реферат, рефераты скачать
 

Мировая экономика и международные экономические отношения


Развитые страны Запада - ведущие экспортеры (около 67% мирового экспорта) и импортеры (68% мирового импорта) продовольствия. Особенно велика их доля в мировом экспорте молочных товаров, зерновых, мяса, напитков, фруктов, овощей, масличных, рыбы. Ведущими экспортерами продовольствия в этой группе стран являются США, страны ЕС, Канада, Австралия; импортерами - Япония, США, стра­ны ЕС.

На взаимную торговлю промышленно развитых стран Запада приходится более 60% мировой торговли химической продукцией (важнейшие экспортеры - ФРГ, CШA, Франция, Великобритания, импортеры - ФРГ, США, Франция, Великобритания, Италия).

Япония, ФРГ, Бельгия, Люксембург, Франция и Италия являются крупными экспортерами стали и проката, Канада, Австралия, Норвегия, США, Нидерланды – алюминия.

Сейчас на долю нашей страны приходится около 14% мирового экспорта продукции из черных металлов, более 20% мирового экспорта алюминия, 17% никеля, 11% меди, более 10% титана и т.д. Массированные поставки, нередко по бросовым ценам, привели к резкой дестабилизации мирового рын­ка и существенному снижению цен на металлы, к тому, что страны Запада начали прини­мать протекционистские меры по защите собственных производите­лей от российской конкуренции.

Россия также является крупным экспортером алмазов, минеральных удобрений, древесины и целлюлозы.

В целом в последние годы импорт обеспечивает примерно 1/3 потребления продовольствия в России и свыше 50% его розничного товарооборота (меньшая доля импорта в потреблении объясняется резко увеличившимся объемом производства продовольствия в личных подсобных хозяйствах).



6. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ

В основе мирового рынка услуг лежит такая важнейшая часть мирового хозяйства, как сфера услуг, удельный вес которой в экономике ведущих стран Запада превышает удельный вес сферы материального производства.

В услуги на мировом рынке обычно включают транспорт и связь, торговлю, материально-техническое снабжение, бытовые, жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гости­ничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, нау­ку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт; культу­ру и искусство, а также инженерно-консультационные, информа­ционные и вычислительные услуги, операции с недвижимостью, услуги по изучению рынков, организацию маркетинговой деятель­ности, послепро­даж­ный сервис и др. В ряде стран к услугам от­носят и строительство. Разумеется, разные виды услуг вовлече­ны в международный обмен с разной степенью интенсивности. В этом смысле, например, сильно различаются, с одной стороны, транспорт и связь, туризм и, с другой стороны, коммунальные и бытовые услуги.

Международная торговля услугами, в отличие от торговли то­варами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо при­сутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производите­ле услуг. В то же время развитие информатики значительно рас­ширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии.

Международная торговля услугами тесно взаимосвязана с тор­говлей товарами и во все большей степени влияет на нее. Для поставки товаров на внешний рынок требуется все больше услуг, начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров и их послепродажным обслуживанием. Особенно велика роль услуг в торговле наукоемкими товарами, для которых необходимы большие объемы послепродажного сервиса, информационных и различных консалтинговых (консультационных) услуг. Объем и качество ус­луг, привлекаемых для производства и реализации товара, во многом обусловливают его успех на внешнем рынке.

Международная торговля услугами также тесно сопрягается с международным движением капитала и перемещением рабочей силы. Она вообще немыслимы без транспортных, банковских, информаци­онных и других услуг. В свою очередь  рост мировых рынков то­варов, капиталов, рабочей силы стимулирует развитие мирового рынка услуг.

Экспорт услуг на мировом рынке в 1998 г. составил около
1,3 трлн. дол. и относился к экспорту товаров как один к четырем. Цифры эти занижены, так как многие виды услуг, вовлекаемых в международный обо­рот, либо фиксируются в статистике торговли услугами не полностью, либо включаются в экспорт товаров. Из-за этого у США, например, фактический объем экспорта услуг, по некоторым оценкам, почти в два раза выше официального.

Международная статистика дает ограниченный объем сведений о мировой торговле услугами. ВТО, например, разбивает эту торговлю всего лишь на три вида - транспортные услуги, туризм и прочие услуги. Около 1/4 мировой торговли услугами приходится на транспортные услуги, еще около 1/3 - на международный туризм.

Основную часть международных транспортных услуг составляет фрахтование. Под фрахтованием понимается наем морского (реже воздушного) судна. Различают два вида фрахтования судов: для выполнения конкретной перевозки и фрахтование на время. Договор морской перевозки, заключаемый между морским перевозчиком (фрахтовщиком) и грузоотправителем или грузополучателем (фрахтователем), называется чартером. Собственно фрахт  - одна из форм оплаты морской перевозки грузов. Ее размер устанавливается по соглашению сторон для каждой конкретной сделки в виде фрахтовой ставки либо исчисляется на основе тарифа. Суда на мировом фрахтовом рынке не закрепляются за определенными направлениями, а свободно перемещаются из одной секции фрахтового рынка в другую в зависимости от спроса на тоннаж и предложение грузов. Существует девять секций мирового фрахтового рынка: среднеевропейская, средиземноморская, индийская, дальневосточная, западноевропейская, североафриканская, североамериканская, южноамериканская и тихоокеанская.

В целом совокупная мировая стоимость фрахта возросла со 123 млрд. дол. в 1980 г. до 247 млрд. дол. в 1995 г.

Международный туризм вносит сейчас, пожалуй, наибольший вклад в международную торговлю услугами (около 1/3 мирового экспорта). В 1996 г. число международных туристических поездок составило 592 млн., что в 23 раза больше, чем в 1950 г. Еще значительнее выросли поступления от туризма - с 2,1 млрд. до 423 млрд. дол. (не считая поступления от международных перевозок).  По размерам доходов туризм уступает ныне только торговле нефтью и нефтепродуктами – мировому “товару № 1”.

Туристический спрос способствовал формированию индустрии туризма, в которой в мире занято примерно 100 млн. че­ловек.

Около 60% общего числа международных туристов мира и более половины всех доходов от международного туризма приходится на Европу (включая Россию). Среди природных районов Европы наиболее привлекают туристов Альпы (более 60 млн. туристов в год) и берега Средиземного моря (более 100 млн.). Для некоторых западноевропейских стран туризм является одной из главных экспортных отраслей; у Испа­нии и Австрии, например, доходы от экспорта туристских услуг эквивалентны почти 1/3 стоимости товарного экспорта. Крупным экспортером туристских услуг являются США, занимающие второе место в мире по числу принимаемых туристов и первое место по числу занимаемых туристов (табл. 7, 8).

Таблица 7

Ведущие страны мира по приему иностранных туристов в 1996 г.

Страна

Число прибытий иностранных туристов


в млн. чел.

в % от мирового
итога

 1. Франция

61,5

10,4

 2. США

44,8

7,6

 3. Испания

41,4

7,0

 4. Италия

35,5

6,0

 5. Китай

26,1

4,4

 6. Великобритания

25,8

4,4

 7. Мексика

21,7

3,7

 8. Венгрия

20,7

3,5

 9. Польша

19,4

3,3

10. Канада

17,3

2,9

Группа развивающихся стран, принимающих иностранных турис­тов, крайне неоднородна. С одной стороны, в нее входят неболь­шие и высокоспециализированные на индустрии туризма страны, в которых поступления от иностранного туризма составляют значи­тельную долю ВВП: на Багамских островах - около 60%, на Бар­бадосе - около 30%, на Бермудских островах - около 40%, на Сейшельских - около 35% и т.д. С другой стороны, основную мас­су этой группы образуют все же страны, обладающие богатыми ту­ристскими ресурсами и довольно развитой материальной базой, но с более низкой степенью специализации на туризме – Индонезия, Филип­пины, Таиланд, Сингапур, Египет, Марокко, Мексика, Ямайка и др. Значительная часть туристской индустрии развивающихся стран контролируется запад­ным капиталом. Развивающиеся страны в целом не являются поставщиками туристов. Туристские потоки между ними  незначительны.

Бурно развивается туризм в КНР: если в начале 90-х гг. Китай занимал по приему туристов 20-25-е место в мире, то сейчас он устойчиво входит в первую десятку стран как по числу принятых туристов, так и по доходам от международного туризма.

Развитию международного туризма в России мешают по­литическая нестабильность и экономические трудности, слабое развитие туристской инфраструктуры и низкое качество сервиса. Тем не менее в 1997 г. Россию посетило по линии организованного туризма почти 2,8 млн. чел. В том же году в страны дальнего зарубежья (включая страны Балтии) выехало с различными целями около 8 млн. человек, в том числе около 3,5 млн. чел. – по линии организованного туризма.

Из прочих услуг следует отметить быстро растущую торговлю современными услугами, связанными прежде всего с обменом на­учно-техническими знаниями и производственным опытом (торгов­ля лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными и другими услугами).

Главная форма международного обмена научно-техническими достижениями - лицензионная торговля, предметом которой явля­ются патентные и беспатентные (ноу-хау) лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секретов и коммерческих знаний, на использование товарных знаков и т.д.

Лицензия - это разрешение на использование другим лицом или организацией изобретения, технологии, технических знаний и производственного опыта, секретов производства, торговой мар­ки, необходимых для производства коммерческой и иной продук­ции в течение определенного срока за обусловленное вознаграж­дение.

Мировая торговля лицензиями как самостоятель­ный сектор мирового рынка основана на существовании патент­ной системы, предоставляющей собственнику патента исключитель­ное право на использование принадлежащих ему новых техничес­ких решений, изобретений и товаров.

Чаще всего, однако, использование патента невозможно без знания “секретов производства”, имеющих промышленную и ком­мерческую ценность, но не защищенных международным и нацио­нальным патентным законодательством. Это и есть ноу-хау (тер­мин происходит от английского выражения “знаю, как сделать”). “Секретами производства”, охватываемыми понятием ноу-хау, мо­гут быть технологические режимы, способы, методы и опыт из­готовления продукции, особенности конструирования, без знания которых воспроизводство новой техники и технологии по образ­цам, патентным описаниям и опубликованной информации в 90% случаев невозможно. Иногда в качестве ноу-хау фигурируют управленческие, коммерческие, организационные решения и сведе­ния, необходимые для эффективного производства и сбыта продукции.  Один из главных признаков ноу-хау - конфиденциаль­ность, секретность этого вида информации. Лицензии на исполь­зование ноу-хау без патентов на изобретение называются бес­патентными лицензиями. В большинстве случаев, однако, лицен­зионные соглашения включают не только продажу права на ис­пользование патента, но и передачу необходимых для его освое­ния ноу-хау (так, почти 98% фирм США, торгующих лицензиями, продают одновременно с ними и ноу-хау).

Сроки действия лицензионных соглашений, принятые в между­народной практике, варьируют (в зависимости от вида и объек­та лицензии) от трех до десяти лет.

За предоставление права на использование предмета лицен­зионного соглашения покупатель (лицензиат) выплачивает про­давцу (лицензиару) лицензионное вознаграждение. Наиболее часто встречается такая форма вознаграждения, как роялти - периодические отчисления, определяемые как выплата процента от оборота, стоимости чистых продаж лицензионной продукции или устанавливаемые в расчете на единицу производимого това­ра.

Мировым лидером в экспорте лицензий являются США. Положительное сальдо в торговле лицензиями из промышленно развитых стран имеют также Великобритания и Швейцария. Япония, которая с начала 50-х гг. была одним из крупнейших в мире импортеров лицензий[35], теперь также продает лицензии. Поэтому разрыв между импортом и экспортом технологий у этой страны сокращается и можно ожидать, что в ближайшее время Япония станет нетто-экспортером технологических знаний. Из развивающихся стран целенаправленно закупают технологии за рубежом Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия и Турция. Кроме того, эти страны также продают (хотя и в меньших масштабах по сравнению с импортом) лицензии в соседние государства. Остальные развивающиеся страны относятся к числу государств с импортной направленностью лицензионной торговли и к странам с эпизодическим характером лицензионной торговли.

В международной лицензионной торговле важную роль играет внутрифирменный обмен технологиями в рамках ТНК. Особенно ве­лика роль внутрифирменной лицензионной торговли в США (свыше 75% экспортных поступлений по лицензионным соглашениям промышленных компаний).

Ведущие отрасли лицензионной торговли – электротехника и электроника, общее машиностроение, химия и нефтехимия, транс­портное машиностроение, текстильная и пищевая промышленность. Особенно высокими темпами развивается торговля лицензиями в области электротехнического производства и электроники.

Самостоятельные позиции в международной торговле услугами занимает торговля инженерно-консультационными услугами (инжиниринг), отделившаяся от НИОКР под воздействием НТР и концен­трации капитала в области инженерной деятельности.

Инжиниринг - это инженерно-консультационные услуги, обособ­ленный в самостоятельную сферу деятельности комплекс услуг коммерческого характера по подготовке и обеспечению процесса производства и реализации продукции, по обслуживанию строи­тельства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сель­скохозяйственных и других объектов.

Вся совокупность инжиниринговых услуг может быть разделена на две большие группы: услуги, связанные с подготовкой произ­водственного процесса, и услуги по обеспечению нормального хода производства и реализации продукции.

Экспортный инжиниринг осуществляется, как правило, специа­лизированными инженерно-консультационными (инжиниринго­вы­ми) фирмами, а также международными и транснациональными промыш­ленными и строительными компаниями.

Международный рынок инжиниринговых услуг тесно связан с рынком объектов капитального строительства. Инжиниринговые фирмы часто выступают в роли генеральных поставщиков и гене­ральных подрядчиков при поставках комплектного оборудования и сооружении объектов. Они подписывают с заказчиками контрак­ты на сооружение промышленных и иных объектов, разрабатывают проекты, заключают контракты с субпоставщиками оборудования и материалов, привлекают, будучи генеральными подрядчиками, к выполнению работ строительные и монтажные субподрядные фирмы, неся полную ответственность за выполнение обязательств по контрактам с заказчиком и сдавая объект на условиях “под ключ”.

В последние годы крупные инжиниринговые фирмы стали высту­пать лидерами консорциумов, объединяющих на основе солидарной ответственности поставщиков оборудования и производителей работ. В этих случаях они принимают на себя разработку общих проектов и организацию работы консорциума.

Почти 95% экспорта инжиниринговых услуг приходится на фирмы развитых капиталистических стран. Основными же импортерами  инжиниринговых услуг выступают страны развивающиеся (более 80% мирового импорта). Самый большой рынок инжиниринговых услуг в развивающихся странах - нефтедобывающие государства Азии. Второй по важности рынок - африканский (главным образом, Северная Африка). В 80-е и 90-е гг. в импорте инжиниринга возрастала доля промышленно развитых стран Европы и Азии. Началось проникновение западных инжинирин­говых фирм на рынки Восточной Европы, СНГ и Китая.

Доминирующее положение на международном инжиниринговом рынке занимают компании США. В последнее время, однако, они сталкиваются с острой конкуренцией со стороны фирм других ка­питалистических стран: на Ближнем Востоке - Великобритании и ФРГ; в других государствах Азии - Великобритании и Японии; в Африке - Франции и Великобритании; в Латинской Америке - Ка­нады и ФРГ. Растет также активность на внешнем рынке инжини­ринговых фирм Скандинавии, Нидерландов и Швейцарии; началось проникновение сюда компаний Мексики, Бразилии, Республики Ко­рея, Индии и ряда других развивающихся стран.

Говоря о географии мирового экспорта услуг в целом, отме­тим, что главными мировыми экспортерами и импортерами услуг являются развитые капиталистические страны (почти 80% экспорта и 3/4 импорта услуг). На страны “большой семерки” приходится  почти половина мирового оборота услуг (табл. 9, 10).


Для многих компаний развитых капиталистических стран все большее значение приобретает производство услуг в своих зарубежных филиалах. В сфере услуг размещено 40% иностранных прямых инвестиций в  мире. Так, американские ТНК производят за рубежом услуг на сумму, примерно в два раза превышающую весь экспорт услуг из этой страны. Да и в этом экспорте доля американских ТНК составляет около 1/2.

Постепенно возрастает роль в международной торговле некоторыми видами услуг и ряда развивающихся стран, хотя в целом их позиции остаются слабыми из-за недостаточного развития сферы услуг в большинстве из них, низкой концентрации капитала. Крупными экспортерами услуг в этой группе государств являются: Республика Корея - в области инженерно-консультационных и строительных услуг, Мексика - туристических, Сингапур - финан­совых и др.

В ближайшее время вряд ли следует ожидать значительного роста экспорта услуг из стран с переходной экономикой, поскольку в них слабо развиты очень многие отрасли этой сферы. Когда же они со временем получат развитие, то будут, по-видимому, нацелены прежде всего на покрытие внутреннего неудовлетворенного спроса.



7. МЕЖДУНАРОДНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ И КООПЕРИРОВАНИЕ

Международная специализация и международное кооперирование (МСКП) - важнейшие формы и элементы современного МРТ, предполагающие специализацию отдельных стран, фирм, объединений на производстве определен­ных видов готовой продукции, полуфабрикатов или на некоторых стадиях производственно-технологического процесса и коопери­рование производителей для совместного выпуска конечной про­дукции. МСКП соответствует высокому уровню развития производи­тельных сил и выступает в качестве одной из важнейших объективных предпосылок дальнейшего развития интернационализации хозяйственной жизни, усиления взаимосвязи национальных хозяй­ств. Сейчас на внешнем рынке циркулируют сотни тысяч полуфабрикатов, аналоги которых еще полтора-два десятилетия назад обращались только на внутрифирменном уровне.

Международная специализация производства (МСП) развивается в двух направлениях - производственном и территориальном. В свою очередь производственное направление подразделяется на межотраслевую, внутриотраслевую специализацию и специализацию внутри отдельных предприятий (фирм, объединений). В территориальном аспекте МСП предполагает специализацию отдельных стран, их групп и регионов на производстве определенных продуктов и их частей для мирового рынка.

Основные формы проявления МСП:

предметная – специализация на производстве готовой продукции;

подетальная – специализация на производстве частей, компонентов продукции;

технологическая или стадийная – специализация на осуществлении отдельных операций или выполнении отдельных технологических процессов, например сборке, окраске, сварке, термической обработке, производстве отливок, поковок, заготовок и т.п.

В историческом плане МСП смещается от межотраслевой к внутриотраслевой. Первоначально МСП основывалась на общем разделении труда и приводила к  международному обмену продукции одной базисной отрасли материального производства (промышленности) на товары другой (сельского хозяйства). Такая форма МСП господствовала примерно до
70-80-х гг. XIX в.

К 30-40-м гг. XX в. произошел определенный сдвиг от межотраслевой специализации, базирующейся на общем разделении труда, к межотраслевой специализации на основе частного разделения труда. Такой вид МСП предполагал обмен продукции одной комплексной отрасли (например, машиностроения) на продукцию другой комплексной отрасли (например, химической промышленности).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.