| |||||
МЕНЮ
| Система ценностей в пословицах и поговорках русского народаp> 1. Найди в сказке «Мороз Иванович» пословицу и объясни, как ты её понимаешь. 2. Можно ли поговорку «хвастовство само себя наказывает» соотнести с прочитанной сказкой? Придумай смешную историю, когда эту поговорку можно было бы употребить. 3. Прочитай пословицы. К какому из героев сказки их можно отнести? Почему ты так думаешь? «Смелость города берёт», «Смелый приступ половина победы». (19, с.221-222) 4. Почему так говорят: «Пословица не даром молвится», «Пословица всем делам помощница»? 5. Вспомни пословицы и поговорки на темы: «труд, мастерство», «лень, безделье». В книге « Родная речь» - 3, встречаются задания такого вида: 1. Какую пословицу сказал Илья Муромец? Что она значит? Как ты её понимаешь? (21, с.48) 2. Подбери пословицы или поговорки, которые можно было бы употребить в сказке П.П. Бажова. Например: Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (22, с.57) 3. Вспомни поговорки, в которых говориться о времени. Например: Делу время – потехе час. (22, с.126) Задания подобного рода встречаются систематически на протяжении всех лет обучения. Это позволяет учителю, используя материал учебника, в полной мере решать учебно-воспитательные задачи по формированию системы ценностей у школьников. Методический аппарат учебников указывает направление работы над пословицами. Подобные задания встречаются и в учебниках «Русский язык» на протяжении четырёх лет. В 1 классе (учебник-тетрадь) тексты пословиц и поговорок встречаются практически на каждом уроке, например: 1. Прочитай пословицу. Объясни её смысл. Придумай историю, в которой можно было бы использовать эту пословицу. «Нет в мире краше Родины нашей». (23, с.14). 2. Прочитай пословицу. В чём её смысл? «Цыплят по осени считают». (23, с.26). 3. Прочитай пословицы. В чём смысл каждой из них? Напиши пословицу, которая, как тебе кажется более всего соответствует словам из стихотворения С. Баруздина: «Человек без дома – человек без слова!» (23, с.48) 4. Прочитай поговорку. Как ты понимаешь её смысл? (23, с. 63) 5. Прочитай пословицу. Как ты её понимаешь? Приведи пример из жизни, когда было бы уместно употребить эту пословицу. (23, с.76) Аналогичные задания есть и во втором классе, например: 1. Прочитай пословицу. Объясни, почему так говорят. (58, с.3) 2. Какие слова пропущены в пословицах? Объясни, почему так говорят. (58, с.27) 3. Прочитай пословицы. Почему так говорят? Какие пословицы о труде ты знаешь? (58, с.109) 4. Выучить наизусть – задание на дом. (58, с.150) 5. Прочитай пословицы. Выбери одну из пословиц как заголовок к тексту. (58, с.181) В третьем классе задания постепенно усложняются, на основе текстов пословиц и поговорок закрепляются, совершенствуются ЗУН полученные на уроках, например: 1. Составь из слов пословицу и напиши. Объясни её смысл. (59, с.16) 2. Прочитай пословицы. Какие буквы пропущены в словах. Объясни смысл пословиц. (59, с.75) Аналогичные задания на страницах 95, 96 и т.д. 3. Прочитай пословицы. Напиши по памяти. Объясни смысл пословиц. Подбери ещё одну пословицу на эту же тему. (59, с.114) Аналогичные задания на страницах 141, 147, 198 и т.д. 4. Прочитай пословицы. Объясни их смысл. Спиши. Составь рассказ (устно), заголовком которого будет одна из пословиц. (59, с.125) 5. Дополни пословицу словом с «ъ» или с «ь». Объясни смысл пословицы. (59, с.134) Аналогичное задание на страницы 222. 1. Прочитайте пословицу. Объясните их смысл. (60, с.3) Аналогичные задания на страницах 59, 62,116 и т.д. 2. Прочитайте пословицы, вставляя подходящие по смыслу слова. Объясните смысл пословиц. (60, с.64) Аналогичные задания на страницах 143, 144, 187, 188 и т.д. 3. Прочитайте пословицы, изменяя падеж существительных, которые даны в скобках. Объясните смысл пословиц. (60, с.88) 4. Составь рассказ, который можно озаглавить пословицей «Что посеешь, то и пожнёшь». (60, с.188) 5. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Составьте текст, заголовком которого будет одна из пословиц (по выбору). (60, с.203- 204) Таким образом, учебники «Родная речь» содержат достаточное количество пословиц и поговорок, что позволяет организовать полноценно работу по их изучению, так как представлена широкая тематика пословиц. Задания составляются непосредственно к каждой подборке, используются пословицы в заданиях к другим литературным текстам. Работа над смыслом пословиц и поговорок обязательна на уроках, ведь пословицы и поговорки являются хорошим материалом для развития речи и самое главное для воспитания личности школьника. Дети высказывают своё мнение, дискутируют. Большая работа ведётся над образностью пословиц и поговорок, над пониманием прямого и переносного смысла пословиц. По желанию детей (и только по желанию), учащиеся могут завести тетради, в которые заносят понравившиеся пословицы и поговорки. Большое внимание уделяется и игровым приёмам работы с пословицами и поговорками, ведь это благоприятный материал и для чтения, и для бесед, и для рассказов, и для письма. Они метки, лаконичны, школьники любят их и легко запоминают. 3. Методика работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения и русского языка по программе «Начальная школа сегодня и завтра». За основу подачи материала взят линейный принцип обучения. Пословица как жанр фольклора изучается во всех классах, так как в этом курсе пословицам отводится важная роль. Первые встречи с пословицами происходят в первом классе на уроках литературного слушания и грамоты: сначала дети слышат пословицы, затем читают их сами, например: «Не за то волка бьют, что сер, А за то, что овцу съел» (27, с.56) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Поспешишь – людей насмешишь. Семь раз отмерь, один – отрежь» (26, с.172) Со второго класса вводится предмет литературное чтение. «Литературное чтение решает вопросы человековедческого характера: добро и зло, честь, долг, совесть, человек и природа, человек и человек, жизнь и смерть, человек и человечество и т.д. - …это важнейшие нравственные ценности, которые служат основой формирования личности ребёнка… На каждом уроке литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности. Каждая встреча с произведением, с его героями и их поступками заставляет маленького читателя задуматься, а эмоции, пережитые ребёнком во время этой встречи, становятся его нравственно-эстетическим опытом. Учитель является мудрым другом, который помогает разобраться в поступках героя, понять что есть добро и зло. На каждом уроке, работая с текстом произведения, учащиеся должны получить нравственный урок, обогатить свой эстетический опыт» (6, с.44). Если в первом классе ученик ещё не владеет навыком чтения, и чтение является для него предметом обучения, то по мере формирования навыка чтения оно становится средством обучения, познания, развития. В учебнике «Литературное чтение» для второго класса, который состоит из двух частей, в первой его части в разделе «Делу время..» помещены пословицы о Родине, о человеке, о труде и лени, о дружбе.(32, с.28) На этом уроке дети получают понятия о пословице как жанре фольклора «Пословица – произведение фольклора. Пословица учит, осуждает, одобряет, утверждает». При работе над сказкой Пермяка «Две пословицы» даны такие вопросы: Встречаются задания: 1. Попробуй придумать пословицу, загадку, шутку или считалку. (32, с.25) 2. Вспомни пословицы о труде. (32, с.96) 3. Встречаются ли в тексте (В. Одоевский «Мороз Иванович») пословицы? Найди и прочитай.(32, с.142) Аналогичное задание и на странице 144. 4. Пословица «Всякой матери своё дитя мило». а) Объясни смысл этой пословицы. б) Подходит ли она к рассказу В. Осеевой «Сыновья»? в) Что такое пословица (33, с.86). Аналогичные задания на страницах 87, 108 и т.д. Во второй части учебника в разделе «Семья и я» помещены пословицы о матери: «При солнышке тепло – при матери добро. Нет лучшего дружка, Чем родная матушка» (33, с.78) Подобные задания встречаются и в рабочих тетрадях: 1. «Соедини части пословиц и запомни их. Человек без родины, своя сторона. Всякому мила что соловей без песни.» (34, с.4). Аналогичные задания на страницах 10, 12, 26 (34), 23, 24, 26, 29 (35). 2. «Допиши пословицу. Всякому мила родная …» (34, с.4) Аналогичные задания на страницах 11, 17 (34), 20, 21, 25, 33 (35). 3. «Запиши пословицы о Родине, о труде, о лисе, о матери и т.д.» (34, с.6, 9, 12, 17, 28; 35, с. 9, 22, 32, 51). 4. «Найди пословицу в тексте С. Баруздина «Как Алёшке учиться надоело». Допиши её. Не говори - …, а говори - …» (34, с.11) 5. «Прочитай пословицы. Укажи (+), какая из них подходит к рассказу Е. Пермяка «Смородинка». Счастье и труд рядом живут. Труд кормит, а лень портит». (34, с.12) Аналогичные задания на страницах 13, 18, 21 (34), 30, 31 (35). Эта работа продолжается в третьем и четвёртом классах: подбираются
пословицы к текстам произведений и темам чтения; выполняются работы
творческого характера, отбираются и читаются книги с пословицами. В разделе 1. «Что такое загадка, пословица, скороговорка? 2. Какие произведения фольклора ты знаешь? 3. Прочитай одно из произведения фольклора, которое тебе нравится. 4. Проверь себя: сколько ты знаешь пословиц? 5. Подготовься к конкурсу «Знатоки загадок, пословиц, поговорок и скороговорок».»(36, с.48) Аналогичная работа с текстами пословиц и поговорок ведётся и в рабочих тетрадях. Например, в теме «Пословицы» даны такие задания: 1. «Допиши предложение. Пословица – это… 2. Прочитай пословицы и соедини каждую с темой. 3. Собери пословицы. Объясни их смысл. 4. Допиши пословицы. Объясни их смысл. 5. Придумай рассказ «Друзья познаются в беде». Нарисуй иллюстрацию к рассказу». (38, с.12-13). Встречаются задания с текстами пословиц и поговорок и в дальнейшей работе, например: 1. «Запиши пословицы на темы. О Родине: О дружбе: Об учении:» (38, с.21) 2. «Запиши название сказки, в которой встречаются пословицы». (38, с.21) 3. «Прочитай. Подумай, что это. Найди пословицу».(38, с.22) При работе над текстом произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех» дано задание: «Найди в тексте пословицу и запиши».(39, с.12). Аналогичное задание дано при работе над текстом «Честное слово» Л. Пантелеев (39, с.31), при работе над текстом М.М. Пришвина «Двойной след» (39, с.38) и т.д. От класса к классу расширяется круг чтения, повышается уровень
начитанности. В учебнике четвёртого класса уже меньше заданий в тексте
которых встречаются пословицы и поговорки, но всё же они есть, например: О дружбе: О семье: О труде:» (42, с.5) При изучении басни И. Крылова «Мартышка и очки» предусмотрена работа со сборниками «Пословицы и поговорки». Дети ищут пословицы, которые бы выражали главную мысль басни. При работе над текстом А.П. Чехова «Каштанка» дано задание: «Найдите и запишите две поговорки. Подчеркните пословицы, которые подходят к рассказу» (43, с.12) Пословицы введены во все темы чтения каждого класса как текст для чтения, сравнения и сопоставления, обогащения речи, как материал воспитывающий будущего гражданина страны. Продолжение этой работы мы можем видеть и на уроках русского языка. Например, на форзац учебника Если откроем учебник четвёртого класса, то можем прочитать такие задания: 1. «Прочитайте пословицы, объясните их смысл. Запишите вставляя буквы». (44, с.84, 112) 2. «Спишите пословицы. Глаголы в скобках ставьте в форме нужного лица и числа» (44, с.102-103, 114). Закрепление темы «Мягкий знак после шипящих в глаголах» происходит на материале пословиц. (44, с.82) В рабочих тетрадях представлены такие задания: «Допиши в пословицах пропущенные безударные окончания глаголов. Объясни смысл пословиц» (53, с.39-40), «Поставь глагол в пословицах в нужную форму, запиши. Объясни смысл пословиц» (54, с.9-10). Школьники не просто читают, списывают и запоминают пословицы и поговорки, они связывают их с нравственными проблемами, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значения отдельных слов и сочетаний. Так пословицы и поговорки активизируются, то есть входят в детское употребление. 4. Методы и приёмы работы с пословицами и поговорками как материале, формирующем систему ценностей школьников. Задача учителя – показать учащимся, что «пословица недаром молвится»,
что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую
меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с
мнением народа. Мы считаем, что после прочтения текста произведения и его
анализа нужно работать с пословицами. Например: к русской народной сказки - Как вы понимаете эту пословицу? - Какие примеры из жизни вы можете привести, связанные с содержанием пословицы? - Какие выводы вы можете сделать из сказанного? Как нужно поступать в той или иной ситуации? - Как бы поступили вы? - Почему? Постичь пословицы - это значит глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину. Проводить уроки по данной теме сложно, но интересно. В качестве
оборудования советуем использовать: стенд с яркими иллюстрациями к
пословицам и поговоркам художника А. Елисеева; выставку книг ( В.П .Аникин Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото! (А. С. Пушкин) Пословицы - это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый. ( В. И. Даль) Народные пословицы и поговорки... служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу. ( Н. А. Добролюбов) Вот как просто сочиняют наши мужики! Все просто, слов мало, а чувства много. ( Л. Н. Толстой) В простоте слова - самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги. ( А. М. Горький) Слово учителя на уроке чередуется с элементами беседы, чтением, инсценированием, играми, творческой работой учащихся. См. подробнее прило- жение с. 64 – 71. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц: Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится. Пословица - всем делам помощница. Без пословицы не проживешь. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русская пословица имеет значение при первоначальном учении родному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию».(9, с. 12). Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам использовать при работе с ними иллюстрации. Использование в работе с пословицами и поговорками картинок и иллюстрации подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления младших школьников. К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся ряд пословиц, синонимичных по значению, по смыслу: Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Любишъ кататься, люби и саночки возитъ. Хочешь естъ калачи, не лежи на печи. А можно взять пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих её смысл: Семь раз примерь, один раз отрежъ. В болъшом деле и маленькая помощъ дорога. За двумя зайцами погонишъся - ни одного не поймаешь. Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознаётся её обобщённость и многозначность. Кроме того, использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, развивает образы мышления, творческое воображение. После такого рода подготовительной работы сопоставление пословиц и иллюстраций к ним может быть проведено учащимися самостоятельно. Стремясь к наиболее яркой выразительности, пословица довольно часто прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений. Сопоставляя предметы или явления, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет. Речи как мёд, а дела как полынь. Чужая душа - потёмки. Спи камешком — вставай пёрышком. Огонь без дыму, человек без ошибки не бывает. Клевета – что уголь: не обожжёт, так замарает. Знания не кошель: за плечами не носить. Как видно из приведённых примеров, сравнения имеют разные средства выражения. Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль пословиц, их содержание. Например: В лесу лес неровен, в миру - люди. «Все были в лесу? Какие деревья растут в нём?» - спрашивает учитель. «Ели, сосны, березы, дубы, осины и др.» - отвечают дети. - Чем похожи, чем различаются эти деревья? (Одно дерево большое, другое маленькое. Сосна стройная, а рядом берёза кривая.). - Деревья в лесу все разные. И люди тоже все разные. У каждого своя внешность, свой характер. Каждый человек - это целый мир. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу. В работе над сравнениями в пословицах используются разные упражнения и задания. Вот одно из них: восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения: 1. Друг неиспытанный, что... 2. Дурную славу нажить, как... 3. За старой головой, как... 4. Красавица без ума, что... 5. Красна девка в хороводе, что... 6. Ласковое слово, что... Сравнения для вставки: что кошелёк без денег; как за каменной горой; что орех не сколотый; как пить попросить; что маков цвет в огороде; что весенний день. При выполнении этого задания главное даже не в том, справятся дети с ним во всех предложенных случаях или нет, а в том, чтобы привлечь их внимание к мелодике, красоте, мудрости народного слова. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|