реферат, рефераты скачать
 

Содержание и значение математической символики


Содержание и значение математической символики

Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена

Курсовая работа по теме:

Содержание и значение математической символики

Выполнила

студентка факультета математики

4 курс 4 группа

Клочанова Ольга Михайловна

Лопачев В.А.

Проверил:

Санкт-Петербург

2002

Содержание.

Введение ……………………………………………………………………………………..…1

§1. Введение нуля и развитие позиционной десятичной системы

счисления…………..…3

§2. Символика Виета и Декарта и развитие алгебры…………………………………..….…6

2.1 Развитие алгебры до Ф. Виета……………………………..…………………….…6

2.1.1 Алгебра греков…………………………………………………………..…...6

2.1.2 Алгебра Диофанта……………………………………………………….…..7

2.1.3 Алгебра индусов………………………………………………………….….8

2.1.4 Алгебра арабов……………………………………………………………….9

2.1.5 Развитие алгебры в Европе……………………………………………..…..10

2.2 Символика Виета и развитие алгебры………………………………………….…..14

2.3 Символика Декарта и развитие алгебры…………………………………….……..18

§3. Обозначение производной и интеграла у Лейбница и развитие

анализа………...……..22

§4. Язык кванторов и основания математической логики………………………...…………27

4.1 Алгебра высказываний…………………………………………………….……..27

4.1.1 Определения основных логических

связок………………………...…….27

4.1.2 Высказывания и булевы функции……………………..…………………..30

4.1.3 Задания для учащихся………………………………….….……………….32

4.2 Предикаты и кванторы………………………….……………………………… ….32

4.2.1 Предикаты………………………………………….……………………….32

4.2.2 Кванторы……………………………………………...…………………….35

4.2.3 Задания для учащихся……………………………….…………………….38

§5 Методические рекомендации к теме «Введение нуля и развитие позиционной

десятичной системы счисления»…………………………………….………………….39

Список литературы………………………………………………………………….…………43

Введение.

История науки показывает, что логическая структура и рост каждой

математической теории, начиная с определенного этапа ее развития,

становятся все в большую зависимость от использования математической

символики и ее усовершенствования.

Когда индийцы в V веке н. э. ввели знак нуля, они смогли оставить

поразрядную систему счисления и развить абсолютную позиционную десятичную

систему счисления, превосходство которой при счете если и не осознают, то

повседневно используют сотни миллионов людей. Алгебра и аналитическая

геометрия обязаны многим тому, что Виет и Декарт разработали основы

алгебраического исчисления. Введенные Лейбницем обозначения производной и

интеграла помогли развить дифференциальное и интегральное исчисление;

задачи на вычисление площадей, объемов, работы силы и т. п., решение

которых раньше было доступно только первоклассным математикам, стали

решаться почти автоматически. Благодаря этому обозначения Лейбница получили

широкое распространение и проникли во все разделы науки, где используется

математический анализ.

Пример с обозначением производной и интеграла особенно ярко

подтверждает правильность замечания Л. Карно, что в математике «символы не

являются только записью мысли, средством ее изображения и закрепления, –

нет, они воздействуют на самую мысль, они, до известной степени, направляют

ее, и бывает достаточно переместить их на бумаге, согласно известным очень

простым правилам, для того, чтобы безошибочно достигнуть новых истин».

В чем заключено объективное содержание математической символики? Чем

объясняется значение символики в математике?

Математические знаки служат в первую очередь для точной (однозначно

определенной) записи математических понятий и предложений. Их совокупность

– в реальных условиях их применения математиками – составляет то, что

называется математическим языком.

Использование знаков позволяет формулировать законы алгебры, а также и

других математических теорий в общем виде. Примером могут послужить формулы

той же алгебры: (a+b)2 = a2 + 2ab + b2

х1,2=[pic] и т.п.

Математические знаки позволяют записывать в компактной и

легкообозримой форме предложения, выражение которых на обычном языке было

бы крайне громоздким. Это способствует более глубокому осознанию их

содержания, облегчает его запоминание.

Математические знаки используются в математике эффективно и без

ошибок, когда они выражают точно определенные понятия, относящиеся к

объектам изучения математических теорий. Поэтому, прежде чем использовать в

рассуждениях и в записях те или иные знаки, математик старается сказать,

что каждый из них обозначает. В противном случае его могут не понять.

В связи со сказанным необходимо подчеркнуть следующее. Математики не

всегда могут сказать сразу, что отражает тот или иной символ, введенный ими

для развития какой-либо математической теории, средствами которой можно

решать практически важные задачи. Сотни лет математики оперировали

отрицательными и комплексными числами и получали с их помощью первоклассные

результаты. Однако объективный смысл этих чисел и действий с ними удалось

раскрыть лишь в конце XVIII и в начале XIX века. Лейбниц ввел символы dx и

dy, развил дифференциальное исчисление и с помощью правил последнего

показал исключительную оперативную силу этих символов. Однако Лейбниц не

выявил объективного смысла знаков dx и dy; это сделали математики XIX века.

Знаки и системы знаков играют в математике роль, весьма сходную с той,

какая в более широких сферах познания и практической деятельности людей

принадлежит обычному разговорному языку. Подобно обычному языку, язык

математических знаков позволяет обмениваться установленными математическими

истинами, налаживать контакт ученых в совместной научной работе.

Решающим, однако, является то, что язык математических знаков без

обычного языка существовать не может. Обычный (естественный) язык

содержательнее языка математических знаков; он необходим для построения и

развития языка математических знаков. Язык математических знаков только

вспомогательное средство, присоединяемое к обычному языку и используемое в

математике и в областях, где применяются ее методы.

Возможность использования языка знаков в математике обусловлена

особенностями предмета ее исследований – тем, что она изучает формы и

отношения объектов реального мира, в известных границах безразличные к их

материальному содержанию. Существенна при этом и специфика математических

доказательств. Математическое доказательство состоит в построении цепи

высказываний, начальным звеном которой являются истинные исходные

предложения, конечным – доказываемое утверждение. Промежуточные звенья цепи

получаются в конечном счете из начального и соединяются с ним и конечным

звеном с помощью законов логики и правил логического вывода. Если исходные

утверждения записаны в символической форме, то доказательство сводится к их

«механическим» видоизменениям.

Целесообразность, а в наше время и необходимость – использования языка

знаков в математике обусловлена тем, что при его помощи можно не только

кратко и ясно записывать понятия и предложения математических теорий, но и

развивать в них исчисления и алгоритмы – самое главное для разработки

методов математики и ее приложений. Достичь этого при помощи обычного языка

если и возможно, то только в принципе, но не в практике.

Достаточная оперативность символики математической теории существенно

зависит от полноты символики. Это требование состоит в том, что символика

должна содержать обозначения всех объектов, их отношений и связей,

необходимые для разработки алгоритмов теории, позволяющих решать любые

задачи из классов однотипных задач, рассматриваемых в этой теории.

Оперирование математическими знаками есть идеализированный

эксперимент: он в чистом виде описывает то, что имеет место или может быть

(приближенно или точно) реализовано в действительности. Только поэтому

оперирование математическими знаками способно служить открытию новых

математических истин.

Решающей силой развития математической символики является не

«свободная воля» математиков, а требования практики математических

исследований. Именно реальные математические исследования помогают

математикам в конце концов выяснить, какая система знаков наилучшим образом

отображает структуру рассматриваемых количественных отношений, в силу чего

может быть эффективным орудием их дальнейшего изучения.

§1. Введение нуля и развитие позиционной десятичной системы счисления.

Интуитивное представление о числе, по-видимому, так же старо, как и

само человечество, хотя с достоверностью проследить все ранние этапы его

развития в принципе невозможно. Прежде чем человек научился считать или

придумал слова для обозначения чисел, он, несомненно, владел наглядным,

интуитивным представлением о числе, позволявшим ему различать одного

человека и двух людей или двух и многих людей.

Названия чисел, выражающие весьма абстрактные идеи, появились,

несомненно, позже, чем первые грубые символы для обозначения числа объектов

в некоторой совокупности. В глубокой древности примитивные числовые записи

делались в виде зарубок на палке, узлов на веревке, выложенных в ряд

камешков, причем подразумевалось, что между пересчитываемыми элементами

множества и символами числовой записи существует взаимно однозначное

соответствие. Но для чтения таких числовых записей названия чисел

непосредственно не использовались. Ныне мы с первого взгляда распознаем

совокупности из двух, трех и четырех элементов; несколько труднее

распознаются на взгляд наборы, состоящие из пяти, шести или семи элементов.

А за этой границей установить на глаз их число практически уже невозможно,

и нужен анализ либо в форме счета, либо в определенном структурировании

элементов. Счет на бирках, по-видимому, был первым приемом, который

использовался в подобных случаях: зарубки на бирках располагались

определенными группами. Очень широко был распространен счет на пальцах, и

вполне возможно, что названия некоторых чисел берут свое начало именно от

этого способа подсчета.

Важная особенность счета заключается в связи названий чисел с

определенной схемой счета. Например, слово «двадцать три» – не просто

термин, означающий вполне определенную (по числу элементов) группу

объектов; это термин составной, означающий «два раза по десять и три».

Здесь отчетливо видна роль числа десять как коллективной единицы или

основания; и действительно, многие считают десятками, потому что, как

отметил еще Аристотель, у нас по десять пальцев на руках и на ногах.

Система счисления, которой мы в основном пользуемся сегодня,

десятичная позиционная. Десятичная, так как ее основание 10. Основанием

позиционной системы счисления называется возводимое в степень целое число,

которое равно количеству цифр, используемых для изображения чисел в данной

системе счисления. Основание показывает также, во сколько раз изменяется

количественное значение цифры при перемещении ее на соседнюю позицию. В

позиционных системах счисления количественный эквивалент (значение) цифры

зависит от ее места (позиции) в записи числа

Десятичная система характеризуется тем, что в ней 10 единиц какого-

либо разряда образуют единицу следующего старшего разряда. Другими словами,

единицы различных разрядов представляют собой различные степени числа 10.

Десятичной позиционной предшествовали другие, основанные на различных

принципах, системы счисления. Так примером непозиционной системы (то есть

такой системы, где количественный эквивалент каждой цифры не зависит от

ее положения (места, позиции) в записи числа) может служить нумерация,

используемая древними греками. Эта система относится к числу алфавитных.

Первыми восемью буквами греческого алфавита (с добавлением «архаичной»

буквы [pic]=вау, имевшей значение 6 обозначались числа от единицы до

девяти, следующими восемью с добавлением [pic]=коппы, имевшей значение 90,

- десятки от 10 до 90, следующими восемью с добавлением [pic]=сампи,

означавшей 900, - сотни от 100 до 900, наконец, тысячи от 1000 до 9000

обозначались так же, как единицы, но со штрихом внизу: ,( означала 1000.

Для того чтобы отличать числа от слов, над ними ставилась черточка. Так,

число 1305 греки записывали ,[pic]. От греческой нумерации ведет свое

происхождение древнерусская. Пример другой непозиционной системы дает

употребляемая поныне римская нумерация.

Мы пользуемся ею для обозначения юбилейных дат, для нумерации

некоторых страниц книги (например, страниц предисловия), глав в книгах,

строф в стихотворениях и т. д. В позднейшем своем виде римские цифры

выглядят так: I=1; V=5; X=10; L=50; С=100; D=500; M=1000.

О происхождении римских цифр достоверных сведений нет. Цифра V могла

первоначально служить изображением кисти руки, а цифра Х могла составиться

из двух пятерок. Точно так же знак для 1000 мог составиться из удвоения

знака для 500 (или наоборот).

Все целые числа (до 5000) записываются с помощью повторения

вышеприведенных цифр. При этом если большая цифра стоит перед меньшей, то

они складываются, если же меньшая стоит перед большей (в этом случае она не

может повторяться), то меньшая вычитается из большей. Например, VI=6, т.е.

5+1, IV=4, т.е. 5-1, XL=40, т е. 50-10, LX=60, т.е. 50+10. Подряд одна и та

же цифра ставится не более трех раз: LXX=70; LXXX=80; число 90 записывается

ХС (а не LXXXX).

Первые 12 чисел записываются в римских цифрах так: I, II, III, IV, V,

VI, VII, VIII. IX, X, XI, XII.

Примеры: XXVIII=28; ХХХIХ=39; CCCXCVII=397; MDCCCXVIII=1818.

Выполнение арифметических действий над многозначными числами в этой

записи очень трудно. Тем не менее римская нумерация преобладала в Италии до

13 века, а в других странах Западной Европы - до 16 века.

Древние египтяне использовали десятичную непозиционную систему

счисления. Единицу обозначали одной вертикальной чертой, а для обозначения

чисел, меньших 10, нужно было поставить соответствующее число вертикальных

штрихов. Чтобы записанные таким образом числа было легко узнавать,

вертикальные штрихи иногда объединялись в группы из трех или четырех черт.

Для обозначения числа 10, основания системы, египтяне вместо десяти

вертикальных черт ввели новый коллективный символ, напоминающий по своим

очертаниям подкову или крокетную дужку. Множество из десяти подковообразных

символов, т.е. число 100, они заменили другим новым символом, напоминающим

силки; десять силков, т.е. число 1000, египтяне обозначили стилизованным

изображением лотоса. Продолжая в том же духе, египтяне обозначили десять

лотосов согнутым пальцем, десять согнутых пальцев – волнистой линией и

десять волнистых линий – фигуркой удивленного человека. В итоге древние

египтяне могли представлять числа до миллиона. Так, например, с помощью

коллективных символов и повторений уже введенных символов число 6789 в

иероглифических обозначениях можно было бы записать как

[pic]

Самые древние из дошедших до нас математических записей высечены на

камне, но наиболее важные свидетельства древнеегипетской математической

деятельности запечатлены на гораздо более хрупком и недолговечном материале

– папирусе. Два таких документа – папирус Ринда, или египетского писца

Ахмеса (ок. 1650 до н.э.) и московский папирус, или папирус Голенищева (ок.

1850 до н.э.) – служат для нас основными источниками сведений о

древнеегипетских арифметике и геометрии. В этих папирусах более древнее

иероглифическое письмо уступило место скорописному иератическому письму, и

это изменение сопровождалось использованием нового принципа обозначения

чисел. Группа одинаковых символов заменялись более простой по начертанию

пометой или знаком, например, девять записывалось как [pic] вместо [pic], а

семьсот как [pic] вместо [pic]. В этой записи число 6789 имело вид [pic],

причем знаки более высокого порядка располагались справа, а не слева.

Введение египтянами цифровых обозначений ознаменовало один из важных

этапов в развитии систем счисления, так как дало возможность существенно

сократить записи.

Основные недостатки непозиционных систем нумерации - трудности с

изображением произвольно больших чисел и, главное, более сложный, чем в

позиционных системах, процесс вычислений. (Последнее, правда, облегчалось

употреблением счетных досок – абаков, так что изображение чисел было

необходимо лишь для конечного результата).

Крупным шагом вперед, оказавшим колоссальное влияние на все развитие

математики было создание позиционных систем счисления. Первой такой

системой стала вавилонская шестидесятеричная система счисления, в которой

появился знак [pic], указывающий на отсутствие разряда, выполняющего роль

нашего нуля. Концевой нуль, который позволял различать, например,

обозначения для 1 и 60, у вавилонян отсутствовал. Удобство вычислений в

шестидесятеричной системе сделало ее популярной у греческих астрономов. К.

Птолемей (II в. н.э.) при вычислениях в шестидесятеричной системе

пользуется знаком «0» для обозначения отсутствующих разрядов как в

середине, так и в конце числа (0, омикрон – первая буква греческого слова

ovden-ничто). О вавилонской шестидесятеричной системе нам напоминает

деление часа на 60 минут и минуты на 60 секунд, а также деление угла

равного четырем прямым, на 360 градусов. Неудобство шестидесятеричной

системы счисления в сравнении с десятичной – необходимость большого

количества знаков для обозначения индивидуальных цифр (от 0 до 59), более

громоздкая таблица умножения.

Создание десятичной позиционной системы счисления, одного из

выдающихся достижений средневековой науки, - заслуга индийских математиков.

Позиционные десятичные записи чисел встречаются в Индии с VI в. Так, в

дарственной записи 595 года встречается запись числа 346 цифрами брахми

([pic][pic]((-3, [pic]-4, [pic]-6). Первую достоверную запись нуля в виде

кружочка мы находим в изображении числа 270 в настенной записи из Гвалиора,

относящейся к 876г. Иногда ноль обозначался точкой. Неясно, был ли нуль

собственным изобретением индийцев; возможно, они познакомились с ним по

сочинениям александрийских астрономов.

Вот какова эволюция написания индийских цифр.

[pic]

§2. Символика Виета и Декарта и развитие алгебры.

2.1 Развитие алгебры до Ф. Виета.

2.1.1 Алгебра греков.

Считается, что эллины заимствовали первые сведения по геометрии у

египтян, по алгебре - у вавилонян.

В древнейших египетских источниках папирусе Райнда и Московском

папирусе - находим задачи на «аха» (термин «аха» означает «куча»,

«груда»). Имеется в виду некоторое количество, неизвестная величина,

подлежащая определению) соответствующие современным линейным уравнениям, а

также квадратным вида ах2 = b. В вавилонских клинописных текстах имеется

большое число задач, решаемых с помощью уравнений и систем первой и второй

степеней, которые записаны без символов, но в специфической терминологии. В

этих текстах решаются задачи, приводящие к трехчленным квадратным

уравнениям вида ах2 - bх = с или х2 - рх = q. В задачах на «аха» можно

обнаружить зачатки алгебры как науки о решении уравнений.

Но если вавилоняне за два тысячелетия до нашей эры умели числовым

путем решать задачи, связанные с уравнениями первой и второй степеней, то

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.