| |||||
МЕНЮ
| Расул Гамзатовp> Поэзия и проза Гамзатова охватывает все грани жизни народов Дагестана. В центре поэтического восприятия Гамзатова - Дагестан. Он - колыбель его поэзии, его вдохновение. От него тянутся нити к самым отдаленным уголкам России , оттуда еще шире к странам и континентам планеты. Объясняя замысел многих своих произведений, созданных зарубежом или на
зарубежную тематику, их идейно-тематическую направленность, поэт пишет: «Я
не хочу все явления мира искать в моей сакле, в моем ауле, в моем В этом сплаве общенациональных и общечеловеческих мотивов видит Чингиз Знакомясь с жизнью разных стран и народов, убедила поэта, что люди всей земли живут одинаковыми заботами о мире, о хлебе и тепле. Эти мысли и заботы связывают их. В современном мире люди, где бы они не жили, не могут думать о завтрашнем дне человечества и нашей многострадальной земли. Эти мысли получают воплощение в конкретном поэтическом материале. «Поэзия Расула Гамзатова отличается масштабностью мысли. Конкретность образов и глубина обобщения - вот присущие ей качества». Каким бы явлением и фактам национальной и интернациональной деятельности он не обратился, поэт умеет вложить в этот поэтический материал заряд большого эмоционального и художественного воздействия.[45] В своей поэзии Расул Гамзатов стремится найти созвучное для людей иных
стран и языков. Обращается к большим и важным вопросам современности, и
вводит это общечеловеческое, общезначимое в дагестанскую действительность. Расул Гамзатов рассказал людям земли об удивительной республике В творчестве Расула Гамзатова прослеживаются самый разнообразный подход наследию национальной художественной культуры. Он выражен «Во- первых, в использовании традиционных поэтических жанров и видов, художественных форм для отображения новой действительности, нового человека, новой психологии. Во-вторых, существенном обновлении и введении в творческую практики прививных, но выпавших в предельном этапе литературного развития художественных форм. В-третьих, в ломке прививных эстетических представлений о природе того или иного жанра, обогащении его новыми критериями, т.е. новыми содержательными или формообразующими признаками, компонентами. В-четвертых, в введении национальную художественную систему непривычных ей жанров и видов, широко бытующих в мировой художественной практике».[46] Новое у Расула Гамзатова, как нам кажется, выражении новых черт
народного духа, каких не могла открыть поэзия его отцов. Речь идет,
конечно, не о степени таланта - среди предшественников предшественников Но общесоветское и общечеловеческое (потому что и оно богатство его
таланта) не умолили национального в его поэзии. Напротив, сделали
национальное более высоким, зорким, могущественным. Вспомним слова А.Блока: Нация, голосом которой говорит поэт, не может быть выключена из
исторической жизни. И разве восьмистишие или надписи аварской поэзии Чем шире круг раздумий, чем значимее эти раздумья, чем глобальнее география стихов Расула Гамзатова, тем с годами все охотнее прибегает он к источнику, который назвал чистым и вечным, - к горской поэтической традиции. Пролистаем «Четкий лет» горская песня, легенда, сказка, не только как одно из слагаемых, а и в первородном, так сказать, в виде вошли в книгу. Они блестяще служат замыслам поэта. У лезгин есть придание о богатыре Шарвили. Этот горский герой подобно Антею, терял силу, стоило оторваться ногам от родной земли. Шарвили был побежден, когда на месте поединка рассыпали горох и покрыли его коврами. Может быть, в наш век для поэта горох - это опасность рассыпаться в мелкотемье, а ковры - равнодушие и успокоенность? Слава богу, ни то, ни другое никогда не коснулись Расула Гамзатова. В творчестве Расула Гамзатова наряду с унаследованной кровью горской
поэзии есть и свежая плазма, вливающаяся в плод современной и советской
поэзии, рядом с проторенными дорогами дагестанской поэзии он прокладывает
новые магистрали, по которым идут поколения молодых и признанных поэтом Большой знаток и ценитель в поэзии Кавказа Н.С.Тихонов вечно подметил эту новаторскую роль дагестанского поэта: «Много до него было в Дагестане хороших и разных поэтов, и даже чрезвычайно значительных, но он принес новое в мир преображенных гор, нанял самое широкое слово для выпадения не только всего того, что говорило бы о родном аварском крае и о своих земляках, он стал поэтом новых чувств, нового человека-строителя, для которого чуждо все отжившее, обветшалое, близкое все, стремящееся в высоту, все, что украшает человека нашего времени ».[47] Р. Гамзатов один из многочисленных художников, - который пишет в широком творческом диапазоне. Он объемлет в своем творчестве почти все роды и виды искусства слова. Одни из них он унаследовал от национально- художественной традиции, другие были предоставлены опытом мирового литературного процесса. С другой стороны, в творчестве Расула Гамзатова мы встречаем как отмечает Хайбуллаев: «... обновление традиционного жанрового арсенала аварской поэзии или обогащение определенных жанров новыми качествами, которые не были им присущи в ранней, привычной, художественной практике».[48] В фольклоре народов Дагестана, да и в профессиональной литературе, широко бытовали и бытуют малые художественные формы, как четверостишие, восьмистишие, надписи, являющиеся миниатюрами. Гамзатов все чаще и чаще обращается к этим громким локаничным формам. «Говорили о том, что я пришел к жанру «восьмистишие», следуя горской
поэтической традиции. Мне трудно с этим согласится. Я начал писать
восьмистишие, потому что в них мне тогда мне удобно было высказаться. И Жанр восьмистиший и четверостиший поэта следует рассматривать как синтез многих традиционных явлений и новаторских поисков. Несмотря на глубокие исторические корни лирических миниатюр, их связь с опытом предшествующей литературой и на их вспомогательную роль в творческих замыслах поэта можно сказать, что лирические миниатюры - это поэтическое открытие Расула Гамзатова, оживление им в новых условиях традиций этого жанра. «Миниатюры - не побочный продукт или же издержки поэтического творчества, а оригинальная и вполне самостоятельная форма художественного изображения и выражение. [50] «Восьмистишие» и «надписи» составлены из блистательных миниатюр, образцы для которых поэт искал в народной речи. В них он вложил не только свой жизненный опыт, но и опыт многих поколений своего народа. Этих предельно-сжатых стихотворениях он выступает как опытный и мудрый гранильник. Чувство, воплощенное слово, встает перед нами очищенным от всего косного или лишнего».[51] В овладении жанром лирических миниатюр проявилась закономерность творческого процесса, которая точно подмечена и названа Р. Гамзатовым. Есть момент, когда границу художественного опыта прошлого незаметно проходишь в поисках нового. Сохраняя старое в себе, идешь к новому. В результате такого движения происходило обновление жанров: Напишите на своем кинжале Имена детей, чтоб каждый раз Вспыльчивые люди вспоминали То, что забывается подчас. На ружейном вырежьте прикладе Лица матерей, чтобы каждый раз С осужденьем иль мольбой во взгляде Матери смотрели бы на вас.[52] Поэт заново открыл жанр лирических миниатюр, показал его богатейшие художественные возможности, соответствующие его эстетическим запросам времени, поэтому к нему стали обращаться и другие поэты. Если восьмистишием и четверостишием, надписям можно найти аналогии и
исходные формы в народной и профессиональной поэзии аварцев, то такие
жанры, как эпиграммы сонет, сказание, утвердившиеся в творчестве Поиски новых форм, широкое внедрение их в творческую практику обусловлены индивидуальностью самого художника, его мирововидением, эстетическими представлениями, широтой творческих поисков, своеобразием поэтического мышления, интересами склонностями , профессиональным уровнем и подготовкой. Дореволюционные поэты Дагестана в лучшем случае могли опираться на традиции и достижения восточной поэзии близкой и доступной им, тогда как современному художнику доступен весь творческий опыт мировой художественной культуры, ее завоевания. Одним из жанров, вызванных к жизни более зрелым уровнем художественного мышления народов Дагестана, является сонет. Твои глаза. Я видел разными твои глаза: Когда затишье в них, когда гроза, Когда они светлы, как летний день Когда они темны, как ночи тень Когда они , как горные озера, Из под бровей глядят прозрачным взором Я видел их когда им что-то снится Когда их прячут длинные ресницы, Смягчающимися видел их, бывало, Печальными глядящими устало ... Склонившимися над моей строкой ... Они забрали ясность и покой Моих невозмутимых раньше глаз, - А я чудак, пою их сотый раз.[53] Лучшие поэты всех времен и народов со средневековья обращались к сонету. На нем проверили свой творческие возможности и поэтическую силу Поэзия Гамзатова воспринимает современный мир во всей его сложности противоречивости, она обнажает его раны, ставит жгучие для человечества проблемы и поэтому не оставляют равнодушных, приковывают внимание и интерес многомиллионных. Истинные новаторы не опровергают а продолжают лучшие традиции родной культуры углубляя и обогащая эти традиции в новых исторических условиях. На такой трудный, но плодотворный путь встал Гамзатов с самого начала своего творческого пути. Лучшие писатели всегда смотрят на мир трезво открытыми глазами потому и видят вещи такими, какими они есть на самом деле. Расул Гамзатов, чье творчество следует за лучшими традициями русской и
мировой литературы, всегда ратовал за правдивое отображение
действительности. В стихах о счастье Гамзатов изображает человеческое
счастье , которого человек добивается в непрерывных трудах и боях. В его «Стихах о счастье » воедино слились подлинно патриотические
чувства и постоянная тревога за судьбы мира. Расула Гамзатова в этих стихах
продолжает лучшие традиции революционной поэзии и в первую очередь В.В. «Стихи о счастье» Расула Гамзатова необычайно раздвинули границы его поэтической лирики . Она стала явлением мировой поэзии. [54] Гамзатов на фоне аварского национального быта сумел воспеть гостеприимство как явление общечеловеческое. Хоть дом мой в стороне Но все же сделай крюк И загляни ко мне, Мой незнакомый, друг. Полемично не только политическая, но и любовная лирика Гамзатова. В Как пишет Камиль Султанов «Молитвы нежного отношения к женщине, возвышение и воспевание ее с огромной политической силой, выраженные в любовной лирике Гамзатова, его последних по времени от стихах о любви, воплощенные в совершенной художественной форме. Знаменательно, что в гамзатовских стихах, воспевающих возвышенные чувств безграничной любви, нет слова «любовь». Поэт воспевал любовь не употребляя самого этого слова».[55] Буду я ночью осеннею длинной Молча хранит твой покой Кленом, склоненным над спящей долиной, Тихой скалой над рекой. Лирика Гамзатова коренным образом изменило представление горских читателей о лирическом жанре, научила их быть более требовательными и не принимать легковесное стихотворение за истинную поэзию. Поэзия молодого Гамзатова не могла не быть полемической. Ведь Гамзатов
пришел в литературу, как отмечал Мустай Карим, «... в годы наивысшего Заключение Рассматривая и анализируя творчество Расула Гамзатова в нашей научной
работе мы пришли к следующим выводам. Его высказывания пронизаны высоким и трепетным отношением к русской литературе, учат не только творческому подходу по опыту, но и свидетельствует о благотворном воздействии русской литературы на формирование эстетических взглядов поэта. Широкое развитие у Расула Гамзатова получают и такие формы конкретных
связей, как творческое переосмысление мотивов и образные аналогии из
отдельных произведений русских классиков, по разному отзываясь в его
творческих устремлений. Но основная суть традиций русской литературы поэзии Пушкинские традиции получают в творчестве Расула Гамзатова развитие. Пушкинские традиции через века получают новое наполнение в гамзатовском восприятии философии, бессмертия жизни, пронизанном моралью личности современной эпохи. Многие его произведения перекликаются с пушкинскими. Однако, перекличка стихами Пушкина, не повторение его темы или формы
образца лирики, а рассказ о гражданских чувствах героя нового советского
борца. Таким образом, обращение к опыту и образам великих гениев русской
литературы обогащает художественное видение дагестанским поэтом времени и
приближает их к нашей современности. Национальная культура дал ему энергию и силу для дальнейшего творческого взлета. Гамзатов по достоинству оценил творчество каждого дореволюционного поэта, определил его вклад в развитии национальной культуры. И на основе всего этого он создал довольно сложную картину развития литератур народов Дагестана. И в то же время он , раскрывая свое отношение к культурному наследию предков, объясняет, что он мог черпать из него, что он приобрел, что продолжил от чего отказался, в какой области пришлось продолжить новые пути. Литературоведческие и критические работы позволяют ему повести читателей в свою творческую лабораторию и показать «чудо рождение песенного слова». Расул Гамзатов отобрал все лучшее от своих предшественников, продолжил дополнение и обновил традиции дагестанских классиков. Лирические начала Расул Гамзатов унаследовал от легендарного
аварского поэта - певца-поэта, творившего в конце XIX века Махмуда из Кахаб- Расул Гамзатов позаимствовал и соединил в своем творчестве романтические традиции лирики Махмуда из Кахаб-Росо и реалистические тенденции своего отца и наставника Гамзата Цадасы. 3. Расул Гамзатов определяет значение новаторства так: «Искусство чуждо новаторство. Это все выдумано. Не потерять того , что создано Пушкиным и Махмудом, - вот суть новаторства».[58] Поэзия Расула Гамзатова отличается масштабностью мысли. Новое Расула Он обновил жанры поэзии: восьмистишие, четверостишие, надписи, эпиграммы, сказания и т.д. Такие жанры литературы, как сонет, эпиграмма, сказания ,
утвердившиеся в творчестве Расула Гамзатова являются жанрами новыми и
необычными для поэзии народов Дагестана. Впервые в дагестанской литературе Расул Гамзатов обращается к форме
сонет, позаимствовав у европейской литературы. Творчество Расула Гамзатова
является сконцентрированным выражением потенциала духовной культуры народов В советскую многонациональную культуру творчества Расула Гамзатова вошло еденным могучим потоком, представляя собою широчайшую панораму человеческой жизни, обращенную в слове, звуке, цвете, материале. Расул Гамзатов - поэт и общественный деятель. Он достойно представляет нашу многонациональную литературу зарубежом. Его поэзия воспринимает современный мир во всей его сложности, противоречивости. Он ставит в своем творчестве волнующие человечества проблемы. Расул Гамзатов был и остается любимым поэтом всего мира. Его поэзия как и великого русского поэта Пушкина останется всегда актуальной и никогда не потеряет своего значения. Библиография 1. Буков К. Расул Гамзатов: 70 лет. Махачкала: 1993, с.24. ----------------------- [11] Гамзатов Р. Верность таланту. [13] А.С.Пушкин. Сочинения. Т.1. Москва, 1985, с.352. [16] Мусаханова Г.Б. Традиции русской литературы и поэзия Расула [34] Гамзатов Р. Берегите матерей. М.: Советская Россия, 1983, с.163. [38] Гамзатов Р. Поэмы. Собранные сочинения в 3-х томах. Т.2. М.: 1969,
с.150. [56] Мустай Карим. Жизни суть. «Литературная газета», 15 ноября 1962. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|