реферат, рефераты скачать
 

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика "грязных" денег


Уголовно-правовая и криминологическая характеристика "грязных" денег

Федеральное агентство по образованию РФ Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный Университет»

Троицкий филиал

Допустить к защите Зав. кафедрой _______________________ 2005 г.


Уголовно-правовая и криминологическая характеристика

«грязных» денег

Дипломная работа

Выполнил: студент гр. ТЮ-501           Руководитель: к.ю.н. Филаненко А.Ю.
Канайкин Н.В.                                                                      доцент   кафедры права
Специальность: «Юриспруденция»

Рецензент:


ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение

1.                 Европейское сообщество: попытки законодательного регулирования противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем

1.1.          Необходимость законодательного регулирования

1.2.          Венская и Страсбургская конвенции

1.3.          «Большая семерка»: Financial Action Task Force On Money Laundering (FATF)

1.4.          ООН: Типовой закон об «отмывании» денег, полученных от наркотиков

2.                 Криминологическая характеристика легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем.. 20

2.1.          Легализация (отмывание) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем как угроза экономической стабильности государства

2.2.          Общественная опасность легализации (отмывания) денежных

средств и иного имущества, полученных незаконным путем

3.                 Уголовно-правовая характеристика легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем

3.1.          Проблемы субъекта и места совершения преступления

3.2.          Способы и стадии отмывания денег

3.3.          Характеристика статьи 174 УК РФ

3.4.          Характеристика статьи 174.1 УК РФ

3.5.          Особенности расследования легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем

3.6.          Доказывание незаконности происхождения денежных средств и иного имущества

Заключение

Список использованных источников


Введение


Проблемы уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности являются наиболее актуальными и сложными для многих стран, как с развивающейся экономикой, так и с устойчивыми экономическими системами.

Федеральной программой Российской Федерации по усилению борьбы с преступностью на 1994—1995 гг., утвержденной Указом Президента РФ № 1016 от 24 мая 1994 г., среди первоочередных мер были предусмотрены разработка и принятие Федерального закона "Об ответственности за легализацию преступных доходов". Постановка этой задачи обуславливалась размахом криминального предпринимательства и другой незаконной экономической деятельности и отсутствием правовой регламентации борьбы с "отмыванием грязных денег". Без законодательства, препятствующего легализации средств, добытых преступным путем, в России складывались условия, благоприятствующие теневому бизнесу, проведению крупномасштабных финансовых афер, отмыванию денег, полученных ог незаконного оборота наркотиков и торговли оружием, рэкета, проституции и других видов организованной преступной деятельности. Как указывалось в концепции проекта Федерального закона РФ "Об ответственности за легализацию преступных доходов", по оценкам МВД России, общий размер доходов, полученных преступными группировками в России в 1993 г., составил почти 2 трлн рублей. Основная часть этих доходов легализовывалась посредством неконтролируемого ввода в коммерческий оборот. Две трети легализируемых средств вкладывались в развитие криминального предпринимательства, пятая часть — расходовалась на приобретение недвижимости. Значительная доля доходов от преступной и иной незаконной деятельности легализовывалась путем обмена на иностранную валюту и перевода за рубеж. За 1993—1994 гг. Из России было вывезено за границу не менее 40 млрд. долларов США. В это же время около 16 млрд. долларов с Запада, в основном полученных от торговли наркотиками, были отмыты в России.

В последующие годы положение усугубилось еще больше. В аналитическом докладе "О состоянии и мерах усиления борьбы с экономической преступностью и коррупцией в Российской Федерации", подготовленном МВД России в 1996 г., отмечается, что, по мнению специалистов, объем теневой экономики достиг 40 % валового внутреннего продукта, до 70 % доходов, полученных незаконным путем, вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности3.

Борьба с легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем является одним из приоритетных направлений борьбы с организованной преступностью, как в нашей стране, так и во всем мире. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности, признано необходимой мерой для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и предотвращения сращивания преступного мира с легальным бизнесом.

Для эффективных мер противодействия «отмыванию грязных денег» необходима четкая система взаимодействия между странами, ибо зачастую данный вид преступлений носит транснациональный характер с вовлечением большого количества граждан разных стран.

Ввиду отсутствия до недавнего времени рыночной экономики, России эта проблема была далеко не так близка, как странам с развитой рыночной системой. Соответственно, за рубежом создана четкая система противодействия отмыванию денег, которая включает в себя комплекс юридических, политических, правовых, экономических мер. Надо также заметить, что развитое гражданское общество также не способствует открытию широких возможностей для преступников.

_________________________________________________________________________________________________________

1 См.: «Грязные» деньги и закон: Сборник материалов / Под ред. Е.А. Абрамова. М.,1994. с. 6

2 см.: Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В.С. Овчинского и др. М.,1996.с.5 3См.: Щит и меч. 1996 №11.

Огромную роль в развитии легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества добытого незаконным путем сыграло отсутствие уголовной ответственности за отмывание преступного капитала, что привело к использованию простейших его способов легализации: обмен мелких купюр на крупные для снятия подозрений при их физической транспортировке и использовании; приобретение акций действующих банков и их организаций (в том числе через подставных лиц); множественные мелкие вклады в коммерческие банки; бегство капитала в оффшорные зоны в процессе совершения неэквивалентных, фиктивных финансовых операций и сделок1.

Конкретных способов отмывания денег можно насчитать сотни, все зависит от местных особенностей, наличия или отсутствия законодательной базы. При этом преступным миром выбирается тот механизм, который наиболее эффективен и наименее опасен в конкретной ситуации.

Несмотря на исторические прецеденты, практика легализации денег, полученных преступным путем, лишь совсем недавно была признана преступной. Ранее основное внимание правоохранительных органов концентрировалось на выявлении и пресечении корыстных преступлений и лежащих в их основе правонарушений. Современная тенденция состоит в признании уголовно наказуемыми самих действий по легализации ("отмыванию") денег независимо от существа сопутствующего преступления в иной сфере.

В отличие от таких преступлений как незаконный оборот наркотиков или вымогательство, "отмывание" денег состоит из ряда действий, каждое из которых в отдельности не является правонарушением.

Чернов С.Б. Банковская политика «Знай своего клиента» как метод противодействия легализации криминального капитала: Материалы Научно-практической конференции «Легализация доходов: банковский аспект». М.: 1997. с.8

Развитые страны, такие как США и государства Западной Европы, достаточно давно столкнулись с проблемами «грязных» капиталов и поэтому комплекс мер по противодействию отмыванию в этих государствах проработан достаточно тщательно. Наиболее результативными мерами противостояния отмыванию криминальных доходов, проводимыми западными странами, являются: причисление операций по отмыванию денег к категории уголовно наказуемых; конфискационные санкции; ограничение банковской тайны в случаях расследований, связанных с отмыванием денег; использование агентуры; электронного наблюдения, других методов сбора информации, дающей возможность разоблачить тайный характер противоправных действий по отмыванию денег; создание механизмов сотрудничества, позволяющих заинтересованным правоохранительным инстанциям незамедлительно взаимодействовать между собой без лишних формальностей, которые затрудняют оперативное применение методов борьбы с данным видом преступности; применение правила «знай своего клиента» кредитными организациями; выявление подозрительных финансовых операций и донесение о них соответствующим правоохранительным органам; совершенствование регулирования деятельности частных и небанковских учреждений, осуществляющих финансовые операции.

Рассматривая механизмы легализации денег, можно отметить, что простейшие формы "отмывания" используются на территории того государства, в котором было совершено преступление, явившееся источником дохода. Классическим примером являются спортивные и иные тотализаторы и лотереи. Лицо, отмывающее деньги, использует незаконно полученную наличность для скупки с переплатой выигрышных билетов у их настоящих владельцев и затем представляет их для оплаты. Таким образом, средства могут быть проведены в качестве законной выручки от участия в азартных играх.

Таким образом, борьба с легализацией денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем является одним из приоритетных направлений борьбы с организованной преступностью, как в нашей стране, так и во всем мире. Противодействие легализации доходов от преступной деятельности, признано необходимой мерой для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации и предотвращения сращивания преступного мира с легальным бизнесом.

Для применения в практической деятельности и выявления коллизий в существующем уголовном праве и недопущения нарушения законности в своей работе я преследую следующую цель: проведение анализа российской и мировой практики разработки и применения законодательства в области борьбы с легализацией денежных средств, полученных незаконным путем.

Задачами настоящей работы ставятся: обобщение следственной и судебной практики, проведение анализа практики применения статьи 174 УК РФ и вопросов, возникающих при возбуждении уголовных дел по указанной статье.

1. Европейское сообщество: попытки законодательного регулирования противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных незаконным путем


1.1. Необходимость законодательного регулирования


Законодательное регулирование ответственности за отмывание "грязных" денег необходимо прежде всего в интересах борьбы с организованной преступностью, в целях подрыва финансовой основы этой преступности. Один из руководителей Группы международных финансовых действий (ОАР1) Э. Янг, выступая на Конференции стран — членов Совета Европы по проблеме отмывания денег в странах с переходной экономикой (Страсбург, 29 ноября — 1 декабря 1994 г.), отметила следующие негативные последствия отмывания денег:

у преступников создается ощущение безнаказанности. Это делает преступление привлекательным занятием, а высокий уровень преступности, прежде всего организованной, подрывает устои общества и угрожает правовым нормам;

преступные организации получают возможность финанси­ровать свою дальнейшую деятельность;

неконтролируемое использование преступными организа­циями отдельных финансовых учреждений в конечном итоге причиняет вред всей финансовой системе, особенно в странах с развивающейся экономикой;

сосредоточение экономической и финансовой власти в руках преступных организаций в конечном счете может подорвать национальную экономику этих стран и демократические системы их власти и управления.л

__________________________________________________________________________________________________________

1 См.: Основы борьбы с организованной преступностью / Под ред. В.С. Овчинского и др. М.,1996.с.12

Колоссальные средства, полученные от торговли оружием, незаконного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений, другой противоправной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость законных, пустить в оборот. Способы отмывания таких доходов различны. Полученные незаконно наличные деньги превращаются в другие ценности, например, вклады в банки или недвижимое имущество. Недвижимость затем продается, а средства, вырученные от перепродажи, выглядят законными. Нередко с целью отмывания денег создаются ложные коммерческие организации или деньги вкладываются в создаваемые либо действующие структуры. Большую роль в легализации незаконно нажитых средств играют банки1. "Непосредственная связь банков с преступным миром,— считает В. Д. Ларичев,— позволяет преступникам легализовать доходы от своей преступной деятельности, подкрепляет их намерение продолжать совершение преступлений. Тем самым создается общий криминальный фон, в орбиту которого вовлекается все большее количество людей. Обозначенная проблема имеет и другой аспект, внешнеэкономический. Речь идет о том, что если не перекрыть каналы поступления преступных доходов в российскую экономику, то это явится серьезным препятствием для вхождения страны в мировую экономическую систему, где нет доверия  криминальным капиталам" .

Назначение законов, предусматривающих ответственность за отмывание денег, германские специалисты Харальд-Ханс Кернер и Эберхард Дах сформулировали так: эти законы "призваны не допустить утаивания или сокрытия истинной природы, происхождения, состояния, местонахождения или движения имущественных объектов или прав, а также их обладателей и распорядителей; не допустить запуска незаконных, полученных преступным путем прибылей в легальный финансовый оборот,

_________________________________________________________________________________________________________

1 Панов В.П. Международное уголовное право М, 1997.С.20

2 Тосунян Г.А. Банковский бизнес в России: криминологические и уголовно-правовые проблемы. М.,1994.с.23

то есть воспрепятствовать подрыву экономической системы организованной преступностью, для чего требуется изоляция и самого лица, совершившего уголовно наказуемое деяние, и его "грязных денег". "Грязные деньги" должны быть лишены возможности поступить в обращение с тем, чтобы преступления утратили для преступников всякий смысл"1.

__________________________________________________________________________________________________________

1 Кернер Х.Х., Дах Э. Отмывание денег. Путеводитель по действующему законодательству и юридической практике. М.,1997.с.10


1.2. Венская и Страсбургская конвенции


Среди международных документов в области борьбы с от­мыванием денег, в первую очередь, следует назвать Конвенцию Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, заключенную в Вене в декабре 1988 г. (Венская конвенция), ратифицированную более чем ста странами1. Наряду с требованием от государств - участников предусмотреть в национальных законодательствах ответственность за преступления, связанные с производством, распределением, продажей наркотиков, орга­низацией, управлением или финансированием незаконных операций с наркотиками. Конвенция потребовала определить как преступление отмывание связанных с наркотиками денег. Статус уголовно наказуемых должны были получить следующие действия:

конверсия или передача собственности, если известно, что эта собственность получена от совершения преступления или преступлений, указанных в Конвенции, или от участия в подобном преступлении или преступлениях, с целью сокрытия или маскировки незаконного источника происхождения собственности или содействия лицу, вовлеченному в совершение подоб­ного преступления или преступлений, чтобы оно могло избежать юридических последствий своих действий;

сокрытие или маскировка истинной природы, источника, местонахождения, движения собственности или прав на собственность, если известно, что данная собственность получена в результате совершения преступления или преступлений, указанных в Конвенции, или от участия в подобном преступлении или преступлениях.

В Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятой в Страсбурге 8 ноября 1990 г., отмечается, что лишение преступника доходов, добытых преступным путем, является одним из эффективных и современных методов борьбы против опасных форм преступности.

Государства, подписавшие данную Конвенцию, взяли обяза­тельство квалифицировать как уголовное правонарушение следующие виды умышленных действий:

1) конверсию или передачу материальных ценностей, о которых тот, кто этим занимается, знает, что эти материальные ценности составляют доход от преступления, с целью скрыть незаконное происхождение таких материальных ценностей или помочь любому лицу, замешанному в совершении основного правонарушения, избежать юридических последствий этих деяний;

2) утаивание или искажение природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности материальных ценностей или соотносимых с ними прав, когда нарушителю известно, что эти ценности представляют собой полученное преступным путем;

3) приобретение, владение или использование материальных ценностей, о которых тот, кто их приобретает, или владеет, или пользуется, знает в момент их получения, что они являются доходами, добытыми преступным путем;

4) участие в одном из названных выше правонарушений или в любой ассоциации, союзе, покушении или соучастии путем оказания содействия, помощи или совета с целью его совершения.

Таким образом, Страстбургская конвенция, в отличие от Венской конвенции, говорит об отмывании денег, полученных не только от наркобизнеса, но и любым преступным путем.

______________________________________________________________________________________________

1 Доходы от незаконного оборота наркотиков только в Западной Европе превышают 200 млдр. долларов в год. См.: Тосунян Г.А. Банковский бизнес в России: криминологические и уголовно-правовые проблемы М., 1994. с.5.


1.3. «Большая семерка»: Financial Action Task Force On Money Laundering (FATF)


Еще раньше, в июле 1989 г., на встрече глав государств и правительств семи ведущих индустриальных держав ("Большой семерки") была создана Группа финансовых действий против отмывания денег (Рташла! Асйоп Тазк Рогсе оп Мопеу Ьаипёегт^ — РАТР). РАТР является межправительственной организацией, занимающейся разработкой и распространением стратегии по борьбе с отмыванием денег с целью не допустить использование подобных доходов в преступной деятельности и защитить в рамках закона экономическую деятельность от "грязных денег. При этом под отмыванием денег понимается обработка полученных преступным путем доходов с целью замаскировать их незаконное происхождение.

В 1990 г. РАТР разработала сорок рекомендаций по действиям против отмывания денег, а в 1996 г. внесла в этот документ коррективы1. В частности, в рекомендациях указано, что каждая страна должна предпринять необходимые меры, в том числе на законодательном уровне, чтобы определить отмывание денег как уголовное преступление в соответствии с Венской конвенцией 1988 г.; каждая страна должна распространить действие преступления по отмыванию денег, полученных от торговли наркотиками, на преступления, связанные с серьезными право­нарушениями; каждая страна сама определяет, какие тяжкие преступления должны быть установлены как обоснование преступления по отмыванию денег; уголовную ответственность должны нести не только служащие, но по возможности и сами корпорации; законы финансовых институтов о тайне должны разрабатываться так, чтобы не препятствовать действиям против отмывания денег; финансовые учреждения должны обращать особое внимание на все запутанные операции на большие суммы и все необычные схемы операций, не имеющие очевидной экономической цели или очевидного законного характера; в случае, когда финансовые учреждения подозревают о преступном характере происхождения средств, они обязаны своевременно сообщить о своих подозрениях компетентным органам.


1.4. ООН: Типовой закон об отмывании денег, полученных от наркотиков


Еще одним важным документом международного характера является разработанный Организацией Объединенных Наций в ноябре 1993 г. Типовой закон об отмывании денег, полученных от наркотиков1. Типовой закон, основываясь на новейшем законодательстве различных стран, содержит рекомендации по предотвращению отмывания денег, выявлению подобных действий и установлению за них санкций.

Как и в Венской конвенции 1988 г., в Типовом законе даются формулировки двух основных составов правонарушений, связанных с отбыванием денег, полученных от незаконного оборота наркотиков (ст. 20).

Наказываются:

1)лица, которые (вариант: умышленно) кон­вертируют или переводят средства или собственность, полученные, прямо или косвенно, от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров, с целью сокрытия или утаивания незаконного источника этой собственности или средств, либо оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении одного из правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от юридической ответственности за свои деяния;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.