| |||||
МЕНЮ
| Внедрение системного информационного комплекса в офисе туристской компанииp> Клиентами СКА являются потребители туристских услуг - частные лица и корпоративные клиенты. Для них обеспечивается сервис самого высокого уровня – предоставление актуальной и довольно обширной информации по интересующим направлениям, позволяя клиенту еще до приобретения путевки быть уверенным в качестве предоставляемых услуг; возможность выбора из широкого ассортимента услуг, бронирование, подтверждение и оформление всего за 5-10 минут, а также при договоре с банком “Платина” - оплата забронированных услуг, не выходя из дома или офиса. Для туроператоров СКА предоставляет весь спектр услуг, которые только можно получить при пользовании автоматизированной системой бронирования международного класса, а именно: доступ к обширной информации, предлагаемой участниками туррынка; автоматизация технологических процессов (работа с сетью агентств, управление продажами и реализация турпродуктов 24 часа в сутки, самостоятельное описание и ввод продаваемых туров, регулирование цен, квот, комиссий и т.д.); доступ сотрудников к информации только в соответствии с должностными инструкциями (например, сотрудники, отвечающие за формирование и реализацию турпродукта, могут самостоятельно вносить изменения в описания туров, в то время как доступ к финансовой документации им запрещен); система безопасности, имеющая несколько степеней защиты информации от несанкционированного доступа в комплексе с возможностью регулирования ее полноты в системе (например, отдельный корпоративный клиент, имеющий доступ в СКА, получает только информацию, заранее определенную туроператором); снижение затрат как минимум в 20 раз по сравнению с использованием аналогичной системы на собственной технологической базе; дополнительная реклама, снижение затрат на прямую почтовую рассылку; адаптация сотрудников к использованию современных информационных технологий за счет простого и достаточно удобного в обращении меню (подготовка неопытных пользователей к работе в системе всего за несколько часов); возможность работы с другими туроператорами, контроль за их ценовой и продуктовой стратегиями; автоматизация документооборота, получение и анализ статистической информации (списки заезжающих, объем продаж по различным критериям, списки наиболее популярных объектов размещения, активных клиентов и т.д.), контроль за поступлением платежей и расчет с поставщиками, не выходя из офиса (при договоре с банком “Платина”). Турагентства также получают свои преимущества при работе с СКА: сотрудничество с туроператорами, объектами размещения и клиентами в режиме on-line, доступ к информации о поступлении оплаты на счет продавца турпродукта; бронирование услуг и немедленное оформление необходимых документов в случае подтверждения, оплата забронированных услуг, не выходя из офиса; расширение собственного ассортимента предлагаемых продуктов за счет предложения услуг туроператоров и производителей, а также получение комиссии в размере 10% от стоимости их реализованных услуг; круглосуточная работа в системе, решающая проблему разницы часовых поясов между агентством и туроператором, и отсутствие сложного телефонного дозвона до туроператора, особенно в разгар сезона. Как уже упоминалось, комплекс состоит из двух систем – ИПС и СБП, из которых последняя представляет наибольший интерес для пользователей услуг компании “Алеан”. Ее структура отображена на нижеследующем рисунке. | |Системный | |Договора, квоты | |Объекты | |Квоты мест и | Рис. 2.2-1 Структурное построение СКА и системных блоков СБП Системный блок №1, предназначенный для производителя услуг, отвечает за формирование условий тура и передачу квоты услуг оператору для обеспечения контроля за их реализацией, а также для получения отчетов. Системный блок №2 создан для оператора услуг (субъекта туррынка, получающего или владеющего квотой) и администратора продаж (участника СБП, наделенного дополнительными правами по регулированию продаж в СКА) и предназначен для приема квоты услуг, подготовленных с помощью первого блока, формирования цен и предложений для покупателей услуг, составления списков заезжающих клиентов с автоматической передачей их производителю, сверок по расчетам за реализованные услуги, формирования нового пакета услуг и его корректировки. Системный блок №3, предназначен для покупателя услуг. С его помощью осуществляется бронирование квоты услуг, выставленной на продажу оператором, контроль процесса прохождения у него заявки, просмотр и печать заявок, а также выписка счетов. Все системные блоки имеют набор функций, использование которых зависит от уровня доступа конкретного пользователя СКА. Например, каждому работнику турфирмы присваивается персональный пароль, обеспечивающий ему доступ к информации того отдела, сотрудником которого он является (администрации, бухгалтерии, отдела по работе с клиентами и т.д.). Примерно также обстоит дело и с корпоративными клиентами. Так как на туристском рынке практически все участники на сегодняшний
день выполняют несколько функций (одновременно и производителя, и
оператора, и покупателя), то каждый участник системы бронирования в
зависимости от решаемых задач имеет возможность использовать как любой из
блоков отдельно, так и их совокупность. Например, объект размещения
формирует тур и предоставляет квоту услуг туроператору (блок №1) или
напрямую частным клиентам и турагентам (блок №2). Для того же, чтобы
отправить свой персонал в командировку, руководство объекта использует блок На сегодняшний день, в виду сложившейся экономической ситуации, одной из основных проблем, связанных с деятельностью автоматизированных систем бронирования на российском рынке туристских услуг, является осуществление взаиморасчетов между участниками системы. В СКА способы осуществления платежей между производителем услуг, оператором и покупателем определяются договорами (см. Рис.2.2-2). Так, расчеты оператора с производителем услуг ведутся согласно заключенному между ними прямым договором, система же только формирует акт сверки, показывая суммы задолженностей. | | | | | | | | | | Рис. 2.2-2 Схема осуществления платежей между участниками системы Заявка на забронированные услуги хранится в системе в течение трех дней, по истечении которых она либо переходит в разряд реализованных (при оплате), либо аннулируется с предварительным уведомлением продавца, который, при наличие прямого договора с СКА, вправе продлить ее. Кроме этого, система предполагает аннуляцию таким образом, чтобы избежать удаления той брони, по которой оплата произведена, но информация об этом в систему еще не внесена. При отсутствии же прямого договора между оператором и покупателем система автоматически аннулирует заявки по истечении срока бронирования. В условиях нестабильной российской экономики, а также по ряду
некоторых объективных причин (например, задержки платежа банком на срок
более 3-х дней), опасности автоматического аннулирования заявки в равной
мере подвергаются как организации, заключившие прямые договора с СКА, так и
компании, у которых они отсутствуют. Во избежание подобной ситуации “Алеан”
предлагает всем своим клиентам использовать собственный расчетно-кассовый
центр. В этом случае, при поступлении средств покупателя на счет РКЦ Технология подключения к СКА очень проста: располагая компьютером с процессором не ниже, чем PC-386, и модемом, необходимо заключить договора на обслуживание с компанией “Алеан” (пример агентского договора приведен в приложении), провайдером услуг сети Интернет и банком “Платина” (на открытие и обслуживание транзитного счета для оплаты счетов, не выходя из дома, а также для быстрого получения и автоматического отслеживания платежей); выделить определенное количество сотрудников для обучения работе в системе и сети Internet, распределить для них права доступа. И после этого, согласовав все спорные вопросы, можно приступать к работе. Стоимость подключения к СКА и дополнительные расходы указаны в нижеследующей таблице. Табл. 2.2-2 Затраты на подключение к Ск Алеан, $ Прежде чем перейти к расчету показателей эффективности внедрения
автоматизированной информационной системы в офисе туристской компании,
сформулируем выводы по проектной части данной дипломной работы. Диплома (СКА и ТОС), с возможностями систем, описанными в первой главе Расчет эффективности внедрения автоматизированной информационной системы в офисе туристской компании Предварительный расчет эффективности внедрения отобранных на этапе
исследования рынка вариантов информационных и компьютерных технологий
является необходимым условием обеспечения руководства туристской компании и
инвесторов информацией для принятия решений и обоснования приемлемости Традиционно основную роль при анализе эффективности проекта играют
показатели ЧДД - чистого дисконтированного дохода (NPV и индекс доходности Проведенный в данной главе расчет показателей эффективности внедрения трех различных вариантов систем бронирования, основанный на анализе структуры предполагаемых издержек, позволит туристской организации выявить важнейшие статьи расходов, сбалансировать структуру, установив возможные несоответствия, предусмотреть резервы на повышение цен или вовсе отказаться от выбранного варианта, предпочтя его другому, менее затратному. В зависимости от стадий автоматизации расходы предприятий туристского
бизнеса делятся на:
предынвестиционные: издержки, связанные с проведением исследований рынка
информационных компьютерных технологий, платным консультированием, сбором,
обработкой и анализом полученных данных, включая накладные и прочие
расходы;
инвестиционные: расходы, связанные с арендой, покупкой или выделением
необходимой площади; установкой, подключением, наладкой и тестированием
необходимого оборудования и программного обеспечения (ПО), выводом их из
эксплуатации в конце сроков жизни проекта, получением кредитов,
переобучением или наймом дополнительных сотрудников;
операционные: затраты, связанные с эксплуатацией внедренных технологий Необходимо оговориться, что в данной главе не проводится черта между понятиями “расходы” и “издержки”. В то время как расходы представляют собой отток реальных денег в течение определенного периода времени, издержки, хотя и не совпадают с ним, отражают полные расходы, требуемые для осуществления проекта автоматизации. В случае, описываемом на примере проекта внедрения АСБ, срок которого ограничен, понятия “расходы, издержки и затраты” являются взаимозаменяемыми. В настоящее время существуют разнообразные методы оценки издержек, из
которых наиболее распространенными являются следующие: Поскольку понятие “эффективность” предполагает соизмерение результатов, полученных в ходе выполнения проекта, и затрат по его осуществлению, формула показателя эффективности внедрения информационных технологий в туристском офисе с точки зрения расходов выглядит следующим образом: Эк (экономия от внедрения ИТ) З (затраты на внедрение) Экономия средств рассчитывается как разница между фактическими издержками фирмы при осуществлении деятельности без использования на практике информационных технологий (ЗФ) и затратами, связанными с их внедрением и эксплуатацией (ЗАСБ). В этом случае экономия является результатом автоматизации, так как представляет собой ту часть прибыли, которую туристская организация теряет, не используя современные средства связи (упущенная выгода): ЭК = ЗФ - ЗАСБ Дальнейший расчет эффективности внедрения информационных технологий
будет производиться на примере систем бронирования с учетом условий и цен,
действующих на апрель 1999 года. Для расчета потребуются следующие исходные
данные:
объект внедрения: офис московской туркомпании, в качестве средства связи
имеющий факс и телефон, ежедневно получающий 20 заявок (что соответствует
отправке партнерам 20 подтверждений бронирования их услуг);
месторасположение объектов размещения, предоставляющих свои услуги, в
процентах: Россия и страны СНГ – 5, США и Европа – по 25, Ближний Восток, Табл. 3-1 Максимальные тарифы московских предприятий, предоставляющих услуги по телефонным переговорам, $мин (без НДС) |Регион |Тарифы |Средний |
варианты внедряемых АСБ: Amadeus, Galileo, системный комплекс компании Исходя из вышеобозначенных условий (ограничений), расчет эффективности внедрения информационных систем проводится в несколько этапов: расчет затрат на использование средств связи, оценка расходов на подключение и обслуживание в АСБ, расчет показателей эффективности различных вариантов компьютерных систем. Их результаты и порядок расчетов приведены в нижеследующих таблицах. Табл. 3-2 Расчет расходов на использование средств связи |Описание операций |Расчет |Результат | При семидневном рабочем графике использование факсимильного аппарата обходится туристской компании в 1925 долларов в месяц. Затраты же на рассылку прайс-листов, рекламных материалов, копий договоров и изменений к ним, а также иные расходы, связанные с использованием средств связи, учитываются в размере, превышающим полученную сумму минимум раза в 2, что в итоге составляет около 5770 долларов в месяц или 69240 в год. Учитывая сезонный характер спроса на туристские услуги, полученная сумма может быть несколько ниже. При использовании АСБ представленные статьи расходов на использование
средств связи перестают быть актуальными, так как все операции ведутся
через систему, основу технологии которой составляют возможности сети Табл. 3-3 Расчет затрат на подключение и обслуживание в АСБ, $ (без НДС)
Как видно из таблицы, наименее затратной является отечественная
система, обладающая, к тому же, еще одним преимуществом: расходы на
подключение к ее западным аналогам возрастают с увеличением числа
используемых терминалов, в то время как затраты на подключение к Ск Алеан
остаются неизменными (растут лишь затраты, связанные с приобретением
дополнительного оборудования). Размер годовой экономии денежных средств при
этом составил порядка 67000 долларов, что по курсу Центрального Банка Табл. 3-4 Расчет средних показателей годовой экономии и эффективности внедрения компьютерных систем бронирования |Наименование |Расчет | Основываясь на расчетах и данных экономико-математической главы
дипломной работы, можно сделать выводы, что: Заключение Туризм как часть услуг является наиболее привлекательной с экономической точки зрения и динамично развивающейся отраслью мирового хозяйства, на долю которой приходится до 7% от мирового экспорта, что в абсолютном выражении сравнимо с доходами от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей. Данный бизнес характеризуют небольшие стартовые инвестиции, минимальный срок окупаемости, высокий уровень рентабельности и постоянно растущий спрос на туристские услуги как со стороны населения, так и организаций. По прогнозам российских экспертов, в ближайшие 10-15 лет туризм, при определенных сопутствующих условиях, мог бы оказать значительное позитивное влияние на экономику страны и ее крупных городов. У кризиса, негативно отразившегося на всех без исключения предприятиях российской индустрии туризма, существует одна положительная сторона: несмотря на падение спроса на услуги в целом, сокращение штата квалифицированных сотрудников и снижение расходов на оплату труда и маркетинговую деятельность, заметно повысился интерес россиян к внутреннему туризму. Подтверждением тому служит прошедшая в марте 1999 года международная туристическая выставка Mitt’99, на которой отмечались активизация деятельности многих российских регионов и стабильный интерес к отечественному рынку со стороны зарубежных компаний. Выставка также показала готовность российского рынка к весенне-летнему сезону. В условиях продолжающегося кризиса многие турфирмы вынуждены искать нетрадиционные варианты и методы решения своих проблем, одной из которых является проблема информатизации. Результаты исследования рынка туристских информационных технологий и анализ деятельности ряда туристских компаний, входящих в структуру холдинга ВАО Интурист, показали, насколько Россия отстает от стран, наиболее продвинувшихся в области информатизации турбизнеса. Несмотря на то, что существующий рынок информационных технологий предоставляет на выбор более 30 вариантов специализированных программных продуктов для автоматизации работы турфирм, уровень технической оснащенности последних весьма низок. Этому сопутствует непонимание важности информации и возможностей информационных и компьютерных технологий как инструментов создания, продвижения и реализации турпродукта, а также стихийный характер управления ходом информатизации российской индустрии туризма – отсутствие разумного государственного регулирования сферы информационных технологий в туризме (что показал анализ существующего российского законодательства) и неразвитость национальных информационных сетей и систем, обеспечивающих взаимодействие всех участников рынка туристских услуг. Недостаточно внимания уделяется изучению состояния информатизации туристского бизнеса в наиболее развитых странах и анализу зарубежных программ внедрения информационных компьютерных технологий, автоматизирующих деятельность туристских фирм. Проведенное исследование также показало, что центральное место среди
современных информационных и компьютерных технологий в туризме занимают
автоматизированные системы бронирования, интегрированные с сетью Интернет. В ходе разработки во второй части дипломной работы методики внедрения информационных технологий на предприятиях отечественной индустрии туризма было экспериментально доказано, что внедрение данных систем автоматизации деятельности офисов туристских компаний позволяет повысить качество продукта и сократить затраты на поиск, сбор и обработку информации, обеспечить взаимодействие в режиме реального времени с участниками рынка, расширить ассортимент услуг, а также автоматизировать процессы ведения документации, отчетности, бухгалтерского учета. При этом эффективность внедрения российских систем в несколько раз превышает показатели западных аналогов. В целом, анализ состояния рынка информационных технологий на примере одной лишь отрасли российской экономики - туризма, а также попытки разработать маркетинговые аспекты информатизации предприятий отечественного турбизнеса предоставили достаточные доказательства того, что пока еще рано говорить о переходе России к информационному типу общества, отличительными чертами которого являются становление и распространение современных информационных технологий во всех сферах деятельности, превращение информации в важнейший стратегический и экономический ресурс, становление рынка информационных продуктов и услуг, интеллектуализация общества в целом, развитие глобальных и появление национальных компьютерных информационных сетей и систем, а также свободный доступ населения к информационным источникам и ресурсам. На фоне падения темпов производства, долларизации и криминализации
отечественной экономики, неразвитости транспортной системы и средств связи,
отсутствии стабильной политической и социальной ситуации в стране говорить
о переходе России к информационному типу общества невозможно. Существующие
на данный момент предпосылки, характерные лишь для Москвы и Санкт- Автоматизированная система обслуживания турбюро. – Лондон: Leasco Systems & ----------------------- (3.2) (3.1) Эф = |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|