| |||||
МЕНЮ
| Профессиональный кодекс библиографа и его становление в РоссииПрофессиональный кодекс библиографа и его становление в РоссииМордовский государственный университет имени Н.П. Огарёва Факультет национальной культуры Курсовая работа Профессиональный кодекс библиографа и его становление в России Выполнила студентка III курса з/о специальность «Библиография» Малафеева Л.А. Проверила Казанцева А.А. Саранск 2002 Содержание С. 3 5 8 21 27 33 36 38 приложение 40 ВВЕДЕНИЕ Известно, что создание профессионального кодекса предполагает высокий
уровень профессионального сознания, понимания своей миссии в обществе. Таким образом, длительное время наше профессиональное библиотечное сообщество не испытывало никакой потребности в профессиональном кодексе этики, так как отношения как с властью, так и с пользователями были жестко определены. Положение резко изменилось в последнее десятилетие, когда привычные схемы распались и библиотека, испытав сначала шок от того, что привычная почва уходила из-под ног, начала искать свое место в новой ситуации. Сказалось и техническое перевооружение профессии: библиотечное дело постепенно компьютеризируется, в связи с чем появились новые проблемы не только технического, но и гуманитарного характера. Кроме того, возникли независимые профессиональные сообщества (ассоциации), желающие определить свои отношения с обществом, властью, пользователями. С 90-х годов на территории бывшего Советского Союза стали организовываться библиотечные объединения, ставившие своей задачей решение определенных библиотечных проблем. Но дело в том, что такая попытка решения проблем появилась еще в конце прошлого - начале нового столетия. Уже тогда появились первые библиотечные общества. В ходе исторического усложнения библиографической деятельности ее задачи, функции, организационные формы и методика становятся все более разнообразными и в пределах самой библиографической деятельности неизбежно начинается процесс разделения труда. Деятельность по созданию библиографической информации начинает отделяться от деятельности по доведению библиографической информации до потребителей. Тем самым разграничиваются два основных процесса библиографической деятельности: библиографирование и библиографическое обслуживание. Возникает необходимость обобщения опыта, научной разработки теоретических основ, конкретной методики библиографической работы, истории библиографии, затем профессиональной подготовки (обучения) библиографических кадров и, наконец, организационного управления библиографической деятельностью. Именно суждение о библиографии и библиотечной деятельности с
профессиональной точки зрения подталкивало учёных и исследователей к
различным объединениям в общества и собрания, где ставились на обсуждение
самые различные задачи. Впоследствии такие собрания стали регулярными и
общероссийскими, а решаемые вопросы – всё более масштабными. Стал вопрос
не только о придании библиографу статуса «профессиональный», но также
появилась мысль о создании профессионального кодекса библиографии. Цель работы – показать становление кодекса профессионального библиографирования в России, его исторические предпосылки. Задачи: - рассмотреть причины возникновения библиотечных объединений как предпосылки профессиональной библиографической деятельности; проанализировать съезды и объединения российских библиографов как исторические предпосылки; показать проект кодекса профессиональной библиографии. Практическое применение: в библиографии, при углубленном изучении данной темы в высших учебных заведениях. Данная курсовая работа состоит из введения, основной части , заключения, списка использованных источников и приложения, относящегося к третьему подпункту второй главы. 1. Причины возникновения библиотечных объединений как предпосылки профессиональной библиографической деятельности 1.1.История возникновения и деятельность Общества библиотековедения "Библиография - удивительнейшая область деятельности: она воспитывает абсолютную точность, эрудицию и основательность, основательность во всех смыслах. Без нее не могут развиваться не только литературоведение, искусствоведение, языкознание, история, но и любая другая наука. Это почва, на которой растет современная культура". Академик Д.С.Лихачев. В 1899 году в Петербурге возникло Русское библиологическое общество. В 1902 году в Обществе была выделена секция библиотековедения. Ее председателем был избран Эдуард Александрович Вольтер, который неизменно находился на этом посту. Секретарем был избран П. М. Богданов. Одновременно организованы секции книговедения, историко-литературная, историко- географическая, историческая, археологическая, филологическая. Первое собрание секции библиотековедения состоялась 13 ноября 1903 года. В нее вошли члены Общества, а так же представители многих библиотек. Число постоянных членов секции вскоре превысило 40 человек. В печати было дано объявление о свободном доступе всех желающих в состав секции. Активные участники этой секции и стали в последствии создателями самостоятельного общества библиотековедения. Но уже в период работы секции они многое сделали для объединения библиотечной общественности. Так, члены секции подготовили обстоятельные доклады о правовом положении русских общественных и народных библиотек, об отдельных вопросах технологии (регистрация произведений русской печати, хранение периодических изданий, устройство каталогов, система классификации, опыт зарубежных библиотек и т.д.). Большой общественный резонанс имела знаменитая записка о нуждах русского библиотечного дела. В феврале 1905 года секция посчитала своим долгом, как представительницы интересов библиотечного дела, высказать открыто свое мнение о препятствиях на пути развития библиотек. Секция отвергла предложение включиться в деятельность государственной комиссии по вопросам русского просвещения, ибо, на ее взгляд, будущее библиотечного дела должно зависеть в первую очередь от общественного движения. В мае 1905 года записка была подготовлена, напечатана "с дозволения
цензуры" и разослана в редакции газет и журналов, в местные общественные
библиотеки. В этой записке подробно освещалось бесправное положение
русского библиотечного дела, анализировались степень закономерности
регулировавших его административных распоряжений. Секция выразила твердое
убеждение в безусловной необходимости отмены всех законоположений и
распоряжений, стесняющих библиотечное дело. Она потребовала также
установить явочный порядок открытия библиотек и "водворить" свободу печати. Самостоятельное общество библиотековедения было создано на учредительном собрании 5 ноября 1907 года в помещении библиотеки Академии художеств в Петербурге. В этом собрании приняли участие 31 человек. 18 марта 1908 года Общество было зарегистрировано. Своей целью оно поставило содействие усовершенствованию библиотечного дела в России. [3, с. 128-130] Проект Устава Общества библиотековедения составил Антон Антонович Общество ставило перед собой три основные задачи: - знакомство с современным положением дел в русских библиотеках; - изучение библиотековедения на основе русских библиотек и на основании западноевропейской практики; - выработка наиболее целесообразных для русских библиотек всех типов и способов деятельности. Решено было нормализовать организацию библиотечного дела в народных библиотек. С этой целью осенью 1908 года в 3075 библиотеки были разосланы опросные
листы, которые дали богатый материал для дальнейшей работы. Эта новаторская
для того времени акция была субсидирована одним из основателей общества М. Второй важнейшей проблемой был признан анализ кадрового состава библиотечных работников. В докладе, подготовленном К. И. Рубинским, было признано "полное почти отсутствие в с среде русских библиотекарей людей, хорошо осведомленных в порученном им деле". [3, с. 134] Причинами такого положения названы "полное игнорирование у нас вопроса о подготовке библиотечных служащих" и "в высшей степени тяжелое материальные условия этой службы". Особое внимание уделяло Общество учреждению своей специальной библиотеки. Фонд ее был собран из пожертвований. В 1910 году выходит в свет печатный орган Общества – журнал 1.2. Первый съезд российских библиотекарей и его итоги "Золотой век" русской истории оставил заметный след и в библиотечной
жизни России. В начале текущего столетия в Российском библиотечном деле
произошли три важнейших события: основано первое Общество библиотековедения Начало ХХ века характеризуется бурным оживлением демократически
настроенной интеллигенции: проводились съезды учителей, книгоиздателей,
земских деятелей, ... Идея проведения своего съезда властно овладела и
умами библиотекарей. Практически одновременно вопрос о съезде возник в ряде
библиотек, Обществе библиотековедения и Русском библиографическом обществе. Библиотечному съезду предсказывали неизбежный провал. Даже среди членов Общества библиотековедения высказывались опасения, что провинциальные библиотекари "ввиду невыносимых условий труда" едва ли смогут принять участие в съезде. Но после того как подготовительная комиссия разослала повсюду программу съезда и условия участия, стали поступать заявления от желающих приехать на съезд даже из самых глухих уголков России. Все сомнения оказались напрасными. Съезд состоялся в Санкт-Петербурге с 1 по 7 июня 1911 года. Подход к
выбору делегатов был самым демократичным: в работе съезда мог принять
участие представитель любой библиотеки или учреждения, общества,
содержащего библиотеку, специалисты в области библиотечного дела и
библиографии. Желающие должны были обратиться к казначею Общества с
заявлением и приложенным к нему 3-х рублевым взносом. Среди участников
съезда - библиотекари и представители земских и городских самоуправлений,
библиографы и библиофилы, книгоиздатели и книготорговцы. Около 75 %
делегатов составили работники библиотек (в основном академических и
государственных). И по своему характеру, и по форме съезд стал
действительно всероссийским: кроме Петербурга и Москвы было представлено
еще 34 губернии (Киевская, Томская, Саратовская, Пермская, Симбирская, С приветственным словом обратился председатель Общества граф И. И. Работа съезда проходила на пленарном заседании и в 2-х секциях -
академической и секции общественных и народных библиотек. При последней
действовало несколько комиссий и подсекций: детских библиотек,
железнодорожных библиотек, комиссия по рассмотрению нормального плана
библиотечной техники и др.. К моменту открытия съезда, в соответствии с
опубликованным ранее перечнем вопросов, для рассмотрения поступило
значительное число докладов. Несмотря на сжатые сроки, большинство из них
было заслушано и обсуждено. С докладами на съезде выступили признанные
авторитеты в сфере библиотечного дела и библиографии, такие как Е.Н. В самом общем виде можно определить круг важнейших вопросов, рассмотренных съездом следующим образом: - о принципах и основах организации библиотечного дела; - библиотечное дело как особое самостоятельная специальность и библиотекари как обособленная группа в ряду других специалистов; - технические вопросы библиотечного дела. Участниками съезда была подчеркнута необходимость государственного
подхода к библиотечному делу. Отмечалось, что нужна "широкая развернутая
программа библиотечного строительства"[15, с. 246-247], требуется не Чрезвычайно важным представляется принятие "Резолюции по вопросам о
принципах и основах организации библиотечного дела земскими и городскими
органами местного самоуправления"[4, с. 286]. В этом документе впервые в
отечественном библиотековедении четко сформулированы глубоко демократичные
по своему содержанию установки: общественный характер библиотечного дела,
общедоступность библиотек, полное и равномерное библиотечное обслуживание. Основные аспекты проблемы были изложены в обстоятельно разработанных докладах А. Р. Войнич - Сяноженцкого, С. Д. Масловского, К. И. Рубинского, а также в составленных Обществом библиотековедения "Записки по вопросу о мерах, необходимых для улучшения постановки библиотечного бела в академических библиотеках". Задачи, которые ставились на съезде, можно сформулировать следующим образом: - съезд должен был доказать самостоятельность библиотечной профессии, в этом его участники видели залог и гарантии признания обществом истинной социальной роли библиотекаря; - исходя из этого, необходимо было обосновать важность специальной подготовки библиотечного персонала и определит оптимальные варианты организации обучения библиотекарей. Своеобразной "декларацией" по этому вопросу стал доклад библиотекаря Страстно, исполненном горечи и одновременно гордости за библиотечную профессию выступлении А. Р. Войнич-Сяноженцкий, отмечал, что " "идея" о библиотековедении как особой самостоятельной специальности не только не проникла в сознание широких масс, но она не встречает даже полного сочувствия среди лиц, которые руководят постановкой библиотечного дела" [18, Ч.2. с.15]. Причина этого кроется в том, что библиотечную работу считают по преимуществу механической и потому доступной для понимания каждого здравомыслящего человека. Последствия непризнания за библиотечным делом права на особую
специальность очень печальны. Отсюда и назначение на библиотечные должности
несведущих в библиотечной работе, а иногда и просто полуграмотных людей, и
отсутствие специальной библиотечной подготовки, и нищенские размеры
вознаграждений за труд библиотекаря, и, в конечном итоге, бедственное
положение библиотек. Он последовательно проводил мысль о том, что |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|