реферат, рефераты скачать
 

Роль ООН в вопросах обеспечения международной безопасности


стремились в дальнейшем использовать Германию также как противовес Франции.

В результате к 1932 г. Германия получила от Англии и США 32 млрд. золотых

марок в виде экономической помощи.

Локарнская конференция, проведенная в 1925 г. и нацеленная на укрепление

Версальской системы, ознаменовала начало военно-политической реабилитации

Германии и ослабления позиций Франции в международном масштабе. В

результате конференции Германия стала полноправным членом Лиги Наций.

С начала 30-х годов в мире стала ожесточаться политическая ситуация. В

эти годы мир стал катиться ко второй мировой войне. Женевская конференция

по разоружению, прошедшая в 1932 г. показала, что ведущие страны мира вовсе

не собирались взять на себя серьезные обязательства по разоружению. В

результате преобладающих реваншистских настроений, в 1933 г. в Германии к

власти приходит фашистская партия, которая берет курс на восстановление

справедливости и решение всех спорных вопросов посредством военных

действий.

На другом конце Евразийского континента Япония начинает проявлять все

более ярко выраженную агрессивность. В Японии был сформулирован меморандум

Танаки (министр иностранных дел Японии) — план завоевания мира Японией, и

первым шагом на пути к японской гегемонии в мире были захват Манчжурии и

Монголии. В 1931 г. после серии провокаций Япония вводит 10-тысячный корпус

в Китай и оккупирует часть Манчжурии. Данный акт характеризуется как первое

покушение на Версальско-Вашингтонскую систему международного порядка. В

1933 г. в Манчжурии объявляется марионеточное государство под Японским

протекторатом. Протест со стороны Лиги Наций привел к тому, что Япония

вышла из состава организации и отказалась подчиняться ее резолюциям.

Несмотря на явные предпосылки того, что подобное развитие событий на

международной арене приведут к широкомасштабным военным действиям, Англия и

США не прекращают проводить свою политику умиротворения Германии и ее

союзников в надежде на то, что они сыграют большую роль в борьбе против

коммунизма. Именно по этим причинам эти страны не реагируют на первые

агрессивные шаги Германии, заключавшиеся в введении всеобщей военной

повинности в 1935 г. и оккупацию Рейнской демилитаризованной зоны в 1936 г.

Некоторые историки считают, что оккупация Рейнской зоны была первой

битвой Второй мировой войны, в которой Германия одержала уверенную победу.

Именно бездействие союзников придало Гитлеру уверенность в безнаказанности

своих действий. В результате в марте 1938 г. Германия осуществляет аншлюс

(присоединение) Австрии.

Во второй половине 30-х годов формируется союз между Германией, Италией и

Японией, которые выйдя из состава Лиги Наций, отклоняют все положений

Версальского и Вашингтонских договоров. В 1938 г. между Германией, Францией

и Англией заключается Мюнхенское соглашение, которое предопределяет судьбу

Чехословакии, которая впоследствии оккупируется со стороны Германии.

Таким образом, к концу 30-х годов в мире складывается крайне напряженная

политическая ситуация. 1 сентября 1939 г. нападением Германии на Польшу

развязывается Вторая мировая война. На следующий день Англия и Франция

объявляют Германии войну. Мир вновь делится на две коалиции; Германия,

Италия и Япония выходят из Лиги Наций. В 1940 г. Германия нападает на

Францию, а годом позже начинается война между СССР и Германией. Нападение

Японии на Перл Харбор 12 декабря 1941 г. втягивает в мировую войну США.

Ведущиеся на трех фронтах интенсивные военные действия повлекли за собой

огромные страдания и нанесли несоизмеримый ущерб мировой экономике и

культуре. Ответственность за развязывание мировой войны лежит как на

государствах-агрессорах, так и на США, СССР, Англии и Франции, которые в

течении долгих лет проявляли крайнюю недальновидность и применяли двойные

стандарты как в отношении Германии с ее союзниками, так и в отношениях друг

с другом. Заблаговременные и четко скоординированные действия будущих

союзников по антигитлеровской коалиции дали бы возможность избежать более

50 миллионов жертв и колоссальных разрушений, которые причинила Вторая

мировая война.

2.3. Организация Объединенных Наций – новая попытка установить

международную стабильность, мир и порядок

В отличие от довоенного времени, в период Второй мировой войны было

налажено интенсивное сотрудничество держав антигитлеровской коалиции.

Именно на совещаниях между главами и другими представителями СССР, Англии и

США разрабатывались стратегические направления действий в период войны и

после завершения военных действий. Именно на этих встречах было принято

решение о создании сильной международной организации, призванной обеспечить

мир и стабильность в послевоенном мире.

В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и в

каком документе первым предложил создание Организации Объединенных Наций.

Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию Рузвельта и

Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи вполне

обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря 1941

года.

Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в

Москве в 1943 году.

В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР,

США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают

необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной

организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной

на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами

которой могут быть все такие государства - большие и малые»[11].

Особенностью этой организации следует назвать ярко выраженный

политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира,

безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах

межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны

прежним межправительственным организациям.

Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной

структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых

исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют

конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы

основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации.

Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех

правительств - советского, британского и американского - обсудила

предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в

ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в

США в апреле 1945 года.

Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей с

25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных

документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после

передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и

большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в

силу.

Появление новой международной организации, с созданием которой

связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие

сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального

развития.

Следует отметить, что первоначально представления об объеме компетенции

новой межправительственной организации у государств-союзников в

значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в

первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и

безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И

союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из

важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании

совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и

безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в

Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно

организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы

экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны

быть созданы специальные, особые организации».

С этой позицией СССР были не согласны представители другие союзники,

которые с самого начала рассматривали ООН как организацию с широкой

компетенцией, которая должна была совместить контроль за интеграцией

государств-членов как в политических, так и в социально-экономических

вопросах. При этом предусматривалось, что компетенция Организации в обеих

сферах должна быть равновеликой.

Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической сфере

у государств-учредителей единства не было. Высказывались два диаметрально

противоположных подхода – о широкой компетенции Организации в этом вопросе

и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного социально-

экономического развития. В конечном итоге после использования

дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН

функцией координации межгосударственного социально-экономического

сотрудничества. Задачи координации были сформулированы в общей форме и

возложены на создавшийся для этого Экономический и Социальный Совет. В

отличие от Совета Безопасности, ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере

весьма урезанными полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН

стать серьезным центром сотрудничества государств в социально-экономических

вопросах. Данная область международных отношений отличалась сложностью и

включала поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По

этим причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества

из единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был

назван подход с позиции функциональной децентрализации.

Таким образом, в 1945 г. незадолго до завершения Второй мировой войны

союзными странами была официально упразднена Лига Наций, не сумевшая

оправдать надежды мирового сообщества, и ее место заняла Организация

Объединенных Наций, на которую с самого начала возлагались большие надежды

в связи с обеспечением международной безопасности, мира и процветания на

всей Земле.

Часть II. ООН как основной гарант международной безопасности в современном

мире

Глава 1. Устав, функции и органы ООН как основной механизм достижения и

поддержания международной стабильности и мира

1 Цели и принципы ООН и их основополагающая роль в действующем

международном праве

По общепризнанному мнению фундамент современного международного права

был заложен Уставом ООН. Данное положение также широко признано в

международно-правовой доктрине и в официальных кругах. Разумеется Устав ООН

появился не на пустом месте. Он опирается на предшествующий опыт

регулирования международных отношений. Но главное в том, что его содержание

отразило особые условия, сложившиеся в канун победы антигитлеровской

коалиции во Второй мировой войне.

В социальном плане Устав ООН воплотил общечеловеческие интересы и надежды

на то, что совместными усилиями государства обеспечат мир и процветание.

Потребовались века на то, чтобы мечта родоначальников идеи международного

права воплотилась в реальность. Ф. де Витториа в 1532 г. писал, что нормы

права наций должны выводиться из «согласия большей части всего мира, прежде

всего во имя общего блага всех»[12].

В политическом отношении положения Устава ООН отражали новое

международное политическое мышление, в основу которого лег принцип

сотрудничества. Устав предписывал отказ от доминировавшей на протяжении

веков концепции господства силы и замену ее концепцией господства права и

справедливости. Устав порвал с легализацией колониализма, в результате

чего, при немалой роли ООН колониальная система была полностью разрушена.

Тем самым Устав ООН в корне изменил систему субъектов международно-правовых

отношений, сделав ее более демократичной и представительной. Другим

прогрессивным достижением ООН является то, что впервые в истории во главу

угла был поставлен вопрос значимости и неприкосновенности прав человека и

именно отражение этого принципа в Уставе ООН дало стимул для развития

целого международно-правового института и свода международно-правовых

актов, посвященных данной тематике.

Ныне принципы и другие положения, нашедшие свое отражение в Уставе ООН

принимаются в качестве первоосновы в правовом регулировании международных

отношений. Императивность декларированных в Апреле 1945 г. целей и

принципов играет роль гаранта их имплементации на региональном и

национальном уровне.

Выше было отмечено, что цели, принципы и иные предписания ООН стали

основой действующего международного права. Устав ООН занимает высшую

позицию в иерархии международно-правовых норм, регулирующих различные

аспекты международной жизни, в том числе и международную безопасность.

Главной социально-политической целью современного международного права

является обеспечение нормального функционирования существующей системы

международных отношений и ее развитие. Характерная особенность современного

международного права состоит в том, что стимулирование социально-

экономического прогресса стало одной из главных его целей. Устав ООН

закрепил цель «содействия экономическому и социальному прогрессу всех

народов».

Статья 1 Главы I Устава ООН «Цели и Принципы» определила следующие

основные цели для новой международно-правовой системы:

1. Поддерживание международного мира и безопасности посредством

принятия коллективных мер по предотвращению и устранению угрозы

миру и подавлению актов агрессии «в согласии с принципами

справедливости и международного права». Данная цель предусматривает

также коллективные действия по улаживанию или разрешению

«международных споров или ситуаций, которые могут привести к

нарушению мира»;

2. Развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения

принципа равноправия и самоопределения народов;

3. Осуществление международного сотрудничества в разрешении

международных проблем, экономического, социального, культурного и

гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам

человека и основным свободам[13].

Исходя из вышеперечисленных целей новой международной системы, Уставом на

ООН возлагалась задача функционирования в качестве центра для «согласования

действий наций в достижении этих общих целей»[14].

Перечисленные в Уставе ООН цели занимают верховную императивную позицию

во всей существующей иерархии международно-правовых актов современности.

Принципы международного права, отраженные в следующей статье Устава ООН

основываются на этих целях и являются главным средством их достижения.

Цели, отраженные в Уставе ООН, также выступают в качестве основы для

постановки целей других международных соглашений и институтов. Последние не

могут входить в противоречие с целями ООН и могут лишь их развивать и

детализировать.

Цели, отраженные в Уставе ООН закрепляются в принципах организации,

которым придается статус всеобщих принципов международного права. Устав ООН

включает в себя семь основных принципов организации и международного права

в целом, которые были впоследствии закреплены и дополнены Декларацией о

принципах международного права 1970 г. и Заключительным актом Совещания по

безопасности и сотрудничеству в Европе, принятом в 1975 году. В результате

сформировалось десять основополагающих принципов международного права,

которые мы будем рассматривать по степени значимости.

I. Принцип суверенного равенства

Этот принцип занимает первое место во второй Устава ООН о принципах,

которая гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства

всех ее Членов». Этот принцип лежит в основе не только ООН, но и системы

управления международными отношениями в целом. Декларация о принципах

международного права, принятая в 1970 г. на XXV сессии Генеральной

Ассамблеи ООН подтверждают этот принцип и наделяет его следующими

элементами:

- государства юридически равны;

- каждое государство пользуется правами, присущими полному

суверенитету;

- каждое государство обязано уважать правосубъектность других

государств;

- территориальная целостность и политическая независимость государства

неприкосновенны;

- каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои

политические, социальные, экономические и культурные системы;

- каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои

международные обязательства и жить в мире с другими

государствами[15].

Заключительный акт Совещания по Безопасности и Сотрудничеству в Европе

также содержит данный принцип, основанный на суверенном равенстве и

уважении прав, присущих суверенитету.

Таким образом, принцип суверенного равенства государств, будучи

основополагающим принципом международного права, также находится во

взаимосвязи с другими принципами международного права, такими как принципы

территориальной целостности, нерушимости границ, добросовестного выполнения

обязательств и невмешательства.

Главные особенности принципа суверенного равенства государств состоят в

том, что суверенитет в современной международно-правовой системе не

является неограниченным. Он ограничен с одной стороны правами человека и

народа, а с другой – равноценным суверенитетом других стран и другими

основными принципами международного права. Т.е. классическое понимание

суверенитета как вседозволенности во внутренней и внешней политике

заменяется качественно новым понятием, основанном на ограничении

суверенитета одной страны суверенитетом других.

Равноправие стран также означает то, что все государства в независимости

от размера, военно-политической и экономической мощи имеют равное право

участвовать как в международных отношениях, так и в нормотворческой

деятельности. При этом, суверенное равенство должно осуществляться с учетом

законных интересов других государств и международного сообщества в целом.

II. Принцип добросовестного выполнения международно-правовых

обязательств

Устав ООН гласит: «Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно

выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы

обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из

принадлежности к составу Членов Организации»[16].

Принцип добросовестного выполнения обязательств является главным

источником юридической силы международного права. Этот принцип относится к

категории необходимого права (jus necessarium). Принцип закрепил соглашение

государств о признании юридической силы за нормами международного права.

Для этого принципа сохраняет свое значение общее положение о том, что

единственным способом создания юридически обязательных норм для суверенных

государств является их соглашение. Согласно интерпретации принципа Уставом

ООН, права и преимущества, вытекающие из международного права, могут быть

обеспечены государствам лишь при условии выполнения обязательств.

Декларация о принципах международного права пошла дальше, определив, что

принцип добросовестного выполнения обязательств распространяется только на

обязательства, принятые в соответствии с Уставом ООН[17]. Декларация

выдвигает на первый план обязательства по Уставу ООН. После них стоят

обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного

права. Затем идут обязательства по договорам, действительным согласно этим

принципам и нормам.

Декларация дала ответ на довольно часто обсуждаемый вопрос о соотношении

суверенитета и обязанности соблюдать международное право, включив в принцип

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.