| |||||
МЕНЮ
| Внедрение системного информационного комплекса в офисе туристской компанииp> Заканчивается этап планирования оценкой затрат, предстоящих в ходе проекта, их распределением по статьям (составлением бюджета) и во времени. Основными затратами туристкой организации при внедрении автоматизированной системы бронирования являются следующие: затраты на техническое обеспечение проекта (выделение или приобретение специального оборудования, компьютеров, оргтехники); затраты на обучение персонала, поиск и найм дополнительных работников; затраты на подключение к системе, обслуживание, модернизацию; затраты, связанные с заключением договоров с поставщиками туруслуг, агентами, финансовыми организациями; затраты, связанные с получением информации (особенно это относится к данным, предоставляемым различными фирмами на коммерческой основе); прочие затраты, связанные с внедрением и эксплуатацией АСБ. Только после определения необходимых ресурсов и утверждения бюджета
реализуемого проекта можно переходить к следующему, пятому, этапу. Данный
этап представляет наибольшую трудность для туристской компании и включает в
себя несколько моментов: Наиболее популярными московскими провайдерами на сегодняшний день
являются Cityline, MTU Inform, Demos, Zenon NSP. Результаты тестирования
качества предоставляемых ими услуг и некоторые технические характеристики
приведены в приложении 18. Процедура переговоров длительна по времени – в зависимости от объемов и качества согласуемых вопросов, а также от степени занятости ответственных за переговоры лиц, она подчас занимает целый месяц. После подписания всех необходимых соглашений процесс внедрения системы бронирования, а вместе с ней – и новых информационных технологий, начинает двигаться к своему завершению: в течение двух-трех дней провайдер произведет подключение к сети Интернет, а оператор услуг установит в офисе компании, наладит и произведет тестирование необходимого для работы в системе оборудования и программного обеспечения, параллельно проведя обучение сотрудников и, при желании, оказав помощь во внесении в систему первых данных (характерно для туроператоров). После этого, как и полагается в любой компании, использующей в своей повседневной работе приемы маркетинга, необходим анализ полученного в ходе осуществления проекта опыта, а также контроль и управление происходящими в результате автоматизации изменениями. При правильном осуществлении всех перечисленных этапов внедрения информационных технологий, а также при удачном стечении обстоятельств, экономический эффект от автоматизации не замедлит сказаться уже в течение двух-трех последующих после завершения проекта месяцев. 2.2. Перспективные направления развития российских информационных технологий в сфере туризма: системный комплекс компании “Алеан” и Туристская операционная система Как уже ранее упоминалось, наиболее перспективным направлением развития информационных технологий на российском рынке туризма в ближайшие годы является создание и внедрение систем, использующих неограниченные возможности всемирной компьютерной сети Интернет. Предпочтение на рынке отдается туристским информационным системам, сочетающим возможности автоматизированного создания и реализации туристского продукта наряду с компьютерным бронированием и резервированием туристских услуг. Как правило, подобные системы построены на основе современных компьютерных технологий, функционируют в сети Internet, используя схему “клиент – сервер”, поддерживают работу в среде Windows и учитывают особенности национального туристического рынка. Многие из систем доступны как для простых частных пользователей, так и для юридических лиц (туристских компаний и их корпоративных клиентов). Из отечественных АИС, представленных в последнее время на рынке
туристских информационных технологий, включая функционирующие в Интернете
туристские сервера (см. п.1.3), обращают на себя внимание две системы, речь
о которых пойдет ниже – системный комплекс компании “Алеан” (СКА) и
совместный проект “Туристская операционная система” (ТОС) компании ТОС - совокупность технических решений, базирующихся на современных компьютерных технологиях и отраслевых соглашениях, позволяющих использовать эти технологии в реальном бизнесе на всех этапах производственного процесса, начиная от маркетинга и завершая обучением персонала. Основной ее целью является создание в России цивилизованного, технологичного, эффективного рынка туристских услуг. Полную реализацию всех элементов ТОС планируется завершить к 2003 году, хотя отдельные компоненты уже воплощены в жизнь и успешно работают. Главная идея системы заключается в переносе всех деловых процедур профессиональных участников туристского рынка на единую технологическую и организационную платформу, ядром которой является информационный центр, выполняющий следующие функции: обеспечение документарного взаимодействия между участниками сделки, хранение документооборота участников (в случае возникновения спорных ситуаций хранимая в центре информация об истории сделки априори считается эталонной) и стандартизация их взаимодействия. Как предполагается, такая централизованная схема построения Туристской операционной системы позволит успешно решать следующие организационно- технические вопросы: обеспечение достоверности маркетинговой информации; поддержка эквивалентности электронных документов и бумажных аналогов, в смысле наследования юридической силы. Разработаны договора между участниками системы, декларирующие признание правовой силы электронного документооборота. организационная и техническая поддержка процедур передачи ответственности на всех этапах взаимодействия; организация расчетов между участниками системы и процедур электронной коммерции “агент – клиент”. Основным элементом ТОС является система бронирования туров или ТИС Участником ТИС может стать любая компания, которая выставляет свои турпродукты на продажу, а так же пользуется системой ТИС для оформления заказа и резервирования туристских услуг у других компаний-участников системы (см. Табл. 2.2-1). Табл. 2.2-1 Типы участников Туристской информационной системы Для того, чтобы стать участником ТИС, необходимо отправить заявку по адресу tis@tos.ru. Условия работы зависят от предполагаемой формы участия и объемов информации, представляемой турфирмой, и того, каким образом эта информация вводится в систему и обновляется. Базовая цена контракта - 200$, после подключения даются 2 месяца бесплатного режима, а потом в зависимости от числа бронирований турпакетов включается плата за трафик (примерно 1-2 доллара за оформленный турпакет). Для клиентов типа “Информационный провайдер” участие в системе бесплатно, а оплата услуг зависит от количества туристов “приведенных” через ТИС. Другой существенной частью проекта ТОС является единая маркетинговая система, именуемая “Технологией инициативной рекламы”. Суть этой технологии проста: сначала эффект от рекламы - потом оплата этого эффекта. Это по- своему революционный подход, поскольку классический вариант рекламы предполагает, что компания оплачивает рекламу и ждет адекватного экономического эффекта, которого зачастую не бывает. На сегодняшний день в базе данных системы зарегистрировано более 300 предложений от 40 фирм, и каждую неделю количество участников этого проекта увеличивается на 2-3 компании. “ТИС Навигатор” - составная часть ТОС, устанавливаемая в офисе туристской компании и позволяющая самостоятельно собирать турпакеты в подшивки и каталоги, проводить предварительную калькуляцию стоимости, регистрировать заказы, печатать прайс-листы, путевки и заявки, выставлять свои предложения на сервере ТИС. Стоимость “ТИС Навигатора” – 70$. В случае отказа от системы в течение двух недель с момента ее приобретения клиенту возвращаются деньги. Важным направлением Туристской операционной системы является виртуальный дискуссионный клуб – “площадка” для общения и обмена новостями, позволяющая разработчикам ТОС быть все время в курсе событий и продвигать туристский рынок к информационной открытости. Одна из насущных проблем туристских компаний - расчеты с контрагентами
и гарантии сделок. В этом направлении в рамках ТОС развивается проект Одним из самых узких мест отечественного туристского бизнеса является организация чартерных перевозок, так как именно на этом этапе возникают самые драматические риски, и подчас, заключая чартерный контракт, фирма, сама того не зная, подписывает себе “смертный приговор”. Поэтому МАТА начала создание так называемой “Чартерной биржи”, основной задачей которой является создание торговой системы, позволяющей держателям чартеров или блоков-мест координировать свои предложения с реальным покупательным спросом. В этой системе все заявители чартерных программ будут выставлять на продажу лоты - борта самолетов. По результатам предварительных заявок от покупателей лоты, которые привлекут клиентуру и будут признаны обеспеченными спросом, останутся в системе для продажи, остальные же будут автоматически сниматься. Естественно, что чартерная биржа должна обладать механизмом, обеспечивающим надежность клиентских заявок, поэтому, так же как и на других биржах, покупатель будет включен в общую систему ответственности за исполнение сделки. Ввод этой системы в эксплуатацию намечен на осень 1999 года. Другой информационный проект в рамках ТОС касается непосредственного
обучения работников туристской индустрии нормам и стандартам, принятым в
международной практике. Для этого совместно с фондом “Travel and Tourism Также в настоящее время в рамках проекта ТОС уже действуют следующие
службы: “Бюллетень путешественника” (12 канальный факс-сервер, выполняющий
оперативную рассылку информационных и рекламных материалов по 5000
предприятиям и 2500 турфирмам), “Рассылка” (экспресс-рассылка факс-сервером
рекламных страниц туристских компаний), “Бюллетень путешественника Pro” Чем дальше продвигается проект ТОС, тем сильнее его участники осознают, как много еще предстоит сделать: нужны совместные усилия всех передовых представителей турбизнеса, профессионалов банковского дела, страхования, компьютерных технологий и других отраслей, чтобы в итоге создать систему технологий и рыночных соглашений, которая станет катализатором развития отечественного турбизнеса. Кроме того, результат такой деятельности позволит создавать аналогичные системы на других рынках и направлениях, что, безусловно, будет способствовать процессам экономического подъема России. СКА (Системный Комплекс Алеан) – ориентированная на внутренний туризм система, функционирующая в сети Internet и позволяющая российским участникам рынка туристских услуг получить доступ к большим информационным базам данных, сократить время на поиск нужной информации и бронирование необходимых услуг, расширить собственную клиентскую сеть. На начало весенне-летнего сезона 1999 года СКА, разработанный
российской компанией “Алеан”, предлагает своим клиентам - в основном это
юридические лица - уже готовую агентскую (сбытовую) сеть в 26 городах СКА состоит из двух основных систем: информационно-поисковой системы ИПС – система, обеспечивающая доступ по сети Интернет к информации об
услугах, предоставляемых участниками российского туристического рынка. Недостатки ИПС, заметные при первом посещении сервера в марте 1999 года, в основном были связаны с оформлением: поиск объектов размещения по названиям осуществлялся только по начальной букве, дальше же приходилось пользоваться линейкой прокрутки; не всегда было возможно распечатать информацию по некоторым из объектов (хотя данные на экран выводились), к тому же, многие данные располагались в правой части экрана и не всегда помещались на мониторе (даже при большом разрешении) - для их просмотра снова приходилось пользоваться линейкой прокрутки. Но уже в апреле ряд этих недостатков был исправлен: компания “Алеан” предлагает всем посетителям своего сервера и пользователям системы воспользоваться как старой, так и обновленной версией, учитывающей недостатки предыдущей. Кроме этого, на сервере компании имеется специальный раздел для пользователей, где они могут выразить свое мнение по внесению в систему необходимых, на их взгляд, усовершенствований. СБП – база данных, заполняемая продавцом услуг и содержащая данные о предоставляемых услугах: размещение (категория номера, количество мест, график заездов, стоимость и скидки), питание, трансфер, дополнительные услуги и т.п. Она отвечает всем технологиям бронирования, принятым на сегодняшний день в туризме, а именно: квотирование (предоставление продавцом услуг их оператору определенной квоты) и реализация по заявке после ее подтверждения. На сегодняшний день СБП доступна только продавцам услуг, заключившим
договор с компанией “Алеан”: покупатель, подобрав вариант обслуживания,
вынужден обратиться к его продавцу, чтобы посмотреть наличие выбранных им
услуг в необходимый период времени, забронировать их и, получив мгновенное
подтверждение, оплатить согласно выставленному счету. При этом факт
бронирования услуги в системе является гарантией ее получения покупателем На сегодняшний день системный комплекс компании “Алеан” объединяет в единое целое клиентов[4], турагентства, туроператоров, объекты размещения и поставщиков услуг (см. Приложение 20), предоставляя им различные возможности по усовершенствованию и автоматизации своей деятельности на рынке туристских услуг России. Поставщиками услуг (производителями) являются транспортные компании по
перевозке пассажиров, экскурсионные бюро, предприятия питания и досуга (см. Объектам размещения сотрудничество с СКА, кроме уже вышеупомянутых
возможностей, обеспечивает снижение затрат на междугородние переговоры,
проведение широкой рекламной кампании в сети Интернет и бесплатное участие
в различных выставках. Дополнительно предлагается комплекс программ “Alean |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|