реферат, рефераты скачать
 

Предмет конституционного права Российской Федерации


p> Таким образом , вышеперечисленные источники конституционного права регламентируют общественные отношения жизненно важные для общества и государства . В них содержатся правовые предписания , являющиеся основой для всех других отраслей права . Все анализируемые источники , как и источники других отраслей права отличаются формальной определенностью и общеобязательностью .

4. Конституционно-правовые отношения, их субъекты и объекты.

Проблема конституционно-правовых отношений вызывает наибольший интерес и споры в науке конституционного права.

Из рассмотренных положений в начале лекции очевидно, что конституционно- правовые отношения составляют предмет конституцион- ного права.

В юридической науке, под правоотношениями понимаются также общественные отношения, которые урегулированы нормами права. Сле- довательно, конституционно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе, индивидуализированные общественные связи между субъектами конституционного права.

Конституционные правоотношения обладают основными признаками, которые присущи правоотношениям в целом. В то же время они специфичны, качественно определены.

Профессор И.Е. Фарбер выделяет 5 существенных признака, характеризующие данные отношения показывая этим их специфику и отличительные особенности (1).

1. Конституционные отношения есть объективные, фактические отношения политического характера. Они существуют незави- симо от права, независимо от юридической конституции.

2. Субъектами, участниками конституционных отношений являются народ, науки, большие социальные общности людей, государство и т.д.

3. Объектами конституционных отношений являются власть, суверенитет и свобода личности, по поводу которых возникают рассматриваемые отношения.

4. Конституционные отношения есть отношения между социальными силами, рождающими фактическую власть в государстве.

5. Данные отношения характеризуются стабильностью и устойчивостью.

В Российском обществе за последние годы произошли значительные изменения во всех сферах жизни (социальной, политической, экономической и др.), однако, указанные признаки конституционных правоотношений не потеряли своей значимости. Их можно только до- полнять.

Действительно, конституционно-правовые отношения представляют собой специфическую форму многих политических отношений. Объектами этих отношений выступают социально-экономические и социально-политические ценности, национальные отношения, основные права и свободы человека и др.

Рассматриваемые правовые отношения имеют фундаментальный, первичный характер, служат базой для отраслевых правоотношений, предшествуют их возникновению, а в ряде случаев предопределяют возможность их существования. Эта их специфика позволяет понять ведущую роль конституционного права в правовой системе государства.

Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них не содержит поименной индивидуализации субъектов права, эта индивидуализация связи между субъектами права выражается в определенной всеобщности прав и обязанностей, то есть субъектами данных отношений провозглашаются все субъекты конституционного права или вся определенная их группа.

Содержанием конституционных правоотношений является социальное поведение субъектов в конституционном права, круг которых специфичен и широк.

Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности.

Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы :

1. Многонациональный народ Российской Федерации ,нации,этнические общности(народности).

Исключительность статуса народа как субъекта конституционно-правовых отношений обусловлена прежде всего тем,что он является носителем суверенитета и единственным источником власти в России(ст.3 Конституции
РФ).

Права образовывать представительные органы государственной власти,участвовать в выборах Президента РФ,выражать свою волю путём референдума относятся к исключительному ведению народа.

Нации,этнические общности могут вступать в конституционно-правовые отношения как между собой,так и с органом государственной власти по поводу национальной государственности,по иным вопросам,затрагивающим их интересы.

2.Государство - Российская Федерация;субъекты в составе Российской
Федерации(республики,края,области,города федерального значения,автономная область,автономные округа).

В общественных отношениях,регулируемых нормами конституционного права,государству принадлежит особая роль.Оно выступает в качестве регулятора общественных отношений,прежде всего как носитель правотворческой власти.

Указанные субъекты могут участвовать в конституционно-правовых отношениях непосредственно или через государственные органы,выступающие от их имени.Примером таких отношений является Федеративный договор от 31 марта
1992 года о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов.Конституционные правоотношения также возможны между республиками,между автономиями,республиками и автономной областью и автономными округами и т.д.

3.Административно-территориальные единицы(районы,города,районы в городах,поселки).

Административно-территориальная единица,это не только географическое,но и политическое образование,основу которого составляет население.Именно население,формируя органы местного самоуправления,придает административно- территориальной единице черты политического образования,выступающего в качестве субъекта права. Своеобразным субъектом права выступают избирательные округа.Через них реализуется право избирателей представительствовать в органах государственной власти.

4.Органы государственной власти и местного самоуправления. В Российской

Федерации ими являются:Федеральное Собрание,Прави- тельство,Конституционный Суд,Верховный Суд,Высший Арбитражный Суд,Городская
Дума,местная администрация и др.

Конституционные нормы разграничивают сферы полномочий и компетенцию между различными органами власти.Обладая правом на осуществление государственной власти и местного самоуправления,они наделены определенной компетенцией в соответствии с возложенными на них задачами(издания законов,контроль за деятельностью других органов,исполнения законов и т.д.).Перечисленные субъекты выступают в данных отношениях как носители властных полномочий либо как подчиненные субъекты,а иногда как равноправные участники договорных отношений.

5.Должостные лица. Субъектами конституционного права являются:Президент

РФ,Председа- тели палат парламента - Федерального Собрания;Председатель Правительства
РФ,Председатель Конституционного Суда РФ,Генеральный Прокурор и др.

Президент Российской Федерации является главой государства. Обладая широкими представительскими,правотворческими,управленчес- кими полномочиями,он вступает в отношения с парламентом,правительством,республиками и др.субъектами конституционного права.Те отношения,которые основываются на конституционных нормах,приобретают форму конституционно-правовых.В некоторые из подобных и иные конституционно-правовые отношения вступают вышеперечисленные должностные лица.

6.К субъектам конституционных правоотношений со специальной правоспособностью относятся избиратели и депутаты(различных представительных органов).

Избиратели участвуют в данных правоотношениях посредством выборов представителей народа в различные законодательные(представительные)органы власти(Государственную Думу,Совет Федерации,Законодательное
Собрание,Городскую Думу и т.д.).Депутаты вправе принимать участие в работе тех органов государственной власти,в состав которых они избраны,в решении вопросов,рассматриваемых этими органами,в утверждении актов,издаваемых ими и т.д.

7.Политические партии,иные общественные объединения. Политические партии и иные общественные объединения играют все более активную роль в жизни Российской Федерации.Они участвуют в избирательных кампаниях выдвигая кандидатов в депутаты,организуют предвыборные мероприятия.Важно их участие в проведении референдумов,в местном самоуправлении,в охране и защите конституционных прав и свобод граждан.

8.Граждане Российской Федерации,иностранные граждане,лица без гражданства.

Все физические лица участвуют в конституционно-правовых отношениях,осуществляя свои конституционные права,свободы и обязанности.

Широкой правоспособностью обладают граждане Российской Федерации.При этом следует отметить,что граждане являются субъектами данных отношений независимо от пола,расы,национальности,языка и других признаков.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут быть,кроме того,субъектами конкретных конституционно-правовых отношений в связи с приобретением российского гражданства,получением политического убежища.

Такова система субъектов конституционного права России,которые,участвуя в конституционно-правовых отношениях,реализуют свои права и свободы,исполняют обязанности,закрепленные в Конституции Российской
Федерации.

Необходимо отметить,что понятия субъект конституционного права и субъект конституционно-правового отношения - близкие,взаимообусловленные,но не тождественные.

Субъект конституционно-правового отношения - это субъект конституционного права,вступивший в конкретное правоотношение,а субъект конституционного права - это возможный участник такого правоотношения.

Конституционно-правовые нормы связывают права и обязанности субъектов конституционных правоотношений с объектами.

В общей теории права под объектом правоотношения понимается то,на что направлены субъективные права и юридические обязанности субъектов,т.е. то,по поводу чего возникают правоотношения(2).

В конституционном праве Российской Федерации выделятся следующие объекты конституционно-правовых отношений:

Государственная территория.

В Конституции Российской Федерации имеется норма,согласно которой границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены с их взаимного согласия (ч.3 ст.67).На основе этой нормы возникают конституционно-правовые отношения,связанные с частью государственной территории России.

Предметы материального мира (материальные ценности).

Нормы конституционного права устанавливают круг объектов различных форм собственности (ст.8,9,34,35 Конституции РФ) и право соответствующих субъектов пользоваться такими объектами.На основе этих норм могут возникать конституционно-правовые отношения.

Личные неимущественные блага (жизнь,здоровье,честь,достоинство).

Некоторые нормы Конституции РФ содержат указания на данные объек- ты:каждый имеет право на жизнь (ч.1 ст.20);достоинство личности охраняется государством (ч.1 ст.21) и др.На основе ст.98 Конституции РФ и федерального закона " О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата
Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации",устанавливающих депутатскую неприкосновенность,могут возникать соответствующие конституционно-правовые отношения,связанные с охраной чести депутата.

Поведение и результаты поведения субъектов конституционных правоотношений.

Например,действия депутата Государственной Думы,внесшего законопроект в данную палату парламента,являются объектом (поведения) конституционно-правовых отношений по поводу законопроекта.Подписание
Президентом РФ указа,несоответствующего Конституции РФ,составляет объект
(результат поведения) конституционно-правового отношения по поводу отмены этого указа Конституционным Судом Российской Федерации.Конституционные отношения разнообразны по содержанию,структуре,связаны сложной иерархией и могут быть классифицированы на различные виды.В общей теории права т отраслевой юридической литературе предложено несколько таких оснований,которые характерны и для конституционного права.Ограничимся только их напоминанием.Это:регулятивные и охранительные,абсолютные и относительные,общие и конкретные.Исходя из критерия времени,конституционно- правовые отношения подразделяются на постоянные,например,нахождение субъектов Российской Федерации в ее составе;периодически повторяющиеся,например.формирование Совета Федерации Федерального Собрания
России,в состав которого входят по два представителя от каждого субъекта
Российской Федерации.Возможны временные конституционно-правовые отношения.Они прекращаются с достижением того результата,ради которого возможны,например,формирование окружных и участковых избирательных комиссий в период избирательной кампании и др.

Юридическое содержание конституционного правоотношения представляет единство субъективных прав и обязанностей,оказывающих активное влияние на поведение участников этого отношения,и выражается главным образом в строго определенной всеобщности прав и обязанностей,в том,что все субъекты являются носителями данных субъективных прав и обязанностей.

В конкретных конституционных правоотношениях субъективное право представлено уже в обычном виде - это допустимая и гарантируемая
Конституцией возможность определенного поведения субъекта,наделенного этим правом.Субъективная обязанность выступает как установленная конституционными нормами необходимость действий субъекта,на которое данная обязанность возложена (3).

Юридическое содержание общих конституционных правоотношений проявляется через правовой статус их участников.Так,Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статус человека и гражданина,определяет их основные права,свободы и обязанности.

Обязанности участников конституционных правоотношений неоднородны.Одни носят всеобщий характер и в равной мере касаются всех субъек- тов,другие определенного вида субъектов,третьи конкретного адресата.

Динамика конституционно-правовых отношений связана с юридическими фактами,которые как бы вводят субъективные права и обязанности в действие.

Юридические факты - это конкретные жизненные обстоятельства,с которыми нормы права связывают возникновение,изменение или прекращение правоотношений (4).

Конкретные конституционные правоотношения нуждаются в более точно фиксированных юридических фактах.В зависимости от характера связи с индивидуальной волей лиц они делятся на события и действия.

События - это факты,происхождение которых не связано с волей участников правоотношений.Например,смерть депутата - событие,которое влечет прекращение конституционно-правовых отношений между депутатом и избирателями.Рождение ребенка,признаваемого гражданином Российской
Федерации,влечет возникновение отношений,связанных с гражданством.

Наибольшее распространение среди юридических фактов получили действия:правомерные - аккумулирующие социальную активность субъектов и отражающие процесс их целеустремленной деятельности,поддерживаемые и стимулируемые Конституцией,и неправомерные - нарушающие конституционные предписания.

Подавляющее большинство конституционных правоотношений возникает в результате правомерных действий - юридических фактов и поступков.

С изданием юридических актов связано возникновение большинства конституционных правоотношений,участниками которых являются органы государства.Аналогичные свой свойства приобретают должным образом оформленные результаты выборов,референдума.

Качествами юридического поступка,наряду с действиями граждан,обладают - инициатива,предложения государственных органов и обществен- ных объединений,запрос депутата и т.д.(5)

В заключение вопроса отметим,что конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политико-госу- дарственного властвования в обществе.Именно на уровне правового регулирования конституционно-правовые нормы воплощаются в общественную практику,происходит формирование целенаправленности общественных отношений.

5. Конституционно-правовые нормы и институты, их виды и особенности.

Конституционно-правовые отношения, составляющие предмет конституционного права, регулируются посредством конституционно-правовых норм.

Конституционно-правовые нормы - это общеобязательное веление, выраженное в виде государственно-властного предписания и регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права.

В юридической литературе дается и такая дефиниция: конституционно- правовые нормы - это общеобязательные правила поведения, установленные или
# государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства (1).

Поскольку нормы конституционного права являются основной частью системы права, то им присущи черты, общие для всех юридических норм: они исходят от государства; являются общеобязательными правилами поведения, охраняемыми государством; закреплены в правовых актах государства.

Однако, у норм конституционного права есть особенности, которые отграничивают их от норм других отраслей права.

Прежде всего они отличаются по своему непосредственному целевому назначению.

Все юридические нормы имеют в качестве общей цели - регулирование общественных отношений, Но непосредственные цели регулирования неодинаковы у разных отраслей права. Целевое назначение норм конституционного права - закрепление основ конституционного строя Российской Федерации. основ правового статуса личности, федеративного устройства, механизма осуществления государственной власти и местного самоуправления.

Существует общая группа конституционных норм, которые регулируют важнейшие общественные отношения путем закрепления конституционных принципов и целей, обеспечивающих и направляющих развитие всего правотворчества. Они не являют- ся представитель-обязывающими, то есть в них отсутствует связь между конкретными правилами и обязанностями.

Особенностью конституционных норм является своеобразие их структуры, часто проявляющиеся в отсутствии трехэлементной структуры (гипотезы, диспозиции, санкции), свойственной большинству других норм права. Это обусловлено тем обстоятельством, что большинство конституционных норм регулируют общественные отношения путем указания наиболее общих установок, которые в юридической литературе называются исходящими (учредительными, отправными) юридическими нормами.

Исходящие юридические нормы законодательно закрепляют (учреждают) какое- либо положение материального или процессу- ального характера. Делается это путем словесного обозначения или указания на существенные признаки (2). Примером может быть ст.1 Конституции РФ: "Российская федерация - Россия есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления"; ст.17 Конституции
РФ:"Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения" и др.

В российском конституционном праве имеется значительное количество норм, состоящих из двух элементов: гипотезы и диспозиции. Например, в ч.2 ст.36 Конституции РФ они выражены в следующей форме: "Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно (диспозиция), если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (гипотеза); в ч.3ст.46 Конституции РФ:"Каждый в праве в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (диспозиция), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (гипотеза).

Для большинства конституционных норм характерно отсутствие санкции.
Однако, иногда санкции за нарушение ном конституционного права содержатся в какой-либо отдельной норме, или даже вообще в нормах не конституционного, а договорного или административного права. Например, ч.3 ст.41 Конституции
РФ:"Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу жизни и здоровью людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом".

Для более глубокого раскрытия содержания конституционно-правовых норм,правильного их понимания и применения, проводится классификация, т.е. подразделение их на виды.

Классификация норм конституционного права России может проводится по следующим основаниям:

1.По содержанию ( по кругу регулируемых общественных отношений ).

Нормы закрепляющие:

1)основы конституционного строя Российской Федерации;

2)основы правового статуса личности в Российской Федерации;

3)федеративное устройство России;

4)систему органов государственной власти и местного самоуправления.

2.По характеру имеющихся в нормах предписаний(по способу воздействия на субъекты права).

1)управомочивающие,пример:ч.1 ст.22 Конституции РФ:"Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность";ч.1 ст.36 Конституции РФ:"Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю;"и др.

2)обязывающие,например:ст.57 Конституции РФ:"Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы";ст.58 Конституции РФ:"Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду..." и др.

3)запрещающие,например:ч.4 ст.3 Конституции РФ:"Никто не может присваивать власть в Российской Федерации";ч.2 ст.30 Конституции РФ:"Никто не может быть принуждён к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нём" и др.

3.По территории действия.

1)действующие на территории всей Российской Федерации;например:нормы
Конституции РФ,федеральных конституционных законов,федеральных законов,в
Указах Президента РФ и т.д.

2)действующие на территории конкретных субъектов Российской
Федерации,например:нормы Конституций республик,Уставов,законов и т.д.

3)действующие в пределах административно-территориальных единиц (в районе,городе,в районах города и т.д.),например:нормы устава о местном самоуправлении,в постановлении главы местной администрации и т.д.

4.По юридической силе.

Нормы закреплённые в :

1)Конституции РФ,федеральных конституционных законов,федеральных законах;

2)Указах Президента РФ,постановлениях Совета Федерации и
Государственной Думы,постановлениях Правительства РФ,постановлениях
Конституционного Суда РФ;

3)Конституциях республик в составе Российской Федерации,Уставах краёв,областей,городов федерального значения,и т.д.;законах субъектов РФ и др.

4)отдельных актах органов местного самоуправления.

5.По степени определённости содержащихся в них предписаний.

1)императивные,т.е. такие,которые не допускают никаких отступлений от сформулированного в них правил.Например:ч.3 ст.49 Конституции
РФ:"Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого";ч.1 ст.50 Конституции РФ:"Никто не может быть повторно осуждён за одно и то же преступление " и др.

2)диспозитивные,т.е. такие,которые допускают возможность выбора соответствующего варианта поведения в зависимости от конкретных условий.Например,ст.33 Конституции РФ:"Граждане РФ имеют право обращаться лично,а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления" и др.

В юридической литературе указываются и иные основания классификации конституционных норм.Например,по функциональной направленности:нормы регулятивные и охранительные;по характеру регулируемых общественных отношений:нормы материальные и процессуальные;по действию во времени:нормы постоянные,временные и исключительные (5).

Нормы российского конституционного права группируются по институтам.

Под конституционно-правовым институтом понимается определённая система норм конституционного права,регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу.Существуют и другие варианты определений рассматриваемой категории,например,конституционный институт - это обусловленная сущностью регулируемых общественных отношений,значительно обособленная и внутренне устойчивая система взаимосвязанных конституционных норм.

Для конституционного института характерны два признака:

- наличие в нём обособленной,устойчивой группы конституционных норм;

- внутренняя взаимосвязанность норм единством предмета регулирования.

В конституционном праве выделяются три разновидности конституционных институтов:головные,сложные и одноэлементные(простые).

Головные конституционные институты.

Характеризуются высокой степенью обобщения,в большинстве своём широким охватом норм.К ним можно отнести,например,институт гражданства,институт основных прав,свобод и обязанностей,институт государственного устройства,институт избирательной системы и др.Входящие в головной институт правовые нормы могут фиксироваться как в содержании самой Конституции,так и в других источниках конституционного права(федеральных конституционных законах,федеральных законах и т.д.).Например,не все институты и нормы,объединённые головным институтом гражданства выражены в Конституции
РФ.Значительная часть их закреплена в самостоятельно действущем законе о гражданстве.

Сложные конституционные институты.

Сложные конституционные институты могут входить в состав головных институтов,и,в свою очередь в составе сложных институтов объединяется ряд однородных по предмету регулирования институтов(простые).К сложным конституционно-правовым институтам относятся:институт личных прав и свобод,институт политических прав,институт социально-экономических прав,институт федеральных органов государственной власти и др.

Одноэлементные(простые)конституционные институты.

Они включают в себя только конституционно-правовые нормы,отличаются устойчивостью,взаимосвязанностью и не подразделяются на другие составляющие их институты.Например,институт Президента,институт Конституционного Суда и др.Эти правовые институты могут возникать(или наоборот,утрачиваться) в зависимости от социально-экономических и иных изменений в стране,например:институт права частной собственности;институт
Уполномоченного по правам человека и др.

Отдельные конституционно-правовые институты объединяют в се- бе правовые нормы,относящиеся к другим отраслям права.Например, институт избирательного права включает в себя нормы конституционного,административного,уголовного права.

Место и роль конституционного института определяются не количеством объединяемых им подразделений и норм,а его значимостью в составе
Конституции,характером регулируемых им общественных отношений и его положением среди других институтов.

Проникновение в систему связи между конституционными институтами и нормами,их изучение и глубокий анализ,работа с ними законодателя - всё это позволяет обнаружить и устранить недостатки во внутренней форме
Конституции(отсутствие нужных норм,необходимость их передвижения из одного конституционного института в другой,редакционные неточности) и перестроить порядок взаимосвязи.

Кроме того,необходимо учитывать,что пробелы в системе связи между конституционными институтами могут обнаруживаться не сразу после принятия
Конституции,а с течением времени и быть предметом длительных научных дискуссий.Более того,Конституция Российской Федерации 1993 года в этом отношении не исключение.

6. Конституционное право Российской Федерации как учебная дисциплина.

Термин "Конституционное право Российской Федерации" обозначает также соответствующую юридическую дисциплину,соответствующий учебный курс,представляющий собой систематизированное изложение важнейших положений науки конституционного права к учебным целям.

Конституционное право России является одной из основных отраслей системы права Российской Федерации поэтому,независимо от получаемой специальности её изучение должно быть обязательным в системе высшего юридического образования.Важность изучения данной учебной дисциплины объясняется значением и ценностью тех общест- венных отношений,которые закрепляются и регулируются нормами конституционного права.

Изучение конституционного права России позволяет получить знания о базовых,основополагающих отношениях в политической,социальной,экономической и иных сферах жизни общества, понять ту сложную систему социальных связей , подлежащих правовому воздействию, которые определяют структуру всего нашего социального организма. Предметом учебного курса российского конституционного права является изучение: основ конституционного строя, основ правового положения человека и гражданина, федеративного устройства
России, основы организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. В изучении данных вопросов применяются прежде всего историко-правовой и формально-юридический
(догматический) методы. Вместе с тем, обращение к таким методам, как социологический, политико-правовой, сравнительно-правовой, диктуется необходимостью показать в историческом и современном аспектах влияние на устройство отечественного государства и осуществления в нем власти, ее взаимоотношение с гражданами, определяющие устои и развитие России.

Сегодня стоит задача юридизации российского конституционного права как учебной дисциплины (в прошлом данный курс был слишком политизирован и идеологизирован), ее максимальное приближение к конституционно-правовым нормам и отношениям. Это позволит досконально изучить соответствующую отрасль отечественного права.

Преподавание курса "Конституционное право России" опирается на знания, полученные при изучении общей теории права, истории государства и права и других учебных дисциплин. В свою очередь, знания конституционного права способствуют усвоению знаний в области политологии, экономики. Изучение данного курса по учебному плану высшей школы предшествует изучению специальных правовых дисциплин, поскольку оно содержит необходимые исходные положения для познания остальных отраслей права.

Думается,нет необходимости доказывать,что юристу нужно знать основные положения Конституции России,основные права,свободы и обязанности граждан для успешной их защиты и реализации; систему органов государственной власти,их компетенцию и соподчинённость; а также разбираться в других вопросах,которые составляют предмет конституционного права России.

Словом,овладение данной учебной дисциплиной совершенно необходимо для приобретения широкого профессионального кругозора,без которого нет полноценного специалиста правоохранительных органов.

Контрольные вопросы для повторения.

Примечания к вопросу 1.

1. См.,например: Ковалевский М.М. Общее конституционное право.Лекция.С.П.б.,1908,с:3-6; Лазаревский Н.И. Русское государственное право. Изд. 3-е.С.П.б.,1913. Т.1. Конституционное право,с.88.

2. Цит.по: Бойцова В., Бойцова Л., Ломовский В. Конституционное право в российской правовой системе. Общественные науки и современность.1993,N
7,с.38.

3. См.,например: Фарбер Е.И.,Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов.,1967.

4. См.: Коток В.Ф. Содержание конституционного права. Советское гос-во и право.1971,N 2.

5. См.,например: Лучин В.О. Тенденции развития советского государственного права. В кн.: Актуальные теоретические проблемы развития государственного права. В кн.: Актуальные теоретические проблемы развития государственного права и советского строитель- ства. М., 1976. с.36.

6. См. подробнее: Богданова Н.А. К новой концепции преподавания конституционного права. Гос-во и право. 1994. N 7. с.11-12.

7. См. подробнее. Обсуждение актуальных проблем науки конституционного права. Гос-во и право. 1993. N 3. с.155-159.

8.Богданова Н.А. Указ раб. с.12-13.

9.См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х томах. Отв.ред. Б.А.Страшун. М., т.1. с.1.

10.См.: Богданова АэН.А. Указ. раб. с.14.

11. См.: Бабаев В.К.,Баранов В.М., Гойман В.М. Словарь категорий и понятий общей теории права. Нижний Новгород. 1992. с.30.

12. См.: Бабаев В.К. Понятие права. В кн.: Общая теория права. Курс лекций. Под общ.ред. В.К.Бабаева. Нижний Новгород.
1993.с.136.

13. См.: Бабаев В.К., Баранов В.М., Гойман В.И. Указ.раб. с.55.

14. См.: Конституционное право России. Курс лекций по общей части. Уфа,
1993, с.5-6.

15. См., например: Воеводин Л.Д. Конституция РФ и правовые отрасли: проблемы соотношения. Вестник Моск. ун-та. Сер 11, Право. 1994. N 5. с.33.

16. См. например: Совершенное буржуазное государственное право
(критические очерки). М., 1987. с.153-162.

Примечания к вопросу 2

1. Цит-но: Современное буржуазное государственное право (критические очерки). М., 1987. с.5.

2. См.: Конституционное право России. Курс лекций. Уфа,
1993. с.7-8.

3. См.: История буржуазного конституционализма Х1Х века. М.,
1986. с.208-209.; Ковалевский М.Л. Конституционное право. СПб, 1903; Гессен
В.М. Основы конституционного права. Пг, 1918.

4. См.: Чиркин В.Е. О системном анализе социалистических государственно- правовых отношений. Правоведение. 1982, N 3, с.12.

5. См. Коток В.Ф. Конституционно-правовые отношения в социалистических странах. "Правоведение", 1962, N 1; Основин В.С. Нормы советского государственного права. М., 1963; Уманский Я.Н. Советское государственное право. Учебник для юридических вузов. М., 1960; Фабер И.Е., Ржевский В.А.
Вопросы теории советского конституционного права, Вып.1. Саратов, 1967.

6. См., например: Проблемы конституционного права. Межвузовский сборник. Саратов. 1993.

7. См.: Куприц Н.Я. Из истории нации советского государственного права.
М., 1971; Его же. Из истории государственно-правовой мысли дореволюционной
России (Х1Х в.) М., 1980.

8. См.: Бабаев В.К. Правовая система общества. В. кн.: Общая теория права. Курс лекций. Под общ. ред. В.К.Бабаева, Нижний Новгород. 1993. с.87.

Примечания к вопросу 3

1. См.: Баранов В.М. Формы (источники) права. В кн.: Общая теория права. Курс лекций. Под общ.ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород. 1993., с.249.

2. См.: Конституционное право России. Курс лекций по общей части. Уфа.
1993, с.27.

Примечания к вопросу 4

1. См.: Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов. 1967. с.16-33; Советское государственное право. Под. ред. проф. И.Е.Фарбера. Саратов. 1979. с.33-38.

2. См.: Бабаев В.К. Правовые отношения. в кн.: Общая теория права. Курс лекций. Под общ.ред. В.К.Бабаева. Нижний Новгород.
1993. с.421-422.

3. Цит-но: Лучин В.О. Особенности конституционно-првовых отношений.
Правоведение. 1987. N 1. с.11.

4. См.: Бабаев В.К. Указ. раб. с.425

5. См.: Лучин В.О. Указ. раб. с.18-19.

Примечания к вопросу 5

1. См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран. В 4-х томах. Отв.ред. В.А.Страшун, м., т.1. с.6

2. См.: Бабаев В.К. Нормы права. в Кн.: Общая теория права. Курс лекций. Под. общ.ред. В.К.Бабаева. Нижний Новгород. 1993, с.296.

3. См., подробнее: Конституционное (государственное) право зарубежных стран, с.8-9.


Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.