реферат, рефераты скачать
 

Организация познавательной деятельности учащихся на факультативных занятиях по теме Иррациональные неравенства


Благодаря ей учитель имеет возможность на отдельных этапах урока специально

заниматься с 1-2 учениками, не отрывая класс от работы по выполнению

общего задания. Эта форма способствует предупреждению отставания слабых и

создаёт лучшие условия для развития и повышения своего уровня знаний

одарённых школьников. Эта форма организации познавательной деятельности

учащихся на уроке может применяться при изучении нового материала, при

проверке выполнения домашнего задания, при контроле знаний. Организация

индивидуализированно-групповой работы требует высокого мастерства учителя,

который должен уметь распределять внимание, использовать разнообразный

дидактический материал, работая с отдельными учениками, преподаватель не

должен выпускать из вида всех учащихся класса, всё, что происходит на

уроке, должно быть в поле его зрения.

3. Фронтальная и групповая формы организации познавательной деятельности

учащихся.

Тема этой работы – самостоятельная работа учащихся, но невозможно

использовать только эту форму организации познавательной деятельности.

Поэтому кратко рассмотрим фронтальную и групповую формы. Знание и понимание

их помогут нам правильно организовать работу учащихся на уроках и дома.

Существуют различные точки зрения на определение фронтальной работы

учащихся на уроке. Стрезикозин В.П., Галант Е. Я., например, считают, что

«фронтальный способ организации учебной работы предусматривает

одновременное выполнение учащимися под наблюдением учителя одного и того же

задания». Другие (Петровский Е.И., Семёнов И.А.) считают, что фронтальной

является работа, которую выполняют все учащиеся одновременно, но содержание

может быть общим для всех или дифференцированным.

Коллективной фронтальная работа становится тогда, когда идут

совместные поиски, обсуждения, т. е. коллективная учебная работа учащихся

на уроках - это частный случай фронтальной или общешкольной работы. Смысл

коллективного обучения: все обучают каждого, каждый обучает всех; то, что

знает один, должны знать все; то, что знает коллектив, становится

достоянием каждого.

Фронтальная форма способствует сплочению коллектива, учит ребят

отстаивать свою точку зрения, учит умению слушать других.

фронтальная форма познавательной деятельности учащихся наряду с её

положительными сторонами имеет ряд существенных недостатков: ученики с

низкими учебными возможностями работают медленно, хуже других усваивают

материал, а ребята с высокими учебными возможностями теряют много времени

на то, что им уже понятно и известно.

Групповая форма организации познавательной деятельности учащихся

заключается в том, что для выполнения поставленных задач класс делится на

группы, в которых ребята совместно планируют свою работу, обсуждают способ

решения. В учебном процессе при групповой работе между учащимися происходит

обмен информацией. Ученик может сообщить другим сведения, которые он

почерпнул из литературы, из посещения музеев, выставок и т. д.. В процессе

учебной работы происходит взаимопомощь, взаимное обогащение, создаётся

более благоприятная, доброжелательная обстановка для тех ребят, которые

смущаются выступать перед всем классом. Особое внимание при организации

групповой работы следует обратить на формирование групп. Важно учитывать

уровень успеваемости, различную информированность, разную трудоспособность

ребят, взаимоотношения в классе. От того, как учитель справится с

проблемами, связанными с организацией групповой формы деятельности, зависит

успешность урока.

4. Оптимальное сочетание форм организации познавательной

деятельности.

Любая форма учебно-понавательной деятельности имеет свои преимущества

и недостатки, выбор той или иной формы обусловлен рядом обстоятельств. В

частности, необходимо учитывать специфику изучаемого предмета, его

сложность, материал может иметь разную сложность, разную новизну. Трудный

материал, обладающий большой степенью новизны на первом этапе, требует

фронтальная работы, где главная роль в изложении принадлежит учителю.

Подготовленность учащихся и их индивидуальные особенности, квалификация

учителя- всё это влияет на выбор той или иной формы организации

деятельности учащихся. Сочетание различных форм многовариантно. Оно

осуществляется либо последовательно, когда одна форма следует за другой,

либо параллельно, когда сочетание протекает одновременно и формы работы

входят одна в другую.

Как показывает опыт и множество экспериментов, проведённых различными

педагогами, сочетание форм организации деятельности следует применять, идя

от сочетания простых, к более сложным, учитывая возраст учащихся, специфику

предмета. Для определения оптимального варианта организации деятельности

необходимо знать, как влияет конкретная форма на эффективность учебной

деятельности различных групп учащихся. «Такое сочетание форм учебной

работы, при котором нейтрализуются недостатки одних и обеспечивается более

высокая результативность других при минимальных затратах времени, является

оптимальным». (Чередов И.М. «Методика планирования школьных форм

организации обучения»).

«Оптимальным вариантом сочетания коллективной, групповой и

индивидуальной форм работы учащихся будет тот, который в соответствии с

дидактической целью и спецификой учебного материала создаёт наилучшие

условия для обучения и воспитания». (Виноградова М.Д., Первин И.В.

«Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников»).

Выбор формы зависит от многих факторов, но в большей степени от этапа

в процессе обучения. Педагоги, которые занимаются этим вопросом, выявили

некоторые закономерности и разработали рекомендации по выбору оптимального

сочетания форм работы учеников на уроке.

При ознакомлении с новым материалом:

|Специфика учебного |Метод учебной работы.|Форма учебной работы.|

|материала. | | |

|Материал лёгкий, |Самостоятельная | |

|доступный для |работа с учебником, |И+Ф |

|самостоятельного |книгой. | |

|обучения. | | |

|Материал труден |Объяснение, беседа, | |

|некоторым учащимся |самостоятельная |Ф+Г |

|или доступен , но |работа. | |

|велик по объёму. | | |

|Материал трудный или |Объяснение, рассказ, | |

|велик по объёму, или |лекции, демонстрация.| |

|неполно освещён в | |Ф+И+Ф или Ф+Г+Ф |

|учебнике. | | |

При закреплении и применении знаний:

|Материал лёгкий, |Самостоятельная | |

|доступный для |работа, упражнения, |И+Ф |

|самостоятельного |лабораторная или | |

|обучения. |практическая работа. | |

|Материал представляет|Самостоятельная | |

|трудность для |работа, лаборатор., |И+Г или Г+Ф |

|отдельных учеников. |практические занятия.| |

|Материал трдный, |Упражнения с | |

|усвоение требует |коментариями, |Ф+Г+Ф или Ф+И+Ф |

|постоянного |объяснение. | |

|руководства учителя. | | |

При опросе и проверке знаний:

|Материал хорошо |Фронтальный опрос, | |

|усвоен всеми |общеклассная |Ф |

|учащимися класса. |контрольная работа. | |

|Материал недостаточно|Самостоятельная | |

|усвоен отдельными |работа по вариантам с|Г+Ф |

|учениками. |учётом уровня знаний.| |

|Материал сложен, |Индивидуальный опрос | |

|большой по объёму, |с его коллективным |И+Ф |

|требует глубокого |обсуждением. | |

|осмысления, анализа, | | |

|синтеза. | | |

Конечно, эти рекомендации не являются идеальными для всех случаев, они

требуют определённой корректировки и доработки в конкретных условиях, на

конкретном уроке и предмете.

Выводы по 1-й главе:

В первой главе дипломной работы исследуется теоретическая сторона

данной проблемы, характеризуется самостоятельная работа учащихся, другие

формы организации познавательной деятельности, раскрывается история

развития форм обучения с древнейших времён до наших дней. Существуют три

основные формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на

уроке: индивидуальная (самостоятельная работа учащихся), фронтальная и

групповая. Каждая форма имеет свои недостатки и преимущества, поэтому,

планируя урок, учитель должен подбирать сочетание форм так, чтобы усилить

сильные и нейтрализовать слабые стороны каждой формы.

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ОПЫТНО- ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРИМЕНЕНИЮ

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ И ДРУГИХ ФОРМ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ.

1. Изучение учебных возможностей учащихся. Методика проведения

факультативных занятий.

Для проведения эксперимента необходим предварительный анализ

коллектива, в котором будет проходить эксперимент, и того, который будет

являться контрольным. В данном случае опытная работа проводилась в

выпускных классах средней школы №9 г. Куйбышева НСО. На факультатив

учащиеся записывались по желанию. Записалось 18 человек. Это те ребята,

которые собираются поступать в ВУЗы и на вступительных экзаменах должны

сдавать математику. Была определена цель факультативных занятий: подготовка

к экзаменам в ВУЗы.

Для изучения учебных возможностей учащихся проводился констатирующий

эксперимент. Он включает в себя разнообразные методы исследования. В

частности проводилось наблюдение за работой каждого учащегося на уроках

алгебры, изучение письменных работ по предмету, беседы с учащимися и

учителем, самостоятельная работа.

Учебные возможности складываются из обучаемости и работоспособности

каждого учащегося.

Обучаемость- способность ученика за более короткий срок достигать

более высокого уровня знаний. Обучаемость зависит от знаний, которыми

ученик уже обладает, от продуктивности и ёмкости мышления.

Выделяют следующие уровни обучаемости учащихся:

Высокий уровень - ребята свободно усваивают изучаемый материал, выделяют

существенное, в частном видят общее, закономерное, способны самостоятельно

развивать раскрытые на уроке положения, легко переносят знания в новые

ситуации, достигают высокого уровня знаний за самое короткое время.

Средний уровень - изучаемый материал усваивают после тренировки; выделяют

существенное, закономерное не сразу, а после выполнения определённых

тренировочных упражнений, такие ученики умеют в частном видеть общее.

Низкий уровень - усваивают материал после длительной тренировочной работы и

не всегда в полном объёме, затрудняются видеть существенное, закономерное

после общей тренировочной работы со всем классом, задания выполняют

преимущественно по аналогии.

Работоспособность ученика - состояние, характеризующее уровень и

длительность доступных ему усилий в учебной деятельности. Работоспособность

зависит от физических и психологических возможностей ученика, от состояния

его здоровья, эмоционального состояния в данный момент, настроя на работу.

Также как и у обучаемости, у работоспособности выделяют три уровня:

Высокий уровень - учащийся способен на сравнительно длинный, напряжённый

учебный труд, выполняет всё тщательно, аккуратно, в полном объёме, без

побуждения учителя.

Средний уровень - учащиеся способны трудиться сравнительно длительное

время, но не всегда и не всё выполняют тщательно, аккуратно и в полном

объёме, временами требуют контроля.

Низкий уровень - учащиеся сосредотачиваются на учебной работе только на

весьма ограниченное время, выполняют задание не в полном объёме, требуют

постоянного контроля учителя.

Всего существуют 4 основных уровня учебных возможностей: высший,

высокий, средний, низкий.

Среди ребят, записавшихся на факультатив, определение уровня учебных

возможностей проводилось по итогам наблюдений, ранее проведённых уроков,

бесед с учителем, основываясь на теорию. На 1-ом занятии факультатива была

проведена самостоятельная работа на повторение на 2 варианта.

Результаты её следующие:

|Фамилия уч-ся |С/р |Уровень уч. возм. |

|1. Афанасьева И. |4 |В |

|2. Бондаренко А. |3 |С |

|3. Горина О. |5 |ВС |

|4. Галкин А. |4 |В |

|5. Карелин Е. |4 |С |

|6. Ковалёва Н. |4 |В |

|7. Круглова С. |5 |ВС |

|8. Марченко Н. |3 |С |

|9. Михалечко А. |5 |ВС |

|10. Михалечко И. |4 |В |

|11. Носов Д. |3 |С |

|12. Пивкина Д. |4 |В |

|13. Рыжкова С. |4 |С |

|14. Соколова Н. |3 |С |

|15. Семёнов Д. |4 |В |

|16. Хафизова Я. |5 |ВС |

|17. Экмарова Д. |5 |В |

|18. Ясиновский О. |4 |С |

В целом результаты определения уровня учебных возможностей оказались

высокие:

высшие учебные возможности - 4 ученика,

высокие учебные возможности - 7 учеников,

средние учебные возможности - 7 учеников.

Это объясняется тем, что на факультатив пришли ребята,

заинтересованные в изучении предмета, имеющие хорошие знания и высокие

оценки. По уровню учебных возможностей ребята на первом занятии были

разбиты на 2 группы для проведения эксперимента. Учитывалось также желание

учащихся.

|1 группа (экспериментальная) |2 группа (контрольная) |

|1. Афанасьева И. |1. Ковалёва Н. |

|2. Галкин А. |2. Пивкина Е. |

|3. Михалечко А. |3. Экмаров Д. |

|4. Михалечко И. |4. Хафизова Я. |

|5. Семёнов Д. |5. Круглова С. |

|6. Горина О. |6. Марченко Н. |

|7. Ясиновский О. |7. Носов Д. |

|8. Бондаренко А. |8. Рыжкова С. |

|9. Карелин Е. |9. Соколова Н. |

Получились примерно равные по учебным возможностям группы.

Задачей эксперимента было построение факультативных занятий так, чтобы

у учащихся не пропал интерес, а наоборот ещё больше повысился к предмету;

помочь ребятам углубить и расширить знания по алгебре; активизировать

самостоятельную работу учеников с книгами, дополнительной литературой.

Показать, что построение факультативных занятий по принципу сочетания

самостоятельной работы с другими формами организации познавательной

деятельности способствует выполнению этой задачи.

Опытно- экспериментальная работа проводилась в 1 группе, 2 группа была

контрольной. Все ребята посещали одни и те же занятия, изучали один и тот

же материал на уроках. Но ребята из 1 группы в качестве домашнего задания

получали задания самостоятельно изучить новую тему, написать доклады, найти

и прорешать примеры на эту тему. На занятиях эти ребята читали доклады,

объясняли решённые примеры. Непонятные места разбирались вместе всем

классом и учителем у доски. Ребята из 2 группы изучали новую тему, слушая

доклады и объяснения своих товарищей, затем все учащиеся решали одни

задания, а на дом учащиеся второй группы получали задания повторить

пройденное на уроке, прорешать заданные примеры по теме. По такому принципу

были проведены 8 занятий. В конце была проведена итоговая контрольная

работа.

2. Результаты опытно-экспериментальной работы.

В ходе опытно-экспериментальной работы была проверена и подтверждена

гипотеза, выдвинутая в начале работы над данной темой.

Для ребят из экспериментальной группы факультатив проходил гораздо

интереснее, чем для ребят из контрольной группы. Учащиеся из 1 группы

более активно работали в течение всех занятий, старались находить как

можно больше интересных примеров, с большой ответственностью подходили к

выполнению домашних заданий, т. к. знали, что от их ответов зависит ход

всего занятия. Повышение активности учащихся в экспериментальной группе,

повышение интереса к предмету - всё это подтверждает выдвинутую нами

гипотезу.

В экспериментальной группе ребята продуктивнее работали, нежели в

контрольной группе, быстрее справлялись с заданиями, у них меньше возникало

вопросов и затруднений при решении задач, у учащихся 1 группы появилась

большая уверенность в себе.

В конце факультативных занятий была проведена в обеих группах

контрольная работа. Задания для всех были одинаковы, рассчитаны на 2

варианта. Результаты контрольной работы следующие:

|1 группа |Оценка |2 группа |Оценка |

|1. Афанасьева И. |5 |1. Ковалёва Н. |4 |

|2. Галкин А. |4 |2. Пивкина Е. |5 |

|3. Михалечко А. |5 |3. Экмаров Д. |4 |

|4. Михалечко И. |4 |4. Хафизова Я. |5 |

|5. Семёнов Д. |5 |5. Круглова С. |5 |

|6. Горина О. |5 |6. Марченко Н. |3 |

|7. Ясиновский О. |3 |7. Носов Д. |3 |

|8. Бондаренко А. |3 |8. Рыжкова С. |3 |

|9. Карелин Е. |4 |9. Соколова Н. |4 |

В экспериментальной группе «5» получили 4 ученика, «4»- 3, «3»- 2, в

контрольной «5»- 3, «4»- 3, «3»- 3. Результаты данной контрольной работы

показали, что в экспериментальной группе ребята справились с заданием

лучше, чем в контрольной.

Результаты опытно-экспериментальной работы показывают, что применение

самостоятельной работы на занятиях способствуют лучшему усвоению знаний,

повышает активность ребят, интерес к данному предмету.

Выводы по 2 главе.

Во 2 главе давался анализ опытно- экспериментальной работе,

проведённой на факультативных занятиях в выпускных классах средней школы №9

г. Куйбышева НСО. Первым этапом этой работы было выявление учебных

возможностей учеников. В данной главе рассказано о том, как были построены

занятия на факультативе. Во второй главе приводятся результаты опытно-

экспериментальной работы, которые подтверждают выдвинутую нами рабочую

гипотезу о том, что самостоятельная работа учащихся является одной из

эффективнейших форм обучения, способствует лучшему усвоению знаний,

развитию навыков и умений по применению этих знаний, повышает уровень

активности учащихся.

ГЛАВА III. ИРРАЦИОНАЛЬНЫЕ НЕРАВЕНСТВА

1. Краткие исторические сведения

Потребность в действиях возведения в степень и извлечения корня была

вызвана, как и другие четыре арифметические действия, практической жизнью.

Так, наряду с задачей вычисления площади квадрата, сторона которого [pic]

известна, с давних времен встречалась обратная задача: какую длину должна

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.