реферат, рефераты скачать
 

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика "грязных" денег


___________________________________________________________________________________________________________

1 Т.А. Диканова, В.Е. Осипов Борьба с таможенными преступлениями и отмыванием «грязных» денег. М.: Закон и право 2000г.

2 См:. Шелли Л. Преступные доходы: проблемы и решения. М., 1997. С.45

3 Примечание автора: «налоговые гавани» - юрисдикции, где налогообложение незначительно либо распространяется лишь на местные операции, и не на все, или очень низко на прибыль иностранных источников или где предоставляются определенные налоговые привилегии определенным группам людей или типам бизнеса. К «важным налоговым» гаваням относятся: Аруба, Багамы, Барбадос, Бермуды, Виргинские о-ва, Коста-Рика, Кипр, Гибралтар, Гонконг, Либерия и некоторые другие.

Поэтому национальные границы являются элементом, скорее способствующим, чем препятствующим безнаказанному "отмыванию" денег. Используя пробелы в международном законодательстве, отдельные преступники и криминальные группы (число тех и других постоянно растет) осуществляют незаконную деятельность на глобальных рынках и вовлекаются в международное "отмывание" денег. Для легализации криминальной прибыли они выбирают самое слабое звено в цепи, т. е. страну, где соблюдение банковской тайны наиболее строгое, а надзор правоохранительными органами за банковской деятельностью наименее эффективен или вообще отсутствует. Как правило, правительства указанных стран, заинтересованные в международном сотрудничестве и инвестициях, не проявляют внимания к происхождению капитала, вливающегося в их финансовую систему. Таким образом, "отмытые" деньги проникают на международные финансовые рынки. "Грязные" наличные нередко смешиваются с легальными доходами, полученными в результате обычной деловой активности, и декларируются как "чистые" деньги. В подобных случаях преступники часто управляют предприятиями, торгующими или оказывающими услуги за наличные (например, рестораны или универмаги). Доход, полученный от таких предприятий, смешивается с "грязными" деньгами и депозитируется на банковские счета без каких-либо подозрений.

Кроме того, доказано, что в отдельных случаях криминальные группировки сотрудничали с легально существующими банками, которые принимали деньги, имеющие криминальную природу. Так, в 1991 г. произошел крупный банковский скандал в новейшей финансовой истории. Было раскрыто, что Британский банк кредита и торговли (ВСС1), один из крупнейших частных банков в мире, на протяжении многих лет совершал широкомасштабные финансовые махинации, включая "отмывание" "грязных" денег.

Вторая стадия - укрытие следов и путей распространения. После проникновения незаконно полученных денег в международный денежный круговорот они продолжают свое движение в основном через границы. Цель названных действий - скрыть следы происхождения денег, уничтожать улики в преддверии возможного расследования.

Для этого деньги регулярно в форме электронных платежей переводятся на различные счета в странах со строгим соблюдением банковской тайны или на счета фиктивных фирм. Затем указанные международные фирмы совершают многочисленные фиктивные трансакции. В процессе индивидуальных переводов нелегальные доходы смешиваются с мультимиллиардными суммами, которые легально переводятся банками всего мира.

(На международном финансовом рынке ежедневно циркулирует 1 триллион долл.)

Третья стадия - возвращение и легализация "отмытых" денег. На этой стадии незаконно нажитый капитал после широкомасштабной операции по укрыванию его природы возвращается обратно в экономический цикл, создавая впечатление о его законном происхождении в результате законной деловой активности. После подобной легализации преступники получают возможность свободно использовать "отмытые" деньги.


3.3. Характеристика статьи 174 У К РФ


Проведенный анализ следственной и судебной практики по расследованию данной категории преступлений подтверждает негативные тенденции в применении ст. 174 УК и дает основания сделать неблагоприятный прогноз ее дальнейшего использования в случае затягивания процесса совершенствования законодательства в этой сфере. Кроме того, отсутствие специального закона, а также разъяснений уполномоченных органов (прежде всего Верховного Суда РФ) с толкованием используемых в диспозиции статьи понятий, приводит к диаметрально противоположным подходам в правоприменительной практике.

Статья 174 УК является одной из наиболее часто применяемых из всего блока новых норм, предусматривающих ответственность за преступления в сфере экономической деятельности. Так, в 1997 г. по России выявлено 166 таких преступлений, по 149 из которых уголовные дела направлены в суд. В 1998 г. данные показатели возросли более чем в 5 раз и составили соответственно 1003 и 745 преступлений. Вместе с тем, число уголовных дел, возбужденных по факту легализации доходов, полученных от деятельности организованных преступных групп, весьма незначительно (в 1998г.- 174 факта).

Изученные уголовные дела и судебные решения позволяют вычленить ряд наиболее проблемных вопросов, расследования данной категории преступлений. Прежде всего, необходимо отметить серьезные проблемы, возникающие при квалификации того или иного деяния, как попадающего под действие ст. 174 УК, и по-разному толкуемых органами предварительного расследования и судом. Причем, в разных регионах страны подходы к решению вопросов, связанных с квалификацией, имеют существенные отличия. Более того, в результате неоднозначного трактования указанного деяния судами различных уровней первоначально вынесенные приговоры нередко отменяются вышестоящей инстанцией. В результате указанных выше причин, до 50% направленных в суд уголовных дел данной категории в последующем прекращаются судами различных уровней в части, касающейся ст. 174 УК, за отсутствием события или состава преступления.

Квалификация преступления определяется как установление и юридическое закрепление точного соответствия между фактическими признаками совершенного деяния и признаками состава преступления, предусмотренного уголовным законом, а так же другими и (или) иными нормативными правовыми актами, ссылки на которые содержатся в бланкетных диспозициях статей особенной части УК РФ.1

Квалификация преступления - установление соответствия объективных и субъективных признаков квалифицированного деяния признакам состава преступления, закрепленного в уголовном законе в результате чего устанавливается какое преступление совершено и какой статьей (пункта, частью статьи) оно предусмотрено.2

Наряду с проблемами, возникающими при квалификации преступлений по ст. 174 УК, имеются определенные сложности при расследовании указанной категории преступлений в силу отсутствия надлежащего методического обеспечения процесса документирования и доказывания наличия в действиях виновных признаков легализации денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем.

Цель любой операции по отмыванию денег или иного имущества заключается в том, чтобы выдать наживу от противоправной деятельности за легальные доходы и получить возможность использовать такие деньги или имущество, не вызывая подозрений у правоохранительных органов и не раскрывая подлинного источника их происхождения. В тоже время следует иметь в виду, что легализация имущества предполагает документальное или иное фактическое оформление проведенных операций, сделок, например:

зачисление денежных средств на счета в банках и иных кредитных учреждениях; заключение сделок купли-продажи с надлежащим документальным оформлением; операции по обмену валюты и другие. С другой стороны, приобретение товаров народного потребления в магазинах розничной торговли не требует какого-либо декларирования источника происхождения денежных средств, а посему считаться легализацией не может.

__________________________________________________________________________________________________________

1 Л.Д. Гаухман «Квалификация преступлений : закон,теория,практика» -М.: ОА «Центр Юр ИнфоР» 2005г

2 Сабитов Р. А. «Теория и практика квалификации уголовно-правовых деяний»Учеб.пособие -

М.: Изд-во МГУ, 2003г

В соответствии со статьей 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»:

1. Совершение в крупном размере финансовых операций и других сделок с денежными средствами или иным имуществом, заведомо приобретенными другими лицами преступным путем (за исключением преступлений, предусмотренных статьями 193, 194, 198 и 199 настоящего

Кодекса), в целях придания правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами или иным имуществом - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года.

2. Те же деяния, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору;

б) лицом с использованием своего служебного положения, - наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от семи до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового.

Примечание. Финансовыми операциями и другими сделками с денежными средствами или иным имуществом, совершенными в крупном размере, в настоящей статье признаются финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом, совершенные на сумму, превышающую один миллион рублей.

В такой редакции статья 174 УК РФ вступила в силу 21 июля 2004 года и ряд ее положений является новым для российского законодательства, в связи с чем ее текст содержит ряд требующих детальной конкретизации понятий.

Хотя различные международные акты полагают уголовно наказуемым отмывание только таких средств, которые приобретены в результате совершения преступления, отечественный законодатель посчитал необходимым криминализировать легализацию и незаконных доходов. Поэтому несмотря на то что некоторые ученые считают легализацию незаконно (но не преступно!) полученного имущества не обладающей общественной опасностью, необходимой для признания данного деяния преступлением (а это влечет отказ в преследовании по ч. 2 ст. 14 УК РФ (малозначительность деяния)), большинство исследователей совершенно обоснованно полагают, что к ответственности по ст. 174 УК РФ могут быть привлечены и те лица, которые используют в сделках именно имущество, приобретенное преступным путем. Указание на преступность означает, что имущество, о котором идет речь в комментируемой статье, может быть приобретено не только, скажем, в результате незаконной предпринимательской деятельности, уклонения от уплаты налогов либо хищения, но и иным неправомерным путем.

Основным непосредственным объектом преступления являются отношения, складывающиеся в сфере экономической деятельности. В то же время рассматриваемые деяния могут посягать на иные объекты, причинять ущерб другим общественным отношениям, например общественной безопасности, нормальной деятельности государственных предприятий и учреждений и т.д. Указанные отношения являются непосредственными дополнительными объектами рассматриваемого состава преступления.

Объект преступления материализуется в предмете преступного деяния. Последний представляет собой материальное выражение сущности тех охраняемых уголовным законом общественных отношений, на которые совершено посягательство, то есть само воздействие на предмет и есть преступное деяние. В качестве предмета преступления ответственность за которое предусмотрена статьей 174 УК РФ выступают денежные средства в национальной и иностранной валюте, движимое и недвижимое имущество, имущественные, права, работы и услуги, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, иные объекты гражданских прав, приобретенные в Российской Федерации или за ее пределами заведомо (для легализующего) преступным путем. Предметом рассматриваемого преступления являются: На основании вышеизложенного и в соответствии с действующим законодательством появляется возможность ограничить предмет преступления по ст. 174 УК законодательными рамками. Необходимость придания правомерного вида происхождению (владению), пользованию или распоряжению денежными средствами, иным имуществом или правами на него возникают: при совершении финансовых операций с денежными средствами, ценными бумагами и иными финансовыми инструментами; когда законодательством установлен государственный контроль по регистрации прав и сделок с определенным видом имущества -возникает необходимость в легализации денежных средств, выступающих в качестве средства платежа, либо конкретного вида имущества, полученного незаконным путем и подлежащего государственной регистрации. Причем, применительно к имуществу, не только за объектами, подлежащими налоговому контролю, но иными его видами, для которых установлена обязательная государственная регистрация. Например, для недвижимого имущества, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

Предмет уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, ответственность за которое установлено частью первой ст. 198 УК РФ, - комплексный, составленный из альтернативных и альтернативно сочетающихся компонентов. К ним относятся неуплаченные налог или сбор в крупном размере, каждый из которых сочетается с не представленными налоговой декларацией или иными документами, представление которых в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах является обязательным либо с представленными налоговой декларацией или иными документами, в которые включены заведомо ложные сведения. При указанном непредставлении налоговой декларации или иным документов данный компоненты являются отсутствующими, т.е. негативными, отрицательными компонентами предмета, рассматриваемого преступления и такое отсутствие должно сочетаться, как и в случаях представления налоговой декларации или иных документов, содержащих заведомо ложные сведения, с наличием неуплаченных налога или сбора в крупном размере.

Предмет преступления, ответственность за которое установлено частью 1 ст. 194 УК РФ « Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физического лица», характеризуется двумя признаками: качественным и количественным. Первый выражается в том, что предметом является неуплаченные таможенные платежи. На основании пункта 1 ст. 318 Таможенного кодекса РФ «к таможенным платежам относятся:

1. ввозная таможенная пошлина

2. вывозная таможенная пошлина

3. налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию РФ

4. акциз, взимаемый при ввозе товара на таможенную территорию РФ

5. таможенные сборы»

Количественный признак предмета выражается в крупном размере неуплаченных таможенных платежей. В соответствии с примечанием к ст. 194 УК РФ « уклонение от уплаты таможенных платежей признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных таможенных платежей превышает пятьсот тысяч рублей, а в особо крупном размере- один миллион пятьсот тысяч рублей».1

В настоящее время государственному контролю подлежат: 1. Имущество, расходы, на приобретение которого контролируют налоговые органы, определено в ст. 86' Налогового кодекса РФ:

недвижимое имущество, за исключением многолетних насаждений, подлежащее государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»'.

К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество (Ст. 130ГК).

Механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимому имуществу;

(Недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации, - земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению, невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, леса и многолетние насаждения, кондоминиумы, предприятия как имущественные комплексы) акции открытых акционерных обществ, государственные н муниципальные ценные бумаги, а также сберегательные сертификаты; культурные ценности; золото в слитках.

С 1 января 2000 года на органы и уполномоченных лиц, осуществляющих регистрацию прав и сделок с недвижимостью, механическими транспортными средствами, ценными бумагами, культурными ценностями, золотом в слитках либо удостоверение таких сделок, возлагается обязанность уведомления налоговых органов по месту своего нахождения обо всех указанных фактах (Ст. 86 Налогового кодекса РФ).

2. Контроль за источниками денежных средств, направляемых на оплату по сделкам приватизации, - в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.02.95 № 206 «Об утверждении положения о порядке декларирования источников денежных средств, используемых юридическими и физическими лицами при совершении платежей по сделкам приватизации государственной и муниципальной собственности»,

При приобретении имущества, долей (паев), акций приватизируемых предприятий (акционерных обществ, товариществ) за деньги предоставляются:

юридическими лицами (при сделке приватизации на сумму более 500000 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент определения продажной цены объекта приватизации) - справки об источниках денежных средств, направляемых на оплату по сделкам приватизации;

физическими лицами (при сделке приватизации на сумму более 5000 минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент определения продажной цены объекта приватизации) - справки о доходах.

Справки, зарегистрированные территориальными налоговыми органами, представляются в государственные органы, уполномоченные совершать сделки приватизации, при заключении договора о приобретении имущества, долей (паев), акций приватизируемых предприятий (акционерных обществ, товариществ).

В первую очередь указанные положения законодательства направлены на осуществление контроля за источниками происхождения денежных средств, которые используются для приобретения в собственность вышеперечисленного имущества. Кроме того, государственная регистрация предоставляет возможность контроля за достоверностью документов, являющихся основанием для перехода прав на такое имущество.

В целом, говоря о легализации имущества, полученного преступным путем, необходимо иметь в виду, что применять положения ст. 174 УК необходимо не только в том случае, если законодательством предусмотрено, что для легального пользования таким имуществом необходима его государственная регистрация, но и в иных случаях создания виновным лицом видимости правомерного приобретения имущества либо получения прав на него.

Рассмотрим последний вариант подробнее. В результате кражи либо иного хищения лицо становится владельцем определенного имущества (телевизора, холодильника и т.п.). Стремясь владеть указанным имуществом на законных основаниях (хотя законодательно и не требуется декларирования источников происхождения такого имущества), преступник по предварительной договоренности с работниками комиссионного магазина реализует похищенные вещи самому себе, т.е. сначала высыпает в роли комитента (в том числе и по подложным документам), а затем покупателя указанных вещей, уплачивая в пользу комиссионного магазина процент от реализации. Применительно к рассмотренному случаю, виновное лицо должно привлекаться к ответственности по совокупности статьи УК, предусматривающей ответственность за хищение, и ст. 174 УК. Работник комиссионного магазина, оказавший содействие в такой реализации, может привлекаться к ответственности по ст. 174 УК, только если ему было известно о хищении указанного имущества, либо ином незаконном источнике его происхождения.

Объективная сторона легализации (отмывания) денежных средств и иного имущества, приобретенных незаконным путем, как уже отмечалось, включает альтернативно шесть разновидностей действий.

Первая разновидность — совершение финансовых операций с денежными средствами, приобретенными заведомо преступным путем.

Понятие финансовой операции вытекает из понятия финансов как практики обращения с деньгами и управления ими. Таким образом, финансовая операция — это любое действие (в том числе, сделка) по отношению к деньгам, являющееся элементом денежного обращения или управления деньгами1.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации по­зволяет относить к финансовым операциям:

______________________________________________________________________________________________

1 Примечание: иной подход изложен в ч. 3 ст. 3 проекта Федерального Закона «О противодействии легализации...», принятого Государственной Думой ФС РФ во втором чтении, где дается нормативное определение понятия операций с денежными средствами, а не понятия финансовой операции.

I. Банковские операции1:

1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады;

2) размещение указанных привлеченных средств от своего имени и за свой счет;

3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц;

5) инкассация денежных средств и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

6) купля-продажа иностранной денежной валюты в наличной и безналичной формах.

II. Сделки кредитной организации:

1) выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;

2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;

3) доверительное  управление  денежными  средствами  по договору с юридическими и физическими лицами;

4) лизинг.

Практически все банковские операции имеют форму сделок (ст. 824, 834, 845, 886, 919, 1012 ГК РФ) и расчетов (ст. 861 ГК РФ), урегулированных гражданским законодательством РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.