| |||||
МЕНЮ
| Внедрение системного информационного комплекса в офисе туристской компанииВнедрение системного информационного комплекса в офисе туристской компанииОглавление Введение стр.3 Заключение стр.35 Библиографический список использованной литературы стр.38
Развитие науки об управлении и становление отраслей микроэлектроники, вычислительной техники и средств связи, информационный взрыв и интеллектуализация общества, массовые коммуникационные процессы и интенсификация связей между людьми путем создания локальных и глобальных компьютерных сетей; выдвижение на первый план сферы услуг и производства информации – черты нынешнего этапа цивилизационного развития, указывающие на переход большинства развитых стран от постиндустриального, техногенного типа общества к качественно новому – информационному. К сожалению, Россия не относится к числу этих стран. Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что информатизация, то есть проникновение современных информационных компьютерных технологий в различные сферы человеческой деятельности, на сегодняшний день оказывается едва ли не единственным фактором повышения эффективности технологических процессов разработки и реализации туристского продукта, важность которого еще не до конца осознана многими организациями, предприятиями и учреждениями российской индустрии туризма. Фирмы, вовремя сумевшие осознать роль информационных ресурсов и компьютерных технологий в организации и ведении турбизнеса, оценившие предоставляемые ими возможности, а затем внедрившие и использовавшие их в повседневной работе, не только оптимизировали производство и реализацию своих продуктов, но и приобрели конкурентные преимущества, позволившие им выжить в условиях кризиса. Достижения технического прогресса в области информационных технологий
конца XX века прочно завоевали свои позиции в туристской индустрии, в корне
изменив процедуру формирования, продвижения и реализации туристских услуг. Большинство российских туристских компаний имеет доступ практически ко всем вышеперечисленным возможностям, предоставляемым как отечественными, так и зарубежными разработчиками. Суть проблемы состоит в том, что в условиях разнообразия программных продуктов и информационных систем, появившихся в последнее время на российском туристском рынке, отсутствии по ним полной и единой информации, нехватки средств для финансирования проектов и другим объективным причинам, у руководства туристских фирм, находящихся на стадии принятия решения по автоматизации, нередко возникают проблемы, связанные с поиском, оценкой и отбором необходимой информации о внедряемых технологиях, планированием предстоящих затрат и определением потребности в ресурсах, поиском и проведением переговоров с будущими партнерами и поставщиками приобретаемых услуг, оценкой результатов и обобщением опыта. Целями данной курсовой работы являются: теоретико-прикладная: выработка на основе накопленных знаний в области менеджмента, маркетинга и управления проектами методики информатизации предприятий индустрии туризма; практически-прикладная: анализ российского, в частности – московского, рынка туристских информационных технологий. Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач: анализ доступной литературы и получение консультаций у специалистов для сбора базовой информации по исследуемой проблеме; комплексное изучение рынка современных информационных технологий в туризме, определение состояния, тенденций и перспектив его развития; выявление особенностей использования информационных технологий при формировании, продвижении и реализации туристского продукта; разработка этапов внедрения информационных компьютерных технологий на предприятиях, учреждениях и организациях индустрии туризма; изучение возможностей перспективных отечественных систем бронирования и резервирования туристских услуг и выявление их отличия от западных аналогов; расчет и сравнительная оценка затрат туристских организаций при внедрении различных вариантов компьютерных систем бронирования; анализ правовых аспектов и форм государственного регулирования сферы информации и туристских информационных технологий. Объектом исследования является маркетинговая деятельность участников российского рынка туристских услуг, охватывающая процессы, протекающие на стадиях формирования, продвижения и реализации турпродукта и связанных с ним дополнительных услуг. Предметом исследования является процесс комплексной автоматизации, основой которого является внедрение современных достижений в области информационных и компьютерных технологий. Практическая значимость данной курсовой работы состоит в разработке методики внедрения компьютерной системы бронирования и информационных технологий на фирмах, осуществляющих деятельность на рынке туристских услуг. Данная методика, отражающая маркетинговые принципы современного подхода к информатизации российского турбизнеса, является универсальной, так как подходит для любых туристских организаций независимо от их размеров, формы собственности или способа присутствия на рынке (от поставщика услуг до агента и туроператора). Каждое ее положение опирается на материалы, опыт и конкретные результаты, полученные в ходе экспериментального внедрения новых информационных технологий в офисе компании “Бразос” в феврале - марте 1999 года (“Бразос” входит в структуру холдинга, образованного такими крупными российскими туристскими компаниями как “Интурист”, “Роза Ветров”, “Бегемот”). Кроме этого, собранные в работе материалы по информационным компьютерным технологиям, доступным российским организациям и частным лицам на начало 1999 года, наравне с оценкой эффективности их внедрения, призваны оказать помощь руководству туристских компаний при принятии решений по вопросам информатизации. Теоретической базой для курсовой работы послужили научные разработки
российских и зарубежных авторов, среди которых наиболее известны работы При написании данной курсовой работы был использован ряд прикладных
офисных программных продуктов для ПЭВМ компании “Microsoft” (Word, Excel),
а также инструментарий широко известных графических программ семейства Внедрение системного информационного комплекса в офисе туристской компании 2.1. Этапы автоматизации работы офиса туристской компании Компьютерные системы, стремительно вытесняющие привычную для наших соотечественников “бумажную” информационную технологию, электронная почта, реализация турпродуктов в сети Интернет и заключение контрактов с помощью электронных подписей; телесовещания, электронные выставки и конференции, многочисленные справочно-поисковые службы, сетевые автоматизированные рабочие места – это лишь небольшой список тех возможностей, которые стали доступны российским туристским организациям с внедрением в их деятельность современных компьютерных и информационных технологий. Но лишь немногие из компаний сумели вовремя осознать и, тем более, использовать предоставившиеся им возможности, предпочитая старые, но проверенные методы принципиально новому способу ведения дел. И как результат – потеря доли рынка, снижение прибыли и даже угроза банкротства. А как часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда рядовые сотрудники организации на своих рабочих местах не имеют даже стареньких 286- х, в то время как в офисе руководителя простаивает неизвестно зачем приобретенный (чаще всего для показных и развлекательных целей) компьютер самой последней конфигурации с кучей “наворотов” к нему? Именно проблема автоматизации является на сегодня самым “больным” вопросом для большинства российских турфирм, что особенно заметно в условиях кризиса: не каждой фирме сейчас по средствам приобрести современный компьютер с необходимым пакетом лицензионных программ в области обеспечения туристской деятельности. Поэтому данная глава посвящена нахождению рационального подхода к информатизации предприятий российской индустрии туризма в условиях нехватки материальных, финансовых и квалифицированных трудовых ресурсов. На первый взгляд, процесс внедрения компьютерных и информационных
технологий в практику работы российских турфирм представляет собой цепочку
простых взаимосвязанных действий: осознание потребности – выбор – покупка –
установка – эксплуатация. Эта модель поведения, характерная как для
организаций, так и для частных лиц, используется при внедрении относительно
несложных технологий (например, при установке нового программного
обеспечения и покупке справочной базы данных на компакт-диске). Внедрение
же технически сложных и дорогостоящих ИТ является проектом (в самом широком
понимании этого слова) и зависит от специфики самих ИПУ[1], а также от
опыта проведения подобных мероприятий сотрудниками конкретной турфирмы. |Осознание | |Поиск и оценка | |Принятие | |Планирование | | Рис.2.1-1 Этапы автоматизации деятельности турфирм на примере АСБ Процесс внедрения автоматизированной системы бронирования начинается с момента признания высшим менеджментом роли информации и информационных технологий в принятии решений для осуществления туристскими организациями своей финансово-хозяйственной деятельности. Иными словами, руководство компании должно четко осознавать необходимость автоматизации технологических процессов формирования, продвижения и реализации турпродукта, ведения документации и бухгалтерского учета и т.д. От того, насколько руководство турфирмы и остальные сотрудники понимают важность стоящей перед ними проблемы, в значительной степени зависит и весь дальнейший успех предстоящей кампании. Перед тем как перейти к следующему этапу, необходимо сформулировать
цели и задачи проекта для того, чтобы затем четко определить направления
возможного усовершенствования. Для этого возможно использование широко
применяемого в маркетинге метода коллективной экспертной оценки,
позволяющего оценить относительную важность каждого из предлагаемых
вариантов по стопроцентной шкале. Не менее часто используются и методы Заканчивается первый этап составлением плана основных работ по проекту автоматизации: определение последовательности действий, распределение их во времени и прочие операции, связанные с применением методов построения сетевых моделей, расчета критического пути, составления календарных планов и т.п. Вторым основным этапом процесса автоматизации является поиск и анализ
всей существующей информации о системах бронирования, представленных на
российском рынке туристских информационных технологий, описанных в
параграфе 1.3 “Анализ рынка систем информационного обеспечения
деятельности туристских компаний”. Данный этап подчиняется общепринятым
принципам и стандартам проведения маркетинговых исследований и включает в
себя сбор и анализ всей информации о функционирующих на рынке системах, их
разработчиках и участниках, условиях подключения и эксплуатации. Все
ведущие системы бронирования имеют свои представительства в России,
развитие же глобальной компьютерной сети Internet позволяет провести
недорогие кабинетные исследования и обойтись без крупных денежных расходов,
уложившись при поиске необходимой информации в достаточно сжатые сроки. Кроме этого, на данном этапе необходимо принять решение относительно формы собственности на приобретаемую информационную систему. На сегодняшний день разработчики систем бронирования предлагают для турфирм следующие варианты: создание индивидуальной системы (право владения, пользования и распоряжения); приобретение прав пользования и распоряжения информационной системой, обслуживание которой производится разработчиком; приобретение системы, разработанной для нескольких туристских фирм, обслуживание которой производится самим пользователем. Наряду с очевидными плюсами создание индивидуальной системы требует
много времени и обходится в десятки раз дороже, особенно, учитывая
стоимость ее последующей модернизации. Третий же вариант предполагает
наличие в штате высококвалифицированных программистов (уровень заработной
платы которых не ниже 800$), что может себе позволить далеко не каждая
турфирма. Оптимальным в российских условиях является второй вариант, по
которому сегодня работает большинство туристских организаций: кроме
приемлемой платы за установку и обслуживание, он предполагает бесплатное
обновление эксплуатируемой системы и использование на льготных условиях
дополнительных возможностей, предлагаемых ее разработчиками (размещение
логотипа и рекламы фирмы на сервере разработчика, участие в электронных
выставках и ярмарках, создание и поддержание собственной странички в Завершающей “ступенькой” на втором этапе является отбор необходимой
системы бронирования из числа альтернативных вариантов. Критерии выбора
зависят от потребностей и возможностей фирмы. Наиболее распространенными
требованиями при отборе той или иной системы бронирования являются ее
стоимость, уровень сервиса (сопровождения), применимость на определенном
рынке, оперативность выполняемых действий, функциональные возможности. 1. Функциональные задачи, к которым, помимо основных выполняемых
функций (реализация технологии автоматизированного бронирования услуг,
предоставление подробной информации об участниках системы и их продуктах,
ведение финансового учета, формирование отчетности и т.д.), относятся учет
местных условий, возможность подключения к сети различных абонентов,
совместимость с основными системами своего класса, функционирование в среде 2. Требования к режиму функционирования, который должен допускать
возможность ввода, приема, передачи и обработки любой информации, а также
круглосуточный режим работы и недопустимость длительной блокировки системы
вследствие информационных перегрузок, возможность подключения новых и
отключения старых, уже установленных, периферийных устройств без нарушения
работы сети; информирование участников системы об изменении ее состава и
обеспечение целостности и надежности передаваемых и хранимых данных. Кроме
этого, система должна соответствовать одному из следующих типов – 3. Возможность дальнейшего развития и модернизации системы, что должно предусматриваться ее архитектурным решением. Пропускная способность системы должна быть достаточной с точки зрения количества подключенных сетевых ресурсов, разнообразия используемых технологий и протоколов соединения, а используемое оборудование должно обеспечивать переход на высокоскоростные технологии следующего поколения при минимальных затратах. Кроме этого, система должна поддерживать все стандартные интерфейсы и интегрировать различные виды информации (аудио, видео, текст и т.д.). Метод же подключения конкретного пользователя должен определяться индивидуально, исходя из его формы (туроператор, турагент, объект размещения и т.д.), а также требований производительности, стоимости и места расположения абонента. 4. Надежность. Используемое в системе программно-аппаратное решение должно гарантировать сохранность данных и программного обеспечения при отказах отдельных технических средств системы или аварийном отключении электропитания, а также быстрое восстановление системы в случае отказов за счет применения автоматических средств контроля работоспособности. 5. Конфиденциальность и внешние коммуникации, а именно: обеспечение идентификации связывающихся абонентов системы и защиты передаваемой по каналам связи информации, управление разграничением доступа; автоматический контроль нарушения правил доступа в систему (сбор информации о попытках несанкционированного доступа), организация удаленного доступа через средства телекоммуникаций и наличие интерфейсов выхода в основные GDS, а также взаимодействие с отечественными и зарубежными специализированными базами и банками данных. Для правильной оценки вариантов и выбора системы, удовлетворяющей всем предъявленным в ходе отбора требованиям, на данном этапе возможно применение методов функционально-стоимостного анализа, потребительской оценки, а также метода определения конкурентоспособности ИПУ по техническим и экономическим показателям. Окончательное решение по вопросу автоматизации принимается после расчета показателей эффективности внедрения информационной системы на объекте (см. Главу 3 настоящей дипломной работы) и оценки рисков, с которыми турфирма может столкнуться в ходе ее эксплуатации. Кроме типичных рисков, сопровождающих нормальную коммерческую деятельность всех туристских компаний (политические, страновые, коммерческие, инфляционные, валютные и т.д.), при внедрении и эксплуатации автоматизированных систем бронирования, несмотря на заверения их разработчиков, пользователям приходится сталкиваться со следующими наиболее распространенными в этой среде рисками: технические – несовместимость программного обеспечения, плохое качество связи по модему и ее отсутствие (особенно характерно для регионов), опасность заражения вирусами, потеря кодов доступа в систему; информационные – отсутствие необходимой информации, неактуальность данных, содержащихся в системе, дублирование информации, возможность доступа к конфиденциальным сведениям посторонних лиц (например, хакеров), потеря и порча информации, завышенные цены; риск неплатежа за оказанные услуги со стороны партнеров и аннуляции забронированных услуг по вине несвоевременного прохождения платежей; риск банкротства разработчика, обслуживающего систему, невыполнение им данных пользователю обязательств; риск долгой адаптации персонала к особенностям работы в АСБ. Для того чтобы эффективно препятствовать возможному воздействию описанных ситуаций или хотя бы уменьшить их отрицательные последствия, турфирме необходимо определить, проанализировать, оценить и разработать мероприятия по снижению уровня рисков еще на стадии принятия решения по автоматизации своей деятельности. Для этого могут быть использованы методы экспертной оценки, теории вероятности, математической статистики и др. Четвертый этап – планирование – начинается с определения потребностей
компании в ресурсах, требующихся для внедрения системы. Для этого
необходимо совершить ряд следующих действий: а) Поиск и определение источников финансирования программы. Ими могут
быть собственные денежные ресурсы компании (прибыль, фондовые отчисления),
резервы инвесторов, заемные средства, бюджетные ассигнования, лизинг и т.д. б) Анализ обеспеченности техническим оборудованием. Любая современная
система бронирования подразумевает наличие, как минимум, 486 процессора и |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|