реферат, рефераты скачать
 

Управление процессами организации сбора и обобщения статистических данных на примере Алматинского областного управления статистики


должны быть подвергнуты наблюдению. При правильной организации выборочное

обследование дает достаточно точные результаты, вполне пригодные для

характеристики всей исследуемой совокупности. В этом состоит достоинство

выборочного обследования по сравнению с другими видами не сплошного

наблюдения.

Численность выборочной совокупности зависит от природы (характера)

исследуемого социально-экономического явления. В выборочной совокупности

должны быть представлены все типы единиц, имеющиеся в исследуемой

совокупности. В противном случае выборочная совокупность не будет точно

воспроизводить пропорции и зависимости, характерные для совокупности во

всем ее объеме.

Разновидностью выборочного обследования является метод моментных

наблюдений. Суть его состоит в том, что информация собирается путем

регистрации значений признаков у единиц выборочной совокупности в некоторые

заранее определенные моменты времени. Поэтому метод моментных наблюдений

предполагает отбор не только единиц исследуемой совокупности (выборку в

пространстве), но и моментов времени, в которые проводится регистрация

состояния исследуемого объекта (выборка во времени).

Этот вид наблюдения применяется при проведении обследований доходов

населения.

Следующий вид не сплошного наблюдения – это метод основного массива.

При нем обследованию подвергаются самые существенные, обычно наиболее

крупные единицы изучаемой совокупности, которые по основному (для

конкретного исследования) признаку имеют наибольший удельный вес в

совокупности. Именно этот вид используется для организации наблюдения за

работой городских рынков.

Монографическое обследование представляет собой вид не сплошного

наблюдения, при котором тщательному обследованию подвергаются отдельные

единицы изучаемой совокупности, обычно представители каких-либо новых типов

явлений. Оно проводится с целью выявления имеющихся или намечающихся

тенденций в развитии данного явления.

Монографическое обследование, ограничиваясь отдельными единицами

наблюдения, изучает их с высокой степенью детализации, которой нельзя

достигнуть при сплошном или даже выборочном обследовании. Детальное

статистико-монографическое изучение одного завода, фермы, бюджета семьи и

так далее позволяет уловить те пропорции и связи, которые ускользают из

поля зрения при массовых наблюдениях.

Таким образом, при монографическом обследовании статистическому

наблюдению подвергаются отдельные единицы совокупности, причем они могут

представлять собой как действительно единичные случаи, так и совокупности

малого размера. Монографическое обследование часто проводится для

составления программы нового массового наблюдения. Можно сказать, что

существует тесная связь между сплошным (или выборочным) и монографическим

наблюдениями. С одной стороны, для отбора единиц наблюдения, которые должны

быть подвергнуты монографическому изучению, используют данные массовых

обследований. С другой – результаты монографических обследований дают

возможность уточнить структуру исследуемой совокупности и, что очень важно,

связь между отдельными признаками, характеризующими изучаемое явление. Это

позволяет уточнить программу массового наблюдения, характерные черты и

основные признаки объекта исследования [3].

Точностью статистического наблюдения называют степень соответствия

величины какого-либо показателя (значение какого-либо признака),

определенной по материалам статистического наблюдения, действительной его

величине.

Расхождение между расчетным и действительным значением изучаемых

величин называется ошибкой наблюдения.

Точность данных – это основное требование, предъявляемое к

статистическому обследованию. Чтобы избежать ошибок наблюдения,

предупредить, выявить и исправить их возникновение, необходимо:

- обеспечить качественное обучение персонала, который будет проводить

обследование;

- организовать специальные частичные или сплошные контрольные

проверки правильности заполнения статистических формуляров;

- провести логический и арифметический контроль полученных данных

после окончания сбора информации.

В зависимости от причин возникновения различают ошибки регистрации и

ошибки репрезентативности.

Ошибки регистрации – это отклонения между значением показателя,

полученного в ходе статистического наблюдения, и фактическим,

действительным его значением. Этот вид ошибок может быть и при сплошном, и

при не сплошном обследованиях.

Систематические ошибки регистрации всегда имеют одинаковую тенденцию

либо к увеличению, либо к уменьшению значения показателей по каждой единице

наблюдения, и поэтому величина показателя по совокупности в целом будет

включать в себя накопленную ошибку. Примером статистической ошибки

регистрации при проведении социологических опросов населения может служить

округление возраста населения, как правило, на цифрах, оканчивающихся, на

пять и ноль. Многие опрашиваемые, например, вместо 48-49 и 51-52 лет

говорят, что им 50 лет.

В отличие от ошибок регистрации ошибки репрезентативности характерны

только для не сплошного обследования. Они возникают потому, что отобранная

и обследованная совокупность недостаточно точно воспроизводит

(репрезентирует) всю исходную совокупность в целом.

Отклонение значения показателя обследованной совокупности от его

величины по исходной совокупности называется ошибкой репрезентативности.

Ошибки репрезентативности также бывают случайные и систематические.

Случайные ошибки возникают, если отобранная совокупность неполно

воспроизводит всю совокупность в целом. Ее величина может быть оценена.

Систематические ошибки репрезентативности появляются вследствие

нарушения принципов отбора единиц из исходной совокупности, которые должны

быть подвергнуты наблюдению. Для выявления и устранения, допущенных при

регистрации ошибок может применяться счетный и логический контроль

собранного материала, репрезентативности (так же, как и ошибки регистрации)

могут быть случайными и систематическими.

Счетный контроль заключается в проверке точности арифметических

расчетов, применявшихся при составлении отчетности или заполнении

формуляров обследования.

Логический контроль заключается в проверке ответов на вопросы

программы наблюдения путем их логического осмысления или путем сравнения

полученных данных с другими источниками по этому же вопросу.

Примером логического сопоставления могут служить листы переписи

населения. Так, например, в переписном листе двухлетний мальчик показан

женатым, а девятилетний ребенок – грамотным. Ясно, что полученные ответы на

вопросы неверны. Подобные записи требуют уточнения сведений и исправления

допущенных ошибок. Примером сравнения могут быть сведения о заработной

плате работников промышленного предприятия, которые имеются в отчете по

труду и в отчете по себестоимости продукции. В торговле примером такого

логического контроля может служить сопоставление сведений о фонде оплаты

труда, содержащихся как в отчетности по труду, так и в отчете по издержкам

обращения.

После получения статистических формуляров следует, прежде всего,

провести проверку полноты собранных данных, то есть определить, все ли

отчетные единицы заполнили статистические формуляры, и значения всех ли

показателей отражены в них. Следующим этапом контроля точности информации

является арифметический контроль. Он основывается на использовании

количественных связей между значениями различных показателей. Например,

если среди собранных данных имеются сведения о численности промышленно-

производственного персонала, выработке товарной продукции в среднем на

одного работающего и стоимости товарной продукции, то произведение первых

двух показателей должно дать значение третьего показателя. Если

арифметический контроль покажет, что данная зависимость не выполняется, это

будет свидетельствовать о недостоверности собранных данных. Поэтому в

программу статистического обследования целесообразно включать показатели,

которые дают возможность провести арифметический контроль.

Обычно для исправления ошибок, выявленных в ходе логического

контроля, требуется повторно обратиться к источнику сведений [2].

2 ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА И ОБОБЩЕНИЯ СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ В РЕСПУБЛИКЕ

КАЗАХСТАН

2.1 Исторический аспект деятельности статистических органов

республики Казахстан

Слово «статистика» происходит от латинского слова «status», что

означает состояние, положение явлений. От этого корня возникли слова

«stato» (государство). «statista” (статистик - знаток государства),

«statistica» (статистика - определенная сумма знаний, сведений о

государстве). Термин «статистика» пережил столетия, хотя содержание его

неоднократно менялось.

Статистика как практическая деятельность имеет многовековую историю.

Ее возникновение относится к периоду образования классового общества и

государства. Хозяйственные и военные нужды уже в древний период

человечества вызывали необходимость учета мужского населения, способного

носить оружие, а затем и численности всего населения, его состава,

характера занятий, подсчета результатов хозяйственной деятельности и т.д. В

связи с этим в древние и средние века от случая к случаю проводились, хотя

и примитивные, крупные статистические работы - учеты населения, земель,

имущества - в первую очередь для обложения населения всевозможными податями

и повинностями.

Такие работы проводились в древнем Египте, Китае, Вавилоне, Риме и

древней Греции.

Развитие статистики в России тесным образом связано с созданной после

отмены крепостного права земской статистикой, которая пользовалась

заслуженным авторитетом за объективность и профессионализм.

После октябрьского переворота в России, встала задача о создании

централизованной системы государственной статистики на базе земской

статистики. Состоявшийся в июне 1918 года Всероссийский съезд статистиков

разработал проект «Положения о государственной статистике». В июле 1918

года было подписано Положение о Государственной статистике, оформившее

организацию единого общегосударственного органа - Центрального

статистического управления (ЦСУ).

В первые годы своего сосуществования ЦСУ выполнило крупные

статистические работы, осуществленные в значительной мере путем переписей.

Такой, например, была проведенная уже в 1918 году Всероссийская

промышленная перепись, положившая начало организации текущей статистики. В

1920 году была проведена первая советская перепись населения, которая

явилась частью целого цикла переписей, в который входила

сельскохозяйственная перепись и последовавшая за ней перепись учреждений

народного образования. Все эти и другие крупные статистические работы имели

большое значение в период перехода к новой экономической политике, при

составлении первого плана развития народного хозяйства.

Декретом СНК РСФСР от 10 июля 1919 года был учрежден Военно-

революционный комитет по управлению Киргизским (Казахским) краем, куда

вошли Акмолинская, Семипалатинская, Тургайская, Уральская области и часть

Астраханской губернии.

В связи с этим было образовано статистическое управление при

указанном Кирревкоме на правах его отдела.

На базе территории, находившейся под управлением Кирревкома согласно

декрета СНК РСФСР от 26 августа 1920 года была образована Киргизская

(Казахская) Автономная социалистическая Республика в составе РСФСР. В связи

с образованием Киргизской (Казахской) АССР ее Правительство (СНК) своим

постановлением от 8 ноября 1920 года утвердило «Положение о государственной

статистике в Казахской АССР», а статотдел Кирревкома был преобразован в

статистическое управление Казахской ССР.

Согласно этого положения Статуправление было определено высшим

статистическим органом в Каз.АССР, которое должно объединять, согласовывать

и руководить деятельностью всех статистических органов на территории

Республики. Местные органы Статуправпения Каз.АССР были представлены

губернскими и уездными статистическими бюро.

На статистическое управление Казахской АССР возлагалось общее

руководство учетом и статистикой, организация общегосударственных

статистических работ, утверждение планов и программ статистических

обследований, ведение демографической и моральной статистики, а также

статистики здравоохранения и санитарии, труда, промышленности и сельского

хозяйства, распределения и потребления, выпуск ежегодников и других

периодических изданий, сборников и обзоров по отдельным вопросам из

экономической и социальной жизни республики.

Образование в июле 1923 года Центрального статистического управления

при Совете Народных Комиссариатов СССР (ЦСУ СССР) положило начало ведению

единого для всей страны статистического учета и отчетности на основе единых

принципов, единой методологии и организации.

ЦИК и СНК Каз.АССР 23 июня 1928 года утвердили новое положение об

организации государственной статистики, по которому ЦСУ действовало на

правах объединенного наркомата Каз.АССР. Решением ЦИК Каз.АССР от 11

февраля 1930 года ЦСУ упраздняется, а его функции передаются Госплану

республики, где был образован сектор народнохозяйственного учета.

Согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 17 декабря 1931 года сектор

нархозучета Госплана был реорганизован в Управление нархоэучета (УНХУ) при

Госплане Каз.АССР.

В 1932 году в связи с созданием областей в республике были образованы

областные управления нархоэучета. Местные статорганы слились с местными

плановыми комиссиями, а сеть добровольных корреспондентов упразднилась: в

районах создали экспертные комиссии, в аулсоветах - ввели уполномоченных по

статистике.

Становление и развитие статистики нашей Алматинской области тесно

переплетается с развитием статистики в целом по стране.

На основании декрета Совнаркома о местных статистических учреждениях

от 20 мая 1920 года состоялось заседание представителей губернского Совета

по делам статистики, городского статбюро. уездных и волостных

статистических организаций о созыве конференции статистиков. Исполнительное

бюро губернского Совета по делам статистиков было избрано в составе трех

человек. Губернское статистическое бюро в 1924 году состояло из девяти

отделов с общей численностью работающих - 41 человек. На 1 января 1925 года

в связи с неудобством управления отделами структура статбюро стала состоять

из четырех отделов: общего, демографической статистики, экономической

статистики, сельскохозяйственной статистики, с численностью работающих - 33

человека.

По Постановлению ВЦИК СССР в 1932 году было организовано управление

народнохозяйственного учета Алматинской области со структурой в двенадцать

секторов (Облнархозучет).

В 1941 году облнархозучет был переименован в статистическое

управление Алматинской области с функциями проведения на территории области

учета по отраслям народного хозяйства, а также с осуществлением руководства

горинспектурой и пятнадцатью районными инспектурами.

В 1960 году Статистическое управление было разделено на основной

аппарат и аппарат машиносчетной станции при статуправлении, которая в связи

с оснащением новых ЭВМ М - 5000 была преобразована в Вычислительный центр

статуправления.

В 1983 году с созданием Казахского Республиканского объединения ЦСУ

Каз.ССР по информационно - вычислительному обслуживанию (Казахмашинформ),

создано Алматинское областное объединение статистического управления

Алматинской области Каз.ССР по информационно - вычислительному обслуживанию

(Алматыобпмашинформ) на хозрасчетной основе со следующей структурой: ВЦ и

четырнадцать районных информационно - вычислительных станций.

Во второй половине 1987 года статистическое управление Алматинской

области, Алматымашинформ и ВЦ были упразднены, и на их базе было создано

Алматинское областное управление статистики.

С октября 1987 года районные информационно-вычислительные станции

были преобразованы в районные отделы статистики в составе Алматинского

областного управления статистики.

С марта 1991 года Алматинское областное управление статистики

преобразовано в Алматинское областное управление по статистике и анализу.

В июне 1999 года в соответствии с Постановлением Правительства

Республики Казахстан «О реорганизации территориальных органов Агентства

Республики Казахстан по статистике» управление разделено на: управление

статистики (являющейся государственным органом) и информационно -

статистический центр, основной функцией которого является выполнение работ

по сбору, обработке статистических данных и представлении Управлению.

Все эти изменения организационной структуры органов государственной

статистики сыграли положительную роль, прежде всего в том, что их работа

была теснее увязана с работой органов планирования. За это время органы

государственной статистики провели целый ряд работ, имевших большое

государственное значение.

Централизация учета и статистики, создание машиносчетных станций,

вычислительных центров, внедрение в учет и статистику вычислительной

техники открыли возможность расширения программы разработки,

совершенствования статистического и экономического анализа, что позволило

органам государственной статистики провести весьма сложные и крупные

статистические работы,

Статуправление Каз.АССР и его органы на местах провели в 1927 году

десяти процентную выборочную сельскохозяйственную перепись, в этом же году

было проведено большое обследование размещения и путей перекочевки

казахского населения, на 15 декабря 1927 года была проведена Всесоюзная

школьная перепись. В 1922 году проведена сплошная перепись совхозов и

колхозов, в 1929 году - перепись мелкой промышленности. Проведены переписи

скота 1934, 1935, 1936, 1938 годов, которые показали развернутую картину

состояния животноводства в республике.

В 1950 - 1990 годах статистические органы Казахстана, несмотря на

свою постоянную перегруженность, подготовили и провели Всесоюзные переписи

населения 1959, 1970, 1979, 1989, 1999годв, а также проводились переписи

жилищного фонда, оборудования, машин, плодово-ягодных насаждений и другие.

В 1960-1961 годах и 1972 -1973годах статорганы подготовили и провели

инвентаризацию и переоценку основных фондов во всем народном хозяйстве,

которые по своим объемам и сложностям почти равны переписи населения.

Большую работу статистические органы республики проводили по изданию

для широкого круга читателей статистических сборников, официальных и

отдельных сообщений на страницах печати. Периодически выпускались юбилейные

и специальные статсборники, в которых приводились итоги развития экономики

и культуры в республике и регионе. Часто они издавались как отраслевые и по

отдельным темам.

В декабре 1992 года постановлением правительства была утверждена

государственная программа по перестройке статистики первичного и

бухгалтерского учета. В результате реализации этой программы была

сформирована начальная статистическая система, соответствующая статусу

независимого государства,

Правительство в рамках своей программы действий на 1998 - 2000 годы

приступило к претворению в жизнь долгосрочной Стратегии Республики

Казахстан - «Стратегия - 2030», в целях реализации этой программы на уровне

республики и регионов предусматривается осуществить соответствующую

комплексную информатизацию центральных и исполнительных местных органов,

формирование единого информационного пространства государственного

управления. Ядром единых информационных ресурсов должна стать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.