реферат, рефераты скачать
 

Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности


суверенного равенства положение об обязанности выполнять полностью и

добросовестно международные обязательства (см. выше).

Другой отличительной чертой данного принципа явилось то, что

необходимость выполнения обязательств распространялась как на нормативно-

правовые, так и на обычные международные нормы.

Согласно Декларации о принципах международного права, добросовестное

выполнение обязательство должно носить взаимный характер и невыполнение

одной из сторон своих обязательств в отношении с другой стороне освобождает

последнюю от аналогичных обязанностей.

III. Принцип мирного разрешения международных споров

Этот принцип является одним из самых важных с точки зрения обеспечения

международной безопасности. Согласно этому принципу, государства обязаны

разрешать международные спора исключительно мирными способами. Принцип

закреплен в Уставе ООН и во всех международных актах, излагающих принципы

международного права. Ему специально посвящен ряд резолюций Генеральной

Ассамблеи, среди которых важное место занимает Манильская декларация о

мирном разрешении международных споров 1982 г.

В Уставе ООН имеется следующее положение о необходимости разрешения

споров мирным путем: «Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают

свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не

подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость».

Декларация о принципах международного права охарактеризовала этот принцип

следующим образом: «Каждое государство разрешает свои международные споры с

другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать

угрозе международный мир и безопасность и справедливость». В этом же духе

принцип мирного разрешения споров закреплен в региональных актах, в уставах

Организации Африканского Единства, Организации Американских Государств, а

также в таких договорах, как НАТО, СЕАТО, Варшавский Пакт и др.

Характерной чертой принципа является то, что он распространяется только

на международные споры и не касается дел, входящих во внутреннюю

компетенцию государств (принцип невмешательства).

Другая особенность излагаемого принципа состоит в том, что под него

подпадают не только международные споры, но и ситуации, ставящие под угрозу

мир и безопасность. «Ситуация» – более широкое и менее определенное

понятие, чем «спор», который отличается конкретностью объекта и взаимных

претензий, основанных на праве. В связи с этим разрешение международных

споров входит в компетенцию Международного сады, в то время как ситуаций –

Совета Безопасности ООН.

Предупреждение и мирное разрешение международных споров и спорных

ситуаций осуществляется в соответствии с другими принципами международного

права, в частности принципа суверенного равенства и добросовестного

выполнения обязательств по международному праву.

Устав ООН особо выделяет категорию споров, которые могут привести к

нарушению мира, и наделяет Совет Безопасности широкими полномочиями в их

разрешении. Также Уставом выделяется категория споров, которые не выходят

за географические пределы определенного региона и могут быть решены

региональной организацией или региональным соглашением.

Уставом ООН также выделяется категория споров правовых, которые связаны с

толкованием договора, любого вопроса международного права и др. Такого типа

споры решаются исключительно Международным Судом[18]. Более детальное

описание того, как такого рода споры решаются Судом, приводится в Статуте

Международного Суда.

IV. Принцип неприменения силы

Еще в трудах основоположников идеи международного права говорилось о

необходимости отказаться от применения силы во внешней политике государств.

Первая правовая попытка запретить применение силы была сделана Парижским

пактом 1928 г. об отказе от войны как орудия национальной политики. Однако,

как известно, для окончательного утверждения данного принципа человечеству

пришлось пережить ужасы Второй мировой войны.

Одна из главных целей Устава ООН состоит в избавлении грядущих поколений

от бедствий войны. Эта цель нашла свое отражение в принципе, гласящем: «Все

Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных

отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной

неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и

каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций»[19].

Устав ООН предусматривает применение силы или угрозы силой лишь в двух

случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности в случае наличия угрозы

миру, любого нарушения мира или акта агрессии (Глава VII). Во вторых, в

порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения,

до тех пор, пока Совет Безопасности не примет необходимых мер для

поддержания международного мира и безопасности (ст. 51).

Таким образом, Устав ООН исключает несанкционированное применение силы, а

также ее использование не в оборонительных целях.

Одним из наиболее распространенных видов применения силы является

агрессия, которая охарактеризовалась Генеральной Ассамблеей ООН в 1974 г.

как применение вооруженной силы государством против суверенитета,

территориальной неприкосновенности или политической независимости другого

государства[20].

В принятом Генеральной Ассамблеей ООН определении агрессии это понятие

конкретизируется путем довольно обширного перечня действий, квалифицируемых

как акты агрессии, независимо от того, имело место формальное объявление

войны или нет. Таким образом, акты агрессии были поделены на шесть групп:

1. Вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию

другого государства, любая военная оккупация, явившаяся результатом

вторжения, частичная или полная аннексия территории государства в

результате применения силы;

2. Применение любого оружия одним государством против территории

другого государства, даже если оно не сопровождается вторжением;

3. Акт нападения вооруженных сил одного государства на вооруженные силы

другого государства;

4. Применение вооруженных сил одного государства, находящихся по

соглашению с другим государством на территории последнего, в

нарушение условий договора о пребывании; пребывание этих вооруженных

сил на территории государства пребывания после того, как договор

теряет свою силу;

5. Действия государства, позволяющего, чтобы предоставленная им в

распоряжение другого государства территория использовалась последним

для совершения актов агрессии против третьего государства;

6. Засылка государством вооруженных банд, групп, а также регулярных сил

или наемников на территорию другого государства в целях применения

против него вооруженной силы[21].

Агрессия представляет из себя посягательство не только на государство-

жертву, но и на международное сообщество в целом. В этой связи наиболее

преступным является агрессивная война с наиболее широким использованием

вооруженных сил и большими масштабами. Поэтому обязательство не совершать

акты агрессии относится к категории обязательств в отношении международного

сообщества в целом.

Как было сказано выше, акт агрессии дает подвергающейся стороне право на

самооборону. При этом оно должно объявить о факте нападения и немедленно

оповестить Совет Безопасности ООН о факте агрессии, отсутствие же такого

сообщения может рассматриваться как свидетельство того, что государство не

считает, что речь идет о самообороне. Устав ООН также признает право на

коллективную самооборону, решение о которой должно приниматься самой

жертвой нападения, т.е. подвергающаяся агрессии сторона может призвать

любое государство к оказанию военного содействия в отражении агрессии[22].

Без его просьбы третьи страны не вправе принимать меры в порядке

коллективной самообороны[23].

Принцип неприменения силы особо оговаривает недопустимость насильственных

действий, лишающих народы, борющиеся за освобождение от колониального

гнета, их права на независимость. Также нельзя оправдать применение силы

обеспечением прав определенной группы людей, т.к. любое вооруженное

действие приведет к массовому нарушению фундаментальных прав человека,

включая право на жизнь.

Еще одним немаловажным признаком принципа неприменения силы является то,

что он не распространяется на соглашения, вступившие в силу до принятия

Устава ООН.

V. Принцип уважения прав человека

Уважение прав человека занимает одно из ключевых мест в обеспечении

международной безопасности. Устав ООН на второе место после задачи

избавления от бедствий войны поставил задачу «вновь утвердить веру в

основные права человека». Среди целей ООН поощрение уважения к правам

человека стоит на третьем мест. Тем не менее Декларация о принципах

международного права не выделила соответствующий принцип в качестве

самостоятельного. Принцип уважения прав человека был окончательно

сформулирован в Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Несмотря на относительно

сложный процесс пробивания принципа в число основополагающих, в

послевоенный период было принято несколько ключевых международных актов,

утверждающих необходимость соблюдения прав человека, включая Всеобщую

декларацию прав человека 1948 г. и два пакта о правах человека 1966 г. –

один – о гражданских и политических правах, второй – об экономических,

социальных и культурных правах. Также был заключен ряд конвенций о

специфических правах человека, среди которых стоит отметить Конвенции о

предупреждении преступления геноцида и наказании за него (1948), о

ликвидации всех форм расовой дискриминации (1966), о ликвидации всех форм

дискриминации в отношении женщин (1979) и о правах ребенка (1989). Немало

актов о правах человека принято на региональном уровне.

Не смотря на то, что функционально это относится к внутренней политике,

уважение к правам человека является одним из ключевых обязательств

государства в международно-правовом аспекте, что свидетельствует о

значительном интересе международного сообщества к этому институту.

В качестве взаимосвязанных институтов международного права выступают

права государств, народов и человека, т.к. нарушение одной из этих

категорий влечет за собой и подразумевает нарушение прав двух остальных.

Так, например акт агрессии против определенного государства подразумевает

массовое нарушение прав народов, в нем проживающих и людей, являющихся его

резидентами. Согласно международному праву, ни государство, ни какая либо

группа или какое либо лицо не имеют права заниматься какой бы то ни было

деятельностью, направленной на уничтожение или неправомерное ограничение

любых международно-признанных прав человека (п. 1 ст. 5 Пакта о гражданских

и политических правах). С другой стороны при осуществлении своих прав,

человек обязан уважать права государства и иных социальных образований.

В отличии от остальных принципов, принцип уважения прав человека занимает

центральное место и в национальном праве, которое должно регулировать этот

вопрос в соответствии с Уставом ООН и другими соответствующими международно-

правовыми актами.

VI. Принцип невмешательства

В Уставе ООН говорится, что он не дает организации права на вмешательство

в дела, которые по существу входят во внутреннюю компетенцию любого

государства, и не требует от государств–членов представлять такие дела на

разрешение в порядке Устава. Сделано лишь одно исключение: принцип не

распространяется на те ситуации, которые ставят под открытую угрозу мир и

безопасность. Иными словами, принцип невмешательства не препятствует

применению принудительных мер к государству по решению Совета Безопасности

в случае угрозы мира, нарушений мира и актов агрессии.

Устав ООН предусматривает развитие сотрудничества по значительному кругу

вопросов внутреннего характера, например содействие повышению уровня жизни,

полной занятости населения в условиях социального и экономического

прогресса и др.

Что касается внутренних вооруженных конфликтов, то ООН, как следует из

вышеуказанного, имеет право в него вмешаться а) в случае прямой угрозы миру

и безопасности, влекущей за собой массовое нарушение прав человека, и б)

посредством оказания гуманитарной помощи, даже если для этого понадобится

применение силы. При этом, особо подчеркивается то, что ни одно государство

не имеет право вмешиваться прямо или косвенно во внутренние или внешние

дела, входящие во внутреннюю компетенцию государство по какой бы то ни было

причине и независимо от их взаимоотношений[24]. Вместе с тем отдельное

государство вправе оказывать помощь, включая военную, законно избранному

народом правительству другого государства в случае попытки вооруженного

переворота. Немаловажным условием в данном случае выступает то, что при

этом, защищаемое правительство должно быть легитимным и представлять

большинство населения страны. Когда правительство представляет меньшинство,

тогда оказание ему помощи вступает в противоречие с правом народа на

самоопределение[25].

В отличие от законного правительства, вооруженная оппозиция не имеет

юридического права на поддержку со стороны другого государства, что будет

характеризоваться как противоправная контр интервенция.

Принцип невмешательства во внутренние дела государств распространяется

как на прямое (вооруженное вмешательство, экономическая и гуманитарная

интервенция и т.д.), так и на косвенное вмешательство, зачастую

осуществляющееся посредством фирм вмешивающейся стороны и ТНК.

Постоянно меняется круг вопросов, относящихся к сугубо внутренней

компетенции государств. Многие ранее внутренние дела государств становятся

достоянием международной ответственности. Это в основном относится к

вопросам защиты прав человека и народов, которые все в большей степени

регулируются международным правом. Наиболее новой категорией, перешедшей в

международно-правовую компетенцию, стали вопросы охраны окружающей среды.

Комиссия международного права ООН работает над проектом статей о

международной ответственности за вредные последствия действий, не

запрещенных международным правом. Примечательно то, что предусмотрена

ответственность государств за осуществление в пределах его юрисдикции

деятельности, физические последствия которой причиняют трансграничный

ущерб.

Изъять вопрос из чисто внутренней компетенции государства может только

договорная или обычная норма международного права и при этом необходимо

согласие договаривающегося государства. С другой стороны, договор,

изымающий из внутренней юрисдикции государства определенные дела, должен

отвечать императивным нормам международного права, в частности принципу

суверенного равенства.

VII. Принцип территориальной целостности

Территория является материальной основой государства и является одним из

его основных компонентов. Поэтому государства уделяют особенное внимание

обеспечению целостности своей территории. Статут Лиги Наций призывал

государства уважать территориальную целостность друг друга. Устав ООН

обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против

территориальной неприкосновенности государств[26].

В Декларации о принципах международного права принцип территориальной

целостности не выделен в качестве самостоятельного, но нашел свое отражение

в других принципах. Так, принцип неприменения силы обязывает воздерживаться

от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности

любого государства. Кроме того, запрещается не только угроза или применение

силы, но и иные, в том числе и невоенные формы давления.

Заключительный акт СБСЕ 1975 г. выделил территориальную целостность в

качестве самостоятельного принципа, содержание которого отражает излагаемые

в этом параграфе особенности.

Принцип территориальной целостности отличается следующими характерными

особенностями:

1. Этот принцип не относится к действительности договоров по

территориальным вопросам, заключенным до принятия Устава ООН[27];

2. Данный принцип ограничивается правом угнетенных колониальным гнетом

народов на самоопределение (детальнее см. в п. IX);

3. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности также

распространяется на использование государством ресурсов другого

государства без согласия суверена, т.е. этот принцип также

распространяется на ресурсы, находящиеся в рамках территориальных

границ государства.

VIII. Принцип нерушимости границ

Этот принцип дополняет собой принцип территориальной целостности. Его

значение определяется тем, что уважение существующих границ – необходимое

условие мирных отношений между государствами.

Декларация о принципах международного права излагает содержание принципа

в разделе о неприменении силы: «Каждое государство обязано воздерживаться

от угрозы силой или ее применения с целью нарушения существующих

международных границ другого государства или в качестве средства разрешения

международных споров, в том числе территориальных споров и вопросов,

касающихся государственных границ»[28].

Следовательно, запрет ограничивается нарушением границ путем угрозы силой

или ее применения. От государств не требуется взаимного признания границ и

отказа от территориальных претензий. Требование касается лишь необходимости

несилового разрешения территориальных споров. Таким образом, Декларация

решила вопрос в рамках принципа неприменения силы, согласно которому

неприкосновенностью пользуются также демаркационные линии - временные или

предварительные границы, такие как линии перемирия, установленные или

соответствующие межгосударственному договору или которые государство должно

соблюдать на каком либо ином основании.

В качестве самостоятельного принцип нерушимости границ был сформулирован

Заключительным актом СБСЕ. Принцип содержит обязательство признания

нерушимости всех существующих международных границ в Европе[29].

С учетом значения нерушимости государственных границ для мирного

сотрудничества, международное право уделяет ее обеспечению серьезное

внимание. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.

предусматривает ограниченную возможность прекращения договора в случае

коренного изменения обстоятельств, имевших место при его заключении. Вместе

с тем указано что на изменение обстоятельств нельзя ссылаться, если договор

устанавливает государственную границу(ст. 62, п. 2)[30]. Венская конвенция

2978 г. о правопреемстве государств в отношении договоров закрепила норму

обычного права, согласно которой правопреемство государств само по себе не

затрагивает границ, установленных договором (ст. 11)[31].

IX. Принцип равноправия и самоопределения народов

Будучи одним из ключевых принципов современного международного права,

этот принцип воплощен в Уставе ООН, в котором в качестве одной из целей

Организации указано: «Развивать дружественные отношения между нациями на

основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также

принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира» (ст.

1, п. 2).

Таким образом, согласно этому принципу, межгосударственные отношения

должны осуществляться с учетом того, что все народы равноправны и каждый из

них имеет право распоряжаться своей судьбой.

Содержание принципа впервые раскрыто в Декларации о принципах

международного права, принятого тогда, когда процесс деколонизации принял

широкий размах. В Декларации говорится: «Все народы имеют право свободно

определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять

свое экономическое, социальное и культурное развитие, и каждое государство

обязано уважать это право в соответствии с Уставом ООН»[32]. В другом месте

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.