реферат, рефераты скачать
 

Ответы на вопросы ГОС экзамена по Президентской программе 2004г. (менеджмент, экономика, финансы, маркетинг)


Принципы операционного анализа и операционного менеджмента.

Управление структурой затрат. Регулирование массы и динамики прибыли.

Точка безубыточности и “запас финансовой прочности” предприятия.

Успех работы любой компании измеряется полученной прибылью и ее ростом.

Рост прибыли справедливо связывают с ростом объемов продаж. Однако, для

успешного ведения бизнеса необходимо не только просчитать сколько компания

заработает при достижении запланированного объема продаж, но и четко

представлять, какой минимальный объем продаж необходим для обеспечения

безубыточной работы. Этот минимально допустимый объем продаж, который

покрывает все затраты на изготовление продукции, не принося при этом ни

прибыли, ни убытков, получил название точка безубыточности (break-even

point BEP). Свыше этой точки каждая дополнительно проданная единица

продукции приносит прибыль. Если объем продаж не достигает этой точки, то

можно подсчитывать убытки.

BEP определяется на основании данных об объемах реализации продукции и

затрат на ее изготовление. Обязательно условие расчетов- разделение затрат

на переменные, т.е зависящими от объема производства ) и постоянные.

Искомая точка безубыточности в денежном выражении определяется BEP =

(постоянные затраты ) * выручка от

реализации

выручка от реализ. – переменные

затраты

Выручка и затраты должны относится к одному и томуже периоду времени. BEP

будет характеризовать минимально допустимый объем продаж за тот же период.

Если фактический объем реализации ниже BEP, то расчет запаса прочности

покажет на сколько %% необходимо увеличить объем реализации для достижения

безубыточного уровня работы. Для расчета запаса прочности необходимо

отклонение фактической выручки от расчетной точки безубыточности разделить

на фактическую выручку:

Запас прочности= выручка от реализации – точка безубыточности %

выручка от реализации

Чем выше полученное значение, тем прочнее положение фирмы – тем меньше

прибыли фирмы можно опасаться негативных изменений на рынке: падение объема

продаж, рост затрат. Запас прочности снимает влияние масштаба компании (

что не позволяла BEP) поэтому позволяет объективно, без каких-либо условий

сравнивать предприятия с различными объемами продаж или оценить изменение

фин положения фирмы на различных этапах ее жизни.

На практике важно знать не только минимальную допустимую выручку от

реализации в целом, но и необходимый вклад,который должен принести каждый

продукт в общую копилку прибыли – т.е. минимально необходимое кол-во продаж

каждого вида продукции. Для этого рассчитывается точка безубыточности в

натуральном выражении.

BEP ( в натур выражении) = постоянные затраты

.

цена реализации ед.

продукции на ед.

продукции - переменные затраты

Формула работает безупречно, если предприятие выпускает только один вид

продукции. В реальности такие предприятия встречаются нечасто. Для компаний

с большой номенклатурой производства возникает проблема разнесения общей

величины постоянных затрат на отдельные виды продукции. Традиционно пост

затраты распределяют по видам деятельности пропорционально объемам

реализации. Тем самым предполагается, что продукты которые лучше продаются,

в состоянии покрыть больше постоянных затрат. Такая уровниловка не

справедлива и не позволяет объективно оценить необходимый вклад отдельных

видов продукции в общий результат. В составе постоянных затрат могут быть

элементы, связанные с производством конкретного вида продукции. Логично,

что эти конкретные затраты должны окупаться выручкой от продаж «их

источника». Т.о. управленческий учет затрат - основа объективной оценки

безубыточности. На различных этапах работ предприятия безубыточный объем

продаж различен, а незначительное изменение выручки может вызвать

существенное изменение прибыли. В связи с этим, анализ безубыточности и

планирование прибыли должны проводится регулярно.

Операционный анализ:

1. Расчет минимально допустимого объема продаж – BEP – в целом по

предприятию и по каждому виду продукции. Это обязательная планка,

которую необходимо преодолеть.

2. Оценка того, насколько далеко реальные продажи от минимально

допустимого уровня – расчет запаса прочности. Рост запаса прочности

скажет об упрочении финансового положения компании. Снижение – о

необходимых корректировках - снижение затрат, увеличении цен и т.д.

3. Определение устойчивости прибыли к изменению объемов продаж. – расчет

производственного рычага. Чем выше рычаг – тем быстрее будет меняться

(расти, падать) прибыль при изменении объемов продаж.

Когда речь идет о стабильной и успешной работе предприятия , нельзя

забывать и о деньгах. Превышение безубыточного объема реализации еще не

гарантирует получение денег. Полученная прибыль «будет потрачена» на

уплату налогов,. на притобретение оборудовании, зданий, земли ( т.е.на

затраты , невходящие в состав текущих затрат на изготовление продукции),

на погашение ранее привлеченных кредитов.

Распределение прибыли. Дивидендная политика и самофинансирование

развития.

Теоретически, доход, который компания планирует получить в результате

реинвестирования прибыли необходимо сравнить с доходом, который получат

акционеры в результате инвестирования ими дивидендов компании. Иными

словами, каждый потенциальный инвестиционный проект, финансируемый за счет

собственных средств должен иметь большую доходность за вычетом риска, чем

та, которую могут получить акционеры на другие свои инвестиции.

Один из основных факторов, влияющих на дивиденды - темпы роста объемов

продаж компании и рентабельность последующих инвестиций. Так как эти

переменные зависят от стадии жизненного цикла отрасли, соответственно

меняется и дивидендная политика:

|Фаза |Название |Дивидендная политика |

|I |Создание |Дивиденды наличными не выплачиваются |

|II |Рост |Дивиденды акциями |

| | |Небольшие дивиденды наличными |

|III |Расширение |Дивиденды акциями |

| | |Низкие или умеренные дивиденды наличными |

| | |Расщепление акций |

|IV |Зрелость (упадок) |Умеренные или высокие дивиденды наличными |

На первоначальном этапе, компания не будет выплачивать дивиденды, так

как ей придется реинвестировать в операционные активы всю прибыль (если она

будет). Если компания оказывается успешной, рост спроса приведет к

увеличению прибыли, продаж и активов (фаза II). Здесь компания также будет

реинвестировать всю свою прибыль. Однако она может начать выплачивать

небольшие дивиденды, чтобы показать инвесторам, что компания прибыльна, но

нуждается в наличных средствах для дальнейшего роста.

В фазе III рост объемов продаж несколько ослабевает, а рентабельность

инвестиций снижается по причине усиления конкуренции. По этой причине

возможности компании выплачивать дивиденды значительно увеличиваются. Доля

прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов, может вырасти с 5-15% до 25-40%.

Наконец, в фазе IV, рост объемов продаж снижается до темпов роста экономики

или ниже (в случае упадка отрасли). Это ведет к дальнейшему увеличению

дивидендов - до 40%-60% от прибыли, хотя этот показатель может изменяться в

зависимости от финансового и операционного рычага, стабильности объемов

продаж и прибыли в течение делового цикла.

Согласно приведенным соображениям, дивиденды являются пассивной

переменной, так как выплачиваются только в случае отсутствия

альтернативного использования средств. Активной переменной является

величина реинвестируемой прибыли. Единственная проблема данного подхода -

возможный недоучет интересов акционеров. Хотя акционеры заинтересованы в

максимизации стоимости своих вложений, некоторые из них могут отдавать

предпочтение текущему доходу (дивидендам), а не приросту стоимости акций. С

другой стороны, выплата большей части прибыли в форме дивидендов при

наличии инвестиционный возможностей ведет к потерям на налогах, так как

дивиденды облагаются налогом немедленно, а прирост стоимости акций - только

после их продажи

В то же время дивиденды могут быть предпочтительнее реинвестирования

прибыли вследствие их информационного содержания. Увеличение дивидендов

обычно воспринимается положительно, а сокращение - негативно. Поэтому

корпорации, как правило, рассматривают возможности реинвестирования

полученной прибыли, а потом накладывают на свои планы интересы акционеров.

Как правило, компании стремятся сделать свои дивиденды более стабильными,

увеличивая их только в случае достижения нового долгосрочного уровня

объемов продаж и прибыли. Стабилизируя дивиденды, руководство надеется

сократить требуемую акционерами доходность и увеличить стоимость акций

компании.

Рассмотрим другие факторы, которые могут влиять на принятие решения о

выплате дивидендов.

1. Юридические ограничения. В целях защиты интересов кредиторов,

законодательство запрещает выплату дивидендов, если при этом капитал

компании сокращается ниже уставного капитала.

2. Ликвидность компании. Для растущих компаний, может легко

оказаться, что потребность в финансировании прироста активов может

перекрыть всю прибыль компании. В других случаях момент выплаты дивидендов

может оказаться неблагоприятным. В таких случаях принимая решение о выплате

дивидендов, необходимо четко представлять, откуда могут быть получены

необходимые для поддержания ликвидности средства.

3. Доступ на рынки капитала. Далеко не все компании имеют хороший

доступ на фондовый рынок. Компания, которая может легко разместить новые

акции или облигации, может выплачивать больший объем дивидендов, даже

привлекая для этого дополнительное долговое финансирование.

4. Контроль. Руководство средних и мелких компаний не без оснований

опасается, что выплата дивидендов снизит ликвидность компании и вынудит

собственников обратиться к внешним инвесторам. Многие из них (например,

венчурные инвесторы) потребуют права участия в принятии текущих решений.

5. Налогообложение. Уровень налогообложения дивидендов может быть

далеко не одинаковым для всех акционеров. Акционеры с высоким уровнем

налогообложения обычно предпочитают реинвестирование прибыли, так как это

позволяет отсрочить налоговые выплаты. Акционеры с низким уровнем

налогообложения более склонны к получению текущего дохода. Из-за наличия

предпочтений к форме получения доходов, компании заинтересованы в

стабильности дивидендной политики - это поможет акционерам понять, в какой

форме они получат доход от владения акциями компании.

Выплата дивидендов в форме акций обычно осуществляется в

информационных целях, так как при этом движения денежных средств не

происходит, а только увеличивается количество выпущенных акций. Выплата

дивидендов акциями является сигналом того, что компания имеет денежные

средства для выплаты дивидендов, но реинвестирует их в текущую

деятельность. Обычно рынок реагирует на дивиденды акций слегка положительно

или не реагирует вовсе

Расщепление акций проводится в основном в целях снижения их рыночной

стоимости. Слишком высокая рыночная стоимость акций может отпугнуть мелких

инвесторов. Проведение расщепления акций рассматривается как благоприятный

фактор, так как его в основном проводят компании, добившиеся значительного

роста объемов продаж, прибыли и стоимости акций.

Скупка собственных акций может являться хорошей альтернативой выплате

дивидендов, если у компании имеются свободные средства. Сокращая число

акций в обращении, компания увеличивает прибыль на акцию и повышает

стоимость акций. Теоретически, для акционера не имеет различия, в какой

форме выплачивается доход. Однако необходимо принять во внимание разницу в

налогообложении дивидендов и прироста стоимости акций (во втором случае,

налоги не уплачиваются до момента продажи акций).

Стратегия финансового менеджмента: управление инвестиционным процессом

Жизнедеятельность предприятия представляет собой сложную взаимосвязь долго-

и краткосрочных аспектов. Хорошие результаты деятельности предприятия

могут получиться только при выборе и реализации решений соответствующих

стратегической цели предприятия.

Инвестиционная деятельность предприятия должна осуществляться в

соответствии с разработанной инвестиционной стратегией. Она представляет

собой часть стратегии использования капитала предприятия заключающегося в

выборе и реализации наиболее эффективных инвестиций с целью обеспечения

высоких темпов развития предприятия.

К этапам инвестиционной стратегии относят следующее:

1. формирование отдельных направлений инвестиционной деятельности

предприятия в соответствии со стратегией его развития.

2. исследование и учет условий внешней инвестиционной деятельности и

коньюктуры инвестиции рынка.

3. поиск отдельных объектов инвестирования и их оценка.

4. обеспечение высокой эффективности инвестиций.

5. минимизация рисков связанных с инвестиционной деятельностью предприятия

6. обеспечение ликвидности инвестиций.

7. определение необходимого объема инвестиционных ресурсов и оптимизация

структуры их источников.

8.Формирование и оценка инвестиционного портфеля.

9. обеспечение путей ускорения реализации инвестиционных программ.

На практике с помощью инвестиционной стратегии предприятие

предвосхищает долгосрочные тенденции своего развития. А для этого

необходимо учитывать циклические колебания рынка. Этот учет предполагает

необходимость рассмотрения общеэкономических данных, отраслевой статистики,

данных конкретного предприятия.

Фундаментальный анализ качества ценных бумаг выделяет 3 основных типа

отраслей:

1. устойчивые

2. циклические

3. растущие

Эта классификация дает финансисту возможность выбрать сферу деятельности

предприятия или, если эта сфера уже определена, корректировать

инвестиционную стратегию компании.

Критерием классификации отраслей является воздействие макроэкономического

цикла на положение той или иной отрасли.

Вкладывать деньги в производство, в ценные бумаги целесообразно:

1. если чистая прибыль от данного вложения превышает чистую прибыль от

помещения средств на банковский депозит.

2. рентабельность инвестиций выше уровня инфляции.

3. рентабельность данного проекта с учетом фактора времени выше

рентабельности альтернативных проектов.

4. рассматриваемый проект соответствует генеральной линии развития

предприятия

Инвестиции – протяженный во времени процесс. Поэтому, при анализе

инвестиций проектов финансовый менеджер должен учитывать:

1. рискованность проектов, т.к. чем длиннее срок окупаемости, тем более

рискованным является проект.

2. временную стоимость денег.

3. привлекательность проекта по сравнению с альтернативными возможностями

вложения средств с т.зр. максимизации доходов и имущества акционеров

при приемлемой степени риска.

Инвестиции подразделются на прямые и портфельные.

Прямые инвестиции - вложения в уставной капитал хозяйствующего субъекта ,

с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении данным

субъектом. Портфельные инвестиции связаны с формированием портфеля и с

приобретением ценных бумаг и др. активов.

Инвестиционный портфель - совокупность цен. Бумаг, принадлежащих

физическому или юридическому лицу, выступающему как целостный объект

управления. Смысл портфеля - улучшить условия инвестирования, придав

совокупности ценных бумаг такие инвестиционные характеристики, которые не

достижимы с позиции отдельно взятой ц. бумаги и возможны при их комбинации.

Цель инвестиционного анализа состоит в объективной оценке

потребностей, доходности и безопасности инвестиций, в определении

направлений инвестиционного развития компании, в обосновании оптимальных

инвест решений.

В инвест анализе выделяют 2 относительно самостоятельных направления:

1. анализ кап вложений

2. анализ фин вложений.

Основные принципы инвест анализа:

1. объективность результатов и их научная обоснованность

2. системность и комплектность аналитических мероприятий

3. принцип выделения ведущего звена

4. оперативность выходных аналитических данных

5. сопоставимость результатов и др.

Инвестиционному анализу предшествует расчет средневзвешенной цены капитала

(WACC). Этот показатель характеризует общую сумму средств, которую нужно

уплатить за использование определенного объема финансовых ресурсов,

выраженную в % к этому объему.

WACC = Wd*Kd(1-t)+Wp*Kp+We*Ke, где

Wd – удельный вес, доля заемных средств в структуре капитала

Kd - % по кредитам, доходность по облигациям

t – ставка налога на прибыль, поскольку процентные платежи по облигациям

позволят сэкономить на налогообложении.

Wp – доля привилегированных акций, Кp - стоимость привилегированных акций

(т.е. доходность по данным ценным бумагам, которую требуют инвесторы)

Кр = Дивидент/ (Рыночная цена привилегированных акций - Цена эмиссии в

расчете на одну привилегированную акцию).

We – удельный вес обыкновенных акций

Ке - доходность, которую требуют инвесторы от вложений в обыкновенные акции

Финансовый менеджер должен знать WACC по многим причинам:

1. Стоимость собственного капитала – отдача на вложенные инвесторами в

деятельность компании ресурсами и может быть использована для

определения рыночной стоимости предприятия в целом, а также для

прогнозирования изменения цен на акции компании.

2. стоимость заемных средств ассоциируется с уплачиваемыми %%, поэтому

нужно уметь выбирать наилучшую возможность из нескольких вариантов

привлечения заемного капитала.

3. максимизация рыночной стоимости предприятия достигается за счет

минимизации WACC

4. стоимость капитала является одним из ключевых факторов при анализе

инвестиционных проектов

WACC используется для дисконтирования денежных потоков при исчислении

чистой приведенной стоимости NPV, для сопоставления с внутренней ставкой

доходности проекта IRR. Предприятие может принимать любые решения

инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего

значения WACC, т.е. IRR должен быть больше или равен WACC. WACC

представляет собой минимальную норму прибыли, ожидаемую инвесторами и

кредиторами от своих вложений. Определив WACC можно переходить к анализу и

оценке денежных потоков от инвестиционной деятельности.

Основной целью проектируемых денежных потоков является определение величины

денежной наличности по всем направлениям использования и источникам ее

поступления. Денежный приток обеспечивается за счет средств, поступающих из

различных источников финансирования (эмиссии акций, получения банковских

кредитов, целевое гос финансирование, использование нераспределенной

прибыли и амортизации) и выручки от реализации продукции.

В свою очередь, потребность инвестирования в чистый оборотный капитал, его

внеоборотные активы, а также расход наличности по обычным видам

деятельности, налоговые выплаты и пр. расходы формируют отток денежной

наличности.

Тактика финансового менеджмента: управление оборотным капиталом.

Оборотные средства ОС представляют собой текущие активы, т.е. часть

производственных фондов, которая подлежит реализации, потреблению или

конвертации в денежные средства в течение меньшего из двух периодов -

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.