реферат, рефераты скачать
 

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика "грязных" денег


2) лица, которые (вариант: умышленно) оказывают содействие сокрытию или утаиванию характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения или подлинных прав в отношении средств, собственности или связанных с ними прав, полученных, прямо или косвенно, от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров.

Кроме того, в Типовом законе говорится об ответственности за покушение на эти правонарушения, причастность или сговор с целью совершении правонарушений, а также за пособничество.

В Типовом законе рекомендуется считать уголовными пра­вонарушениями различные действия работников кредитно-финансовых учреждений, лиц, профессионально занимающихся операциями по обмену наличной валюты, и иных лиц, нарушающих установленный порядок совершения финансовых операций и другие требования, установленные в целях предупреждения и выявления отмывания "грязных" денег.

Уголовными правонарушениями, хотя и менее опасными, считаются действия лиц, которые осуществили или приняли платеж наличными в сумме, превышающей установленный предел; нарушили обязанность представлять заявление о международном переводе денежных средств, ценных бумаг или ценностей, относительно которых предусмотрено представление заявлений; а также действия руководителей и служащих компаний, производящих обмен наличной валюты, игорных домов и кредитно - финансовых учреждений, нарушивших положения Типового закона.

Международная конференция ООН по предупреждению отмывания денег и использования доходов от преступной деятельности и борьбе с ними (Курмайор, Италия, июнь 1992 г.) определила семь областей в качестве первоочередных для осуществления эффективной стратегии по борьбе с отмыванием денег1:

1. Криминализация отмывания доходов от незаконного оборота наркотиков и другой преступной деятельности.

2. Снижение банковской секретности.

3. Ликвидация анонимных предъявительских счетов, идентификация действительной стороны, интересы которой пред­ставляет доверенное лицо, и др. (правило "знай своего клиента").

4. Идентификация и информирование о подозрительных операциях.

5. Совершенствование регулирования деятельности организаций и лиц, занимающихся финансовыми операциями.

6. Конфискация доходов от преступной деятельности.

7. Развитие действенных механизмов международного сотрудничества.

В самом общем виде "отмывание грязных денег" можно оп­ределить как "перевод незаконно полученных наличных денег в другой актив, сокрытие истинного источника или собственности, от которых незаконным образом получены деньги, и создание характера законности для источника и собственности


2. Криминологическая характеристика легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, добытых незаконным путем

2.1. Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества добытого незаконным путем как угроза экономической стабильности государства


Для однозначного понимания сущности процесса легализации и его общественной опасности необходимо раскрыть понятие отмывания «грязных» денег, сформировавшееся в международной практике, в российском законодательстве и в российской теории уголовного права. Только всеобъемлющее и глубокое изучение данного процесса позволит в полной мере определить степень общественной опасности этого противоправного деяния.

Сам термин «отмывание» появился в 20-х гг. XX века в Чикаго, где главари преступных формирований «смешивали» криминальные доходы с доходами, получаемыми ими от специально созданной сети прачечных, и декларировали как легальные1. Позже интерес к легализации возник в связи с нарастающим распространением преступными группировками наркотических средств, получением огромных доходов от этой деятельности и дальнейшим вложением полученных средств как в расширение преступной деятельности, так и в легальные сферы экономики. Осуществляя свою противоправную деятельность преступные организации имели и имеют основной целью получение сверхдоходов. Хотя значительная часть этих доходов поступает от незаконной торговли наркотиками, на другие формы организованной преступности, возможно, приходиться гораздо большая доля всех незаконных доходов, которые попадают в мировую финансовую систему.

__________________________________________________________________________________________________________

1 Расследование преступлений в сфере экономики: Руководство для следователей.- М.: Издательство «Спарк», 1999. С. 159

Для преступных групп проблема заключается в том, чтобы денежные средства полученные преступным путем, каким-то образом легализовать («отмыть») . Ответом на подобную деятельность организованной преступности стала разработка и принятие ряда международно-правовых актов по борьбе с легализацией. Так в 1988 году появилась Конвенция ООН «О борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ», которую СССР ратифицировал 09.10.1990 года. Статья 3 этой Конвенции потребовала от каждого государства-участника определить как преступление отмывание полученных от незаконного оборота наркотиков денег, понимая под этим следующие деяния:

«а) (1) конверсия, или перевод собственности, если известно, что такая собственность получена в результате совершения преступления или преступлений, предусмотренных Конвенцией, или в результате участия в таком преступлении или преступлениях, с целью сокрытия или утаивания незаконного источника собственности или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого преступления или преступлений, с тем, чтобы он смог уклониться от ответственности за свои деяния;

(2) сокрытие или маскировка истинной природы, источника или местонахождения, какого-либо движения собственности или прав на нее, если известно, что такая собственность получена в результате совершения правонарушения или правонарушений, предусмотренных настоящей Конвенцией, или в результате участия в такого рода преступлении или преступлениях.

б) с учетом своих конституционных положений и основных принципов своей правовой системы:

__________________________________________________________________________________________________________

1 Основы борьбы с организованной преступностью. Монография / Под ред. В.С. Овчинского, В.Е. Эминова, Н.П. Яблокова-М.: «ИНФРА-М», 1996 С.26

(1) приобретение, владение или использование собственности, если в момент ее получения было известно, что такая собственность получена в результате преступления или преступлений, предусмотренных настоящей Конвенцией...»

Недостаток приведенных определений правонарушений в том, что круг противоправных деяний ограничен правонарушениями, которые непосредственно связаны с наркотиками, использование доходов от распространения и производства которых признается (Конвенцией) отмыванием.

Другим базовым международно-правовым актом по проблемам легализации «грязных» денег является Конвенция Совета Европы об «отмывании», выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, принятая в Страстбурге 8 ноября 1990 года. В Конвенции указывается, что каждая страна-участница, в соответствии со своим внутренним законодательством квалифицирует как правонарушения, связанные с отмыванием средств, следующие умышленно совершенные деяния:

а) конверсия или перевод имущества, если известно, что это имущество является доходом, полученным преступным путем, с целью утаить или сокрыть незаконное происхождение такого имущества или помочь любому лицу, участвовавшему в совершении основного правонарушения, избежать правовых последствий своих деяний.

b) утаивание или сокрытие действительной природы, происхождения, местонахождения, размещения, движения или принадлежности имущества или прав на него, если известно, что это имущество представляет собой доходы, полученные преступным путем, а также с учетом своих конституционных принципов и основных положений своей правовой системы;

с) приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что оно является доходом, полученным преступным путем;

d) участие, соучастие или сговор при совершении любого из правонарушений, определенных в настоящей статье, или в покушении на его совершение, а также помощь, подстрекательство, содействие или консультирование в связи с совершением такого преступления».

Таким образом, Страстбургская Конвенция расширила понятие «отмывание денег», признавая предметом преступления доходы, полученные не только от торговли наркотиками, но и от другой преступной деятельности. Сами же деяния, признаваемые преступлениями Страстбургской конвенцией, практически не отличаются от деяний признаваемых преступными в Венской Конвенции. В большинстве стран отмывание «грязных» денег также понимается в соответствии с определением, данным Венской Конвенцией ООН. В Российской Федерации Страстбургская Конвенция вступила в силу 1 декабря 2001 года.

Необходимо отметить принятие в 1998 году Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств Модельного закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем», где понятие легализации (отмывания) соответствует определению, изложенному в российском законопроекте «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем» представленом в Государственную Думу РФ в 1997 году. Так статья 3 этого законопроекта гласит:

« Легализация (отмывание) доходов, полученных незаконным путем, - умышленное придание правомерного вида пользованию, владению или распоряжению денежными средствами, иным имуществом, приобретенными заведомо незаконным путем»1.

Материалы Научно-практической конференции «Легализация доходов:  банковский аспект». М, 1997. С. 17

Правительством России был подписан ряд соглашений с Правительствами иностранных государств (Республик Беларусь, Болгарии, Казахстана, Узбекистана, Грузии и т.д.) «О сотрудничестве и взаимной помощи в области борьбы с незаконными финансовыми операциями, а также финансовыми операциями, связанными с легализацией (отмыванием) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем», однако в этих соглашениях понятие легализации не дается.

Российская Концепция и проект Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов полученных незаконным путем» были представлены на экспертизу в авторитетную международную организацию - Специальную группу по принятию финансовых мер для борьбы с отмыванием денег (группу РАТГ) в 1997 году. Группой РАТР было дано положительное заключение, однако, окончательное принятие Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» Государственной Думой произошло только 13 июля 2001 года. Вступил этот закон в силу 1 февраля 2002 года. В нем дается следующее определение легализации:

«...легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления, за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации, ответственность по которым установлена указанными статьями».

Параллельно Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» от 7 августа 2001года, были внесены изменения в Уголовный кодекс РФ. Внесенные изменения привели в соответствие Уголовный кодекс и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» в части понимания понятия легализации.

Таким образом, в России существует законодательно закрепленное определение понятия: легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем.

Не смотря на это, заслуживают внимания определения понятия «отмывание», даваемые отечественными и зарубежными учеными-юристами.

Американский специалист Клиффорд Л. Карчмер определяет рассматриваемое понятие, как процесс сокрытия нелегально полученной наличности и ее конвертирования в другую форму платежа, с намерением исказить представление о природе средств, представив нелегально полученные средства легальными. Немецкий ученый Х.-Х. Кернер понимает под отмыванием денег «... все операции, осуществляемые с целью на первой стадии утаить или скрыть наличие, происхождение или целевое назначение вещественных ценностей, проистекающих из преступления, с тем, чтобы на второй стадии преступить к извлечению из них регулярных доходов»1.

Проблема отмывания «грязных» денег в не меньшей степени интересует и российских юристов-ученых. Так В.И. Михайлов легализацию (отмывание) незаконно полученных доходов определил как, деятельность по приданию незаконно полученным финансовым средствам и имуществу вида

правомерно полученных. Профессор Б.В. Волженкин легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, рассматривает как «различные действия (финансовые операции, другие сделки), осуществляемые с целью скрыть наличие и (или) происхождение имущества, полученного таким способом, для того, чтобы затем извлекать из него доходы» . И.А. Цоколов понимает «отмывание»- как «процесс, при котором человек скрывает существование незаконного источника средств или незаконного использования дохода и затем маскирует этот доход для придания ему видимости законного».

Несколько более узко выглядит понятие «отмывание денег» данное Амплеевым С.В.: «Отмывание денег — это термин, используемый для описания процесса сокрытия нелегально полученной наличности и ее конвертирования в другую форму платежа, с намерением исказить представление о природе средств, представив нелегально полученные средства легальными»3. По другому трактует понятие отмывания Чернов С.Б., в его видении «отмывание «грязных» денег - это любая деятельность, операция или сделка, осуществляемая в целях сокрытия источников происхождения, существования, распределения, перераспределения и потребления денежных средств, полученных в результате совершения какого-либо преступления»4. Есипов В.М. определяет отмывание денег, как: «любой вид деятельности, совершаемый с целью: сокрытия существования источников происхождения и конечного распределения и конечного распределения денежных средств, полученных в результате совершения преступлений» .

Таким образом, можно сделать вывод о том, что единства во взглядах ученых-юристов на понятие легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем не сложилось и они по-разному трактуют вышеобозначенное понятие. Один и тот же термин характеризуется, в одном

________________________________________________________

Волженкин Б.В. Экономические преступления. СПб., 1999. С.22

2 Цоколов И.А. Опыт крупномасштабных финансовых расследований, связанных с легализацией преступных доходов российского происхождения за рубежом: конфискация и возврат. Материалы Научно-практической конференции «Легализация доходов: банковский аспект».М: 1997. С. 12

"Амплеев С.В. Легализация незаконно полученных доходов через банковские структуры, пути ее выявления и организация борьбы с этим видом преступлений. Материалы Научно-практической конференции «Легализация доходов: банковский аспект».М.: 1997. С.29 4 Чернов С.Б. Банковская политика «Знай своего клиента» как метод противодействия легализации преступного капитала. Материалы Научно-практической конференции •«Легализация доходов: банковский аспект».М.: 1997. С. 10

"Есипов В.М. Использование в России западного опыта борьбы с отмыванием преступных доходов в сфере финансовых отношений. Материалы Научно-практической конференции «Легализация доходов: банковский аспект».М.: 1997. С. 17


случае как единичное явление, а в другом - как многоэтапный процесс. Однако, существует законодательное определение понятия «легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем», официально закрепленное принятым в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации, Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем».

Работники правоохранительных органов в своей деятельности должны руководствоваться исключительно этим определением, так как оно законодательно закреплено и, следовательно, имеет юридическую силу.


2.2. Общественная опасность легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества добытого незаконным путем


На общественную опасность деяния, определяемого как преступление, законодатель указывает в ст. 14 УК РФ, которая позволяет понять, почему именно это действие (бездействие) признается уголовным правонарушением. В статье изложено общее определение понятия преступления, которое раскрывает его материально-правовое содержание путем указания на материальную (через общественную опасность) и формальную (через запрещение деяния уголовным законом) его стороны. Формальная сторона выражается в констатации того, что преступлением признается лишь то деяние, которое под угрозой наказания запрещено уголовным законом; материальная сторона означает, что таковым может быть признано только деяние, обладающее общественной опасностью. В свою очередь, общественная опасность означает, что деяние причиняет или создает угрозу причинения определенного вреда общественным отношениям. При этом вред может быть физическим имущественным или моральным.

Сама категория «общественная опасность» носит объективный характер. Необходимо также различать характер и степень общественной опасности преступления. Характер общественной опасности преступления -качественный признак, позволяющий отличать преступление одного вида от преступлений другого вида. Он зависит от социальной ценности того блага, на которое совершено посягательство, а равно других объективных и субъективных признаков, учитываемых законодателем при конструировании соответствующих составов преступлений. Степень общественной опасности преступления представляет собой количественное выражение сравнительной опасности деяний одного и того же вида или, иными словами, совокупность объективных и субъективных признаков, отличающих одно преступление от другого преступления, ответственность за которое предусмотрена той же статьей или той же частью статьи.

Степень общественной опасности зависит, в первую очередь, от тяжести наступивших последствий, их содержания, а также от способа совершения преступления, формы вины, стадии совершения преступления и иных обстоятельств. Степень общественной опасности преступления, имея относительно самостоятельное значение, тесно связана со степенью общественной опасности лица, совершившего это преступление1.

В чем же заключается общественная опасность преступного деяния, предусмотренного статьями 174 и 174.1 УК РФ? Причиняется ли какой-либо вред вследствие совершения данного деяния или создается только угроза его причинения?

Ответить на данные вопросы достаточно сложно, ведь при отсутствии материальных последствий достаточно трудно определить вред, причиненный преступлением. В случае легализации денежных средств материальный вред обычно не причиняется, так как имеет место перемещение имущества, полученного в результате преступления, из криминального оборота в легальный. Само по себе это деяние может нанести материальный (имущественный) ущерб только в ограниченном числе случаев и лишь по отношению к финансовым организациям. Для государства введение в легальный оборот указанного имущества означает увеличение налогооблагаемой базы и, следовательно, поступление дополнительных налоговых платежей в бюджеты соответствующего уровня. Что касается конкретных законопослушных граждан, то отмывание денег вообще не затрагивает их интересов (если не считать опосредованного влияния на общее качество и уровень жизни в стране).

Состав преступлений, предусмотренных статьями 174 и 174.1 УК РФ, являются формальными, так как диспозиции данных статей содержат указания лишь на деяния («Совершение в крупном размере финансовых операций...»1), оставляя преступные последствия за пределами состава. При совершении деяний, предусмотренных вышеназванными статьями, происходит нарушение сложившихся и создание новых, по сути, противоправных общественных отношений путем включения в легальный экономический оборот незаконно полученных доходов. Виновное лицо стремиться придать «законный» вид этим доходам, стать их «законным» собственником, то есть создать новое правоотношение - право собственности, что противоречит нормальным, правовым общественным отношениям. Такие изменения и представляют собой реальный вред. При легализации незаконно полученных доходов изменения охраняемых уголовным законом общественных отношений, происшедшие в результате совершения данного преступления, находят свою реализацию в причинении материального, политического и морального вреда. Виновные лица наносят ущерб не только интересам отдельного экономического звена - предприятию или фирме, но и, учитывая размах таких преступлений, стратегическим интересам государства.

Отмывание средств, особенно в крупном размере, происходит на базе доходов, получаемых в результате противозаконной деятельности, которая представляет большую опасность для населения государства или ряда государств. В противозаконной деятельности принимает участие большой круг лиц, и легализация извлекаемой от такой деятельности доходов позволяет этот круг расширять, увеличивать размах противозаконных деяний и этим усиливать ущерб, наносимый интересам всего общества. Так, в 1997 г. по России выявлено 166 таких преступлений, по 149 из которых уголовные дела направлены в суд. В 1998 г. показатели составили соответственно 1003 и 745 преступлений. Вместе с тем, число уголовных дел, возбужденных по факту легализации доходов, полученных от деятельности организованных преступных групп, весьма незначительно (в 1998 г. - 174 факта).

Недостаточная, малоэффективная борьба с отмыванием незаконно полученных доходов стимулирует, таким образом, первичную по отношению к легализации преступность, принося этим огромный вред как отдельным людям, так и обществу, государству и мировому сообществу в целом.

Как правило, при извлечении незаконных доходов в крупных размерах имеется определенный временной интервал между получением денежных средств и началом их легализации, который определяет момент наступления опасных последствий. Под началом легализации понимается время вложения средств, в конкретную финансовую операцию. Причины возникновения указанного интервала могут быть различны. Это и необходимость сбора наличных денег, что имеет место при сбыте наркотических средств, и перевод безналичных средств из банка в банк через счета разнообразных фирм, в том числе и специально для таких целей созданных, чтобы затруднить поиск истинных источников получения средств, и хранение средств «до лучших времен», более выгодных экономических условий. В любом случае эти средства на какое-то время или навсегда выходят из экономического оборота государства, при этом происходит подрыв финансовой системы страны, что особенно опасно для стран со слабой экономикой. «Уход» значительного количества денег из финансового оборота страны приводит не только к явно видимым последствиям, как нехватка денежных купюр, замедляется товарооборот в стране, остаются невостребованными уже произведенные товары, ухудшается финансовое положение предприятий, поскольку нет поступлений оборотных средств, начинается процесс задержки выплаты заработной платы и снижение объема выпуска продукции. Для выправления положения на фоне спада производства возникает необходимость проведения денежной эмиссии, что, в свою очередь, влечет развитие и нарастание инфляционных процессов. Легализация незаконных доходов компенсировать данные негативные последствия не сможет. Это можно объяснить тем, что легализатору во-первых, гораздо удобнее часть финансовых операций производить за наличный расчет, без оформления финансовых документов (это позволяет избежать лишнего внимания). Во-вторых, остановить инфляционные процессы очень сложно и они очень быстро приобретают угрожающие размеры. В третьих, легализатор часть доходов направляет на приобретение «твердой валюты»1. Валюта - денежная система страны, а также денежные единицы этой системы. Твердая валюта, свободно конвертируемая валюта (свободно обмениваемая на другую по действующему курсу)2

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.