реферат, рефераты скачать
 

Мировая экономика и международные экономические отношения


Крупнейшим торговым блоком планеты стали страны Ев­ропейского союза (ЕС). Их суммарный экспорт в 1998 г. составил почти 2,2 трлн. дол. и более чем в три раза превысил экспорт США. На ЕС приходится около 40% мирового экспорта. Снятие торговых барьеров между странами-членами Союза стиму­лировало взаимную торговлю - на нее сейчас приходится более 60% внешнеторгового оборота стран-членов ЕС.

В рамках экспортной стратегии развития быстрыми темпами наращивала вывоз готовой промышленной продукции Япония: ее удельный вес в миро­вом экспорте увеличился с 1,3% в 1950 г. до 8,4% в 1990 г. В 90-е гг., однако, Япония вступила в полосу хозяйственного застоя и ее доля в мировом экспорте несколько уменьшилась. Тем не менее и сейчас эта страна имеет самое большое в мире активное сальдо торгового баланса – экспорт в 1998 г. превышал импорт на 108 млрд. дол. Дефицит США в торговле с Японией в 90-е гг. находился на уровне 50-60 млрд. дол.

Быстрыми темпами растет экспорт (прежде всего промышленной продукции) из азиатских “новых индустриальных стран” (НИС), а также из Китая. В 1990-1995 гг., например, он увеличивался в среднем на 11,5% в год. В 1998 г. на долю Китая,  Тайваня, Гонконга, Южной Кореи, Малайзии, Сингапура и Таиланда приходилось 13,2% мирового экспорта. По суммарному объему вывоза эти страны уже сравнялись с США. Однако на дальнейших экспортных перспективах азиатских НИС и КНР негативно сказался азиатский финансовый кризис[28].

Почти 60% международного товарооборота составляет внутрирегиональный экспорт. На этом уровне ведущее место занимает региональная торговля внутри Европейского союза (около 26% мирового экспорта).

Из межконтинентальных потоков выделяется торговля Северной и Южной Америки с Азией и Океанией[29] (около 12% мирового экспорта), а также обмен Европы и Центральной Евразии с Северной и Южной Америкой (более 9% мирового экспорта), Азией и Океанией (около 9%). При этом уменьшается удельный вес торговых трансатлантических отношений США с Западной Европой и растет роль тихоокеанской торговли между США, Японией и странами Восточной и Юго-Восточной Азии, а также европейско-тихоокеанских связей. Это является еще одним подтверждением того, что Тихоокеанский бассейн становится центром мировой экономики XXI века.

Характерной особенностью современной мировой торговли яв­ляется широкое распространение так называемой встречной тор­говли, на которую, по некоторым оценкам, приходится от 20 до 30% международной торговли. К операциям встречной торговли относят внешнеторговые операции, при кото­рых покупатель финансирует часть своей закупки выручкой от реализации на внешнем рынке конкретного набора товаров и (или) услуг с помощью продавца. Более 90 стран мира приняли государственные законы, обязывающие своих импортеров производить закупки только в увязке со встречными обязательствами ино­странных импортеров. Наиболее распространены в практике встречной торговли бартерные сделки (безвалютный, но оценен­ный обмен товарами), встречные закупки экспортерами на часть стоимости поставляемых товаров в стране-импортере, компенсационные соглашения[30] (погашение финансового или товарного кредита поставками това­ров, выпущенных на закупленном в счет кредита оборудовании, или товарами, произведенными на других предприятиях), офсетные сделки (включение в экспортируемый материал элементов, производимых в стране-импортере – особенно практикуются при продаже вооружений).

В послевоенные годы под воздействием сдвигов в мировом хо­зяйстве и в МРТ, стимулированных научно-техническим прогрес­сом, радикально изменилась товарная структура мировой торгов­ли. Если до Второй мировой войны примерно 2/3 мирового това­рооборота приходилось на продовольствие, сырье и топливо, то в настоящее время - лишь 22%. А доля продукции обрабатывающей промышленности возросла с 1/3 до 78%. Особен­но существенно увеличился в мировом экспорте удельный вес ма­шин и оборудования - с 1/10 до примерно 38%, а внутри этой то­варной группы - удельный вес электрон­ного и телекоммуникационного оборудования (почти 30% всего экспорта машиностроитель­ной продукции). К числу быстрорастущих товарных групп отно­сится и химическая продукция: 4,6% мирового экспорта в 1937 г. и около 9% в 1995 г.

Как видно из табл. 6, товарная структура экспорта и импор­та у различных регионов мира неодинакова. Если в экспорте промышленно развитых стран решающая роль отводится машинам и оборудованию, то у большинства развивающихся стран (особенно наиболее отсталых) основная роль в вывозе принадлежит сырью, топливу и продовольствию. Многие развивающиеся страны вообще зависят от экспорта какого-либо одного вида сырьевой продукции (например, почти 60% экспортных доходов Гане приносят какао-бобы, 89% экспорта Замбии составляет медь, 60% экспорта Колум­бии - кофе и т.д.)[31]. Исключение составляет группа НИС, специа­лизирующихся на экспорте трудоемких, а в последнее время уже и наукоемких промышленных товаров.

Близка по структуре экспорта к развивающимся странам и Рос­сия.  Так, в 1998 г. 48% российского экспорта составляли минеральное сырье и топливо, 17,5% - черные и цветные металлы, в то время как доля машин и оборудования за 1990-1998 гг. упала с 18 до 10%. На мировой рынок поставляется свыше 40% добываемой в стране нефти, более 30% природного газа, более 70% производимых минеральных удобрений, почти 85% целлюлозы и т.д.

В импорте России преобладают машины и оборудование (около 35%)  и продовольствие (около 15%)[32].

Торговля различными видами товаров имеет свои специфические особенности, на которых мы остановимся ниже.


5.2. Международная  торговля машинами  и  оборудованием

Рынок машин и оборудования развивается под воздействием наиболее прогрессивных форм международной специализации и коопе­рирования, объединения усилий специализированных продуцентов в международном научно-техническом и производственном сотруд­ничестве. На межотраслевые и внутриотраслевые кооперационные поставки приходилось более 40% общего объема международной торговли машинами и оборудованием. Происходит заметное увеличение поставок не готовых изделий, а их частей в рамках международной поузловой к подетальней производст­венной кооперации. Помимо этого около 10% международной торговли машинами и оборудованием приходит­ся на запасные части для технологического обслуживания ранее проданных изделий. Организация надежного послепродажного об­служивания машин и оборудования является непременным условием для сбыта изделий, завоевания позиций на мировом рынке. Ведущие машиностроительные компании мира имеют за рубежом разветвленные сети по сбыту и обслуживанию своей продукции.

Машины и оборудование поставляются на внешние рынки как в собранном, так и в разобранном виде. В последнем случае сбор­ка готовых изделий осуществляется непосредственно в стране-импортере. Поставка машинно-технических товаров в разобранном виде позволяет преодолеть протекционистские барьеры (таможен­ное обложение деталей и узлов в большинстве стран является льготным по сравнению с обложением готовых изделий), а также сэкономить на упаковке, транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах и др. (например, одно и то же судно может перевез­ти разобранных автомобилей в несколько раз больше, чем собранных).

С середины 50-х гг. широкое развитие получила торговля комплектным оборудованием. На его долю приходи­лось 15-20% общего объема мировой торговли машинами и обору­дованием. Комплектным принято считать оборудование промышлен­ного предприятия, представляющее собой единый законченный техноло­гический комплекс. Примерно 50-60% общего притока иностранных заказов на комплектное оборудование приходится в настоящее время на развивающиеся страны. Поставки комплектного оборудо­вания тесно связаны с сооружением объекта, для которого оно предназначено. Основные формы сделок на поставку комплектного оборудования: поставки разрозненного комплектного оборудова­ния; строительство объектов на условиях “под ключ” (объект передается заказчику в состоянии полной готовности к работе); строительство объектов на условиях “продукция в руки” (под­рядчик оказывает заказчику помощь вплоть до устойчивого выхо­да объекта на проектную мощность); строительство объектов на условиях “рынок в руки” (поставщик комплектного оборудования не только строит объект, но и обеспечивает рынок сбыта про­дукции сооруженного предприя­тия); компенсационные сделки (расчеты за предоставляемые долго­срочные кредиты, предназна­ченные для приобретения комплект­ного оборудования, осущест­вляются путем поставок готовой продукции с вновь построенного или других предприятий); сделки на условиях “БОТ” (подрядчик строит объект, оснащает его комплектным оборудованием и экс­плуатирует его в течение обусловленного срока, с тем чтобы возместить понесенные затраты и получить запланированную при­быль; и только затем объект переходит к заказчику).

Большое распространение в последние десятилетия приобрела практика сбыта машин и оборудования через международные торги (тендеры). Торги представляют собой форму торговли, когда по­купатель (заказчик) объявляет конкурс для продавцов (постав­щиков) на товар с заранее определенными характеристиками и после сравнения полученных предложений заключает контракт с тем продавцом (поставщиком), который предложил товар, наиболее отвечающий условиям торга и на наиболее выгодных условиях. Различают открытые (публичные) торги, к участию в которых при­глашаются все желающие фирмы и организации, и закрытые торги, к участию в которых приглашается ограниченное число фирм и консорциумов (временных союзов фирм для совместной борьбы за получение заказа и для его совместного исполнения). Основная часть международных торгов проводится сейчас в развивающихся странах.

Машины и оборудование могут не только продаваться, но и сдаваться в аренду. Долгосрочная аренда машин и оборудования называется лизингом. Лизинговый бизнес, распространившийся с середины 50-х гг. в США, ускоренно развивается на международ­ной арене с 70-х гг. Лизинг позволяет промышленным, транс­портным и другим предприятиям (арендаторам) получать у специ­ализированных лизинговых компаний (арендодателей) за опреде­ленную плату в долгосрочное пользование широкий спектр основ­ных средств производства (от мелкого конторского оборудова­ния до сложных ЭВМ, от токарных станков до бурового оборудо­вания, от автотранспортных средств до реактивных авиалайне­ров и океанских танкеров и т.д.). Соглашение о лизинге обыч­но заключается на срок от пяти до десяти, а порой до 20 лет и бо­лее. По истечении срока соглашения предприятие-арендатор обычно имеет право приобрести арендуемое оборудование с уче­том суммы внесенной арендной платы. Лизинг обеспечивает про­изводителям дополнительную возможность сбыта продукции при обострившейся конкуренции на внутренних и внешних рынках, а потребителям - возможность в условиях ускоренных темпов науч­но-технического прогресса обновлять оборудование без едино­временной мобилизации значительных средств на его приобрете­ние. На мировом рынке действует около тысячи международных лизинговых компаний, на арендные операции которых приходится, по некоторым оценкам, 1/5 миро­вого экспорта машин и оборудования.

Признанными мировыми лидерами в производстве и экспорте машин и оборудования являются США, Япония и ФРГ, на долю ко­торых приходится более 60% производства машин и оборудования и примерно такая же часть экспорта этих видов продукции из промышленно развитых стран. Крупными экспортерами машин и оборудования в этой группе государств являются также Франция, Великобритания, Италия, Канада, Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария. В целом на развитые страны Запада приходится около ѕ мирового экспорта машинно-технической продукции. Доля машиностроительной продукции в экспорте наиболее велика в Японии, а Швейцария занимает первое место в мире по экспорту машин и оборудования на душу населения. Растет экспорт машинно-технических изделий из развивающихся государств (главным образом из НИС). Син­гапур, Тайвань, Республика Корея входят в первую десятку мировых экспортеров электроники, уступая только таким признан­ным лидерам научно-технического прогресса, как США, Япония, Германия, Великобритания и Франция. Более или менее ощутимые успехи достигнуты экспортерами из развивающихся стран в продвижении на ми­ровой рынок также автомобилей (Республика Корея, Бразилия, Мексика, Малайзия и др.), самолетов (Бразилия, Аргентина), судов (Республика Корея, Бразилия, Тайвань и др.), электро­оборудования, некоторых вооружений и других технически слож­ных видов продукции. Доля стран Восточной Европы и бывшего СССР в мировом экспорте машин и оборудования в 1990 г. составляла всего 3,5%. Выделялись здесь на общем фоне бывший СССР и Чехословакия (у последней в конце 80-x гг. на машины, оборудо­вание и транспортные средства приходилось почти 2/3 всего экс­порта). В связи с экономическим кризисом, распадом СЭВ и со­кращением взаимной торговли, а также неконкурентоспособностью большинства видов машин и оборудования, производимых в этих странах, удельный вес машинно-технических изделий в экспорте европейских стран с переходной экономикой (включая рес­публики бывшего СССР) снижается. Существенную роль в уменьшении поставок на внешний рынок машин и оборудования из России сыграло резкое сокращение россий­ского экспорта оружия. Если в 1988 г. на СССР приходилось 37% мирового экспорта оружия (1-е место в мире – около 15 млрд. дол.[33]), то на Россию в 1998 г. приходилось лишь около 6% (почти 1,3 млрд. дол. или 3-е место в мире по объему экспорта после США и Франции).


5.3. Международная  торговля сырьевыми   товарами

Статистика ООН относит к сырьевым товарам продовольствие, сырьевые материалы (кожевенное сырье; каучук, включая синтети­ческий; лесопродукты, включая целлюлозу и бумагу; текстильные волокна и др.), руды и другие минералы, включая природные удобрения, топливные товары и цветные металлы. В то же время черные металлы и химические продукты, пряжу, ткани ООН относит к готовым изделиям.

В целом довольно сложно провести границу между сырьевыми товарами и готовыми изделиями. В узком смысле сырье включает в себя только продукцию добывающей промышленности и сельского хозяйства, в широком - все материалы, непосредственно добывае­мые из окружающей среды (уголь, нефть, руды, лес и др.), а также полуфабрикаты, т.е. материалы, подвергшиеся обработке и в свою очередь выступающие сырьем для готовой продукции (металлы, химические товары, пряжа, фанера и т.д.). В данном разделе мы рассматриваем особенности международной торговли сырьевыми товарами, взятыми в широком смысле.

Международная торговля сырьем в значительно большей степе­ни, чем торговля готовой продукцией, монополизирована крупнейшими компаниями промышленно развитых капиталистических стран, прежде всего ТНК. THK контролируют, к примеру, до 80-90% экспорта чая, кофе, какао, хлопка, лесных продуктов, табака, джута, меди, железной руды и бокситов. При этом в каждом конкретном случае контроль осуществляется тремя-шестью ведущими фирмами, которые имеют возможность контролировать цены на соответствующих рынках.

Особое место в торговле сырьем занимает внутрикорпорационная торговля между материнскими и дочерними фирмами добывающих ТНК. Она ведется по пониженным трансфертным ценам, что создает возможность для безналогового перевода прибылей, полученных при разработке зарубежных источников сырья с использованием местной дешевой рабочей силы. Внутрикорпорационная торговля составляет около 30% мирового экспорта сырья.

Для торговли сырьем характерно растущее число долгосрочных соглашений. Обычно они заключаются на срок 15-20 лет и более. Особенно распространены такие соглашения при торговле железной, марганцевой, хромовой рудой, природным газом, фосфатами, бокситами, каменным углем, урановой рудой.

Важная форма долгосрочных соглашений - уже упоминавшиеся компенсационные сделки (соглашения типа “развитиe-импорт”). Согласно условиям подобных сделок, импортер сырья предоставляет экспортеру кредит на разработку месторождения или создание соответствующего производства, получая в погашение займа часть продукции нового предприятия.

Существенное место в торговле сырьем занимают ассоциации экспортеров сырья, создаваемые на межправительственной основе и осуществляющие коллективную политику контроля над добычей, торговлей и ценами. Имеется свыше 20 подобных объединений, наиболее известное и влиятельное среди них, пожалуй, Органи­зация стран-экспортеров нефти (ОПЕК), созданная в 1960 г. и объединяющая 11 государств, на которые приходится около 40% объема нефтепродаж в мире.

В направлении межгосударственного регулирования рынков сырьевых товаров в последние десятилетия успешно действует Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В ее рамках была выдвинута и одобрена Интегрированная программа по сырью (1976 г.), разработано межправительственное соглашение о создании Общего фонда сырьевых товаров, предназначенного для стабилизации мировых рынков сырья (1980 г.).

Около 20% мировой торговли сырьевыми и продовольствен­ными товарами осуществляется через междуна­родные товарные биржи. Биржевые цены служат ориентирами для установления цен во внебиржевой торговле, а сами операции на бирже активно используются для страхования торговых сделок и сырьевых запасов от изменения рыночных цен.

В настоящее время объектами биржевой торговли являются 60-70 видов товаров. Две трети товаров, обращающихся на меж­дународных товарных биржах, - это сельскохозяйственные и лес­ные товары (прежде всего маслосемена и продукты их переработ­ки, зерновые, живой скот и мясо). В группе промышленного сы­рья и продуктов его переработки более половины оборота прихо­дится на топливные товары (сырую нефть и продукты ее перера­ботки). Доля драгоценных металлов (золота, серебра, платины, палладия) составляет 30% оборота товаров этой группы, цветных металлов (меди, олова, свинца, цинка, никеля, алюминия) - 20%.

Важнейшие центры международной биржевой торговли сосредо­точены в США (Чикаго, Нью-Йорк) и Великобритании (Лондон). В последние годы существенно возросла роль Японии (Токио).

К числу международных относят также ряд специализированных бирж, обслуживающих региональные рынки, - Виннипегская, Па­рижская, Сиднейская, Сингапурская, Сянганская (Гонконг) и ряд других.

На товарных биржах примерно только 5-10% от общего числа сделок совершается на реальный товар, когда продавцы обязаны доставить товар на биржу, а покупатели - забрать его с биржи; 90-95% сделок - это так называемые срочные (фьючерсные) сдел­ки, 80% которых совершается с целью спекуляции, игры на повы­шение или понижение цен, 20% - для страхования (хеджирования) от потерь, вызванных изменением цен на товары.

Развивающиеся страны  продолжают оставаться важнейшими поставщиками топлива (около 57% мирового экспорта в 1995 г.) и минерального сырья (36%) для промышленно развитых стран Запада. В то же время их доля в мировом экспорте сырья (без нефти) и продовольствия сократилась с 40 в 1960 г. до 28% в начале 90-х гг.

Страны Ближнего и Среднего Востока обеспечивают примерно 2/3 мирового экспорта сырой нефти (крупнейшие экспортеры – Саудовская Аравия (1-е место в мире), Иран, ОАЭ). В десятку ведущих экспортеров нефти входят и такие развивающиеся страны, как Венесуэла, Нигерия, Мексика, Ливия. Алжир и Индонезия являются крупными экспортерами природного газа, Колумбия – каменного угля.

Добыча основных видов минеральных ресурсов в развивающихся странах примерно в три раза превышает их собственные потребности, а возникающие “излишки” направляются на экспорт в промышленно развитые страны. Ведущими экспортерами минерального сырья в этой группе государств являются Бразилия (железная руда, марганец, титан, олово, бокситы, графит и др.), Чили (медь), Перу (медь, свинец, цинк, олово), Гвинея (бокситы) и др.

На развивающиеся страны приходится около 32% мирового экспорта сельскохозяйственного сырья. Особенно важную роль играют они в экспорте тропических продуктов (какао-бобы, кофе, чай и др.) - около 90% мирового экс­порта, а также сахара - свыше 50%. При этом чая больше всего экспортирует Индия, кофе – Бразилия, какао – Кот-д’Ивуар, сахара – Бразилия.

В связи с переносом в развивающиеся страны экологически опасных, материало- и трудоемких производств из развитых капиталистических государств и самостоятельным развитием соответствующих отраслей увеличилась до­ля этой группы государств в мировом экспорте полуфабрикатов (черные и цветные металлы, химикаты и др.)[34]. Так, Республика Корея и Бразилия – крупные экспортеры стали и проката; Бразилия, Венесуэла, Бахрейн, ОАЭ  - алюминия.

Развитые страны Запада не обеспечивают себя полностью топливом и минеральным сырьем  и значительную часть своих потребностей удовлетворяют за счет поставок из стран Азии, Африки и Латинской Америки. Так, даже в США с их развитой нефтяной промышленностью доля импортной нефти в потреблении достигла 50%. Западная Европа удовлетворяет свои потребности в нефти лишь на 1/3, а вся остальная нефть импортируется из развивающихся стран и из России. Япония полностью зависит от импорта нефти. Западная Европа импортирует из России и из стран Африки более половины потребляемого природного газа. Что касается минерального сырья, то страны Запада (в первую очередь Западная Европа и Япония) удовлетворяют за счет импорта примерно 1/3 своих потребностей.

В то же время на развитые капиталистические страны приходится 31% мирового экспорта топлива и 55% мирового экспорта руд и металлов (1995 г.). Они являются крупными экспортерами нефти (Норвегия, Великобритания, Канада), при­родного газа (Канада, Нидерланды, Норвегия), каменного угля (Австралия, США. ЮАР, Канада и др.), урана (Канада, ЮАР, Австралия, США), железной (Австралия, Канада, Швеция) и хромовой (ЮАР) руды, никеля (Канада), молибдена (США),  бокситов (Австралия), свинца (Австралия, Канада), цинка (Канада, Австралия), зо­лота (ЮАР, США, Австралия, Канада), металлов платиновой группы (ЮАР, Канада), алмазов (Австралия, ЮАР) и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.