реферат, рефераты скачать
 

Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности


связей.

Для мусульманского востока средних веков также характерна интенсивность

войн между различными государствами. Между странами были нередки случаи

заключения союзных и мирных договоров, которые зачастую соблюдались. В

государствах не наблюдался хаос, который был присущ государствам феодальной

Европы, и случаи феодальных междоусобиц носили локальный характер. Наличие

централизованных государств, венцом которых стала Османская империя,

предопределило ведущую роль мусульманских государств в международных

отношениях средневековья.

* * *

Несмотря на некоторые особенности, во всех регионах существовали более

или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгосударственных

отношений. Все регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой

практики. В средние века был накоплен определенный опыт неправового

нормативного регулирования международных отношений, что впоследствии

сыграло немаловажную роль в формировании классического международного

права.

Что касается подходов к разрешению вопроса обеспечения международной

безопасности, то соответствующие попытки носили в основном локальный

характер и отражались в договорах с крайне ограниченным количеством

участников. Все внимание средневековых политиков и юристов уделялось

правилам ведения войны, что исключало разработку концепций безопасности

путем мира.

1.3. Классическое международное право и возникновение новых концепций

международной безопасности

От Тридцатилетней Войны до Французской революции

К концу средних веков в Европе стали формироваться первые крупные

национальные государства с централизованной властью, способной установить

порядок. Развитие новых государственных устройств, набирающий ход научно-

технический прогресс, усиливающийся процесс колонизации и возникновение

задатков капиталистического метода производства все более входили в

конфликт с феодальным устройством социально-экономической жизни и

всевластием католической церкви. Впервые этот конфликт вылился в открытое

противостояние в Нидерландах еще в 1566-1579 гг., в результате чего там

сформировалось первое национальное государство. Далее последовала

буржуазная революция в Англии (1640-1649 гг.).

Упрочнение независимости национальных государств привело к тому, что

ранее боровшиеся друг с другом за установление власти над Европой папа и

император Священной Римской Империи объединили свои усилия в борьбе за

сохранение этой власти. Борьба сил старого и нового вылилась в

Тридцатилетнюю Войну между католиками и протестантами. Война завершилась

заключением в 1648 г. Вестфальского мира. По сути этот мирный договор был

первым в истории международных отношений правовым актом, регулирующим

вопрос региональной безопасности. Практически с этого момента и зародилось

с нормативной точки зрения классическое международное право. Вестфальский

мирный договор определил новую систему международных отношений в Европе.

Было практически покончено со Священной Римской Империей – главным

препятствием на пути становления независимых национальных государств.

Вестфальский мир практически положил начало первой в истории международной

системе, основанной на балансе сил. Такие положения договора, как

нерушимость установленных границ, суверенное равноправие государств и

коллективная оборона против общего противника, свидетельствует о большой

важности Вестфальского соглашения в контексте развития концепций

международной безопасности. Вестфальский договор создал уникальную систему

равновесия сил в Европе, которая продержалась в течении последующих 150 лет

вплоть до Версальской системы (см. ниже).

Период XVI-XVII веков считается временем зарождения и развития

классического международного права. После завершения тридцатилетней войны,

в условиях, когда ни католическая церковь, ни Священная Римская империя не

могли более диктовать нормы для отношений между государствами, возникла

проблема определения средств регулирования отношений между равно

суверенными странами Европы. В таких условиях родилась идея перенести

удачный опыт правового регулирования внутри государств на их отношения друг

с другом. Как на внутригосударственном, так и на международном уровне в

этих целях было прежде всего использовано римское право. В основе римского

права лежало равноправие частных лиц, а международного – равноправие стран.

Большая роль в формировании классической международно-правовой концепции и

формировании зачатков международно-правового сознания в Европе принадлежала

юристам, в частности дипломата Гуго Гроция (1583-1654 гг.), который в своем

труде «О праве войны и мира» (1625) впервые детально обосновал

существование «права, которое определяет отношения между народами и

правителями»[6]. При этом, Гроций и большинство его современников находят

источники этого права в природе, Боге и морали.

К сожалению зародившиеся в умах юристах международно-правовые концепции

на практике почти не применялись, хотя юридическая аргументация

использовалась дипломатией. Важным регулятором межгосударственных отношений

продолжали оставаться нормы аристократической морали, которые

рассматривались как межличностные связи правителей-соверенов, которые

единолично олицетворяли и представляли все государство.

Таким образом, к концу XVIII века в Европе сложилась ситуация, когда

развивался процесс придания международным обычаям и нормам правового

статуса, но государства зачастую их не придерживались и во внешних

сношениях исходили исключительно из национальных интересов.

От революции до Венской системы

1789 г. известен как год взятия Бастилии. Эта дата явилась переломной как

в социально-политическом так и международно-правовом отношении. Наиболее

прогрессивные взгляды на международные отношения и право того времени

известны как идеи Великой Французской революции. Революция заменила

суверенитет монарха верховной властью нации, что имело важное значение для

утверждения международно-правовой субъектности государства. Впервые в

истории был введен в практику институт плебисцита. В известной декларации

Аббата Грегуара провозглашался принцип равноправия государств, независимо

от существующего в них строя и политического значения. Провозглашалось, что

договоры должны соблюдаться. Вместе с тем было провозглашено, что договоры,

заключенные между тиранами, не могут связывать суверенитет народа.

Французской революцией были сформулированы новые основы права войны,

согласно которым была допустима лишь война оборонительная, война в защиту

попранных прав. Согласно другому принципу, врагом во время войны могло быть

только государство, а не люди. Отсюда – требование гуманного отношения с

пленными, неприкосновенность частной собственности, уважение прав мирного

населения[7].

Французской конституцией 1795 г. за международными договорами впервые был

признан юридический статус. А конституция 1791 г. установила, что

иностранцы подчинены законам Франции наравне с ее гражданами.

Будучи весьма прогрессивным явлением, новая конституционная система,

провозглашенная во Франции, тем не менее, продержалась недолго.

Наполеоновские завоевания положили конец провозглашенным гуманным принципам

и всей системе пан-Европейской безопасности, создавшейся в результате

Вестфальского мирного договора. Россия, Австрия и Пруссия, боровшиеся

против империи Наполеона, поначалу выражали приверженность принципам

Французской революции, касающимся справедливости, невмешательства и даже

самоопределения. Тем не менее после победы они от них полностью отреклись,

что и нашло свое отражении в Акте о Священном Союзе. Подписанный в 1815 г.

в Вене, этот Акт основывался на принципе легитимности, согласно которому,

только законная династия была вправе занимать престол. При этом,

заключившие договор страны присвоили себе право вмешиваться во внутренние

дела суверенных государств. Таким образом, в Европе был создан союз

международных жандармов.

Вместе с вышеперечисленными негативными сторонами новой системы

безопасности в Европе, было принято также немало позитивных с международно-

правовой точки зрения документов (документы о свободе торгового судоходства

по международным рекам, о запрещении негроторговли, о рангах

дипломатических представителей).

На другом континенте в 1776 г. после многолетней войны с Англией, свою

независимость провозгласили часть ее североамериканских колоний и

образовалось государство Соединенных Штатов Америки. Декларация

Независимости 1776 г. провозгласила право народа занять независимое

положение, «на которое ему дают право естественное и божеские законы»[8].

Таким образом, в результате освободительной войны на Североамериканском

континенте сформировалось очередное национальное государство, которому было

предписано сыграть в дальнейшем одну из ключевых ролей в мировой политике.

Таким образом, ближе к середине XIX столетия в Европе сформировалась

международная система, основанная на предписаниях Венского Акта. Эта

система с некоторыми изменениями сохранилась вплоть до первой мировой

войны.

Вторая половина XIX века – 1918 год

Середина XIX века ознаменовалась несколькими эпохальными событиями,

сыгравшими большую роль в развитии международных отношений. Отгремела

вторая коммуна во Франции, в результате гражданской войны полностью

сформировалось целостное государство США, окончательно ослабла Османская

империя, достигли пика своего могущества Российская и Австро-венгерская

империи. С другой стороны в Западной Европе сформировалось еще одно мощное

государство – Бисмарк добился объединения Германии и последняя стала

активным членом международных отношений.

На международно-правовой арене также произошло несколько нововведений: в

1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного Почтового союза, в 1875

г. принимается конвенция о Телеграфном союзе и в 1890 г. заключается

многосторонняя железнодорожная конвенция. Таким образом, принимает широкий

размах правовое регулирование международных экономических отношений. К

сожалению, этого невозможно сказать о регулировании политических отношений,

которое в большинстве случаев оставалось фикцией. Механизм действия

договоров в этой области был исключительно политическим, а право было

широко диспозитивным.

К концу XIX века завершился раздел мира между колониальными державами.

Мир был разделен на колонии, полуколонии и зависимые государства, которым

были навязаны кабальные договоры. Некоторые формально зависимые государства

(например Китай) были разделены на сферы влияния, а другие (например

Османская империя и Иран) находились в полной экономической зависимости и

находились на гране политической дезинтеграции. По признанию самих

европейских и американских юристов, международное право, и то не в полной

мере, применялось исключительно в отношении христианских стран Европы и

Америки. В колониях, если даже какие-то нормы находили свое применение, то

в сильно модифицированном варианте.

С другой стороны, завершившийся раздел мира на колонии между ведущими

державами той эпохи привел к накалению международно-политической обстановки

в самой Европе. Новообразовавшиеся и получившие несправедливую в их

понимании долю территорий страны желали большего и к концу XIX века стало

ощутимым дыхание приближающейся «большой войны». Набирала обороты гонка

вооружений и усиливалась интенсивность дипломатических трений между

ведущими колониальными державами. С другой стороны проводилась интенсивная

кодификация законов войны, которая нашла свое логическое завершение во

второй Гаагской конференции 1907 г.

Таким образом, в рассматриваемый период международное право представляло

широкие возможности для применения силы, а война считалась законным

средством политики. В значительной степени международное право на стыке

двух столетий представляло собой право войны, которая не заставила себя

долго ждать.

В 1891 г. был создан тройственный союз между Германией, Австро-Венгрией и

Италией (позже Италия вышла из него и ее место заняла Османская империя), в

противовес которому в начале XX века была сформирована Антанта. Локальные

войны как между колониальными державами, так и с покоренными странами

принимали все более широкий характер и противостояние между двумя блоками

достигло апогея во второй декаде прошлого века. В результате разразилась

первая мировая война, которая унесла с собой жизни многих миллионов людей и

стала эпохальным событием, переменившим расклад сил на геополитической

арене мира. Начавшись в 1914 г. война завершилась в ноябре 1918 г. победой

стран Антанты. Впоследствии в Версале был заключен мирный договор,

установивший новую международную систему, основанную на новых реалиях

международной политики.

Глава 2. Регулирование вопросов международной безопасности между двумя

мировыми войнами

2.1. Лига Наций и ее роль в установлении мирового порядка в начале XX века

Ужасы и лишения Первой мировой войны, длившейся без малого четыре года и

унесшей более 10 миллионов человеческих жизней и нанесшей огромный ущерб

инфраструктуре многих стран вызвали соответствующую реакцию. С одной

стороны, в 1917 г. в России произошла Октябрьская революция большевиков,

которая в корне изменила политическую систему государства. Успех Российской

революции привел к широкому развитию аналогичных движений во всех остальных

странах Европы и в США. С другой стороны возникла необходимость в

формировании качественно новой системы регулирования международных

отношений, могущей эффективно поддерживать международную безопасность в

послевоенный период. Во многих странах мира возникли широкие общественные

движения, требующие внести коренные изменения в механизм управления

международными отношениями. Международное политическое мышление стало

осознавать новое положение вещей, при котором нормальное функционирование

международной и национальных систем может быть обеспечено лишь совместными

усилиями государств. Во весь рост встала задача организации достаточно

эффективного управления системой международных отношений. Все эти факторы

сыграли немаловажную роль в том, что в 1919 г. державы-победительницы

решили создать Лигу Наций и приняли ее уставной документ – Статут. Таким

образом была учреждена первая всеобщая политическая организация призванная

обеспечить мир и сотрудничество между государствами.

Статут Лиги Наций обладал следующими характерными чертами:

1. В документе было уделено внимание роли международно-правового

регулирования международных отношений. Международное право было

признано важным для развития сотрудничества и для обеспечения мира.

В Статуте было указано, что предписания международного права

признаются «отныне действительным правилом поведения правительства».

2. Была поставлена задача «установить господство справедливости и

добросовестно соблюдать все налагаемыми договорами обязательства во

взаимных отношениях организованных народов». Таким образом, Статут

Лиги Наций отвел ключевую роль договорам в обеспечении международной

безопасности и объявил необходимым соблюдение договорных

обязательств.

3. Статут Лиги Наций впервые отнес международно-правовые споры к числу

вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению. В

соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата

международного правосудия – первый постоянный международный суд.

4. Мирное разрешение международных споров: Первично Статут Лиги Наций

не содержал предписаний, касающихся недопустимости разрешения

международных споров посредством военных действий. В 1924 г. под

давлением пацифистов организацией был принят Протокол о мирном

разрешении споров, в котором агрессивная война объявлялась

международным преступлением и давалось определение агрессии. К

сожалению протокол так и не вступил в силу[9]. Взамен в 1928 г. был

заключен многосторонний Договор об отказе от войны в качестве орудия

национальной политики. Статья II данного договора гласила: «Стороны

признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть

между ними споров или конфликтов, …должно всегда изыскиваться только

в мирных средствах»[10].

Наряду со своей значимостью с точки зрения развития международного права,

Лига Наций и Версальская система в целом имели целый ряд недостатков,

которые подготовили почву для развязывание в последующем Второй мировой

войны:

1. Статут Лиги Наций так и не поставил применение вооруженной силы в

международных отношениях вне закона.

2. Еще более укрепилась и практически узаконилась колониальная

система, при которой ни одна из зависимых от метрополий стран не

имела возможность участвовать в международных отношениях. Согласно

новой системе, Лигой Наций выдавались временные полномочия на

управление колониями, что было нацелено лишь на смягчение

противоречий в этой области.

3. В Лигу Наций не были включены две сильные страны – СССР и Германия,

что негативно сказалось на эффективности и общей дееспособности

организации. Этот фактор еще более накалял обстановку на

международно-политической арене.

Таким образом, организация Лиги Наций была несомненным шагом вперед на

пути становления современного международного права, но, в то же время

сформировавшаяся международная организация сделала недостаточно для полного

обеспечения международного мира и справедливости. Как и накануне первой

мировой войны, Лига Наций и другие международно-правовые договоры

использовались ведущими странами мира как ширма и практика нередко

противоречила декларируемым намерениям, о чем подробнее будет рассказано в

следующем разделе.

2.2. Мировая политика 20-30-х годов и Вторая мировая война

В результате заключения в Париже в 1919 г. Версальского договора, а также

заключения в 1922 г. в Вашингтоне серии договоров по Азиатско-

Тихоокеанскому региону, в мире была заложена международная система,

основанная на новом балансе сил. Несмотря на декларируемое желание

установить справедливый мир, страны-победительницы на практике не

стремились создать истинно демократические отношения с побеждёнными

государствами. Все трудности послевоенного устройства легли на побеждённые

народы.

На практике не была реализована основная задача, преследуемая при

создании Лиги Наций – отказ от войны при разрешении международных споров.

Политическая изолированность привела к сближению СССР и Германии, между

которыми в 1922 г. был подписан Раппальский договор о сотрудничестве.

Процесс сближения двух стран сыграл немалую роль в последующих действиях

США и Англии, которые в дальнейшем стали открыто поддерживать Германию. В

1923 г. министром иностранных дел Англии О. Чемберленом был разработан

документ, предполагающий новое отношение к Германии с учётом того, что она

сможет сыграть роль в борьбе против СССР, который рано или поздно атакует

Европу. Сторонники этой политики стремились вовлечь Германию в качестве

активного участника международных отношений, дать ей свободу действий,

ввести в постоянные члены Лиги Наций и снять все ограничения в военной

сфере.

В этой области позиции Англии и США входили в конфликт с интересами

Франции, которая стремилась к полному ослаблению Германии. В связи с этими

противоречиями между отношения между тремя странами похолодели. Версальская

система обеспечивала Франции лидирующую позицию в Европе, что несомненно

входило в противоречие с желанием союзников по Антанте и последние также

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.