реферат, рефераты скачать
 

Ответы на вопросы ГОС экзамена по Президентской программе 2004г. (менеджмент, экономика, финансы, маркетинг)


появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров,

которые теперь относительно дороже. Потребители склонны заменять дорогие

продукты более дешевыми. Эффект дохода и замещения совмещаются и приводят к

тому, что у потребителя возникает способность и желание покупать большее

количество продукта по более низкой цене (см. таблица №1). Обратную

зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде

простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на

горизонтальной оси, а цену на вертикальной оси.

Помещение цены на вертикальной оси и величины спроса на горизонтальной -

это экономическая традиция. Математик поместил бы цены на горизонтальной

оси, а величину спроса на вертикальной, так как цена - это независимая

переменная, а величина спроса - зависимая переменная.

29 Расчет эластичности спроса. Различия в значениях коэффициентов

эластичности и их значение для принятия экономических решений.

Расчет коэффициента эластичности спроса

Успешное ведение коммерческой деятельности невозможно без изучения

рынка. Основными элементами рынка являются спрос, предложение (их

соотношение, динамика), цены и конкуренция. Для организации коммерческой

деятельности можно выделить следующие опорные моменты:

Оценка конъюнктуры рынка, определение точки равновесия, (равновесного

объема спроса и предложения и соответствующей равновесной цены).

Определение степени реакции платежеспособного спроса на изменение

конъюнктурных факторов, расчет эластичности спроса.

Характеристика структуры рынка, типа конкуренции и, на этой основе, выбор

тактики и стратегии ценообразования.

Понятие конъюнктуры рынка включает в себя соотношение спроса и

предложения, уровень цен, товарные запасы, денежные сбережения и другие

показатели, характеризующие сложившуюся на рынке экономическую ситуацию.

Рис.1 Кривые спроса и предложения

Оценить соотношение спроса, предложения и цен можно с помощью кривых

спроса и предложения. Кривые спроса и предложения - это графическое

изображение зависимости объемов сбыта и производства продукции от уровня

цен. Рассмотрим построение кривых спроса и предложения на условном примере.

Предположим, что при цене 10 000 руб. объем спроса составляет 100 единиц

продукции, а объем предложения - 200 единиц. Снижение цены на 1 000 руб.

привело к увеличению спроса до 120 единиц продукции и к снижению объемов

производства на 190 единиц. Как показывает рис.1, снижение цены не достигло

точки равновесия (точки равенства спроса и предложения), и на рынке

сохранилось состояние перепроизводства.

Снижение цены приводит к увеличению спроса за счет того, что

увеличивается потребление данной продукции у отдельного покупателя и

одновременно расширяется число покупателей. Изменение предложения

пропорциональное динамике цен идет также по двум направлениям: изменение

прибыльности у отдельного производителя и колебание числа производителей на

рынке.

Подобную зависимость объемных показателей от уровня цены (обратную для

спроса и прямую для предложения) будем называть классической. Однако

существуют и исключения из данной зависимости. И исключений тем больше, чем

более несбалансирован рынок и выше инфляция. К подобным исключениям можно

отнести влияние инфляционных ожиданий, которые приводят к тезаврации

средств в материальные и нематериальные активы. В зависимости от

дифференциации денежных доходов, направления тезаврации могут варьироваться

от покупки недвижимости и валюты до закупки товаров первой необходимости

впрок.

Существуют и не зависящие от экономической ситуации исключения из

классической зависимости спроса от цен:

так называемые “товары Гиффена” - товары первой необходимости, спрос на

которые в условиях роста цен и ограниченности потребительского бюджета

увеличивается;

товары престижной группы (снижение цен на них может привести к спаду

продаж).

Применительно к этим исключениям динамика цен и спроса оказывается,

как правило, однонаправленной: цены растут - спрос увеличивается, цены

снижаются - спрос падает.

В современных условиях российской экономики предложение также может

реагировать на изменение цены не по классической кривой: с ростом цен

предложение не расширяется, а наоборот, снижается.

Для правильной организации коммерческой деятельности в первую очередь

необходимо определить, к какой группе принадлежит рассматриваемый товар: к

классическим товарам или к исключениям. Сделать это и построить кривые

спроса и предложения помогут маркетинговые исследования. Порядок и методы

проведения маркетинговых исследований подробно описаны в специальной

литературе по маркетингу. Приведем лишь важнейшие направления этой работы.

Исследование рынка и продаж: оценка емкости рынка; определение

характеристик рынка и его сегментов; анализ тенденций изменения рынка;

прогноз объема продаж; получение информации о существующих и потенциальных

потребителях; выявление системы предпочтений потребителей; получение

информации о конкурентах. Исследование продукта: генерация идей о новых

продуктах; разработка концепции тестирования продукта;

тестирование продукта; организация маркетинга тестируемых продуктов;

исследование и испытание различных видов упаковки. Исследование цен:

исследование взаимосвязей между ценой на продукт и спросом; прогнозирование

ценовой политики для разных стадий жизненного цикла продукта. Исследование

продвижения продукта: исследование эффективности рекламной деятельности;

исследование эффективности различных средств массовой информации; испытание

различных вариантов рекламы; комплексный соотносительный анализ различных

средств и методов продвижения продукта.

Доведение продукта до потребителя: исследование месторасположения складов;

исследование месторасположения точек розничной торговли; исследование

месторасположения сервисных служб

30 Потребительский выбор

представляет собой такой набор благ, который приносит потребителю максимум

совокупной полезности в условиях бюджетного ограничения.

Бюджетное ограничение потребителя. Анализ кривых «доход-потребление» и

«цена-потребление». Эффект дохода и эффект замещения.

Любой потребитель обладает определенными финансовыми средствами, на которые

он может приобрести определенное количество того или иного товара. Если

рассматривать всего два возможных товара: X и Y, то бюджетные возможности

(ограничения) потребителя можно представить в виде следующего уравнения:

I=PxX + PyY,

где I - доход (бюджет) потребителя в единицу времени,

Px, Py - цены соответствующих товаров.

Выразив переменную величину У через величину Х, получим уравнение

бюджетной линии: У=I/Py - (Px/Py)X , смотрите рисунок

Кривые «доход – потребление» и «цена – потребление»

График «Доход-потребление» показывает, что с ростом дохода (бюджета),

потребитель может позволить большее количество товаров с максимальной

полезностью более высокого уровня, например TU3. Линия G , это кривая

Энгеля, которая показывает изменение максимального возможного оптимального

потребления в зависимости от дохода.

График «Цена-потребление» показывает зависимость потребляемого объёма

от изменения цены данного товара. По мере снижения цены товара Х

(PX31, то имеем увеличивающуюся отдачу от масштаба,

если t>1, то наблюдается уменьшающаяся отдача от масштаба,

если t=1, то наблюдается постоянная отдача от масштаба.

Эффект масштаба обычно проявляется в долгосрочных периодах, когда все

факторы могут изменяться по величине. При достаточно больших достигнутых

объёмах производства существует тенденция убывания отдачи от масштаба.

Средним продуктом труда (производительностью труда) называется

отношение общего объёма выпуска к объёму затраченного на его производство

труда: APL=Q/L.

Предельным продуктом труда называется отношение дополнительного объёма

выпуска к дополнительной единице труда, вызвавшей приращение выпуска:

MPL=(Q/(L ( Q((L).

Графически, величина среднего продукта в любой точке линии общего

выпуска определяется тангенсом угла наклона луча, исходящего из начала

координат и проходящего через эту точку. Величина предельного выпуска равна

тангенсу угла наклона касательной к линии общего выпуска в данной точке. На

первой стадии производства общий объём продукта растёт возрастающими

темпами - MPL>0, MPL>APL. Max MPL достигается в точке, где наклон линии

общего выпуска к оси L достигает наибольшей величины.

На второй стадии производства общий объём продукта растёт убывающими

темпами - MPL>0, MPL ТR. Положительная прибыль

достигает максимума, когда линии ТС и R находятся друг от друга на

наибольшем расстоянии, т.е. когда их наклоны равны. Наклон линии R задан

предельной выручкой MR = P*, наклон линии ТС - предельными издержками МС.

Следовательно, получаем условие максимизации прибыли конкурентной фирмы: MR

= МС = P*.

Эту же зависимость получаем математически. Необходимое условие

максимума функции ( =((q) : (‘(q) = 0. Значит, (ТR - TC(q))’q = ТR’q -

TC’q =0 , т.е. ТR’q = TC’q или MR = МС.

Р

SRMC

ATC d=MR

(*

min ATC (точка

min AVC

безубыточности)

Выбор производственной технологии. Техническая и экономическая

эффективность. Анализ карты изоквант. Зона технического замещения.

Количественное и качественное соотношение факторов в производстве

некоторого блага называется технологией производства. Фактор производства,

задействованный в конкретном технологическом процессе, называется

производственным ресурсом. Микроэкономическая теория производства изучает,

прежде всего, соотношения между объёмом применяемых ресурсов и объёмом

выпуска. Математически, такая зависимость может быть описана при помощи

аппарата производственных функций.

Производственная функция (ПФ) описывает множество технически

эффективных способов производства продукта, дающих максимальный полезный

результат при данных факторных затратах. В общем виде, ПФ имеет вид:

Q=f(х1 ... хn), где Q - объём выпуска, (х1 ... хn) - количественные

значения используемых факторов (1...n). В теории для упрощения анализа

традиционно используются двухфакторные ПФ:

Q=f(L,K) , где L,K - количество используемых (в единицу времени) труда

и капитала.

Графически, задаваемая при помощи ПФ технология может быть представлена

в виде непрерывных линий, именуемых изоквантами, или линиями равного

выпуска (Рис.4.1). Каждая точка одной изокванты имеет координаты,

соответствующие минимальным объёмам труда и капитала, необходимого (в

различных пропорциях) для производства данного количества продукции,

например, 100 единиц (Q1=100). Чем дальше от начала координат расположена

изокванта, тем больший объём выпуска она отражает. Полная совокупность

изоквант называется технологической картой производства продукта.

К

L1 L2

Рис. 4.1. Изокванты для различных значений выпуска.

Уровень выпуска Q2=200 может быть получен, например, двумя

технологическими способами - применяя L1 и К1 единиц труда и капитала

(точка А), или же применяя L2 и К2 единиц труда и капитала (точка В).

Наклон изоквант в каждой технологической точке называется предельной нормой

технического замещения - MRTS.

MRTSL,K= - (L/(K ( - dL/dK при Q=const.

На Рис.4.2 показаны различные конфигурации изоквант в зависимости от

степени заменяемости факторов в применяемой технологии :

К

К

а) L

б) L

На Рис.4.2а) показаны технологии с абсолютной заменяемостью факторов,

причём определённый выпуск может быть достигнут с участием лишь одного

фактора. Рис.4.2б) иллюстрирует т.н. “жёсткие”, или леонтьевские технологии

с абсолютной незаменяемостью факторов.

Эластичность замещения (() представляет собой коэффициент,

показывающий, на сколько должно измениться соотношение между объёмами

ресурсов, чтобы MRTS изменилась на 1%.

d(K/L) d(MRTS) d(K/L) : (K/L)

( = ((( : (((( = ((((((((( .

(K/L) MRTS d(MRTS) : MRTS

Равновесие производителя. Путь развития и экономия от масштаба.

Если все факторы производства являются переменными (долгосрочный

период), то возникает проблема определения оптимальной комбинации ресурсов

с точки зрения максимизации производства при заданном объёме расходов на

их приобретение. Данная проблема решается аналогично определению

оптимального потребления в теории спроса . (рис 4.3.- Определение

оптимальной комбинации производственных ресурсов)

Q1 Q2 Q3

С2 С3

С1

Расходы фирмы определяются имеющимся в ее распоряжении инвестиционным

бюджетом. Изокоста - линия равных затрат - отражает различные комбинации

издержек на приобретение ресурсов при заданном инвестиционном бюджете.

Если w - ставка заработной платы, r - стоимость аренды единицы капитала в

единицу времени, С - инвестиционный бюджет, то изокоста может быть

представлена в виде: С=wL+rK, или K=C/r - (w/r)L. Линии С1, С2, С3 отражают

разные объёмы общих инвестиционных затрат.

Оптимальная комбинация ресурсов Е(L*,K*) при затратах С2 соответствует

точке касания изокосты С2 и изокванты максимально доступного выпуска Q2.

Для этой точки выполняется условие:

w/r = MRTSL,K = - MPL/MPK, или MPL/w = MPK /r.

Это означает, что последняя единица затрат, израсходованная на труд,

даёт тот же прирост выпуска, что и последняя единица затрат,

израсходованная на капитал. При росте или сокращении общего объёма затрат

оптимум изменяется (См.Рис.4.3). Линия Е((Е Е( называется траекторией

роста.

Эффект масштаба показывает зависимость прироста выпуска за счёт

изменения объёма используемых факторов. В двухфакторной модели производства

при увеличении каждого фактора (масштаба производства) в n раз, объём

производства тоже должен увеличиться. Если результирующий выпуск

увеличится ровно в n раз, то наблюдается постоянная отдача от масштаба: Q1

= Q0(nK0,nL0) =nQ0. Если выпуск увеличится более, чем в n раз, то

наблюдается увеличивающаяся отдача от масштаба: Q1 ( nQ0. Если выпуск

увеличится менее, чем в n раз, то наблюдается уменьшающаяся отдача от

масштаба Q1 ( nQ0.

Производственная функция называется однородной, если при увеличении

объёма всех используемых факторов в n раз, выпуск увеличивается в nt раз,

где t - степень однородности функции:

Q1(nK,nL) =ntQ0(K,L),

если t>1, то имеем увеличивающуюся отдачу от масштаба,

если t>1, то наблюдается уменьшающаяся отдача от масштаба,

если t=1, то наблюдается постоянная отдача от масштаба.

Эффект масштаба обычно проявляется в долгосрочных периодах, когда все

факторы могут изменяться по величине. При достаточно больших достигнутых

объёмах производства существует тенденция убывания отдачи от масштаба.

Экономическая природа фирмы. Типология ресурсов фирмы. Теория

контрактов.

В экономике производство товаров и услуг, предназначенных для

реализации на рынке, осуществляется фирмами. Принято, что фирмы находятся в

индивидуальной, коллективной или государственной собственности и покупают

на рынке все без исключения необходимые факторы производства. К факторам

производства относятся наиболее существенные элементы производственного

процесса, без которых последний принципиально не может осуществляться. На

микроэкономическом уровне факторами производства выступают труд, земля,

капитал, материалы, управление и информация.

Производством называется деятельность по преобразованию естественных

производственных факторов в полезный результат (блага, услуги), пригодный

для потребления. Количественное и качественное соотношение факторов в

производстве некоторого блага называется технологией производства. Фактор

производства, задействованный в конкретном технологическом процессе,

называется производственным ресурсом. Микроэкономическая теория

производства изучает, прежде всего, соотношения между объёмом применяемых

ресурсов и объёмом выпуска. Математически, такая зависимость может быть

описана при помощи аппарата производственных функций.

Краткосрочным периодом функционирования фирмы (SR) называется

промежуток времени, в течение которого фирма может изменять лишь один,

наиболее мобильный (переменный) фактор, при неизменных объёмах других

факторов. Как правило, переменным факторам выступает труд - его

интенсивность, коэффициент сменности и т.д.

Долгосрочным периодом функционирования фирмы (LR) называется промежуток

времени, в течение которого фирма может изменять все используемые факторы,

в том числе осуществлять капитальные инвестиции.

Эффект масштаба показывает зависимость прироста выпуска за счёт

изменения объёма используемых факторов. В двухфакторной модели производства

при увеличении каждого фактора (масштаба производства) в n раз, объём

производства тоже должен увеличиться. Если результирующий выпуск

увеличится ровно в n раз, то наблюдается постоянная отдача от масштаба: Q1

= Q0(nK0,nL0) =nQ0. Если выпуск увеличится более, чем в n раз, то

наблюдается увеличивающаяся отдача от масштаба: Q1 ( nQ0. Если выпуск

увеличится менее, чем в n раз, то наблюдается уменьшающаяся отдача от

масштаба Q1 ( nQ0.

Средним продуктом труда (производительностью труда) называется

отношение общего объёма выпуска к объёму затраченного на его производство

труда: APL=Q/L.

Предельным продуктом труда называется отношение дополнительного объёма

выпуска к дополнительной единице труда, вызвавшей приращение выпуска:

MPL=(Q/(L ( Q((L).

Графически, величина среднего продукта в любой точке линии общего

выпуска определяется тангенсом угла наклона луча, исходящего из начала

координат и проходящего через эту точку. Величина предельного выпуска равна

тангенсу угла наклона касательной к линии общего выпуска в данной точке. На

первой стадии производства общий объём продукта растёт возрастающими

темпами - MPL>0, MPL>APL. Max MPL достигается в точке, где наклон линии

общего выпуска к оси L достигает наибольшей величины.

На второй стадии производства общий объём продукта растёт убывающими

темпами - MPL>0, MPL Q' > Q1, P2 > P' > P1

Можно считать, что двухсторонняя монополия ? это монополия,

ограниченная монопсонией, или, наоборот, монопсония, ограниченная

монополией.1

Показатели монопольной власти.

Существует несколько методов оценки степени монополизации рынка.

1. Индекс монопольной власти Лернера;

1. Пороговая доля рынка. Законодательством устанавливается процент объёма

продаж на рынке (например - 35%), превысив который, фирма считается

монополистом;

2. Индекс концентрации. Из общего числа фирм отрасли (n) выбирается m

крупнейших и рассчитывается сумма их долей (k) на рынке:

Ic = ( ki , k1( ... ( km( ... ( kn; ( ki =100

3. Индекс Херфиндаля-Хиршмана.

IН = ( ki2, 100 < IН < 10 000.

Если IН>1800, то рынок считается высококонцентрированным.

Способность фирмы-монополиста назначать цену выше предельных издержек

называется рыночной властью.

Подход к определению показателей монопольной власти основан на сравнении

реальных рынков с рынком совершенной конкуренции.

Долю экономической прибыли в цене показывает выражение

которое называется индексом рыночной (монопольной) власти или,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.