Достаточно общая теория управления (Расовые доктрины в России: их возможности и целесообразность следования им в исторической перспективе)
Достаточно общая теория управления (Расовые доктрины в России: их возможности и целесообразность следования им в исторической перспективе)
Достаточно общая теория управления
______________
Постановочные материалы учебного курса
факультета прикладной математики — процессов управления
Санкт-Петербургского государственного университета
(1997 — 2003 гг.)
Санкт-Петербург
2003 г.
Страница, зарезервированная для выходных типографских данных
© Публикуемые материалы являются достоянием Русской культуры, по какой причине никто не обладает в отношении них персональными авторскими правами. В случае присвоения себе в установленном законом порядке авторских прав юридическим или физическим лицом, совершивший это столкнется с воздаянием за воровство, выражающемся в неприятной
“мистике”, выходящей за пределы юриспруденции. Тем не менее, каждый желающий имеет полное право, исходя из свойственного ему понимания общественной пользы, копировать и тиражировать, в том числе с коммерческими целями, настоящие материалы в полном объеме или фрагментарно всеми доступными ему средствами. Использующий настоящие материалы в своей деятельности, при фрагментарном их цитировании, либо же при ссылках на них, принимает на себя персональную ответственность, и в случае порождения им смыслового контекста, извращающего смысл настоящих материалов, как целостности, он имеет шансы столкнуться с “мистическим”, внеюридическим воздаянием. [1]
ОГЛАВЛЕНИЕ
В связи с тем, что разные системы один и тот же файл по-разному
раскладывают по страницам, необходимо обновить оглавление. Для обновления
оглавления перейти в режим просмотра страницы и ввести в оглавление курсор,
после чего нажать “F9”. Избрать «Обновить номера страниц». В случае если
Ваша система работает некорректно, и автоматически будут заданы ошибочные
номера страниц, то в режиме просмотра страницы следует ввести правильные
номера страниц в оглавление вручную. Настоящий абзац удалить до начала
обновления перед распечаткой оригинал-макета.
Предисловие 5
1. Достаточно общая теория управления:
зачем это надо? 9
2. Категории достаточно общей теории управления 14
3. Устойчивость в смысле предсказуемости 26
4. Прогностика, пророчества и осуществление единственного варианта будущего
41
5. Управление: качество и оптимальность 68
6. Замкнутые системы 74
7. Структурный и бесструктурный способы управления 76
8. Устойчивость управления 82
9. Схемы управления 84
10. Полная функция управления, интеллект (индивидуальный и соборный) 92
11. Манёвры и балансировочные режимы,
принципы сопоставления и выявления подобия 110
12. Манёвры и теория катастроф 115
13. Процессы в суперсистемах:
возможности течения 122
13.1. Понятие о суперсистемах 122
13.2. Освоение потенциала развития 125
13.3. Автосинхронизация процессов в суперсистемах 141
13.4. Соборный интеллект в суперсистемах 143
13.5. Внутренние конфликты управления в суперсистеме 145
13.6. Принцип дополнительности информации и концептуально неопределённое управление
как особый вид конфликта управлений 151
13.7. Восстановление управления суперсистемой
как единым целым 154
13.8. Взаимно вложенные суперсистемы с виртуальной структурой 178
14. Метод динамического программирования
как алгоритмическое выражение достаточно общей теории управления 180
15. Вхождение в управление 198
Приложение 204
1. Что такое власть в толпо-“элитарном” обществе 205
2. Психологические основы самоуправления общества 230
3. Естественный порядок властвования 249
4. Вожделение противоестественного 269
5. О мировоззрении вообще и о его основе 278
6. Что “само собой” разумеется… 289
7. Мозаики и калейдоскопы 295
8. Мировоззрения: “для всех” и «для узкого круга, призвание которого — управлять» 301
9. Мировоззрение для всех человеков 313
10. Путь к соборности 336
11. Попутный ветер Вседержительности 375
12. Лучше власть над самим собой, чем тысячелетняя власть над другими людьми и вещами 413
Предисловие
В настоящем издании представлена вторая редакция Достаточно общей теории
управления (ДОТУ) с дополнениями и уточнениями в версии 2003 г., а также и
поясняющие её материалы, включённые в Приложение.
Первая, весьма краткая, редакция ДОТУ 1991 г. была опубликована в 1992 г.
и с той поры стала библиографической редкостью. Вторая редакция была
разработана в 1992 г. Тематически повторяя первую редакцию, она стало более
обстоятельной и детальной. После этого вторая редакция неоднократно
переиздавалась как отдельно, так и в составе других работ.
Предлагаемая вниманию читателя версия второй редакции ДОТУ отличается от
версий прошлых лет содержательно включением в её состав раздела,
посвященного методу динамического программирования, поскольку этот метод
представляет собой наиболее краткое алгоритмическое выражение достаточно
общей теории управления; а кроме того, на его основе удобно рассмотреть
взаимосвязи теории управления с общефилософской проблематикой
естествознания, обществоведения и психологии, без чего не всегда возможен
корректный выход из области разговоров на темы управления в практику
управления. Кроме этого, в предлагаемой вниманию читателя версии второй
редакции ДОТУ в текст некоторых разделов добавлено освещение вопросов,
ранее остававшихся в умолчаниях, исправлены замеченные опечатки и
неточности, а также в некоторых местах изменена стилистика.
Курс достаточно общая теория управления читается студентам факультета
прикладной математики — процессов управления Санкт-Петербургского
государственного университета, начиная с 1997 г., по инициативе член-
корреспондента Академии наук СССР Владимира Ивановича Зубова (1930 — 2000).
Если Вы намереваетесь прочитать предлагаемую Вашему вниманию книгу, то в
большинстве случаев Вам предстоит большой труд, работа над самим собой.
Чтобы хотя бы отчасти помочь Вам в этом, мы предлагаем три проверенные
жизнью подсказки:
1. Хотя в настоящем издании ДОСТАТОЧНО ОБЩАЯ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ разделена на подразделы, но воспринять её следует как целостную и неделимую информационную единицу — своего рода «квант» информации. Соответственно, если в процессе чтения какие-то фрагменты будут непонятны, то следует прочитать текст до конца, невзирая на их непонятность: понимание первоначально непонятных фрагментов откроется потом на основе осмысления текста в целом и соотнесения его с Жизнью.
Кроме этого необходимо иметь в виду, что ДОТУ — следствие определённого миропонимания, философии. Соответственно в структуре тех рабочих материалов, в которых сложился предлагаемый вниманию читателя текст собственно ДОТУ, ему предшествуют ещё три раздела мировоззренческо- философского характера. В настоящем издании вся эта тематика, необходимая для понимания собственно ДОТУ и понимания Жизни на её основе, рассмотрена в Приложении. Поэтому реально читателю необходимо прочитать и воспринять как единое целое ДОТУ во взаимосвязи с материалами Приложения, соотнося и то, и другое с его собственным восприятием Жизни.
2. Некогда К.Прутков сказал: “Многие вещи нам непонятны не потому, что наши понятия слабы; но потому, что сии вещи не входят в круг наших понятий”.
То есть проблемы понимания — результат отсутствия в психике необходимых стереотипов распознавания явлений и формирования их образов. Поэтому, чтобы выявлять отсутствие образов и своевременно их формировать, при чтении предлагаемых вниманию материалов надо взять карандаши и бумагу и, читая текст, рисовать для себя иллюстрации к тексту — схемы и образы рассматриваемых категорий и их взаимосвязей, состояний объектов, течения процессов и т.п., о чём идёт речь в тексте.
Мы выразили в тексте свои образные представления об управлении. Но чтобы у Вас возникли образные представления об управлении в Жизни и Вы могли бы осуществить самоконтроль, иллюстрировать текст надо Вам, а не нам.
В этом предложении нет ничего унизительного или стеснительного: просто все мы выросли в эпоху, когда дисциплина, культура мышления у людей не только не воспитывалась целенаправленно с детства, но целенаправленно извращалась. И если кто-то может перемножать 5-значные числа в уме, а кто-то только в столбик, то дело, прежде всего, — в различии внутренней дисциплины мышления обыкновенных здоровых людей. Но этот пример касается абстрактно-логического мышления. Перемножая в столбик, мы помогаем своему недисциплинированному абстрактно-логическому мышлению сконцентрироваться и решить задачу. Рисуя картинки по ходу чтения, мы точно также помогаем своему недисциплинированному предметно- образному мышлению (не надо забывать, что у большинства людей не левое полушарие головного мозга развито лучше правого, как в том уверяет научно-популярная литература и школа, а правое полушарие, отвечающее за образное мышление, — недоразвито) сконцентрироваться и тоже решить задачу по формированию образных представлений и расширению круга своих понятий.
3. Успешное выполнение всякой работы требует соответствующего работе настроения — соответствия эмоций осознаваемому человеком смыслу его жизни и деятельности. Хотя большинство населения привыкло жить и работать при том настроении, какое у них складывается «само собой», но этот образ жизни и деятельности аналогичен тому, что пианист попробовал бы исполнить музыкальное произведение на расстроенном фортепиано. Поэтому прежде, чем что-либо делать, научитесь ловить и удерживать искреннюю радость от осознания мысли «всё, что свершается, — свершается наилучшим возможным образом при той нравственности и этике, что свойственны людям; всё течёт к лучшему». Или иными словами, «Вседержитель не ошибается, и жизнь человека должна протекать в ладу с Ним в русле Его Промысла» и осознание этого факта должно вызывать радость. В таком настроении, удерживая себя в нём, и надо всегда жить и работать, в том числе и над текстом ДОТУ.
10 января 2003 г.
Всякая вещь есть форма проявления
беспредельного разнообразия.
К. Прутков
1. Достаточно общая теория управления: зачем это надо?
Всякий разум — индивидуальный или соборный — в иерархии взаимной
вложенности структур Мироздания решает прежде всего задачи управления[2] по
отношению к иерархически низшим системам и задачи самоуправления в пределах
возможностей, предоставленных иерархически высшим объемлющим по отношению к
нему управлением.
Управление возможно на основе практических навыков, которые индивид-
управленец более или менее целенаправленно и осознанно использует,
развивает и накапливает в качестве своего жизненного опыта. Какая-либо
теория ему лично для осуществления управления в общем-то не нужна, если он
достаточно чувствителен и внимателен к тому, что и как происходит в сфере
его управленческой деятельности. Передача управленческих навыков другим —
тем, кто только вступает в сферу управленческой деятельности, — также
возможна без каких-либо теорий, если они (вступающие в сферу управления), в
свою очередь, чувствуют то, что происходит в сфере их деятельности, видят
как реагирует на это управленец-учитель, и способны хорошо вообразить себя
на его месте в различных управленческих ситуациях.
Но процесс передачи управленческих навыков в какой-либо отрасли
общественной деятельности без опоры на понятийный и терминологический
аппарат теории управления во многом похож на воспитание мамой-кошкой котят:
кто проникся происходящим процессом управления и смог вообразить себя в
нём, а потом вести себя в качестве управленца в реальных жизненных
ситуациях — молодец, а кто не смог — набьёт себе много шишек. С последним
можно было бы и согласиться — в конце концов это его шишки и набьёт он их
себе, если бы не одно «но»: набьёт он их не только себе, но и окружающим,
поскольку всякое действие в обществе, а тем более общественно-
управленческое действие, затрагивает множество людей, подчас не в одном
поколении. Поэтому обществу для передачи управленческой культуры от
поколения к поколению всё же лучше передавать её на основе теории, а не
исключительно на основе принципов взаимоотношений мамы-кошки с
подрастающими котятами: иными словами, теория и принципы взаимоотношений
мамы-кошки с подрастающими котятами должны взаимно вспомоществовать друг
другу в процессе обучения.
Фактически так оно и есть: все частные отрасли прикладной науки развили
свой понятийный и терминологический аппарат, на основе которого передаются
знания от поколения к поколению. Фактически во всех частных отраслях
прикладного знания речь идёт об управления теми или иными процессами,
относящимися к их «предметной области», хотя управление этими процессами и
не называется управлением: медицина лечит и калечит, а не управляет
здоровьем и болезнями; химия “химичит”, а не управляет синтезом и распадом
химических соединений; архитектура и строительство что-то воздвигают, а не
управляют проектированием и возведением объектов и т.п.
Так в каждой отрасли деятельности существует свой понятийный и
терминологический аппарат, и подчас одно и то же слово в одной отрасли
означает одно, а в другой — нечто совсем иное: так на транспорте слово
«тендер» — ныне анахронизм, которым обозначают прицеп для паровоза с водой
и топливом; в англоязычной экономической терминологии «тендер» — заявка на
подряд, предложение (деловое). В результате, если специалисты нескольких
отраслей собираются вместе для того, чтобы впервые выявить и решить
некоторую общую для них проблему, то прежде, чем начать собственно её
решать, они изведут уйму времени для того, чтобы выработать некий общий для
них профессиональный слэнг (подмножество языка, употребляемое в какой-то
области деятельности), на котором общество впоследствии будет описывать
выявление и решение проблем такого рода, если основоположники достигнут
успехов и общественного признания.
Но не всегда специалисты разных отраслей могут найти или выработать общий
язык (слэнг), и тогда они не могут выявить проблему, ради которой
собрались, не могут перевести её в разряд задач и разрешить её. В этом
случае они повторяют судьбу строителей Вавилонской башни, описанную в
Библии (Бытие, 11:1 — 9).
Это касается всех проблем и задач, будь то мелкие житейские домашние
дела, или же общественно полезное функционирование государственности. И
более того: представители Науки и Религии (как отраслей культуры
цивилизации), одинаково заявляя о том, что они работают на благо
человечества, непрестанно конфликтуют друг с другом на протяжении всей
памятной истории человечества. При этом в Науке процесс специализации зашёл
настолько далеко, что не только представители разных наук не могут понять
друг друга, но даже представители разных разделов одной и той же науки
утрачивают взаимопонимание. То же касается и всех исторически сложившихся
вероучений (так называемых «мировых религий»): они не только не могут
прийти к единому пониманию богословских и социологических объективных
истин, но каждое из них породило в прошлом множество сект и продолжают
плодить новые секты. Это — единственно общее Науке и Религии в нынешней
цивилизации — непрестанно усугубляет положение дел как внутри общества, так
и в его взаимоотношениях с Природой.
Однако, всякий процесс в Мироздании может быть интерпретирован
(представлен, рассмотрен) в качестве процесса управления или
самоуправления. По этой причине понятийный и терминологический аппарат
именно теории управления как таковой является обобщающим, что позволяет с
его помощью единообразно описывать разные процессы: общеприродные,
биологические, технические, и тем более — все социальные и процессы
психической деятельности.
Но обретя понятийный и терминологический аппарат какой-либо теории управления, не следует утрачивать и то, что свойственно котятам под руководством мамы-кошки, — воображения себя в ситуациях управления. В противном случае, “управленец” — начётчик-догматик, вдоволь нахватавшись терминологии, свойственной теории, формально-логически правильно оперируя ею, так и не сможет войти в практику управления конкретными процессами и будет выглядеть посмешищем на фоне теоретически безграмотных управленцев- практиков, чувствующих жизнь и воображающих себя в ситуациях управления обстоятельствами.
Единообразное описание разнородных процессов с привлечением достаточно
общей теории управления позволяет стоять на фундаменте всех частных наук;
легко входить в любую из них[3]; и при необходимости — найти общий язык со
специалистами в них: т.е. понятийный и терминологический аппарат достаточно
общей теории управления — средство междисциплинарного общения специалистов
разных частных отраслей знания и деятельности; средство объединения
разрозненных научных знаний и прикладных навыков в гармоничную целостность,
необходимую для безопасной жизни и деятельности отдельных людей и
коллективов, слагающих общество. В этом — главное достоинство понятийного и
терминологического аппарата теории управления.
Во всём многообразии процессов[4] (со-бытий) при рассмотрении их в
качестве процессов управления или самоуправления можно выявить присущее им
всем общее, и соответственно этому общему построить понятийный и
терминологический аппарат достаточно общей теории управления. Сначала
рассмотрим кратко все её категории, после чего подробно рассмотрим каждую
из них во взаимосвязях со всем остальным.
2. Категории
достаточно общей теории управления
В теории управления возможна постановка всего двух задач.
. Первая задача: мы хотим управлять объектом в процессе его функционирования сами непосредственно. Это задача управления.
. Вторая задача: мы не хотим управлять объектом в процессе его функционирования, но хотим, чтобы объект — без нашего непосредственного вмешательства в процесс — самоуправлялся в приемлемом для нас режиме.
Это задача самоуправления.
Для осознанной постановки и решения каждой из них и обеих задач совместно
(когда одна сопутствует другой) необходимы три набора информации:
Вектор целей управления (едино: самоуправления, где не оговорено
отличие), представляющий собой описание идеального режима функционирования
(поведения) объекта. Вектор целей управления строится по субъективному
произволу как иерархически упорядоченное множество частных целей
управления, которые должны быть осуществлены в случае идеального
(безошибочного) управления. Порядок следования частных целей в нём —
обратный порядку последовательного вынужденного отказа от каждой из них в
случае невозможности осуществления полной совокупности целей.
Соответственно на первом приоритете вектора[5] целей стоит самая важная
цель, на последнем — самая незначительная, отказ от которой допустим
первым.
Одна и та же совокупность целей, подчинённых разным иерархиям приоритетов
(разным порядкам значимости для управленца), образует разные вектора целей,
что ведёт и к возможному различию в управлении. Потеря управления может
быть вызвана и выпадением из вектора некоторых объективно необходимых для
управления процессом целей, и выпадением всего вектора или каких-то его
фрагментов из объективной матрицы возможных состояний объекта, появлением в
векторе объективно и субъективно взаимно исключающих одна другие целей или
неустойчивых в процессе управления целей (это всё — различные виды
дефективности векторов целей). Образно говоря, вектор целей — это список,
перечень того, чего желаем, с номерами, назначенными в порядке, обратном
порядку вынужденного отказа от осуществления каждого из этих желаний.
Вектор (текущего) состояния контрольных параметров, описывающий реальное
поведение объекта по параметрам, входящим в вектор целей.
Эти два вектора образуют взаимосвязанную пару, в которой каждый из этих
двух векторов представляет собой упорядоченное множество информационных
модулей, описывающих те или иные параметры объекта, определённо
соответствующие частным целям управления. Упорядоченность информационных
модулей в векторе состояния повторяет иерархию вектора целей. Образно
говоря, вектор состояния это — список, как и первый, но того, что
воспринимается в качестве состояния объекта управления, реально имеющего
место в действительности.
Поскольку восприятие субъектом состояния объекта не идеально, во-первых,
— в силу искажения информации, исходящей от объекта, «шумами» среды, через
которую проходят информационные потоки; носит характер, обусловленный
особенностями субъекта в восприятии и переработке информации, то вектор
состояния всегда содержит в себе некоторую ошибку в определении истинного
состояния, которой соответствует некоторая объективная неопределённость для
субъекта управленца. Неопределённость объективна, т.е. в принципе не может
быть устранена усилиями субъекта. Другое дело, что объективная
неопределённость может быть как допустимой, так и недопустимой для
осуществления целей конкретного процесса управления.
Вектор ошибки управления, представляющий собой “разность” (в кавычках
потому, что разность не обязательно привычная алгебраическая): «вектор
целей» — «вектор состояния». Он описывает отклонение реального процесса от
предписанного вектором целей идеального режима и также несёт в себе
некоторую неопределённость, унаследованную им от вектора состояния. Образно
говоря, вектор ошибки управления это — перечень неудовлетворённых желаний
соответственно перечню вектора целей с какими-то оценками степени
неудовлетворённости каждого из них; оценками либо соизмеримых друг с другом
числено уровней, либо числено несоизмеримых уровней, но упорядоченных
ступенчато дискретными целочисленными индексами предпочтительности каждого
из уровней в сопоставлении его со всеми прочими уровнями.
Вектор ошибки — основа для формирования оценки качества управления
субъектом-управленцем. Оценка качества управления не является
самостоятельной категорией, поскольку на основе одного и того же вектора
ошибки возможно построение множества оценок качества управления, далеко не
всегда взаимозаменяемых.
Структура и соотношение информации, образующей перечисленные вектора,
показаны на приводимом в конце главы 15 рисунке 8.
Ключевым понятием теории управления является понятие: устойчивость
объекта в смысле предсказуемости поведения в определённой мере под
воздействием внешней среды, внутренних изменений и упра-воле-ния; или, если
коротко, — устойчивость по предсказуемости. Управление в принципе
невозможно, если поведение объекта непредсказуемо в достаточной для этого
мере.
Полная функция управления — это своего рода пустая и прозрачная форма,
наполняемая содержанием в процессе управления; иными словами, это матрица
объективно возможного управления — мера управления, как процесса
триединства материи-информации-меры[6]. Она описывает преемственные этапы
циркуляции и преобразования информации в процессе управления, начиная с
момента формирования субъектом-управленцем вектора целей управления (или
выявления субъективной потребности в управлении в отношении того или иного
объекта-процесса в среде, с которой взаимодействует субъект) и включительно
до осуществления целей в процессе управления. Это — система стереотипов
отношений и стереотипов преобразований информационных модулей, составляющих
информационную базу управляющего субъекта, моделирующего на их основе
поведение (функционирование) объекта управления (или моделирующего процесс
самоуправления) в той среде, с которой взаимодействует объект (а через
объект — и субъект).
Содержательным фрагментом полной функции управления является целевая
функция управления, т.е. концепция достижения в процессе управления одной
из частных целей, входящих в вектор целей. Концепции управления по
отношению ко всем частным целям образуют совокупную концепцию управления.
Далее большей частью речь идёт именно о совокупной концепции управления.
Там, где имеется в виду одна из частных концепций (целевых функций
управления), это оговорено особо. Для краткости, и чтобы исключить путаницу
с полной, целевую функцию управления там, где нет особой необходимости в
точном термине, будем называть: концепция управления. Концепция управления
наполняет конкретным управленческим содержанием все либо часть этапов
полной функции управления.
После определения вектора целей и допустимых ошибок управления по
концепции управления (целевой функции управления) в процессе реального
управления осуществляется замыкание информационных потоков с вектора целей
на вектор ошибки (или эквивалентное ему замыкание на вектор состояния).
Иными словами, в процессе управления информация о векторе состояния (или
векторе ошибки управления) соотносится с вектором целей и на основе этого
соотнесения вырабатывается и осуществляется управляющее воздействие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21