| |||||
МЕНЮ
| Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасностиК сожалению ни Резолюция ни Совместное заявление правительств не нашли своей реализации из-за военно-политических амбиций ведущих стран в условиях набирающей мощь Холодной войны. Нереальность полного разоружения стала очевидной уже в 1960-е годы. Государства нуждались в вооруженных силах для обеспечения своей безопасности и интенсивно вооружались. К 80-м годам пика достигла гонка вооружений между США и СССР, в то время как суммарные расходы мировых государств составили 900 миллиардов долларов в год[44]. Учитывая невозможность полного разоружения, во главу угла встал вопрос о сокращении вооружений и нераспространении стратегического оружия массового поражения. Соглашения по запрещению применения и нераспространению ядерного оружия Начиная с 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций, запрещающих применение ядерного оружия и иных видов оружия массового поражения. Также был заключен ряд соглашений между СССР и США – Соглашение об уменьшении опасности возникновения ядерных войн 1971 г., Соглашение о предотвращении ядерной войны 1973 г. и др. Важной вехой было заключение в 1963 г. Московского договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, в котором участвует большинство государств. Готовится полное запрещение испытаний, что очень важно с точки зрения избежания совершенствования ядерного вооружения. С 1968 г. действует договор о нераспространении ядерного оружия, к которому подключилось большинство стран мира. Договор обязывает ядерные державы не продавать ядерное оружие другим странам и предписывает последним воздерживаться от разработки программ производства ядерного оружия. Перед заключением договора Совет Безопасности ООН принял резолюцию о гарантии безопасности, согласно которой агрессия с применением ядерного оружия против неядерного государства, вызовет немедленные действия со стороны Совета, и прежде всего его постоянных членов[45]. К сожалению, авторитет этого договора значительно подорвался после того, как Индия и Пакистан реализовали национальные программы по производству ядерного вооружения. Существует ряд международных соглашений по нераспространению неядерных видов оружия массового поражения, таких как химическое, биологическое и бактериологическое. Особое место среди этих договоров занимает Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г. Экологическим средствам и методам ведения войны посвящена Конвенция о запрещении военного или любого враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. Важную роль с точки зрения обеспечения ядерной безопасности играют соглашения о безъядерных зонах, заключенные в отношении стран Латинской Америки и южной части Тихоокеанского региона. Эти договоры запрещают производство и применение ядерного оружия в этих регионах. Важную роль в отношении нераспространения играют договора о демилитаризованных зонах, к коим относятся Антарктида, в которой размещение и испытание ядерного оружия было запрещено в соответствии с Договором об Антарктике 1959 г. Использование ядерного оружия также запрещено в космическом пространстве (Договор по космосу 1967 г.), на Луне и других небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.). Ограничение стратегических и обычных вооружений Ограничение стратегических вооружений (ОСВ) является одним из основных направлений обеспечения международной безопасности. Основная роль в этом процессе изначально принадлежит двум супердержавам второй половины XX столетия – США и СССР, после развала которого это место заняла Россия. В 1972 г. между этими двумя странами были заключены соглашения, известные как ОСВ-1. Эти соглашения включали Договор об ограничении систем противоракетой обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений. Договор о ПРО ограничил количество районов размещения противоракетных систем до двух в каждой стране. В 1974 г. стороны подписали Протокол, ограничивающий число районов ПРО до одного. Временное соглашение 1972 г. ввело ограничения в отношении числа пусковых установок стратегических наземных и подводных баллистических ракет. Срок действия Соглашения ограничивался 5 годами, но по его истечению стороны заявили о том, что они будут соблюдать его положения и в дальнейшем. В 1979 г. был подписан Договор о об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2), который прошел трудный и долгий путь ратификации. Стороны периодически заявляли об отказе ратифицировать этот документ. В результате лишь в 1996 г. Договор был ратифицирован Сенатом США, и в 2000 г. Государственной Думой РФ. Договор предусматривает ограничение каждой стороной числа своих стратегических ракет количеством в 2400 единиц, а также ограничение числа пусковых установок и тяжелых бомбардировщиков. Протокол к договору запрещал развертывание мобильных межконтинентальных ракет и содержал ряд других ограничений. Другим важным договором на пути ограничения вооружений стал подписанный в 1987 г. между СССР и США Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Договор предусмотрел ликвидацию целого класса ядерных вооружений, что является уникальным фактом в деле обеспечения международной безопасности. Сокращение обычных видов вооружений только начинает осуществляться и притом довольно медленно. Наиболее существенным достижением в этой области является Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный в Париже в 1990 г. 22 государствами. Им предусмотрено значительное сокращение наземных и воздушных сил. Ряд постановлений посвящен довольно активной инспекции[46]. Меры усиления доверия Меры укрепления доверия в качестве института права международной безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную деятельность государств посредством установления мер информационного и контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также обеспечения процесса разоружения.[47] Как юридический, этот институт начал оформляться в 60-70гг. принятием ряда соглашений, нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и предотвратить возникновение случайных критических ситуаций. Особое внимание надо обратить на двусторонние договоры и соглашения, в которых меры укрепления доверия занимают главное место (Соглашение между СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет подводных лодок 1988г. и др.) Меры укрепления доверия разрабатываются и совершенствуются также и на региональном уровне. В Заключительный акт СБСЕ 1975г. был включен Документ по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения. Чтобы поддерживать безопасность, участникам нужно постоянно контактировать между собой (посещение авиабаз, обмены и контакты ученых, военных). Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом международного контроля. (т.е. создание общих контрольных органов). Как метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международным соглашением. Наряду с этим определенную роль играет неприсоединение. Это, с одной стороны, внешнеполитический курс государства, не участвующего в каких бы то ни было военных блоках, а с другой, - совокупность норм, определяющих конкретные обязательства государств в области : проведения независимого политического курса, поддержание антиколониальной борьбы, всяческое содействие международному миру.[48] 2.2. Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности VIII Глава Устава ООН гласит о региональных соглашениях и органах для решения вопросов, касающихся вопросов поддержания мира и безопасности на региональном уровне. Главным условием легитимности этих органов с международно-правовой точки зрения является совместимость их деятельности с целями и принципами ООН. В разрешении международных споров Совет Безопасности действует в тесном сотрудничестве с региональными организациями, пользуется их поддержкой в осуществлении своих невоенных и военных миссий. С другой стороны, региональные организации не могут предпринимать вооруженных действий без наличия санкции со стороны Совета Безопасности, за исключением случаев, подпадающих под категорию коллективной самообороны. К числу региональных организаций можно отнести такие структуры, как Организация Американских Государств (ОАГ), Организация Африканского Единства (ОАЕ), Лига Арабских Государств (ЛАГ), Содружество Независимых Государств (СНГ) и др. Все эти организации предусматривают обязанность государств-членов сотрудничать в области поддержания мира и безопасности. С точки зрения особенностей регулирования вопросов международной безопасности региональными организациями интересно рассмотреть пример ОБСЕ. В Будапештском документе 1994 г., трансформировавшем Совещание в Организацию в ОБСЕ говорится о цели данного преобразования, которой «явилась увеличение вклада СБСЕ в безопасность, стабильность и сотрудничество региона СБСЕ с тем, чтобы оно играло центральную роль в развитии пространства общей безопасности, основанной на принципах Хельсинского Заключительного Акта»[49]. Концепция безопасности, разработанная ОБСЕ основывается на уделении большего внимания превентивной дипломатии, расширение содержания принципов и развитии способности урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, а также миротворчества и постконфликтного восстановления; упрочнении безопасности и стабильности путем контроля над вооружениями, разоружения, развития мер доверия[50]. Концепция ОБСЕ в области безопасности получила дальнейшее развитие в принятом в 1994 г. Кодексе поведения по военно-политическим аспектам безопасности. Кодекс разработал следующие положения: . Было подчеркнуто утверждение о том, что безопасность неделима, т.е. безопасность каждого государства неразрывно связана с безопасностью остальных. Участники обязались не укреплять свою безопасность за счет безопасности других. . Была подчеркнута роль коллективной безопасности в рамках организации. Участники обязались немедленно консультироваться с государством, нуждающимся в помощи при осуществлении своего права на индивидуальную или коллективную безопасность. . Был утвержден принцип, согласно которому вооруженные силы страны- участника должны поддерживаться на уровне, необходимом для осуществления индивидуальной или коллективной безопасности. . Были подтверждены обязательства в области контроля, разоружения и усиления мер доверия и безопасности. . Было принято обязательство стран не поддерживать и не терпеть силы, находящиеся вне контроля конституционной власти определенной страны[51]. С каждым годом все растет активность ОБСЕ в урегулировании локальных конфликтов, происходящих в регионе. Достаточно упомянуть Минскую Группу ОБСЕ, оказывающую содействие в разрешении Карабахского конфликта, миротворческую деятельность организации в Абхазском конфликте и др. Акты ОБСЕ свидетельствуют о больших возможностях региональных организаций в деле поддержания мира и международной безопасности. Развитие деятельности этой организации и повышение ее эффективности может привести к уменьшению роли военно-политических союзов в Европе. Часть III. Новые аспекты международной безопасности и пути их разрешения Глава 1. Изменение среды безопасности и новые глобальные проблемы За последние два десятилетия человечество стало свидетелем коренных изменений, произошедших на международной арене. Развал СССР и кажущегося нерушимым Варшавского Пакта, возникновение десятков новых государств привели к изменению целой международной системы, которая в течении предшествующих 45 лет была основана на концепции биполярного мира с двумя враждующими блоками в лице капиталистических США и Западных стран с одной и СССР, Китая и Варшавского Пакта – с другой стороны. Целое поколение людей было взращено в условиях бушующей Холодной Войны и гонки вооружений между идеологическими центрами двух полюсов международной политики – СССР и США. Изменение международно-политической среды привело к коренной ломке политического сознания в обоих лагерях. С другой стороны, множество этнических и международных конфликтов, возникших на просторах бывшего Варшавского Договора поставило всю международно-правовую систему и ООН перед нелегкой задачей адаптироваться к новым условиям и сохранить свое лицо. К концу XX века, казалось была сформирована более или менее устойчивая международная система, основанная на принципах и целях, декларированных после окончания Второй мировой войны Уставом ООН. Сохранилась в силе также система международно-правовых актов, разработанных и принятых за все это время. Таким, образом международное сообщество сумело с честью пережить переходный период и создать в идейном отношении устойчивую систему международных отношений, основанную на новых реальностях международной политики. Тем не менее, ныне международное сообщество столкнулось с новыми и усилившимися старыми проявлениями проблем и от того, как международное право справится с этими вопросами, зависит само его существование. В данном разделе будут рассмотрены новые проблемы, связанные с международной безопасностью. 1.1. Международный терроризм Возникший еще в XIX веке как средство ведения политической борьбы, терроризм принял к концу прошлого столетия форму высокоорганизованной международной сети террористических организаций с филиалами почти во всех странах современного мира. По мере расширения организационной структуры и увеличения масштабов совершенствовались методы и инструментарии ведения террористической деятельности. На протяжение многих лет полосы газет пестрят сообщениями о террористических актах, совершаемыми нашумевшими террористическими организациями, такими как АСАЛА, ПКК, ИРА и т.д. Развитие террористической деятельности сопровождается ростом списка категорий людей, попадающих в черный список «борцов за справедливость». Если еще пол столетия назад жертвами террора становились, как правило, политики, дипломаты и бизнесмены, то сейчас львиную долю жертв составляют мирные и невинные люди, включая стариков, женщин и детей. Сентябрь 2001 г. ознаменовался тремя зловещими актами террора, совершенными на высочайшем уровне профессионализма и с крайней жестокостью. Самолеты, пилотируемые смертниками из сильнейшей террористической организации «Аль-Каеда» атаковали два многоэтажных корпуса Всемирного Торгового Центра в Нью-Йорке и здание Оборонного Ведомства США в Вашингтоне. Эти дерзкие террористические акты создали качественный перелом в отношении международного сообщества к терроризму. Последовавшие за событиями 2001 г. создание международной антитеррористической коалиции, военная операция в Афганистане и принятие других крупномасштабных политических и экономических мер по предупреждению и ликвидации международного терроризма стали главными событиями международно- политической истории первых двух лет XXI века. В рамках антитеррористической коалиции почти все страны мира взяли на себя конкретное обязательство искоренить очаги терроризма на национальном уровне. К данной инициативе активно присоединились и региональные организации. ООН сыграла немаловажную роль как в юридическом санкционировании борьбы против террора (в частности, военной операции войск США и союзников против политического режима Афганистана, открыто поддерживающего терроризм), так и в обеспечении гуманитарных сторон в проведенной антитеррористической операции. Тем не менее, потребуется еще немало усилий для того, чтобы окончательно или хотя бы частично разобраться с проблемой международного терроризма. Для этого также необходимо, в первую очередь, преодолеть преграды, стоящие на пути действительной борьбы с терроризмом: В первую очередь, необходимо покончить с политикой двойных стандартов в том свете, в котором она проявляет себя по отношению к террористическим организациям. В частности, прогрессивным силам мира необходимо беспристрастно отнестись к вопросу борьбы с террором и перестать исходить из национальных интересов. На сегодняшний день вызывает сожаление тот факт, что, наряду с активными действиями, направленными на борьбу с террористическими организациями «арабского происхождения», практически не предпринимается ничего для того, чтобы погасить очаги террора в лице курдских и армянских радикальных организаций. Особую тревогу в этой связи вызывает позиция Европейского сообщества, которое ставит во главу угла принцип уважения прав человека всякий раз, когда возникает вопрос расправы с террористами курдского и армянского происхождения. Избавление от политики двойных стандартов будет только содействовать процессу эффективной борьбы с этой болезнью и приведет к его ускорению. С другой стороны, насущной является проблема недостаточной степени международно-правовой кодификации вопросов, связанных с вопросами обеспечения международной безопасности в аспекте борьбы с международным терроризмом. Международно-правовые нормы, способствующие борьбе с международным терроризмом начали разрабатываться еще в довоенный период. Можно назвать Женевские конвенции 1937 года про предупреждение и преследование терроризма и создание международного уголовного суда. В этих документах впервые было определено понятие терроризм. Однако на борьбе с терроризмом принятие этих конвенций никак не отметилось: они были ратифицированы только Индией. Известна так же и Женевская конвенция 1949. Однако она так же была далека от совершенства и не содержала определения слова террор[52]. Далеки от совершенства и конвенция 1973 про защиту особ, которые имеют международный иммунитет, конвенция 1979 про борьбу с захватом заложников, Токийская конвенция 1963, Гаагская конвенция 1970 и Монреальская 1971, которые касались преступлений на бортах самолетов. Даже после террористического акта 1972 года, когда на Олимпийских играх террористами была захвачена делегация израильских спортсменов, международное сообщество на уровне ООН прибегло в определение терроризма к долгому и нечеткому тексту "про меры направленные на предупреждение международного терроризма, который угрожает невинным людям или нарушает их фундаментальные права, и изучения причин тех форм терроризма и актов насилия, которые вызваны бедностью, отчаянием, разочарованием и которые заставляют отдельных особ жертвовать людскими жизнями, в том числе и своими, в попытках добиться радикальных изменений". Расцвет международного терроризма в 1990-е годы мог не беспокоить международную общественность. С 1995 по 1999 состоялось около 15 международных собраний, посвященных этой проблеме. Это и совещание "семерки" в Оттаве в 1995, и встреча на высшем уровне в Шарм-аль-Шейхе (Египет) в 1996 и много других совещаний. В декабре 1997 генеральная Ассамблея ООН принимает Международную конвенцию про предупреждение террористических актов связанных с применением взрывных устройств. Антитеррористическое законодательство разрабатывают и правительства отдельных стран. Например в 1996 году Конгресс принял Закон об антитеррористической деятельности (Antiterrorism Act), который повелевает Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|