реферат, рефераты скачать
 

Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности


К сожалению ни Резолюция ни Совместное заявление правительств не нашли

своей реализации из-за военно-политических амбиций ведущих стран в условиях

набирающей мощь Холодной войны. Нереальность полного разоружения стала

очевидной уже в 1960-е годы. Государства нуждались в вооруженных силах для

обеспечения своей безопасности и интенсивно вооружались. К 80-м годам пика

достигла гонка вооружений между США и СССР, в то время как суммарные

расходы мировых государств составили 900 миллиардов долларов в год[44].

Учитывая невозможность полного разоружения, во главу угла встал вопрос о

сокращении вооружений и нераспространении стратегического оружия массового

поражения.

Соглашения по запрещению применения и нераспространению ядерного оружия

Начиная с 1961 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла ряд резолюций,

запрещающих применение ядерного оружия и иных видов оружия массового

поражения. Также был заключен ряд соглашений между СССР и США – Соглашение

об уменьшении опасности возникновения ядерных войн 1971 г., Соглашение о

предотвращении ядерной войны 1973 г. и др.

Важной вехой было заключение в 1963 г. Московского договора о запрещении

испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под

водой, в котором участвует большинство государств. Готовится полное

запрещение испытаний, что очень важно с точки зрения избежания

совершенствования ядерного вооружения.

С 1968 г. действует договор о нераспространении ядерного оружия, к

которому подключилось большинство стран мира. Договор обязывает ядерные

державы не продавать ядерное оружие другим странам и предписывает последним

воздерживаться от разработки программ производства ядерного оружия. Перед

заключением договора Совет Безопасности ООН принял резолюцию о гарантии

безопасности, согласно которой агрессия с применением ядерного оружия

против неядерного государства, вызовет немедленные действия со стороны

Совета, и прежде всего его постоянных членов[45].

К сожалению, авторитет этого договора значительно подорвался после того,

как Индия и Пакистан реализовали национальные программы по производству

ядерного вооружения.

Существует ряд международных соглашений по нераспространению неядерных

видов оружия массового поражения, таких как химическое, биологическое и

бактериологическое. Особое место среди этих договоров занимает Конвенция о

запрещении разработки, производства и накопления запасов

бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их

уничтожении 1972 г. Экологическим средствам и методам ведения войны

посвящена Конвенция о запрещении военного или любого враждебного

использования средств воздействия на природную среду 1977 г.

Важную роль с точки зрения обеспечения ядерной безопасности играют

соглашения о безъядерных зонах, заключенные в отношении стран Латинской

Америки и южной части Тихоокеанского региона. Эти договоры запрещают

производство и применение ядерного оружия в этих регионах.

Важную роль в отношении нераспространения играют договора о

демилитаризованных зонах, к коим относятся Антарктида, в которой размещение

и испытание ядерного оружия было запрещено в соответствии с Договором об

Антарктике 1959 г. Использование ядерного оружия также запрещено в

космическом пространстве (Договор по космосу 1967 г.), на Луне и других

небесных телах (Соглашение о деятельности государств на Луне и других

небесных телах 1979 г.).

Ограничение стратегических и обычных вооружений

Ограничение стратегических вооружений (ОСВ) является одним из основных

направлений обеспечения международной безопасности. Основная роль в этом

процессе изначально принадлежит двум супердержавам второй половины XX

столетия – США и СССР, после развала которого это место заняла Россия.

В 1972 г. между этими двумя странами были заключены соглашения, известные

как ОСВ-1. Эти соглашения включали Договор об ограничении систем

противоракетой обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в

области ограничения стратегических наступательных вооружений. Договор о ПРО

ограничил количество районов размещения противоракетных систем до двух в

каждой стране. В 1974 г. стороны подписали Протокол, ограничивающий число

районов ПРО до одного.

Временное соглашение 1972 г. ввело ограничения в отношении числа пусковых

установок стратегических наземных и подводных баллистических ракет. Срок

действия Соглашения ограничивался 5 годами, но по его истечению стороны

заявили о том, что они будут соблюдать его положения и в дальнейшем.

В 1979 г. был подписан Договор о об ограничении стратегических

наступательных вооружений (ОСВ-2), который прошел трудный и долгий путь

ратификации. Стороны периодически заявляли об отказе ратифицировать этот

документ. В результате лишь в 1996 г. Договор был ратифицирован Сенатом

США, и в 2000 г. Государственной Думой РФ. Договор предусматривает

ограничение каждой стороной числа своих стратегических ракет количеством в

2400 единиц, а также ограничение числа пусковых установок и тяжелых

бомбардировщиков. Протокол к договору запрещал развертывание мобильных

межконтинентальных ракет и содержал ряд других ограничений.

Другим важным договором на пути ограничения вооружений стал подписанный в

1987 г. между СССР и США Договор о ликвидации ракет средней и меньшей

дальности. Договор предусмотрел ликвидацию целого класса ядерных

вооружений, что является уникальным фактом в деле обеспечения международной

безопасности.

Сокращение обычных видов вооружений только начинает осуществляться и

притом довольно медленно. Наиболее существенным достижением в этой области

является Договор об обычных вооруженных силах в Европе, подписанный в

Париже в 1990 г. 22 государствами. Им предусмотрено значительное сокращение

наземных и воздушных сил. Ряд постановлений посвящен довольно активной

инспекции[46].

Меры усиления доверия

Меры укрепления доверия в качестве института права международной

безопасности представляют совокупность норм, регламентирующих военную

деятельность государств посредством установления мер информационного и

контрольного характера с целью достижения взаимопонимания, предотвращения

внезапного нападения или несанкционированного конфликта, а также

обеспечения процесса разоружения.[47]

Как юридический, этот институт начал оформляться в 60-70гг. принятием

ряда соглашений, нормы которых имеют своей целью устранить недоверие и

предотвратить возникновение случайных критических ситуаций.

Особое внимание надо обратить на двусторонние договоры и соглашения, в

которых меры укрепления доверия занимают главное место (Соглашение между

СССР и США об уведомлениях о пусках межконтинентальных баллистических ракет

подводных лодок 1988г. и др.)

Меры укрепления доверия разрабатываются и совершенствуются также и на

региональном уровне.

В Заключительный акт СБСЕ 1975г. был включен Документ по мерам укрепления

доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения.

Чтобы поддерживать безопасность, участникам нужно постоянно

контактировать между собой (посещение авиабаз, обмены и контакты ученых,

военных).

Институт мер укрепления доверия имеет неразрывную связь с институтом

международного контроля. (т.е. создание общих контрольных органов). Как

метод контроля широко применяется инспекция, предусмотренная международным

соглашением.

Наряду с этим определенную роль играет неприсоединение. Это, с одной

стороны, внешнеполитический курс государства, не участвующего в каких бы то

ни было военных блоках, а с другой, - совокупность норм, определяющих

конкретные обязательства государств в области : проведения независимого

политического курса, поддержание антиколониальной борьбы, всяческое

содействие международному миру.[48]

2.2. Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности

VIII Глава Устава ООН гласит о региональных соглашениях и органах для

решения вопросов, касающихся вопросов поддержания мира и безопасности на

региональном уровне. Главным условием легитимности этих органов с

международно-правовой точки зрения является совместимость их деятельности с

целями и принципами ООН. В разрешении международных споров Совет

Безопасности действует в тесном сотрудничестве с региональными

организациями, пользуется их поддержкой в осуществлении своих невоенных и

военных миссий. С другой стороны, региональные организации не могут

предпринимать вооруженных действий без наличия санкции со стороны Совета

Безопасности, за исключением случаев, подпадающих под категорию

коллективной самообороны.

К числу региональных организаций можно отнести такие структуры, как

Организация Американских Государств (ОАГ), Организация Африканского

Единства (ОАЕ), Лига Арабских Государств (ЛАГ), Содружество Независимых

Государств (СНГ) и др. Все эти организации предусматривают обязанность

государств-членов сотрудничать в области поддержания мира и безопасности.

С точки зрения особенностей регулирования вопросов международной

безопасности региональными организациями интересно рассмотреть пример ОБСЕ.

В Будапештском документе 1994 г., трансформировавшем Совещание в

Организацию в ОБСЕ говорится о цели данного преобразования, которой

«явилась увеличение вклада СБСЕ в безопасность, стабильность и

сотрудничество региона СБСЕ с тем, чтобы оно играло центральную роль в

развитии пространства общей безопасности, основанной на принципах

Хельсинского Заключительного Акта»[49].

Концепция безопасности, разработанная ОБСЕ основывается на уделении

большего внимания превентивной дипломатии, расширение содержания принципов

и развитии способности урегулирования конфликтов и кризисных ситуаций, а

также миротворчества и постконфликтного восстановления; упрочнении

безопасности и стабильности путем контроля над вооружениями, разоружения,

развития мер доверия[50].

Концепция ОБСЕ в области безопасности получила дальнейшее развитие в

принятом в 1994 г. Кодексе поведения по военно-политическим аспектам

безопасности. Кодекс разработал следующие положения:

. Было подчеркнуто утверждение о том, что безопасность неделима, т.е.

безопасность каждого государства неразрывно связана с безопасностью

остальных. Участники обязались не укреплять свою безопасность за счет

безопасности других.

. Была подчеркнута роль коллективной безопасности в рамках организации.

Участники обязались немедленно консультироваться с государством,

нуждающимся в помощи при осуществлении своего права на индивидуальную

или коллективную безопасность.

. Был утвержден принцип, согласно которому вооруженные силы страны-

участника должны поддерживаться на уровне, необходимом для

осуществления индивидуальной или коллективной безопасности.

. Были подтверждены обязательства в области контроля, разоружения и

усиления мер доверия и безопасности.

. Было принято обязательство стран не поддерживать и не терпеть силы,

находящиеся вне контроля конституционной власти определенной

страны[51].

С каждым годом все растет активность ОБСЕ в урегулировании локальных

конфликтов, происходящих в регионе. Достаточно упомянуть Минскую Группу

ОБСЕ, оказывающую содействие в разрешении Карабахского конфликта,

миротворческую деятельность организации в Абхазском конфликте и др.

Акты ОБСЕ свидетельствуют о больших возможностях региональных организаций

в деле поддержания мира и международной безопасности. Развитие деятельности

этой организации и повышение ее эффективности может привести к уменьшению

роли военно-политических союзов в Европе.

Часть III. Новые аспекты международной безопасности и пути их разрешения

Глава 1. Изменение среды безопасности и новые глобальные проблемы

За последние два десятилетия человечество стало свидетелем коренных

изменений, произошедших на международной арене. Развал СССР и кажущегося

нерушимым Варшавского Пакта, возникновение десятков новых государств

привели к изменению целой международной системы, которая в течении

предшествующих 45 лет была основана на концепции биполярного мира с двумя

враждующими блоками в лице капиталистических США и Западных стран с одной и

СССР, Китая и Варшавского Пакта – с другой стороны. Целое поколение людей

было взращено в условиях бушующей Холодной Войны и гонки вооружений между

идеологическими центрами двух полюсов международной политики – СССР и США.

Изменение международно-политической среды привело к коренной ломке

политического сознания в обоих лагерях. С другой стороны, множество

этнических и международных конфликтов, возникших на просторах бывшего

Варшавского Договора поставило всю международно-правовую систему и ООН

перед нелегкой задачей адаптироваться к новым условиям и сохранить свое

лицо.

К концу XX века, казалось была сформирована более или менее устойчивая

международная система, основанная на принципах и целях, декларированных

после окончания Второй мировой войны Уставом ООН. Сохранилась в силе также

система международно-правовых актов, разработанных и принятых за все это

время. Таким, образом международное сообщество сумело с честью пережить

переходный период и создать в идейном отношении устойчивую систему

международных отношений, основанную на новых реальностях международной

политики.

Тем не менее, ныне международное сообщество столкнулось с новыми и

усилившимися старыми проявлениями проблем и от того, как международное

право справится с этими вопросами, зависит само его существование.

В данном разделе будут рассмотрены новые проблемы, связанные с

международной безопасностью.

1.1. Международный терроризм

Возникший еще в XIX веке как средство ведения политической борьбы,

терроризм принял к концу прошлого столетия форму высокоорганизованной

международной сети террористических организаций с филиалами почти во всех

странах современного мира.

По мере расширения организационной структуры и увеличения масштабов

совершенствовались методы и инструментарии ведения террористической

деятельности. На протяжение многих лет полосы газет пестрят сообщениями о

террористических актах, совершаемыми нашумевшими террористическими

организациями, такими как АСАЛА, ПКК, ИРА и т.д. Развитие террористической

деятельности сопровождается ростом списка категорий людей, попадающих в

черный список «борцов за справедливость». Если еще пол столетия назад

жертвами террора становились, как правило, политики, дипломаты и

бизнесмены, то сейчас львиную долю жертв составляют мирные и невинные люди,

включая стариков, женщин и детей.

Сентябрь 2001 г. ознаменовался тремя зловещими актами террора,

совершенными на высочайшем уровне профессионализма и с крайней жестокостью.

Самолеты, пилотируемые смертниками из сильнейшей террористической

организации «Аль-Каеда» атаковали два многоэтажных корпуса Всемирного

Торгового Центра в Нью-Йорке и здание Оборонного Ведомства США в

Вашингтоне. Эти дерзкие террористические акты создали качественный перелом

в отношении международного сообщества к терроризму. Последовавшие за

событиями 2001 г. создание международной антитеррористической коалиции,

военная операция в Афганистане и принятие других крупномасштабных

политических и экономических мер по предупреждению и ликвидации

международного терроризма стали главными событиями международно-

политической истории первых двух лет XXI века. В рамках

антитеррористической коалиции почти все страны мира взяли на себя

конкретное обязательство искоренить очаги терроризма на национальном

уровне. К данной инициативе активно присоединились и региональные

организации. ООН сыграла немаловажную роль как в юридическом

санкционировании борьбы против террора (в частности, военной операции войск

США и союзников против политического режима Афганистана, открыто

поддерживающего терроризм), так и в обеспечении гуманитарных сторон в

проведенной антитеррористической операции.

Тем не менее, потребуется еще немало усилий для того, чтобы окончательно

или хотя бы частично разобраться с проблемой международного терроризма.

Для этого также необходимо, в первую очередь, преодолеть преграды, стоящие

на пути действительной борьбы с терроризмом:

В первую очередь, необходимо покончить с политикой двойных стандартов в

том свете, в котором она проявляет себя по отношению к террористическим

организациям. В частности, прогрессивным силам мира необходимо

беспристрастно отнестись к вопросу борьбы с террором и перестать исходить

из национальных интересов. На сегодняшний день вызывает сожаление тот факт,

что, наряду с активными действиями, направленными на борьбу с

террористическими организациями «арабского происхождения», практически не

предпринимается ничего для того, чтобы погасить очаги террора в лице

курдских и армянских радикальных организаций. Особую тревогу в этой связи

вызывает позиция Европейского сообщества, которое ставит во главу угла

принцип уважения прав человека всякий раз, когда возникает вопрос расправы

с террористами курдского и армянского происхождения. Избавление от политики

двойных стандартов будет только содействовать процессу эффективной борьбы с

этой болезнью и приведет к его ускорению.

С другой стороны, насущной является проблема недостаточной степени

международно-правовой кодификации вопросов, связанных с вопросами

обеспечения международной безопасности в аспекте борьбы с международным

терроризмом.

Международно-правовые нормы, способствующие борьбе с международным

терроризмом начали разрабатываться еще в довоенный период. Можно назвать

Женевские конвенции 1937 года про предупреждение и преследование терроризма

и создание международного уголовного суда. В этих документах впервые было

определено понятие терроризм. Однако на борьбе с терроризмом принятие этих

конвенций никак не отметилось: они были ратифицированы только Индией.

Известна так же и Женевская конвенция 1949. Однако она так же была далека

от совершенства и не содержала определения слова террор[52].

Далеки от совершенства и конвенция 1973 про защиту особ, которые имеют

международный иммунитет, конвенция 1979 про борьбу с захватом заложников,

Токийская конвенция 1963, Гаагская конвенция 1970 и Монреальская 1971,

которые касались преступлений на бортах самолетов. Даже после

террористического акта 1972 года, когда на Олимпийских играх террористами

была захвачена делегация израильских спортсменов, международное сообщество

на уровне ООН прибегло в определение терроризма к долгому и нечеткому

тексту "про меры направленные на предупреждение международного терроризма,

который угрожает невинным людям или нарушает их фундаментальные права, и

изучения причин тех форм терроризма и актов насилия, которые вызваны

бедностью, отчаянием, разочарованием и которые заставляют отдельных особ

жертвовать людскими жизнями, в том числе и своими, в попытках добиться

радикальных изменений".

Расцвет международного терроризма в 1990-е годы мог не беспокоить

международную общественность. С 1995 по 1999 состоялось около 15

международных собраний, посвященных этой проблеме. Это и совещание

"семерки" в Оттаве в 1995, и встреча на высшем уровне в Шарм-аль-Шейхе

(Египет) в 1996 и много других совещаний. В декабре 1997 генеральная

Ассамблея ООН принимает Международную конвенцию про предупреждение

террористических актов связанных с применением взрывных устройств.

Антитеррористическое законодательство разрабатывают и правительства

отдельных стран. Например в 1996 году Конгресс принял Закон об

антитеррористической деятельности (Antiterrorism Act), который повелевает

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.