитель услуг наделен правом, покупать услуги по ценам, установленным В целях защиты прав потребителей субъектам естественной монополии установлен ряд запретов. Это оказывать услуги и осуществлять иную деятельность, не относящуюся к основной деятельности, иметь в собственности или на праве хозяйственного управления имущество, которое не связано с предоставлением услуг, владеть акциями других коммерческих организаций и др. Органы по регулированию естественных монополий наделены важными полномочиями: 1) государственное регулирование; 2) контроль за соблюдением действующего законодательства; 3) применение мер по пресечению нарушений. К полномочиям, обеспечивающим выполнение государственных регулирующих функций в сфере естественных монополий, относятся следующие: 1) принимать решения о включении в Государственный регистр субъектов естественных монополий либо об исключении из него; 2) принимать обязательные для субъектов естественной монополии решения о введении, изменении или прекращении государственного регулирования. Процедура включения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
в Государственный регистр субъектов естественной монополии предусмотрена Субъектами естественной монополии на рынке Республики Казахстан
являются: ЗАО "Интергаз Центральная Азия", ЗАО "КазТрансОйл", РГП Субъект естественной монополии, включенный в Регистр, попадает под действие Закона Республики Казахстан "О естественных монополиях" и других документов межведомственного характера, регулирующих деятельность субъектов естественной монополии, а также определяющих их права и обязанности. В частности, субъект естественной монополии обязан: 1) представлять в Уполномоченный орган заключение ежегодной
аудиторской проверки, проводимой с учетом требований, предъявляемых 2) представлять в Уполномоченный орган ежеквартальную и годовую статистическую отчетность. Квартальные отчеты представляются не позднее, чем через один месяц после окончания отчетного периода, годовые - не позднее 1 апреля следующего за отчетным годом; 3) ежегодно публиковать в официальных средствах массовой информации бухгалтерский баланс и отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности по итогам года. Деятельность субъектов естественной монополии, включенных в Регистр, регулируется и контролируется государством в лице Уполномоченного органа[6]. Для субъектов естественной монополии в статье 19 "Правил формирования
и ведения Государственного Регистра субъектов естественной монополии Документом межведомственного характера предусмотрен и порядок представления, рассмотрения, утверждения и введения цен и тарифов на товары, работы и услуги, оказываемые субъектами естественной монополии. При необходимости изменения цен и тарифов на оказываемые услуги, субъект предоставляет заявку на рассмотрения за 45 дней до введения цен и тарифов в действие1. К заявке на утверждение прилагается определенный перечень материалов, предусмотренных п.9 Инструкции «О порядке утверждения и введения цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии». Субъекты, включенные в Республиканский раздел Регистра субъектов естественной монополии, представляют заявку в центральный Уполномоченный орган. Субъекты, включенные в местные разделы Регистра - в территориальные органы по месту нахождения. Уполномоченный орган в течении пяти дней со дня получения заявки обязан проверить полноту предоставленных материалов и в письменном виде уведомить субъекта о принятии или отказе в принятии к рассмотрению заявки об изменении цен (тарифов). Основанием для отказа служит: нарушение субъектом сроков представления заявки или непредставления документов, указанных п.9 настоящей Инструкцией. Вместе с тем, следует отметить, что порядок установления тарифов на
коммунальные услуги предусмотрен и Постановлением Правительства Республики Для субъектов, оказывающих коммунальные услуги, Уполномоченный орган проводит публичные слушания не позднее, чем за 25 дней до введения новых цен. Регламентирован процессуально порядок и сроки рассмотрения проектов цен (тарифов). Проекты цен (тарифов) на услуги субъектов естественной монополии рассматриваются Уполномоченным органом в течение 30 дней. Срок рассмотрения проектов цен и тарифов исчисляется с момента представления обосновывающих документов. Решение об утверждении или отказе в утверждении новых цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъектов естественной монополии оформленное в форме приказа должно быть направлено Уполномоченным органом субъекту не позднее, чем за 15 дней до их введения. Изменение цен (тарифов) на товары, работы, услуги субъекта может
производиться не чаще одного раза в квартал, с первого числа квартала. Цель законодательства о естественной монополии воплощена в теории регулирования в интересах общества. Механизм регулирования деятельности естественных монополий включает в себя: 1) установление цен и тарифов; 2) особый порядок формирования затрат; 3) введение методов гибкого тарифного регулирования, позволяющего предоставлять скидки, поддерживающие отечественных товаро-произво-дителей; 4) реформирование сферы естественной монополии; 5) иные меры, предусмотренные законодательством Республики Казахстан, в том числе тендерные процедуры, публичные слушания, установка приборов учета и др. Инструкцией «Об особом порядке формирования затрат, учитываемых при
расчете цен (тарифов) на производство и предоставление услуг (товаров,
работ) субъектами естественной монополии" регламентирована процедура
регулирования деятельности субъектов естественной монополии. Так, например,
материальные затраты определяются исходя из норм расхода сырья, материалов,
топлива, энергии на выпуск единицы продукции (услуг), утвержденных или
прошедших экспертную оценку в компетентном органе (Компетентный орган -
отраслевое министерство или, в случае, когда субъект естественной монополии
находится в коммунальной собственности, местные исполнительные органы)[7] . Для рационального расходования средств, закуп основных видов сырья и материалов, оборудования, аудиторских, консалтинговых, маркетинговых услуг, ремонтных работ, проводимых подрядным способом, осуществляется на тендерной основе. Порядок закупа определен Правилами закупки материальных и финансовых ресурсов, оборудования и услуг для производственных нужд субъектами естественной монополии на тендерной основе. Перечни материальных ресурсов, подлежащих закупке по тендеру,
утверждаются отраслевыми министерствами или, в случае, когда субъект
естественной монополии находится в коммунальной собственности, местными
исполнительными органами. В Перечне указываются предельные размеры сумм,
направляемых в течение одного квартала на закупку материальных ресурсов
одного вида, ниже которых допускается приобретение товаров и услуг без
проведения тендера. Предельные размеры сумм должны быть согласованы с Жестко регламентирован порядок включения в цены представительских
расходов, расходов на дорогостоящие виды связи, периодическую печать,
содержание служебного транспорта, информационные, консультационные и
маркетинговые услуги. Данные расходы включаются в пределах лимитов,
установленных самим субъектом естественной монополии по согласованию с Особым порядком определен перечень расходов, которые при формировании
и изменении цен (тарифов) субъектов естественной монополии не учитываются. Нормируется для субъектов естественной монополии и прибыль. За 9 месяцев текущего года в комитет от 28 предприятий естественной
монополии поступили на рассмотрение заявки по тарифам на услуги электро- В рамках нормативных документов межведомственного характера Комитет
проверил обоснованность затрат, при этом обязал предприятия провести
тендеры, утвердить нормативные потери, провел анализ фактических затрат и
как результат: из 28 заявок, представленных на рассмотрение, на основании
действующих нормативных актов отклонены заявки 12 субъектов. Приняты к
рассмотрению заявки 16 субъектов естественной монополии. Из них: по заявкам Расчетные затраты субъектов естественных монополий снижены как экономически необоснованные на общую сумму 2159 млн. тенге в расчёте на год. Государственное регулирование естественных монополий основывается на принципах: - достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественной монополии; - усиления контроля за деятельностью субъектов естественной монополии; - публичности; - эффективности производства и предоставления услуг естественной монополии; - взаимной ответственности руководителей субъектов естественной монополии и органов регулирования их деятельности; - судебного контроля за регулированием в сфере естественной монополии Для выполнения контрольных функций в сфере естественных монополий - принимать в соответствии со своей компетенцией решения по фактам нарушения антимонопольного законодательства, пресечения и устранения их последствий; - вносить субъектам естественных монополий обязательные для исполнения предписания о заключении договоров на услуги субъектов естественной монополии, о внесении изменений в заключенные договора; - принимать решения о перечислении в государственный бюджет дохода, полученного в результате действий (бездействия), нарушающих настоящий закон; - вносить обязательные предписания об отчуждении технологически связанных производств, не являющихся естественными монополиями; - привлекать к административной ответственности в виде предупреждения или штрафа руководителей субъектов естественных монополий, должностных лиц органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством; - обращаться в суд с иском, а также участвовать в рассмотрении в суде дел, связанных с применением или с нарушением антимонопольного законодательства; - осуществлять иные полномочия, установленные действующим антимонопольным законодательством. Обязательные для исполнения предписания и решения Антимонопольного органа являются актами применения права. Так как предписания и решения - это решения по конкретному юридическому делу, содержит властное веление, обязательное для соблюдения и исполнения хозяйствующим субъектом. За нарушение антимонопольного и ценового законодательства предусмотрена юридическая ответственность, которая носит государственно- принудительный характер. При этом, это не просто принуждение, а принуждение по исполнению норм права. Особенность такого принуждения заключается в том, что сама эта деятельность строго регламентирована законом, имеет свои правовые рамки. Основная черта юридической ответственности – штрафное наказание. Для выявления противоправных действий, оперативного их пресечения и
предупреждения проводятся проверки. Проверки осуществляются в соответствии
с Правилами применения мер антимонопольного реагирования за нарушения
антимонопольного законодательства, утвержденными приказом Агентства Объектами проведения проверок являются: субъекты рыночных отношений, конкурентной сферы экономики, субъекты естественной монополии, государственные учреждения (государственные органы и государственные предприятия). Проверки проводятся сотрудниками антимонопольных органов, а при необходимости - с привлечением специалистов контролирующих и правоохранительных органов. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|