реферат, рефераты скачать
 

Предмет конституционного права Российской Федерации


p> Необходимо было,чтобы сложилась более или менее значительная система правовых норм регулирующих данную сферу отношений,чтобы в связи с этим в практике возникли вопросы,требующие юридически обоснованного разрешения,а не просто произвольного разрешения того или иного наделённого властью лица.

Как образно заметил один из русских (дореволюционных) учёных
В.М.Гессен:"до тех пор,пока монарх может о себе сказать "государство - это я" - науки государственного (конституционного) права нет и не может быть места" (1).

Российский конституционализм до октября 1917 года знал различные периоды.Это и дворянский конституционализм 18 века,яркими представителем которого был граф Н.И.Ланин и идеи российских просветителей того же времени:С.Е.Десницкого,Д.Н.Фонвизина,Н.И.Новикова.

Особое место в политической истории страны занимают А.Н.Ра-
Чернышевский.Известен и правительственный конституционализм в царствование
Александра 1 и Александра 2,проект конституции
М.Т.Лорис-Меликова.

Глубоко и последовательно конституционные идеи развивались декабристами.Ими были подготовлены проекты Основного
Закона,предусматривающие республиканскую форму правления (2).

Между тем понятие "констиуционное право" широко использовалось правоведами России в начале 20 века.Профессор М.Ковалевский читал курс конституционного права в Петербургском университете и
Политехническом институте,был автором двух учебных курсов конституционного права.Профессор А.Алексеев широко использовал термин "конституционное право",предложил ряд его оригинальных определений
(3).

Конституционные идеи не были чужды виднейшему правоведу своего времени
М.М.Сперанскому.В канун Октябрьской революции 1917 года партия кадетов
(конституционалистов-демократов) имела намерения утвердить в России конституционную монархию.

Российский конституционализм испытывал влияние взглядов
К.Маркса,Ф.Энгельса,Д.Лассаля.Их идеи были восприняты и развиты
Г.В.Плехановым,В.И.Лениным.

Социалистическое государственное (конституционное) пра- во,сложившаяся впервые в Советской России,формировалось под воздействием совершенно иного мировоззрения.

Идеология рабочего класса,трудящихся,проникнутая борьбой за коренное переустройство общества на социалистических началах,оказала величайшее воздействие на предмет конституционного регулирования,обусловила новый подход к его изучению.

Социалистические констиуции не могли ограничиться по традиции,шедшей от времени борьбы против феодального абсолютизма,только закреплением взаимоотношений власти и личности,системы органов государства.

В условиях социалистической революции речь шла о создании принципиального нового строя,ещё неизвестного истории человечества.Поэтому закрепление основ нового общественного порядка,перспектив его развития,стало одной из главных особенностей предмета регулирования социалистических конституций (4).

После октября 1917 года конституционализм в России становится государственной политикой.Идеи констиуции формируются высшим партийным и государственным руководством страны.Появляется немало научных работ,посвящённых конституционным проблемам.Но после 1922 года Россия утрачивает способность самой определять свой Основной Закон,т.к. она становится субъектом СССР.Её Конституции 1937 и 1978 годов были почти буквальным повторением союзной констиуции с небольшими модификациями в национально-государственном и административно-территориальном устройстве,составе высших органов Российской Федерации.

Наука советского конституционного (государственного) права интенсивно развивалась в 60-е годы.Разрабатывались новые теоретические и прикладные проблемы,уточнялась терминология (5).Важный вклад в исследование государственно-правовой проблематики внесли
А.Денисов,Д.Златопольский,А.Ким,М.Кириченко,В.Копейчиков,В.Коток,А.Мишин,А.М ицкевич,В.Пертцик,С.Русинова,Ю.Судницын,Н.Фарберов,М.Шафир,Б.Щетинин и другие советские учёные-государствоведы.

Было положено начало изданию периодических сборников по проблемам конституционного права (6).Впоследствии проблематика конституционного
(государственного) права продолжала расширяться.

Большую роль в истории науки конституционного права сыграл профессор
Московского университета Н.Я.Куприц.Его статьи и книги по данной проблематике важны для понимания и сегодняшних констиуционных процессов
(7).

С провозглашением 12 июня 1990 года государственного суверенитета
России,начался новый этап её собственной конституционой истории.

В Российской Федерации,с принятием Конституции 1993 года начинает оформляться новая конституционная доктрина,как система конституционно- правовых ценностей,взглядов на организацию общества и государства.

Что же собой представляет сегодня наука конституционного права,каков её предмет и метод ?

Общеизвестно,что в наиболее общем виде науки делятся на естественные и общественные (или гуманитарные).Среди общественных наук выделяются юридические,которые в свою очередь подразделяются на общетеоретические,государствоведческие,цивилистические и криминалистические.

Наука конституционного права входит в группу государствоведческих наук.В то же время это отраслевая наука,так как ей соответствует и она издаёт отрасль в системе российского права.

В то же время,предметы российского конституционного права как отрасли и как науки не совпадают,они не являются тождественными.Предметом конституционного права как науки является соответствующая отрасль права.Наука издаёт отрасль,которая,представляя собой систему действующих правовых норм,регулирует и охраняет определённые общественные отношения.

В рамках юридической науки происходит освоение правовой действительности,её анализ.Всё,что связано с правом,его формированием и воздействием на поведение человека,всё,что имеет правовую окраску,составляет предмет юридической науки (8).Таким образом,то,что изучает наука конституционного права,является её предметом.

Итак, наука конституционного права изучает:

- общественные отношения, составляющие предмет расматриваемой отрасли;

- закономерности развития конституционного права как отрасли права;

- характерные черты и особенности для конституционного права;

- содержание конституционно-правовых норм и институтов, механизм их действия и практику реализации;

- конституционные идей и категории, процесс их разработки и формирования;

- характер взаимодействия конституционно-правовых норм с нормами и институтами других отраслей права.

Кроме того, наука конституционного права, изучая практику реализации конституционно-правовых норм и институтов, стремиться постичь закономерности их развития и дает обоснованные рекомендации о замене устаревших норм новыми. С этой целью изучаются также теории и взгляды, разрабатываемые исследователями конституционного права, условия, влияющие на их эволюцию, то есть наука изучает и сама себя.

За последние годы наука конституционного права обращена к изучению опыта других стран с целью выявления общих тенденций и закономерностей развития конституционного права в современном мире, чтобы соответствующим образом использовать удачные конституционно-правовые решения, найденные в этих странах, либо избежать допущенных там ошибок.

Сегодня в Российской Федерации перед наукой конституционного права стоят очень важные задачи и нерешенные проблемы в различных направлениях исследования. Они в последнее время занимают центральное место в дискуссиях на круглых столах, конференциях, в научной литературе. Наиболее з из них являются следующие.

Многие ученые отмечают, что ведущим разделом науки конституционного права должно стать учение о конституции. Особую актуальность приобретает вопрос о компромисности основного закона. Наука больше внимания должна уделять проблемам теории конституции и практике ее реализации.

Важное значение в науке имеет проблематика национально-госудаственного устройства. Задачей науки конституционного права является исследование основ организации и деятельности системы органов власти и управления, отдельных звеньев этой системы, организационно-правовых форм взаимоотношения между ними; избирательное законодательство; институт общественных объединений и др.

К числу приоритетных направлений исследования конституционно-правовых институтов относятся: организация и функционирование конституционного правосудия в форме конституционного суда, партийных механизмов, их роль в принятии политических решений; влияние конституционно-правовых предметов на действие конституционных институтов; психологические и политические аспекты правоприменительной конституционно-правовой практики; соотношение федерального конституционного права и конституционного права субъектов
Российской Федерации и др.

Для развития как отраслей правовой науки, так и преподавания соответствующих учебных курсов, необходимо овладеть новым конституционным понятийным аппаратом, используемой действующей Конституцией терминологией, ее структурой, т.е. характером размещения в ней главных, комплексных институтов, понять особенности каждого из них. Действительно, Конституция
1993 г. в данном плане существенно отличается от прежних совместных конституций, на основе которых разрабатывалось отраслевое законодательство и формировалась наука. Теперь в фундаменте новой Конституции лежат другие ценности, другие понятия и категории. В соответствии с их характером будут и должны формироваться научные понятия и правовые институты всех отраслей.

Нельзя не заметить, что конституционно-правовая наука начинает глубже изучать политологические аспекты конституционных институтов. Происходит постепенная интеграция знаний в области конституционного права и политики.
С учетом этого и ранее обозначенных особенностей, наука конституционного права в Российской Федерации обещает быть многослойной и постоянно обновляющейся.

Итак, то, что изучает наука, является ее предметом, то, как она исследует свой предмет, составляет ее метод.

Наука конституционного права использует различные методы, то есть способы исследования и изложения материала.

Общим методом выступают философские и исторические знания. Частные методы - это сравнительный (ко), нормативно-правовой, статистический, конкретно-социологический и др.

Как и в других юридических науках, в конституционном праве применяется метод формально-логического анализа, необходимый для уяснения содержания исследуемого нормативного материала. Установление социальной эффективности конституционно-правовых решений немыслимо без основательных социологических исследований, изучения статистики. Адекватная постановка исследовательских задач и выбор пути из решения требует применения системного анализа и системного подхода.

Представляется, если российская наука конституционного права сможет успешно решать поставленные перед ней задачи, то она сможет занять достойное место в мировой конституционно-правовой науке.

3. Источники конституционного права

В общей теории права принято различать источники права в зависимости от смыслового выражения . А именно : а) источник права в материальном смысле ; б) источник права в идеальном смысле ; в) источник права в юридическом (формальном) смысле.

Источником права в материальном смысле являются общественные отношения
. Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание .
Когда же говорят об источниках права в юридическом смысле , то имеют ввиду различные формы (способы) выражения , объективизации правовых норм.

Иными словами , под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения , объективизации нормативной государственной воли .

Под источником конституционного права обычно понимают форму бытия общих правил поведения (внешнюю форму их выражения) , регулирующих отношения государственно-правового (конституционного) характера .

Под источником конституционного права в юридическом (формальном) смысле понимаются те формы , в которых находят свое выражение конституционно- правовые нормы .

Почти все источники конституционного права неразрывно связаны с государством , поскольку чаще всего возникают как результат правотворческой деятельности государственных органов или участия последних в договорном процессе и чрезвычайно редко - когда общеобязательное правило появляется вне прямой государственной регламентации (акт референдума ) .

Систему источников конституционного права составляют:

1. Конституция Российской Федерации.

Конституция РФ 1993г. является первостепенным источником конституционного права , и каждой правовой отрасли в отдельности . Ее характерной чертой является то , что она регулирует важнейшие общественные отношения между человеком , обществом , государством ; закрепляет основы конституционного строя , провозглашает основные права , свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливает принципы федеративного устройства , а также принципы организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления . " Конституция РФ , - провозглашается в ст.15 , - имеет высшую юридическую силу , прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации ". Конституция является основным источником , но не единственным , поскольку для полной реализации всех ее положений необходимы более детальные нормативные правовые акты , которые устанавливали бы дополнительные юридические , политические , социально-экономические и организационные механизмы осуществления конституционных основ . К этим нормативным правовым актам можно отнести такие источники , как :

2. Феральные конституционные законы.

В ч. 1 ст.108 Конституции РФ провозглашено , что "федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренными
Конституцией РФ" . Из этого следует , что исчерпывающий перечень федеральных конституционных законов дан в самой Конституции . Любое дополнение этого перечня возможно лишь путем изменения Конституции . В ч.2 ст.108 Конституции РФ установлен особый порядок их принятия . Они считаются принятыми , если одобрены большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов
Государственной Думы . Такому жесткому порядку принятия федеральных конституционных законов корреспондирует важность вопросов , по которым они должны издаваться . К их числу относятся : об условиях и порядке введения чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях (ст.56) ; о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта (ч.2 ст.65) ; об уполномоченном по правам человека (п."д" ст.103) ; о полномочиях , порядке образования и деятельности Конституционного Суда РФ (ч.3 ст.128) и др. .

3. Федеральные законы.

Конституция Российской Федерации предусматривает принятие около 50 федеральных . При этом в Конституции содержится отсылка либо к прямо поименованному федеральному закону , либо к вопросу, требуемому урегулирования федеральному закону . Необходимо отметить , что часть вопросов, требующих урегулирования законодательными актами РСФСР .

4. Акт референдума.

Референдум - всенародное голосование по какому-либо важному вопросу государственной и общественной жизни . Референдумы бывают общегосударственными , республиканскими, местными . В Российской Федерации референдумы проводились 17 марта 1991 года (о введении должности Президента
РФ) , 25 апреля 1993 ( по отношению к деятельности Президента РФ ,
Правительств РФ , по отношению к досрочным выборам Президента РФ , народных депутатов РФ ) , 12 декабря 1993 года ( по принятию Конституции РФ ) .

5. Подзаконные акты президента РФ.

Президент на основе и во исполнении Конституции РФ и законов издает указы и распоряжения . Эти акты не могут противоречить конституционным нормам , они обязательны для исполнения на всей территории государства .

Глава государства по частым вопросам издает распоряжения , содержащие конкретные поручения , задания , не являющиеся нормативными актами .

6. Акты представительного и законодательного органа Российской
Федерации - Федерального Собрания.

К их числу относятся постановления Совета Федерации и Государственной думы по вопросам , отнесенным к их ведению . Как правило , постановления палат парламента принимаются большинством голосов то общего числа депутатов
, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ .

7. Акты Правительства РФ.

На основании и во исполнение Конституции РФ , федеральных законов , нормативных указов Президента РФ Правительство РФ издает постановления и распоряжения . Распоряжения издаются для решения оперативных и других текущих вопросов и носят ненормативный характер .

8. Постановления Конституционного Суда РФ.

К источникам конституционного права они стали относиться недавно .
Постановления являются источниками , во-первых , потому , что многие конституционные нормы , и иные законодательные нормы действуют в том истолковании , которое дано им в результате процедуры конституционного контроля . Во-вторых , потому что решения о недействительности правовой нормы как противоречащей Конституции , выносимое этим рганом , есть не что иное , как своеобразный негативный источник права : он не формулирует , а наоборот , отменяет норму .

9. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры .

В Основном законе нашей страны определено , что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации составляют часть ее правовой системы ( ч.4 ст.15 ) . На конституционном уровне запрещена общая норма , согласно которой устанавливается приоритет международных договоров , - разумеется , участницей которых является Российская Федерация , - над положениями ее внутреннего устройства . Это означает , во-первых , что если в международном договоре содержатся иные положения , чем в законе , то действуют положения договора . Во-вторых , общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры России имеют прямое , непосредственное действие на российской территории . С принятием новой
Конституции органы государственной власти и все должностные лица обязаны руководствоваться положениями международных договоров , участницей которых является Россия.

10. Внутригосударственные договоры .

Служат источником конституционного права , если регулируют проблемы в случае , когда заключившие их субъекты на это управомочены .

Источником конституционного права является Федеральный договор , заключенный в Москве 31 марта 1992года .

К этой же группе источников права относятся договоры между субъектами
Российской Федерации , заключенные с 1990 года с целью развития " горизонтальных связей " . Так , в 1991 году заключен Договор о дружбе и сотрудничестве между республиками Татарстан и Башкортостан , в 1994 году
Договор о разграничений полномочий и предметов ведения между Российской
Федерации и республикой Татарстан .

11. Декларации.

Особое место среди источников права занимает декларация , принятая высшими органами государственной власти . В ней решаются принципиальные вопросы государственного строительства , суверенитета , свободы личности , дается оценка социально-политической ситуации . Источником конституционного права является Декларация о государственном суверенитете Российской
Федерации , принятая первым Съездом народных депутатов 12 июля 1990 года , и Декларация прав и свобод человека и гражданина , принятие Верховным
Советом РФ 22 ноября 1991 года , Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 года .

12. Положения.

На основе Положения " О выборах в Государственную Думу Федерального
Собрания " и Положения " О выборах в Совет Федерации Фе- дерального Собрания " формировался новый депутатский корпус в декабре 1993 года .

13. Регламенты.

Регламенты содержат нормы , определяющие порядок деятельности палат парламента и их структур . Например , регламент Государственной Думы или
Совета Федерации Федерального Собрания России .

Важнейшим источником конституционного права являются конституции республик в составе Российской Федерации и Уставы краев , областей , городов федерального значения , автономных областей , автономных округов .
В конституциях и уставах соответствующих субъектов федерации закрепляется схема управления регионом , конкретизируется структура , функции и положения органов государственной власти , права и обязанности человека и гражданина , формы участия граждан в государственном управлении и другие вопросы .

В соответствии с Конституцией РФ , субъекты Российской федерации имеют свое законодательство . Следовательно , отдельные законы субъектов федерации , также могут являться источниками конституционного права .

Источниками конституционного права являются акты органы государственной власти субъектов Российской Федерации ( Указы Президента , постановления представительных ( законодательных ) органов , постановления Правительства
, администрации и т.д. ) .

К источникам конституционного права относятся акты органов местного самоуправления ( постановления представительного или исполнительного органа
, регламенты , положения , уставы о местном самоуправлении и т.д. ) .
Существенная особенность анализирующих факторов ( помимо подзаконности ) - территориальная ограниченность их действия .

Практически в каждой стране существуют конституционно-правовые обычаи , не является исключением и Российская Федерация . Правовым обычай становится тогда , как получает официальное оформление государства .

Различно понимание правового обычая . Наиболее приемлемо его определение как общеобязательного правила поведения , соблюдаемого в установленных случаях гражданами , должностными лицами и государственными органами в силу целесообразности , традиции или привычки и обеспечиваемого мерами государственной защиты (2) . Роль обычая в каждой отрасли права различна . В российском конституционном праве сфера его распространения ограничена . Вот несколько примеров . В соответствии с давними традициями и обычаями закреплены символы Российской Федерации ( ст.70 Конст. РФ ) -
Государственный флаг , Государственный герб , Государственный гимн .

С утверждающимися обычаями , традициями церемониалом неразрывно связан институт присяги ряда должностных лиц (Президент РФ, судьи Конституционного
Суда РФ) .

Примером конституционно-правового обычая является закрепленное в ч.3 ст.99 Конституции РФ положение : " Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат " .

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.