реферат, рефераты скачать
 

Финансовое стимулирование привлечения иностранного капитала в национальную экономику Республики Узбекистан


p>
3. Операционные или постинвестиционные риски:
. Процедура и длительность процесса принятия решения по вопросам прибыли и её распределения;
. Вопросы организации менеджмента, в том числе как инфраструктуры инвестиционного проекта, управления персоналом, финансового менеджмента;
. Доступность и длительность процедуры приобретения местного сырья;
. Маркетинг местного рынка;
. Доступность квалифицированной местной рабочей силы;
. Общественная безопасность, в том числе для иностранного персонала, работающего в данной стране.

Каждая компания, исходя из собственной стратегии инвестирования, своего места в конкурентной борьбе и т.д. самостоятельно оценивает пакет инвестиционных рисков и осуществляет инвестиции в ту или иную страну. Можно отчетливо провести различие между подходом компаний из западных стран и стран, и стран активно развивающихся в индустриальном отношении в последние несколько десятков лет.

Каково же ситуация в Узбекистане?
Известно, что инвестиционный климат в любой стране зависит прежде всего от политической стабильности. Именно этот фактор дает возможность инвестору тщательно планировать свою деятельность, ориентироваться не на сиюминутную прибыль, а н реализацию долгосрочных инвестиционных планов. Важнейшей особенностью инвестиционного климата в Узбекистане как раз и является то, что он остается наиболее стабильным государством во всем Центрально- азиатском регионе.

Важным фактором является и макроэкономическая стабильность, проводимая руководством страны. Узбекистан установил тесные деловые отношения со Всемирным банком и Международным валютным фондом. Эти отношения построены на взаимном уважении и стремлении конструктивно решать общие задачи.

Всемирный банк уже начал предоставлять займы по поддержке институциональных преобразований, а также платежеспособности национальной валюты Узбекистана и ведет переговоры по условиям предоставления займов, направленных на постприватизационную поддержку предприятий и поддержку структурной перестройки финансового сектора. Международный валютный фонд также начал предоставление средств на поддержку платежного баланса в рамках
СТФ, а также кредита Стенд-бай.

Плодотворные и конструктивные отношения Узбекистана с этими организациями являются для иностранных инвесторов главной гарантией необратимости осуществляемых в республике экономических преобразований.

Важным фактором инвестиционного климата становится в последнее время система льгот и стимулов, создаваемая для иностранных инвесторов. Различные страны исповедуют свой путь и систему предоставляемых инвесторам льгот и преференций. Формирование рыночной инфраструктуры и правовой среды представляет собой процесс, который требует определенного времени. Поэтому многие вводят в качества временных мер отдельные льготы и стимулы для иностранных инвесторов, чтобы сформировать благоприятную инвестиционную среду в собственной стране.

Тенденцией последних лет является то, что не только развивающиеся и постсоциалистические, но и развитые страны предоставляют все больше и больше льгот для иностранных инвесторов. Это является признаком той конкуренцией за капитал н мировом рынке, о которой мы говорили выше.
Развитые страны стремятся в большей степени использовать финансовые льготы, в то время как развивающиеся и страны с переходной экономикой ориентированы, прежде всего, на фискальные льготы.

Существуют разные подходы к определению фискальных и финансовых льгот.
С нашей точки зрения, подход, предлагаемый ЮНКТАД (UNCTAD) является наиболее верным.

В соответствии с этим подходом к фискальным льготам относятся:
. налоговые каникулы, когда предприятия на определенный срок освобождают от уплаты одного или нескольких (а иногда и всех) налогов;
. уменьшение ставок корпоративного налога (налога на доход/прибыль);
. освобождение от импортных пошлин;
. введение ускоренной амортизации, позволяющей уменьшать налогооблагаемую базу и быстро проводить замену технологического оборудования;
. специальные льготы по уменьшению налогооблагаемой базы;
. льготы по реинвестированию, освобождающие от уплаты налогов той части прибыли, которая направляется на развитие и расширение производства;
. льготы на социальные программы, также выводящие из налогооблагаемой базы все или часть расходов компании на социальные нужды.

Для того чтобы систематизировать и, следовательно, повысить эффективность применяемых мер стимулирования, правительства стран, принимающих капитал, стараются выработать критерии, на основе которых могут быть предоставлены упомянутые льготы. Основными критериями предоставления фискальных льгот обычно являются вложение инвестиций в приоритетные для страны сферы экономики.

Для нас, например, главным приоритетом во всех отраслях экономики является развитие экспортоориентированных и/или экспортозамещающих видов производств, которые обеспечивают приток в страну или экономию твердой валюты; инвестиции осуществляемые в регионах, определенных в качестве приоритетных для страны (в качестве главного критерия для определения таких регионов является, обычно, ситуация с занятостью и трудоустройством населения, созданием новых рабочих мест); в меньшей степени в качестве критерия для предоставления фискальных льгот рассматриваются инвестиции в инновацию, исследование и развитие, трейнинг, обеспечение занятости и защиту окружающей среды. Хотя, учитывая мировые тенденции экономического развития «инвестиции в человека», а также в инновационные исследование должны быть одним из важнейших приоритетов любой страны, которая хочет быть в числе ведущих стран XXI века.

б) финансовые льготы иностранных инвесторов

К финансовым льготам, которые, применяются главным образом экономически развитыми странами, относятся: правительственные гранты; субсидируемые займы; гарантирование займов. Финансовые льготы, как и льготы фискальные, направлены на поддержку индустриального и регионального развития той или иной страны.

Система льгот и стимулов созданная в Узбекистане в достаточной степени комплексна и разнообразна. Наиболее важными среди них являются следующие льготы.

Общие условия

В случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в течении 10 лет применяется законодательство, действовавшее на момент осуществления инвестиций.

Предприятия с участием иностранного капитала, осуществляющие капиталовложения в проекты, включенные в программу Республики Узбекистан в течении 7 лет момента регистрации освобождаются от уплаты налога на прибыль.

Иностранные инвестиции в Республики Узбекистан не подлежат национализации. Они также не подлежат реквизиции, за исключением случаев стихийных бедствий, аварий, эпидемий. Решение о реквизиции принимаются
Кабинетом Министров РУ.

Иностранным инвесторам гарантируется перевод за границу их прибыли и иных средств в иностранной валюте, полученных в результате законной деятельности, без каких-либо ограничений.

Внешнеэкономическая деятельность, в том числе осуществление экспортно- импортных операций.

Предприятия иностранными инвестициями вправе без лицензий экспортировать продукцию для собственных производственных нужд в соответствии с законодательством РУ. Валютные поступления от экспорта продукции собственного производства после уплаты установленных налогов и иных платежей остаются полностью в собственности предприятий. Для предприятий-экпортеров, у которых доля экспорта товаров (работ, услуг) собственного производства составляет в общем объеме реализации 30% и более, установленная ставка налога на прибыль снижается в 2 раза. При этом для предприятий с иностранными инвестициями (производственных) применяются следующие ставки налога на прибыль:

. с долей иностранного капитала в уставном фонде 30% и более – 25%

. с долей иностранного капитала в уставном фонде 50% и более при величине утавного фонда, эквивалентной: а) от $300 тыс. до $1 млн. – 25% б) от $1 млн. и выше – 16%

Участие в процессе приватизации

Свободный доступ физических и юридических лиц, в том числе и иностранных, к процессу приватизации государственного имущества, включая приобретения в собственность недвижимости.

Право приобретать в собственность жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, иностранным юридическим лицам.

Возможность приватизировать землю с хозяйственными строениями и постройками приватизации объектов торговли и сферы обслуживания.

Стимулирование технического перевооружения

Освобождение от налогообложения части дохода предприятий с иностранными инвестициями, реинвестируемой в расширение производства, технологическую модернизацию и для реализации социальных программ.

Право на беспрепятственный вывоз (без лицензии) продукции собственного производства, а также ввоз продукции для собственных нужд предприятия.

Таможенное обложение

Имущество, ввозимое на территорию Республики Узбекистан для собственных, производственных и для личных нужд иностранных работников предприятий с иностранными инвестициями, освобождается от уплаты таможенной пошлины.

Существенное упрощение ввоза-вывоза факторов производства, беспошлинный ввоз имущества для вкладов в уставный фонд совместных и иностранных предприятий на территорию Узбекистана:

. ввозимые из государств, с которыми подписаны соглашения, предусматривающие режим свободной торговли;
. ввозимые иностранными юридическими лицами, осуществившими прямые инвестиции в экономику Республики Узбекистан на общую сумму более $50 млн., при условии, что они являются продукцией их собственного производства.
Не облагаются таможенными пошлинами ввозимые и вывозимые товары:
. имущественного вклада зарубежного партнера в уставной капитал предприятия с иностранными инвестициями;
. давальческого сырья, материалов, комплектующих, ввозимых (вывозимых) для промышленной переработки и получения продукции, подлежащей вывозу (ввозу)

Остановимся на экономических условиях, делающих привлекательными вложения иностранного капитала в экономику республики, в частности на налоговой политике государства в отношении иностранных инвестиций, поскольку именно этот аспект, наряду с государственными гарантиями защиты частной собственности, как никакой другой интересует зарубежные инвестиционные компании.

Рассмотрим теоретическую основу влияния налоговой системы на интенсивность вложения иностранного капитала, проанализируем опыт стран, использующих налоговые льготы и стимулы, направленные на увеличение притока инвестиций. Анализ положений проводим в сравнении с налоговой политикой республики и механизмом налогообложения предприятий с иностранными инвестициями, которой определен инструкцией Министерства финансов и
Государственного налогового комитета Республики Узбекистан от 7 января 1993 г. № 9 «О налогообложении доходов предприятий с участием иностранных инвесторов и доходов, получаемых участниками этих предприятий в результате распределения дохода».

Налоговая система, действующая в республике, оказывает значительное влияние на привлечение иностранных инвестиций. Ведущие эксперты международных организаций, изучавшие влияние налоговой политики на интенсивность иностранных инвестиций, доказали, что в рамках определенной системы налогообложения стимулы, направленные на привлечение иностранных инвестиций, часто имели второстепенное значение по сравнению с более общими характеристиками налогового законодательства.

К основным факторам благоприятной для инвесторов налоговой политики нужно отнести следующие:

1. Уровень налогового бремени. Общий уровень налогового бремени, несомненно, влияет на привлекательность страны для иностранных инвесторов. Он складывается из совокупности всех видов налогов, уплачиваемых совместными и иностранными предприятиями. Если оценивать уровень налогообложения предприятий с и иностранными инвестициями в нашей республике, то можно утверждать: он считается средним в сравнении с другими государствами, т.е. в ряде государств налоговое бремя, приходящееся на эти предприятия, ниже, в других выше, где для всех хозяйствующих субъектов предусмотрен общий режим налогообложения. При определении привлекательности стран для иностранных инвесторов недостаточно просто сравнить их налогообложения, поскольку, во-первых, налоговые доходы являются конечным источником фондов для большинства правительственных расходов и играют явную и решающую роль в выравнивании расходов и доходов. Так, более низкие доходы, ведущие к бюджетному дефициту, который снижает макроэкономическую стабильность, могут играть отрицательную роль при решении задачи привлечения инвестиций; во-вторых, если доходы тратятся на цели, которые уменьшают расходы и способствуют развитию деятельности, создающей доходы, то расходы эффективно компенсируют отрицательное влияние на налогообложение. Расходы на здравоохранение могут уменьшить стоимость частной системы здравоохранения и привести к снижению требованной повышения заработной платы или уменьшению расходов предприятий на страхование от болезней. Расходы по улучшению инфраструктуры транспорта и коммунального обслуживания страны могут уменьшить расходы компаний и увеличить их прибыльность. По этим причинам, если учесть опыт стран ОЭСР, общий уровень налогообложения экономики свидетельствует об относительной экономической эффективности.

Рассматривая, какие налоги согласно действующему законодательству
Республики Узбекистан уплачивают предприятия с иностранными инвестициями, следует отметить, что они являются плательщиками практически всех видов налогов, которые уплачивают юридические лица. Различие в режиме налогообложения предприятий с иностранными инвестициями в отличие от режима налогообложения других юридических лиц республики состоит только в налоге, который предприятия с иностранными инвестициями уплачивают с получаемого дохода, поэтому, поскольку в данной главе рассматриваются особенности налогообложения иностранных юридических лиц, то остановимся именно на этом налоге.
2. Объект налогообложения для предприятий с иностранными инвестициями, представительств, филиалов и дочерних предприятий инофирм, а также иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в РУ. Объектом налогообложения является валовый доход, исчисленный для целей налогообложения, представляет собой сумму выручки от реализации продукции, иных материальных ценностей и результатов от внереализационных операций.

Доходы предприятий, полученные в иностранной валюте, подлежат налогообложению в полном объеме по совокупности с выручкой, полученной в национальной валюте, пересчтитываются в национальную валюту Республики
Узбекистан, действовавшему на день поступления средств на валютный счет или в кассу предприятия.

Завершая обзор системы льгот и преференций, следует подчеркнуть, что льготы сами по себе являются одним, причем не самым главным, мотивом при принятии инвестором решения о размещении своих средств. Основными же причинами являются следующие:

> политическая и экономическая стабильность;
> емкость и перспективы роста рынка;
> стоимость продукции;
> квалификация рабочей силы;
> существующие в стране процедуры регулирования.

Поэтому важно систематически работать над совершенствованием инвестиционного климата в Узбекистане, формированием гибкой экономической политики в области привлечения иностранных инвестиций, которая должна быть комплексной системой стратегических, фундаментальных подходов и оперативного реагирования на постоянно - меняющуюся экономическую ситуацию в стране и в мире.

3. Проблемы в связи с привлечением иностранного капитала в экономику РУ.

Однако необходимо помнить о тех проблемам, с которыми уже сталкивались другие страны в связи с привлечением иностранного капитала.

Во-первых, иностранный предпринимательский капитал вкладывается в национальную экономику одноразово (при покупке или создании производства), в то время как репатриация прибыли происходит постоянно, и рано или поздно наступает момент уравнивания ввезенного и вывезенного капитала. Вопрос о реинвестировании достаточно деликатен, и его решение зависит от большого количества факторов, в частности, от общего инвестиционного климата в стране и условий конвертируемости национальной валюты.

Во-вторых, иностранный предпринимательский капитал, приходит, как правило, в те отрасли национальной экономики, где возможна максимальная прибыль, что может вызвать непропорциональное с точки зрения национальных интересов развития отраслей. Кроме того, встает вопрос об экологически
«грязных» иностранных предпринимателях, которые вывозятся из более развитых стран с более строгими экологическими нормами в менее развитые страны с низкими экологическими требованиями.

Анализ качественных показателей проникновения иностранного капитала в республику также наводят на некоторые размышления. Несмотря на высокий уровень открытости отечественной экономики и существование целого ряда льгот, определяющих в совокупности достаточно благоприятный инвестиционный климат, удельный вес объема продукции, работ и услуг, произведенных с участием иностранного капитала, не сталь значителен, хотя и наблюдается его определенный рост: в 1995 г. он составил лишь 2,4% к ВВП, в 1996 г. – 6%, а в 1997 г. – 12,5%. Объем продукции совместных предприятий, отправленной на экспорт, составил в 1997 г. только 8,3% от общего объема республиканского экспорта (при этом их импорт составил 36% от общего объема импорта республики).

Предприятия создаются в основном в сфере инфраструктуры. В связи с этим обостряется вопрос выбора приоритетных отраслей для привлечения иностранных инвестиций. Если цель – создать мощный экспортный потенциал, то это – добывающие и перерабатывающие отрасли, предприятия с высокими технологиями. Если цель – развивать импортозамещение, то приоритет следует отдать производству товаров народного потребления, сельскому хозяйству, пищевой промышленности, машиностроению и приборостроению, производству лекарств, фармацевтического оборудования и т.д. Если же первоочередная задача – не допустить рост социальной напряженности, то требуется делать упор на строительство жилья, производство строительных материалов, развитие отраслей, связанных с созданием большого количества новых рабочих мест, то есть, прежде всего, сельского хозяйства, пищевой промышленности, а также здравоохранения, образования и т.д.

Разграничение достаточно условное, поскольку невозможно, выбрав одну из перечисленных целей, забыть об остальных. Поэтому необходимо четкое определение приоритетности одних задач перед другими. А пока иностранный капитал устремляется, прежде всего, в сферу распределения, в торговлю, в организацию экспортно-импортных операций и других видов услуг. По официальным данным, в 1996 г. из общего количества действующих в
Узбекистане совместных предприятий в промышленности работало лишь 27,2%, тогда как н сферу торговли, общественного питания и посреднических услуг приходилось около 60%. Правда, в 1997 г. данное соотношение несколько улучшилось: 38,3% и 52%.

Масштабы привлечения иностранного капитала ограничено связаны с динамикой государственного долга страны. Конечно, большинство кредитов, предоставляемых Узбекистану, носят льготный характер, но, во-первых, это еще не прямые инвестиции, а во-вторых, в условиях крупномасштабного внешнего инвестирования выплаты даже по льготным процентам могут составить довольно значительную выплату и стать непосильным бременем для отечественной экономики.

Западный инвестор заинтересован вложить средства в производство тех товаров и услуг, которые уже конкурентоспособны на мировом рынке. На сегодняшний день для Узбекистана это очень узкий сегмент рынка, что объективно служит фактором, ограничивающим зарубежные инвестиции. Меры государственного регулирования должны быть направлены в первую очередь на создание условий для инвестирования в те имеющие экспортный потенциал отрасли, продукция которых пока не соответствует требованиям мирового рынка вследствии морального и физического устаревания используемых технологий и оборудования. В реализации таких инвестиционных проектов наряду с крупными предприятиями могут и должны участвовать мелкие средние совместные предприятия.

То есть, наряду с положительными моментами в формировании благоприятного инвестиционного климата в Республике имеются и определенные трудности. В частности одной из причин сокращения темпов создания ПИИ и прекращения деятельности уже созданных, особенно небольших и средних, стал несовершенный механизм самого привлечения иностранных инвестиций, а также проблема с конвертацией выручки. Оценивая инвестиционный климат в нашей стране, глава представительства Всемирного банка в Узбекистане господин
Девис Пирс отмечает: «Можно сказать, что для крупных инвесторов с капиталом в десятки и сотни миллионов долларов (а таковые привлекаются при участии и под гарантии правительства) в Узбекистане могут создаваться особые условия благоприятного “микроклимата”, что же касается мелких и средних инвесторов, то для них нынешние условия вкладывания капитала в Узбекистан, его эффективного использования и репатриации прибыли не столь привлекательны, как в ряде других стран СНГ и тем более Центральной Европы. Думаю, что положение можно значительно улучшить, окончательно решив проблемы с конвертацией валют, основательно либерализовав систему внешней торговли и укрепив банковскую систему». Экспертный анализ по двум странам с переходной экономикой, проведенной Европейским банком реконструкции и развития за 1997 г., позволил дать благоприятный прогноз долгосрочного (на ближайшие 25 лет) экономического роста Узбекистана. Вместе с тем регулярный рейтинг уровня рыночных преобразований, рассчитанный по 11 показателям, выявил ряд позиций, по которым республика отстает. В частности в сфере регулирования внешней торговли и обменного курса недостаточна либерализация экспорта и импорта: несмотря на почти полную конвертируемость текущего счета платежного баланса, поддерживается множественность (или двойственность) обменного курса: режим конвертации недостаточно прозрачен. Ниже среднего уровня показатель эффективности законодательства, так как некоторые нормативные акты не обладают полной ясностью и имеются случаи их противоречий друг другу. В области банковской системы насущной потребностью является улучшение финансового положения банков и налаживания механизмом банковского надзора, полная либерализация процентной ставки, минимизация льгот для доступа к дешевому рефинансированию, увеличение доли кредитования частных предприятий и широкое присутствие частных и иностранных банков.

Заключение

Подводя итоги своей работы я хотел бы остановиться на известной пословице:

«У каждой медали 2 стороны»

Этим я хотел сказать, что когда мы принимаем иностранные инвестиции надо обращать внимание и на обратную сторону медали.

Во-первых, иностранные инвестиции представляют собой реальное препятствие в будущем для наших отечественных предпринимателей.

Во-вторых, проблема репатриации.

В-третьих, проблема сырьевого придатка, т.е. мы не должны стать придатком для развитых стран.

Но я ни в коем случае не хочу утверждать о том, чтобы прекратить принимать иностранные инвестиции; это был бы уже консерватизм.

Иностранные инвестиции должны быть акселератором нашей экономики, но ни в коем случае не мотором.

И последнее что я хотел бы отметить – крайнею необходимость обдуманного подхода к выполнению инвестиционной программы.

Список используемой литературы

1. «Инвестиционное проектирование» Золотогоров К.А

2. «Основы финансового менеджмента» Балабанов И.Т.
3. «Рынок и открытая экономика» Чжен В.А.
4. «Узбекистан по пути углубления экономических реформ» Каримов И.А.
5. «Узбекистан на пороге XXI века» Каримов

И.А.
6. «Финансы» – Москва 2000

Ковалева А.М.
7. «Финансы. Денежное обращение. Кредит» Дробозина Л.А.
8. «Финансы» – Москва 1999

Радионова В.М.
9. «Особенности налогообложения предприятий с иностранными инвестициями»

10. Журнал: «Рынок, Деньги, Кредит» все номера за 1999 г.
11. Журнал: «Экономика и статистика» все номера за 1998-1999 г.
12. Журнал: «Экономический вестник Узбекистана» 1999 год
13. «Указ Президента Республики Узбекистан» от 30 ноября 1996 г.
14. «Экономическое обозрение» № 3(7) июнь 1999 г.
-----------------------
[pic]



Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.