реферат, рефераты скачать
 

Теория аудита


§      математические теории (формальные выборки, регрессионный и кластерный анализ);

§      экономические теории (ценность денег во времени, теория оценки капитала);

§      теории бухгалтерского учета и финансов (теория процентов, финансовый анализ и прогнозирование банкротств);

§      теории информации и коммуникации (способность аудитора вступать в контакт с третьими лицами, составление заключения);

§      информационные технологии (экспертные системы, компью­терные системы, технология баз данных);

§      управление (планирование и контроль, организационные тео­рии и теории мотивации);

§      вопросы права и налогообложения.

Аудиторы самостоятельно определяют приемы и методы своей работы. Все методы аудита условно можно разбить на две группы: методы организации аудита в целом и конкретные методы провер­ки операций, сальдо счетов и т.п.

Конкретные методы проверки операций, счетов, документов.

Проверка арифметических расчетов клиента (пересчет).

Пересчет — это проверка арифметической точности источни­ков документов и бухгалтерских записей и выполнение независи­мых подсчетов; как правило, осуществляется выборочно.

Если экономический субъект ведет бухгалтерский учет с при­менением компьютерных средств, аудиторская организация может осуществлять проверку расчетов, применяя ЭВМ.

Инвентаризация.

Инвентаризация позволяет получить точную информацию о наличии имущества экономического субъекта и ориентировочную информацию о состоянии и стоимости такого имущества. Инвен­таризации подлежат имущество клиента и его финансовые обяза­тельства.

Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных опе­раций.

Этот метод позволяет аудиторской организации осуществить контроль за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией.

Подтверждение.

Для получения информации о реальности остатков на счетах учета денежных средств, счетов расчетов, счетов дебиторской и кредиторс­кой задолженности аудиторская организация должна получить под­тверждение в письменной форме от независимой (третьей) стороны.

Запросы на подтверждение рекомендуется готовить в виде до­кумента от имени руководства экономического субъекта в адрес независимой (третьей) стороны. В них должно содержаться требо­вание предоставить необходимую информацию непосредственно аудиторской организации.

При необходимости аудиторская организация может самостоя­тельно установить непосредственный контакт с независимой (тре­тьей) стороной, которой был направлен запрос на подтвержде­ние.

Если полученная аудиторской организацией от независимой (третьей) стороны информация расходится с учетными данными экономического субъекта, необходимо применить дополнитель­ные аудиторские процедуры для выяснения причин расхождения.

Устный опрос персонала, руководства экономического субъекта и независимой (третьей) стороны.

Устный опрос персонала, руководства экономического субъек­та и независимой (третьей) стороны может проводиться на всех этапах аудиторской проверки.

Результаты устных опросов должны быть записаны в виде про­токола или краткого конспекта, в котором обязательно должны быть указаны фамилия того аудитора, который проводил опрос, а также фамилия, имя, отчество лица, которое было опрошено.

Для проведения типовых опросов аудиторская организация мо­жет готовить бланки с перечнями вопросов. В этих бланках могут отмечаться ответы опрошенных лиц.

Проверка документов.

Документальная информация может быть внутренней, внеш­ней, либо внутренней и внешней одновременно. Документы, под­готовленные и обработанные внутри экономического субъекта, являются внутренними.

Проверка документов заключается в том, что аудитор должен убедиться в реальности определенного документа. Для этого реко­мендуется выбрать определенные записи в бухгалтерском учете и проследить отражение операции в учете вплоть до того первичного документа, который должен подтверждать реальность и целесооб­разность выполнения этой операции.

Виды проверки документов:

§      формальная проверка (правильность заполнения всех реквизи­тов; наличие неоговоренных исправлений, подчисток, дописок в тексте и в цифрах; подлинность подписей должностных и матери­ально ответственных лиц);

§      арифметическая проверка (правильность подсчетов в докумен­тах, т.е. правильность показанных итогов в первичных документах, Учетных регистрах и отчетных формах);

§      проверка документов по существу (законность и целесообраз­ность операции; правильность отнесения на счета и статьи).

Прослеживание.

Под прослеживанием понимается процедура, в ходе которой аудитор проверяет некоторые первичные документы, проверяет отражение данных первичных документов в регистрах синтетичес­кого и аналитического учета, находит заключительную коррес­понденцию счетов и убеждается в том, что соответствующие хо­зяйственные операции правильно (или неправильно) отражены в бухгалтерском учете.

Прослеживание позволяет изучить нетипичные статьи и собы­тия, отраженные в документах клиента.

При определении категории операций, в отношении которых следует применить процедуру прослеживания, аудитору рекомен­дуется изучить кредитовые обороты по аналитическим счетам, ве­домостям, отчетам, синтетическим счетам, отраженным в Глав­ной книге, обращая внимание на нетиповые корреспонденции счетов.

Аналитические процедуры.

Под аналитическими процедурами подразумеваются анализ и оценка полученной информации, исследование важнейших фи­нансовых и экономических показателей проверяемого экономи­ческого субъекта с целью выявления необычных и неверно отра­женных в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельнос­ти, а также выяснение причин таких ошибок и искажений.

Подготовка альтернативного баланса.

Для получения доказательств о реальности и полноте отраже­ния в учете готовой продукции выполненных работ, оказанных услуг аудиторская организация может составить баланс израсходо­ванного сырья и материала по нормам на единицу продукции и фактического выхода продукции (выполнения работ, оказания ус­луг).

Баланс сырья, материалов и выхода продукции позволяет аудиторской организации выявить отклонения от нормативного расхода сырья и материалов и выхода продукции (выполнения ра­бот, оказания услуг) и тем самым убедиться в достоверности вы­числения финансового результата.


5.7. Аудиторские доказательства

В качестве доказательств в аудите может быть использована лю­бая информация, позволяющая аудитору формировать свое мне­ние о достоверности данных учета или отчетности в целом.

Виды аудиторских доказательств.

Аудиторские доказательства могут быть внутренними, внешни­ми и смешанными.

Внутренние аудиторские доказательства — это информация, полученная от экономического субъекта в письменном или уст­ном виде.

Внешние аудиторские доказательства — это информация, по­лученная от третьей стороны в письменном виде (обычно по письменному запросу аудиторской организации).

Смешанные аудиторские доказательства — это информация, полученная от экономического субъекта в письменном или уст­ном виде и подтвержденная третьей стороной в письменном виде.

По степени ценности и достоверности для аудиторской орга­низации эти виды доказательств располагаются следующим обра­зом: внешние доказательства, затем смешанные и внутренние до­казательства.

Доказательства, полученные самой аудиторской организацией, обычно являются более достоверными, чем доказательства, пре­доставленные экономическим субъектом.

Доказательства в форме документов и письменных показаний обычно более достоверны, чем устные.

Собранные доказательства отражаются аудитором в его рабочих документах, составленных в виде записей об изучении и оценке постановки бухгалтерского учета и организации внутреннего контроля, а также бланков, таблиц и протоколов, отражающих плани­рование, выполнение и изложение результатов аудиторских про­цедур.

Источники аудиторских доказательств. Источниками получения аудиторских доказательств (доказательной информацией) явля­ются:

§      первичные документы экономического субъекта и третьих лиц;

§      регистры бухгалтерского учета экономического субъекта;

§      результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта;

§      устные высказывания сотрудников экономического субъекта и третьих лиц; .

§      сопоставление одних документов экономического субъекта с другими, а также сопоставление документов экономического субъекта с документами третьих лиц;

§      результаты инвентаризации имущества экономического субъекта, проводимой сотрудниками экономического субъекта;

§      бухгалтерская отчетность.

Наиболее ценными аудиторскими доказательствами считаются доказательства, полученные аудитором непосредственно в резуль­тате исследования хозяйственных операций.

Аудиторский риск уменьшается, если аудитор использует дока­зательства, полученные из различных источников и разные по форме представления. Если доказательства, полученные из одного источника, противоречат доказательствам, полученным из друго­го источника, аудитор должен использовать дополнительные аудиторские процедуры, чтобы разрешить возникшие противоре­чия и быть уверенным в достоверности собранных доказательств и обоснованности полученных выводов.

Если экономический субъект не представил аудиторской орга­низации существующие документы в полном объеме и она не в состоянии собрать достаточные аудиторские доказательства по ка­кому-либо счету и (или) операции, аудиторская организация обя­зана отразить это в отчете (письменной информации руководству экономического субъекта) и имеет право подготовить аудиторское заключение, отличное от безусловно положительного.

5.8. Документирование

Аудит, проводимый аудиторской организацией, должен сопро­вождаться обязательным документированием, т.е. отражением по­лученной информации в рабочей документации аудита, оформ­ленной в соответствии с Национальным нормативом ауди­та № 6 «Документальное оформление аудиторской проверки.

К рабочей документации аудита относятся:

§      планы и программы проведения аудита;

§      описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов;

§      объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта;

§      копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта;

§      описание СВК и организации бухгалтерского учета экономи­ческого субъекта;

§      аналитические документы аудиторской организации,

§      другие документы.

Рабочая документация должна быть достаточно полной и под­робной, с тем чтобы опытный аудитор, ознакомившись с ней, мог получить общее представление о проведенном аудиторской организацией аудите.

Рабочая документация должна создаваться своевременно: до начала, в ходе и по завершении аудита. К моменту представления аудиторского заключения экономическому субъекту вся рабочая документация должна быть создана (получена) и завершена офор­млением.

Рабочая документация может создаваться на бумажных, ма­шинных или иных носителях, обеспечивающих сохранность сведе­ний, содержащихся в ней, в течение времени, установленного для хранения рабочей документации в архиве.

Рабочие бумаги аудитора хранятся в папках — так называемых досье на клиента. Досье разделяют на текущие, постоянные и спе­циальные.

Текущее досье содержит все документы и материалы, собран­ные в ходе аудиторской проверки, вопросы и проблемы, перене­сенные из предыдущего аудита, а также те, на которые следует обратить внимание в последующем аудите.

Постоянное досье, как правило, содержит информацию, важ­ную для аудита в течение длительного времени.

5.9. Искажения бухгалтерской отчетности

Искажение бухгалтерской отчетности бывает преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное искажение бухгалтерской отчетности — это результат преднамеренных действий (или бездействия) персонала проверяемого экономического субъекта в корыстных целях для введения в заблуждение пользователей бухгалтерской отчетности.

Непреднамеренное искажение бухгалтерской отчетности — это результат непреднамеренных действий (или бездействия) персо­нала проверяемого экономического субъекта, который может быть следствием арифметических или логических ошибок в учет­ных записях, ошибок в расчетах, недосмотра в полноте учета, не­правильного отражения в учете фактов хозяйственной деятельнос­ти, наличия и состояния имущества.

Как преднамеренное, так и непреднамеренное искажение бух­галтерской отчетности может быть у проверяемого экономическо­го субъекта существенным (т.е. оказывающим настолько сильное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности, что ква­лифицированный пользователь отчетности может сделать на ее ос­нове ошибочные выводы или принять ошибочные решения) или несущественным.

К факторам внутрихозяйственной деятельности экономического субъекта, способствующим появлению искажений, относятся:

©     значительные финансовые вложения в кризисные отрасли эко­номики;

©     несоответствие величины оборотных средств быстрому росту объемов продаж (производства) экономического субъекта или значительному снижению прибыли;

©     зависимость экономического субъекта в определенный период от одного (нескольких) заказчика или поставщика;

©     изменения в практике договорных отношений или в учетной политике, которые ведут к значительному изменению величины прибыли;

©     нетипичные сделки экономического субъекта, особенно в пе­риод окончания года, которые существенно влияют на величину финансовых показателей;

©     наличие платежей за услуги, которые явно не соответствуют предоставленным услугам;

©     особенности организационно-управленческой структуры экономического субъекта, наличие недостатков в данной струк­туре;

©     особенности структуры капитала и распределения прибыли;

©     отклонения от установленных правил в ведении бухгалтерского Учета и организации подготовки бухгалтерской отчетности.

К факторам, отражающим особенности состояния конкретной отрасли финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и экономики страны в целом, способствующие появлению искажений, относятся:

©     состояние отрасли экономики и экономики страны в целом — кризис, депрессия или подъем;

©     возрастание возможности возникновения несостоятельности (банкротства) экономического субъекта в связи с кризисным со­стоянием отрасли;

©     особенности производственной деятельности экономического субъекта, технологические особенности производства.

Особенно внимательно аудитор должен проверить такие фак­ты, как утечка информации; необычные денежные вклады; плате­жи за неполученные товары или полученные, но не затребован­ные, или полученные и оплаченные по завышенным ценам това­ры; списание средств или распоряжение средствами по стоимости ниже, чем их рыночная цена; использование средств клиента для личных целей (приобретение компьютеров, легковых машин, ус­луг, офиса и т.п.).

Зачастую при проведении аудиторской проверки искажения или ошибки могут быть обнаружены при рассмотрении самих до­кументов. Недостоверные бухгалтерские документы можно отли­чить от нормальных по следующим признакам:

§      неправильное оформление (использованы бланки неустанов­ленной формы; не заполнены все необходимые реквизиты; ис­пользованы лишние реквизиты; использованы ненадлежащие рек­визиты);

§      отражение незаконных по содержанию операций;

§      отражение хозяйственных операций, которые в действительнос­ти выполнялись не в полном объеме, а частично (отдельные сто­роны операций);

§      наличие подложных документов (материальный подлог) и до­кументов, содержащих заведомо ложные сведения (интеллекту­альный подлог);

§      наличие документов, содержащих случайные ошибки.

Основные виды ошибок, обнаруживаемых при проведении аудиторской проверки, можно сгруппировать следующим образом

1. Ошибки в ведении учета

Отсутствие ведения учета: в бухгалтерии не ведется надлежа­щего учета по какому-либо виду деятельности или подразделения.

Случайные ошибки:

§      арифметические просчеты, которые встречаются крайне ред­ко, поскольку обычно выявляются самим бухгалтером;

§      случайные неправильные проводки, которые возникают в слу­чае, если, применяя правильный метод учета какого-либо факта хозяйственной деятельности, бухгалтер без наличия достаточных оснований или случайно делает «нестандартную» проводку;

§      неправильно выбранный курс валюты для расчета курсовых разниц;

§      ошибка при заполнении отчетных форм.

2. Повторяющиеся ошибки

Возникают в том случае, когда бухгалтер не знает правильный метод регистрации какого-либо факта хозяйственной деятельнос­ти и каждый раз делает неправильные проводки. Эти ошибки выя­вить обычно несложно, поскольку «странные» проводки сразу бросаются в глаза. Их можно увидеть, просматривая только Глав­ную книгу или даже заполненную форму баланса.


Тема 6. ПРОЦЕДУРЫ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ СТАДИИ АУДИТА


6.1. Оценка результатов аудиторской проверки

После проведения всех необходимых процедур аудитор оценивает полноту и качество исполнения всех пунктов программы.

Важной частью этого этапа проверки является оценка фактической величины уровня существенности. В случае обнаружения ошибок и нарушений аудитор определяет их общую сумму, чтобы понять, является ли эта сумма существенной.

В конце аудита необходимо еще раз просмотреть все рабочие документы, чтобы проверить качество исполнения той части про­цедур, которая выполнялась ассистентами, а также удостоверить­ся, что аудит соответствует установленным стандартам.

6.2. Контроль качества работы аудиторов

Существует два вида контроля качества работы аудито­ра: контроль основного аудитора за работой своих ассистентов, контроль аудиторской фирмы за работой аудитора.                

Основной аудитор несет полную ответственность за выполнение аудита. В процессе проведения аудиторской проверки он должен постоянно контролировать и направлять работу, выполняемую ас­систентами.

Ассистенты, которым передается работа, должны быть соответ­ствующим образом проинструктированы об их ответственности и задачах процедур, которые они должны выполнить, о деятельнос­ти предприятия и возможных учетных аудиторских проблемах, ко­торые могут воздействовать на сущность, время проведения и мас­штаб аудиторских процедур. Письменная программа аудитора явля­ется важным элементом для передачи аудиторских полномочий.

Контроль со стороны аудиторской фирмы за работой аудитора осуществляется, во-первых, посредством обсуждения и проверки обоснованности аудиторского плана и программы проведения аудита у данного клиента, во-вторых, посредством строгого со­блюдения организационно-этических аудиторских принципов, в-третьих, некоторые аудиторские фирмы практикуют повторные, бесплатные для клиента перепроверки достоверности отчетности другим аудитором фирмы уже после выдачи аудиторского заклю­чения основным аудитором.


6.3. Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита

Во всех случаях обязательного аудита аудиторские организации обязаны готовить и представлять письменную информацию (отчет) руководству (собственникам) проверяемого экономического субъекта по результатам проведения аудита.

Цель письменной информации — довести до руководства про­веряемого субъекта сведения о недостатках в учетных записях, бухгалтерском учете и СВК, которые могут привести к существен­ным ошибкам в бухгалтерской отчетности, и в порядке внесения конструктивных предложений по совершенствованию систем бух­галтерского учета и внутреннего контроля экономического субъекта.

В письменной информации аудитора должно быть указано все, что связано с фактами хозяйственной жизни экономического субъекта, ошибки и искажения, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность его бухгалтерской отчетности, т.е любая информация, касающаяся проведенного аудита и фактов хозяйственной жизни экономического субъекта, которая была сочтена целесообразной.

Письменная информация аудитора должна быть подписана аудиторами и иными специалистами, непосредственно проводив­шими аудит. Если аудиторскую проверку проводила группа, состо­ящая из значительного количества сотрудников аудиторской орга­низации, письменная информация аудитора должна быть подпи­сана руководителем группы сотрудников или руководителями отдельных подгрупп (бригад, звеньев) в составе общей группы.

В письменной информации аудитора в обязательном порядке должны содержаться реквизиты аудиторской организации и реквизиты проверяемого экономического субъекта, а также указание на период времени, к которому относится документация эконо­мического субъекта, проверенная в ходе аудита, дата подписания письменной информации аудитора и выявленные в ходе аудита существенные нарушения установленного законодательством Украины порядка ведения бухгалтерского учета и со­ставления бухгалтерской отчетности, влияющие или могущие по­влиять на ее достоверность.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.