| |||||
МЕНЮ
| Система ценностей в пословицах и поговорках русского народаp> В пословице проявляется стремление нравственно-этически воздействовать на слушателя, показывая, что можно, чего нельзя, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно, то есть пословица характеризует явление и даёт ему оценку. Важно, чтобы дети это качество уловили, пусть даже на интуитивном уровне: Делу - время, потехе - час. Труд кормит, а ленъ портит. Мал золотник, да дорог. Красота приглядится, а ум пригодится. Хочешь стать орлом, а трясешься как курица перед насестом. Не спеши языком, торопись делом. Н. Ф. Бунаков, ученик К. Д. Ушинского, высоко ценил народную поэзию и
считал, что в пословице важно понимание общего смысла, она кратка и не
обильна словами и поэтому её смысл охватить легче, чем длинного рассказа. Труд кормит, а что же лень? Ученье свет, а неученье что? Поговорка цветочек, а что же пословица? Готовь сани летом, а что ж зимой? Дружно не грузно, как же врозь? 1. За (какой?) головой, как за каменной стеной.. Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой. 2. (Какое?) слово, что весенний день. Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее. 3. (Какая?) книга - лучший друг. Слова: хорошая, полезная, умная, содержательная, интересная, занимательная, поучительная. 4. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь. Слова: прочную, крепкую, хорошую. Говоря о содержательной стороне пословиц, подчеркнём, что это высоконравственный жанр: пословицы утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают зло, ложь, глупость, лень, спесь, вражду. Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора
материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию
пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного
материала нравственные качества личности, образное мышление детей,
формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить
радость познания красоты родного языка, и для этого мы отбираем прежде
всего те пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского, Количество пословиц, которые можно давать детям за один урок,
установлено и теоретически, и экспериментально - их не может быть более 7- Выводы по 2 главе. 1. Обоснование необходимости использования пословиц и поговорок в процессе обучения дано в работах великих русских педагогов К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого и являются в наши дни методической основой их использования. 2. Систематическая работа над смыслом пословиц и поговорок, используя различные способы их анализа, позволяет развивать мышление учащихся, воспитывать нравственные качества в каждом ребёнке, развивать и обогащать речь. 3. Различные учебные пособия уделяют внимание вопросу изучения пословиц и поговорок на уроках чтения и русского языка, но в разной степени. 4. Наиболее полно материалы для работы над формированием нравственных качеств личности на материале пословиц и поговорок представлен в учебниках по чтению (авторы Г.В. Голованова, В.Г. Горецкий, Л.Ф. Климанова), по русскому языку (автор Т.Г. Рамзаева) -традиционного курса обучения. В учебниках чтения данной программы предусмотрены специальные уроки по данной теме с последующей отработкой материала в ходе выполнения различных заданий к текстам. 5. В учебниках по чтению вариативной программы «Начальная школа сегодня и завтра» (автор Л.А. Ефросинина), по русскому языку (авторы А.О. Евдокимова, С.В. Иванова и другие) пословицы и поговорки представлены в достаточном объёме. И хотя структура учебников по этой программе значительно отличается от традиционной, вопросу изучения пословиц и поговорок, употреблению их в разговорной речи, нравственному воспитанию учащихся уделено большое внимание. 6. Ведущим направлением в работе над пословицами и поговорками на уроках чтения и по традиционной, и по вариативной программам является работа над смыслом, т.е. восприятием обобщённо - метафорического образа, в них заключённого, и конкретизация его на основе имеющегося у школьников жизненного и читательского опыта. 7. Эта работа должна строиться с учётом возрастных особенностей детей, с постепенным наращиванием трудности заданий и доли самостоятель-ности в их решении. 8. Использование разнообразных приёмов в работе над пословицами и поговорками, позволяет сделать эту работу интересной и наиболее эффективной для формирования нравственных качеств каждого ребёнка. Заключение. Изучив состояние данной проблемы в теории и практике, выявив воспитательную ценность пословиц и поговорок, ознакомившись с наиболее эффективными приёмами и методами работы с ними на уроках чтения и русского языка в начальных классах, можно сделать следующие выводы: 1. Ребёнок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребёнка всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл. 2. Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование на уроках сегодня, когда ведущим направлением работы школы стала гуманизация процесса обучения, введение ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной культуры. 3. Выдвинутая нами гипотеза о том, что при использовании пословиц и поговорок на уроках чтения и русского языка, благодаря работе, проводимой над ними, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания, добросовестности и трудолюбия учащихся подтвердилась. 4. Содержание различных учебных программ по чтению и русскому языку позволяет в разной степени организовать работу с пословицами и поговорками. Наиболее соответствуют этой задаче традиционные учебники по чтению (авторы М.Ф.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова) и русскому языку (автор Т.Г.Рамзаева); учебники по чтению (автор Л.А.Ефросинина) и русскому языку (авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и другие) курса развивающего обучения «Начальная школа сегодня и завтра». 5. Несмотря на давние традиции, методически вопрос работы с пословицами и поговорками на уроках чтения и русского языка разработан недостаточно и в традиционной программе, и в программах развивающего обучения. В школах преобладает работа над смысловым содержанием пословиц и поговорок, в большей степени на уроках чтения и в меньшей степени на уроках русского языка и других, недостаточно отрабатывается навык использования этого жанра в речи учащихся. 6. Устранить отмеченные недостатки в работе с пословицами и поговорками поможет введение в практику работы учителей разнообразных приёмов и методов работы, учёт возрастных особенностей детей, постепенное увеличение доли самостоятельности, использование сборников пословиц и поговорок русского народа. Это позволит сделать работу более увлекательной для детей и повысит уровень усвоения материала по данной теме, повысить воспитательные возможности пословиц и поговорок. 7. Мы думаем, что возможности этого учебного материала ещё не исчерпаны, так как воспитательное воздействие пословиц и поговорок на детей очень велико, ведь пословица «вездесуща, всё знает и обо всём имеет своё собственное народное конечное суждение». (12, с.8). Список использованной литературы: 1. Аникин В.П. К мудрости ступенька.- М.: Детская литература, 1988.- С.175. 2. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт. – М., 1988. – С.200. 3. Барли Н. Структурный подход к пословице. // Паремиологические исследования. М.: «Наука», 1984.- С.214. 4. Бегак Б. Пословица не мимо молвится. // Дошкольное воспитание.- 1985.- №9.-С.54-56. 5. Беседы с учителем. Первый класс начальной школы. Под ред. Н.Ф. Виноградовой и Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 1998. – С.240. 6. Беседы с учителем. Второй класс начальной школы. Под ред. Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 1999. – С.320. 7. Беседы с учителем. Третий класс начальной школы. Под ред. Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2000. – С.384. 8. Беседы с учителем. Четвёртый класс начальной школы. Под ред. Л.Е. Журовой.- М.: Изд. центр «Вентана – Граф», 2001. – С.480. 9. Борисенко И.В. Методические уроки К.Д.Ушинского. // Начальная школа.- 1994.-№3.- С.12. 3, С.68 - 69. Просвещение, 1963 г. – С.120 . 1993. – С.142 16. Голованова Г. В. О новом цикле учебников по чтению «Родная речь» для начальной школы. // Начальная школа, 1993, № 7, С. 7 - 15. 17. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.1.Ч.1.- М.: Просвещение, 2001.-С.224. 18. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.1.Ч.2.- М.: Просвещение, 2001.-С.254. 19. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.2.Ч.1.- М.: Просвещение, 1995.-С.240. 20. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.2.Ч.2.- М.: Просвещение, 1995.-С.240. 21. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.3.Ч.1.- М.: Просвещение, 2001.-С.255. 22. Голованова М.В. и др. Родная речь. Учеб.для учащихся нач. шк. В 3 кн. Кн.3.Ч.2.- М.: Просвещение, 2001.-С.208. 23. Горецкий В.Г., Федосова Н.А. Русский язык: учеб.–тетр. для 1 кл. четырёхлет. нач. шк. – М.: Просвещение, 2000.-С.127. 2003, - С.616 . 1955. 1998.- С.224. Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.56. Рабочая тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2003.- С.56. Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.96. Рабочая тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2000.- С.96. Рабочая тетрадь №1. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.96. Рабочая тетрадь №2. – М.: Вентана – Граф, 2001.- С.96. С.144. С.144. 2000.-№5.-С.20-22. Методическое пособие. – Псков: ПОИУУ. 1994,С.З-51. Дрофа, 2001.- С.208. Дрофа, 2002.- С.256. Дрофа, 2003.- С. 256. 2001 года).- Смоленск: СГПУ, 2002.- С.290. 141. Ред. М.М. Мендельсон, В.Ф. Саводник. М., 1936, Х||, С.665. 1991 г., № 7, с. 44. Начальная школа, 1993 г., № 3, с. 17 - 19. Смоленск, 20-21 мая 2003 года. – Смоленкс: СГПУ, 2003.- С.168. Приложение 1. Фрагмент конспекта урока чтения по традиционной системе во 2 классе на тему: «Загадки, пословицы, поговорки». (17, с.15-18). Цели: 1) продолжить работу над жанрами устного народного творчества; учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках; работать над формированием нравственных ценностей у детей; 2) развивать сообразительность, умение рассуждать, сравнивать; 3) приобщать к богатствам народного языка, воспитывать культуру общения. Ход фрагмента урока: 1. Работа с пословицами: 1) Рассказ учителя: «Ответы на все случаи жизни есть у пословиц и поговорок русского народа. Горе у тебя, радость ли – на всякие переживания даст разумный совет, наставление, утешение или развеселит пословица. Никто не знает, когда возникли пословицы и поговорки. Несомненно лишь одно: они пришли из далёких времён. Русские пословицы – крылатая мудрость народа. В них выражен народный опыт, наблюдения, это своеобразный учебник жизни, так как они помогают оценить свои поступки и действия других людей». 2) Чтение пословиц: (прочитав пословицу учитель спрашивает детей) Создание - Мне она тоже очень понравилась. Вот только, я не поняла, проблемной почему здесь написано, что «поговорка – цветок, пословица - ситуации: ягодка»? Что значит слово «цветок»? (У растений появляются красивые цветы.) - Значит поговорка это что-то красивое? - А, можем ли мы сказать по отдельному цветку какой из него вырастет плод? (Нет.) - О пословице сказано, что она ягодка. А что значит слово «ягодка»? (Ягодка – это плоды земляники, смородины) - Давайте прочитаем ещё несколько определений пословицы, которые ей дал сам народ. - Как вы думаете, почему «пословица недаром молвится»? (Она нужна людям. Она помогает понять главное. В ней есть оценка хорошему и плохому.) - Как вы понимаете эти пословицы? (Нужно защищать свою Родину. Наши деды отдавали жизнь за Родину). - Согласны ли вы с этими пословицами? - Когда может употребляться каждая из них? (Когда говорят о смелых и решительных людях, которые любят сою Родину, как родную мать). - Как вы относитесь к тому месту, где родились и выросли? (Я родился в деревне и сейчас здесь живу, я люблю свою деревню). б) – Прочитаем пословицы о дружбе (аналогичная работа). - Каким должен быть настоящий друг? (Настоящий друг – это человек, который тебя понимает, поддерживает в трудную ми- нуту, помогает). в) – Прочитаем пословицы об умении и трудолюбии. (аналогичная работа). - Как вы оцениваете свой труд, помогаете ли вы родителям, друзьям? Как? (Я помогаю маме – мою посуду, подметаю пол. Когда меня о чём-то просят старшие, то я всегда стараюсь сделать это как можно лучше). - Как вы думаете, почему так много пословиц посвящено в учебнике умению и трудолюбию? (Труд - очень важен в жизни людей. Труд всегда ценили. И наши родители работают). г) – Прочитайте пословицы о лени и нерадивости. (аналогичная работа). - Кто такой лентяй? (Человек, который ничего не хочет делать, не помогает маме и папе, а всё время играет или смотрит телевизор). д) – Прочитайте пословицы о природе (аналогичная работа). Приложение 2. Фрагмент конспекта урока чтения по традиционной системе во 2 классе на тему: «Обобщение по разделу: «Устное творчество русского народа». Урок 1. (17, с.43-50). 2) развивать литературный вкус и логическое мышление; 3) воспитывать интерес и любовь к творчеству народа. Ход фрагмента урока: 1. Игра «Собери пословицу». - Восстановите исходный текст. на доске: Не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами. (Записываем версии детей: Не изба, а красна углами, красна пирогами. Не пирогами изба красна, а углами. Не красна изба углами, а красна пирогами – исходная пословица. Не отбрасываем ни один из полученных вариантов, обсуждаем каждый из них.) - Почему именно третий вариант остался в памяти народной? - Как вы понимаете слово «красна»? (Это значит красивая. Приятно придти в тот дом, где тебя усадят за стол и угостят чем-нибудь. Мы должны быть гостеприимными хозяевами. Важен не внешний вид, а то как тебя встретят). - Как нужно встречать гостей? (Нужно быть вежливым, пригласить за стол, поставить угощение). - Как вы понимаете – «гостеприимный человек»? (Человек, который любит принимать у себя своих друзей, знакомых, всегда рад приходу гостей). 2. Игра «Закончи пословицу». - Я называю первую половину пословицы, а вы вторую. Кто много читает… (тот много знает). - Как вы понимаете эту пословицу? (Чем больше книг мы прочтём, тем больше мы будем знать). - Когда так говорят? Мир освещается солнцем… (а человек знанием). Труд человека кормит… (а лень портит). Повторенье - … (мать ученья). Не спеши языком… (торопись делом). - Какая из пословиц понравилась и почему? - Чему учат пословицы? (Учиться, трудиться, любить, дружить и т.д.). - Каким бы человеком вы хотели вырасти? (Трудолюбивым, много знающим, настоящим учёным). 3. Игра «Назови пословицу». - Восстановите пословицу по этим словам (слова на табличках). Лес – дрова (Чем дальше в лес, тем больше дров). - Как вы понимаете пословицу? (Чем дальше идёт время, тем больше трудностей возникает, из которых нелегко найти выход). Дело – мастер (Дело мастера боится). Дело – безделье (Маленькое дело лучше большого безделья). Дело – потеха (Делу – время, потехе – час). Язык – дело (Не спеши языком, торопись делом). - Придумайте свою историю к одной из пословиц. («Делу – время, потехе - час». Вчера мы с мамой делали уборку на улице вокруг нашего дома. Мы собирали мусор, ветки, старые листья. Когда мы закончили уборку, то пошли домой смотреть телевизор). (Выступает 2-3 ученика). 4. Игра «Найди лишнюю пословицу». на доске: Хвастать – не косить, спина не болит. Не спеши языком – торопись делом. Язык до Киева доведёт. От слова до дела сто перегонов. (Суть первой, второй и четвёртой пословиц сводится к тому, что не всегда слова совпадают с делами, следовательно, лишней является третья пословица). 5. Обобщение. Подведение итогов. Приложение 3. Фрагмент конспекта урока чтения по традиционной системе во 2 классе на тему: «Обобщение по разделу: «Устное творчество русского народа». Урок 2. (17, с.43-50). Ход фрагмента урока: Занятие начинается с выяснения сущности пословиц как законченной мысли, выраженной в лаконичной, сжатой речевой форме. 1. Повторение. а) - Вспомните как можно больше пословиц. (Все перечисленные учениками пословицы выписываются на доске и пронумеровываются). б) Разбиение класса на группы по трое, четверо (по желанию). 2. Работа в группах. - Задание: распределите пословицы по группам, в зависимости от их тематики, подготовьтесь объяснить смысл каждой пословицы. (Пока дети работают - учитель наблюдает, а ассистент – записывает все пословицы названные детьми на заранее подготовленные лепестки ромашки). 3. Подведение итогов. Выступление следует после 6-7 минут подготовки. Дети называют раздел и номера пословиц, которые вошли в этот раздел (при этом ничего не объясняя). Остальные в это время фиксируют ответы своих товарищей. Анализ этой работы будет проведён после игры «Ромашка». 4. Игра «Ромашка». - Правила игры: срываете лепесток, читаете и объясняете смысл пословицы. Анализ: - Были ли ошибки в определении тематики пословиц? - Какие? - Почему вы так решили? 5. Обобщение. Подведение итогов.
|
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|