| |||||
МЕНЮ
| Взаимодействие ОВД со СМИ в обеспечении правопорядкаВзаимодействие ОВД со СМИ в обеспечении правопорядкаМИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Курсовая работа ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОВД СО СМИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА. ВОРОНЕЖ - 2008 Содержание. Введение I. Деятельность ОВД по охране правопорядка. Понятие и сущность правопорядка Обеспечение правопорядка – основная функция деятельности ОВД II. СМИ, как «четвёртая власть» в государстве. Правовые основы деятельности СМИ Роль СМИ в функционировании государства III. Совместная деятельность СМИ и ОВД в сфере правоохраны. Правовая информатизация Управление массовым информационным процессом в сфере профилактики правонарушений Оптимизация взаимодействия ОВД с населением через деятельность СМИ Заключение Список используемой литературы Введение. Актуальность выбранной темы заключается в том, что наступление нового века знаменуется ускорением темпов формирования информационного общества, информация приобретает невиданное прежде значение, меняется её роль в жизни народа и государства, в политике и праве. В связи с этим деятельность по поддержанию правопорядка в стране, осуществляемая органами внутренних дел, представляется невозможной без её должного освещения в средствах массовой информации. Правовая информатизация осуществляется в целях привлечения населения к сотрудничеству с ОВД в сфере поддержания правопорядка с тем, чтобы обеспечить такое состояние безопасности отдельной личности, общества и государства в целом, при котором названные выше объекты могли бы спокойно функционировать и развиваться. Целью курсовой работы является изучение, осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью и характером взаимодействия ОВД и СМИ в сфере обеспечения правопорядка. Для выполнения этой цели необходимо решить ряд поставленных задач. Первоочередная задача – дать определение (с последующей характеристикой) такому понятию, как правопорядок. Необходимо отобразить содержание данной категории как социального явления. Это нужно для того, чтобы впоследствии отобразить всю важность взаимодействия ОВД и СМИ в данной сфере. Также в курсовой работе требуется охарактеризовать деятельность ОВД по поддержанию правопорядка. И особо здесь следует отметить то, что обеспечение состояния безопасности личности, общества и государства является главной и основной целью существования и функционирования органов внутренних дел. Не менее важным является рассмотрение связи СМИ и государства, которая имеет два основных аспекта. Первый из них состоит в том, что без них современная общественно – политическая система не в состоянии нормально функционировать. Второй аспект – СМИ представляют собой необходимый инструмент демократического развития государства. Оба аспекта взаимосвязаны. Содействуя нормальному функционированию демократического государства, СМИ тем самым стимулируют его дальнейшее развитие. С другой стороны, развитие по пути демократии создаёт оптимальные условия для нормального функционирования государства. Свидетельством актуальности проблемы СМИ в России служит выступление В.В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ в июле 2000 года. Показателен сам факт, что СМИ было уделено в Послании значительное внимание. Президент, в частности, заявил о том, что корни многих наших неудач – в неумении власти говорить с обществом. Было подчёркнуто большое значение именно свободных СМИ в решении стоящих перед Россией проблем (в том числе и проблема обеспечения правопорядка): «…Без действительно свободных СМИ российской демократии просто не выжить, а гражданского общества – не создать». На фоне взаимодействия СМИ с государством следует поподробнее остановиться на том, что СМИ уделено большое внимание в основополагающих актах правовой системы. Конституция Российской Федерации включает немалое количество соответствующих норм. Право стало регулировать отношения СМИ с органами государства, с политическими партиями и общественными организациями. Эта тенденция отражает стремление общества установить определённые рамки для деятельности СМИ с тем, чтобы свести к минимуму возможности злоупотребления ими. Следующей задачей моей курсовой работы является рассмотрение непосредственно процесса взаимодействия СМИ и ОВД в сфере обеспечения ими совместно правопорядка. Для этого необходимо указать нормативную базу, на основе которой осуществляется взаимодействие, перечислить основные направления деятельности в этой сфере. Я считаю, что, после рассмотрения вышеперечисленных задач, цель курсовой работы будет достигнута, и мне в полной мере удастся осветить поставленные в ходе написания курсовой вопросы. Деятельность ОВД по охране правопорядка. 1.1. Понятие и сущность правопорядка. Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общее "здоровье" всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потребности. Правопорядок, как социальная система, представляет собой совокуцпность общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписания правовых норм всеми субъектами права. В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно - следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счёте к установлению правового порядка. С целью наиболее полного раскрытия понятия правопорядка следует дать основную терминологию по данному вопросу: v Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичная звено механизма правового регулирования, моделирующее "идеальный" правопорядок. v Правоотношение - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений. v Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок. Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло цели правового регулирования. Структура правопорядка – это совокупность нескольких составляющих, разделённых в зависимости от сферы отношений, которые они урегулируют. Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других внеправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающийся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка[1]. Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные с нормами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права. 1.2. Обеспечение правопорядка – основная функция деятельности ОВД. Под обеспечением правопорядка понимается осуществление государственными органами (в лице органов внутренних дел) во взаимодействии с общественными формированиями различных мер по обеспечению охраны жизни и здоровья людей, их чести и достоинства, защите прав, свобод и законных интересов граждан, защите интересов предприятий, учреждений и организаций. Осуществление мер по охране правопорядка выражается в деятельности ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений и иных антиобщественных действий, в привлечении виновных к ответственности; в создании нормальных безопасных условий для общения людей в процессе производственной, трудовой деятельности и в удовлетворении ими материальных и духовных потребностей; в действиях, направленных на ликвидацию вредных последствий, вызванных нарушением правил и норм правопорядка. Наличие разных способов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обуславливает существование ряда организационно-правовых видов (направлений) деятельности, осуществляемых ОВД. К основным из них относятся: административная, оперативно-розыскная, уголовно-розыскная деятельность. Административная деятельность милиции. Это наиболее ёмкое направление в деятельности ОВД. Её содержание состоит в непосредственном, практическом осуществлении аппаратами, службами, подразделениями и сотрудниками милиции общественной безопасности, органами и сотрудниками милиции других служб функций по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступлений административно-правовыми средствами. Эта деятельность регламентируется нормами административного права. Административная деятельность подразделяется на два вида: внутриорганизационную и внешнюю. С точки зрения обеспечения правопорядка, нас больше интересует внешняя деятельность ОВД. Она состоит в осуществлении основных функций милиции, которые реализуются административно-правовыми методами и средствами. Данная деятельность включает в себя следующие виды: охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; осуществление лицензионно-разрешительной деятельности; обеспечение безопасности дорожного движения; осуществление контроля за соблюдением законодательства о свободе передвижений, иммиграционных правил, правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства; охрана собственности по договорам. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется ОВД в пределах их полномочий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств посредством поведения следующих оперативно-розыскных мероприятий: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки, исследование и проверка документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. Уголовно-процессуальная деятельность ОВД выражается в трёх направлениях: производство в пределах определённой законом компетенции дознания по уголовным делам; производство неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно предварительное следствие; выполнение поручений прокурора и следователя о производстве розыскных и следственных действий. Уголовно-процессуальная деятельность ОВД регламентируется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации[2]. Итак, рассмотрев основные направления деятельности ОВД, каждое из которых направлено на поддержание правопорядка, мы можем сделать вывод, что обеспечение правового порядка является главной и основной (можно даже сказать единственной) функцией органов внутренних дел. II. СМИ, как «четвёртая ветвь власти» в государстве. 2.1.Правовые основы деятельности СМИ. Сегодня, пожалуй, ни одно государство в мире не может быть уверено в том, что оно успешно решило проблему правового регулирования деятельности СМИ, несмотря на то, что для достижения этой цели затрачивается всё больше усилий. Основная трудность, естественно заключается в сложности самой проблемы, а также в том, что общественно-политическое развитие всё время дополняет её новыми аспектами, которые ещё не подверглись основательному научному анализу. Этот факт констатируют многие специалисты. Один из наиболее известных, профессор Э. Парашос, пишет: «Многие исследования последних двух десятилетий дают общее представление о законах, регулирующих деятельность средств массовой информации в конкретных регионах мира, но очень немногие представляют возможность всесторонне ознакомиться с этими законами». В России, где идёт процесс формирования гражданского общества и государственно-правовой системы, проблема СМИ, правового регулирования их деятельности стоит особенно остро. В основе права СМИ, как и в основе других отраслей права, лежит Конституция России. Её анализ свидетельствует, что эта основа достаточно фундаментальна и главное состоит в том, что Конституция предусмотрела надёжные гарантии прав и свобод человека, относящихся к СМИ. Принципиальное значение для деятельности СМИ имеет признание идеологического и политического многообразия (ч.1-3 ст.13), а также положения о том, что каждому гарантирована свобода слова и мысли. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом. Свобода массовой информации гарантируется, а цензура запрещается (ст.29). Одновременно Конституция установила и определённые ограничения свободы массовой информации. Запрещены пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную вражду, а также пропаганда социального, национального, расового, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст.29)[3]. Анализ приведённых положений Конституции даёт основание для вывода о том, что они соответствуют мировым стандартам, закреплённым нормами международного права. Российская Конституция определила фундаментальные основы деятельности СМИ, а более конкретные вопросы должны решаться специальным и отраслевым законодательством. Закон «О средствах массовой информации», принятый парламентом Российской Федерации 27 декабря 1991 г. и вступивший в силу 8 февраля 1992 г., подтверждает недопустимость цензуры (ст. 3). В нем содержатся базовые положения о свободе информации как деятельности по поиску, получению, производству и распространению массовой информации; о возможности учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также изготавливать, приобретать и эксплуатировать технические устройства, предназначенные для производства и распространения продукции средств массовой информации (ст. 1). Более того, законом разрешается частная собственность на средства массовой информации и запрещается владение (учреждение) СМИ иностранными гражданами — но не иностранными компаниями (ст. 7). В ст. 18 закона говорится, что учредители не могут вмешиваться в деятельность редакции средств массовой информации. Исключение может быть сделано только в том случае, если в договоре о регулировании взаимоотношений, который обязаны заключить учредитель и редакция, имеется явное указание на допустимость подобного вмешательства. В современной практике, однако (в отличие от времени, когда принимался закон), учредители являются также главными спонсорами печатного издания, что влечет за собой нарушения данного положения. Лишь в некоторых случаях главный редактор, учредитель (соучредитель) и владелец основного пакета акций предстают одним и тем же лицом. В большинстве случаев финансовая зависимость средств массовой информации от их спонсора превращает редакционную независимость в далекую мечту. Наконец, государственные органы активно вмешиваются в деятельность тех СМИ, учредителями или соучредителями которых они являются. Со времени принятия данного закона Верховным Советом Российской Федерации вступили в силу около тридцати других и несколько десятков указов Президента РФ, касающихся средств массовой информации. Далее следует краткое перечисление соответствующих федеральных законов. Уголовный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу 1 января 1997 г. и заменил прежний (1962), определяет клевету как «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию» (ст. 129). Кодекс впервые в истории российского законодательства вводит уголовную ответственность за правонарушения, связанные с аудиовизуальным сектором и новыми информационными технологиями. Ст. 151 Гражданского кодекса 1995 г. и ст. 43 закона о средствах массовой информации возлагают ответственность за правильность информации на ответчика (на журналиста или редакцию СМИ). Закон «О государственной тайне» принят парламентом 21 июля 1993 г. Государственная тайна определяется в нем как «защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». Раскрытие государственных тайн влечет за собой наказание[4]. Закон «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» 1994 г. имеет большое значение, поскольку большая часть СМИ в России принадлежит государственным учреждениям разных уровней. Закон предусматривает ряд событий, связанных с деятельностью государственных органов, подробную информацию о которых должны сообщать соответствующие государственные СМИ. В их число входят обращения и заявления, сделанные Президентом Российской Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой и Правительством РФ; открытие первых официальных сессий палат парламента и нового правительства; а также инаугурация Президента. Закон «О связи» принят Государственной Думой 20 января 1995 г. Он устанавливает правовые основы для деятельности в области связи, наделяет органы государственной власти полномочиями по регулированию подобной деятельности, определяет права и обязанности физических и юридических лиц, участвующих в предоставлении услуг связи или пользующихся такими услугами. В нем регулируется порядок получения вещательными станциями лицензий на передачу их сигналов. Закон предусматривает, что «государственные органы имеют право приоритетного использования любых сетей и средств связи независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности». Закон «Об информации, информатизации и защите информации» принят Государственной Думой 25 января 1995 г. и вступил в силу 20 февраля того же года. Разработан он только что созданным тогда Комитетом по политике информатизации (сокращенно: Роскоминформ) при Президенте Российской Федерации — ведущим правительственным органом, занимающимся проблемами информационного общества и информационных технологий. Закон определяет большое число понятий и задач, связанных с информацией. В нем рассматриваются вопросы прав на информацию, имеются также положения о доступе к информации[5]. Закон «О рекламе» принят Государственной Думой 14 июня 1995 г. и вступил в силу в июле 1995 г. Он определяет рекламу и правовых субъектов в этой области. В нем делается акцент на таких терминах, как «достоверность», «добросовестность» и «этичность» в рекламе. Закон определяет особенности различных форм рекламы и предлагает методы государственного и общественного контроля за рекламой. Этим законом введен полный запрет на телевизионную рекламу алкогольных напитков и табака с 1 января 1996 г. Закон «Об экономической поддержке районных (городских) газет», принятый Государственной Думой 24 ноября 1995 г., предусматривает выделение из федерального бюджета дотаций газетам, издаваемым органами местного самоуправления, по рекомендации общественных объединений при представлении финансово-экономического обоснования. Такие издания включаются в Федеральный реестр и могут получать дотации на покрытие части затрат по оплате бумаги, полиграфических услуг и федеральной почтовой связи. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|