| |||||
МЕНЮ
| Мировая экономика и международные экономические отношенияСовременная структура мирового хозяйства может также быть передана через понятия “центр”, “полупериферия” и “периферия”. Центр МХ включает в себя развитые страны Запада. К полупериферии можно отнести большинство стран с переходной экономикой. В нее входят и наиболее “продвинутые” развивающиеся государства – “новые индустриальные страны” (НИС). В перспективе зона полупериферии будет и дальше расширяться - в нее может вписаться едва ли не преобладающая часть Латинской Америки, ряд стран Азии. В ближайшее время ряд стран полупериферии может войти в состав центра мирового хозяйства (Республика Корея, Тайвань, Сингапур, а также часть стран с переходными экономиками, прежде всего Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония). По мере усиления в мировом хозяйстве интеграционных процессов страны полупериферии и периферии будут, по-видимому, группироваться вокруг тесно взаимодействующих центров мирового хозяйства (США - Канады, Объединенной Европы, Японии). Возможно и перерастание троецентрия в двоецентрие - Запад (Единая Европа) – Азиатско-Тихоокеанский регион (включая США). В любом случае эти центры не останутся замкнутыми группировками. Они будут сотрудничать и взаимодействовать, оказывая влияние на полупериферию и периферию и способствуя их модернизации. Периферия мирового хозяйства включает в себя развивающиеся страны (кроме НИС). 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ Современное мировое хозяйство - это не только совокупность и взаимопереплетение национальных экономик. Другим его срезом являются интеграционные комплексы, включающие в себя национальные хозяйства нескольких государств и отличающиеся более развитым взаимным разделением труда, сближением и взаимоприспособлением экономических механизмов, более тесным переплетением капиталов, проведением согласованной межгосударственной экономической политики. Образование интеграционных группировок получило особый размах в последние годы. В настоящее время в мире действует более 85 региональных торговых экономических соглашений и договоренностей, в рамках которых осуществляется более 60% мировой торговли. Существует несколько основных видов интеграционных объединений. Это зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз. Зона свободной торговли (ЗСТ) представляет собой группу из двух и более стран, в которых отменены пошлины и другие ограничительные меры во взаимной торговле в отношении товаров, происходящих из этих стран. В отношении стран, не участвующих в соглашении, каждое государство-участник зоны свободной торговли проводит самостоятельную торговую политику. В таможенный союз, как и в ЗСТ, входят две и более страны, которые отменили во взаимной торговле таможенные пошлины и сборы и другие ограничительные мероприятия. Но, в отличие от ЗСТ, государства-участники таможенного союза проводят единую таможенную политику в отношении третьих стран (не входящих в союз), применяя по отношению к ним одни и те же пошлины и другие мероприятия по регулированию торговли. Общий рынок возникает тогда, когда таможенный союз дополняется ликвидацией барьеров между странами не только во взаимной торговле, но и на пути перемещения рабочей силы и капитала. Экономический союз предполагает в дополнение ко всем перечисленным выше интеграционным мероприятиям проведение странами-участницами единой экономической политики, создание системы межгосударственного регулирования социально-экономических процессов. На практике границы между указанными типами интеграционных объединений весьма условны и их развитие может идти по восходящей - от ЗСТ к экономическому союзу. Наибольшей степени зрелости достиг интеграционный
хозяйственный комплекс в Западной Европе, где в 1957 г. было создано Европейское
экономическое сообщество (ЕЭС). Договор о его образовании подписали в
Риме ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург. С ЕС имеет специальные торгово-экономические соглашения со многими странами мира. Например, согласно так называемым Ломейским конвенциям (первая из которых была подписана в 1975 г.) фактически все товары из 70 стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана получили беспошлинный доступ на рынок ЕС. Похожие соглашения есть и с 12 странами Средиземноморского бассейна[16]. Кроме того, существует Таможенный союз ЕС с Турцией и Кипром. В 1991-1995 гг. было подписано девять так называемых Европейских соглашений со странами Центральной и Восточной Европы. Шесть из них (с Болгарией, Чехией, Венгрией, Польшей, Румынией и Словакией) уже действуют[17], три (с Литвой, Латвией и Эстонией) ожидают ратификации. Готовится десятое соглашение со Словенией. Европейские соглашения охватывают как политические, так и экономические вопросы. В частности, уже с 1 января 1995 г. были сняты таможенные барьеры на все товары, импортируемые в ЕС из подписавших их стран Центральной и Восточной Европы (за исключением текстиля, для которого это было сделано к концу 1997 г.). 24 июня 1994 г. на острове Корфу было подписано Соглашение о сотрудничестве и партнерстве между ЕС и Россией (вступило в силу с 1 февраля 1996 г.). В Римском договоре отмечалось, что в рамках ЕС создается Общий (единый) рынок, представляющий собой пространство “четырех свобод” – свобода движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы. Первым шагом в формировании ЕС стала постепенная, в три этапа (с 1959 по 1968 г.), отмена таможенных пошлин в торговле между “шестеркой” стран ЕС и создание таможенного союза. По отношению к третьим странам, не входящим в ЕС, был установлен Единый таможенный тариф ЕС. Затем, по мере присоединения к ЕС новых стран, упразднялись таможенные пошлины в торговле между государствами-основателями ЕС и новыми участниками. Таможенный союз активизировал взаимную торговлю государств-членов ЕС, на которую сейчас приходится в среднем более 60% объема их совокупной внешней торговли (у Бельгии-Люксембурга, Нидерландов, Ирландии, Португалии - более 70%). Однако после устранения взаимных таможенных пошлин на границах между странами Сообщества все еще имели место случаи проведения таможенного досмотра и контроля, другие дорогостоящие формальности. Свободной торговле продолжали препятствовать различия стандартов и технических норм в разных государствах (в области здравоохранения, охраны окружающей среды, защиты интересов потребителей и т.п.). Одним из важнейших направлений политики ЕС является Единая аграрная политика. Она была введена в действие в 1964 г. и по сей день остается важнейшей статьей бюджета Европейского союза (около 48% расходов в 1995 г.). Аграрная политика гарантирует производителям сельскохозяйственной продукции ее сбыт по заранее устанавливаемой цене интервенции. По некоторым товарам был введен режим прямых дотаций производству. К концу 80-х гг. политика цен охватывала более 90% сельскохозяйственного производства в ЕС. Для централизованного финансирования сельского хозяйства был создан Фонд ориентации и гарантирования сельского хозяйства, финансируемый из бюджета ЕС. Кроме того, Совет министров ЕС устанавливает лимитированные импортные цены, т.е. минимальные цены, по которым те или иные продукты могут быть импортированы в страны-члены Европейского союза. Эти цены, которые из-за ввозных пошлин во многих случаях выше мировых, предназначены для защиты сельского хозяйства ЕС от конкуренции со стороны более дешевых продуктов из стран, не входящих в Союз. Фермеры получают из бюджета ЕС субсидии в случае неблагоприятных погодных условий (заморозки, засухи и т.п.), на строительство новых помещений, модернизацию производства, закупки новой техники и т.д. Субсидируется и экспорт сельскохозяйственных товаров - экспортеры получают возмещение, которое должно компенсировать разницу между мировой ценой и более высокой ценой в ЕС. Субсидии, система единых цен и защита рынка способствовали укрупнению хозяйств, решению продовольственной проблемы. Между 1973 и 1988 гг. сельскохозяйственное производство в ЕС возрастало в среднем на 2% в год, в то время как потребление продовольствия – только на 0,5%. Страны ЕС практически полностью обеспечили себя продовольствием и стали вторым в мире (после США) экспортером аграрной продукции. В некоторых странах ВС производительность труда в сельском хозяйстве превысила американскую (так, в Бельгии один работник сельского хозяйства “кормит” 100 человек, в Великобритании 95 - против 80 человек в США и 13 человек в бывшем СССР). Урожайность, например, пшеницы в ЕС вдвое выше, чем в США, а в Нидерландах, Великобритании и Бельгии - почти втрое (от 65 до 70 ц/га в среднем). Аграрная политика ЕС, однако, привела к перепроизводству сельскохозяйственной продукции и к возникновению противоречий с другими мировыми производителями сельскохозяйственных товаров (прежде всего США), которые возражают против ограничения в доступе на рынок ЕС и практики субсидирования экспорта. Кроме того, она оказалось слишком дорогостоящей (70% расходов бюджета ЕС). Поэтому в июне 1992 г. ЕС принял решение о радикальном пересмотре аграрной политики. Новая политика включает следующие меры. · Для обеспечения конкурентоспособности аграрной продукции ЕС, цены на земледельческую продукцию и говядину в течение трех лет были снижены, чтобы приблизиться к уровням мировых рынков (для зерновых, например, снижение цен составило 29%, для говядины – 15%). · Для того чтобы фермеры могли выжить в новых условиях, им выплачиваются компенсирующие платежи. В случае зерновых и других земледельческих культур выплата компенсации находится в зависимости прежде всего от сокращения обрабатываемых земель (set aside). Эта мера рассматривается как инструмент контроля за уровнем и эффективностью производства. · В производстве говядины потолки компенсирующих премиальных платежей устанавливаются на индивидуальной или региональной основе и зависят от поголовья скота в расчете на гектар. Кроме того, новая аграрная политика включает в себя так называемые меры сопровождения - сохранение аграрной окружающей среды, лесонасаждение и прекращение сельскохозяйственной деятельности путем досрочного выхода фермеров на пенсию. В рамках ЕС также проводится региональная политика, нацеленная на оказание помощи так называемым проблемным районам Союза. Прежде всего, речь идет о слаборазвитых районах, в которых уровень ВВП на душу населения не превышает 75% среднего для ЕС показателя. Это Греция, Ирландия и Португалия, а также значительная часть Испании, юг Италии, остров Корсика, Северная Ирландия, Северная Шотландия и др. С января 1994 г. статус слаборазвитых официально получили новые земли ФРГ, возникшие на территории бывшей ГДР. Среди проблемных районов можно отметить старопромышленные регионы Великобритании, Франции, Германии, Испании и других стран, которые оказались в кризисном положении из-за упадка таких традиционных для них отраслей, как угольная промышленность, металлургия, судостроение и текстильная промышленность, а также слаборазвитые сельские области, находящиеся на периферии ЕС. Новым направлением, появившимся после вступления в ЕС Швеции и Финляндии, является развитие регионов с крайне малой плотностью населения на севере и северо-востоке этих государств. Региональная политика - вторая по значимости статья расходов ЕС (36% в 1999 г.). Основные ее направления - координация региональной политики отдельных стран-членов Союза и прямая финансовая поддержка проблемных регионов из Европейского фонда регионального развития. В конце 80-х гг. в Римский договор об организации ЕС была внесена специальная глава о сотрудничестве в научно-технической области. Недавно завершена реализация четвертой рамочной научно-технологической программы стран ЕС (1994-1998 гг.). Ее цель и цели двадцати входящих в нее специализированных программ - обеспечение конкурентоспособности Западной Европы в области информационных технологий и технологий средств связи, промышленных технологий, биотехнологии, энергетики и т.д. Большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды. ЕС принимает активное участие в программе ЭВРИКА, направленной на налаживание европейской широкомасштабной кооперации в области новейшей технологии (осуществляется с 1985 г.). Члены ЭВРИКА – Европейская комиссия и 25 европейских государств, включая всех 15 членов ЕС и Россию. В настоящее время в рамках этой программы осуществляется 665 проектов общей стоимостью 5,6 млрд. ЭКЮ, в разработке которых принимают участие почти 3 тыс. различных европейских организаций (2/3 из них – промышленные компании); 684 проекта стоимостью 11,6 млрд. ЭКЮ уже завершены. Основные направления исследований и разработок – информационные технологии, связь, робототехника и автоматизация производства, новые материалы, медицина и биотехнология, охрана окружающей среды, лазерная техника, транспорт. Формирование интеграционного комплекса в ЕС включало и создание ряда региональных валютно-кредитных и финансовых организаций. С марта 1979 г. начала функционировать Европейская валютная система (ЕВС), предназначенная для уменьшения колебаний валютных курсов и стимулирования интеграционных процессов. В рамках ЕВС была введена европейская валютно-расчетная единица - ЭКЮ, базирующаяся на корзине (наборе) валют стран-членов ЕВС. К 80-м гг. Европейское сообщество стало одним из главных центров мирового хозяйства и крупнейшим торговым блоком на планете. Однако ЕС так и не стало подлинным общим рынком - как мы уже упоминали, сохранялось много препятствий для свободного экономического обмена между государствами. Постоянно нарушались положения Римского договора в части свободного перемещения товаров. Вызовы времени на рубеже 80-x гг. - иранская революция, Афганистан, кризис в Польше, Фолклендская война - показали, что у Сообщества отсутствует четкая внешнеполитическая линия, инструменты и возможности урегулирования кризисных ситуаций. Политический вес, влияние ЕС были явно неадекватны его растущей экономической мощи. Перед Сообществом встали две взаимосвязанные задачи. Первая - завершить создание единого внутреннего рынка (ЕВР) со свободным перемещением товаров, капиталов, услуг и людей. Вторая - образовать валютно-экономический и политический союзы, превратив тем самым ЕС в некую полуконфедеративную-полуфедеративную супердержаву. Первая задача - создание ЕВР - решалась на основе Единого Европейского Акта, подписанного в феврале 1986 г. и вступившего в силу 1 июля 1987 г. Этим Актом была поставлена задача создать к 1 января 1993 г. ЕВР Сообщества, который обеспечивал бы свободное движение товаров, капитала и рабочей силы по всей его территории. Эта задача успешно решена. Хотя, разумеется, указанная дата носила скорее символическое значение, так что отладка механизмов функционирования ЕВР продолжается. С 1 января 1993 г. полностью отменен таможенный контроль во взаимной торговле стран ЕС. Граждане стран-членов ЕС получили возможность без загранпаспортов и виз путешествовать по всему его пространству, работать и жить в любой стране по своему выбору. Принята Хартия основных социальных прав трудящихся. Приведены в гармонию технические стандарты, финансово-банковские порядки, правовые нормы. Фирмы теперь могут сбывать продукцию или предлагать услуги в любой точке ЕС без каких-либо дополнительных формальностей, устранены препятствия на пути миграции капиталов. Переход Сообщества в новое качество - Европейский союз - основывается на договоре о Европейском союзе. Он был подписан в голландском городе Маастрихт 7 февраля 1992 г. Маастрихтский договор предусматривает, в частности, постепенный переход от уже созданного единого рынка к полному Экономическому и валютному союзу (ЭВС), создание Европейского центрального банка (ЕЦБ) и замену национальных денежных знаков единой валютой евро, учреждение гражданства ЕС. Европейский союз будет осуществлять общую политику в ряде новых областей - дипломатии, юстиции, полиции, обороны. Поэтапное ограничение суверенитетов стран ЕС в экономической, валютной и внешнеполитической сферах в случае успешной реализации Маастрихтского договора приведет к превращению ЕС в подобие федеративного или конфедеративного государства со всеми его атрибутами. Как уже упоминалось, 1 ноября 1993 г., после ратификации в государствах-членах ЕС, Маастрихтский договор вступил в силу и Европейское сообщество сменило свое официальное название на Европейский союз. В 1997 г. был подписан Амстердамский договор о Европейском союзе, являющийся, по сути, скорректированным и дополненным текстом Маастрихтского договора. Создание Европейского союза не ликвидировало договоры об образовании ЕОУС, ЕЭС и Евратома, которые с дополнениями, предусмотренными Маастрихтским и Амстердамским договорами, являются основой ЕС. В конце марта 1998 г. Европейская комиссия объявила окончательный состав ЭВС, в который вошли 11 государств Евросоюза (за исключением Великобритании, Швеции, Дании и Греции). С 1 января 1999 г. бразды правления монетарной политикой в этих странах перейдут к Европейскому центральному банку (ЕЦБ) во Франкфурте-на-Майне (Германия). С 1 января 2002 г. евро поступит в обращение и начнет заменять национальные денежные единицы. Расчеты в розничной торговле будут вестись только в евро. С 1 июля 2002 г. хождение национальных валют в ЕВС будет прекращено и евро останется единственной денежной единицей. Среди участников ЭВС в ЕС – две группы государств – участники нового этапа интеграции и аутсайдеры, что создает для этого объединения новые трудности и проблемы. На вступление в ЕС претендуют сейчас Болгария, Венгрия, Кипр, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Чехия и Эстония[18]. По степени готовности к вступлению указанные государства разделены на две группы – начавшие с 30 марта 1998 г. непосредственные индивидуальные переговоры о присоединении (Венгрия, Польша, Словения, Чехия, Эстония[19]) и остальные. Как ожидается, прием первых стран-претендентов в ЕС начнется не ранее 2003-2004 гг. Европейский союз - не единственная интеграционная группировка в Западной Европе. В 1959-1960 г. по инициативе Великобритании и Скандинавских стран была учреждена Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), которая рассматривалась большинством ее участников как временная организация для усиления их позиций на будущих переговорах о вступлении в ЕЭС. И действительно, в дальнейшем Великобритания (1972 г.), Дания (1972 г.), Португалия (1985 г.), Австрия (1995 г.), Финляндия (1995 г.) и Швеция (1995 г.) вышли из ЕАСТ и присоединились к ЕС. Сейчас в ЕАСТ остались только Норвегия, Швейцария, Исландия (вступила в 1970 г.). Ассоциированным членом ЕАСТ является Лихтенштейн, находящийся с 1923 г. в таможенном союзе со Швейцарией. Совет ЕАСТ находится в Женеве. В отличие от Европейского союза ЕАСТ представляет собой региональную экономическую группировку с сохранением суверенных прав государств-участников и отсутствием наднациональных институтов, имеющих право издавать законы. ЕАСТ - зона свободной торговли, обеспечивающая свободную беспошлинную торговлю между странами-членами промышленными товарами (действие конвенции EAСT в принципе не распространяется на сельскохозяйственную продукцию). В отношениях с третьими странами каждая страна ЕАСТ проводит самостоятельную внешнеторговую политику и сохраняет свои таможенные пошлины. Действуют соглашения о свободной торговле между ЕАСТ и 14 государствами Европы и Азии[20]. Расширение влияния ЕС, а также усиление на мировом рынке конкурентных позиций США и Японии привели к активизации связей между ЕС и ЕАСТ. Переговоры о более тесных связях между этими организациями начались в июне 1990 г. и завершились соглашением о создании Европейского экономического пространства (ЕЭП), подписанным 2 мая 1992 г. в Порто. Договор на 70% перекликается с законодательством, лежащим в основе ЕВР ЕС, предусматривая окончательное устранение торговых барьеров между странами-участницами (тарифные и количественные барьеры между ними были сняты еще к концу 1983 г.), свободу передвижения людей, капиталов и услуг. Соглашения о ЕЭП не распространяются на сельскохозяйственную сферу, однако на двухсторонней основе страны ЕАСТ будут допускать импорт аграрной продукции из ЕС (особенно из наиболее отсталых районов Союза), а в обмен на это на более выгодных условиях ввозить свои продукты в ЕС. Соглашение о создании ЕЭП, общей экономической зоны двух торговых блоков, в составе 18 государств вступило в силу с 1 января 1994 г. Швейцария, население которой на референдуме в 1992 г. высказалось против вхождения страны в ЕЭП, получила статус наблюдателя. В декабре 1992 г. Польша, Чехия, Словакия и Венгрия заключили Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕФТА), вступившее в силу 1 марта 1994 г. Договор предусматривает создание зоны свободной торговли промышленными товарами к 2001 г. В отношении сельскохозяйственных товаров либерализация носит ограниченный характер. Позднее членами ЦЕФТА стали также Словения, Румыния и Болгария. Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|