реферат, рефераты скачать
 

Взаимодействие ОВД со СМИ в обеспечении правопорядка


Взаимодействие ОВД со СМИ в обеспечении правопорядка

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

Курсовая работа

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОВД СО СМИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВОПОРЯДКА.

ВОРОНЕЖ - 2008

Содержание.


Введение

I.                   Деятельность ОВД по охране правопорядка.

                        Понятие и сущность правопорядка

                        Обеспечение правопорядка – основная функция деятельности ОВД

II.                СМИ, как «четвёртая власть» в государстве.

                        Правовые основы деятельности СМИ

                        Роль СМИ в функционировании государства

III.             Совместная деятельность СМИ и ОВД в сфере правоохраны.

                        Правовая информатизация

                        Управление массовым информационным процессом в сфере профилактики правонарушений

                        Оптимизация взаимодействия ОВД с населением через деятельность СМИ

Заключение

Список используемой литературы

Введение.


Актуальность выбранной темы заключается в том, что наступление нового века знаменуется ускорением темпов формирования информационного общества, информация приобретает невиданное прежде значение, меняется её роль в жизни народа и государства, в политике и праве. В связи с этим деятельность по поддержанию правопорядка в стране, осуществляемая органами внутренних дел, представляется невозможной без её должного освещения в средствах массовой информации. Правовая информатизация осуществляется в целях привлечения населения к сотрудничеству с ОВД в сфере поддержания правопорядка с тем, чтобы обеспечить такое состояние безопасности отдельной личности, общества и государства в целом, при котором названные выше объекты могли бы спокойно функционировать и развиваться.

Целью курсовой работы является изучение, осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью и характером взаимодействия ОВД и СМИ в сфере обеспечения правопорядка. Для выполнения этой цели необходимо решить ряд поставленных задач.

Первоочередная задача – дать определение (с последующей характеристикой) такому понятию, как правопорядок. Необходимо отобразить содержание данной категории как социального явления. Это нужно для того, чтобы впоследствии отобразить всю важность взаимодействия ОВД и СМИ в данной сфере.

Также в курсовой работе требуется охарактеризовать деятельность ОВД по поддержанию правопорядка. И особо здесь следует отметить то, что обеспечение состояния безопасности личности, общества и государства является главной и основной целью существования и функционирования органов внутренних дел.

Не менее важным является рассмотрение связи СМИ и государства, которая имеет два основных аспекта. Первый из них состоит в том, что без них современная общественно – политическая система не в состоянии нормально функционировать. Второй аспект – СМИ представляют собой необходимый инструмент демократического развития государства. Оба аспекта взаимосвязаны. Содействуя нормальному функционированию демократического государства, СМИ тем самым стимулируют его дальнейшее развитие. С другой стороны, развитие по пути демократии создаёт оптимальные условия для нормального функционирования государства.

Свидетельством актуальности проблемы СМИ в России служит выступление В.В. Путина при представлении ежегодного Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ в июле 2000 года. Показателен сам факт, что СМИ было уделено в Послании значительное внимание.

Президент, в частности, заявил о том, что корни многих наших неудач – в неумении власти говорить с обществом. Было подчёркнуто большое значение именно свободных СМИ в решении стоящих перед Россией проблем (в том числе и проблема обеспечения правопорядка): «…Без действительно свободных СМИ российской демократии просто не выжить, а гражданского общества – не создать».

На фоне взаимодействия СМИ с государством следует поподробнее остановиться на том, что СМИ уделено большое внимание в основополагающих актах правовой системы. Конституция Российской Федерации включает немалое количество соответствующих норм. Право стало регулировать отношения СМИ с органами государства, с политическими партиями и общественными организациями. Эта тенденция отражает стремление общества установить определённые рамки для деятельности СМИ с тем, чтобы свести к минимуму возможности злоупотребления ими.

Следующей задачей моей курсовой работы является рассмотрение непосредственно процесса взаимодействия СМИ и ОВД в сфере обеспечения ими совместно правопорядка. Для этого необходимо указать нормативную базу, на основе которой осуществляется взаимодействие, перечислить основные направления деятельности в этой сфере.

Я считаю, что, после рассмотрения вышеперечисленных задач, цель курсовой работы будет достигнута, и мне в полной мере удастся осветить поставленные в ходе написания курсовой вопросы.

Деятельность ОВД по охране правопорядка.

1.1.         Понятие и сущность правопорядка.

Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество степень правопорядочности  общественной жизни во многом определяет общее "здоровье" всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной власти, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потребности.

Правопорядок, как социальная система, представляет собой совокуцпность общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписания правовых норм всеми субъектами права.

В формировании правового порядка участвуют все элементы механизма правового регулирования общественных отношений. Их причинно - следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счёте к установлению правового порядка.

С целью наиболее полного раскрытия понятия правопорядка следует дать основную терминологию по данному вопросу:

v               Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичная звено механизма правового регулирования, моделирующее "идеальный" правопорядок.

v               Правоотношение - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодателем правопорядка к установлению конкретного возможного или должного поведения участников общественных отношений, предусмотренного правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регулирования подключается законность, призванная гарантировать возможное и должное поведение субъектов правоотношений.

v               Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима законности права и обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким образом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.

Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано нормами права и достигло цели правового регулирования.

Структура правопорядка – это совокупность нескольких составляющих, разделённых в зависимости от сферы отношений, которые они урегулируют.

Особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений выражается в том, что складывается он только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. Поэтому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере действия норм морали, норм различных общественных организаций и других внеправовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопорядок является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающийся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка[1].

Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семейные и другие виды общественных отношений, урегулированные с нормами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институтами права.


1.2.         Обеспечение правопорядка – основная функция деятельности ОВД.


Под обеспечением правопорядка понимается осуществление государственными органами (в лице органов внутренних дел) во взаимодействии с общественными формированиями различных мер по обеспечению охраны жизни и здоровья людей, их чести и достоинства, защите прав, свобод и законных интересов граждан, защите интересов предприятий, учреждений и организаций.

Осуществление мер по охране правопорядка выражается в деятельности ОВД по предупреждению и пресечению правонарушений и иных антиобщественных действий, в привлечении виновных к ответственности; в создании нормальных безопасных условий для общения людей в процессе производственной, трудовой деятельности и в удовлетворении ими материальных и духовных потребностей; в действиях, направленных на ликвидацию вредных последствий, вызванных нарушением правил и норм правопорядка.

Наличие разных способов охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности обуславливает существование ряда организационно-правовых видов (направлений) деятельности, осуществляемых ОВД. К основным из них относятся: административная, оперативно-розыскная, уголовно-розыскная деятельность.

Административная деятельность милиции. Это наиболее ёмкое направление в деятельности ОВД. Её содержание состоит в непосредственном, практическом осуществлении аппаратами, службами, подразделениями и сотрудниками милиции общественной безопасности, органами и сотрудниками милиции других служб функций по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступлений административно-правовыми средствами. Эта деятельность регламентируется нормами административного права. Административная деятельность подразделяется на два вида: внутриорганизационную и внешнюю.

С точки зрения обеспечения правопорядка, нас больше интересует внешняя деятельность ОВД. Она состоит в осуществлении основных функций милиции, которые реализуются административно-правовыми методами и средствами. Данная деятельность включает в себя следующие виды: охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; осуществление лицензионно-разрешительной деятельности; обеспечение безопасности дорожного движения; осуществление контроля за соблюдением законодательства о свободе передвижений, иммиграционных правил, правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства; охрана собственности по договорам.

Оперативно-розыскная деятельность осуществляется ОВД в пределах их полномочий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств посредством поведения следующих оперативно-розыскных мероприятий: опрос граждан, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочные закупки, исследование и проверка документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.

Уголовно-процессуальная деятельность ОВД выражается в трёх направлениях: производство в пределах определённой законом компетенции дознания по уголовным делам; производство неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно предварительное следствие; выполнение поручений прокурора и следователя о производстве розыскных и следственных действий. Уголовно-процессуальная деятельность ОВД регламентируется уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации[2].

Итак, рассмотрев основные направления деятельности ОВД, каждое из которых направлено на поддержание правопорядка, мы можем сделать вывод, что обеспечение правового порядка является главной и основной (можно даже сказать единственной) функцией органов внутренних дел.

II. СМИ, как «четвёртая ветвь власти» в государстве.

2.1.Правовые основы деятельности СМИ.


Сегодня, пожалуй, ни одно государство в мире не может быть уверено в том, что оно успешно решило проблему правового регулирования деятельности СМИ, несмотря на то, что для достижения этой цели затрачивается всё больше усилий. Основная трудность, естественно заключается в сложности самой проблемы, а также в том, что общественно-политическое развитие всё время дополняет её новыми аспектами, которые ещё не подверглись основательному научному анализу. Этот факт констатируют многие специалисты. Один из наиболее известных, профессор Э. Парашос, пишет: «Многие исследования последних двух десятилетий дают общее представление о законах, регулирующих деятельность средств массовой информации в конкретных регионах мира, но очень немногие представляют возможность всесторонне ознакомиться с этими законами».

В России, где идёт процесс формирования гражданского общества и государственно-правовой системы, проблема СМИ, правового регулирования их деятельности стоит особенно остро.

В основе права СМИ, как и в основе других отраслей права, лежит Конституция России. Её анализ свидетельствует, что эта основа достаточно фундаментальна и главное состоит в том, что Конституция предусмотрела надёжные гарантии прав и свобод человека, относящихся к СМИ.

Принципиальное значение для деятельности СМИ имеет признание идеологического и политического многообразия (ч.1-3 ст.13), а также положения о том, что каждому гарантирована свобода слова и мысли. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать и распространять информацию любым законным способом. Свобода массовой информации гарантируется, а цензура запрещается (ст.29).

Одновременно Конституция установила и определённые ограничения свободы массовой информации. Запрещены пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную вражду, а также пропаганда социального, национального, расового, религиозного или языкового превосходства (ч.2 ст.29)[3].

Анализ приведённых положений Конституции даёт основание для вывода о том, что они соответствуют мировым стандартам, закреплённым нормами международного права. Российская Конституция определила фундаментальные основы деятельности СМИ, а более конкретные вопросы должны решаться специальным и отраслевым законодательством.

Закон «О средствах массовой информации», принятый парла­ментом Российской Федерации 27 декабря 1991 г. и вступивший в силу 8 февраля 1992 г., подтверждает недопустимость цензуры (ст. 3). В нем содержатся базовые положения о свободе информации как деятельности по поиску, получению, производству и распростра­нению массовой информации; о возможности учреждать средства массовой информации, владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также изготавливать, приобретать и эксплуатировать тех­нические устройства, предназначенные для производства и рас­пространения продукции средств массовой информации (ст. 1). Более того, законом разрешается частная собственность на средства мас­совой информации и запрещается владение (учреждение) СМИ иностранными гражданами — но не иностранными компаниями (ст. 7). В ст. 18 закона говорится, что учредители не могут вмеши­ваться в деятельность редакции средств массовой информации. Исключение может быть сделано только в том случае, если в дого­воре о регулировании взаимоотношений, который обязаны зак­лючить учредитель и редакция, имеется явное указание на допус­тимость подобного вмешательства.

В современной практике, однако (в отличие от времени, когда принимался закон), учредители являются также главными спон­сорами печатного издания, что влечет за собой нарушения данно­го положения. Лишь в некоторых случаях главный редактор, учре­дитель (соучредитель) и владелец основного пакета акций пред­стают одним и тем же лицом. В большинстве случаев финансовая зависимость средств массовой информации от их спонсора пре­вращает редакционную независимость в далекую мечту. Наконец, государственные органы активно вмешиваются в деятельность тех СМИ, учредителями или соучредителями которых они являются.

Со времени принятия данного закона Верховным Советом Рос­сийской Федерации вступили в силу около тридцати других и не­сколько десятков указов Президента РФ, касающихся средств мас­совой информации. Далее следует краткое перечисление соответ­ствующих федеральных законов.

Уголовный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу 1 января 1997 г. и заменил прежний (1962), определяет клеве­ту как «распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репута­цию» (ст. 129). Кодекс впервые в истории российского законода­тельства вводит уголовную ответственность за правонарушения, связанные с аудиовизуальным сектором и новыми информацион­ными технологиями.

Ст. 151 Гражданского кодекса 1995 г. и ст. 43 закона о средствах массовой информации возлагают ответственность за правильность информации на ответчика (на журналиста или редакцию СМИ).

Закон «О государственной тайне» принят парламентом 21 июля 1993 г. Государственная тайна определяется в нем как «защищае­мые государством сведения в области его военной, внешнеполи­тической, экономической, разведывательной, контрразведыватель­ной и оперативно-розыскной деятельности, распространение ко­торых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». Раскрытие государственных тайн влечет за собой наказание[4].

Закон «О порядке освещения деятельности органов государствен­ной власти в государственных средствах массовой информации» 1994 г. имеет большое значение, поскольку большая часть СМИ в России принадлежит государственным учреждениям разных уровней. За­кон предусматривает ряд событий, связанных с деятельностью государственных органов, подробную информацию о которых дол­жны сообщать соответствующие государственные СМИ. В их число входят обращения и заявления, сделанные Президентом Российс­кой Федерации, Советом Федерации, Государственной Думой и Правительством РФ; открытие первых официальных сессий палат парламента и нового правительства; а также инаугурация Прези­дента.

Закон «О связи» принят Государственной Думой 20 января 1995 г. Он устанавливает правовые основы для деятельности в области связи, наделяет органы государственной власти полномочиями по регулированию подобной деятельности, определяет права и обя­занности физических и юридических лиц, участвующих в предос­тавлении услуг связи или пользующихся такими услугами. В нем регулируется порядок получения вещательными станциями лицен­зий на передачу их сигналов. Закон предусматривает, что «государ­ственные органы имеют право приоритетного использования лю­бых сетей и средств связи независимо от ведомственной принад­лежности и форм собственности».

Закон «Об информации, информатизации и защите информа­ции» принят Государственной Думой 25 января 1995 г. и вступил в силу 20 февраля того же года. Разработан он только что созданным тогда Комитетом по политике информатизации (сокращенно: Роскоминформ) при Президенте Российской Федерации — ведущим правительственным органом, занимающимся проблемами инфор­мационного общества и информационных технологий. Закон оп­ределяет большое число понятий и задач, связанных с информа­цией. В нем рассматриваются вопросы прав на информацию, име­ются также положения о доступе к информации[5].

Закон «О рекламе» принят Государственной Думой 14 июня 1995 г. и вступил в силу в июле 1995 г. Он определяет рекламу и правовых субъектов в этой области. В нем делается акцент на таких терминах, как «достоверность», «добросовестность» и «этичность» в рекламе. Закон определяет особенности различных форм рекла­мы и предлагает методы государственного и общественного конт­роля за рекламой. Этим законом введен полный запрет на телеви­зионную рекламу алкогольных напитков и табака с 1 января 1996 г.

Закон «Об экономической поддержке районных (городских) га­зет», принятый Государственной Думой 24 ноября 1995 г., предус­матривает выделение из федерального бюджета дотаций газетам, издаваемым органами местного самоуправления, по рекоменда­ции общественных объединений при представлении финансово-экономического обоснования. Такие издания включаются в Феде­ральный реестр и могут получать дотации на покрытие части зат­рат по оплате бумаги, полиграфических услуг и федеральной почтовой связи.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.