реферат, рефераты скачать
 

Внедрение системного информационного комплекса в офисе туристской компании


Внедрение системного информационного комплекса в офисе туристской компании

Оглавление

Введение стр.3
Внедрение системного информационного комплекса в офисе туристской компании стр.6
2.1. Этапы автоматизации работы офиса туристской компании стр.6
2.2. Перспективные направления развития российских информационных технологий в сфере туризма: системный комплекс компании “Алеан” и
Туристская операционная система стр.15
Расчет эффективности внедрения автоматизированной информационной системы в офисе туристской компании стр.28

Заключение стр.35

Библиографический список использованной литературы стр.38


Введение

Развитие науки об управлении и становление отраслей микроэлектроники, вычислительной техники и средств связи, информационный взрыв и интеллектуализация общества, массовые коммуникационные процессы и интенсификация связей между людьми путем создания локальных и глобальных компьютерных сетей; выдвижение на первый план сферы услуг и производства информации – черты нынешнего этапа цивилизационного развития, указывающие на переход большинства развитых стран от постиндустриального, техногенного типа общества к качественно новому – информационному. К сожалению, Россия не относится к числу этих стран.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что информатизация, то есть проникновение современных информационных компьютерных технологий в различные сферы человеческой деятельности, на сегодняшний день оказывается едва ли не единственным фактором повышения эффективности технологических процессов разработки и реализации туристского продукта, важность которого еще не до конца осознана многими организациями, предприятиями и учреждениями российской индустрии туризма. Фирмы, вовремя сумевшие осознать роль информационных ресурсов и компьютерных технологий в организации и ведении турбизнеса, оценившие предоставляемые ими возможности, а затем внедрившие и использовавшие их в повседневной работе, не только оптимизировали производство и реализацию своих продуктов, но и приобрели конкурентные преимущества, позволившие им выжить в условиях кризиса.

Достижения технического прогресса в области информационных технологий конца XX века прочно завоевали свои позиции в туристской индустрии, в корне изменив процедуру формирования, продвижения и реализации туристских услуг.
С появлением национальных и международных систем бронирования, компьютерной сети Интернет, мультимедийных каталогов туристских путешествий по различным направлениям, электронных баз данных по нормативно-правовым актам, систем взаиморасчетов и других современных достижений в области информационных технологий, заметно увеличилось качество предоставляемого продукта, снизилась его себестоимость, сократились затраты туристов на самостоятельный поиск и приобретение необходимого пакета услуг.

Большинство российских туристских компаний имеет доступ практически ко всем вышеперечисленным возможностям, предоставляемым как отечественными, так и зарубежными разработчиками. Суть проблемы состоит в том, что в условиях разнообразия программных продуктов и информационных систем, появившихся в последнее время на российском туристском рынке, отсутствии по ним полной и единой информации, нехватки средств для финансирования проектов и другим объективным причинам, у руководства туристских фирм, находящихся на стадии принятия решения по автоматизации, нередко возникают проблемы, связанные с поиском, оценкой и отбором необходимой информации о внедряемых технологиях, планированием предстоящих затрат и определением потребности в ресурсах, поиском и проведением переговоров с будущими партнерами и поставщиками приобретаемых услуг, оценкой результатов и обобщением опыта.

Целями данной курсовой работы являются: теоретико-прикладная: выработка на основе накопленных знаний в области менеджмента, маркетинга и управления проектами методики информатизации предприятий индустрии туризма; практически-прикладная: анализ российского, в частности – московского, рынка туристских информационных технологий.

Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач: анализ доступной литературы и получение консультаций у специалистов для сбора базовой информации по исследуемой проблеме; комплексное изучение рынка современных информационных технологий в туризме, определение состояния, тенденций и перспектив его развития; выявление особенностей использования информационных технологий при формировании, продвижении и реализации туристского продукта; разработка этапов внедрения информационных компьютерных технологий на предприятиях, учреждениях и организациях индустрии туризма; изучение возможностей перспективных отечественных систем бронирования и резервирования туристских услуг и выявление их отличия от западных аналогов; расчет и сравнительная оценка затрат туристских организаций при внедрении различных вариантов компьютерных систем бронирования; анализ правовых аспектов и форм государственного регулирования сферы информации и туристских информационных технологий.

Объектом исследования является маркетинговая деятельность участников российского рынка туристских услуг, охватывающая процессы, протекающие на стадиях формирования, продвижения и реализации турпродукта и связанных с ним дополнительных услуг. Предметом исследования является процесс комплексной автоматизации, основой которого является внедрение современных достижений в области информационных и компьютерных технологий.

Практическая значимость данной курсовой работы состоит в разработке методики внедрения компьютерной системы бронирования и информационных технологий на фирмах, осуществляющих деятельность на рынке туристских услуг. Данная методика, отражающая маркетинговые принципы современного подхода к информатизации российского турбизнеса, является универсальной, так как подходит для любых туристских организаций независимо от их размеров, формы собственности или способа присутствия на рынке (от поставщика услуг до агента и туроператора). Каждое ее положение опирается на материалы, опыт и конкретные результаты, полученные в ходе экспериментального внедрения новых информационных технологий в офисе компании “Бразос” в феврале - марте 1999 года (“Бразос” входит в структуру холдинга, образованного такими крупными российскими туристскими компаниями как “Интурист”, “Роза Ветров”, “Бегемот”). Кроме этого, собранные в работе материалы по информационным компьютерным технологиям, доступным российским организациям и частным лицам на начало 1999 года, наравне с оценкой эффективности их внедрения, призваны оказать помощь руководству туристских компаний при принятии решений по вопросам информатизации.

Теоретической базой для курсовой работы послужили научные разработки российских и зарубежных авторов, среди которых наиболее известны работы
В.Г. Гуляева, А.Н. Романова, Стэна Рэппа и Томаса Л. Коллинза. В ходе исследования были проанализированы источники вторичной информации: специализированные туристские, маркетинговые и компьютерные издания – газета “Туринфо”, журналы “Туризм. Проблемы, практика, перспективы”,
“Маркетинг в России и за рубежом”, “CompUnity”, различная информация справочного, рекламного и статистического характера, а также сведения, полученные в результате посещения Интернет-серверов наиболее известных компаний. Огромное влияние на процесс разработки методики внедрения оказали опыт и данные, полученные автором работы в ходе переговоров с российской компанией “Алеан” – разработчиком компьютерных систем бронирования туристских продуктов и услуг.

При написании данной курсовой работы был использован ряд прикладных офисных программных продуктов для ПЭВМ компании “Microsoft” (Word, Excel), а также инструментарий широко известных графических программ семейства
Corel компании “Corel Corporation” – CorelDRAW и Corel Photo Paint.

Внедрение системного информационного комплекса в офисе туристской компании

2.1. Этапы автоматизации работы офиса туристской компании

Компьютерные системы, стремительно вытесняющие привычную для наших соотечественников “бумажную” информационную технологию, электронная почта, реализация турпродуктов в сети Интернет и заключение контрактов с помощью электронных подписей; телесовещания, электронные выставки и конференции, многочисленные справочно-поисковые службы, сетевые автоматизированные рабочие места – это лишь небольшой список тех возможностей, которые стали доступны российским туристским организациям с внедрением в их деятельность современных компьютерных и информационных технологий. Но лишь немногие из компаний сумели вовремя осознать и, тем более, использовать предоставившиеся им возможности, предпочитая старые, но проверенные методы принципиально новому способу ведения дел. И как результат – потеря доли рынка, снижение прибыли и даже угроза банкротства.

А как часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда рядовые сотрудники организации на своих рабочих местах не имеют даже стареньких 286- х, в то время как в офисе руководителя простаивает неизвестно зачем приобретенный (чаще всего для показных и развлекательных целей) компьютер самой последней конфигурации с кучей “наворотов” к нему? Именно проблема автоматизации является на сегодня самым “больным” вопросом для большинства российских турфирм, что особенно заметно в условиях кризиса: не каждой фирме сейчас по средствам приобрести современный компьютер с необходимым пакетом лицензионных программ в области обеспечения туристской деятельности. Поэтому данная глава посвящена нахождению рационального подхода к информатизации предприятий российской индустрии туризма в условиях нехватки материальных, финансовых и квалифицированных трудовых ресурсов.

На первый взгляд, процесс внедрения компьютерных и информационных технологий в практику работы российских турфирм представляет собой цепочку простых взаимосвязанных действий: осознание потребности – выбор – покупка – установка – эксплуатация. Эта модель поведения, характерная как для организаций, так и для частных лиц, используется при внедрении относительно несложных технологий (например, при установке нового программного обеспечения и покупке справочной базы данных на компакт-диске). Внедрение же технически сложных и дорогостоящих ИТ является проектом (в самом широком понимании этого слова) и зависит от специфики самих ИПУ[1], а также от опыта проведения подобных мероприятий сотрудниками конкретной турфирмы.
Именно в этом смысле этапы автоматизации деятельности туристской компании наиболее полно отражаются в процессе внедрения современной автоматизированной системы бронирования2 (см. Рис.2.1-1 и приложение 16).

|Осознание | |Поиск и оценка | |Принятие | |Планирование | |
|потребности | |информации | |окончательного | | | |
| | | | |решения | | | |
| | | | | | | | |
| | | | | | | | |
| |Переговоры | |Подключение, | |Контроль | | |
| |с поставщиками | |установка и | |изменений и | | |
| |информационных | |эксплуатация | |анализ опыта | | |
| |услуг | | | | | | |
| | | | | | | | |

Рис.2.1-1 Этапы автоматизации деятельности турфирм на примере АСБ

Процесс внедрения автоматизированной системы бронирования начинается с момента признания высшим менеджментом роли информации и информационных технологий в принятии решений для осуществления туристскими организациями своей финансово-хозяйственной деятельности. Иными словами, руководство компании должно четко осознавать необходимость автоматизации технологических процессов формирования, продвижения и реализации турпродукта, ведения документации и бухгалтерского учета и т.д. От того, насколько руководство турфирмы и остальные сотрудники понимают важность стоящей перед ними проблемы, в значительной степени зависит и весь дальнейший успех предстоящей кампании.

Перед тем как перейти к следующему этапу, необходимо сформулировать цели и задачи проекта для того, чтобы затем четко определить направления возможного усовершенствования. Для этого возможно использование широко применяемого в маркетинге метода коллективной экспертной оценки, позволяющего оценить относительную важность каждого из предлагаемых вариантов по стопроцентной шкале. Не менее часто используются и методы
“Дельфи”, “Мозгового штурма”, “Адвоката дьявола”. Что касается целей внедрения современных систем бронирования, то самыми распространенными из них на сегодняшний момент являются: замена морально устаревших информационных систем; получение конкурентных преимуществ (снижение себестоимости турпродукта, сокращение времени на обработку заказов и т.д.); расширение ассортимента предлагаемых услуг и границ рынка сбыта; автоматизация работы с партнерами и филиалами; автоматизация внутрифирменных процессов и оптимизация управления; использование сравнительно недорогих рекламных возможностей (реклама в сети
Internet).

Заканчивается первый этап составлением плана основных работ по проекту автоматизации: определение последовательности действий, распределение их во времени и прочие операции, связанные с применением методов построения сетевых моделей, расчета критического пути, составления календарных планов и т.п.

Вторым основным этапом процесса автоматизации является поиск и анализ всей существующей информации о системах бронирования, представленных на российском рынке туристских информационных технологий, описанных в параграфе 1.3 “Анализ рынка систем информационного обеспечения деятельности туристских компаний”. Данный этап подчиняется общепринятым принципам и стандартам проведения маркетинговых исследований и включает в себя сбор и анализ всей информации о функционирующих на рынке системах, их разработчиках и участниках, условиях подключения и эксплуатации. Все ведущие системы бронирования имеют свои представительства в России, развитие же глобальной компьютерной сети Internet позволяет провести недорогие кабинетные исследования и обойтись без крупных денежных расходов, уложившись при поиске необходимой информации в достаточно сжатые сроки.
Немало этому способствуют и сами разработчики - большинство из них предоставляют возможности на практике оценить все достоинства и недостатки предлагаемых продуктов посредством бесплатной работы в тренировочных системах и демонстрационных версиях, также бесплатно распространяемых среди потенциальных пользователей.

Кроме этого, на данном этапе необходимо принять решение относительно формы собственности на приобретаемую информационную систему. На сегодняшний день разработчики систем бронирования предлагают для турфирм следующие варианты: создание индивидуальной системы (право владения, пользования и распоряжения); приобретение прав пользования и распоряжения информационной системой, обслуживание которой производится разработчиком; приобретение системы, разработанной для нескольких туристских фирм, обслуживание которой производится самим пользователем.

Наряду с очевидными плюсами создание индивидуальной системы требует много времени и обходится в десятки раз дороже, особенно, учитывая стоимость ее последующей модернизации. Третий же вариант предполагает наличие в штате высококвалифицированных программистов (уровень заработной платы которых не ниже 800$), что может себе позволить далеко не каждая турфирма. Оптимальным в российских условиях является второй вариант, по которому сегодня работает большинство туристских организаций: кроме приемлемой платы за установку и обслуживание, он предполагает бесплатное обновление эксплуатируемой системы и использование на льготных условиях дополнительных возможностей, предлагаемых ее разработчиками (размещение логотипа и рекламы фирмы на сервере разработчика, участие в электронных выставках и ярмарках, создание и поддержание собственной странички в
Интернете и т.д.).

Завершающей “ступенькой” на втором этапе является отбор необходимой системы бронирования из числа альтернативных вариантов. Критерии выбора зависят от потребностей и возможностей фирмы. Наиболее распространенными требованиями при отборе той или иной системы бронирования являются ее стоимость, уровень сервиса (сопровождения), применимость на определенном рынке, оперативность выполняемых действий, функциональные возможности.
Последние являются определяющим критерием при выборе, представляя собой совокупность технических требований, которым должна удовлетворять система бронирования мирового класса[2]. С учетом решения как первоочередных, так и перспективных задач, их можно разделить на пять основных групп:

1. Функциональные задачи, к которым, помимо основных выполняемых функций (реализация технологии автоматизированного бронирования услуг, предоставление подробной информации об участниках системы и их продуктах, ведение финансового учета, формирование отчетности и т.д.), относятся учет местных условий, возможность подключения к сети различных абонентов, совместимость с основными системами своего класса, функционирование в среде
Windows и в сети Интернет.

2. Требования к режиму функционирования, который должен допускать возможность ввода, приема, передачи и обработки любой информации, а также круглосуточный режим работы и недопустимость длительной блокировки системы вследствие информационных перегрузок, возможность подключения новых и отключения старых, уже установленных, периферийных устройств без нарушения работы сети; информирование участников системы об изменении ее состава и обеспечение целостности и надежности передаваемых и хранимых данных. Кроме этого, система должна соответствовать одному из следующих типов –
“гибкому”, предполагающему предоставление пользователям возможностей самостоятельно, без обращения к разработчикам, изменять форматы хранимых данных, формы документов, “горячие” клавиши; или “жесткому”, при котором внесение изменений потребует обязательного обращения к программистам (как показывает практика, более половины пользователей “гибких” систем не использует широкий круг предоставляемых им возможностей, ограничиваясь только стандартным набором функций).

3. Возможность дальнейшего развития и модернизации системы, что должно предусматриваться ее архитектурным решением. Пропускная способность системы должна быть достаточной с точки зрения количества подключенных сетевых ресурсов, разнообразия используемых технологий и протоколов соединения, а используемое оборудование должно обеспечивать переход на высокоскоростные технологии следующего поколения при минимальных затратах. Кроме этого, система должна поддерживать все стандартные интерфейсы и интегрировать различные виды информации (аудио, видео, текст и т.д.). Метод же подключения конкретного пользователя должен определяться индивидуально, исходя из его формы (туроператор, турагент, объект размещения и т.д.), а также требований производительности, стоимости и места расположения абонента.

4. Надежность. Используемое в системе программно-аппаратное решение должно гарантировать сохранность данных и программного обеспечения при отказах отдельных технических средств системы или аварийном отключении электропитания, а также быстрое восстановление системы в случае отказов за счет применения автоматических средств контроля работоспособности.

5. Конфиденциальность и внешние коммуникации, а именно: обеспечение идентификации связывающихся абонентов системы и защиты передаваемой по каналам связи информации, управление разграничением доступа; автоматический контроль нарушения правил доступа в систему (сбор информации о попытках несанкционированного доступа), организация удаленного доступа через средства телекоммуникаций и наличие интерфейсов выхода в основные GDS, а также взаимодействие с отечественными и зарубежными специализированными базами и банками данных.

Для правильной оценки вариантов и выбора системы, удовлетворяющей всем предъявленным в ходе отбора требованиям, на данном этапе возможно применение методов функционально-стоимостного анализа, потребительской оценки, а также метода определения конкурентоспособности ИПУ по техническим и экономическим показателям.

Окончательное решение по вопросу автоматизации принимается после расчета показателей эффективности внедрения информационной системы на объекте (см. Главу 3 настоящей дипломной работы) и оценки рисков, с которыми турфирма может столкнуться в ходе ее эксплуатации. Кроме типичных рисков, сопровождающих нормальную коммерческую деятельность всех туристских компаний (политические, страновые, коммерческие, инфляционные, валютные и т.д.), при внедрении и эксплуатации автоматизированных систем бронирования, несмотря на заверения их разработчиков, пользователям приходится сталкиваться со следующими наиболее распространенными в этой среде рисками: технические – несовместимость программного обеспечения, плохое качество связи по модему и ее отсутствие (особенно характерно для регионов), опасность заражения вирусами, потеря кодов доступа в систему; информационные – отсутствие необходимой информации, неактуальность данных, содержащихся в системе, дублирование информации, возможность доступа к конфиденциальным сведениям посторонних лиц (например, хакеров), потеря и порча информации, завышенные цены; риск неплатежа за оказанные услуги со стороны партнеров и аннуляции забронированных услуг по вине несвоевременного прохождения платежей; риск банкротства разработчика, обслуживающего систему, невыполнение им данных пользователю обязательств; риск долгой адаптации персонала к особенностям работы в АСБ.

Для того чтобы эффективно препятствовать возможному воздействию описанных ситуаций или хотя бы уменьшить их отрицательные последствия, турфирме необходимо определить, проанализировать, оценить и разработать мероприятия по снижению уровня рисков еще на стадии принятия решения по автоматизации своей деятельности. Для этого могут быть использованы методы экспертной оценки, теории вероятности, математической статистики и др.

Четвертый этап – планирование – начинается с определения потребностей компании в ресурсах, требующихся для внедрения системы. Для этого необходимо совершить ряд следующих действий: а) Поиск и определение источников финансирования программы. Ими могут быть собственные денежные ресурсы компании (прибыль, фондовые отчисления), резервы инвесторов, заемные средства, бюджетные ассигнования, лизинг и т.д. б) Анализ обеспеченности техническим оборудованием. Любая современная система бронирования подразумевает наличие, как минимум, 486 процессора и
8Mb оперативной памяти (минимальные требования к функционированию Windows) для клиентского программного обеспечения и Pentium 200, 64Mb и 2Gb памяти на жестком диске для серверного обеспечения, а также модема и периферийных устройств - принтера, сканера. Оптимальным же на апрель 1999 года считается следующий вариант: для клиентского обеспечения – AMD K6 II 333МГц, 32Mb оперативной памяти и 3,2Gb памяти на жестком диске; для серверного обеспечения - AMD K6 II 333МГц, 128Mb, не менее 6,4Gb памяти на жестком диске, внешний модем U.S. Robotics Courier 33,6. в) Определение потребности в трудовых ресурсах, включая разработку должностных инструкций, выделение имеющихся или найм дополнительных сотрудников, распределение полномочий и ответственности. г) Выделение места для работы (кабинета, рабочего стола и т.д.).

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.