реферат, рефераты скачать
 

Теория аудита


Письменная информация аудитора готовится в ходе аудитор­ской проверки и представляется руководителю и (или) собствен­нику экономического субъекта, подлежащего аудиту, на заверша­ющей стадии аудиторской проверки.

Письменная информация аудитора может быть передана только лицу, подписавшему договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг, лицу, прямо указанному в качестве получателя письменной информации аудитора в договоре (конт­ракте, письме-обязательстве) на оказание аудиторских услуг, и, наконец, любому другому лицу, подписавшему договор (контракт, письмо-обязательство) на оказание аудиторских услуг, — в случае письменного указания на то аудиторской организации.

По итогам аудиторской проверки по согласованию с руковод­ством экономического субъекта может быть подготовлен предварительный вариант письменной информации, в которой могут содержаться требования внесения исправлений в данные бухгалтерского учета и подготовки перечня уточнений к уже подготовленной бухгалтерс­кой отчетности. Выполнение таких требований в случае, если они касаются исправлений, имеющих существенный характер, являет­ся обязательным для того, чтобы аудиторская организация впос­ледствии могла представить экономическому субъекту положи­тельное аудиторское заключение.

Аудиторская организация обязана подготовить в те же сроки (если иное не оговорено в договоре (контракте, письме-обяза­тельстве) на оказание аудиторских услуг), что и аудиторское зак­лючение, окончательный вариант письменной информации ауди­тора. Замечания экономического субъекта принимаются аудиторс­кой организацией в расчет, только если аудиторы сочтут это необходимым. В том случае, если в предварительном варианте письменной информации аудитора содержались замечания, имею­щие существенный характер, в окончательном варианте письмен­ной информации необходимо дать оценку и анализ исправлений, сделанных работниками экономического субъекта в порядке вы­полнения требований аудиторов.

Письменная информация аудитора составляется не менее чем в двух экземплярах один передается под расписку только (и исклю­чительно) лицу, указанному выше, а второй экземпляр остается в распоряжении аудиторской организации и приобщается к прочей рабочей документации аудитора.

В случае смены аудиторской организации руководство проверя­емого экономического субъекта обязано предоставить новой ауди­торской организации копии письменной информации по резуль­татам аудиторских проверок не менее чем за три предшествующих финансовых года, подготовленной прежней аудиторской органи­зацией.



Тема 7. ОБОБЩЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АУДИТА

7.1. Понятие аудиторского отчета и аудиторского заключения

Результаты аудиторской проверки отображаются в аудиторском отчете. Аудиторский отчет содержит сведения о состоянии учета, внутреннего контроля, достаточность и достоверность финансовой отчетности. В связи с тем, что содержание аудиторского отчета зависит от конкретных обстоятельств и результатов проверки, он составляется по произвольной форме. Аудиторский отчет составляется только для заказчика.

Аудиторский отчет включает общую (вступительную), аналитическую и итоговую части.

В вступительной части указывают место и дату составления отчета, название аудиторской организации и его адрес, № и дату выдачи Сертификата и Свидетельства о включении в Реестр субъекта аудиторской деятельности, период, за который осуществляется проверка, состав учетной и отчетной документации, ссылка на Законы и стандарты бухгалтерского учета, Национальные нормативы аудита, которыми руководствовался аудитор.

В аналитической части аудиторского отчета приводят результаты проверки бухгалтерского учета и финансовой отчетности, состояния внутреннего контроля, способ проверки (сплошной, выборочный), факты нарушений законодательных, других нормативно-правовых актов и установленных правил ведения бухгалтерского финансового учета и составления финансовой отчетности.

Третья, итоговая часть аудиторского отчета включает выводы по результатам аудиторской проверки.

Аудиторское заключение — это официальный документ, удостоверенный подписью и печатью аудитора (аудиторской фирмы), который составляется в установленном порядке по результатам проведения аудита и содержит выводы относительно достоверности финансовой отчетности, полноты и соответствия действующему законодательству и установленным нормативам бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деяльности.

7.2. Основные элементы аудиторского заключения

Основные элементы аудиторского заключения, виды заключений и их форма приведенны в нормативе № 26 «Аудиторское заключение». Данный аудиторский стандарт регулирует основные принципы, по которым составляется аудиторское заключение. В нем, в частности, указано, что аудитор должен проанализировать и оценить информацию, полученную на основании аудиторских доказательств для подготовки аудиторского заключения о проверенной финансовой отчетности. Аудиторское заключение составляется в произвольной форме, но обязательно должно содержать следующие разделы.

• заголовок аудиторского заключения;

• вступление;

• масштаб проверки;

• вывод аудитора о проверенной финансовой отчетности;

• дата аудиторского заключения;

• адрес аудиторской фирмы;  

• подпись.

В Заголовке аудиторского заключения подчеркивается, что аудиторская проверка проводилась независимым аудитором, указываются фамилия, имя и отчество аудитора, название аудиторской фирмы. Кроме того, отмечают полное название предприятия, которое проверяется, и время проверки.

В разделе Вступление дается информация о составе финансовой отчетности и дате ее подготовки. Здесь также отмечается, что ответственность за правильность подготовки отчетности полагается на руководителя предприятия и указывают об ответственности аудитора за аудиторское заключение, которое основывается на результатах проведенной проверки.

Раздел Масштаб проверки дает уверенность его пользователям в том, что аудиторскую проверку осуществляли соответственно требованиям Национальных нормативов аудита, которые регулируют аудиторскую практику и ведение бухгалтерского финансового учета. В нем также отмечается, что проверка была спланированна и подготовлена с достаточным уровнем уверенности в том, что в финансовой отчетности нет существенных ошибок.

Потом указывается, что аудитор использовал способ выборочной проверки информации и принимал во внимание только существенные ошибки. Здесь же отмечаются принципы бухгалтерского учета, которые использовалось на предприятии во время проверки.

В разделе Вывод аудитора о проверенной финансовой отчетности даётся вывод о правильности финансовой отчетности.

Например: "Мы подтверждаем, что баланс состоянием на 01 января 200 _ г. полно и достоверно отображает активы и пассивы предприятия за всеми статьями, и его составлен соответственно требованиям Положения (стандарта) бухгалтерского учета 2 "Баланс", утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 31 марта 1999 г. № 87".

В разделе Дата аудиторского заключения аудитор ставит дату завершения аудиторской проверки. Причем дата на аудиторском заключении проставляется в тот день, когда руководство предприятия подписывает акт приема-передачи выполненных аудитором работ.

В разделе Подпись аудиторского заключения ставится подпись директора аудиторской фирмы или уполномоченного на это лица, которая имеет соответствующую серию сертификата аудитора Украины на вид проведенного аудита.

В последнем разделе Адрес аудиторской фирмы указывается адрес аудиторской фирмы и № Свидетельства о включении в Реестр субъектов аудиторской деятельности в Украине.

Аудитор должен предупредить руководство предприятия, на котором проведенна аудиторская проверка, про его ответственность за несвоевременное представление аудиторского заключения налоговым органам в случае проведения обязательного аудита.

7.3. Виды аудиторского заключения и их содержание

Аудиторское заключение составляется с соблюдением установленных норм и стандартов и может содержать подтверждение или аргументированный отказ от подтверждения достоверности, полноты и соответствия действующему законодательству финансовой отчетности предприятия-клиента. .

Аудиторское заключение может быть: безусловно положительное, условно-положительное, отрицательное или отказ от предоставления заключения о финансовой отчетности предприятия.

Безусловно положительное заключение составляется, если выполнены такие условия:

• аудитор получил необходимую информацию и объяснения и они являются  реальным отображением состояния дел на предприятии;

• данные достоверны по всем существенным вопросам;

• финансовая отчетность отвечает принятой на предприятии системе бухгалтерского учета, которая, в свою очередь, отвечает требованиям действующего законодательства Украины;

• финансовая отчетность составлена на основании правильных учетных данных и лишена существенных отклонений от нормативных положений;

• финансовая отчетность составлена согласно Закону Украины "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" и Положений (стандартов) бухгалтерского учета.

В положительном заключении могут быть использованны такие утвердительные выражения, как "отвечает требованиям", "дает достоверное и соответствующей действительности представления", "достоверно отображает", "отображает реальное состояние ..." и т.п..

Аудитор не может выдать безусловно-положительное заключение в случае существования фундаментальной неуверенности и несогласия.

Основные причины фундаментальной неуверенности — значительные ограничения в объеме аудиторской работы в связи с тем, что аудитор не может получить всю необходимую информацию и объяснение (через неудовлетворительное состояние учета) и не может выполнить все необходимые аудиторские процедуры (через ограничение во времени проверки, которые диктуются клиентом).

Причины несогласия такие:

• неприемлемость системы учета или порядка проведение учетных операций;

• фундаментальное несогласие с полнотой отображения фактов в учете и отчетности;

• несоответствие порядка оформление или осуществления хозяйственных операций действующему законодательству.

Неуверенность или несогласие считаются фундаментальными в случае, если влияние факторов на финансовую информацию настолько значительно, что это может существенно изменить действительное состояние дел.

Наличие фундаментального несогласия может обусловить отрицательный аудиторский вывод. Наличие фундаментальной неуверенности может стать причиной отказа от предоставления аудиторского заключения.

Во всех случаях, когда аудитор составляет заключение, которое отличается от положительного, он должен дать описание всех существенных причин неуверенности и несогласия.

Во время подготовки отрицательного аудиторского вывода можно использовать такие выражения: "перекручивает соответствующей действительности состояние дел", "не удовлетворяет требования", "противоречит ...", "не отвечает ..." и т.п..

Итак, есть пять таких видов аудиторских выводов.

1. Безусловно положительный вывод — предоставленная информация дает соответствующее действительности и полное представление о реальном составе активов и пассивов, хозяйственная деятельность осуществляется согласно действующему законодательству, система учета отвечает законодательным и нормативным требованиям, финансовая отчетность составлена на основании настоящих данных учета и достоверно отображает финансовое состояние.

2. Условно-положительное заключение (есть фундаментальная неуверенность). В связи с невозможностью проверки отдельных фактов аудитор не может высказать свою мысль относительно указанных моментов, но они имеют ограниченное влияние на состояние дел в целом и не перекручивают соответствующее действительности финансовое состояние. Аудитор считает возможным подтвердить, что за исключением упомянутых ограничений предоставленная информация свидетельствует о соответствии хозяйственной деятельности действующему законодательству. Система учета отвечает законодательно-нормативным требованиям. Финансовая отчетность составлена на основании достоверных данных и в целом достоверно отображает фактическое финансовое состояние.

3. Условно-положительное заключение (есть фундаментальное несогласие). Некоторые операции оформлены с нарушением установленного порядка. Однако указанные моменты имеют ограниченное влияние на состояние дел в целом и не искажают действительного финансового состояния. Аудитор считает возможным подтвердить, что за исключением упомянутых ограничений предоставленная информация свидетельствует о соответствии осуществляемой хозяйственной деятельности действующему законодательству. Система учета отвечает законодательным и нормативным требованиям. Финансовая отчетность составлена на основании достоверных финансовых данных и в целом достоверно отображает фактическое финансовое состояние.

4. Отрицательное заключение. Аудитом установленны нарушения. Допущенные нарушения искажают реальное состояние дел в целом. Принятая система учета не отвечает законодательным и нормативным требованиям. Данные финансовой отчетности не отвечают учетным данным. Таким образом, данные бухгалтерского учета и финансовой отчетности не дают достоверного представления о соответствующем действительности финансовом состоянии.

5. Отказ от предоставления заключения. В связи с невозможностью проверить факты аудитор не может высказать мысль относительно отдельных данных. А эти данные существенно влияют на действительное состояние дел в целом. В связи с отсутствием достаточных аудиторских свидетельств аудитор не может составить объективное аудиторское заключение.

 

Тема 8: АУДИТ АКТИВОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

8.1. Аудит кассовых операций

Операции по движению денежных средств подлежат сплошной проверке. Осуществляя аудит кассовых операций, следует руководствоваться Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 19.02.2001 № 72. Это Положение распространяется на всех юридичних лиц (кроме банков и предприятий связи) независимо от формы собственности и вида деятельности, а также на физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности без создания юридического лица.

Предприятия и индивидуальные предприниматели, которые имеют текущие счета в банка, обязанные сохранять свои средства в учреждениях банков. Денежная наличность, которую они получают из собственных текущих счетов, может расходоваться исключительно на определенные в чеке цели.

Лимиты остатка денежной наличности в кассе устанавливаются всем предприятиям, которые имеют счета в учреждениях банков и осуществляют кассовые сделки денежной наличностью. Лимит остатка денежной наличности в кассе для любого предприятия устанавливают коммерческие банки по месту открытия счета с учетом режима работы предприятия, отдаленности его от учреждения банка, размера кассовых оборотов, установленных сроков и порядка сдачи кассовой выручки (поступлений) и графика заезда инкассаторов.

Порядок установления лимитов остатка денежной наличности в кассе регулируется Инструкцией об организации работы по наличному учету учреждениями банков Украины, утвержденной постановлением Правления Национального банка Украины от 19.02.2001 № 69.

Всю денежную наличность свыше установленных лимитов остатка денежной наличности в кассе предприятия обязанные сдавать в порядке и в сроки, установленные учреждением банка для зачисления на их счета. Кассовые сделки оформляются документами, типичные формы которых утвержден приказом Министерства статистики Украины (Минстата) от 15.02.96 № 51.

Наличные расчеты предприятий всех форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей с гражданами должны проводиться с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров, кассового или товарного чека, квитанции, договора купли-продажи, актов закупки, выполнения работ (предоставления услуг) или других документов, которые удостоверяют факт купли товара, выполнение работы, предоставление услуги.

Прием денежной наличности кассами предприятий проводится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, им уполномоченным. После приема денег выдают квитанцию с подписью главного бухгалтера или лица, им уполномоченного, и кассира, заверенную печатью (штампом) кассира или оттиском кассового аппарата.

Выдача денежной наличности из касс предприятий проводится по расходным кассовым ордерам или по платежным (расчетно-платежным) ведомостям. Документы на выдачу денег должны быть подписаны руководителем и главным бухгалтером предприятия или лицами, ими уполномоченными.

Кроме Положения о ведении кассовых сделок аудитор использует первичные документы по приему и выдаче денежной наличности, кассовые книги и отчеты кассира, книги аналитического учета ценностей, которые сохраняются в кассе, учетные регистры по счету 30 "Касса" и для встречной проверки по счету 31 "Счета в банках", субсчетами к нему 311 "Текущие счета в национальной валюте", 312 "Текущие счета в иностранное валюте", 313 "Другие счета в банка в национальной валюте", 314 "Другие счета в банка в иностранной валюте", учётные регистры по счёту 33 "Другие средства", субсчеты 331 "Денежные документы в национальной валюте", 332 "Денежные документы в иностранной валюте", 333 "Денежные средства в дороге в национальной валюте", 334 "Денежные средства в дороге в иностранной валюте".

Аудит кассы проводят в такой последовательности: инвентаризация кассы, проверка соблюдения Положения о ведении кассовых операций, документальная проверка приходных и расходных кассовых операций.

Однако при аудиторской проверке проведение инвентаризации не принадлежит к числу обязательных процедур, которые использует аудитор для подтверждения достоверности данных по статье «Касса». Аудитор в данном случае может воспользоваться результатами внутреннего контроля.

Во время документальной проверки кассовых сделок аудитор использует такие документы:

• № КО-1 "Приходный кассовый ордер";

• № КО-2 "Расходный кассовый ордер";

• № КО-3 и КО-3а "Журнал регистрации прибыльных и расходных кассовых документов";

• № КО-4 "Кассовая книга";

• № КО-5 "Книга учета принятых и выданных кассиром денег", документы безордерного оформления приема и выдачи денег, учетные регистры, Главную книгу и балансы на соответствующие даты по счету 30 "Касса" и т.п.

Особое внимание аудитора может быть сосредоточено на правильности оформления кассовых документов: есть ли на каждом документе подписи получателей денег, погашаются ли кассовые документы (приходные — штампом "Получен", расходные — "Оплачен") с указанием даты, нет ли подчисток и исправлений.

Во время проверки отчета кассира и приложенных к нему документов аудитор сопоставляет номера последних приходных и расходных кассовых ордеров, приложенных к отчету, с записями в журнале регистрации, чтобы убедиться в полноте учета последних кассовых операций. Если будут выявлены расхождения в сумме или нумерации ордеров, выясняют причины. Чтобы проверить, как соблюден установленный лимит остатка денег в кассе, необходимо сопоставить фактические остатки денег на отдельные даты и в среднем за месяц с лимитом остатка. При подсчете фактических остатков денег в кассе изымается денежная наличность, предназначенная для выплаты заработной платы, помощи в связи с временной нетрудоспособностью, пенсий и премий.

Как правило, проверка кассы проводится не реже одного раза в квартал. Оперативный контроль за остатком денег в кассе осуществляется на основании отчетов кассира.

Использование денежной наличности по целевому назначению проверяют сопоставлением данных о получении в банке денег с данными об их расходовании (балансовым методом, то есть остаток на начало по счету 30 "Касса" плюс оборот по дебету по этому же счету и минус оборот по кредиту). Для этого используют данные отчетов кассира с прложенными документами, данные учетных регистров по дебету и кредиту счета 30 Касса" и журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов.

Своевременность и полноту внесения в банк неиспользованных денежных сумм проверяют путем сопоставления даты и суммы зачисления денег на счет согласно выписке банка с датой окончания выплаты денег, указанной в разрешительной надписи на платёжных ведомостях, и депонирования заработной платы и других невиплаченных сумм.

Проверяя кассовые сделки, необходимо установить их законность, достоверность и хозяйственную целесообразность.

В особенности тщательно анализируют полноту и своевременность оприходования в кассу денег, полученных из банка. Полноту и своевременность оприходования денег в кассу, полученных с текущих счетов предприятий в банке, устанавливают путем встречной и взаимной сверки данных банковских выписок со счетов предприятий, корешков чековых книжек, приходных кассовых ордеров и записей в кассовой книге.

Чековые книжки, корешки использованных чеков и неиспользованные чеки должны сохраняться у главного бухгалтера в условиях, которые исключают возможность их потери. Испорченные чеки с надписью "Аннулирован" следует сохранять подклеенными к корешкам чеков.

Запрещается: доверять сохранение чековых книжек другому лицу, в частности кассиру, который получает по чекам денежную наличность в банке, а также подписывать незаполненные чеки; выписывать чеки на предъявителя (должны использоваться только именные чеки).

Для того, чтобы убедиться в полноте оприходования денег за реализованные товарно-материальные ценности, следует проверить отчеты об их движении и записи по счетам учета их реализации. При этом кредитовые записи по счету реализации (за наличный расчет) сопоставляют с дебетовыми записями по счету кассы. В случае расхождений следует проверить вид указанных операций и установить причины отклонений.

На каждом предприятии материальные ценности должны выдаваться только при наличии на накладной поставленного кассой штампа "Оплачен". Денежная наличность за проданные товары или предоставленные услуги может вноситься в кассу предприятия. Квитанция выдается с подписями главного бухгалтера и кассира.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.