реферат, рефераты скачать
 

Система ценностей в пословицах и поговорках русского народа


p> Вторая группа пословиц рассматривает понятие «чужбина» как антипод понятию «Родина», например: «Чего не знаешь, туда и не тянет», «На чужой стороне и весна не красна. Наша весна красным красна», «В чужом месте что в лесу. Чужая сторона дремуч бор», «На чужой стороне и сокола зовут вороною»,
«Сторонушка и не дальняя, да печальная», «Чужая сторона – мачеха. Чужбина не по шерсти гладит», «Родимая сторона – мать, чужая – мачеха», «Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив»; говорит о том, как тяжело жить на чужбине, например:

«Скучно Афонюшке на чужой сторонушке»,
«На чужбинке, словно в домовинке (и одиноко и немо)», «Горе в чужой змеле безъязыкому», «На чужбинке – и то божий дар (всё божий дар)», «Жил-был молодец; в своей деревне не видал веселья, на чужбину вышел – заплакал»,
«Научит горюна чужая сторона (и вымучит и выучит)», «На чужбине и собака тоскует. Чужбина слезам не верит»; однако пословицы отмечают и вынужденность жизни человека на чужбине, например: «В какой народ придёшь, таку и шапку наденешь», «Где дуракова семья, тут ему своя земля», «И за рекой люди живут», «И за горами люди», «В своей земле никто пророком не бывает (не бывал)», «Где ни жить, только бы сыту быть», «Хоть в Орде, да в добре (только бы в добре)».

Третья группа пословиц констатирует непредсказуемость характера человека, не позволяющего ему всегда жить на своей Родине, например: «Дома сидеть – ничего не высидеть», «Под лежач камень и вода не течёт», «Сокол на одном месте не сидит, а где птицу видит, туда и летит», «Людей (на людей) поглядеть и себя показать», «И кулик чужу сторону знает. И журавль тепла ищет», «Пойду туда, где про меня рожь молотят. Куда глаза глядят», «Одинку
– где хлеб, там и угол. Одинокому – везде дом»; говорят о том, что Родина, там где тебе комфортно, например: «На одном месте и камень мохом обрастает», «Город затейный: что ни шаг, то съестной да питейный», «Леса да земли – как корову дой», «Степь лесу не лучше. В степи просто, в лесу угодье», «Полетели за море гуси, прилетели тож не лебеди (прилетели ничем не хуже)». Пословицы призывают человека жить в том месте где родился, любить и защищать его, например: «Где жить, тем и слыть», «Хвали заморье
(чужую сторону), а сиди дома!», «Незачем далеко, и здесь хорошо. Зачем далеко, и здесь хорошо», «С родной (родительской) земли – умри, не сходи!»,
«Ищи добра на стороне, а дом люби по старине», «Не бери дальнюю хваленку, бери ближнюю хаянку!», «Где сосна взросла, там она и красна».

Четвёртая группа пословиц рассматривает деревню и город, жизнь в них.
С насмешкой говорит о деревне, например: «Деревня большая: четыре двора, восемь улиц», «Шуми деревня: четыре двора, двое ворот, одна труба», «Это село черт в кузове растрёс», «Словно черт из кузова насеял»; в то же время осуждая город, например: «Без денег в город – сам себе ворог», «Хорош город домами, да плох головами»; говорит о тяжёлой, нищенской жизни в деревне, например: «Это село клином свело. Село, что животы подвело», «Стоит деревенька на горке, а хлеба в ней ни корки», «Жить в деревне – не видать веселья», «Всем деревня не выйдет: вода близко, ин лес далеко»; а так же о том, что трудом крестьян живёт не только деревня, но и город, например:
«Грибы растут в деревне, а их и в городе знают».

Слово «Родина» и его синоним «отечество» активно функционируют в детской речи, а вот понятие «чужбина» можно услышать крайне редко. В течение всей жизни пословицы и поговорки помогают человеку жить, работать, отдыхать, помогают принимать решения, а также бороться с врагами, как показано выше на примерах. По своей специфике фольклор является самой демократичной формой искусства, и при любых обстоятельствах – мир ли на земле или война, счастье или горе, фольклор остаётся устойчивым, а также активным. Мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.

Рассмотрим пословицы о труде, отражённые в сборнике Даля в разделе
«Работа – праздность», включающем 490 пословиц, что составляет около двух процентов всех паремий. В словаре Даля работа описана так, «робить, делать, трудиться, производить что руками, телесной силой и умственной; упражняться, заниматься чем; образовать что, трудиться над чем, потеть, стараться». (25,Т.3, с.448). Синонимы слова «работа» - труд, занятие, дело, упражнение, деятельность, служба.

Пословицы о труде так же, как и многие другие пословицы включают оценочный предикат, который дает аксиологическую оценку или деонтическую оценку. Иногда аксиологическая оценка может вступать в противоречие с деонтической. Явление, которое оценивается будто бы положительное, с точки зрения идеальных представлений оказывается несоответствующим идеалу: «Стол поставят, так и работать заставят», «Нем, да своё ем; а речист, да плечист
– голодный сидит», «Ретивая лошадка недолго живёт», «Пиво с квасом (с кислотой), лошадь с запинкой да человек с ленцой два века живут». Нужно отметить, что понятие «работа» в национальном сознании – абсолютная ценность, соотнесена с положительно маркированным оценочным предикатом: «Не потрудиться, так и хлеба не родится (не добиться)», «Покуда цеп в руках, потуда и хлеб в зубах», «Муравей не велик, а горы копает», «Дело учит, и мучит, и кормит». В онтологическом плане отсутствует релятивизм в противопоставлении «работы» и «праздности»: «Труд человека кормит, а лень портит», «Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто», «Работе время, а досугу час. После дела и гулять хорошо». В реальной жизни бывает, что труд не приносит радости, удовлетворения, а ассоциируется с разочарованием, болезнью: «Не столько богачей на свете, сколько горбунов (т.е. сутулых)»,
«И с топора не богатеют, а горбеют», «От работы не будешь богат, а будешь горбат».

Пословицы, связанные с понятием «работа», в сборнике Даля можно разделить на 3 группы: пословицы, характеризующие «работу» в бытийном плане; пословицы, говорящие о реальной жизни, в которой существует и работа, и праздность; пословицы, ориентирующие человека в жизни. Пословицы первой группы прямо говорят о значимости работы для жизни каждого человека, например: «На ниве потей, в клети молись, с голоду не помрёшь», «Хочешь есть калачи, так не сиди на печи!», «На бога уповай, а без дела не бывай»,
«Гребень (прялка) не бог, а рубаху даёт», «Работай до поту, так поешь в охоту. Ешь хлеб в поте лица!», «В поле серпом да вилой, так и дома ножом да вилкой», «Без труда не вынешь и рыбку из пруда», «Не тёрши, не мявши – не будет калач», «В поле Маланья не ради гулянья, а спинушку гнёт для запаса вперёд», «Кто не ленив пахать, тот будет богат», «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится», «Работа – лучший приварок. По работе еда вкусней»,
«Не сиди сложа руки, так не будет и скуки!»; определяют «работу» как жизненно важную потребность человека, говорят о том, что всякое дело требует усилий и без усилия, старания никакого дела не сделаешь, например:
«Дело не малина, в лето не опадёт. Дело не голуби, не разлетятся», «Работа не чёрт, в воду не уйдёт», «Дело не медведь, в лес не уйдёт», «Глаза глядят
(страшат), а руки делают», «За один раз дерева не срубишь», «Не отрубить дубка, не надсадя пупка», «Посеяно с лукошко, так и вырасло немножко»,
«Богу молись, крепись да за соху держись!», «Вполплеча работа тяжела: оба подставишь – легче справишь»; осуждает плохую работу, праздность и лень, например: «Праздность – мать пороков (переводная)», «От нечего делать и таракан на полати лезет», «Без дела жить – только небо коптить», «Из лука – не мы, из пищали – не мы, а попить, поплясать – против нас не сыскать»,
«Бить баклуши», «Мух бить. Меледу меледить. Влапоть звонить», «Сидит Елеся, ноги свеся», «Ленивый и могилы не стоит», «Пряди, девица, не ленись, по лавкам не тянись!», «Лень мужика не кормит», «На полатях лежать – ломтя не видать», «На чужую работу глядя, сыт не будешь», «Делать как-нибудь, так никак и не будет».

Вторая группа пословиц рассматривает понятие «праздность» как антипод понятию «работа», например: «Труд человека кормит, а лень портит», «Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя глаза продирает», «Где работно, там и густо, а в ленивом дому пусто», «Что напрядёшь, то и протрясёшь», «Горька работа, да хлеб сладок. Сладкая ежа не придёт лежа», «Работа черна, да денежка бела», «Ни на какое дело не называйся и ни от какого дела не отказывайся!», «На дело не набивайся и от дела не отбивайся!»; говорит с насмешкой о лени и лентяях, например: «Видывали мы сидней (безногих), поглядим на лежня», «Замерзла тётка, на печи лёжа (свинья дверь растворила, а ей лень было сойти да притворить)», «Семеро одну соломинку подымают»,
«Хочется есть да не хочется лезть (в подполье)», «Проглотить-то хочется, да прожевать лень», «Ему дай яичко, да ещё и облупленное», «Работает, как ребёнок, а ест, как детина», «Чисто мои жнецы жнут, что из печи подают»,
«Лень, отвори дверь, сгоришь! – Хоть сгорю, да не отворю», «Девушка Гагула села прясть, да и заснула», «Швея Софья – на печи засохла (соня, сонливая)», «Чай ты устал, на мне сидя?», «Шила и мыла, гладила и катала, пряла и лощила (а всё языком)»; но в то же время и не осуждает отсутствие рвения к работе, например: «Кто долго спит, тому бог простит», «Больше спишь – меньше грешишь. Кто спит – не грешит», «Кто пьёт, тот и спит; а кто спит, не грешит», «Рано вставать – некогда пировать», «Нам бы так пахать, чтоб мозолей не набивать», «От трудов своих сыт будешь, а богат не будешь»,
«Худая стоянка лучше доброго походу (солдат.)», «Что дело, дело не сокол – не улетит», «От трудов праведных не нажить палат каменных», «Поел казак да и на бок, оттого казак и гладок».

Третья группа пословиц констатирует грешную природу человека, не позволяющую ему всегда быть трудолюбивым, жить праведным трудом, всегда поступать по совести, например: «Пойду погулять, на белый свет позевать»,
«Пилось бы да елось, да работа на ум не шла», «Всех работ не переработаешь», «У бога дней впереди много: наработаемся», «Я ещё в пелёнках, а лень моя была уж с телёнка», «В красный день прясть ленно»,
«Легко добыто, легко и прожито. Легко пришло, легко и ушло», «Как ни мечи, а лучше на печи. От безделья и то рукоделье», «На работу позадь последних, на еду наперёд первых», «Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать»; говорят о том, что о человеке судят по его делам, например:
«После хлеба, после соли отдохнуть часок, так завернётся сала кусок да лени мешок», «Пролениться – и хлеба лишиться. Ел бы да пил – вот моё дело»,
«Такой работящий, что помер с кочедыком в руках», «Ленивый к обеду, ретивый к работе», «О добре трудиться, есть чем похвалиться», «Не пугай молодца работой, а сыпь ему молу (т.е. молоть)», «Так работаем, что недосуг носу утереть», «Что Машка напряла, то мышка скрала», «По работе и работника (и мастера) знать», «Как скроишь, так и тачать станешь», «Как шьётся, так и порется (и носится)», «Дома не лежу, а в людях не стою». Пословицы призывают человека отдыхать не думая о деле только после того, как оно закончено, например: «Мешай дело с бездельем, проживёшь век с весельем
(или: с ума не сойдёшь)», «Шевелись, работай – ночь будет короче (т.е. хорошо уснёшь)», «Работать – день коротать; отдыхать – ночь избывать»,
«Работе время, а досугу час. После дела и гулять хорошо», «Гуляй, да дела не забывай (а дело знай)! Молодец, гуляй, да сам себя знай!», «Девушка, гуляй, а своего дела не забывай (а дело помни)!», «Гулять, девушка, гуляй, а дельца не забывай (а дельце помни)!», «Полно балы точить, пора голенища строчить», «Гулять гуляй, да не загуливайся!».

Слово «работа», его синонимы, а так же антоним «лень» активно функционируют в речи, а вот антоним «праздность», который употребляет Даль в своём сборнике, сейчас уже не употребляется в речи. Нам необходимо воспитать в ребёнке определённые нравственные качества: любовь и уважение к трудовому человеку, нетерпимость к проявлениям тунеядства, лени, попыткам увильнуть от труда. Народ всегда заботился о том, чтобы молодое поколение овладевало рядом профессий, каждый становился «мастером на все руки».
История сохранила для нас бесценный опыт вооружения молодого поколения разнообразными трудовыми умениями и навыками. Народ ясно представлял себе, что овладение трудовыми навыками требует времени и усилий, поскольку есть такие вещи, которые не сделаешь пока не выучишься, но есть и такие вещи, которые надо сделать чтобы выучиться.

Выводы по 1 главе.

1. Ценности – это продукт культурных процессов, так как вне человеческих отношений они не имеют смысла.
2. Понятия «добро», «Родина», «дружба», «труд» маркируются в сознании представителя русского этноса положительной оценкой; понятия «зло»,
«чужбина», «недружба», «вражда», «лень», «тунеядство» - отрицательной.
3. Пословицы и поговорки являются «авторитетными» текстами, определяют духовные и мировоззренческие ценности общества и личности. Они являются устоявшимся элементом устной народной речи, обладают определёнными признаками, позволяющими дифференцировать их среди других разговорных форм, а также выявить существенные сходства и различия между ними.
4. В.И. Даль, являющимся первым исследователем и собирателем пословиц и поговорок, создал непревзойнённое произведение – сборник русских народных пословиц, который является богатейшим и полнейшим кладезом народной мудрости, работа с которым обогащает человека не только знаниями, но и духовно приобщает, единит с национальными корнями, с мыслями наших предков, с народной жизнью. Сборник должен являться неотъемлемой частью уроков чтения в начальных классах как при изучении раздела «Устное народное творчество», так и при изучении других разделов.

Глава 2. Экспериментальное исследование дидактических условий эффективного формирования системы ценностей на материале пословиц и поговорок русского народа.

1. Состояние проблемы исследования в школьной практике.

«Ценность» - одно из ключевых понятий современной общественной педагогической мысли. Ценности, действующие в любом обществе: это доброта, милосердие, готовность помочь попавшему в беду, скромность, мужество, справедливость, а отсюда и более глобальные ценности: Жизнь, Красота,
Человек, Труд, Познание, Добро.

Вхождение в учебную социальнозначимую и оцениваемую деятельность ставит первоклассника перед необходимостью считаться с другими людьми, усваивать нормы и правила общественной морали и руководствоваться ими в своём поведении. Существуют различные пути формирования нравственных ценностей в учебном процессе: через учебное содержание, методы, формы организации учебной работы (парная, групповая, индивидуальная; урок – экскурсия, урок – игра, урок – опыты и т.д.), через характер общения учителя и учащихся, через общение детей между собой. Формируя личность маленького ребёнка мы должны чаще обращаться к тысячелетиями накопленному опыту русского народа, к пословицам и поговоркам «…ничем нельзя так ввести дитя в понимание жизни, как объясняя ему значение народных пословиц…».
(9,с.12). Этого взгляда придерживались выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский,
Л.Н. Толстой и многие другие. Всё самое лучшее собрано в народном фольклоре, но осознают ли это педагоги сегодняшнего дня?

Задавшись этим вопросом мы провели анкетирование среди учителей и учеников ряда школ Дорогобужского района Смоленской области. Среди вопросов, предложенных учителям, были следующие:

1. На каких уроках вы выделяете специальное время для работы над нравственными вопросами, опираясь на тексты пословиц и поговорок?

2. С трудностями какого характера – методического или психологического – вы при этом сталкиваетесь?

3. Как вы оцениваете значение пословиц и поговорок, их влияние на формирование и развитие нравственных ценностей у учащихся?

4. Должен ли современный человек использовать в своей речи пословицы и поговорки?

5. Как вы считаете, нужно ли разнообразить тематику пословиц и поговорок, изучающихся на уроках чтения? Если да, то какие бы темы вы добавили?

6. Как вы считаете, какой УМК отводит существенное место работе над формированием нравственных качеств личности на основе материала пословиц и поговорок?

От учеников требовалось ответить на вопросы:

1. Определить значимость каждого понятия для себя и поставить цифры от 1 до 6.

Доброта трудолюбие

Родина красота справедливость дружба

2. Какие качества личности ты хотел бы сформировать в себе?

3. Когда так говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь»?

4. Объясни пословицу «Сам с воробья, а сердце с кошку».

5. Как ты понимаешь «Нет друга так ищи: а нашёл, так береги»?

6. Объясни пословицу «Родимая сторона – мать, чужая мачеха».

7. Объясни пословицу «Труд человека кормит, а лень портит».

Обработка анкетных данных показала следующее: учителя осознают важность влияния пословиц и поговорок на развитие и воспитание ученика. В то же время используют их преимущественно в качестве материала для уроков чтения, что свидетельствует об одностороннем понимании роли пословиц и поговорок. Вызывают тревогу ответы некоторых учителей, отрицающих необходимость использования в речи пословиц современным человеком: «Это совершенно ненужное занятие». Не в этом ли одна из причин появления и распространения нецензурных выражений, «заменивших» краткую и точную пословицу? Радует, что такие ответы единичны. Многие педагоги считают, что тематику пословиц нужно разнообразить, добавив такие темы, как «добро»,
«справедливость», «здоровье». Существенное место в работе над формированием нравственных ценностей на материале пословиц и поговорок отвели учителя УМК по традиционной системе и УМК «Начальная школа сегодня и завтра». Ответы учащихся обнадёживают, для них значимы понятия: доброта, Родина, дружба.
Многие учащиеся хотели бы сформировать у себя такие качества личности, как
– правдивость, доброта, справедливость, честность и т.д. Дети понимают, какие требования предъявляются к дружбе, к другу, что поступать нужно так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Высока себестоимость понятия
«Родина», все понимают, что в будущем наша задача не только любить её, но и защищать. Трудолюбие, отмечают как положительное качество личности, которое помогает человеку жить в обществе. Ребята понимают назначение пословиц, хотят знать и употреблять их в речи, что подтверждает слова К.Д. Ушинского:
«Пословицы и поговорки, сами дыша жизнью, пробуждают к жизни и семена родного слова, всегда коренящиеся, хотя и бессознательно, в душе ребёнка».
(65, с.297-298).

Отсюда напрашиваются выводы: необходимо возродить былое значение пословиц и поговорок. Обратить особое внимание на их воспитательную значимость, их нравственную ценность при формировании и развитии личности ребёнка. В связи с этим мы решили проанализировать УМК по традиционной системе и УМК «Начальная школа сегодня и завтра» – учебники по чтению и русскому языку.

2. Методика работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения и русского языка по традиционной системе.

В объяснительной записке к программе «Литературное чтение в начальных классах» говорится, что «...новый курс призван ввести ребёнка в мир художественной литературы и помочь ему осмыслить специфику словесного искусства, его образность». Под эту программу был разработан цикл новых учебников по чтению, в котором достаточно широко представлены пословицы и поговорки. Среди этих учебников, их три, книга первая - это окно в мир для первоклассников. Первым разделом является раздел «Устное народное творчество». Изучение раздела предусмотрено на четырнадцати уроках 2 класса (1 - 4). Специальный урок отводится на изучение темы «Пословицы и поговорки», как особого жанра в разделе «Устное народное творчество». В учебнике предложена тематическая классификация пословиц, как более простая и доступная младшему школьнику. Пословицы и поговорки представлены в пяти тематических группах: о Родине, об умении и трудолюбии, о лени и нерадивости, о дружбе, о природе. Эти 5 подборок позволяют показать детям, что каждая из пословиц и поговорок может быть отнесена к определённой теме, состав отобранных пословиц позволяет организовать работу над такими понятиями, как отличительные черты пословиц и поговорок, их образный строй, смысловая направленность, художественные особенности. Пословицы и поговорки вынесены на форзац учебника, как материал активизирующий внимание и умственную деятельность учащихся. В учебнике тщательно подобраны пословицы и поговорки к текстам, которые отражают или основную мысль произведения, например: рассказ Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек» - «Кто родителей почитает, тот во век не погибает», русская народная сказка
«Петушок и бобовое зёрнышко» - «Друзья познаются в беде», «Доброе братство дороже богатства»; или характер героев, например: русская народная сказка
«Лиса и тетерев» - «На языке медок, а на уме ледок», нанайская сказка
«Айога» - «Личиком беленек, да душой черенек». Это помогает формированию такого важного навыка как умения применять пословицу или поговорку в нужном месте в соответствии с определённой ситуацией. Прочитав пословицу или поговорку дети объясняют почему она подходит к произведению, учатся осмысливать содержание, а так же формируют умение использовать их в разговорной речи. В обобщающих вопросах так же множество заданий направленных на работу с пословицами и поговорками, например:

1. Как ты понимаешь пословицу: «Чтобы рыбку съесть, надо в воду влезть»?

Вспомни случай, когда можно было бы её употребить. (17, с.18)

2. Пословицы «рассыпались». Собери их. (17, с.45)

3. Прочитай рассказы Л.Н. Толстого. В чём смысл каждого рассказа и как он отражён в пословице? (17, с.45-46)

4. Знаешь ли ты поговорку: «Остаться у разбитого корыта»? как ты думаешь, откуда она появилась? (17, с.120)

5. Выпиши в свою тетрадь слова из басен И.А. Крылова, которые употребляются как пословицы. Приведи примеры из жизни, когда можно употребить эти пословицы (17, с.122)

6. К какому произведению А.Л. Барто подходит пословица: «Ласковое слово – что вешний день»? (17, с.218)

7.С какими произведениями можно соотнести следующие пословицы:

Вежливости открываются все двери.

Красив тот, кто красиво поступает.

Словами и туда и сюда, а делами – никуда.

Храбрый не тот, кто страха не знает, а кто узнал и навстречу ему идёт.

Остёр на язык, а к делу не привык. (18, с.34)

Аналогичная работа предусмотрена и в учебнике «Родная речь» книга 2.
Хотя количество пословиц и поговорок несколько уменьшается, но их количество достаточно для проведения полноценной работы над ними. Они снова вынесены на форзац учебника, но отдельно вынесенного этого жанра «Устное народное творчество» - нет. В этом классе работа с пословицами и поговорками проводится в основном на уроках обобщения и закрепления по изученным разделам, например:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.