| |||||
МЕНЮ
| Расул ГамзатовРасул ГамзатовПЛАН I. Введение 3
Гамзатова. 7 Глава II. Развитие традиций дагестанских классиков в творчестве Расула Гамзатова. 21
III. Заключение. 43 IV. Библиография 47 Введение. Высокое уважение к искусству почитании художественного таланта является одной из добрых культурно-нравственных традиций народов Дагестана. Расул Гамзатов обрел звонкую лиру поэта, наследуя богатые самобытные
поэтические традиции и родного аварского и всех братских народов Дагестана. Расул Гамзатов вдохновлял и вдохновляет его величество народ. Он больше глубже и полнее всех других достиг в своем творчестве народного поэта. Сегодня Расул Гамзатов - один из самых выдающихся поэтов XX века. Он продвинул вперед всю мировую поэзию, раздвинул ее горизонты. «Яркая образная система, насквозь пропитанная национальным своеобразием и колоритом, большие мысли и раздумья о людской житие-бытие, о судьбах человечества и высокий гуманизм делают поэзию нашего земляка явлением общечеловеческим, явлением мировым».[1] Расул Гамзатов - один из лучших переводчиков и комментаторов Пушкина, и сам он - поэт пушкинского склада. Расул Гамзатов воспел родной очаг, родные горы, добрососедство, любовь и дружбу людей. Своими чудесными стихами заставил земляков петь песни о любви и молодежи, о родине и мужестве. «Открытие Дагестана - вот как бы я назвал, вот что такое прежде для меня творчество Расула Гамзатова», - писал Мраклий Абашидзе.[2] Именно Расулу Гамзатову, большому советскому поэту, истинному сыну своей эпохи и своего народа суждено было выполнить благородную миссию - совершить поэтическое открытие Дагестана. Творчество Расула Гамзатова завидно самобытное, подлинно национальное по своему облику и складу. Его корни уходят вглубь духовного бытия горцев - прежнего и современного. Поэт с жадностью и азартом открывает свой народ для себя, познавая его самозабвенно, любуется им. О Расуле Гамзатове написано много книг. О нем и его творчестве пишут и русские и дагестанские критики, дают прекрасную оценку его стихам. Расул Гамзатов и мой любимый поэт и мне тоже захотелось написать хоть что-нибудь о своем любимом поэте, о его творчестве, дать оценку, выразить свои мысли. Вот почему я брала эту тему. По этой теме есть много исследований. Расулу Гамзатову посвящены множество книг, монографий, статей. Первая небольшая книга о поэте - книга известного литературоведа и критика Владимира Огнева «Путешествие в поэзию» и «Расул Гамзатов». Итогом большой исследовательской работы явилась книга Л.Б.Антапольского «У очага поэзии». Перу известного дагестанского критика Камиль Султанова принадлежит ряд
статей общего и конкретного характера о творчестве Расула Гамзатова. Он
также написал книгу «Расул Гамзатов». Большим признанием для творческого
вдохновения поэта были статьи о нем признанных мастеров поэтического слова: Литературоведческие и критические материалы о творчестве Расула Известный дагестанский критик-исследователь творчества Расула Большое внимание творчеству Р.Гамзатову уделяет Ч.С.Юсупова. Вышли ряд статей и книги «Дагестанская поэма», «Становление и развитие жанра», «О современной аварской лирике». Исследователь Мусаханова обращает внимание читателям на продолжение или развитие пушкинских поэзий в творчестве Расула Гамзатова. Мастер художественного слова Гамзатов не ограничивается вынесением на суд читателя своих творений. В предисловиях к своим сборникам, в литературно-критических статьях, публицистических выступлениях, высказываниях, заметках поэт стремиться широко раскрыть суть литературного творчества, показать чудо рождения поэтического слова, обосновать высокое назначение и призвание художественного слова. Эту задачу успешно выполняет книга «Верность таланту», где собраны наиболее значительные литературоведческие и критические статьи поэта.[4] Наша научная работа, посвященная Р.Гамзатову, состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Во введении говорится об Р.Гамзатове, вообще, о его роли и значении для нашей литературы, о месте поэта в истории нашей культуры. В главе I «Пушкинские традиции в творчестве Расула Гамзатова» рассматриваются традиции, получившие развитие в произведениях Р.Гамзатова проводятся параллели между творчеством Р.Г.Гамзатова и А.С.Пушкина. В главе II «Развитие традиций дагестанских классиков в творчестве В главе III «Новаторство Расула Гамзатова» мы обращаем внимание на самобытность Расула Гамзатова на его непохожесть на других и т.д. В заключении даются выводы, к которым мы пришли в результате исследования и даем оценку на творчество Расула Гамзатова, определяем значение, актуальность его творчества. Библиография включает наименование использованной критической литературы. Глава I. Пушкинские традиции в творчестве Расула Гамзатова. Во время обучения в Литературном институте Расул Гамзатов изучал
творчество русских классиков, особенно А.С.Пушкина. Любовь к творчеству В результате такого увлечения творчеством величайшего русского поэта
были переведены Р.Гамзатовым на аварский язык «Братья -разбойники», Как бы не менялись литературные вкусы Гамзатова, любовь к пушкинской
поэзии оставалась неизменной. М первых шагов Расула Гамзатова в литературе Возможно это объясняется и тем, что в доли отца Расула Гамзатова Я слово правды не нарушу Когда скажу тебе, поэт: Как в очи входит солнца свет Твой чистый голос входит в душу. Как мне отрадно, что аварец Твоим пленяется стихам Джигит находит мудрость в нем И юность обретает старец. [5] Гамзату Цадасе было вдвойне отрадно, когда он видел, что его родной сын увлекался пушкинскими стихами. Неизменная любовь к Пушкину, серьезная работа над переводами его произведений, по всей вероятности, предостерегли молодого Р.Гамзатова от увлечения всевозможными модными течениями в поэзии, что нередко случается с начинающими поэтами. Не каждому дано с первых шагов своего творческого пути найти верного учителя и наставника - для этого тоже нужны чутье и талант. Владея и тем , и другим Р.Гамзатов еще в студенческие годы нашел достойного учителя в лице Пушкина и с большой пользой брал у него уроки поэтического мастерства и мудрости. Этим Р.Гамзатов был обязан своим товарищам и учителям по Литературному институту. Время, проведенное Р.Гамзатовым в Литературном институте, - это своеобразные «лицейские года» поэта. Именно тогда он познал значение и силу русской литературы, благодаря которой перед ним открылся до того неведомый большой мир. Много лет спустя в статье «Навстречу современности» Расул Гамзатов писал: «Русская литература помогла нам писать лучше, сильнее, писать точнее, конкретнее, выразительнее излагать мысли и чувства глубже. Она познакомила нас с замечательными образцами неизвестных нам жанров. Горская поэзия приобрела новые черты: ее музыкальность обогатилась словесной живописью, умением создавать выразительные реалистические картины. В русской литературе горцы видели не только русского человека, русский характер, но видели самих себя, свою судьбу, свои мысли, думы и чаяния. В русской литературе наш народ нашел правду о себе».[6] Изучение опыта русской и мировой литературы и собственные творческие
поиски Р.Гамзатова шли рядом. В истории развития русско-дагестанских
литературных связей образ великого русского поэта Пушкина, творчество Мы в своей научной работе попытаемся исследовать эту проблему, а
именно проследить развитие, продолжение пушкинских традиций в творчестве С самого начала обращения деятелей дагестанской литературы к творческому опыту Пушкина, наметившего в конце XIX начала XX века, особенно усилившееся в предреволюционные годы в творчестве поэтов- революционеров С.Габиевой, Г.Саидова, З.Батырмурзаева и других передовых писателей, помогло осознанию собственных путей в искусстве, придавало новое свечение зревшим в дагестанской дореволюционной литературе традициям освобождения, гражданского служения народу, способствовало усилению реалистических особенностей. «А в годы революции образ Пушкина воспринимался передовой
общественностью Дагестана как образ народного героя, борца со злом, о чем
свидетельствует яркая статья поэта-просветителя, первого прозаика Эта возвышенная традиция осмысления пушкинского идейно-художественного
наследия продолжает развиваться и обогащаться в дагестанской литературе. На современном этапе нет ни одного поэта, ни писателя, кто бы не испытывал облагораживающего воздействия пушкинской лиры. Показательно в этом отношении творчество Р.Гамзатова. О его творческих связях с традициями Пушкина , как и вообще в русской
литературой, еще не стал предметом специального изучения, хотя в имеющейся
научной литературе постоянно акцентируется внимание на этой теме. Расул Интересны в этом отношении его «Слово к читателю», предпосланное
трехтомному «Собранию сочинений» (1968), в котором он с любовью называет
дорогие для себя имена и диалог с Вл.Коркиным, опубликованный в журнале Подчеркивая во всех своих выступлениях вопрос о значении опыта русской литературы для творческих взлетов наших национальных художников-поэт, неизменно утверждает главную свою мысль: «Плох мастер, который перестает быть учеником, тем самым пояснил высокий, нравственный и эстетический смысл, который он вкладывает в понятия ученичество, так как он хорошо понимает, что традиции - застившие законы, а живой развивающийся процесс и какими бы великими не были учителя, главным Учителем подлинного поэта всегда является Жизнь, связь со своим народом и временем, которые подсказывают ему темы и образы, вбирающие живые впечатления реального мира».[11] В его высказываниях о русских писателях не только глубоко осознанная
внутренняя потребность выразить свои духовные связи с высоким миром
гражданственности, правды, добра и справедливости, гуманизма и красоты,
характеризующих русскую литературу, но выражается и мироощущение поэта,
чувствующим себя законным наследником и продолжателем передовых традиций
русской литературы, что выработано в нем Великим октябрем, всем советским
образам жизни и предшествующими традициями дагестанской литературы. С милым томиком Пушкина Встретил я юность Н столе моем рядышком Блок и Махмуд [12] Что смолкнул веселья глас ? Раздайтесь вакхольны припевы ! Да здравствуют . . . Полнее стакана наливайте ! На звонкое дно В густое вино Заветные кольца бросайте ! Подымем стаканы, содвинем их разом ! Да здравствует музы, да здравствует разум ! Ты солнце светлое гори ! Как это лампада бледней Пред ясным восходом зари, Так ложная мудрость мерцай и тлей Пред солнцем бессмертным ума. Да здравствует солнце, да скроется тьма ! [13] В произведении Р.Гамзатова дается широкое смысловое наполнение мотива Я солнце пил, как люди воду Ступал по нагорным лет Навстречу красному восходу, Закату красному вслед. Я жадно воздух пил сладчайший Настоянный на облаках. Земной красой я упивался Благословлял ее удел Не раз влюбился, убивался И песни, как песни пел [14] Это своеобразное начало создает особый настрой нравственной чистоты и света, сближающий настроем пушкинского стихотворения и служащий психологической конкретизации жизненного кредо лирического героя: Людской души сложна природа, - Я пил с друзьями заодно В час радости - бузу из меда, В час горя - горькое вино И если сердцем пил, то не пил Забавы ради и утех Я Хиросиму видел пепел Я фестивалей слышал смех. [15] Впечатление внешнего мира постепенно расширяются и приводят автора к глубокому психологическому изображению общечеловеческих черт современного горца, раскрытию его морального облика, вбирающего в себя беды и тревоги человечества, напряженно думающего над смыслом жизни. И замечательные строки стихотворения, являющиеся, как у Пушкина, итогом рассказанного несут по-пушкински светлую мысль о торжестве жизни, о торжестве ее вечных начал:[16] Люблю, и радуюсь, и стражду. И день свой каждый пью до дна, И снова ощущаю жажду, И в том повинна жизнь одна. Пускай покину мир однажды Я жажду в нем не утолял. Но людям жаждать этой жажды Покуда вертится земля. Как пишет Г.Б.Мусаханова в статье «Пушкинские традиции в творчестве Вспомним концовку пушкинского стихотворения: Да здравствует музы, да здравствует разум ! Да здравствует солнце, да скроется тьма !
годами мы знаем это юношеское светлое восприятие жизни, ее вечных
животворящих начал получает полноту и глубину звучания в творчестве В этом пушкинском ключе восприятия жизни созданы многие произведения Отличительная черта восприятия Р.Гамзатовым пушкинских традиций заключается не во внешне ощутимых «точках» соприкосновения с его наследием, а в многообразном творческом постижении жизни «секретов» мастерства, в усвоении его принципов правдивого изображения человека и его связей с обществом, в историзме постижения ведущих тенденций времени, в отношении к родному фольклору, в поисках собственных путей в искусстве. И В этом качестве связи творчества Р.Гамзатова с Пушкиным характеризуют новый уровень контактов и сближения дагестанской литературы с русской литературой. Одним из основных сближающих творческих начал обоих поэтом, является «всеотзывчивость» их поэзии. «Ф.М.Достоевский выделил как одну из важнейших особенностей
творчества Пушкина «всеотозванность его лиры», широту и глубину отклика на
ведущие проблемы времени, а В.Г.Белинский в «Евгении Онегине» увидел Но творчество Пушкина не было обращено только к русской действительности его времени, поэта взволновали прошлое и будущее России, в его поэзию как говорит Г.Ф.Юсуфов «врывались гул и раскаты европейских революций и освободительных движений конца XVII начала XIX века.[20] Запад и Восток панорама жизни народов России обретали под его пером непреходящую художественную ценность, расширявшую идейные и тематические горизонты русской литературы. «Всеотзывчивость», широта осмысления истории и современности Запада и В широте охвата проблем современности опыт Пушкина определенным образом служил ему примером. При этом выступают и типологические сближения, поднявшие мир поэзии Р.Гамзатова с Пушкиным в поисках высокой духовности, в проблемах нравственности и гуманизма, в художественных принципах соотношения личности и общества, открытости чувств человека. Особенно дорого Р.Гамзатову Пушкин патриотическими и интернациональными чертами своей поэзии, о чем он с большой теплотой и восхищением говорит о статье «Стоял он дум великий полн». В конце XX века в поэзии Р.Гамзатова появляются образцы его любимых
поэтов Пушкина и Лермонтова - выступают как символы совести и чести,
высочайшей вершины человеческого духа. Это не только благ овеянная дань
памяти великим русским поэтам, что было характерно для многих произведений
дагестанской поэзии 30-х годов и последующих лет посвященных великим
русским классикам. В его произведениях нет их жизнеописания, но в них
присутствует высокий дух русских классиков, обогащающий раскрытию сложности
духовного мира современника, доискивающего до сути сложных вопросов бытия и
способствующий раскрытию новых граней исповедального характера поэзии |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|