| |||||
МЕНЮ
| Профессиональный кодекс библиографа и его становление в Россииp> Инструкция 1925 года не была согласована с Цекпросом, поэтому в некоторых регионах сложилась довольно трудная ситуация. Например, на Украине библиотечные объединения подвергались нападкам со стороны профсоюзов. Что ставилось им в вину ? "Объединение... ведут свою историю... от дореволюционных "товариществ библиотекарей", которыми они и сейчас по существу остались"[12, с. 27-31]. Особое недовольство профсоюзных лидеров вызывало стремление
библиотекарей к объединению и наличие выборных органов. Являясь Такая, по словам Ф. Доблер, "зубодробительная тактика" по отношению к бибобъединениям хотя и не была типичной, ярко отражает накал страстей вокруг этой проблемы. Споры о соотношении объединений с политпросветом и профсоюзами проходили и на I Всеукраинском библиотечном съезде, и на конференциях организуемых библиотечным отделом Главполитпросвета. Показательны в этом отношении методические конференции, на которых
достаточно четко сформулировано официальное мнение и принятые конкретные
резолюции: "обсуждение вопросов организационного политпросветовского
характера не должно входить в работу бибобъединений... Вопросы...
политподготовки... должны выпасть из сферы работы бибобъединения... Эта резолюция не имела директивной силы, но она говорит о намерении Окончательно методическая направленность деятельности объединений была закреплена в "Инструкции о работе библиотечных совещаний". Эта инструкция, во-первых, изменила само название объединений, заменив его на "библиотечные совещания". Во вторых, что более важно - четко определило сущность и функции бибсовещаний: "Библиотечное совещание является одной из форм организации методической работы библиотек и систематического повышения квалификации библиотекарей. В его задачи входит: а) проработка методических вопросов библиотечного дела; б) поднятие квалификации бибработников путем разрешения актуальных вопросов библиотечного дела; в)организация плановой помощи городских библиотекарей деревенским". Выборный президиум как руководящий орган упразднялся. Таким образом, библиотечные объединения перестали быть профессиональной общественной организацией, окончательно трансформировались в методический орган. Несколько выводов в заключении. Созданные 20 - е годы библиотечные объединения стремились к
профессиональной консолидации и содействовали развитию библиотечного дела в
стране. Однако деятельность объединений по защите экономических и
юридических прав библиотекарей, попытки улучшить условия их работы и быта
встречали противодействие со стороны профсоюзов. Уполномоченные решать
некоторые организационно-административные вопросы, бибобъединения
фактически были лишены самостоятельного статуса и официальных полномочий. -повсеместность; -всеобщий охват; -непрерывность. Основной причиной, которая затруднила дальнейшее развитие библиотечных
объединений как общественных, профессиональных организаций (точнее –
сделало это невозможным) и привела к их трансформации в методические
органы, на наш взгляд, является строгая регламентация их деятельности,
контроль со стороны органов управления библиотечным делом. Требование
унификации форм, методов работы, организационных структур и планов
сковывала творческую активность, инициативу библиотекарей. В построении и
руководстве работой объединений фактически отсутствовали демократические
начала. Объединения не имели самостоятельного статуса, юридических прав и
материальной база для реализации задач по управлению библиотечным делом. 2. Профессиональный кодекс библиографии 2.1. Предпосылки появления кодекса Заседание секции по библиографии состоялось 23 мая 1999 года, на нем
присутствовали представители 20 библиотек федерального и регионального
уровней и других учреждений культуры Российской Федерации. Заседание вели
зав. сектором Отдела библиографии РГБ Р.Е. Бенева и ведущий научный
сотрудник этого же отдела Г.Л. Левин. [28, с. 50-56] 1. Обсуждено и принято Положения о Секции библиографии. 2. Утвержден План работы Секции на 2001-2002 год. 3. Состоялось избрание Постоянного комитета Секции. Затем были заслушаны выступления членов Секции. Во вступительном слове Р.Е. Бенева подчеркнула, что давно назрела
необходимость профессиональной консолидации библиографов. Работа секции
библиографии РБА дает возможности всем российским библиографам сблизить
свои позиции и помочь коллегам в нелегкой работе особенно в наше сложное
время. Именно в целях профессиональной консолидации группа представителей Основные задачи и направления работы Секции отражены в Положении,
которое должно отвечать потребностям специалистов-библиографов. Основные задачи и направления Секции: координация деятельности российских библиотек и других учреждений, занимающихся созданием и использованием библиографической информации, в целях удовлетворения современных информационно-библиографических потребностей общества; содействие решению задач национального библиографического учета; содействие формированию и оптимальному использованию информационно- библиографических ресурсов страны на основе внедрения компьютерно-сетевой технологии, мониторинга информационно-библиографического обеспечения; разработка и внедрение новых форм распространения знаний средствами библиографии; содействие развитию библиографии; инициирование научных исследований по проблемам библиографоведения; организация профессионального взаимодействия специалистов-библиографов на российском и международном уровне; содействие профессиональной подготовке и переподготовке библиографов и развитие системы непрерывного образования в области библиографии; развитие рекламы библиографической продукции и услуг. Содержание деятельности Секции направлено на решение ее задач, в соответствии с которыми Секция: инициирует разработку нормативных документов, предложений и рекомендаций органам руководства; участвует в обсуждении и экспертизе стандартов и проектов стандартов и других нормативных документов, регламентирующих библиографическую деятельность в России и на международном уровне; организует и проводит дискуссии, конференции, совещания-семинары, симпозиумы, специализированные заседания и другие мероприятия с обсуждением наиболее актуальных вопросов библиографической деятельности и библиографоведения; участвует в работе конкурсных и экспертных комиссий, дает заключения, отзывы, рецензии на научные работы, справочные и библиографические издания, учебные программы, учебную литературу для системы библиографического образования и просвещения; представляет и предлагает работы и выдвигает специалистов для участия в профессиональных конкурсах, олимпиадах, смотрах; проводит сбор и обработку информации и статистических данных по тематике,
связанной с ее работой, дает рекомендации и консультации по теоретическим и
практическим вопросам библиографической деятельности;
участвует в работе специализированных методических и координационных
органов (советов, комиссий), образованных министерствами, ведомствами,
библиотеками и высшими учебными заведениями, представляя в них от имени План работы Секции был принят единогласно, он включает следующие пункты: 1. Проведение исследования «Библиографическая деятельность российских библиотек» на 2001-2002 гг. запланирован первый этап, касающийся библиографической деятельности национальных библиотек РНБ и РГБ. 2. Разработка национальной Программы по ретроспективной национальной библиографии РФ и Положения о ретроспективной национальной библиографии субъектов РФ. 3. Участие в разработке стандартов и правил по библиографическому описанию документов. 4. Проведение Всероссийской конференции по научно-вспомогательной библиографии (библиографии в помощь информационному обеспечению научных исследований) (Москва, РГБ, ноябрь 2001 г.). В перспективе планируется доработка, обсуждение и принятие
профессионального кодекса библиографа. Инициатива обращения к идее создания "Кодекса этики российского
библиотекаря" принадлежит Московской библиотечной ассоциации (МБА). В 1993
г. была проведена конференция по проблеме "Профессиональное сознание
библиотекарей", которая выявила потребность более глубокой разработки
данной проблемы. В 1995 г. был проведен семинар "Профессиональная этика и
этикет библиотекаря" (МБА); в 1996 г. - семинар "Профессиональные ценности
библиотекаря как основа его профессиональной этики" (РБА, МБА). В МБА был
создан дискуссионный клуб по проблемам библиотечной этики, а в рамках Работа над "Кодексом" потребовала, прежде всего, изучить уже имеющиеся наработки: в области библиотечного дела за рубежом; в других профессиональных сферах, а также изучить специфику профессионального сознания и представления об этических и этикетных нормах российских библиотекарей. В этой связи создатель опирались, прежде всего, на опыт тех стран, где
подобного рода документы существуют весьма давно. Так, подробно была
изучена ситуация во Франции, Германии, Великобритании и, особенно, в США,
где проблема разработки кодекса профессиональной этики библиотекарей
впервые была поставлена уже в 1900-е годы. Впоследствии этот вопрос
рассматривался ALA (Американской библиотечной ассоциацией) в 1929, 1938, Перевод и анализ этих документов позволил осмыслить весь путь
американских коллег, выявить сущность основных этапов разработки кодекса
этики библиотекаря в США. Чрезвычайно полезным оказался семинар "Основы
этики в библиотечном деле", организованный ALA и IREX для российских
библиотекарей и прошедший в январе 1997 г. во ВГБИЛ. С американской стороны
на нем присутствовали такие известные в библиотечном мире специалисты, как Трудно переоценить также значение для разработчиков проекта
российского "Кодекса" пакета документов Библиотечной ассоциации Так, были проанализированы "Кодекс профессиональной этики врача" (в
том числе и принятый в 1948 г. в США "Кодекс Американской медицинской
ассоциации"); "Кодекс профессиональной этики российского журналиста"; Изучение всех этих документов позволило понять принципы их разработки,
очертить круг аспектов, который закладывается в "Кодекс" и т. п. В результате такого комплексного анализа определились основные "поля" Понятно, что изменения, происшедшие в жизни, взглядах на отношения людей в целом, и личности и государства, в частности, заставляют многое осмыслить заново, переоценить многие постулаты, казавшиеся много лет незыблемыми. Работа над "Кодексом профессиональной этики российского библиотекаря" только начинается. Можно видеть свою задачу в широком ознакомлении библиотечного сообщества с основными этапами деятельности нашей рабочей группы, а затем, конечно, в организации широкого обсуждения первой редакции текста "Кодекса", документа, который, как нам кажется, будет иметь не только профессиональное, но и огромное общесоциальное значение. Такие обсуждения уже идут. Так, на Областной научно-практической
конференции, проходившей в Тюмени в декабре 1996 г., выступление,
посвященное проблеме разработки "Кодекса" вызвало большой интерес. В январе 2.3. Проект кодекса профессиональной этики российского библиотекаря и комментарии к нему Первый вариант "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря" и сопутствующих ему документов мы представляем на обсуждение российского библиотечного профессионального сообщества. Профессиональная среда, как и любое другое сообщество, нуждается в этической регламентации своих внутренних взаимоотношений и связей с внешним миром. Разработка профессиональных этических норм есть показатель свободного развития профессии и зрелости профессионального сознания. На протяжении долгих лет профессиональное сознание российского
библиотекаря испытывало сильнейшее воздействие тоталитарного государства. Изменения, происшедшие в России в последние десятилетия, стремление построить открытое демократическое общество, а также глубокое внедрение новых технологий во все стороны российской жизни выдвинули на первый план такие ценности, как свободное духовное развитие личности; интеллектуальная свобода; свободный доступ к информации. Эти положения непосредственно относятся к сути библиотечной профессии как профессии в значительной мере ответственной за распространение информации в обществе. Они должны быть признаны библиотекарями не только в качестве общечеловеческих, но профессиональных ценностей. Однако эти ценности были неоднозначно восприняты в российском библиотечном сообществе, долгие годы существовавшим в условиях цензуры, которая способствовала деформации профессионального сознания. Несовпадение ценностей профессионалов порождает разногласия по вопросам профессиональной этики. В этих условиях библиотекари как профессиональная группа оказались перед необходимостью заново осмыслить миссию библиотеки как социального института, в существенной мере отвечающего (через подбор, организацию хранения и распространение информации) за свободу потока информации и доступа к ней в настоящем и будущем, и, в конечном счете - за свободное развитие мысли в России. Сегодня библиотечное сообщество России реально ощутило потребность в регламентации отношений с властями, пользователями, коллегами, т.е.- в создании "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря", документа, который защитит достоинство профессионала и не даст возможности использования библиотеки как инструмента идеологического воздействия, как это было в прошлом. "Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря" отражает перемены в профессиональном сознании российского библиотекаря и отвечает современному характеру профессии, состоянию ее развития и социального и институционального окружения. В "Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря" изложены этические нормы - стандарты профессионального поведения, - отвечающие задачам и интересам библиотечной профессии, которых профессиональное сообщество России, и в первую очередь - Библиотечная ассоциация России, рекомендует придерживаться. [2, с. 26-29] Во всем тексте "Кодекса" под термином "библиотекарь" подразумевается весь библиотечно-библиографический и информационный персонал библиотеки, независимо от конкретного положения. Смысловое содержание "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря" определяется прежде всего такими проблемами, как обеспечение открытого доступа к информации; отсутствие цензуры в отношении библиотечных материалов; конфиденциальность; обязанности в отношении пользователя и работодателя; дискриминация; руководство персоналом; взаимоотношения между коллегами т. п. В "Кодексе профессиональной этики российского библиотекаря" изложены основные положения библиотечной этики. Он, не детализируя ситуации, принципиально определяет верный, в этическом смысле, подход к решению проблемы. "Кодекс" служит не столько руководством к действию, сколько ориентиром в конкретной ситуации. (см. Приложение) [2, с. 14-17 ] "Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря" рассматривается как "открытый" документ, подлежащий, по мере необходимости, углублению, дополнению, уточнению и т. п. "Кодекс профессиональной этики российского библиотекаря" предлагает стандарты поведения, которых должны придерживаться все сотрудники, равно как и члены попечительских советов библиотек всех типов и видов, которые не хотят компрометировать положение и репутацию библиотечной профессии в обществе. Заключение О чем же говорят нам сегодня события истории, столь долго находившиеся
в не заслуженном забвении? Надо продолжать традиции наших петербургских
предшественников, памятуя о том, что именно съезд является "высшей формой
демократического самоуправления и профессионального самосознания"[3, с. Характерная особенность библиографической деятельности - отсутствие организационно оформленной целостности, раздробленность, органическая укорененность в различных общественных институтах (библиотечном, редакционно-издательском деле, книжной торговле и др.), обеспечивающих функционирование системы документальных коммуникаций. Следствием этого является несогласованность, дублирование, распыление сил и средств, научная, организационная и технологическая замкнутость и т.п. Система информационного обеспечения жизнеспособна, если она динамична и способна быстро реагировать на изменения в жизни общества. Любая система нуждается в постоянном совершенствовании. Активное освоение новых технологий в сочетании с традиционными методами подготовки информационных пособий - вот что позволит качественно и оперативно обеспечивать научные разработки информацией. Подлинно всесоюзный съезд даст возможность не только получить полную
картину реального состояния библиотечного дела в стране, но и сплотить
наиболее инициативные силы, наметить пути выхода из нынешнего кризиса. Нам
нужен съезд. Как и в начале века, библиотекари должны увидеть болевые точки
с государственных позиций, не замыкаться на мелочах, которых так легко Мало принять даже самые мудрые решения - надо добиться их выполнения. Только имея полномочия реальной власти, удастся перейти к логическому завершению того, что было начато в Санкт-Петербурге летом 1911 года. Высокий уровень профессионального сознания, понимания своей миссии в обществе достигается упорным трудом. На процесс формирования профессионального сознания влияла, кроме того, и традиционная невостребованность профессионализма в нашей стране, и особая проницаемость библиотечной профессии для непрофессионалов, чьи позиции, амбиции и т. п. влияли на формирование зрелости самой профессии. Список использованных источников 1. Бендерский И. С чем подошли к революции // Библиотекарь. - 1991. - №10. Приложение Проект П О Я С Н Е Н И Я к статьям "Кодекса профессиональной этики российского библиотекаря" |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|